Тормозная жидкость БСК
Ежедневно водителю за рулем автомобиля приходится резко жать на педаль тормоза: пешеходы, животные, опасные повороты. Сработают ли тормоза? От этого зависит жизнь и здоровье водителя, пассажиров и третьих лиц. А работа тормозной системы, эффективность торможения во многом зависят от тормозной жидкости (ТЖ).
Отечественная промышленность стала выпускать ТЖ с конца 60-х годов, в пору распространения автомобилей «Волга», «Москвич», «Запорожец», «Жигули». Тогда было налажено производство органической тормозной жидкости «БСК».
Описание и назначение тормозной жидкости «БСК»
БСК – это прозрачная жидкость красного цвета с артикулом 2649, выпускается по ТУ 6-101533-75. При покупке обращают внимание на цвет – добавлением красного органического красителя производители отличали ее от другой, «желтой жидкости» ЭСК.
БСК – единственная на современном рынке жидкость органического происхождения. Ее состав:
- Касторовое масло – 50%;
- Бутиловый спирт – 50%.
В современном автопроме данная жидкость не находит применения. Она устарела, разрабатывалась для ретро-автомобилей модельного ряда ГАЗ-21, в них до сих пор и используется. Выпуск данного товара прекращен.
Тормозная жидкость – бутил-спиртокасторовая смесь БСК не имеет синтетических компонентов. Она не входит в международный перечень классификации тормозных жидкостей, так как из-за своего органического происхождения не вписывается ни в один из классов ТЖ. Составляет отдельную группу с органическим составом, не соответствует современным государственным стандартам.
Применяется в автомобилях старого класса с низкой (по современным меркам) скоростью передвижения с барабанными тормозами. Наряду с тормозной жидкостью «БСК» на современном рынке существует множество подобных продуктов, которые превосходят «БСК» по своему качеству, составу и стоимости. Кроме этого, есть несколько классов ТЖ, которые отличаются между собой по своим характеристикам.
Характеристики тормозной жидкости «БСК»
Как и любой современный продукт автохимии для автомобилей, тормозная жидкость «БСК» обладает как своими преимуществами, так и рядом недостатков. К положительным качествам можно отнести следующие.
Химически нейтральная жидкость, поэтому не оказывает на резиновые изделия никакого воздействия. Это значит, в тормозной системе не возникает подтеканий из-за разъеденных резиновых частей. Такое часто случается при переходе на ТЖ класса DOT.
Товар отличается нулевой токсичностью – пары при вдыхании безвредны, попадание на кожу не оставляет ожогов и следов. Кстати, на рынке много подделок этого материала. Разъедание кожи и резкий запах сигнализируют о суррогате.
БСК не гигроскопична, то есть она вообще не впитывает влагу. Это и естественно, ведь она на масляной основе, а масло отталкивает воду. Масло прекрасно смазывает металлические элементы тормозной системы. Показатель коррозии сводится к минимуму. Также не наблюдается залипания в системе тормозов.
Менять жидкость можно редко. Постепенно она загрязняется частичками изношенной резины. Спирт имеет свойство испаряться, а при недостатке спирта масло превращается в желе – тормозная система не сработает.
Показатель | Тормозная жидкость «БСК» |
---|---|
Отрицательный температурный показатель | -20° С |
Положительный температурный показатель | +25° С |
Стоимость (455 мл) | 70-100 рублей |
Автомобили ретро-класса все еще ездят по российским дорогам, более того, даже модно и престижно иметь такую машину. Это значит, что тормозная жидкость БСК будет еще долго востребована в современном мире.
Отзывы
Олег, 52 года, г. Старый Оскол
Недавно купил на авторынке шесть флаконов тормозной жидкости БСК, стал перебирать цилиндр сцепления. Открываю, а жидкость-то совсем не та! У старой, настоящей, и запах был приятным.
Геннадий, 36 лет, г. Сызрань
Нормально идет в ВАЗах. Только на цвет смотрите – прозрачная должна быть.
Артур, 42 года, г. Саратов
Хотел тормозную жидкость БСК заменить на другой класс, современный. Все промыл, результатом не доволен, буду снова переходить на старую надежную БСК.
Александр, 36 лет, г. Усть-Лабинск
Обращайте внимание на запах – касторкой должна пахнуть. Такая жидкость БСК хорошо и долго без замены работает.
Сергей, 29 лет, г. Балашиха
Ощущение маслянистости должно быть, приятное такое. Это в настоящих БСК. Никакой синтетики, безопасная ТЖ. Классно!
Маркировка тормозных жидкостей
В настоящее время выпускается несколько марок тормозных жидкостей, которые разделяются на жидкости массового и специального назначения. К первым относятся БСК, «Нева», «Томь» и «Роса», ко вторым – ГТЖ-22М.
Жидкость БСК (ТУ 6-10-1533–75) представляет собой смесь бутилового спирта, рафинированного касторового масла и органического красителя красного цвета. Имеет хорошие смазывающие свойства, но невысокие вязкостно-температурные показатели, так как при –20 ºС касторовое масло выпадает в осадок, что может привести к поломке тормозной системы. Кроме того, она коррозионно-агрессивна к меди и латуни. Из-за низкой температуры кипения жидкости БСК (117 °С) в летний период эксплуатации в гидроприводе тормозов могут образоваться «паровые пробки», поэтому она может применяться только на старых моделях автомобилей и на сельскохозяйственной технике, т. е. тех, в тормозных системах которых использованы элементы из немаслостойкой резины.
Жидкость «Нева» (ТУ 6-01-1163–78) – основными компонентами являются гликолевый эфир (этилкарбитол) и полиэфир (полиоксилпропиленгликоль); содержит антикоррозионные присадки. Жидкость работоспособна при температуре до –40 ºС. Предназначена для гидропривода тормозов и сцеплений грузовых и легковых автомобилей, которые эксплуатируются в умеренной климатической зоне. При увлажнении она обладает низкой температурой кипения и коррозионно-агрессивна к металлам.
Жидкость «Томь» (ТУ 6-01-1276–82) разработана взамен жидкости «Нева». Основные компоненты – концентрированный гликолевый эфир (этилкарбитол), полиэфир, бораты (для повышения эксплуатационных свойств) с добавлением загустителей; содержит антикоррозионные присадки. Имеет лучшие эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения (200ºС). Совместима с «Невой» при смешивании в любых соотношениях.
Жидкость «Роса» (ТУ 6-05-221-569–87) разработана для новых моделей легковых и грузовых автомобилей. Основной компонент – борсодержащий полиэфир; содержит антикоррозионные и антиокислительные присадки. Жидкость имеет высокие значения температуры кипения (260ºС) и температуры кипения »увлажненной» жидкости (165 ºС). Это обеспечивает надежную работу тормозной системы при тяжелых эксплуатационных режимах и позволяет увеличить срок службы жидкости. Тормозная жидкость «Роса» совместима с жидкостями «Томь» и «Нева».
Жидкость ГТЖ-22М (ТУ 6-01-787–75) состоит из смеси гликолей (диэтиленгликоль и этилцеллозольв), воды и антикоррозионных присадок. Окрашена в зеленый цвет. По показателям близка к «Неве», но обладает худшими антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами (при 50 ºС вязкость колеблется в пределах от 7,9 до 8,3 мм 2 /с. Подвижность теряет при –50 ºС). Рекомендуется для применения во всех климатических зонах, кроме районов Крайнего Севера всесезонно.
Жидкости «Нева», «Томь», «Роса» совместимы, их смешивание между собой возможно в любых соотношениях. Смешивание указанных жидкостей с БСК недопустимо, так как приведет к расслоению смеси и потере необходимых эксплуатационных свойств.
За рубежом на тормозные жидкости распространяется ряд нормативных документов, а именно: стандарты SAE J 1703 (разработанные Международным объединением инженеров транспорта), FMVSS 116 (разработанные Федеральным обществом по безопасности транспортных средств США), ISO 4925. Среди них наиболее широкое распространение получили нормы DOT (Departament of Transportation), которые представлены в таблице 49 [6].
Характеристики тормозных жидкостей
Нормативные стандарты | FMVSS 116 | SAE J 1703 | ||
Тип и время действия | DOT 3 | DOT 4 | DOT 5 | 1983 г. |
Наименьшая установившаяся температура кипения, ºС Наименьшая влажностная температура кипения, ºС Вязкость кинематическая при температуре –40 ºС, мм 2 /с, не более Вязкость кинематическая при температуре +100 ºС, мм 2 /с, не менее | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Для легковых автомобилей в зависимости от конструкции, технических характеристик и года выпуска применяются жидкости, соответствующие требованиям DOT-3, DOT-4 и DOT-5. Нормам DOT-5 отвечают наиболее современные жидкости, предназначенные для скоростных и спортивных автомобилей.
В таблице 50 приведены показатели основных марок жидкостей для тормозных систем автомобилей.
Помимо стандартных гликолевых жидкостей предусмотрен выпуск жидкостей на основе минеральных масел (ISO 7308) и силиконовых жидкостей (SAE J 1705).
Использование жидкостей, созданных на основе минеральных масел, позволяет не снижать температуру кипения, так как они не обладают гигроскопичностью. Для обеспечения как можно меньшей зависимости вязкости от температуры в тормозную жидкость добавляются специальные присадки.
Силиконовые жидкости также не абсорбируют влагу, однако их недостатком является высокая сжимаемость и худшие смазывающие свойства, что и ограничивает их применение. К нежелательным последствиям применения силиконовых жидкостей и минеральных масел является накопление воды в свободном виде, которая выпаривается при нагревании жидкости свыше 100 ºС и замерзает при охлаждении ее ниже 0 ºС, с последующим образованием пузырьков, препятствующих нормальной работе тормозной системы.
Зарубежными аналогами жидкостей «Томь» и «Нева» являются жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют
имеют температуру кипения более 205 ºС, а для жидкости «Роса» – жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230 ºС.
Жидкости типа БСК на современных моделях автомобилей за рубежом не применяются.
Используя тормозные жидкости, необходимо принимать во внимание следующие факторы:
— тормозную жидкость необходимо периодически менять через каждые 1,5÷2 года;
— хранить жидкость необходимо только в герметичной таре, из-за ее ядовитости;
— все тормозные жидкости (за исключением БСК) агрессивны к лакокрасочным покрытиям [1, 2, 4, 6, 8].
Характеристика основных марок тормозных жидкостей
Показатель | БСК | «Нева» | «Томь» | «Роса» |
Внешний вид | Прозрачная однородная жидкость | |||
красного цвета без осадка и механических примесей | от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка, допускается слабая опалесценция | от светло-желтого до светло-коричневого цвета без осадка | ||
Вязкость кинематическая, мм 2 /с: –40 ºС, не более 50 ºС, не менее 100 ºС, не менее | 2500*(130(0ºС)) 9,4–13 5,5 (70ºС) | |||
Температура кипения, ºС, не ниже | ||||
Температура кипения «увлажненной» жидкости, ºС, не ниже | – | 138* | 165* | |
Стабильность при высокой температуре, ºС, не более | – | |||
Изменение объема резины после старения в тормозной жидкости, %: 51-1524 7-2462 | – 5–10 | 2–10 2–10 | 2–10 2–10 | 3–12 2–8 |
Изменение массы пластинок, мг/см 2 , не более: белая жесть сталь алюминиевый сплав чугун латунь, медь | 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 | 0,2 0,2 0,1 0,2 0,5 | 0,1 0,1 0,1 0,1 0,4 | 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 |
Температура застывания, ºС (потеря подвижности) | –20 | –60 (не теряет) | –60 (не теряет) | –60 |
Концентрация водородных ионов рН | 6,0 | 7,0–11,5 | 7,0–11,5 | 7,0–11,5 |
* Фактические данные. |
Гидравлические жидкости
В легковых автомобилях широко нашли применение гидравлические амортизаторы телескопического типа, а в последнее время – телескопические стойки, предназначенные для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески. Рабочим телом в гидравлических амортизаторах служат маловязкие жидкости, обычно на нефтяной основе. При работе амортизаторов жидкость под давлением с огромной скоростью перетекает через узкие отверстия из одной полости в другую, поглощая при этом кинетическую энергию колебаний кузова, что делает ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью.
Температура жидкости в амортизаторах может изменяться от –50°С в зимнее время в северных районах до 120÷140 °С летом в южных районах, за счет превращения кинетической энергии в тепловую. Давление жидкости в амортизаторах достигает 8÷12 МПа.
В связи с этим требования, предъявляемые к амортизаторным жидкостям многообразны. Основным показателем является вязкость и соответствующие им вязкостно-температурные свойства. Большинство рабочих жидкостей, применяемых в телескопических амортизаторах, характеризуются следующими значениями вязкости: при 20 ºС – 30÷60; при 50 ºС – 10÷16; при 100 ºС – 3,5÷6 мм 2 /с, а при –20 ºС вязкость не должна превышать 800 мм 2 /с. Желательно, чтобы во всем интервале встречающихся на практике отрицательных температур вязкость амортизаторной жидкости не превышала 2000 мм 2 /с. При более высокой вязкости работа амортизаторов резко ухудшается (увеличивается жесткость их работы) и происходит блокировка подвески. С этим часто встречаются на практике. Уже при –30 ºС вязкость товарных амортизаторных жидкостей превышает 2000 мм 2 /с и при –40 ºС достигает 5000÷10000 мм 2 /с. Обеспечить требуемую вязкость (при температурах ниже –30 ºС) могут амортизаторные жидкости на синтетической основе.
Рабочая амортизаторная жидкость должна обладать определенной теплоемкостью и теплопроводностью. Важным ее показателем являются смазывающие свойства жидкостей, которые определяются обычно при испытании на машинах трения или при испытании самих амортизаторов на стенде. Амортизаторные жидкости не должны быть склонны к пенообразованию, так как это снижает энергоемкость амортизатора и нарушает условия смазки трущихся пар, а вызвано это проникновением воздуха в гидросистему и его диспергированием в жидкости в виде мельчайших пузырьков. Важными характеристиками амортизаторных жидкостей являются такие, как стабильность против окисления, механическая стабильность, испаряемость и совместимость с конструкционными материалами, особенно резиновыми уплотнениями. В их состав, как правило, вводят различные добавки, улучшающие свойства жидкости. Это высокомолекулярные присадки для улучшения температурных характеристик вязкости, антиокислительные и противопенные присадки, а также для повышения смазывающих свойств, температуры застывания и др. Ассортимент основных амортизаторных жидкостей представлен в таблице 51 [6].
Свойства основных марок амортизаторных жидкостей
Показатель | МГП-10 (ОСТ 38-154-74) | АЖ-12Т (ГОСТ 23008-75) | МГП-12 (ТУ 38.201465-88) |
Плотность при 20ºС, кг/м 3 | – | ||
Вязкость, мм 2 /с, при температуре –40 ºС, не более –20 ºС, не более 50 ºС, не менее 100 ºС, не менее | – 3,6 | – 3,6 | – 3,9 |
Температура застывания, ºС, не выше | –40 | –52 | –43 |
Вспышка в закрытом тигле, ºС, не ниже |
В качестве жидкости для амортизаторов наибольшее распространение получили маловязкие масла или чаще их смеси (АЖ-12т, МГП-10, МГЕ-10А), которые являются всесезонными и обладают лучшими эксплуатационными показателями. В качестве заменителей применяют масло веретенное АУ или АУП как зимний сорт либо смесь трансформаторного и турбинного масла марки 22 в соотношении 1:1 как летний сорт. Однако эти масла имеют недостаточно хорошую вязкостно-температурную характеристику: при понижении температуры их вязкость значительно возрастает.
Зарубежными аналогами отечественных амортизаторных жидкостей могут быть следующие жидкости: фирмы Shell – Aeroshell Fluid 1, фирмы ВР – ВР Aero Hydraulic 2, Esso – Aviation Utility Oil, DEF2901А, при этом они должны соответствовать классификации ISO 6074-НМ-22 либо ISO 6074-НН-22.
Помимо работы в гидравлических амортизаторах, жидкостям приходится передавать мощность и приводить в действие различные агрегаты и механизмы, т. е. работать в гидроподъемниках, гидроусилителях рулей и др.
В связи с этим жидкости должны иметь хорошие низкотемпературные свойства (температура застывания должна быть ниже на 5÷10 ºС температуры окружающего воздуха в начальный период работы гидравлической системы); хорошие вязкостно-температурные свойства (вязкость не должна быть высокой) для обеспечения плавности хода и предотвращения износа; хорошие смазывающие свойства и свойства, не допускающие коррозии металлов и сплавов, а также разрушения уплотнений; хорошие антипенные свойства (способность жидкости выделять воздух без образования пены); хорошую стабильность при эксплуатации и хранении, отсутствие воды и механических примесей.
Это вызвано тем, что жидкости работают при температурах от –40 °С до +80 °С, давлении до 15 МПа, скоростях скольжения до 20 м/с, контакте с черными и цветными металлами, резиновыми и полимерными уплотнениями и шлангами.
Данные жидкости делятся на 10 классов в зависимости от кинематической вязкости [6] (таблица 52) и 3 группы в зависимости от эксплуатационных свойств (таблица 53).
Классы вязкости гидравлических масел
Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм 2 /с, при +40 ºС | Класс вязкости | Кинематическая вязкость, мм 2 /с, при +40 ºС |
4,14–5,06 | 28,80–35,20 | ||
6,12–7,48 | 41,40–50,60 | ||
9,00–11,00 | 61,20–74,80 | ||
13,50–16,50 | 90,00–110,00 | ||
19,80–24,20 | 135,00–165,00 |
Группы эксплуатационных свойств гидравлических масел
Группа масел | Состав масел | Область применения |
А | Минеральные масла без присадок | Гидросистемы с шестеренными поршневыми насосами, работающими при давлении до 15 МПа и температуре масла в объеме до 80 °С |
Б | Минеральные масла с анти-окислительными, антипенными и противокоррозионными присадками | Гидросистемы с насосами всех типов, работающие при давлении до 25 МПа и температуре масла в объеме более 80 °С |
В | То же, что и Б, но с противоизносными присадками | То же при 90 °С |
В настоящее время система обозначения гидравлических масел состоит из трех групп знаков: букв МГ – минеральное гидравлическое масло; цифр, характеризующих класс вязкости; буквы, указывающей на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.
Отечественная классификация гидравлических масел по группам в зависимости от эксплуатационных свойств имеет соответствие зарубежным аналогам, что представлено в таблице 54 [6].
Соответствие групп масел
Группа масел по ГОСТ 17479.3-85 | А | Б | В |
Группа масел по ISO 6474/4-1982/Е/ | НН | Н | НМ |
Масла по новой маркировке и старой имеют следующую зависимость: МГ-22 (старое обозначение – веретенное АУ), МГ-15В (ВМГЗ), МГ-22Б (МГП-10), МГ-46-В (марка А для ГМКП) и т. д. Показатели качества гидравлических масел отражены в таблице 55 [6].
Показатель | МГ-15-Б | МГ-15-В | МГ-22-А | МГ-22-Б | МГ-46-Б | МГ-46-В |
Плотность при 20 ºС, кг/м 3 ,не более | – | – | ||||
Вязкость, мм 2 /с, при температуре –40 ºС +50 ºС | ≥10 | 12÷14 | – 11÷14 | (–15 °С) 27÷33 | (–15 °С) 41,4÷50,6 (40 °С) | |
Температура застывания, ºС, не выше | –70 | –60 | –45 | –45 | –30 | –30 |
Вспышка в закрытом тигле, ºС, не ниже | ||||||
Индекс вязкости | – | – | ||||
Кислотное число, мг КОН/г масла | 0,05 | 0,05 | 0,07 | 0,3–0,6 | 0,06 | – |
Пусковые жидкости
В условиях низких температур для пуска холодного двигателя необходимо, чтобы в цилиндр поступала топливовоздушная смесь, воспламеняющаяся от искры зажигания (самовоспламеняться от сжатия – для дизелей) при небольшой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Однако при значительных отрицательных температурах пусковых свойств бензина либо дизельного топлива недостаточно. В этих случаях для пуска двигателей применяют специальные хорошо испаряющиеся и легко воспламеняющиеся жидкости.
В связи с режимом работы пусковые жидкости должны обладать рядом эксплуатационных свойств, а именно:
— хорошей испаряемостью при низкой температуре;
— быстрой воспламеняемостью от искры либо самовоспламеняемостью от сжатия;
— высокой противокоррозионной и противоизносной способностью;
— низкой температурой застывания;
— стабильностью при длительном хранении.
Основным компонентом любой пусковой жидкости является этиловый эфир, который обеспечивает высокую эффективность независимо от типа двигателя и способа его пуска. Помимо этилового эфира в состав жидкостей входят:
— изопропилнитрат, который способствует плавной работе дизельных и бензиновых двигателей;
— масло для судовых газовых турбин, которое обеспечивает хорошие противоизносные и противоокислительные свойства и застывает при температуре ниже –60ºС.
Характеристика пусковых жидкостей, применяемых на транспорте, приведена в таблице 56 [6].
Характеристика пусковых жидкостей
Показатель | Наименование пусковых жидкостей для двигателей | |||
бензиновых | дизельных | |||
«Арктика» | диэтиловый эфир | жидкость НАМИ | «Холод Д-40» | |
Цвет | прозрачный или светло-желтый | прозрачный или светло-голубой | – | – |
Состав (по массе), %: диэтиловый спирт (эфир) петройлевый эфир турбинное масло изопропилнитрат противоизносная и противозадирная присадка противоокислительная присадка | 45–60 38–43 1,5–2,5 2–4 До 2 До 0,5 | – – – – – | – – – 0,2 | 58–62 13–17 9–11 13–17 – – |
Минимальная температура надежного пуска без подогрева, ºС | –35 | –35 | – | – |
Жидкости «Арктика» и НАМИ выпускают в запаянных баллонах одноразового использования объемом 20 мл, а «Холод Д-40» – в баллонах объемом 20, 50 либо 100 мл.
Для впрыска данных жидкостей используют специальные пусковые приспособления моделей 5ПП-40 и 6ПП-40, которые легко монтируются на двигателе и позволяют подавать жидкости во впускной трубопровод.
Диэтиловый эфир подается в виде 5÷8 капель в воздушный трубопровод при снятом воздухоочистителе в момент проворачивания коленчатого вала двигателя [1, 2, 3, 6].
Требования техники безопасности при работе со смазочными материалами и техническими жидкостями
В транспортной организации должно быть назначено лицо, ответственное за хранение, перевозку и использование антифриза, тосола (далее – антифриз).
Его следует хранить и перевозить в исправных металлических герметически закрывающихся бидонах и бочках с завинчивающимися пробками. Крышки и пробки должны быть опломбированы.
Порожняя тара из-под антифриза также должна быть опломбирована.
Антифриз не должен перевозиться вместе с людьми, животными, пищевыми продуктами.
Перед тем как налить антифриз, необходимо тщательно очистить тару от твердых осадков, ржавчины, промыть ее щелочным раствором и пропарить. В таре не должно быть остатков нефтепродуктов.
Антифриз наливают в тару не более чем на 90 % ее вместимости. На таре, в которой хранят (перевозят) антифриз, и на порожней таре из-под него должна быть несмывающаяся надпись крупными буквами: «ЯД» а также знак, установленный для ядовитых веществ.
Тару с антифризом хранят в сухом неотапливаемом помещении. Во время хранения и перевозки все сливные, наливные и воздушные отверстия в таре должны быть опломбированы.
Не допускается:
— наливать антифриз в тару, не соответствующую указанным выше требованиям;
— переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом;
— применять тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов.
Слитый из системы охлаждения двигателя антифриз должен быть сдан по акту на склад для хранения.
Правила хранения отработанного антифриза такие же, как и свежего.
Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом необходимо:
— проверить, нет ли в системе охлаждения (соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и т. д.) течи и при наличии устранить ее;
— промыть систему охлаждения чистой горячей водой.
Заправку системы охлаждения двигателя антифризом следует производить только при помощи специальной предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачки, воронки). Заправочная посуда должна быть очищена и промыта и иметь надпись: «Только для антифриза»
При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т. п.), так как они во время работы приводят к воспламенению антифриза.
Заливать антифриз в систему охлаждения без расширительного бачка следует не до горловины радиатора, а на 10 % менее объема системы охлаждения, потому что во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к его вытеканию.
После каждой операции с антифризом (получение, выдача, заправка автомобиля, проверка качества) нужно тщательно мыть руки водой с мылом. При случайном заглатывании антифриза пострадавший должен быть немедленно отправлен в лечебное учреждение, так как антифризы очень токсичны. При попадании внутрь организма они поражают центральную нервную систему и почки. Смертельная доза этиленгликоля составляет 50 г (около 100 г антифриза). Не допускается приступать к работе с антифризом водителям и другим лицам, не прошедшим дополнительный инструктаж по мерам безопасности при получении, хранении, выдаче и его использовании.
Аналогичным токсичным действием обладают тормозные жидкости на гликолевой основе «Томь», «Роса», «Нева» и др.
При отравлении этиленгликолем, охлаждающей или тормозной жидкостью пострадавшему следует немедленно оказать первую помощь: тщательно промыть желудок водой или 2 % раствором питьевой соды, искусственно вызвать рвоту, согреть и немедленно вызвать врача.
Для предупреждения отравлений охлаждающими и тормозными жидкостями необходимо строго контролировать их хранение, перевозку и расход.
Смазочные масла и гидравлические жидкости на минеральной основе также являются токсичными веществами. К маслам, которые содержат присадки, нужно относиться с большей осторожностью, чем к маслам без присадок, так как действие токсичных веществ, содержащихся в них (серы, хлора, фосфора, цинка, свинца и др.), изучено еще недостаточно. При нарушении правил обращения с маслами и личной гигиены они могут вызывать экзему, фолликулярные поражения кожи и даже более тяжелые заболевания [1, 2, 6].
Не все БСК одинаково полезны, или как я превратился в тормозуховоз.
В процессе планового ремонта мы с коллегами подошли к актуальному и животрепещащему вопросу: какую тормозную жидкость лить в систему, с учётом того, что она целиком новая.
Вариант№1 — БСК
Вариант №2 — ДОТ-4
С учётом тяги к оригиналу и исторической справедливости ( а также на основе информации из интернета) мы склонились к использованию БСК, но столкнулись с неожиданной проблемой: правильной оригинальной БСК нет в продаже.
Очень хорошо этот вопрос поднят на форуме любителей ГАЗ-24
gaz24.ru/c117592/?p=194, столкнувшихся с аналогичной проблемой.
В тексте ничего ни убавить, не прибавить, поэтому привожу его полностью:
В гидроприводах старых моделей ГАЗ использовалась тормозная жидкость (ТЖ) БСК (ТУ МХК СССР 1608-47, ТУ 35-ХП-430-62, ТУ 35-ХК-482-64, ТУ 6-101533-75), представляющая собой смесь равных весовых частей касторового масла и бутилового спирта, плюс краситель красного цвета для визуального опознания при подтекании (стоит отметить, что, судя по публикациям «тех лет», в некоторых случаях краситель мог быть и зелёным; на работу ТЖ его цвет не влиял).
Многие владельцы перебирают гидроприводы тормозов, используя современные резинотехнические изделия, для работы на современных тормозных жидкостях типа DOT-4. И всё же, у множества «Волг» с барабанными тормозами «по кругу» привод тормозов всё ещё заполнен именно БСК. Причин тому много.
Почему-то про тормозную жидкость БСК ходит среди водителей и по Интернету множество мифов. Большинство из них совершенно не соответствуют действительности.
В первую очередь, тормозная система ГАЗ-24 (но не 24-10) всё же изначально рассчитана именно на использование БСК. Именно с учётом большей вязкости этой жидкости у неё увеличенный диаметр тормозных трубок. И БСК в ней вполне исправно выполняет свои функции, если не увлекаться уличными гонками (на «Волге»-то ?), не ездить постоянно по трассе с высокими скоростями и частными торможениями и не эксплуатировать машину зимой в лютый мороз (-20…-25 градусов).
Во-вторых, БСК (именно настоящая БСК — простая смесь спирта и масла) абсолютно химически нейтральна и никак не влияет на резинотехнические изделия. Ну, подумайте сами — у неё в компонентах только бутиловый спирт (по свойствам похожий на обычный этиловый) и растительное масло. А значит, даже с не очень качественными (то есть, 90 % сегодняшней отечественной продукции) РТИ вам не грозят постоянные подтекания тормозной жидкости из-за разъедания ей резинок, что является весьма распространённым явлением после перехода на DOT.
Кроме того, БСК ещё и не токсична; точнее — токсична, но примерно на уровне палёной водки: пить лучше не надо, но от паров или попадания на кожу ничего не будет уж точно; бутиловый спирт содержится в небольшом количестве во многих алкогольных напитках, про касторку и говорить нечего. Если БСК у вас разъедает резинки и руки, вывод простой — это не БСК, что бы ни было написано на упаковке (см. также ниже).
В-третьих, в отличие от других тормозных жидкостей (кроме силиконовых DOT 5), она не гигроскопична, то есть, не впитывает воду. Ещё бы, ведь её основа — растительное (касторовое, из семян растения клещевина) масло ! Масло воду не впитывает. Наоборот — она отталкивает воду и вдобавок хорошо смазывает (опять же: масло !) металлические части системы — коррозия и залипание тормозной системе с БСК не грозят (исключение составляет длительный — порядка нескольких лет — простой автомобиля, после которого тормоза вполне могут отказать, но это относится к любой марке ТЖ). Да и менять её можно намного реже (не менять вообще, к сожалению, не выйдет — постепенно она всё же загрязняется продуктами механического износа резины, а спирт имеет свойство со временем испаряться).
Современные жидкости (DOT 3 и 4), напротив, очень гигроскопичны — впитывают воду даже через поверхность резиновых шлангов, не говоря уже о многочисленных местах соединения и тройниках, и уже через несколько лет службы превращаются в грязную водичку, вызывая интенсивную коррозию в системе гидропривода… Поэтому менять производитель и рекомендует менять их раз в два года.
В советское время автомобили проезжали с тормозной системой, заправленной БСК, десятки лет и тысяч километров без долива жидкости и каких либо проблем с тормозами. Многие так и ездили до самого недавнего времени, пока многолетний простой в гараже или долив современной тормозухи в систему не прикончили гидроприводы. На многих ГАЗ-21, ГАЗ-24, старых «Москвичах» и «Запорожцах» до сих пор, спустя 30-40-50 лет, стоят родные, поставленные на заводе тормозные шланги и манжеты в гидроцилиндрах, и всё это вполне удовлетворительно работает (что, конечно, не говорит о том, что так оно и должно быть: и сама БСК, и РТИ всё же имеют ограниченный срок службы и время от времени должны заменяться на новые, к тому же тормозные трубки имеют обыкновение со временем забиваться, из-за чего повышается усилие на педали).
Почему же от БСК отказались, причём уже довольно давно ?
Недостатка у неё всего два, но с точки зрения использования в гидросистемах современных автомобилей — фатальных. Дело в том, что после перехода на дисковые тормоза, имеющие намного более высокие рабочие температуры, чем барабанные, появился риск закипания имеющей довольно низкую температуру кипения БСК при длительном торможении, и, как результат — отказа тормозов. Кроме того, как раз в те годы машины стали чаще эксплуатировать зимой (до семидесятых годов несовершенство шин и эксплуатационных материалов автолюбителей-частников от этого как правило удерживало), и стало становиться актуальным то, что уже при −20…25 градусах БСК начинает густеть, иногда в ней даже образовывать кристаллики, закупоривающие систему тормозов (после прогрева эффект исчезает). Поэтому для первых же «Жигулей» с дисковыми тормозами спереди была разработана новая тормозная жидкость на основе этиленгликоля — «Роса». Хотя, собственно говоря, подобные жидкости для гидроприводов уже задолго до этого применялись в авиации.
Дисковых тормозов на старых «Волгах», кроме модели «3102» (у которой тормозная система с завода заполнялась «Невой»), нет, а эксплуатировать их в сильный мороз нынче придёт в голову лишь совсем уж фанатикам. При таких условиях, БСК — на мой взгляд — идеально исполняет свои обязанности, способствуя не только отсутствию гемороя с переборкой системы под ДОТ, но и постоянной головной боли по поводу потёкших или заклинивших тормозов, нередко сопровождающей владельцев переведённых на DOT машин из-за скверного качества современных резинотехнических изделий отечественного производства.
БСК все еще продается на авторынках. Но, к сожалению, частенько вместо качественного продукта встречаются подделки и просто низкокачественные изделия. Кстати, судя по публикациям в журнале «За Рулём» семидесятых годов, та же самая проблема существовала уже в то время, хотя и не столь ярко выраженная.
Для опознания подделки сайт по «Победам» советует произвести такие процедуры:
1. Попробовать смешать с водой
2. Попробовать смешать с касторкой (продаётся в любой аптеке)
При первом опыте должно все расслоиться (жидкость на основе масла гидрофобна, как жир), при втором — смешаться без последствий (основа жидкости БСК и есть касторка);
Часто получается: при первом — мутная розовая однородная эмульсия, при втором — малопонятная субстанция. Это «палёнка».
Дополнение:
По состоянию на 2012 год, оригинальную ТЖ марки БСК купить стало практически невозможно.
То, что продаётся — на 90% какая-то смесь на основе этиленгликоля, даже пахнущая не как советская БСК. Это не обязательно подделка в прямом смысле этого слова, просто по составу она отличается от настоящей БСК, хотя и считается аналогичной ей по свойствам. Стоит она дёшево, подделывать её нет никакого смысла. Делают эту жидкость, судя по всему, для современных грузовиков с барабанными тормозами, гидроприводы которых никогда не заправлялись настоящей спирто-масляной БСК, в качестве дешёвой альтернативы жидкостям, выпускаемым по стандарту DOT. БСК её производители называют по привычке, на самом деле эта жидкость — аналог БСК на гликолевой основе, а не сама БСК. Некоторые пишут более честно, например, не БСК, а БСК-ПС.
Вот ещё отзыв об этой суррогатной БСК c форума по ГАЗ-24:
Купил я тут с ходу аж целых 6 пол литровых флаконов БСК. Начал перебирать главный цилиндр сцепления. Открываю этот новый флакон, а тормозуха-то совсем не та, какой я её привык видеть.
Старая БСК красно-оранжево-жёлтая была все эти годы (ещё 3 года назад покупал в точно таких же баклашках, но нормальную), а новая как марганцовка по цвету.
Старая БСК нормально растекалась по поверхности пластмассового бачка цилиндра сцепления, а новая собирается в шарики как вода на жирной поверхности.
Старая была на ощупь маслянистая (что собственно говоря было вполне резонно, раз она наполовину из касторки состоит), а новая примерно как тосол на ощупь.
Старая БСК пахла чётко различимо касторкой и бутиловым спиртом, новая воняет непонятно чем.
Старая БСК попав на краску спокойно по ней растекалась становилась при этом практически прозрачной и при том смывалась обычной водой, новая не растекается, а собирается в капли и оставляет ярко выраженные розовые пятна еле смыл её.
Все описанные свойства жидкости явно выдают то, что она имеет гликолевую основу. Именно что — как Тосол (тоже на основе этиленгликоля). Что поделать — этиленгликоль, получаемый в огромных количествах органическим синтезом, уже давно стал намного дешевле любого растительного масла.
И ещё на ту же тему от мастерской «Колёса истории».
В гидроприводах старых машин, в которых все резиновые детали пропитаны настоящим касторовым маслом из настоящей советской БСК, работать эта суррогатная жидкость с 99%-ной вероятностью не будет. Скорее всего, резиновые детали системы просто разбухнут и разрушатся, а ТЖ вытечет, оставив вас без тормозов. Более того — по всем показателям эта «якобы БСК» хуже любой жидкости стандартов DOT-3/4, поскольку в целях удешевления в неё не добавляют необходимого комплекса противокоррозийных и т.п. присадок (отсюда и эффект разъедания резинок, краски и рук) — именно потому её и не продают под нормальным обозначением DOT, что она не дотягивает по своим качествам даже до старого стандарта DOT-3, а является лишь дешёвым суррогатом гликолевой тормозной жидкости.
Кстати, современные резинки подходят и для БСК, и для современной ТЖ (старые советские — только под БСК). Фокус в том, что они должны работать только в одной марке тормозной жидкости с самого начала. Если марка ТЖ меняется, все резиновые детали системы тормозов надо заменить на новые. Даже если перебирали всю систему всего месяц назад.
Поэтому всё же с сожалением приходится советовать переходить на DOT при мало-мальски регулярной эксплуатации. При этом, естественно, необходимо полностью перебрать всю тормозную систему — заменить всё резиновое в ней от главного цилиндра до рабочего, включая шланги. Медные трубки и другие металлические детали можно просто тщательно промыть внутри спиртом или ацетоном. При этом надо морально готовиться к тому, что переборка может не удастся с первого раза, так что процедуру придётся повторить, в некоторых случаях по несколько раз подряд, до полного успеха — таково качестве нынешних РТИ…
Альтернатива — готовить БСК самостоятельно: касторовое масло есть в аптеках (искать чистое, безо всяких добавок), бутиловый спирт (н-бутанол, бутанол-1) также есть в продаже у специализированных фирм, например, он используется как растворитель (не путать с обычным этиловым !). Получающаяся при этом смесь не имеет ярко-красного цвета, как настоящая БСК (получается бесцветной или чуть желтоватой), но по своим рабочим свойствам ничуть не хуже и вполне может смешиваться с оригинальной БСК, уже залитой в гидросистему (тем не менее, для проверки смешать их небольшие количества и проследить, чтобы смесь со временем не расслаивалась — не помешает).
Конечно у меня в школе по химии было твёрдое "4", но лезть в колбы и пробирки для собственноручного изготовления продукта желания как-то не проявилось. Соответственно (лень — двигатель прогресса) путём опроса знакомых и их знакомых, удалось выйти на склад БСК в старых железнодорожных мастерских возле трёх вокзалов. Добротная жидкость 1990 года выпуска успешно применялась в гидравлике на железке, пока они не перешли на новые стандарты и ГОСТЫ, с заменой на современную синтетику. Остатки были списаны и припрятаны до поры до времени рачительным прапорщиком завхозом в потайном закутке. В результате правильного хранения жидкость пережила все этапы перестройки и становления Российского государства и полностью сохранила свои рабочие характеристики. Капсула времени в химическом варианте. Только упаковка пострадала от подтекавшего потолка — расслоились некоторые коробки и у части бутылок слезли этикетки. Но внешний вид, конечно, порадовал, бутылки в слое исторической пыли выглядят, как благородное вино. (пить не рекомендуется!)
В результате финансовой договорённости, к взаимному удовлетворению сторон, вся партия жидкого сокровища была выкуплена и перевезена в наш гараж. Боевой Туран в очередной раз выдержал испытание весом, но ехать пришлось аккуратно из-за ветхости коробок. В процессе погрузки одну бутылку нечаянно разбили, и запах пошёл по окрестностям "правильный", тот самый аромат из тормозного бачка из детства, когда сосед летним вечером обслуживал свою старенькую машину у нас во воре под аркой, в центре Москвы, на Маросейке. Лето, вечерняя прохлада, тополиный пух по углам, дворник с метлой, дядя Петя в углу под навесом с машиной возится, и именно этот запах из-под капота. Незабываемые ощущения…
В итоге, нам такого запаса хватит на всю жизнь, но есть желание поделиться со страждущими коллегами.
Продаётся оригинальная БСК производства СССР.
1 бутылка 450 м.л. — 250 р.
Комплект из 5 штук — 1150 р.
Полное руководство по видам и классам тормозной жидкости
Тормозная жидкость – это специальный состав, необходимый для заполнения тормозной системы автомобиля и обеспечения ее работоспособности. Осуществляет передачу усилия от педали на тормозные цилиндры. По составу разделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые.
- Спецификации тормозных жидкостей
- Другие стандарты
- Спецификация DOT
- Виды тормозных жидкостей
- Почему важно менять
- Как проверять
- Какие жидкости можно смешивать
- Что заливать
- Хранение
Спецификации тормозных жидкостей
Разработанная Департаментом Транспорта США (DOT – Department of Transportation) спецификация тормозных жидкостей FMVSS 116 DOT 4, является общепринятым, но не единственным стандартом.
FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards (Федеральные стандарты безопасности моторных транспортных средств).
Другие стандарты
ISO 4925
ISO — International Organization for Standardization (международная организация по стандартизации).
JIS K2233
JIS — Japanese Industrial Standards (японские промышленные стандарты).
SAE J 1703/1704
SAE — Society of Automotive Engineers (общество автомобильных инженеров).
Спецификация DOT
Согласно DOT 4, тормозные жидкости делятся на 5 классов: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS.
Встречающиеся на рынке продукты DOT 4.5 и DOT 4+ не имеют отношения к американскому стандарту. Это та же «четверка» с дополнительными присадками, которые улучшают некоторые характеристики.
В 2005 году, Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization), выпустила редакцию стандарта ISO 4925. В него включили дополнительный класс – DOT 4 CLASS 6, предназначенной для тормозных систем с ABS и дополненными функциями ESP, ESC, TCS и т.д.
В подобных системах важнейшим параметром является вязкость при отрицательных температурах — она не должна превышать значение 750 мм2/с.
Важные характеристики
Основной компонент жидкостей – гликоль или силикон. 2-5% составляют присадки, повышающие эксплуатационные характеристики. Модификаторы и ингибиторы предотвращают окисление и коррозию, разбухание резиновых уплотнителей.
Соответствие тому или иному классу определяется следующими параметрами:
- Температурой кипения «сухой» жидкости;
- Порогом закипания «увлажненной» (содержание воды около 3.5%);
- Кинематической вязкостью при температуре -40.
Дополнительно оценивается активность ионов водорода (pH). Значение этого параметра должно находиться в границах от 7 до 11.5 единиц. Если pH жидкости меньше 7 — она будет вызывать коррозию стали, показатель выше 12 – коррозию цветных металлов.
Температура кипения
Почему температура кипения столь важна? В процессе кипения образуются пузырьки, которые в отличие от жидкости сжимаемы. При наличии большого количества воздуха, усилия от педали будет недостаточно для передачи его на цилиндры.
Вязкость
Чем ниже температура окружающей среды, тем более вязкой становится жидкость, что приводит к замедлению торможения. Вязкость DOT-4 не может превышать значение 1800 мм2/с при температуре -40C.
Виды тормозных жидкостей
БСК
Бутиловый спирт и касторовое масло. Тормозная жидкость этого образца использовалась в старых советских автомобилях. Смесь изготавливали самостоятельно, смешав в равных по весу пропорциях касторовое масло с бутиловым или изоамиловым спиртом.
БСК не подходит для эксплуатации в современных тормозных системах, поскольку порог ее кипения составляет 117 градусов. При отрицательных температурах ниже -20, касторовое масло выпадает в осадок.
Имея хорошие смазывающие характеристики, БСК при этом коррозионно-агрессивна к латуни и меди.
LHM — Liquide Hydraulique Minérale
Гидравлическая жидкость зеленого цвета, основа – минеральное масло. Применяется в тормозных системах автомобилей Citroen и Peugeot и других гидравлических узлах (ГУР и подвеска).
«Зеленка» лишена главного недостатка «тормозухи» – гигроскопичности. С течением времени порог кипения не снижается, и находится на уровне 250 градусов, текучесть — 1200 мм2/с.
Использование в тормозных системах допускается только в тех случаях, когда на это имеется прямое предписание производителя. Нельзя смешивать с составами класса DOT.
DOT-3
Начальный уровень в классификации DOT. Подходит для тихоходных транспортных средств, в которых тормозная система не нагружена. Имеет самую низкую температуру закипания: 205 градусов для «сухой», и 140 для «увлажненной».
Вязкость при температуре -40 градусов не должна превышать 1500 мм2/с.
DOT-4
От третьего класса отличается улучшенными характеристиками. В первую очередь температурой кипения: 230 и 155. В составе присутствуют бораты (соли борной кислоты), связующие воду.
Кинематическая вязкость составляет 1800 мм2/с.
DOT-4 CLASS 6
К этому классу предъявляются повышенные требования в отношении текучести и кипения. Показатель кинематической вязкости ниже всех прочих, и не должен превышать 750 мм2/с при температуре -40. Порог кипения для «сухой» и «влажной» жидкости улучшен до 250 и 165 градусов соответственно. Рекомендована к применению на автомобилях с ABS.
DOT-5
Тормозная жидкость имеет силиконовую основу (кремнийорганические полимеры), и потому несовместима с другими. О содержании силикона в составе также сообщит аббревиатура SBBF (Silicone Base Brake Fluid).
Отличные от DOT 5 жидкости (на гликолевой основе), могут содержать на этикетке аббревиатуру NSBF (Non Silicone Based Fluid).
Минимальный нижний порог кипения составляет 260 градусов для «сухой», и 180 для «увлажненной», вязкость 900 мм2/с.
Плюсы силиконовых составов:
- Стабильный индекс вязкости в широком температурном диапазоне.
- Гидрофобны – не поглощают влагу.
- Неагрессивны к резине, металлу, лакокрасочному покрытию.
- Служат значительно дольше.
«Тормозуху» класса DOT-5 нельзя использовать в автомобилях с ABS, поскольку она подвержена аэрации (образованию пузырьков воздуха).
DOT-5.1
Предназначена для спортивных автомобилей, развивающих высокие скорости, что приводит к повышенной тепловой нагрузке на тормозную систему. Стандарт требует, чтобы кинематическая вязкость при -40 не превышала показателя в 900 мм2/с, а «сухая» и «влажная» точки кипения находились не ниже показателей 260 и 180 градусов.
DOT-5.1/ABS
В жидкости этого класса содержатся как гликолевые, так и силиконовые составляющие. Это делает DOT-5.1/ABS несовместимой с любыми другими. Из названия ясно, что данный вид предназначен для использования в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой.
По основным требованиям мало чем отличается от предыдущего класса.
Почему важно менять
Тормозная жидкость очень гигроскопична. В процессе эксплуатации происходит интенсивная абсорбция (поглощение) влаги.
Критический уровень содержания влаги – 3.5%. При таком количестве воды, температура закипания DOT-4 снижается с 230 до 150 градусов. Такой объем влаги жидкость абсорбирует примерно за 2 года эксплуатации. Поэтому производители рекомендуют осуществлять замену не реже чем раз в два года, или после 40 тысяч пробега.
Исключением является DOT-5, срок ее эксплуатации составляет 10-15 лет, поскольку силикон слабо-гигроскопичен.
Большое количество влаги способствует развитию коррозии внутри тормозной системы. Достаточно вспомнить, насколько сложно выкрутить прикипевшие штуцера на цилиндрах при прокачке тормозов.
Но, гигроскопичность «тормозухи» имеет и плюсы.
Вода тяжелее, и если бы она не поглощалась жидкостью, то оседала бы в нижних точках системы и замерзала там. Это могло привести к полному отказу тормозной системы.
Как проверять
Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о превышении допустимой нормы.
Правда объективность такой проверки условна. Поскольку тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем уровнях может отличаться.
В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще, нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев жидкости и изменение ее физических характеристик.
Какие жидкости можно смешивать
Смешение производителей
Характеристики тормозных жидкостей напрямую зависят от пакета присадок. У каждого производителя он свой, поэтому точно предсказать, как поведет себя «коктейль» из продукции разных фирм сложно.
Важно помнить: гарантированное отсутствие последствий смешивания – указание этого производителем на этикетке. Во всех остальных случаях испытаний не проводилось, а значит, вы действуете на свой страх и риск.
Смешение классов
Считается, что поскольку основа одна, в жидкость низкого класса допустимо заливать более высокий, но не наоборот. Значит, в DOT 3 допустимо долить DOT 4, это только повысит ее рабочие характеристики.
А вот в автомобиле, рассчитанном на жидкость класса 5.1, использовать 3 или 4 не рекомендуется. Сечение проходных каналов может оказаться недостаточным для нормальной циркуляции вязкого состава.
Не допускается смешивание DOT-5 и DOT-5.1/ABS между собой и с любыми другими.
Все остальные классы совместимы друг с другом.
Цвета
Кроме буквенного обозначения, стандарты требуют производить цветовую маркировку в зависимости от основы. Это необходимо для того, чтобы избежать смешения несовместимых по составу жидкостей.
- Желтый цвет – гликоль, полигликоль.
- Красный цвет – силикон.
- Зеленый – минеральное масло.
Нельзя смешивать жидкости разных цветов!
Цвет и прозрачность в процессе эксплуатации могут меняться. Это вызвано окислением, нагревом, смешением с продуктами износа тормозной системы.
Что заливать
Сегодня на рынке огромное количество тормозной жидкости всех классов, импортного и отечественного производства.
Главное правило, которым следует руководствоваться при выборе: используйте только тот класс, который указан производителем автомобиля. В руководстве по эксплуатации должна содержаться подобная информация.
Если вы не можете ее найти, напишите в комментариях марку и модель автомобиля – мы постараемся вам помочь.
Чем чреват неправильный выбор? Заливая гликолевую жидкость в систему рассчитанную на силикон, вы рискуете (спустя время) получить серьезные утечки. Резиновые уплотнители не рассчитаны на более агрессивный гликолевый состав.
Такие же проблемы можно получить, заливая вместо рекомендованного DOT-4, более текучий DOT-4 class 6.
Класс и требуемый объем для замены
Информация по всем автомобилям в таблице получена из руководств по эксплуатации, находящихся в свободном доступе.
Автомобиль | Жидкость | Объем (л) |
---|---|---|
ВАЗ 2107 | DOT 3, 4 | 0,38 |
ВАЗ 2109 | 21099 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2110 | 2111 | 2112 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2114 | 2115 | DOT 4 | 0,55 |
Lada Granta | DOT 4 | 0,45 |
Lada Kalina | DOT 4 | 0,45 |
Lada Largus | Shell BF40+(DOT4+) | 1 |
Lada Niva | DOT 4 | 0,55 |
Lada Priora | РОСДОТ 4 | 0,45 |
ГАЗель Бизнес | DOT 3 | 0,725 |
КАМАЗ | ГТЖ-22М, Pentosin Super Fluid J 1703-R | — |
Chevrolet Cruze | GM 93160364, DOT 4 | 0,8 |
Chevrolet Lacetti | GM 1942422, DOT 4+ | 0,5 |
Chevrolet Lanos | DOT 3, 4 | 0,5 |
Chevrolet Niva | DOT 4 | 0,5 |
Daewoo Matiz | DOT 4 | 0,45 |
Daewoo Nexia | DOT 3 | 0,5 |
Ford Focus 2 | Ford ESD-M6C57-A, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Focus 3 | Ford WSS-M6C57-A2, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Fusion | Motorcraft Super DOT 4 | — |
Ford Mondeo 4 | ESD-M6C57-A | — |
Hyundai Porter | DOT 4 | 0,7 |
Hyundai Solaris | DOT 4 | 0,8 |
Kia Rio | DOT 3, 4 | 0,8 |
Kia Spectra | DOT 3, 4 | 0,7 |
Mercedes-Benz w124 | DOT 3, 4 | 0,5 |
Mitcubishi Lancer 9 | DOT 3, 4 | — |
Mitsubishi Pajero 4 | DOT 3, 4 | — |
Nissan Note | Nissan KE903-99932 DOT 4 | 1 |
Peugeot 307 | DOT 4 | 0,5 |
Peugeot 405 | DOt 4 | 0,5 |
Renault Duster | DOT 4 | 0,7 |
Renault Logan | ELF 650 DOT 4 | 1 |
Renault Megan 2 | DOT 4 | 1 |
Skoda Rapid | DOT 4 | 0,9 |
Toyota Camry | 08823-80004, DOT 5.1 | — |
VW Polo Sedan | VW 501 14, DOT 4 | 1 |
Хранение
По стандарту, DOT любого класса, при температуре -40, должен в течение 6 суток сохранять рабочие характеристики. Исключается расслоение, кристаллизация, выпадение в осадок.
Хранить неиспользованную тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой таре, иначе она быстро напитается влагой. Сроки хранения производитель указывает на упаковке.