АВТОВАЗ перешел из офшора в российскую юрисдикцию
Игорь Владимирский
У АВТОВАЗа сменился формальный собственник. Пакет из 100% акций российского автогиганта перешел от зарегистрированной в Нидерландах компании Alliance Rostec Auto B.V. к новообразованной фирме «Лада Авто Холдинг», которая имеет юридический адрес в Москве.
Напомним, совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V. было создано альянсом Renault-Nissan и российской корпорацией Ростех в 2012 году, когда АВТОВАЗ переходил под крыло Renault. Зарегистрированной в Нидерландах компании изначально принадлежало 76,25% акций АВТОВАЗа, но к январю 2019 года оставшийся пакет был полностью выкуплен у других акционеров и доля доведена до 100%. В самом же совместном предприятии 67,6% акций принадлежат Группе Renault, а 32,4% — Ростеху.
Перевод СП в российскую юрисдикцию обсуждался с 2018 года, а минувшим летом президент АВТОВАЗа Николя Мор пообещал, что это произойдет до конца 2021 года. Ведь с 1 января 2022-го прекращает действие межправительственное соглашение между Россией и Нидерландами «Об избежании двойного налогообложения». В новом российском СП «Лада Авто Холдинг» доли собственников остались такими же: 67,6% у Renault, 32,4% у Ростеха. Да и в целом на работу АВТОВАЗа эта перестановка не повлияет.
Автоваз кому принадлежит завод кристалл
Компания Рено еще в 2008 году имела 25% акций АвтоВАЗа, но доля не позволяла серьезно влиять на работу предприятия, однако уже появились совместные проекты на платформе B0 типа Ларгуса. Дела шли неплохо и к 2013 году единственными значимыми владельцами компании стал франко-японский концерн и государственный «Ростех», причем Renault-Nissan получил контрольный пакет, что позволило ему встать у штурвала отечественного автогиганта.
Бу Андерссон полностью изменил Лады
С приходом Бу Андерссона началась новая эпоха: появилась Лада Веста и Х рей которые смело можно сравнить с иномарками. На заводе подтянули качество сборки и поработали с поставщиками. Однако обратная сторона медали это конечно же возросшие цены: за нормальную Ладу теперь придется отдать 700-900 тысяч рублей, практически на уровне бюджетных корейских седанов. Апогеем стало появление Весты Спорт за 1 млн рублей.
Правда судя по результатам продаж, альянс Renault-Nissan выбрал правильный путь. Веста стала самой продаваемой моделью в России: за 2018 год было продано более 108 тысяч автомобилей. К слову и второе место за Ладой: бюджетной Грантой. Всего за прошлый год автогигант продал 360 тысяч автомобилей и занял 20% российского рынка.
Итак, кто же на самом деле владеет АвтоВАЗом? На данный момент компания Alliance Rostec Auto B.V — у нее почти 97% акций АвтоВАЗа. Alliance Rostec Auto B.V же принадлежит Renault и «Ростеху» в долях 68 и 32 процента соответственно.
Интересна страна регистрации Alliance Rostec Auto B.V: — это Голландия. Получается что часть налогов утрачивается за пределами России, что выглядит немного странно ведь «Ростех» государственная корпорация.
Оставшееся чуть более 3% акций находятся у частных миноритариев и обращаются на бирже. Однако это не устраивает владельцев: компания является публичной и поэтому должна отчитываться по всем финансовым результатам. Поэтому Alliance Rostec Auto B.V запустил процесс выкупа (по некоторым данным выкуп уже завершен), чтобы довести долю до 100% и сделать АвтоВАЗ частной компанией и полностью закрыть отчетность.
Справедливости ради стоит сказать, что глава «Ростеха» Сергей Чемезов обещал в 2019 году перерегистрировать Alliance Rostec Auto B.V в России.
В 2018 году АвтоВАЗ принес альянсу Renault-Nissan 204 млн евро операционной прибыли, что в почти в 4 раза больше чем в 2017.
Веста стала по истине прорывной моделью
Что в ближайшем будущем готовит АвтоВАЗ, а точнее альянс? В первую очередь все ждут нормальную АКПП на Весте и Х рее — им станет вариатор от Nissan. В 2020 году появится минивэн на базе Renault Dokker. В 2022-2024 годах должны начать производство нового поколения Нивы, правда на базе Duster (платформе B0) со всеми вытекающими последствиями: легендарная Нива станет кроссовером.
Ясно одно: Лады уже не будут дешевы ка прежде — использование импортной платформы и комплектующих дают о себе знать. Однако и сами автомобили стали на порядок лучше.
Кому принадлежит московский завод «Кристалл»
Заявление Василия Анисимова о том, что он продал свои алкогольные активы Александру Сабадашу, вызвало у рынка массу вопросов, в частности, кому принадлежит крупнейший российский ЛВЗ — московский завод "Кристалл". РБК daily постаралась узнать реакцию рынка на неожиданное сообщение г-на Анисимова и понять, чей завод теперь разливает водку "Путинка".
СЕАНС РАЗОБЛАЧЕНИЯ
В прошлую пятницу бизнесмен Василий Анисимов рассказал агентству РБК, что с 2010 года не является владельцем алкогольных активов. По его словам, этот бизнес был для него непрофильным, поэтому он уступил заводы "профессионалу на алкогольном рынке" Александру Сабадашу. Во вторник данную информацию РБК подтвердил и сам г-н Сабадаш. Он оказался владельцем предприятий, выпустивших, по данным Росстата, в 2011 году почти 14% всей водки в стране (11,9 млн дал). При этом оба бизнесмена отметили, что не могли ранее раскрывать данную информацию в силу соглашения о конфиденциальности.
Василий Анисимов приобрел контрольные пакеты акций 11 алкогольных заводов в декабре 2009 года у ВТБ. Ранее они принадлежали ФГУП "Росспиртпром", однако были переданы банку в качестве погашения долга в размере 5 млрд руб. Фактически г-н Анисимов стал владельцем семи действующих предприятий, в том числе московского "Кристалла", так как остальные четыре завода на момент передачи находились в состоянии банкротства и ликвидации.
Помимо ЛВЗ Василий Анисимов считался владельцем крупной дистрибьюторской структуры — Восточно-Европейской дистрибьюторской компании (ВЕДК), работающей в связке с ОАО "Росспиртпром". Александр Сабадаш, комментируя сделку с г-ном Анисимовым, не пояснил, входила ли ВЕДК в число проданных активов. В пресс-службе дистрибьюторской компании РБК daily заявили, что ее владельцами по-прежнему являются структуры г-на Анисимова.
По словам г-на Сабадаша, он планирует сохранить контроль над шестью ликероводочными заводами: Астраханским, Ярославским, Великоустюгским, Иткульским, Череповецким и смоленским ЛВЗ "Бахус". При этом он не исключил, что "часть активов будет продана потенциальным инвесторам". Можно предположить, что речь о седьмом предприятии, входившем ранее в активы г-на Анисимова, — "Кристалле".
МУТНЫЙ КРИСТАЛЛ
Гендиректор компании "Кристалл-Лефортово" Виктор Алексеев заявил РБК daily, что, по его сведениям, "завод "Кристалл" не был частью сделки между Анисимовым и Сабадашем, так что все планы в его отношении остаются в силе". Ранее проходила информация, что г-н Анисимов заинтересован в переносе в Подмосковье производства водки с Самокатной улицы в Москве и реализации девелоперского проекта на площадке ЛВЗ.
Однако то, что "Кристалл" был отделен от других предприятий, входивших ранее в ФГУП "Росспиртпром", вызывает сомнения, поскольку все они по-прежнему контролируются одной группой лиц. В распоряжении РБК daily оказались документы, переданные в ФАС 4 июля 2011 года поверенным кипрской Rogen Enterprises Ltd, в которых говорится, что данная компания через три 100-процентные российские "дочки" (ООО "Диалог", ООО "Комед" и ООО "ПЛФ-Системс") владеет контрольными пакетами всех семи ЛВЗ, в том числе и "Кристалла".
Согласно официальным документам предприятия дочерние структуры Rogen Enterprises Ltd получили контрольный пакет завода в промежутке между 26 мая 2010 года и 19 апреля 2011 года (даты утверждения списков участников годовых собраний акционеров). Из документов следует, что ООО "Диалог" увеличило свою долю в "Кристалле" до 54,68% за счет приобретения 35% у "Кристалл-Лефортово" и ООО "Гриада-Элит".
НЕМАЯ СЦЕНА
Тем не менее сообщение о том, что Василий Анисимов вышел из алкогольного бизнеса, крайне удивило многих участников рынка. По словам председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, он узнал об этом из СМИ.
"Сообщение о том, что Василий Анисимов еще два года назад продал свои заводы Александру Сабадашу, стало для меня шоком, — признался РБК daily создатель бренда "Путинка" (разливается на "Кристалле") Станислав Кауфман. — Это примерно то же самое, как если бы Владимир Путин признался, что последние четыре года лидером "Единой России" был Эдуард Лимонов, но данная информация не подлежала разглашению по договору о конфиденциальности".
"На рынке — гоголевская немая сцена, — охарактеризовал ситуацию директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. — До сих пор считалось, что руками лояльного олигарха Анисимова, при помощи частно-государственного партнерства и административного ресурса люди, близкие к высшему госчиновничеству, подминают под себя значительную часть алкогольного рынка". По мнению г-на Дробиза, Александр Сабадаш не слишком подходит на роль доверенного лица околокремлевских структур.
Г-н Сабадаш был довольно заметной фигурой на российском алкогольном рынке в 90-х и начале "нулевых" годов. С его именем связывали поставки в Россию спирта Royal и произведенной в Польше водки Absolut. Продукция принадлежавшего ему заводу "Ливиз" занимала заметную долю рынка. Вместе с тем г-н Сабадаш имел неоднозначную репутацию. Его имя связывалось с рядом рейдерских захватов, кроме того, у бизнесмена не сложились отношения с рядом высокопоставленных петербургских чиновников. На алкогольном рынке также довольно громкий резонанс получили судебные разбирательства между г-ном Сабадашем и главой ТПГ "Кристалл" Виктором Зивенко за бренд "Гжелка" и с "Русским стандартом" Рустама Тарико, добивавшегося банкротства "Ливиза".
АвтоВАЗ официально стал российской компанией
Владеющее АвтоВАЗом совместное предприятие госкорпорации «Ростех» и французского автопроизводителя Renault под названием Alliance Rostec Auto B.V. переведено из нидерландского офшора в российскую юрисдикцию. Теперь все акции АвтоВАЗа переданы новой совместной компании — зарегистрированному в Москве ООО «Лада Авто Холдинг». Совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V. было создано альянсом Renault-Nissan и российской госкорпорацией «Ростех» в 2012 году.
«В соответствии с договорённостями переход СП в российскую юрисдикцию завершен. 100 процентов акций АвтоВАЗа переданы новой совместной компании — «Лада Авто Холдинг», имеющей юридический адрес в Москве», — сообщает ТАСС со ссылкой на «Ростех». Зарегистрированной в Нидерландах компании изначально принадлежало 76,25 процентов акций АвтоВАЗа, но к январю 2019 года оставшийся пакет был полностью выкуплен у других акционеров, а долю акций тем самым довели до 100 процентов. В совместном предприятии 67,6 процентов акций принадлежат Renault и 32,4 процента — «Ростеху». Вопрос о переводе совместного предприятия в российскую юрисдикцию обсуждался с 2018 года.
Это решение связано с тем, что с 1 января 2022 года прекращает действие межправительственное соглашение между Россией и Нидерландами «Об избежании двойного налогообложения». «АвтоВАЗ — отечественный бренд, завод работает в России, сейчас мы юридически это закрепляем. Французские партнёры полностью поддерживают такое решение», — отметил «Ростех». В июне прошлого года президент АвтоВАЗа Николя Мор говорил, что перевод в российскую юрисдикцию планируется завершить до конца 2021 года. Он также подчеркнул, что это событие не повлияет на деятельность АвтоВАЗа.