Дорога жизни блокадного Ленинграда
В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда. Особое значение занимает Дорога Жизни.
С 12 сентября 1941 по март 1943 года Дорога Жизни была аортой, главным сосудом, поддерживающим жизнь Ленинграда. Она давала возможность эвакуировать ленинградцев из осажденного города и доставлять еду и топливо тем, кто в нем остался. Свое название дорога получила в военные годы. В настоящее время это историческая мемориальная трасса, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые памятники вдоль Дороги Жизни появились в 1960-х годах. Они стали составляющей «Зелёного пояса славы Ленинграда». Постепенно их количество увеличивалось.
Сухопутная часть Дороги Жизни — автомобильная региональная трасса 41К-064, бывшая А-128. Ее протяженность составляет около 44 км. Это автодорожный выход из Санкт — Петербурга во Всеволожский район и город Всеволожск. Она начинается с Рябовского шоссе, а заканчивается у Осиновецкого маяка. Километры Дороги Жизни отсчитывают 46 памятных столбов вдоль шоссе. По ним легко ориентироваться.
По какой дороге проходила Дорога жизни
Современная трасса не повторяет дорогу военных дней в точности. Предполагают, что по мере приближения к Ладожскому озеру, основная дорога начинала ответвляться на многочисленные лесные дорожки.
Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.
Шоссе Дорога Жизни начинается на пересечении Рябовского шоссе и КАД. Выехать на Дорогу жизни можно с Рябовского шоссе.
По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии
В этой статье внимание будет уделено участку Дороги Жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.
Для экскурсии по Дороге Жизни лучше всего воспользоваться собственным автомобилем.
После Всеволожска дорога переходит в двухполосное шоссе
Памятный знак «Регулировщица»
Первый километр. Памятный знак «Регулировщица» был установлен в 1986 году рядом с железнодорожным переездом Рябовский у первого столба, отмечающего нулевой километр Дороги жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но позже восстановили на первом километре. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флажком в руке. В военное время водителей ориентировали регулировщики с флажками. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали посты даже во время бомбежек.
В памятный комплекс первого километра входит также советская зенитная пушка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году. Мощная и надежная артиллерийская система была взята на вооружение Красной Армии в том же году. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 вражеских самолетов.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали тяжелейшие испытания. Они умирали от голода, гибли во время бомбежек. Памятник посвящен и тем ленинградским детям и подросткам, которые работали во время войны на заводах, тушили зажигательные снаряды, совершали маленькие подвиги во имя победы.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни»
Открытие 15-метрового памятника «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Плиты внизу цветка похожи на листья. На четырех — надпись из детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на пятом — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником надпись — посвящение детям блокадного города: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944».
Аллея дружбы
От «Цветка жизни» начинается Аллея дружбы, которая ведет к месту скорби — кургану с 8 стелами — трагичными страничками дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родных. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, развившихся от перенесенного голода.
страницы дневника Тани Савичевой
Комплекс окружает березовая роща. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-е годы прошлого века возникла традиция повязывать на стволы берез красные галстуки в память о детях блокадного Ленинграда. Она сохранилась и в наши дни.
900 деревьев символизируют 900 дней блокады
В роще установлена памятная плита Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других мемориалов на Дороге Жизни.
Мемориал «Балтийские крылья»
Памятник «Балтийские крылья» расположен недалеко от столба, отмечающего шестой километр Дороги. В 1941-1943 годах на этом месте был размещен аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском флоте. Их самолеты оберегали Дорогу и город. Героический подвиг летчиков олицетворяет памятник в виде самолета, врезавшегося в землю. Поблизости от шестого километрового столба расположен музей — усадьба Приютино, в котором когда-то жило семейство Олениных, а в годы войны размещалось общежитие военных летчиков.
Мемориал «Румболовская гора»
Около города Всеволожска, в месте пересечения десятого километра Дороги с Колтушским шоссе, размещен мемориал «Румболовская гора».
Он прославляет стойкость и мужество защитников города. Четыре величественных листа дуба символизируют силу, четыре лавровых — славу. Между ними лежит маленький желудь — олицетворение надежды на возрождение жизни. Строки стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.
Памятник полуторке
На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине — солдату» — легендарной «полуторке» и военным автомобилистам Дороги Жизни. Почетное звание солдата грузовик «ГАЗ-АА» получил за свою фронтовую блокадную службу — на эти машины легла основная нагрузка по перевозкам людей и грузов по суше и по льду Ладоги. Интересно, что первые автомобили ГАЗ — АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании «Ford».
Рядом с памятником полуторке находится Мемориальное воинское захоронение бойцов павших во время Великой Отечественной войны и парк Воинской славы.
Мемориальное воинское захоронение бойцов
парк Воинской славы Двухмоторный дальний бомбардировщик ИЛ-4 Бомбардировщик стоит на сборно-разборной аэродромной плите, применявшей на временных аэродромах в периоды весенней и осенней распутиц.
Исторический участок Дороги жизни
Мемориал на двенадцатом километре необычен — это исторический сохраненный булыжный участок Дороги военных лет. Он похож на мост времени, переброшенный в наше время, и дает возможность явственно представить, как происходила перевозка: подпрыгивающая от тряски машина с драгоценным грузом хлеба под взрывами бомб и бесконечными артобстрелами…На трех высоких стелах — указателях вдоль дороги высечен лозунг военных водителей: «Чем больше рейсов — тем быстрее победа над врагом».
Мемориал «Катюша»
На семнадцатом километре размещен величественный памятник «Катюша». Он посвящен зенитной части, прикрывавшей Дорогу жизни и аэродром. 14-метровые стальные балки символизируют стволы зениток реактивной установки. На каменной стеле выбиты слова: «Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава».
Братское кладбище
Памятное место между тридцатым и тридцать первым километрами — Братское кладбище рядом с деревней Ириновка. В нем захоронено около 500 человек, военных и штатских. На кирпичной стене, расположенной у шоссе, размещены таблички с именами захороненных здесь людей. Тела погибших на Дороге жизни людей хоронили в выкопанные здесь ямы. Иногда их обертывали в холст, когда его не было — просто в одежде. Но всегда старались найти у покойных документы, чтобы братская могила не была безымянной.
Братское кладбище
На мемориальной плите рядом со стеной выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
На сороковом километре шоссе находится мемориальный комплекс «Разорванное кольцо». Семиметровая конструкция на берегу Ладожского озера видна издалека. Две Дугообразные арки обозначают кольцо блокады, которым враг рассчитывал задушить Ленинград. Между ними разрыв — символическое обозначение Дороги Жизни, которая не дала осуществиться фашистским планам. Посредине на земле в бетон впечатаны следы автомобильных колес.
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»
Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симун.
Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором
По обе стороны от памятника находится зенитка и мемориальная стела со стихотворными строками Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!»
Зенитное орудие
Вечный огонь у «Разорванного кольца» был зажжен 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.
Вечный огонь
Музей «Дорога жизни»
Музей находится в поселке Ладожское Озеро, на сорок пятом километре. На прилегающей к нему территории размещены техника и орудия, участвовавшие в перевозке и защите Дороги Жизни: автомобили, катера, корабельные пушки, самолет и многие другие экспонаты.
Музей «Дорога жизни» Музей «Дорога жизни»
Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58
Рядом с музеем расположен Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века, действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — занимает девятую строчку.
Осиновецкий маяк
Памятники на станции Ладожское Озеро
На станции Ладожское Озеро, на сорок шестом километре Дороги, есть еще несколько знаковых достопримечательностей:
- Памятник — взрыв, выполненный из обломков затонувших во время войны кораблей. Он напоминает о подвигах моряков Балтийского флота, спасавших Ленинград.
- Памятник паровозу Эш-4375 «Комсомолец», перевозившему топливо, продовольствие и боеприпасы по Дороге Жизни. Он был поставлен на вечную стоянку в 1970 году.
- Здание вокзала было построено в 1974 году. Оно имеет форму противотанкового надолба. На втором и третьем этажах здания размещен филиал музея Октябрьской железной дороги, посвященного железнодорожникам, работавшим в 1941-1943 на Дороге.
По какому озеру проходила Дорога жизни
Станция — конечная точка сухопутного исторического маршрута. Здесь сходятся автотранспортное шоссе с железнодорожной ветвью и начинается водная часть Дороги Жизни.
Маршруты Дороги Жизни через Ладожское озеро
Ладога была единственным возможным путем эвакуации ленинградцев и доставки грузов с Большой земли, поскольку его юго-западное и юго-восточное побережья удерживали наши войска. Летом во время навигации на водном отрезке пути использовали баржи Северо-западного речного пароходства, зимой в ледостав их сменяли автомашины.
От Осиновецкого маяка Дорога жизни продолжалась по Ладожскому озеру
Ладогу издавна считали непригодной для судоходства из-за высоких волн, которые достигают двух метров, и частых штормов. Еще при Петре I был вырыт Староладожский канал в обход опасного озера, а еще через сто лет — Новоладожский канал из-за обмеления Староладожского. На берегах самого озера к началу войны не было пристаней и пирсов. Осенью 1941 года были срочно сооружены пирсы, построены склады и вырыты землянки, проведены дноуглубительные работы на 2,5 метра.
Но наступившая зима и установившийся ледостав потребовали других решений. На зимней трассе через озеро начали происходить непонятные аварии: под лед проваливались легкие автомобили, а тяжелые благополучно передвигались даже по тонкому льду. К изучению проблемы были привлечены ученые Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Они провели расчеты по износу льда и условиям пролома. Для фиксации колебаний льда ученые создали специальный прибор «прогибограф» для изучения колебаний льда.
50 пробиографов разместили на ледяной трассе и зафиксировали их показания. Оказалось, что проблема была связана с прочностью льда и резонансом скорости легкой машины со скоростью движения волны, которая составляла 35 км. Тяжелые машины ездили с меньшей скоростью, поэтому резонанс не возникал. Было принято решение уменьшить скорость движения легких машин, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В военных условиях на льду Ладоги было проведено сложное научное исследование, которое помогло сохранить жизни людей и технику, а позже развилось в обособленную обширную область знаний.
Длина дороги через Ладогу составляла примерно 30 км. Трассу прокладывали на мелководье, где лед был надежней. Ее часто меняли — по одному следу проезжало не больше 60 автомобилей. На каждом километре стоял регулировщик. Их фонари помогали водителям не сбиться с трассы. За трещинами следили ледовые наблюдатели. Поломанные машины ремонтировали прямо на льду, а людей пересаживали в машины, которые находились недалеко. На Дороге работали тысячи людей, направлявшие колонны самыми безопасными маршрутами. Ежечасно и ежедневно они рисковали своей жизнью.
Для защиты Дороги на льду расположили стрелковую и артиллерийскую линии. Орудия передвигали с места на место, что дезориентировало противника.
Ледяная Дорога Жизни подвергалась постоянному артобстрелу и бомбежкам немецкой авиации. Усложняли транспортировку суровая погода и крутой нрав Ладоги. В этих чудовищно тяжелых условиях водители старались совершать две поездки — они работали круглосуточно, ведь от них зависела жизнь сотен тысяч людей. При движении машин двери у многих из них были открыты, чтобы водитель успел выпрыгнуть, когда машина начнет тонуть.
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни, составило больше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.
Доподлинно неизвестно, сколько людей погибло на Дороге Жизни. Грузовики доставали со дна Ладоги еще несколько десятилетий после окончания войны.
Как работала Дорога жизни во Вторую мировую войну: значение и факты
Дорога жизни — это водная (а в зимнее время — ледовая) трасса, проходившая по Ладожскому озеру, которая вместе с воздушным мостом обеспечивала связь Ленинграда с Большой землей в период блокады города на Неве немецкими и финскими войсками в годы Второй мировой войны. В более узком смысле Дорогой жизни часто называют военно-автомобильную дорогу № 101 (№ 102), которая действовала на Ладоге с конца ноября 1941 по апрель 1942 года, а затем с ноября 1942 по март 1943 года, когда в ходе операции «Искра» блокада была прорвана и возобновлено прямое железнодорожное сообщение с Ленинградом.
Для чего использовалась Дорога жизни
По Дороге жизни, а также связанным с ней объектам (подводные линии связи, топливопровод, силовые электрические кабели, ЛЭП на вмороженных в лед столбах) осуществлялось снабжение Ленинграда продовольствием, медикаментами, топливом, электроэнергией, предметами первой необходимости, а находившаяся в окружении группировка советских войск получала также пополнение, оружие и боеприпасы. В обратном направлении по той же трассе несколькими волнами осуществлялась эвакуация населения блокадного города.
В структуру Дороги жизни входили и ее работу обеспечивали:
- Северо-Западное речное пароходство, переданное в состав Ладожской военной флотилии;
- автомобильные войсковые части;
- порты с транспортной инфраструктурой;
- перевалочные базы;
- склады;
- военно-санитарные учреждения;
- система обороны, включая части ПВО.
Маршрут Дороги жизни
С захвата немецкими войсками Шлиссельбурга 8 сентября 1941 года принято вести отсчет блокады Ленинграда. Снабжение города в значимых объемах стало возможно только через расположенное к северо-востоку от него Ладожское озеро, юго-западное и восточное побережья которого контролировались советскими войсками.
- Участок железной дороги Вологда — Череповец — Волхов поблизости от восточного побережья Ладоги превратился в отправную точку Дороги жизни.
- В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны от 30 августа 1941 года начались работы по созданию необходимой инфраструктуры на необорудованном юго-западном побережье Ладоги. Для приема судов были выбраны три бухты — Осиновец, Гольцмана и Морье, — находившиеся неподалеку от ж/д станции Ладожское Озеро. Первые две речные баржи с зерном и мешками с мукой 12 сентября привел на осиновецкий рейд буксир «Орел».
- В октябре 1941 года в преддверии ледостава началась подготовка к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро, и 13 ноября начальник тыла Ленинградского фронта Феофан Лагунов подписал приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи».
- В соответствии с приказом командующего Ленинградским фронтом от 19 ноября маршрут был скорректирован: от мыса Осиновец автотракторная дорога должна была пройти к островам Зеленцы с разветвлением на Кобону и Лаврово на восточном побережье Ладоги. 26 ноября открывшаяся шестью днями ранее трасса получила наименование «военно-автомобильная дорога № 101» (впоследствии стала частью ВАД № 102).
Длина ледовой дороги составила около 30 км. Из-за слабости льда в начальный период эксплуатации трассы ее маршрут приходилось часто менять. Дорогу обслуживали примерно 350 регулировщиков на нескольких десятках регулировочных постов. На ледовой дороге было установлено двухстороннее раздельное движение. Расстояние между полосами составляло 100–150 м. Для предотвращения проваливания под лед сразу нескольких автомобилей дистанция между машинами в колонне была не менее 100 м. Опасность представляли не только трещины и полыньи, но и явление резонанса. Чтобы не допустить его, была предписана определенная скорость движения. Тем не менее за время работы трассы произошло 357 провалов автомобилей под лед (поверхностных 214 и полных 143). При этом большинство машин было поднято из воды.
Транспортный парк Дороги жизни
Движение по ВАД № 101 открыли 20 ноября 1941 года, но на еще не вполне окрепший лед автомобили не выпустили. Конно-санный обоз из состава конно-транспортного полка доставил в Осиновец на 350 упряжках 63 т муки. И в последующем гужевой транспорт использовался на ледовой Дороге жизни наряду с автомобильным, а для перевозки отдельных пассажиров и небольших грузов применялись даже буера. Первые автомобили, порожние грузовики ГАЗ-АА, прошли по ледовой трассе уже 21 ноября 1941 года, а днем позже на восточный берег была отправлена колонна под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Василия Порчунова, состоящая из 60 грузовиков с прицепленными санями.
Автотранспортные бригады, батальоны и роты, обслуживавшие трассу, помимо полуторок ГАЗ-АА, использовали и трехтонные ЗиС-5. Численность различных транспортных средств на Дороге жизни с течением времени существенно менялась. В пиковый период, перед началом ледохода в апреле 1942 года, на трассе работали 2957 грузовых и 348 специальных автомобилей, 84 трактора, 241 лошадь.
Значение Дороги жизни
Дорога жизни сыграла ключевую роль в улучшении продовольственного положения в Ленинграде в самую тяжелую блокадную зиму — 1941–1942 годов. Если с 20 ноября по 25 декабря 1941 года в городе действовали минимальные нормы по продуктовым карточкам (125 г хлеба в сутки для служащих иждивенцев и детей, 200 г для рабочих), то с 25 декабря нормы повысились до 200 г и 350 г соответственно. Затем нормы выдачи поднимались 24 января и 11 февраля 1942 года, достигнув 300 г хлеба для детей и иждивенцев, 400 г для служащих и 500 г для рабочих.
Оборона города на Неве во многом выстояла также благодаря Дороге жизни. Только в навигацию 1942 года в Ленинград по Ладоге доставили 290 000 военнослужащих. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни (в том числе водным транспортом) за весь период ее действия, составило свыше 1 615 000 т. За это же время из города было эвакуировано около 1 376 000 человек.
Музей "Дорога Жизни" (Всеволожский район, пос. Осиновец), Санкт-Петербург — отзыв
На восточном выезде из Санкт-Петербурга находится не душа и лицо города, а его сердце – Дорога Жизни. Как добраться и не пропустить все самое важное — немного эмоционально и с картинками))
Всякий раз, планируя поездку в Санкт-Петербург, все мы думаем о Дворцовой площади, о магии белых ночей, об Эрмитаже и Исаакиевском соборе, о Неве и о незабываемой атмосфере города.
Но на восточном выезде из города находится не душа и лицо города, а его сердце – Дорога Жизни. Все мы знаем историю, как она спасала жителей города во времена блокады. И, приехав в Санкт-Петербург, мы решили непременно посетить эти места.
Дорога так и называется – шоссе Дорога Жизни. Начинается дорога на пересечении Рябовского шоссе и КАД и тянется до поселка Кокорево – до самого Ладожского озера.
Для начала хотелось бы дать несколько небольших советов путешественникам.
Безусловно, путешествие по этим уникальным местам будет прекрасно в любое время года. Но все же больше всего для него подходят лето или май, в теплую малооблачную погоду – так Вы испытаете наиболее полные ощущения от этого места.
Поездку можно осуществить двумя способами – присоединиться к экскурсии или на автомобиле. Поездка на автомобиле намного более предпочтительна, так как Вы можете поехать уже на закате, когда все экскурсии уже закончатся (будет намного меньше туристов, и Вы сможете насладиться красивыми видами). Если автомобиля нет, то можно взять его напрокат на несколько часов – поверьте, оно того стоит.
Итак, 18 июля около 21:00 выезжаем из города и попадаем на Дорогу Жизни. Фотографии всех мест выкладывать не буду, чтобы у Вас было больше интереса.
Каждый километр дороги обозначен необычными табличками, как делается это на федеральных трассах, а настоящими стелами.
Достопримечательности и знаковые места расположены вдоль дороги – Вы ни за что не пропустите их. Вообще, можно заранее посмотреть на каком километре дороги, что находится, но мы так не делали. Было намного интереснее встречать достопримечательности, не зная их последовательности.
Одной из первых мы увидели знаменитую Полуторку.
Она гордо и величественно возвышается на пьедестале, показывая, кто был и остается по сей день лучшей и самой легендарной машиной. Глядя на нее с этого ракурса, видно дорогу, по которой периодически проезжают дорогие иномарки, большие грузовики, автобусы, но мы их как будто не замечали – ведь главный и самый красивый герой стоит рядом с нами.
Остановившись прямо перед машиной, Вы увидите надпись “Памяти машине солдату”. А, посмотрев ей “глаза в глаза”, почувствуете, что машина оживает и говорит, что охраняет спокойствие этих земель.
Проехав чуть дальше, мы видим участок той самой Дороги Жизни, которая была в годы войны. Не асфальтированной современной дороги, а брусчатки, которая спасла жизни многим людям. Это место позволяет по-настоящему почувствовать историю, закрыть глаза и представить, как это было раньше.
Сложно добавить здесь что-то еще. Хочется только сказать, что приехав в это место, Вы пробудите там не 5 и не 10 минут. Оно обязательно очарует Вас. Стоя около мемориала, вы увидите, как на горизонте небо сливается с водами Ладожского озера. Тишину смогут нарушить лишь птицы, пролетающие рядом.
Казалось бы, что все знаковые места мы уже посмотрели. Но осталось еще одно. Осиновецкий маяк. Тот самый, который в годы блокады служил ориентиром на Дороге Жизни. Проезжаем еще немного и выходим к пляжу.
Маяк величественно стоит практически на самом берегу озера. Глядя на него с этого ракурса понимаешь, что там дальше проходит Дорога Жизни, а Ладожское озеро в этом месте, наверное, предстало во всей своей красе. Здесь вы не увидите шхер, которые есть на северо-западе Ладоги, не увидите места, где начинается Нева, и здесь нет приятных волн Финского залива. Но именно здесь хочется назвать его “Ладожским морем”, ибо здесь, как нигде ощущаешь свободу и не хочешь уходить.
В вечерние время пляж практически безлюдный, мы побродили по нему около получаса, посидели на берегу, смотря на воды озера.
По пути назад на противоположной стороне шоссе (уже на подъезде к Санкт-Петербургу), есть еще одно знаковое место – памятник детям, погибшим во время блокады.
Комментировать что-то здесь излишне. Скажу только, что людям, находящимся здесь, очень сложно сдержать эмоции.
Путешествие по Дороге Жизни оставили самые прекрасные впечатления во всех отношениях: невероятные эмоции от истории и значимости этого места, от прекрасной природы. И конечно, отдельное Спасибо людям, создавшим такой замечательный мемориал и тем, кто поддерживает его в прекрасном состоянии.
Если описать кратко, то увиденное, а главное “почувствованное” во много раз превзошло все ожидания. И возможно, Вы, побывав здесь однажды, на вопрос “Где бы Вы хотели побывать в Санкт-Петербурге?”, ответите также, как и я “На Дороге Жизни!”
Дорога жизни
Дорога жизни — историческая мемориальная трасса, по которой шло снабжение блокадного Ленинграда. Своё название получила в годы Великой Отечественной войны. Расположена на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Понять [ править ]
Дорога жизни | |
Памятный километровый столб на Дороге жизни |
|
Полезная информация | |
Тип маршрута | историко-познавательный, активный туризм |
Протяженность | около 50 км |
Способ передвижения |
автомобиль |
Дорога длиной 46 км идёт от окраин Санкт-Петербурга до западного берега Ладожского озера. Во время Великой Отечественной войны, с 12 сентября 1941-го по март 1943 года, это была единственная транспортная магистраль, связывавшая блокадный Ленинград со страной. По ней в Ленинград доставляли продовольствие и топливо, а из осаждённого города эвакуировали жителей. Доставка людей и грузов осуществлялась в основном на грузовиках «ГАЗ-АА» («полуторках»), иногда использовался гужевой транспорт. Зимой машины шли по льду Ладожского озера на восточный берег (к деревне Кобона и далее на «Большую землю» — территорию, не занятую вражескими войсками), летом водный отрезок пути преодолевался на баржах и других плавучих средствах. Люди и техника работали круглосуточно, в тяжелейших условиях, под постоянными артобстрелами и бомбёжками.
Значение Дороги жизни для осаждённого Ленинграда огромно. Эта недлинная второстепенная трасса, до войны использовавшаяся в основном для выезда на дачу, спасла тысячи жизней, став символом мужества и отваги ленинградцев и всех тех, кто помогал городу выжить и победить. Если вы не очень представляете, как и что это было, прочтите небольшую «Ленинградскую поэму» Ольги Берггольц, где описывается первая и самая страшная блокадная зима. Многие строки поэмы посвящены Дороге жизни.
В 1960-х годах вдоль Дороги жизни были установлены первые памятники, которые вошли в состав «Зелёного пояса славы Ленинграда» — большого мемориального комплекса, окружающего город со всех сторон и отмечающего памятные места, связанные с обороной Ленинграда. Впоследствии количество памятников увеличилось; новые монументы воздвигаются до сих пор.
Сейчас по Дороге жизни проходит трасса А128 Санкт-Петербург — Морье. С недавних пор она получила официальное название «шоссе Дорога Жизни». От железнодорожной станции Ржевка до Ладожского озера вдоль трассы стоят памятные километровые столбы, которые не только входят в состав мемориального комплекса, но и позволяют сделать более точную привязку к местности объектов на трассе.
Подготовиться [ править ]
Весь комплекс памятников на Дороге жизни можно осмотреть только на своём транспорте, поскольку прямого автобусного сообщения между многими точками маршрута не существует, а передвигаться «на перекладных» от деревни к деревне довольно неудобно. Ехать лучше всего на машине, хотя можно и на велосипеде — если, конечно, вас не смущает езда в потоке машин, который на Дороге жизни в час пик довольно густой.
В отсутствие машины можно воспользоваться следующим вариантом: от метро Ладожская раз в полчаса отправляется автобус № 462 (расписание), маршрут которого проходит мимо всех памятников вплоть до «Катюши» (17-й км) и содержит остановки у всех интересных мест кроме «Цветка жизни» (его придётся смотреть из окна). В районе Всеволожска на Дороге жизни куча местных автобусов, так что перемещение между объектами не составит труда.
За «Катюшей» дело обстоит хуже, поскольку там ходит единственный автобус № 602 Всеволожск–Коккорево, курсирующий с интервалом 1-2 часа. Он достигает «Разорванного кольца», а дальше к станции Ладожское Озеро, где находятся Осиновецкий маяк и музеи, не идёт. До станции можно, в свою очередь, доехать электричкой прямо из Санкт-Петербурга (каждые 1-2 ч от Финляндского вокзала), но в ближних окрестностях «Разорванного кольца» она не останавливается.
Если вас не пугают пешие переходы, можно совместить посещение «Разорванного кольца», Осиновецкого маяка и музеев, приехав на станцию Ладожское Озеро электричкой, осмотрев всё в окрестностях, затем пройдя 6 км вдоль берега озера до «Разорванного кольца» и уехав оттуда автобусом во Всеволожск или вновь электричкой в Петербург, пройдя ещё 4 км до станции Ваганово. Можно также ограничиться посёлком Ладожское Озеро, тогда много ходить вообще не придётся.
Как добраться [ править ]
Маршрут начинается в Санкт-Петербурге, а заканчивается на западном берегу Ладожского озера. Ехать логичнее именно так — с запада на восток, хотя можно, при желании, и наоборот. Дорога жизни начинается в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, в историческом районе Ржевка-Пороховые.
Окончание трассы (посёлок Ладожское Oзеро) — это, по сути, тупик, откуда нет никаких дорог кроме той, по которой вы приехали. Если вернуться несколько километров в сторону Санкт-Петербурга, то оттуда на юг отходит дорога к посёлку им. Морозова (откуда летом ходит теплоход к крепости Орешек). Общественного транспорта нет, а если вы на своём, то это совершенно логичное продолжение маршрута. В конечном итоге, двигаясь на юг, вы окажетесь на Мурманской трассе, по которой можно вернуться в Петербург или продолжить путь вокруг Ладожского озера.
На маршруте [ править ]
Стела «Хлеб насущный» на улице Красина «Цветок жизни» «Балтийские крылья» «Румболовская гора» Памятник «полуторке» Мемориальные доски на ограде Спасской церкви
1 «Ржевский коридор» ( от шоссе Революции до ж/д станции Ржевка ). Первые семь километров на территории Санкт-Петербурга, путь, ведущий к станции Ржевка на исторической Ириновской железной дороге: она тоже была частью Дороги жизни, по ней доставлялись грузы и вывозились люди (вдоль железнодорожной линии также установлены памятные километровые столбы). Грузовики, идущие из центра города на тогдашнюю окраину, к Ржевке (и обратно) нещадно обстреливались врагом; в марте 1942 года при очередном артобстреле взорвались вагоны с боеприпасами, что полностью разрушило станцию.
На линии Ржевского коридора в 1985 году появились мемориальные гранитные стелы «Хлеб насущный». Две из них находятся на улице Красина (у пересечений с Ржевской улицей и с улицей Коммуны), и их можно осмотреть только на обратном пути из области в Петербург, поскольку улица Красина — односторонняя и движение по ней на выезд невозможно. При движении на выезд для осмотра доступна только стела на углу шоссе Революции и улицы Потапова (на обочине, у Большого Ильинского сада; заодно в этом саду можно осмотреть старинную Ильинскую церковь). Далее надо двигаться по улице Потапова и Ириновскому проспекту, который за улицей Коммуны переходит в Рябовское шоссе, которое, в свою очередь, через Рябовский путепровод ведет к началу Дороги жизни за чертой Петербурга.
3 1-й километр. Памятный знак «Регулировщица» ( остановка по требованию «Окраинная улица» ). Дорога жизни в целях маскировки не освещалась, и единственным ориентиром для водителей были регулировщики, стоящие с флажками вдоль трассы. Большинство из них были молодыми женщинами, которые работали в любую погоду, днём и ночью, не покидая свой пост даже во время артобстрелов и бомбёжек. В память о мужественных регулировщицах вблизи станции Ржевка в 1985 году была установлена стела с барельефом. В 2005 году, в ходе строительства КАД, эта стела была бездумно снесена, но через несколько лет её всё же восстановили и поставили на новом месте. Там же стоит зенитное орудие — другой мемориал, перенесённый на это место в связи со строительством КАД. Вокзал станции Ржевка, восстановленный после войны, теперь тоже снесён, но памятную гранитную доску с него можно найти на новом здании вокзала. фев 2018
4 3-й километр. Мемориальный комплекс «Цветок жизни» . Один из самых известных памятников на Дороге жизни посвящён ленинградским детям: не только тем, кто погиб от голода и бомбёжек, но также тем, кто наравне со взрослыми жителями боролся за жизнь и победу. Дети и подростки стояли у станков, тушили зажигательные бомбы, спасали памятники архитектуры и делали многое другое. «Нам в 43-м выдали медали, и только в 45-м паспорта» — эти строки написаны и о ленинградских детях тоже. Мемориальный комплекс формировался в 1968-1975 годах и состоит из нескольких элементов. Самый заметный — 15-метровый стилизованный белый цветок со строчкой из песни «Пусть всегда будет солнце». От него Аллея дружбы ведёт к траурному кургану, на котором установлены восемь стел со строками из знаменитого и горестного блокадного дневника Тани Савичевой. Позади Цветка находятся противотанковые надолбы, а вокруг комплекса высажена роща из 900 берёз (по числу блокадных дней). В советское время существовала традиция возить к этому памятнику на экскурсию школьников, которые повязывали вокруг деревьев пионерские галстуки. Сейчас пионерская организация ушла в прошлое, однако стволы берёз по-прежнему обвязаны кусками красной ткани. фев 2018
5 5-й километр. Мемориал «Балтийские крылья» ( остановка по требованию «Приютино» ). Неподалёку от этого места в годы войны находился аэродром, где базировались лётчики Балтийского флота, защищавшие Дорогу жизни и восточную часть Ленинграда от авианалётов противника. Мемориал сооружён в 1968 году и состоит из гранитной стелы с пояснительной надписью и стилизованного изображения хвостового оперения самолёта, как бы врезавшегося в землю. Такое решение не случайно: оборона Дороги жизни стоила многих людских потерь.
6 Мемориал «Румболовская гора» ( см. также Всеволожск ) , Всеволожск ( у пересечения Дороги Жизни и Колтушского шоссе ). Находится между 9-м и 10-м километровым столбом. Не заметить этот памятник невозможно: композиция слева по ходу движения в виде двух огромных металлических листьев дуба и лавра, символизирующих жизнь и славу, видна издалека. Жёлудь перед ними означает начало новой жизни. Рядом находится гранитная стела с изображениями грузовых машин и строками из поэмы Ольги Берггольц. Мемориал сооружён в 1967 году. фев 2018
7 10-й километр. Памятник «полуторке» , Всеволожск ( у пересечения Дороги Жизни и Нагорной улицы ). Румболовская гора была самым опасным сухопутным участком Дороги жизни: заметная с большого расстояния возвышенность (68,13 м над уровнем моря) служила прекрасной мишенью и поэтому обстреливалась врагом чаще и гуще всего. Так что памятник основному транспортному средству, использовавшемуся при перевозках грузов и людей по Дороге жизни, на вершине Румболовской горы более чем уместен. Он выполнен в виде отлитого в натуральную величину из бронзы грузовичка «ГАЗ-АА» («полуторки»), лаконичная надпись на постаменте гласит: «Памяти машины-солдата». Как ни странно, это самый молодой памятник на Дороге жизни — его установили лишь 27 января 2012 года: к годовщине снятия блокады, а заодно и к 80-летию машины, первые экземпляры которой, выполненные по чертежам американской компании «Ford», были собраны на Горьковском автозаводе в конце января 1932 года.
Неподалеку от «полуторки», в паре десятков метров вниз по Нагорной улице, находится братское захоронение погибших в годы войны и ряд памятников, посвящённых другим трагическим событиям отечественной истории. На противоположной стороне трассы, напротив памятника «полуторке» расположена Спасская церковь — бывшая семейная усыпальница основателей города Всеволожска дворян Всеволожских. Церковь была возвращена верующим в 1990-х годах и после реставрации стала, кроме всего, тоже одним из военных мемориалов: на ограде храма (с внутренней стороны) установлены доски с именами 187 железнодорожников, погибших на Дороге жизни. фев 2018
10 17-й километр. Памятник «Катюша» ( между Корнево и Углово ). В этом месте, немного не доезжая до 17-го километрового столба, на небольшой возвышенности ранее располагались части зенитной артиллерии, защищавшие Дорогу жизни от налётов вражеской авиации. При этом реактивные установки типа «Катюша», строго говоря, зенитной артиллерией не являлись, однако ассоциируются прежде всего с противовоздушной обороной. Пять 14-метровых чёрных стальных балок, установленных на бетонном основании, изображают направляющие «Катюши» — лаконично и очень убедительно. Памятник сооружён в 1966 году. Интересно, что один из его авторов, архитектор Л.В. Чулкевич, сам работал во время блокады на Дороге жизни, командуя автоколонной. фев 2018
13 40-й километр. Мемориал «Разорванное кольцо» , Коккорево ( Вагановский спуск ). У деревни Коккорево дорога делает крутой поворот на север. В этом месте, на берегу Ладожского озера находится второй из наиболее известных памятников на Дороге жизни — «Разорванное кольцо». Две 7-метровые железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни, а два белых железобетонных шара — прожекторные установки. Здесь же горит Вечный огонь. Рядом стоит подлинное зенитное орудие, а перед поворотом, на краю дороги — скромная гранитная стела с надписью: «Здесь начиналась Дорога жизни в период блокады Ленинграда». Она установлена на полтора года раньше мемориала, 9 мая 1965 года. Видимо, в то время трассу отсчитывали наоборот, не от Ленинграда, а от Ладожского побережья.
С 1970 года в последнее воскресенье января от монумента стартует ежегодный международный марафон «Дорога жизни», который считается уникальным, поскольку проходит зимой. В марафоне участвуют как профессиональные спортсмены, так и любители, количество участников достигает 3000. фев 2018
3 Музей «Дорога жизни» , Коккорево, д. 27 . ☎ +7 (921) 993-96-87 (Елисеев Игорь Геннадьевич). ср–вс 10:00 – 13:00, посещение желательно заранее согласовывать . 30₽ (2014). Музей находится в километре к югу от «Разорванного кольца», на дороге 41К-301 в деревне Коккорево, в здании бывшей школы, где во время войны располагался штаб ледового участка Дороги жизни (самого трудного и опасного) и главный узел связи Ленинграда с «Большой землёй». Музей создали в 1969-1974 году ветераны войны, собравшие множество подлинных документов, личных вещей и фотографий. Примечательная деталь экспозиции — 24-метровая художественная диорама. В 1993 году музей стал филиалом Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Однако в начале 2000-х в домик подселилась база охотников и рыболовов, которая постепенно вытеснила музей в дальний угол и довела до бедственного состояния. Сейчас неравнодушные люди усиленно стараются возродить музей и спасти экспонаты, многие из которых находятся на грани гибели. фев 2018
14 44-й километр. Осиновецкий маяк , посёлок станции Ладожское Озеро ( мыс Осиновец ). Построен в начале XX века и до сих пор действует. Высота — 74 метра, это 9-е место в списке самых высоких маяков мира; свет виден за 40 километров. Понятно, что для Дороги жизни маяк был важным ориентиром. Возле него на берегу находились причалы, от которых сейчас уже практически ничего не осталось. Маяком лучше любоваться издали, не пытаясь пробраться к нему вплотную, поскольку он находится в ведении Министерства обороны и огорожен. Впрочем, некоторые очевидцы говорят, что охраны там нет. фев 2018
4 45-й километр. Музей «Дорога жизни» , посёлок станции Ладожское Озеро, ш. Дорога Жизни, 58 . ✉ ☎ +7 (813) 70-33-771 (касса, заказ экскурсий). ср–вс 11:00 – 18:00, касса закрывается на час раньше . 200₽ (школьники, пенсионеры, инвалиды — 100₽). Филиал Центрального военно-морского музея, куда более солидный и обихоженный, чем музей в Коккорево. В 2014-2016 годах вместо старого деревянного здания музея построен новый двухэтажный корпус. На прилегающей территории (на бетонных плитах или просто на траве) в ангаре стоят автомобили, поднятые со дна Ладоги, на стапелях — катера и буксиры. Ещё имеется самолёт Ли-2, а также орудия береговых батарей, корабельные пушки и многое другое, вплоть до телег и саней. В общем, вся техника, которая так или иначе участвовала в перевозках по Дороге жизни.
При музее есть кафе и туалеты. фев 2018
16 46-й километр. Станция Ладожское Озеро . Конечная точка маршрута — место, где сходятся автотранспортная и железнодорожная ветви Дороги жизни и начинается её водная часть. Поэтому здесь можно найти не только километровый столб, но и сразу несколько памятников. Это, во-первых, поставленный в 1970 году на вечную почётную стоянку паровоз Эш-4375 «Комсомолец», возивший топливо в Ленинград. Этот паровоз многие «знали в лицо» и ещё во время войны предлагали сделать мемориальным. Второй памятник — кораблям Дороги жизни — установлен на платформе станции, у здания вокзала. Это кусок искорёженного металла (поэтому композицию иногда называют «Взрыв») на невысоком постаменте. На скромной табличке надпись: «Сталь можно согнуть, человеческую волю — никогда». И, наконец, само новое здание вокзала, построенное в 1974 году в виде стилизованного противотанкового надолба, являет собой памятник. На втором и третьем этажах вокзала расположен музей (филиал музея Октябрьской железной дороги), посвящённый железнодорожникам, работавшим на Дороге жизни. фев 2018
5 Мемориальный музей «Дорога Жизни» , вокзал станции Ладожское Озеро . ☎ +7 (921) 924-77-46 , +7 (812) 436-34-48 (заказ экскурсий). вт–сб 10:00 – 17:00 . Экспозиция музея — фотографии, документы и подлинные предметы тех лет. В пассажирском зале вокзала установлена стела с именами более 400 железнодорожников, погибших на своём посту. фев 2018
Меры предосторожности [ править ]
Соблюдайте ПДД, а в холодное время года учитывайте, что с Ладоги обычно сильно дует. Больше никаких мер предосторожности на маршруте не требуется. Если едете на автомобиле, имейте в виду, что АЗС на маршруте есть только на участке от КАДа до Всеволожска, а дальше можно заправиться разве что в посёлке имени Морозова, который находится в 20 км от Коккорево и полностью в стороне от маршрута.
Куда дальше [ править ]
Памятник в Дусьево
От станции Ладожское Озеро можно либо вернуться обратно в Санкт-Петербург, либо двинуться на юг по трассам 41К-064 и 41А-189 и через посёлок имени Морозова выехать на М18 Мурманское шоссе. Отсюда до Санкт-Петербурга 25 км на запад. Если поехать по этой трассе на восток, то через 2,5 км, за Ладожским мостом через Неву, имеет смысл повернуть налево, еще через 3 км оказаться в Шлиссельбурге и осмотреть крепость Орешек. А если не сворачивать и двигаться прямо, можно добраться до Старой и Новой Ладоги, Тихвина, Волхова и других городов, лежащих в этой части Ленинградской области. Дальше — Карелия.
В летнее время, когда в Петербурге и северной части Ленобласти световой день очень длинный, осмотр мемориалов на Дороге жизни вполне реально совместить с посещением и осмотром Всеволожска; там же есть где перекусить.
Можно также продолжить знакомство с Дорогой жизни по другую сторону Ладоги. Например, на 84-м километре Мурманского шоссе, у деревни Дусьево находится еще один памятник «полуторке» (а точнее, шофёрам Дороги жизни), но не из бронзы, а из бетона. Говорят, правда, что это настоящая машина, зачем-то залитая железобетоном. А подлинная машина в её естественном виде, поднятая поисковой группой со дна Ладожского озера, экспонируется в музее под открытым небом в деревне Кобона (от перекрёстка у Дусьево поворот налево по указателю, 22 километра по хорошей асфальтовой дороге). В этой же деревне, где начинался восточный отрезок Дороги жизни, есть ещё один музей, мемориальная стела и несколько других любопытных достопримечательностей.