Подключение и программирование Ардуино для начинающих
Электронная промышленность постоянно развивается. Это нетрудно заметить, например, потому что все возрастающая группа продуктов, предназначенных для бытового и профессионального использования, содержит в своей конструкции один или несколько микроконтроллеров. По этой причине на рынке растет спрос на специалистов в области электроники и программирования.
Arduino — это инструмент, который позволяет быстро научиться программировать электронные устройства от простейших основ (управление кнопками и управление светодиодами) до сложных прототипов (например, роботов, поддерживающих производственные процессы).
Изучение микроконтроллеров кажется чем-то сложным и непонятным? До появления Арудино – это было действительно не легко и требовало определенный набор программаторов и прочего оборудования.
Что такое Arduino?
Это своего рода электронный конструктор. Изначальная задача проекта – это позволить людям легко обучаться программированию электронных устройств, при этом уделяя минимальное время электронной части.
Сборка сложнейших схем и соединение плат может осуществляться без паяльника, а с помощью перемычек с разъёмными соединениями «папа» и «мама». Так могут подключаться как навесные элементы, так и платы расширения, которые на лексиконе ардуинщиков зовут просто «Шилды» (shield).
Какую первую плату Arduino купить новичку?
Базовой и самой популярной платой считается Arduino Uno. Эта плата размером напоминает кредитную карту. Довольно крупная. Большинство шилдов которые есть в продаже идеально подходят к ней. На плате для подключения внешних устройств расположены гнезда.
В отечественных магазинах на 2017 год её цена порядка 4-5 долларов. На современных моделях её сердцем является Atmega328.
Изображение платы ардуино и расшифровка функций каждого вывода, Arduino UNO pinout
Микроконтроллер на данной плате это длинна микросхема в корпусе DIP28, что говорит о том, что у него 28 ножек.
Следующая по популярности плата, стоит почти в двое дешевле предыдущей – 2-3 доллара. Это плата Arduino Nano. Актуальные платы построены том же Atmega328, функционально они аналогичны с UNO, различия в размерах и решении согласования с USB, об этом позже подробнее. Еще одним отличием является то, что для подключения к плате устройств предусмотрены штекера, в виде иголок.
Количество пинов (ножек) этой платы совпадает, но вы можете наблюдать что микроконтроллер выполнен в более компактном корпусе TQFP32, в корпусе добавлены ADC6 и ADC7, другие две «лишних» ножки дублируют шину питания. Её размеры довольно компактные – примерно, как большой палец вашей руки.
Третья по популярности плата – это Arduino Pro Mini, на ней нет USB порта для подключения к компьютеру, как осуществляется связь я расскажу немного позже.
Сравнение размеров Arduino Nano и Pro Mini
Это самая маленькая плата из всех рассмотренных, в остальном она аналогична предыдущим двум, а её сердцем является по-прежнему Atmega328. Другие платы рассматривать не будем, так как это статья для начинающих, да и сравнение плат – это тема отдельной статьи.
Arduino Pro Mini pinout, в верхней части схема подключения USB-UART, пин «GRN» — разведен на цепь сброса микроконтроллера, может называться по иному, для чего это нужно вы узнаете далее.
Если UNO удобна для макетирования, то Nano и Pro Mini удобны для финальных версий вашего проекта, потому что занимают мало места.
Как подключить Arduino к компьютеру?
Arduino Uno и Nano подключаются к компьютеру по USB. При этом нет аппаратной поддержки USB порта, здесь применено схемное решение преобразования уровней, обычно называемое USB-to-Serial или USB-UART (rs-232). При этом в микроконтроллер прошит специальный Arduino загрузчик, который позволяет прошиваться по этим шинам.
В Arduino Uno реализована эта вязь на микроконтроллере с поддержкой USB – ATmega16U2 (AT16U2). Получается такая ситуация, что дополнительный микроконтроллер на плате нужен для прошивки основного микроконтроллера.
В Arduino Nano это реализовано микросхемой FT232R, или её аналогом CH340. Это не микроконтроллер — это преобразователь уровней, этот факт облегчает сборку Arduino Nano с нуля своими руками.
Обычно драйвера устанавливаются автоматически при подключении платы Arduino. Однако, когда я купил китайскую копию Arduino Nano, устройство было опознано, но оно не работало, на преобразователе была наклеена круглая наклейка с данными о дате выпуска, не знаю нарочно ли это было сделано, но отклеив её я увидел маркировку CH340.
До этого я не сталкивался с таким и думал, что все USB-UART преобразователи собраны на FT232, пришлось скачать драйвера, их очень легко найти по запросу «Arduino ch340 драйвера». После простой установки – всё заработало!
Через этот же USB порт может и питаться микроконтроллер, т.е. если вы подключите его к адаптеру от мобильного телефона – ваша система будет работать.
Что делать если на моей плате нет USB?
Плата Arduino Pro Mini имеет меньшие габариты. Это достигли тем что убрали USB разъём для прошивки и тот самый USB-UART преобразователь. Поэтому его нужно докупить отдельно. Простейший преобразователь на CH340 (самый дешевый), CPL2102 и FT232R, продаётся стоит от 1 доллара.
При покупке обратите внимание на какое напряжение рассчитан этот переходник. Pro mini бывает в версиях 3.3 и 5 В, на преобразователях часто расположен джампер для переключения напряжения питания.
При прошивке Pro Mini, непосредственно перед её началом необходимо нажимать на RESET, однако в преобразователях с DTR это делать не нужно, схема подключения на рисунке ниже.
Стыкуются они специальными клеммами «Мама-Мама» (female-female).
Собственно, все соединения можно сделать с помощью таких клемм (Dupont), они бывают как с двух сторон с гнездами, так и со штекерами, так и с одной стороны гнездо, а с другой штекер.
Как писать программы для Arduino?
Для работы со скетчами (название прошивки на языке ардуинщиков), есть специальная интегрированная среда для разработки Arduino IDE, скачать бесплатно её можно с официального сайта или с любого тематического ресурса, с установкой проблем обычно не возникает.
Так выглядит интерфейс программы. Писать программы можно на специально разработанном для ардуино упрощенном языке C AVR, по сути это набор библиотек, который называют Wiring, а также на чистом C AVR. Использование которого облегчает код и ускоряет его работу.
В верхней части окна присутствует привычное меню, где можно открыть файл, настройки, выбрать плату, с которой вы работаете (Uno, Nano и много-много других) а также открыть проекты с готовыми примерами кода. Ниже расположен набор кнопок для работы с прошивкой, назначение клавиш вы увидите на рисунке ниже.
В нижней части окна – область для вывода информации о проекте, о состоянии кода, прошивки и наличии ошибок.
Основы программирования в Arduino IDE
В начале кода нужно объявить переменные и подключить дополнительные библиотеки, если они имеются, делается это следующим образом:
#include biblioteka.h; // подключаем библиотеку с названием “Biblioteka.h”
#define peremennaya 1234; // Объявляем переменную со значением 1234
Команда Define дают компилятору самому выбрать тип переменной, но вы можете его задать вручную, например, целочисленный int, или с плавающей точкой float.
int led = 13; // создали переменную “led” и присвоили ей значение «13»
Программа может определять состояние пина, как 1 или 0. 1 –это логическая единица, если пин 13 равен 1, то напряжение на его физической ножке будет равняться напряжению питания микроконтроллера (для ардуино UNO и Nano – 5 В)
Запись цифрового сигнала осуществляется командой digitalWrite (пин, значение), например:
digitalWrite(led, high); //запись единицы в пин 13(мы его объявили выше) лог. Единицы.
Как вы могли понять обращение к портам идёт по нумерации на плате, соответствующей цифрой. Вот пример аналогичного предыдущему коду:
digitalWrite (13, high); // устанавливаем вывод 13 в едиицу
Часто востребованная функция задержки времени вызывается командой delay(), значение которой задаётся в миллисекундах, микросекунды достигаются с помощью
delayMicroseconds() Delay (1000); //микроконтроллер будет ждать 1000 мс (1 секунду)
Настройки портов на вход и выход задаются в функции void setup<>, командой:
pinMode(NOMERPORTA, OUTPUT/INPUT); // аргументы – название переменной или номер порта, вход или выход на выбор
Понимаем первую программу «Blink»
В качестве своеобразного «Hello, world» для микроконтроллеров является программа мигания светодиодом, давайте разберем её код:
В начале командой pinMode мы сказали микроконтроллеру назначить порт со светодиодом на выход. Вы уже заметили, что в коде нет объявления переменной “LED_BUILTIN”, дело в том, что в платах Uno, Nano и других с завода к 13 выводу подключен встроенный светодиод и он распаян на плате. Он может быть использован вами для индикации в ваших проектах или для простейшей проверки ваших программ-мигалок.
Далее мы установили вывод к которому подпаян светодиод в единицу (5 В), следующая строка заставляет МК подождать 1 секунду, а затем устанавливает пин LED_BUILTIN в значение нуля, ждет секунду и программа повторяется по кругу, таким образом, когда LED_BUILTIN равен 1 – светодиод(да и любая другая нагрузка подключенная к порту) включен, когда в 0 – выключен.
Всё работает и всё понятно? Тогда идём дальше!
Читаем значение с аналогового порта и используем прочитанные данные
Микроконтроллер AVR Atmega328 имеет встроенный 10 битный аналогово цифровой преобразователь. 10 битный АЦП позволяет считывать значение напряжение от 0 до 5 вольт, с шагом в 1/1024 от всего размаха амплитуды сигнала (5 В).
Чтобы было понятнее рассмотрим ситуацию, допустим значение напряжения на аналоговом входе 2.5 В, значит микроконтроллер прочитает значение с пина «512», если напряжение равно 0 – «0», а если 5 В – (1023). 1023 – потому что счёт идёт с 0, т.е. 0, 1, 2, 3 и т.д. до 1023 – всего 1024 значения.
Вот как это выглядит в коде, на примере стандартного скетча «analogInput»
int sensorPin = A0;
int sensorValue = 0;
Схема подключения потенциометра к Arduino, по аналогии центральный вывод вы можете подключить к любому аналоговому входу.
Ledpin – самостоятельно назначаем пин со встроенным светодиодом на выход и даём индивидуальное имя;
sensorPin – аналоговый вход, задаётся соответственно маркировке на плате: A0, A1, A2 и т.д.;
sensorValue – переменная для хранения целочисленного прочитанного значения и дальнейшей работы с ним.
Код работает так: sensorValue сохраняем прочитанное с sensorPin аналоговое значение (команда analogRead). – здесь работа с аналоговым сигналом заканчивается, дальше всё как в предыдущем примере.
Записываем единицу в ledPin, светодиод включается и ждем время равное значению sensorValue, т.е. от 0 до 1023 миллисекунд. Выключаем светодиод и снова ждем этот период времени, после чего код повторяется.
Таким образом положением потенциометра мы задаем частоту миганий светодиода.
Функция map для Арудино
Не все функции для исполнительных механизмов (мне ни одной не известно) в качестве аргумента поддерживают «1023», например, сервопривод ограничен углом поворота, т.е на пол оборотоа (180 градуов) (пол оборота) сервомоторчика максимальный аргумент функции равен «180»
Теперь о синтаксисе: map (значение которое мы переводим, минимальная величина входного, максимальная величина входного, минимальная выходного, максимальная выходного значения).
В коде это выглядит так:
(map(analogRead(pot), 0, 1023, 0, 180));
Мы считываем значение с потенциометра (analogRead(pot))от 0 до 1023, а на выходе получаем числа от 0 до 180
Значения карты величин:
На практике применим это к работе коду того-же сервопривода, взгляните на код с Arduino IDE, если вы внимательно читали предыдущие разделы, то он пояснений не требует.
И схема подключения.
Выводы Ардуино – очень удобное средство для обучения работы с микроконтроллерами. А если использовать чистый C AVR, или как его иногда называют «Pure C» — вы значительно уменьшите вес кода, и его больше поместиться в память микроконтроллера, в результате вы получите отличную отладочную плату заводского исполнения с возможностью прошивки по USB.
Мнение автора:
Мне нравится ардуино. Жаль, что её многие опытные программисты микроконтроллеров безосновательно ругают, что она слишком упрощена. Упрощен, в принципе, только язык, но никто не заставляет пользоваться именно им, плюс вы можете прошить микроконтроллер через ICSP разъём, и залить туда тот код, который вам хочется, без всяких ненужных Вам бутлоадеров.
Для тех, кто хочет проиграться с электроникой, как продвинутый конструктор – отлично подойдёт, а для опытных программистов как плата, не требующая сборки, тоже станет полезной!
Еще больше информации про Ардуино и особенности его использования в различных схемах смотрите в электронной книге — Ардуино для чайников. Иллюстрированное практическое руководство .
Надеюсь, что эта статья была для вас полезной. Смотрите также другие статьи в категории Электрическая энергия в быту и на производстве » Практическая электроника
Подписывайтесь на канал в Telegram про электронику для профессионалов и любителей: Практическая электроника на каждый день
Getting Started with the Arduino Nano
The Arduino Nano is a small, complete, and breadboard-friendly board based on the ATmega328P. It offers the same connectivity and specs of the UNO board in a smaller form factor.
The Arduino Nano is programmed using the Arduino Software (IDE), our Integrated Development Environment common to all our boards and running both online and offline. For more information on how to get started with the Arduino Software visit the Getting Started page.
Use your Arduino Nano on the Arduino Web IDE
All Arduino boards, including this one, work out-of-the-box on the Arduino Web Editor, you only need to install Arduino Create Agent to get started.
The Arduino Web Editor is hosted online, therefore it will always be up-to-date with the latest features and support for all boards. Follow this simple guide to start coding on the browser and upload your sketches onto your board.
Use your Arduino Nano on the Arduino Desktop IDE
If you want to program your Arduino Nano while offline you need to install the Arduino Desktop IDE To connect the Arduino Nano to your computer, you'll need a Mini-B USB cable. This also provides power to the board, as indicated by the blue LED (which is on the bottom of the Arduino Nano 2.x and the top of the Arduino Nano 3.0).
Open your first sketch
Open the LED blink example sketch: File > Examples > 01.Basics > Blink.
Select your board type and port
Select Tools > Board > Arduino AVR Boards > Arduino Nano.
NOTE: We have updated the Nano board with a fresh bootloader. Boards sold by us from January 2018 have this new bootloader, while boards manufactured before that date have the old bootloader. First, check that Tools > Board > Boards Manager shows you have the Arduino AVR Boards 1.16.21 or later installed. Then, to program the NEW Arduino NANO boards you need to chose Tools > Processor > ATmega328P. To program old boards you need to choose Tools > Processor > ATmega328P (Old Bootloader). If you get an error while uploading or you are not sure which bootloader you have, try each Tools > Processor menu option until your board gets properly programmed.
Upload and Run your first Sketch
To upload the sketch to the Arduino Nano, click the Upload button in the upper left to load and run the sketch on your board:
Wait a few seconds — you should see the RX and TX LEDs on the board flashing. If the upload is successful, the message "Done uploading." will appear in the status bar.
Learn more on the Desktop IDE
See this tutorial for a generic guide on the Arduino IDE with more info on the Preferences, the Boards Manager, and the Library Manager.
Tutorials
Now that you have set up and programmed your Arduino Nano board, you may find inspiration in our Project Hub tutorial platform.
For more details on the Arduino Nano, see the hardware page.
The text of the Arduino getting started guide is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 License. Code samples in the guide are released into the public domain.
Arduino Nano
Arduino Nano является чуть ли не самой популярной отладочной платформой в линейке продуктов Ардуино. И это не удивительно, ведь эта плата имеет ряд достоинств, при этом она доступна по стоимости, да и продается буквально на каждом шагу. Сегодня говорим обо всем, что связано с этим контроллером – базовые параметры и возможности, схемы подключения, программирование и т.д.
Начнем по традиции с описания устройства. Название «Нано» говорит само за себя – микроконтроллер имеет очень компактные, практически миниатюрные размеры. Во многом его часто сравнивают с Uno, называя аналогом, – и это вполне обоснованно. Тут также используются полнофункциональные чипы Tmega328P или ATmega168.
Отдельного внимания заслуживает такой аспект как питание. На гаджете нет гнезда внешнего питания, он функционирует через USB-соединение (mini либо micro), а также от внешнего нестабилизированного источника питания 6–20 В или от стабилизированного источника напряжения 5В. Выбор источников питания с наибольшим напряжением происходит в автоматическом режиме.
- рабочее напряжение: 5 V;
- рекомендуемое входное напряжение: 7-12В;
- количество цифровых контактов: 14;
- аналоговые входы: 8;
- флеш-память: 16 Кб (ATmega168) или 32 Кб (ATmega328);
- ОЗУ: 1 или 2 Кб (зависит от микрочипа);
- 4 светодиода;
- тактовая частота: 16 МГц;
- габариты: 1.85 x 4.2 см.
Распиновка Arduino Nano
Каждый из 14 выводов может быть использован в качестве входа и как выход. Все выводы сопряжены с подтягивающими резисторами (по умолчанию обычно отключены) номиналом 20-50 кОм.
Наглядно ознакомиться с пинами можно по скриншоту:
Аналоговые пины имеют значок А – их тут восемь, каждый обеспечивает 10-битное разрешение. Согласно заводских настроек они измеряют напряжение от 0 до 5 вольт. Аналоговые входы помогут прочесть значения с таких датчиков как: термопары, терморезисторы, измерители влажности, датчики давления и т.п.
На цифровых контактах можно увидеть обозначение
. Это означает, что их можно использовать в качестве выходов широтно-импульсного модулятора (функция analogWrite().
Короткое описание пинов:
Подключение платы Arduino Nano к компьютеру не представляет особых сложностей. Единственный нюанс – в настройках следует выбрать сначала Нано, а затем – версию процессора. Это важно!
Для инсталляции и запуска всех опций потребуется драйвер для микросхемы CH340 (если не установлен, нужно найти и скачать), а также стандартная среда разработки Arduino IDE. Подробнее о ней читайте в нашем отдельном материале ТУТ.
Как только среда инсталлирована, запускаем ее: подключаем к ПК саму плату через USB, переходим в меню Пуск >> Панель управления >> Диспетчер устройств. Находим Порты COM и LPT. В выпадающем списке появится плата и высветится номер порта, к которому она подключена.
Теперь в разделе «Инструменты» находим наименование нашей платы и выставляем необходимые значения как показано на рисунках:
К слову, связь с иными девайсами обеспечивают UART, I2C и SPI интерфейсы.
Примеры проектов с Arduino Nano
На самом деле нам не хватит ресурсов, чтобы рассказать о всех возможностях этой платы. Назовем лишь несколько простых вариантов ее использования.
Ниже представлена схема подключения Arduino Nano на Windows 10. В ней мы подключили анод светодиода к резистору, а тот — к выходу D13.
Для того, чтобы «помигать» светодиодом, открываем тестовый образец: File > Examples > 1.Basics > Blink:
Чтобы немного усложнить проект, подключим радиомодуль nrf24l01:
Напомним, по аналогии можно заменять плату Уно на Нано – все будет замечательно работать, проверено!
И конечно же не забываем о прошивках – с этим контроллером обычно используют такие библиотеки как SoftwareSerial, Wire (для управления шиной I2C), SPI (для одноименного интерфейса), RF24, Mirf и др.
Ардуино Нано значительно функциональнее и удобнее для монтажа и сборки миниатюрных девайсов, а потому пользуется успехом на рынке подобных устройств.
Ардуино — пошаговое руководство для начинающих в 2023
Уроки
Понятие Ардуино для начинающих
Ардуино представляет из себя плату, в которую вводится скетч с помощью программы и компьютера. Ардуино является как бы головой собранного устройства и отвечает за многие процессы, в том числе это приём информации и передачи этой информации пользователю. Разберём пример для начинающих. Если мы возьмём ультразвуковой датчик, то он будет излучать ультразвук, который поможет прибору определить расстояние до какого-либо предмета. Информация будет передаваться на плату Ардуино, тем временем сама плата выведет нужное значение на дисплей. Её можно скачать с официального сайта: www.arduino.cc
Ардуино удобна для новичков по нескольким причинам, в том числе это простота использования. Для использования платы Ардуино не требуются дополнительные закупки аппаратуры к ней, сам скетч-код очень простой и пишется на упрощенном программном языке C++. Плата позволяет каждый раз усовершенствовать ваше устройство, можно добавлять как функционал, так и новые элементы, соответственно получать больше информации используя устройство. Работа с Ардуино начинается с написания первого скетча.
Начало обучения
Обучение работе с Ардуино следует начать с основных команд. Самое основное в системе Ардуино – это программирование платы. И соответственно, нужно научиться писать команды, чтобы далее уже загружать целый скетч на плату. Можно посмотреть множество видео, много статей из открытых источников и ознакомится с полезной информацией об этом процессе. В Интернете есть много информации по этому поводу. Начать обучение и знакомство с такой программой можно использовав различные симуляторы и системы, позволяющие использовать плату, не покупая её.
Что касаемо программной части системы, то нужно запомнить и принять во внимание основные команды, рассмотрим их в виде удобной и наглядной таблицы:
Само знакомство лучше всего начать через различные симуляторы, как и говорилось ранее. Там мы можем выполнить базовые схемы и подключения, а так же прописать к ним код, который покажет, правильно ввели мы его или нет. В основном, первые работы в симуляторе Ардуино выполняются с диодами. То есть сделать диод, который будет включаться и выключаться, позже добавить к нему кнопку, далее сделать мигающий и так далее. Тем самым каждый раз усложняя нашу схему.
Стартовый набор Ардуино
Допустим я новичок, что мне купить для самостоятельного изучения системы Ардуино? Такой вопрос актуален и очень интересен. Давай те же рассмотри, что купить новичку для ознакомления с этой темой. Составим список, который желательно купить себе для изучения:
- Плата Ардуино – как вы все поняли, платы от этой компании бывают разные, но чаще всего берут UNO или Nano. Плата Arduino Nano по своим размер маленькая, а соответственно не требует много место и дешевле, для базового ознакомления как раз таки она подойдёт. UNO как раз таки стандартная плата, которая имеет много разъёмов и она универсальна. Для вашего удобства, Ардуино создали макетную плату. Она полностью универсально и в ней не нужно ничего паять. Все элементы провода просто вставляются в отверстия. Для начинающих пользователей данной системы подойдёт отлично. В такую макетную плату вставляется и сама плата Arduino.
- Различные модули и датчики – конечно же без них сложно представить Ардуино, ведь для этих приборов она и предназначена. Существует огромный выбор датчиков и модулей. Всё зависит от ваших потребностей и бюджета. Из полезных, можно выделить датчик измеряющий давление, температуру и влажность, датчик измеряющий дальность до предмета и другое множество полезных модулей.
- Компоненты – сюда относят резисторы, конденсаторы, диоды, кнопки, светодиоды, транзисторы, фотодиоды и остальные мелкие составляющие приборов.
Для удобства, можно купить не по отдельности все компоненты, датчики, модули и платы, а сразу же в готовом наборе. Таких наборов много и они включают в себя самые необходимые компоненты для сборки устройства, чаще всего это резисторы, конденсаторы, RGB-светодиоды, дисплей и много-много датчиков. Для тренировки можно взять и небольшой набор компонентов и не забудьте соединительные провода.
Отличаем подделку Ардуино от оригинала
Отличить будет довольно сложно, но это возможно сделать. В основном, такие платы отличаются своей сильно заниженной ценой. При прошивке и подключении платы всплывают ошибки и отсутствие подключения к драйверам, это объясняется тем, что изделие сделано не правильно и сделано из некачественных компонентов. Внешне, плата сильно не отличается от оригинальной, разве что иногда цветом самого основания. Проблемы с совместимостью – один из признаков пиратской платы.
Иногда, продавцы специально продают поддельные платы вместо оригинальных, а как отличить? Существует специальный список, где содержатся официальный магазины, которые перепродают платы Ардуино, стоит для начала найти плату в нём. Если же данного магазина в списке нет, то следует насторожиться и лучше не покупать у этого продавца. Следует обратить внимание и на цену устройства. Оригинальные платы Ардуино поставляются в коробочках, вместе с инструкцией и наклейками.
Поддельные, в частности случаев поставляются просто в запечатанных пакетиках. Если посмотреть на колодки, куда припаиваются провода, то у них дублируются надписи на корпусе колодок сбоку. Шрифт у оригинальной платы чётки и без размытий, в отличии от подделок. Можно заметить и по самому качеству платы и по надписям, что это сделано руками поддельщиков, так как их оборудование не такое точно как у оригинального производителя Ардуино.
Нужно понимать, что если нацелено покупать поддельную плату, то велик риск, что придёт плата которая не работает во все и очень сильно ограничен функционал. А это значит, что о качестве изделия не может идти никакой речи. К тому же нужно понимать, что если плата дешёвая, то компоненты и программное обеспечение тоже дешёвые, а это значит, велик риск получить неисправность одного из элементов на плате. При этом плата в устройстве быстро выйдет из строя. Чип может быть заблокированным системой вашего компьютера, в целях защиты от пиратства.
Написание скетча
Для начинающих стоит начать с основных программ в языке Arduino . Здесь рассмотрим написание скетча Ардуино с нуля . Простой скетч написать не так уж сложно. Важно понять данную тему и разобраться с основными функциями и командами в данном языке. Основные функции в изучении системы программирования Ардуино:
- pinMode(PIN, type) – задаём нужный пин подключения проводами к модулю, компоненту или датчику.
- digitalWrite(PIN, state) – с помощью этой командой устанавливаем состояние на каком-либо пине, может быть значение либо один либо ноль.
- digitalRead(PIN) – возвращение в прежние состояние входа, может быть значение либо один либо ноль.
- delay(ms) – остановка процесса, на определенное время, к примеру со светодиодом, мигание, то есть светодиод горит, а вводя эту функцию, он на несколько миллисекунд приостановит свою работу, тем самым осуществит мигание.
- analogWrite(PIN, state) – установка нужного напряжение на выходе пина, выставляется до значения 255, а минимальное значение – ноль.
- analogRead(PIN) – возвращает прежнее значение напряжение на пине, значение составляет от нуля до 1023.
Разберём на примере, самое простое это сделать схему со светодиодом. Чтобы сделать так, чтобы светодиод загорался при нажатии на кнопку, добавим некоторые команды и изменим код, получаем:
// переменные с пинами подключенных устройств
int switchPin = 8;
int ledPin = 11;
// переменные для хранения состояния кнопки и светодиода
boolean lastButton = LOW;
boolean currentButton = LOW;
boolean ledOn = false;
void setup()
< pinMode(switchPin, INPUT);
pinMode(ledPin, OUTPUT);
>
// функция для подавления дребезга
boolean debounse(boolean last) <
boolean current = digitalRead(switchPin);
if(last != current) <
delay(5);
current = digitalRead(switchPin);
>
return current;
>
void loop() <
currentButton = debounse(lastButton);
if(lastButton == LOW && currentButton == HIGH) <
ledOn = !ledOn;
>
lastButton = currentButton;
digitalWrite(ledPin, ledOn);
>
Не менее интересная тема это ШИМ , есть специальные входы на плате, которые позволяют использовать ШИМ. Он позволяет изменять напряжение на выходе, то есть в случае со светодиодом, он будет управлять его яркостью, подавая меньшее количество напряжения.
Заключение
Изучение Ардуино стоит начать с написания программы и изучения основных понятий. Скетч не так уж сложно и написать самому, ведь в интернете полно информации, как это сделать. Зная основные команды, можно без проблем написать нужный скетч для вашего устройства. Для улучшения и получения практических навыков можно посмотреть наборы с платой, датчиками, модулями и компонентами. Они позволят понять основы и то как работает программа.