Сколько в китае продается электромобилей
Перейти к содержимому

Сколько в китае продается электромобилей

  • автор:

Сколько в китае продается электромобилей

Hitech logo

В Китае в 2022 году реализовано в 5 раз больше электромобилей, чем в США

TODO:

Продажи электромобилей и подзаряжаемых гибридов в Китае почти удвоились в 2022 году, несмотря на то, что общие продажи автомобилей в стране оставались вялыми из-за ковидных ограничений. Китайский автомобильный рынок — крупнейший в мире, а если выделять объёмы продаж машин с тяговыми электродвигателями, то отрыв от ближайших конкурентов будет кратным. Так, электромобилей в КНР за прошлый год было продано в пять раз больше, чем в США.

Китай в 2022 году продал 5,67 млн ​​электромобилей либо в сочетании с ДВС и возможностью подзарядки от электросети, либо исключительно в сочетании с тяговой батареей, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на Китайскую ассоциацию легковых автомобилей. Государственные субсидии и высокие цены на нефть вынудили покупателей отказаться от моделей, потребляющих бензин. В целом, емкость местного рынка легковых транспортных средств за прошлый год выросла на 1,9% — до 20,5 млн машин. Непосредственно аккумуляторных электромобилей в Китае в прошлом году было продано свыше 4 млн штук. В США за то же время их было реализовано в пять раз меньше — около 800 тыс.

По итогам 2021 года ёмкость всего китайского рынка легковых машин увеличилась на 4%, таким образом, в 2022 году темпы роста замедлились почти в два раза.

Наступивший год, по оценкам китайских экспертов, может сулить трудности для мирового авторынка. К падению глобальной экономики прибавятся высокие процентные ставки в США и большие запасы продукции в Китае. По результатам текущего года китайский авторынок в целом вырастет не более чем на 1%, а основная динамика придётся на его вторую половину.

Ожидается, что в 2023 году рынок электромобилей в КНР вырастет еще примерно на 30% — общие объемы продаж превысят 5,2 млн машин. Больший рост сдержит снижение цен на углеводородное топливо — на фоне дешевеющего бензина и дизтоплива многие покупатели откажутся от перехода на электромобили и гибриды из-за пока слабого развития зарядной инфраструктуры. Ситуация усугубится прекращением действия субсидий на покупку электромобилей для граждан КНР, которая действовала до декабря 2022 года включительно. Именно приближение этого рубежа спровоцировало рост спроса на электромобили в декабре.

На китайском рынке электромобилей и подзаряжаемых гибридов 2022 год был особенно успешным для местной марки BYD, которая продала 1,86 млн машин с соответствующими типами силовой установки, взлетев с десятого места на первое. Концерн Geely реализовал свыше 262 000 электромобилей, из которых 72 000 несли премиальную марку Zeekr, представленную лишь в конце 2021 года.

В Шанхае находится крупнейшее предприятие Tesla по сборке электромобилей, которое специализируется на Model 3 и Model Y. За прошедший год Tesla выпустила в Китае более 710 000 электромобилей — около половины всего мирового объёма производства, но пока неизвестно, какая часть из них была реализована внутри страны. Машины Tesla китайской сборки поставляются в соседние страны и в Европу. Недавно компания начала делать скидки на них при продаже в Китае. Это вызвало оживление спроса на некоторые модели, но вместе с тем и волну недовольства со стороны тех китайских покупателей, которые приобрели машины в декабре по более высоким ценам.

Рост продаж электромобилей в Китае: Tesla на высоте

Рост продаж электромобилей в Китае

Рост продаж электромобилей в Китае наблюдается в сентябре. Высокая популярность электрических вариантов автомобилей сохраняется благодаря рекордным продажам местного автопроизводителя BYD и американского гиганта по производству электромобилей Tesla. Также немецкий автопроизводитель Volkswagen AG начал наращивать темпы производства и продаж на китайском рынке.

Рост продаж электромобилей в Китае на 83% по сравнению с прошлым годом

Согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (PCA) за сентябрь, опубликованных 11 октября, общий объем продаж электрических автомобилей, включая гибриды, вырос на 83% до 611 000 единиц по сравнению с прошлым годом.

BYD впервые продала чуть более 200 000 автомобилей, в то время как Tesla поставила рекордные для себя 83 135 автомобилей после модернизации производственных мощностей на своем заводе в Шанхае, в том числе 5 522 автомобиля для зарубежных рынков.

По данным PCA, общие продажи легковых автомобилей в Китае выросли на 21% по сравнению с прошлым годом до 1,95 млн единиц в сентябре.

«Рентабельность отрасли транспортных средств на новых источниках энергии зависит от силы контроля над цепочками поставок», — говорится в заявлении PCA, добавляя, что автопроизводители «обязаны» «взять под контроль аккумуляторы», чтобы избежать потенциальных ограничений со стороны поставщиков.

Китайский рынок электромобилей: лучшие бренды

Компания Tesla является лидером на китайском рынке среди иностранных автопроизводителей. И это неудивительно, поскольку Tesla является одним из самых больших и продвинутых в мире производителей электрокаров. А огромный завод в Шанхае является одним из самых больших в мире по производству электрических авто.

Рост продаж электромобилей в Китае: международные производители наводняют рынок. Фото: balipadma / Shutterstock

При этом другие популярные международные автопроизводители, в том числе из Германии, начинают активно догонять Tesla и предлагать более широкую линейку продуктов. Например, немецкий автопроизводитель Volkswagen AG продал в сентябре 16 383 электромобилей и гибридов в рамках двух своих местных предприятий.

Тем временем китайские автопроизводители стремятся продавать свою продукцию за пределами Китая.

BYD, продав 7 736 автомобилей за границу в сентябре, подписала соглашение с европейским оператором проката автомобилей Sixt, согласно которому Sixt возьмет на себя «несколько тысяч» электромобилей с потенциалом увеличения до 100 000 автомобилей в течение следующих шести лет.

Шанхайская компания Nio также планирует усилить свой европейский профиль, предложив три модели в Германии, Дании, Швеции и Нидерландах. В результате получается так, что европейские автомобили массово уходят на рынок Китая. А китайские теперь будут все больше и больше продаваться в европейских странах. И, прежде всего, на крупном автомобильном рынке в Германии.

Китай вышел на первое место в мире по производству и продажам электромобилей

В 2022 году продажи всех типов электрических автомобилей в КНР достигли 5,67 млн единиц, что составило более половины всех машин на электротяге, проданных за год во всем мире. За год в Китае построили 649 тыс. зарядок для электромобилей — более 70% от всех новых зарядных станций в мире.

По прогнозу аналитического агентства BloombergNEF, в 2023 году в Китае купят уже 60% из 14,1 млн новых электрокаров, выпущенных за этот год. При этом в стране производится около половины всех электромобилей в мире.

Эксперты британского банка HSBC ожидают, что к 2030 году машины с электродвигателем займут 90% продаж машин на китайском рынке. В BloombergNEF объяснили лидирующие позиции Китая в электромобильной отрасли политикой «кнута и пряника», которую проводит правительство страны.

В качестве «пряника» используются потребительские субсидии на национальном и местном уровнях. До 2022 года власти возмещали покупателям нового электротранспорта до 60 тыс. юаней ($8,3 тыс.). В Шанхае и некоторых других регионах до сих пор действуют дотации покупателям электромобилей до 10 тыс. юаней ($1,3 тыc.). Также в Китае отменили налоговый сбор 10% на покупку экологически чистых машин. Общий размер налоговых льгот с 2014 года оценили в $835 млрд.

КНР предоставляет господдержку производителям электрокаров, что способствовало появлению в стране более 500 брендов, выпускающих электротранспорт.

Распространению электрических машин в Китае способствовала самая обширная (6,36 млн) в мире сеть зарядных станций, унифицированных по единому стандарту.

Наряду с этим китайские власти также применяют «кнут», вводя ограничения на использование машин с двигателями внутреннего сгорания и затрудняя их производителям получение кредитов.

Ранее Plus-one.ru рассказывал о докладе Международного энергетического агентства, согласно которому глобальные продажи электромобилей в 2022 году выросли на 55%. Основной прирост обеспечили китайские покупатели.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Как китайский бум электромобилей угрожает экспортерам нефти

Фото Li Hanchi / VCG via Getty Images

По данным за февраль 2023 года, в Китае продажи дизельных и бензиновых автомобилей упали на 20% в абсолютном выражении по сравнению с годом ранее. В то же время спрос на электромобили в КНР, наоборот, переживает бум: продажи электрокаров стремительно растут и недавно достигли рекордных 32% рынка стандартных легковых автомобилей.

Лишь за I квартал 2023 года крупный бренд электрокаров Li Auto смог нарастить поставки машин на 66%, до 52 584 штук. Компания Nio Inc. также продемонстрировала квартальный рост в 21% в годовом сравнении с ее 31 041 электромобилем в 2022-м.

Государственная поддержка и бум электрокаров

На протяжении последних 13 лет в Китае существовала практика государственного стимулирования спроса на электротранспорт. До недавнего времени правительство предлагало субсидии, размер которых различался в зависимости от емкости батареи и в среднем равнялся примерно 14 400 юаням ($2095). Например, граждане, приобретающие электрокар с запасом хода на 400 км, могли претендовать на выплату от государства в размере 12 600 юаней ($1833). Еще одной мерой, позволившей властям простимулировать покупки EV (электрокаров), стала выдача бесплатных автомобильных номеров. В мегаполисах Китая для борьбы с пробками внедрили практику продажи номерных знаков на аукционах, и стоят они там довольно дорого. Средняя цена в Шанхае, по данным The Wall Street Journal, в 2013 году составляла около $12 000.

Таким образом государство стремилось решить проблему загрязнения воздуха и жутких пробок на дорогах китайских мегаполисов. Например, в крупных городах ввели систему, согласно которой машины с двигателями внутреннего сгорания могут выезжать лишь по определенным дням, в то время как электрокарам разрешено ездить по городу без ограничений.

Кроме того, китайская администрация потрудилась и над расширением системы зарядок электромобилей и увеличением количества зарядных станций не только в больших городах, но и в сельских районах. Сам процесс подзарядки машин также максимально упростили: вместо того, чтобы ждать, пока аккумулятор автомобиля полностью зарядится, владельцы EV в Китае могут теперь просто поменять батарею.

Все эти меры превратили Китай в крупнейший рынок экологичных видов транспорта. За последнее десятилетие Китай неожиданно для всего мира превратился в мирового лидера по производству и покупке электрокаров. Только за 2022 год продажи электрокаров увеличились вдвое, несмотря на то, что автомобильный рынок был вялым из-за антиковидных ограничений. Согласно отчету Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в 2022 году в КНР было продано 5,9 млн электромобилей и перезаряжаемых гибридов, что составило 59% продаж электромобилей и гибридов от всего числа проданных электрокаров в мире.

«Они производят дешевые электромобили для масс-маркета, чего не делает пока ни один автопроизводитель на Западе. Это настоящий бум», — сказал в комментарии Daily Telegraph Лорд Эдер Тернер, глава международной комиссии по энергетическому переходу. Китайские производители действительно предлагают на международном рынке бюджетные электрокары — именно благодаря тому, что на российский рынок в 2022 году пришли китайские автомобили, средняя цена новых электромобилей в России снизилась с 9,8 млн до 5 млн рублей. А в этом году более 40 автопроизводителей в Китае объявили о скидках — от нескольких сотен долларов на дешевые модели до тысяч долларов на премиальные. The New York Times называет происходящее «кровавыми ценовыми войнами».

Ранее, согласно консенсус-прогнозу, предполагалось, что доля электромобилей в Китае достигнет 40% к 2030 году. Сейчас эксперты говорят, что этот порог может быть преодолен гораздо раньше. «Мы считаем, что к 2030 году доля электромобилей в Китае составит 80%», — говорит Кингсмилл Бонд из организации, занимающейся энергетической стратегией, RMI.

Причем продажи электромобилей остаются на высоком уровне даже после отмены субсидий в конце прошлого года. Как отмечает The New York Times, продажи бензиновых автомобилей упали, а рост продаж электромобилей замедлился. Аналитики ING считают, что в 2023 году рост замедлится и доля новых электромобилей, приобретенных за год, составит 27,5%. Тем не менее они уверены, что еще до 2030 года доля электромобилей на китайском рынке превысит 50%, а ценовой паритет будет достигнут к 2025, что подстегнет рост продаж электромобилей.

Зеленая повестка

Переход на электрокары — лишь часть глобального плана по «озеленению» экономики. Стратегия устойчивого развития была сформулирована в КНР еще в 1990-х, но серьезных успехов страна добилась в основном при нынешнем руководителе Си Цзиньпине. С 2012 года развитие экологической цивилизации постепенно набирало обороты, а в 2020 году Китай впервые заявил о том, что будет стремиться достичь минимальных выбросов CO2 к 2030-му и углеродной нейтральности к 2060-му.

Китай решил всеми силами бороться с изменениями климата и демонстрировать свою приверженность экономически чистому будущему. Разнообразные меры КНР по охране окружающей среды не остались незамеченными: например, зеленая инициатива Ant Forest была удостоена награды «Чемпионы Земли» 2019 года, высшей награды ООН в области охраны окружающей среды, за деревья, посаженные в засушливых регионах Китая.

Успех КНР в области производства EV также оценили по достоинству и за пределами страны: в прошлом году китайский автопроизводитель BYD обошел Tesla Илона Маска по глобальным продажам электромобилей. За первую половину 2022 года BYD реализовала продажу 641 000 автомобилей, что на 300% больше, чем за аналогичный период 2021 года. На этой неделе в Шанхае проходит международный автосалон, где, как ожидается, будет представлен большой спектр новых электромобилей от китайских производителей в разных сегментах и категориях, где они сейчас борются за звание лидеров рынка.

Основательница консалтингового агентства ECOISM Елизавета Маслова подтверждает ценность растущего рынка автомобилей для устойчивого развития: «Если смотреть на выбросы углекислого газа, то основное отличие в производстве электрокаров от бензиновых и дизельных — это производство батареи. За последние годы технологический прогресс позволил снизить выбросы от производства батарей за счет массового производства, что привело к снижению выбросов на одну аккумуляторную ячейку и увеличению использования возобновляемой энергии».

Согласно отчету ICCT (Международный совет по чистому транспорту), выбросы электрокаров за весь жизненный цикл ниже на 19–69% (в зависимости от страны изготовления и использования), чем у дизельных/бензиновых автомобилей.

Что касается утилизации батарей, говорит Маслова, то сейчас активно внедряют переработку аккумуляторов. «До 95% металлов используется повторно, — рассказывает она. — Китай при этом является крупнейшим переработчиком батарей в Азии и продолжает расти».

Потенциальные изменения на нефтяном рынке

Помимо благоприятных изменений для экологии, «зеленый» поворот КНР может в долгосрочной перспективе оказать существенное влияние на ситуацию на нефтяном рынке и баланс сил в мире в целом.

Споры о последствиях глобальной декарбонизации интересны с точки зрения сокращения спроса на нефть и газ. Это касается, например, таких крупных стран — поставщиков нефти, как Россия и Саудовская Аравия, чья экономика в значительной степени зависима от доходов от продаж ископаемого топлива и его экспорта в Китай. В данный момент эти страны являются лидерами по поставкам нефти в КНР: китайские НПЗ скупают российскую нефть с большими скидками, и зимой 2023 года Москва обогнала Эр-Рияд. В 2022 году Россия поставила Пекину 86,25 млн т сырой нефти, что на 1,4% меньше, чем Саудовская Аравия, однако в первые два месяца 2023 года поставки российской нефти составили около 1,94 млн баррелей в сутки, это почти на четверть (23,8%) больше показателей аналогичного периода прошлого года (1,57 млн баррелей в сутки). Саудовская Аравия переместилась на второе место с показателями 1,72 млн баррелей в сутки. Эр-Рияд, правда, не готов так легко сдавать позиции и в марте объявил о крупной сделке с китайской нефтехимической компанией Rongsheng Petrochemical.

Падение спроса на нефть со стороны КНР в ближайшие годы из-за перехода экономики на зеленые рельсы может привести к негативным последствиям для обеих стран.

Евгений Коган, автор Telegram-канала bitkogan, считает, что, хотя доля электромобилей в Китае будет в ближайшем будущем расти, это не приведет к обвалу цен на нефть прямо сейчас. «Сейчас на дорогах Китая ездит около 4% электромобилей. Подавляющее большинство автомобилей в Китае будет продолжать сжигать бензин еще многие годы, — говорит он. — Спрос на нефть со стороны нефтехимического сектора Китая будет расти и в ближайшие 5 лет достигнет пика. Однако потребление нефти этим сектором сравнительно невысокое. Кроме того, Пекин делает ставку на водород. Но в ближайшие 7–10 лет за нефть можно особо не переживать. А вот в более долгосрочной перспективе переход транспорта в Китае на новые источники энергии будет негативным фактором для нефти. Помимо Китая, мы видим развитие схожих тенденций в США и Европе. Для стран, живущих за счет экспорта нефти, это плохие новости. Стоит подумать о новых источниках наполнения бюджета уже сейчас».

Прагматические цели

То, как постепенный отказ от нефти отразится на экономике ведущих партнеров, не слишком беспокоит Китай, который в первую очередь придерживается своих собственных прагматических целей. Для руководства КНР не секрет, что для того, чтобы иметь возможность противостоять Западу с позиции силы в будущем, усилия для экологического перехода нужно предпринимать уже сейчас. Именно поэтому страна всерьез озаботилась продвижением экологичного производства и экологически чистых технологий. КНР уже сейчас производит около 90% солнечных панелей и контролирует 70% производства лития.

Меры КНР оправданы: ученые утверждают, что гималайские ледники в XXI веке стали таять в два раза быстрее по сравнению с предыдущем столетием, а значит, действовать нужно быстро. Последствия опасны не только для КНР, но и для будущего соседних стран: вода в результате таяния попадает в реки, которые обеспечивают водой густонаселенные регионы в Китае, Индии и Пакистане. В результате климатические изменения и повышение уровня воды могут вызвать наводнения из-за появления ледниковых озер.

После отмены государственных субсидий на покупку электромобилей инициативу перехватили некоторые провинции — теперь они предлагают сопоставимые субсидии от себя, чтобы стимулировать спрос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *