Как проверить амортизаторы на автомобиле и как часто их нужно менять
Амортизатор автомобиля или стойка, как её называют в народе — запчасть довольно простая, но очень важная, и, как говорят продавцы автозапчастей, очень востребованная. Когда амортизатор выходит из строя, это сразу заметно по уровню комфорта вождения, но важнее, что неисправная деталь снижает безопасность движения.
Почему нельзя использовать неисправные амортизаторы
Всё дело в основной функции амортизатора — не просто обеспечивать комфорт, а погасить колебания колеса и кузова при движении по плохой дороге. С исправными стойками колёса автомобиля не теряют контакт с дорожным полотном и сохраняют управляемость даже на буграх и ямах. А если они неисправные, то колесо на неровности на какое-то время зависает в воздухе, а автомобиль в этот момент становится неуправляемым.
Симптомы неисправности амортизатора
Надёжнее всего определить неисправности амортизатора на специальном вибростенде, то есть на СТО. Но если вы хорошо знаете и чувствуете свою машину, то можете по некоторым признакам понять, что амортизатор сломан:
стук в районе колеса;
более длинный тормозной путь;
качка кузова под порывами ветра;
ухудшилось сцепление с дорожным полотном;
качка кузова при движении по неровностям;
во время манёвров увеличивается крен, во время торможения или разгона автомобиль «клюёт носом» или присаживается;
покрышки изнашиваются неравномерно.
Есть и непрямые, неочевидные признаки износа:
ABS срабатывает чаще и на сухой дороге;
пассажиров стало больше укачивать в автомобиле;
усталость за рулём повысилась.
Объяснить эти признаки несложно — при поломке амортизатора снижается комфорт для водителя и пассажира, из-за чего водителю приходится сильнее концентрироваться во время вождения, что увеличивает и усталость. Срабатывание ABS объясняется потерей контакта колеса с дорогой на неровностях.
Визуальный осмотр амортизатора на наличие неисправностей
Такую диагностику провести проще всего и к тому же она совершенно бесплатна для водителя, подходит для проверки задних и передних амортизаторов. Нужно просто заглянуть под колёсную арку и визуально оценить состояние стойки, насторожить должны:
коррозия на металлических деталях;
нарушения в геометрии;
Если на стойке масляные потёки — нарушена герметичность из-за естественного износа или сильного удара. Часто текут некачественные или поддельные амортизаторы, но на наших дорогах и качественные запчасти не выхаживают долго. Использовать деталь с таким симптомом категорически нельзя.
Если на корпусе или на штоке есть ржавчина, то нужно провести более глубокую диагностику детали, коррозия тоже может стать причиной нарушения герметичности.
Важная часть амортизатора — пыльник. Это резиновый чехол, прикрывающий место входа штока в корпус и оберегающий его от попадания пыли и других загрязнений. Если на нём визуализируются повреждения, он сполз или потрескался, выполнять свою функцию не сможет, на шток будет закидывать воду и пыль, что ускорит износ и приведёт к коррозии.
Если чётко визуализируется кривизна амортизатора, менять его нужно и срочно. Такая поломка встречается довольно редко, но при езде по плохой дороге иногда случается.
Нужно понимать, что 100% гарантии визуальная диагностика не даёт. Иногда внешне амортизатор кажется исправным, а при более глубоком осмотре выявляется его поломка.
Проверка на работоспособность амортизаторов на парковке
Такая диагностика даёт примерно 70% гарантии, тоже бесплатна и проводится своими руками. Метод основан на самом принципе работы амортизатора — смягчать удары и стабилизировать машину, сдерживая сжатие пружин.
Заключается проверка в следующем: транспортное средство ставим на ровную площадку, нажимаем на угол кузова таким образом, чтобы глубоко просела та сторона автомобиля, которую нужно проверить, нажим должен быть очень хорошим и интенсивным. Затем угол отпускаем и наблюдаем за происходящим. Чаще всего можно наблюдать три типа результатов после прекращения нажатия:
Кузов вернётся в исходную позицию и сразу застынет.
Кузов по инерции поднимется чуть выше исходной позиции и потом вернётся в своё нормальное положение и сохранит неподвижность.
Кузов совершит ещё несколько колебательных движений сильной амплитуды.
Первый вариант указывает на идеальную работу стойки. Мы видим надёжную компенсацию силы разжимающей пружины, то есть на неровностях дороги колесо будет стабилизироваться идеально.
Второй вариант — стойка относительно рабочая, на машине с мягкой подвеской это и вовсе показатель идеальной работы. А вот для универсалов и внедорожников этот вариант исключён — никаких покачиваний при проверке работы «стойки» быть не должно.
В третьем варианте амортизатор «не держит» и его нужно заменить как можно быстрее.
По каким признакам проверяют амортизаторы на ходу
Опытный водитель по описанным ниже симптомам сразу определит, что амортизаторы пора менять. Подходит этот способ определения неисправности тем, кто привык прислушиваться к своему авто, видеть и слышать в нём всё постороннее.
Итак, чтобы проверить амортизаторы автомобиля во время движения, нам нужна ровная площадка, разгоняем на ней свою машину до 40–60 км/ч, резко поворачиваем в одну сторону, а потом в противоположную. В процессе пытаемся на ощущения поймать крен автомобиля во время манёвра, нормальный или избыточный, стабилизируется ли авто после поворотов. Если крен значительный, а при выравнивании руля есть покачивания в разные стороны, амортизаторы точно не в порядке.
Следующий тест на неровной дороге. Просто едем по неровностям и прислушиваемся к автомобилю — звуки из ходовки, качество прохода автомобилем неровностей. Здесь принцип тот же, что уже рассматривали на парковке — если на ровном покрытии покачивания не прекращаются, стойки сломаны.
Ещё один тест — проезжаем небольшой бугорок с довольно острыми краями, такой как лежачий полицейский. Наезжаем на это препятствие и внимательно прислушиваемся, появление одноразового стука означает, что амортизатор ослабел и его шток бьёт в корпус, ещё один вариант — неисправности опоры амортизатора, резиновой втулки или крепления.
Есть и ещё один метод проверки, но если предыдущие уже указывают, что один или несколько амортизаторов не работают, выполнять его не стоит. Тестирование такое — находим дорогу с короткой, узкой и мелкой ямкой, разгоняемся до 60–80 км/ч и проезжаем эту ямку. Если при наезде на яму водитель ничего постороннего в работе ходовки не заметил, амортизатор удерживает колесо в момент преодоления препятствия, оно пролетело его, что говорит об исправности детали. Если же деталь уже не амортизирует, будет заметная отдача в руль, характерный хлопающий звук и раскачивание машины.
Проверка амортизатора после демонтажа
Можно и нужно проверять не только уже «походивший» амортизатор, но и новый. Выполняется проверка довольно просто: полностью растягиваем амортизатор, упираем той стороной, на которой располагается шток, в твёрдую поверхность и наваливаемся на стойку всем весом, чтобы она сложилась до упора и как можно более резко. Если для полного складывания детали не понадобилось особых усилий, значит, она уже не выполняет свою функцию. Даже легковые амортизаторы для складывания и раскладывания требуют значительных усилий. Ещё стоит обратить внимание на наличие стуков и свистов во время складывания — их быть не должно, а шток в норме ходит прямо, без отклонений.
Проверка амортизатора на вибростенде
Но самую высокую гарантию правдивости диагностики даёт проверка на вибростенде. Это профессиональное оборудование используется на станциях техобслуживания, и за проверку придётся заплатить, но зато она покажет не только поломки стоек, но и выявит другие неисправности в ходовке.
Как часто нужно менять амортизаторы
Большинство производителей автомобилей устанавливают гарантированный пробег для стоек — 40–50 тысяч км, после чего их нужно менять. Точную цифру лучше смотреть в руководстве по эксплуатации своего автомобиля. Но ориентироваться только на пробег будет не совсем верным в наших условиях, во время езды по плохим дорогам стойки, как правило, «отхаживают» меньший пробег. Опираться стоит только на диагностику запчасти, о которой и рассказали в статье.
Чтобы не менять амортизатор слишком часто, советуем выбирать оригинальные и не самые дешёвые детали. Важное уточнение — после смены стоек вам потребуется сделать развал-схождение, так как замена задевает регулировочные болты. И это ещё одна из причин, почему стоит выбирать более дорогие запчасти.
Как проверить амортизатор снятый с авто
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо контролировать состояние его узлов и агрегатов. При проверке состояния подвески особое внимание следует уделять амортизаторам. Провести их диагностику не так уж сложно даже для начинающего водителя. Сделать это можно самостоятельно. Главное – придерживаться правильного алгоритма. При износе стоек, ухудшении работы системы амортизации важно выявить источник проблемы и устранить его.
Симптомы износа
По мере езды на авто стойки, амортизаторы постепенно изнашиваются. Это напрямую отражается на управляемости, курсовой устойчивости, эффективности торможения.
Проблема проявляется при езде следующими симптомами:
- увеличение тормозного пути, резкий наклон вперед при торможении;
- появление кренов, смещение колес во время поворота;
- раскачивание в стороны при движении;
- вибрация рулевого колеса во время езды по ровной дороге;
- скрипы, стуки, другие странные звуки со стороны подвески;
- подтеки жидкости на стойках;
- неравномерный выраженный износ протекторов шин с отпаданием кусочков резины;
- заваливание кузова назад при резких ускорениях.
Если хотя бы один или несколько таких признаков проявляются, то наступает время для более точной диагностики состояния стоек и самих амортизаторов.
Алгоритм проверки своими силами
При эксплуатации авто в некоторых случаях у владельца возникают сомнения в исправности передних или задних амортизаторов. Несмотря на различие их видов, способы проверки являются идентичными. Для диагностики масляного, газового или газо-масляного элемента не требуется демонтаж.
Осмотр
Для визуальной проверки понадобится смотровая яма, подъемник или эстакада. Кроме того, пригодится фонарь или переносная лампа.
В ходе внимательного обследования следует обращать особое внимание на следующие признаки:
- следы ржавчины на корпусе;
- видимые процессы коррозии на открытых участках штока, которые могут свидетельствовать о критическом износе сальника;
- масляные пятна на корпусе.
При обнаружении на корпусе следов масла рекомендуется удалить их с помощью чистой тряпки. Через несколько дней повторно осмотреть данные участки. Если ситуация повторится, то стойки нужно менять. С другой стороны, отсутствие следов ржавчины или масла на корпусе или штоке амортизатора не гарантируют его исправность. Поэтому целесообразно использовать дополнительные методы.
Раскачка
Такой вариант проверки отличается простотой. В то же время он дает достаточно информации о техническом состоянии стоек. Для проверки нужно надавить на крыло в области колеса спереди или сзади машины для ее раскачивания вверх и вниз. В норме кузов возвращается в исходное положение максимально плавно. При исправном амортизаторе происходит всего лишь 1-2 качания, поскольку устройство без проблем «гасит» колебания.
Если после нажатия крыло сразу же отскакивает вверх, то это свидетельствует о проблемах со стойкой. Когда авто вообще не удается раскачать, причина в том, что заклинил шток амортизатора.
Такая диагностика показывает уже сильно изношенные стойки, поэтому небольшие проблемы не всегда удается выявить.
Нагрев
Этот метод заключается в проверке степени нагрева амортизаторов. Здесь главным требованием можно считать необходимость быстрых действий автомобилиста, который не должен допускать естественного охлаждения стойки.
Сама процедура заключается в том, чтобы проверить каждый амортизатор руками после езды. Исправная стойка должна нагреваться. Если этого не происходит, то вполне обоснованно можно подозревать выход из строя устройства.
Наиболее очевидным подтверждением поломки является ситуация, когда холодным или слегка теплым оказывается только один элемент. Его лучше менять. При этом важно помнить, что делать такие замены следует попарно на одной оси.
В движении
Здесь выявить источник проблемы можно по косвенным признакам при езде, поэтому важно не снижать концентрацию внимания.
Ориентироваться нужно на следующие симптомы:
- заметное ухудшение управляемости автомобиля, снижение чувствительности руля;
- непривычное прыгание по ямам, кочкам при выезде на дорогу;
- раскачивание в разные стороны кузова авто при езде по неровной поверхности;
- дребезжание, стук элементов подвески во время движения.
Для диагностики нужно разогнаться, а затем резко затормозить. Кроме того, делать проверку можно при движении по ровной дороге со средней скоростью. Таким образом, описанные выше простые действия помогут на первых этапах выявить поломки стоек.
Что если ездить на убитых амортизаторах
Делать это, конечно, можно, но только такие действия приведут к неприятным последствиям. К ним можно отнести быстрый износ шин, ухудшение управляемости, устойчивости авто на дороге, увеличение тормозного пути, выход из строя опорного подшипника. Кроме того, плохие стойки спровоцируют быстрый износ других узлов и деталей ходовой части.
Для любого автомобилиста важно контролировать состояние амортизаторов своей машины. Это является одним из условий безопасности.
Как проверить снятые амортизаторы на работоспособность
Амортизатор является важной частью подвески автомобиля. Он позволяет повысить комфорт и управляемость автомобиля, сгладить небольшие неровности дорожного покрытия и обеспечить защиту кузова от перегрузок. Поэтому каждый водитель должен знать, как проверить стойки амортизатора хотя бы на базовом уровне. Своевременная диагностика и ремонт амортизаторов необходимы для того чтобы продлить срок службы подвески и несущих частей автомобиля.
Зачем нужно проверять амортизаторы
Многие автолюбители уделяют минимум внимания технической стороне своего автомобиля. Это в корне неправильно, потому что каждый водитель должен знать хотя бы основные симптомы неисправностей, особенно если это связано с ходовой частью. Неисправности амортизаторов могут приводить к следующим неприятным последствиям:
Неисправные амортизаторы значительно снижают управляемость автомобиля.
- ухудшение управляемости автомобиля;
- чрезмерное раскачивание автомобиля на неровностях и на поворотах;
- увеличение тормозного пути;
- повышенный износ резины;
- износ других деталей подвески.
Конструкция амортизаторов
Основные конструкции амортизаторов
На автомобилях в России используют масляные и газомасляные амортизаторы, так как они хорошо подходят для плохих дорог.
Амортизатор представляет собой трубку и поршень, который в этой трубке ходит, гася колебания при езде по неровной поверхности. Поршень, как правило, выполняется из стойкого к трению материала и закрепляется на штоке. Амортизаторы бывают трех типов — масляные, газомасляные и газовые. Газовые амортизаторы жестче и подходят для ровных дорог, при этом они имеют больше срок службы и стоят дороже. Как правило, на автомобилях в России используют масляные и газомасляные амортизаторы, так как они хорошо подходят для плохих дорог. Восстановление стоек амортизаторов возможно в тех случаях, когда они имеют разборную конструкцию, то есть, рассчитаны на обслуживание.
Как проверить амортизаторы на машине
- Внешний осмотр. Простейший способ проверки амортизаторов – это обычный их осмотр снаружи. Желательно каждый раз смотреть, не остается ли под автомобилем после ночной стоянки каких-то пятен, масла или жидкости. Если где-то есть утечка, это явная проблема. Амортизатор может просто протекать, и это уже говорит о его неисправности. Так как в нем немного масла, то на асфальте может не оставаться явного маслянистого пятна, однако сам амортизатор и его крепление будет в масле. Если течет амортизатор, то скоро в нем не будет масла, и он не будет работать.
Снятие стойки амортизатора с автомобиля
Если при езде стучит стойка амортизатора, то автомобиль лучше не эксплуатировать.
Проверка автомобиля на вибростенде
Замена амортизаторов
Ресурс амортизатора, как правило, составляет около 50-60 тысяч пробега.
Если не удается отремонтировать амортизатор, то лучше его заменить. Как правило, срок службы амортизаторов составляет около 50-60 тысяч пробега, при использовании оригинальных. Но эта цифра может быть и меньше, если ездить по неровным дорогам или на высокой скорости. Как правило, производители на упаковках или в инструкции указывают, сколько ходят амортизаторы. Также амортизаторы сильно изнашиваются при перегрузке автомобиля. Нежелательно устанавливать непредусмотренные конструкцией амортизаторы. Например, если установить более жесткие амортизаторы на машину, то это с одной стороны улучшит ее управляемость, так как она будет меньше заваливаться на поворотах. С другой стороны, такие амортизаторы будут намного меньше поглощать энергию от ударов по подвеске, то есть большая нагрузка будет приходиться на несущие элементы кузова и подшипники.
Ремонт амортизаторов
Ремонт амортизатора (замена сальника)
Ремонт масляных амортизаторов своими руками занимает всего несколько часов при отсутствии серьезных проблем.
Стоимость замены амортизаторов для легкового автомобиля составляет в среднем 5-10 тыс. рублей в зависимости от модели. Поэтому есть смысл отремонтировать старые амортизаторы, особенно если изношены не все. Как правило, передняя подвеска принимает на себя большую часть ударной нагрузки от неровностей дороги, поэтому передние амортизаторы быстрее выходят из строя, чем задние. Можно отремонтировать или поменять только передние амортизаторы, а задние оставить в первоначальном состоянии. В некоторых случаях ремонт стоек амортизаторов вполне можно выполнить своими руками, особенно если это самые простые масляные амортизаторы.
Если потек масляный амортизатор, то его можно отремонтировать. Для этого амортизатор разбирается, устраняется причина протечки, и доливается масло. Обычно утечка происходит из-за нарушения герметичности сальника. В автомобильных магазинах предаются ремкомплекты амортизатора, которые позволяют быстро отремонтировать стойки, и не нужно самостоятельно делать или вырезать детали. В инструкции к амортизатору, как правило, указывается, какое масло залить в данную модель. Но обычно здесь подходит обычное масло веретёнка. Ремонт масляных амортизаторов своими руками занимает всего несколько часов при отсутствии серьезных проблем. После ремонта и заправки амортизатор прокачивается перед установкой на машину. Как снять амортизатор нужно смотреть в инструкции по конкретному автомобилю.
В случае с газовыми амортизаторами лучше выполнить профессиональную реставрацию в мастерской, так как их конструкция немного сложнее. Здесь используется специальное оборудование для восстановления стоек и амортизаторов, и после ремонта закачивается газ или воздух под давлением. Но даже в этом случае, ремонт обойдется в несколько раз дешевле, чем покупка новых амортизаторов.
Своевременная проверка работы амортизаторов позволяет продлить срок службы подвески, а также обеспечивает безопасность вождения. Желательно проводить диагностику амортизаторов и подвески перед дальними поездками, а также не пропускать регламентные работы.
Здравствуйте! Эксплуатация автомобиля связана с необходимостью постоянно наблюдать и контролировать его поведение, а также состояние компонентов транспортного средства. Одним из ключевых считается подвеска. В связи с этим хочу вам рассказать о том, как проверить амортизаторы без посторонней помощи.
В проведении диагностических мероприятий нет ничего сложного. И в этом сами сможете убедиться после прочтения материала. Если начинают изнашиваться задние или передние стойки, имеются проблемы с системой амортизации в машине, проверка даст об этом знать.
Советую делать это в процессе эксплуатации своего автомобиля, а также при покупке подержанного авто. По подвеске можно понять общее состояние машины. Если автомобиль новый, к подвеске и амортизатором претензий не будет точно.
В общей сложности мы рассмотрим с вами 5 методов. 4 из них выполняются самостоятельно. Еще один профессиональный, и предусматривает проверку на стенде.
Способы проверки
В процессе эксплуатации автомобиля у вас могут возникать некоторые сомнения касательно того, годные или нет нынешние амортизаторы. Они бывают передние и задние на авто.
Вне зависимости от того, где и какие элементы стоят у вас на машине, для всех методы проверки, позволяющие выявить неполадки, идентичные. Добавлю лишь, что амортизатор бывает масляный, газовый и газомасляный. Если хотите знать, какой из них лучше, пишите в комментариях. Подготовим отдельный материал на эту тему, где обсудим сильные и слабые стороны каждого варианта конструкции автомобильного амортизатора.
Главное преимущество методов в том, что проверку можно провести, не снимая их. Это экспресс тесты на работоспособность и текущее состояние.
Да, снятый амортизатор даст лучше понять, что творится с ним. Ведь проблемы с подвеской не всегда означают неисправность именно амортизатора.
Все представленные процедуры применимы на любых автомобилях:
- на ВАЗ 2107;
- ВАЗ 2110;
- на Газели;
- Ладе Приора;
- Хендай Акцент;
- Деу Ланос;
- Рено Логан;
- Прадо 120;
- Ниссан Альмера;
- Киа Спортейдж;
- Шевроле Авео и пр.
Все способы самостоятельно определить неисправность опоры амортизатора или самого амортизатора делятся на такие виды:
- визуальный;
- метод раскачки;
- поведение;
- нагрев;
- стендовая проверка.
Теперь предлагаю про каждый из них поговорить отдельно, чтобы уточнить некоторые нюансы.
Визуальный метод
Для визуальной проверки вам потребуется своими глазами внимательно изучить состояние каждого из установленных на машине амортизаторов. Тут лучше задействовать яму или эстакаду, а также прихватить с собой переносной источник хорошего света.
Есть несколько косвенных признаков, указывающих на то, что амортизатор не рабочий, либо его ресурс на пределе.
- Если машина долго не эксплуатировалась, на поверхностях амортизаторов появляются следы коррозии;
- Чаще всего ржавчину замечают на видимых участках штока;
- При наличии ржавчины высока вероятность износа сальника;
- Если на корпусе присутствуют следы масла, это также плохой сигнал;
- Подобный признак указывает на разгерметизацию;
- При утечке масла иногда помогает ремонт, но зачастую неисправность устраняют путем замены;
- Обнаружив следы масла, протрите эти участки сухой ветошью, и через несколько дней еще раз посмотрите на эти участки;
- При повторном появлении масла их следует снять и заменить.
Утечка рабочей жидкости говорит о том, что нарушилась целостность корпуса. Эксплуатировать машину не стоит, но некоторое время еще можно.
Но отсутствие коррозии и масла при визуальном осмотре не гарантируют, что с амортизатором все хорошо. Еще есть вероятность износа внутренних компонентов конструкции.
Раскачка
Еще один метод, позволяющий диагностировать неисправность амортизатора. Часто фигурирует на различных тематических видео. Достаточно простой в применении и одновременно с этим информативный.
Для проверки нужно встать около передней или задней части машины, смотря какие элементы проверяете, приложить две руки к капоту или багажнику, и начать активно раскачивать вверх и вниз, прижимая руки к кузову. Лучше это делать около колеса. Когда раскачка закончится, при исправном амортизаторе машина должна без дополнительных колебаний вернуться в свое исходное положение. Если вы отпустили машину, но ее продолжает качать, это плохой сигнал.
Функционирующий амортизатор позволяет колебаниям затухнуть уже после 1 или 2 качка без вашего участия. Если кузов резко выстрелил вверх, это указывает на неисправность стойки. А когда раскачать машину вообще не получается, тут уже проблема в заклинившем штоке.
Метод не всегда эффективный, поскольку некоторые автомобили физически раскачать сложно. Плюс такая методика диагностирует проблемы лишь при действительно изношенных амортизаторах.
Поведение машины
Следующий вариант проверки, как по мне, самый лучший. Хотя признаки будут все равно косвенными. Заметив хотя бы один из симптомов, перечисленных ниже, это повод обратиться в автосервис для диагностики.
- При выезде на дорогу автомобиль начинает активно прыгать по неровностям, чего раньше не наблюдалось. Поведение уже не такое мягкое;
- Еще машина может сильно раскачиваться в разные стороны. При наезде на кочку колебания долго не прекращаются. Особенно ощутимо пассажирам задних кресел;
- Изменилась реакция машина на рулевое управление. Оно не такое четкое и чувствительное;
- Появился звук неисправного элемента подвески в виде дребезжания или стуков. Особенно при выезде на неровные участки.
Только не подумайте, что проверку нужно проводить на большой скорости или при заносах. Достаточно средней скорости и обычной ровной дороги, на которой следует выполнить несколько маневров типа змейки. Попробуйте разогнаться и остановиться.
Любой из представленных признаков указывает на то, что в подвеске есть проблемы. Это не обязательно именно амортизатор. Но это очевидный повод заняться более тщательной проверкой. И лучше сделать диагностику в хорошем сервисном центре.
Нагрев
Это наименее востребованный среди автомобилистов метод проверки. Хотя он имеет неплохие показатели точности.
Заключается он в проверке амортизаторов по их степени нагрева. Минус в том, что приходится работать очень быстро, пока признаки по естественным причинам не пропали.
Суть вот в чем. Нужно проехаться на машине, после чего припарковаться на яме или эстакаде, пробраться к амортизаторам и пощупать их руками. Все дело в том, что при работе амортизаторы нагреваются, вырабатывая большой объем тепловой энергии. Пощупайте все элементы. Если один из них холодный, либо теплый, хотя все остальные горячие, амортизатор потерял работоспособность. Он нуждается в замене или ремонте.
Стендовая диагностика
Если хотите получить профессиональную консультацию и более точный ответ, можете обратиться в автосервис, где имеется специальный стенд. Метод быстрый, не очень дорогой и информативный при условии правильного проведения.
Но он не настолько хорош, как некоторые считают. Разные стенды основываются на различных параметрах при диагностике. Если в конструкции есть иные проблемы, помимо амортизаторов, результаты могут оказаться некорректными.
Также разные стенды применяют определенные алгоритмы при оценке эффективности работы подвески. То есть в разных сервисах вам могут поставить совершенно разный итоговый диагноз. А если мастера недобросовестные, они расскажут, что амортизаторам пришел конец, и их требуется срочно менять. Хотя по факту они способны прослужить еще достаточно долго.
Могу сказать одно. Эксплуатировать машину с неисправными амортизаторами категорически нельзя. Это влечет за собой целый ряд очень опасных и нежелательных последствий.
Если вам нужна более точная самостоятельная оценка их состояния, рекомендую использовать сочетание из нескольких методов проверки поочередно.
Всем спасибо, кто нас читает! Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы и предлагайте новые темы для обсуждений!
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!
Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!
Последствия неисправных амортизаторов
Учитывая тот факт, что стойки являются важными элементами подвески, значит, они выполняют огромную работу. Поэтому категорически запрещено эксплуатировать данные неисправные детали. Такая халатность может для вас стоить больших денег. Рассмотрим, как проверить амортизаторы, и какие могут возникнуть последствия от использования неисправных элементов.
Работа автомобиля при неисправном механизме может повлечь за собой выход из строя и других элементов ходовой части транспортного средства. Это связано с тем, что ходовая часть непосредственно связана со стойками. Можно рассмотреть пример: при неисправном амортизаторе в первую очередь станет непригодным подшипник стойки. Конечно, это случится не сразу же, но такое произойдет через ближайшие десять тысяч километров.
От того, насколько исправно работают стойки, очень сильно зависит тормозная система автомобиля. В первую очередь страдают тормозные диски и колодки. Как следствие, происходит увеличение тормозного пути, частичный износ или же полный отказ этих элементов. Не трудно догадаться, что за этим может следовать. Поэтому старайтесь как можно чаще проводить диагностические работы этих элементов, чтобы не допустить неожиданного возникновения смежных неприятностей, помимо поломки стоек.
Еще одним доказательством того, что работа неисправных стоек не безопасна для транспортного средства, является чрезвычайно быстрый износ резины. Особенно это заметно, когда они, к тому же, не сбалансированы.
Итак, как видим, неисправные стойки очень опасны как для отдельных элементов подвески, так и для всей работы автомобиля. Приведенные последствия являются лишь частью айсберга. Но и их вполне достаточно, для того чтобы пробудить даже в самом безответственном водителе желание заняться диагностикой и при необходимости исправить возникшие поломки.
Как проверить самостоятельно
Очень часто водители для проверки прибегают к современным технологиям, таким, как вибростенды. Но, не редко происходит такое, что проводить диагностику приходиться без такого оборудования, используя лишь собственные способности и подручные материала. И для тех, кто не в курсе, как проверить амортизаторы, я расскажу примерный план действий.
Первым делом необходимо сделать тщательный осмотр этих элементов. Такой подход позволит выявить очевидные симптомы и возможные неисправности стоек. К примеру, если при осмотре вы обнаружили, что на стенках присутствуют потеки масла, то стоит задуматься о замене уплотнительных элементов, иначе амортизатор станет непригодным для эксплуатации, так как работа этого механизма «на сухую» спровоцирует быстрый перегрев и скоропостижный износ всех элементов, принимающих активное участие в работе стоек. А самое главное, вы это почувствуете сами, своей пятой точкой.
Следующее что необходимо сделать – это проанализировать работу подвески, прислушаться, нет ли при ее работе дополнительных, неприятных шумов. Если при диагностике подвесной части вы не обнаружили никаких признаков поломки, то следует смело полагать, что стуки происходят именно из-за неисправных стоек.
Также диагностику можно провести путем раскачивания автомобиля. Что даст такой способ? Если при раскачивании автомобиль будет свободно ходить из стороны в сторону, то это – явный признак неисправности стоек. При их отличном состоянии вам достаточно сложно будет сделать так, чтобы авто раскачалось. Так как основная задача стоек гасить колебания, то при их исправной работе авто моментально выровняется и быстро вернется в неподвижное положение.
Последнее, что можно сделать, дабы проверить качество работы стоек – сравнение с работой другого транспортного средства. Нужно, хотя бы один раз в месяц это экспериментировать. Конечно, такой вариант может не принести положительного результата, так как стойки другого авто могут быть также неисправны, поэтому вы особой разницы не ощутите. Но иногда такой вариант может помочь понять разницу между работой ваших амортизаторов и другого транспортного средства.
Диагностика на вибростенде
Намного качественнее и практичнее проверка амортизаторов проводиться на вибростенде.
Диагностические работы с помощью современных технологий позволяют точно проверить работу стоек и системы подвески в целом.
Итак, как проверить амортизаторы, применяю компьютер? Главной задачей компьютера является имитация дорожного покрытия, т.е. всех возможных неровностей, которые могут быть на дороге. При этом колеса автомобиля вращаются, имитирую реальные условия передвижения. Существует несколько вариантов, как проверить амортизаторы на стенде. Можно проверять колеса по отдельности (только по одному), а можно проверить их попарно.
Помимо этой диагностики вибростенд способен проверить боковое качание транспортного средства, для того чтобы узнать состояние ступичных подшипников и шаровых опор. Источникам приема и передачи информации о состоянии транспортного средства являются различные датчики, которым оборудован стенд. Огромный плюс такого метода проверки заключается в том, что стенд способен передать данные, исходя из которых можно сделать стопроцентные выводы о состоянии стоек. Так как стенд снимает показания и сравнивает их с показаниями такого же транспортного средства, только в абсолютно новом состоянии.
Все результаты диагностики можно увидеть на мониторе. Иногда, можно увидеть и осознать полную печальную картину о состоянии вашей подвески. Единственным недостатком такого метода может быть отсутствие характеристики конкретного автомобиля в базе данных стенда. А значит, что этот автомобиль проверить не получится, потому что нет образца для сравнения.
Проверяем новые амортизаторы
Не многие водители знают о том, что перед установкой новых стоек их необходимо проверить. Больше того, многие вообще не представляют, как проверить амортизаторы перед покупкой. Проверка амортизаторов необходима, так как крайне важно убедиться в том, что вы приобретаете качественный продукт. Учитывая тот факт, что современные производители умеют сделать красивую коробку, а при открытии ее в гараже, осознаешь, что товар некачественный.
Итак, рассмотрим, как проверить амортизаторы до и после покупки.
- Первым делом необходимо произвести визуальный осмотр новых деталей.
Проверка амортизаторов подразумевает не только поиск неисправностей, но и сравнение дополнительных характеристик, таких как маркировка. - Замер геометрических параметров изделия. При помощи линейки нужно проверить все важные параметры: длину в вытянутом состоянии, ход и диаметр штока.
- Проверка амортизаторов так же подразумевает проверить работоспособность. Чтобы убедиться в правильности работы однотрубного, нет необходимости в предварительной подготовке. Для этого нужно несколько раз сжать и разжать стойку. Если перемещения штока плавные и сжимаются с одинаковым усилием, то амортизаторы исправны. Двухтрубный необходимо предварительно прокачать несколько раз, а после установить его вертикально, в таком состоянии он должен пробыть некоторое время.
Амортизатор – очень важный элемент в подвеске и в работоспособности каждого транспортного средства. Поэтому ни в коем случае не следует халатно относиться к этому элементу. Следите за его состоянием, и ваша машина будет ездить как новенькая.
Видео “Проверка амортизаторов”
На записи мужчина рассказывает о методах диагностики амортизаторов автомобиля.
Как проверить передние и задние стойки амортизатора на работоспособность: проверка исправности на машине
О том, как проверить передние и задние стойки амортизатора машины на работоспособность, рано или поздно начинает задумываться каждый водитель. Дело в том, что в процесс эксплуатации автомобиля наибольшим нагрузкам подвергаются именно детали подвески. Езда по лежачим полицейским, ямам, стыкам, трамвайным путям и прочим неровностям не проходит без следа — устройство, отвечающее за гашение колебаний, постепенно приходит в негодность. Чем выше скорость транспортного средства на всевозможных выбоинах, тем жестче удары по системе подрессоривания и тем быстрее ломаются ее шарниры.
Строение амортизатора
- колба и поршень;
- прочное дно;
- клапан сжатия;
- узел уплотнения;
- опорные чашки пружины;
- подвижный шток;
- кольцевая прокладка;
- шарнир;
- масляная жидкость и газ.
При колебании поршневой механизм выдавливает силиконовую влагу в специальные каналы, соединенные с перепускным клапанным блоком. Гликольно-эфирный состав проходит через узкое отверстие, нагреваясь за счет силы трения — таким образом производится преобразование энергии (из кинетической в тепловую).
Как проверить передние и задние стойки на авто — признаки неисправности
К сожалению, большая часть современных водителей отказывается от своевременной проверки амортизаторов. Владельцы транспортных средств не обращают никакого внимания на соответствующие детали до тех пор, пока машина не начинает хрустеть и поскрипывать при езде по, казалось бы, предельно ровной дороге. С течением времени поломка осложняется — появляются вибрации рулевого колеса, сопровождающиеся дополнительными звуками.
Первое, что должен сделать человек, заметивший представленную симптоматику — это провести визуальный осмотр потенциально проблемного узла. Внешний вид модуля сигнализирует о неприятностях без дополнительной диагностики. Очевидно сломанные блоки, как правило, покрыты всевозможными окислами и царапинами.
Самостоятельные колебания кузова
Считается, что исправное транспортное средство, столкнувшееся с внезапным торможением, должно качаться не более одного раза. Если машину ведет даже при банальном маневрировании — значит, проблема точно есть.
«Кивание» вперед
Ответить на вопрос о том, как проверить работоспособность стоек амортизаторов, на самом деле очень просто. О неисправности будет свидетельствовать ситуация, при которой автомобиль сильно подастся вперед после нажатия на педаль тормоза.
Наклон назад при разгоне
Выполнить базовую инспекцию можно, в том числе и при помощи акселератора. Неработоспособное транспортное средство приподнимется вверх, вплоть до кратковременного отрыва колес от асфальта. Соответственно, водитель на несколько секунд теряет любые возможности, связанные с контролем и управлением параметрами движения.
Жесткость и тряска
Проблемы могут проявиться и во время езды, особенно в тех случаях, когда приходится ездить на дорогах с большим количеством канав, выбоин, рытвин и ям. Владелец машины будет чувствовать буквально каждый камешек, попавший под колесо переднего или заднего привода. Кроме того, автомобиль начнет издавать неприятные стуки, исходящие из области размещения системы подрессоривания.
Пробой подвески
«Как узнать, что амортизаторы не работают так, как заложено в их технической программе?» — конечно же, с помощью «правильного» дорожного покрытия. К сожалению, во многих регионах Российской Федерации качество городских и междугородних автомагистралей оставляет желать лучшего. Весной на территории населенных пунктов появляются многочисленные трещины в земле, наполненный талой или дождевой водой.
Проблема проявляется так — транспортное средство при наезде на лужу как будто бы теряет подвесочный механизм, а гидравлика перестает гасить колебания на все сто процентов. Дело доходит до того, что с приборной панели падают мелкие предметы.
Неравномерный износ шин
Неисправные стойки, наравне с чрезмерно высоким или низким давлением и нарушением углов подвески, входят в комплекс причин, заставляющих изнашиваться упругую оболочку колес с повышенной скоростью. Причем следы эксплуатации появляются в определенных местах — в виде выработанных участков, расположенных, например, спустя каждые 5 см покрытия. Опытные водители привыкли называть такие проявления поломок «камуфляжными пятнами».
Повреждения подшипников
Сломанные подшипниковые конструкции диагностируются очень легко — посредством стука, издающегося из области размещения передних лонжеронов. Наиболее яркий и громкий гул возникает при поворотах, а также в моменты разгона и торможения. Кроме того, посторонние звуки усиливаются в том случае, если автолюбитель нагрузил машину «лишними» килограммами.
Проверка передних и задних стоек амортизатора — причины поломки
Амортизационные блоки никогда не ломаются на пустом месте — их разрушение свидетельствует о неправильной эксплуатации, непрофессиональной установке или банальной старости транспортного средства. На заводах представленные детали практически всегда монтируются максимально корректно (статистический риск брака не превышает 5%). Модуль может выйти из строя благодаря:
- аварийным ситуациям, дорожно-транспортным происшествиям и сильным механическим ударам;
- деградации силиконово-масляной жидкости — с течением времени демпфирующее вещество приходит в негодность;
- прорыв сальника — повреждение уплотнительной прокладки, возникновение протечек с разными параметрами динамики.
Есть и другие варианты: утечка газа, неисправность клапана и износ сайлентблока. В общем, без качественной проверки не обойтись. Если после осмотра выяснится, что деталь нужно менять — водителю следует обратиться к консультантам компании PROavto, способным подобрать по-настоящему качественное изделие под конкретную марку и модель автомобиля.
![]() |
![]() |
![]() |
HOLA SH42012G | HOLA SH22270 | OILRIGHT 2593 |
Как проверить и определить, рабочие ли стойки амортизатора или нет — методы диагностики
Вне зависимости от того, какие именно конструкции (передние или задние) пришли в состояние эксплуатационной негодности, способы их проверки на работоспособность будут идентичными. Как правило, автолюбителям удается выполнить соответствующую инспекцию без предварительного демонтажа потенциально проблемных деталей. Более того, сделать вывод о том, что модуль вышел из строя, можно даже по банальному тормозному пути. При нормальном состоянии устройств он колеблется в районе 31,7 м, а при сломанных увеличивается приблизительно на 11,7%.
Визуальный осмотр
Источником необходимых сведений нередко становится сам амортизатор — если на нем заметны следы коррозионных отложений или подтеки масла, значит, агрегат утратил свои первоначальные качества и перестал справляться с возложенными на него техническими задачами. Впрочем, если никаких внешних разглядеть не удалось, рано делать вывод об исправности блока. Вполне возможно, что машина рыскает и прыгает на малейших кочках из-за износа внутренних компонентов модуля.
Проверка на стоянке
- Завозим автомобиль на ровную площадку.
- Нажимаем на угол кузова таким образом, чтобы тестируемая сторона просела.
- Резко отпускаем раму и смотрим на сценарий развития событий.
Если после оказанного давления транспортное средство начинает раскачиваться с той или иной степенью интенсивности (и отказывается остановиться после нескольких возвратно-поступательных движений), значит, проблема успешно локализована.
Проверка на ходу
Перед тем как проверить стойки амортизатора автомобиля на работоспособность и исправность по следующему методу, водителю следует отыскать ровный и абсолютно пустой участок дороги, подходящий для движения со скоростью в районе 60-70 км/ч. Данный способ подходит только автолюбителям с внушительным опытом, умеющим «слушать» свои машины. Задача заключается в том, чтобы определить, не сильно ли клонится транспортное средство при маневрировании. Также нужно уточнить его реакцию на различные резкие повороты — в нормальной ситуации кузов будет стабилизироваться без лишней качки.
Проверка демонтированного амортизатора
Чрезвычайно простая методика, позволяющая проинспектировать не только недавно демонтированную, но и абсолютно новую конструкцию. Ее следует полностью растянуть, а затем упереть стороной со штоком в любую подходящую твердую поверхность (асфальт, бетон, плотный грунт и пр.).
Затем мастер должен навалиться на деталь всем своим весом, попытавшись как можно быстрее сжать механизм до отказа. Если операция производится резко и без чрезмерных физических усилий, значит, с модулем что-то не так. Исправное устройство растягивается и складывается очень тяжело, из-за демпфирующей жидкости и газа.
Проверка амортизаторов на вибростенде
Вибрационный стенд, конечно же, присутствует только в полноформатных сервисных центрах, оказывающих услуги по ремонту машин. Туда следует отправиться в том случае, если подозрения на неисправность конструкции подкреплены определенными доводами (в том числе и с помощью описанных ранее методов). Стоимость соответствующей работы колеблется в районе 1000 рублей, и зависит от региона. Специалисты рекомендуют выполнять подобную диагностику с определенной регулярностью — как минимум, раз в 10-15 тыс. км актуального пробега.
Как проверить работу амортизаторов на автомобиле — можно ли продолжать эксплуатацию машины с потекшей деталью
Ездить на транспортном средстве с неработоспособными амортизационными блоками, конечно же, нельзя. Запрет обусловлен повышением риска аварии — тормозной путь авто увеличится практически на 12%. Кроме того, ТС начнет раскачиваться при поворотах, маневрировании, разгоне и торможении. Сильные колебания корпуса также могут привести к попаданию в дорожно-транспортное происшествие. Использовать транспорт со сломанными амортизирующими конструкциями не стоит еще и потому, что их замена производится по шагам простейших инструкций. Приобрести новую деталь можно на официальном сайте компании PROavto.
Заключение
«Как проверить стойки на машине, не снимая их с кузова?» — популярный вопрос, рано или поздно появляющийся в голове у каждого водителя. Дело в том, что амортизаторы испытывают значительные нагрузки, постоянно теряя свои эксплуатационные характеристики. Особенно сильно это заметно при езде по региональным дорогам России. Огромное количество рытвин, канав, выбоин и ям оказывает самое печальное воздействие на качество автомобильной подвески. Получить подробную информацию о процессе диагностики амортизаторных модулей можно благодаря экспертному видеоролику.
Амортизаторы: исправны или нет?
Дешево, надежно и практично. Визуальный осмотр при диагностике амортизаторов – обязательная процедура. Если найти способ взглянуть на амортизаторы, то, по крайней мере, следы масла на корпусе амортизатора можно заметить сразу. Для того, чтобы убедиться в верности диагноза, достаточно протереть амортизатор тряпкой и повторить осмотр через несколько дней. Если машина на подъемнике, то постарайтесь заодно оценить состояние штоков амортизатора: они должны сверкать! Следы ржавчины или прочие некрасивости – признак неисправности.
О проблемах с амортизаторами могут рассказать и шины. Неравномерные пятна износа намекают на неисправность. Еще стоит оценить состояние защитных комплектов (пыльников) и пружин, затем – верхних опор. Ну а в идеале – и всех остальных элементов подвески. Но тут уже нужен опытный глаз.
К сожалению, сам по себе неисправный амортизатор может не иметь внешних признаков износа. Его неэффективная работа может быть вызвана износом внутренних компонентов и материалов: вычислить это визуально невозможно. В таких случаях следует использовать другие способы диагностики, а также припомнить фактический срок его эксплуатации.
2. Покачать!
Не самый точный, зато самый популярный и наглядный способ диагностики. Требуется энергично раскачать переднюю/заднюю часть автомобиля, затем снять нагрузку и понаблюдать за тем, как быстро кузов перестанет раскачиваться. Если после снятия нагрузки он совершит более одного такта раскачки, значит, раскачку производили не зря: амортизатор, увы, дрянной… Беда только в том, что таким способом можно определить разве что совсем «дохлое» изделие, да и то при наличии должного опыта. Другое дело, если амортизатор намертво заклинило: это определится мгновенно, поскольку раскачать автомобиль просто не удастся.
Постарайтесь при раскачке не переусердствовать, дабы не повредить кузовные детали – бывает и такое…
3. Поуправлять!
Если при движении автомобиль вдруг обретает некую самостоятельность – рыскает на неровностях, раскачивается во все стороны, неохотно реагирует на руль, то, скорее всего, виноваты амортизаторы. Вопреки устоявшемуся мнению, это проявляется не только на высоких скоростях, а даже если на спидометре вполне «городские» цифры. При этом не нужно выписывать кренделя на дороге – в тихом месте вполне достаточно упражнений типа разгон, торможение, змейка… В любом случае, если управляемость автомобилем со временем ухудшилась, следует обратиться к компетентным специалистам для проведения диагностики.
Для примера можно посмотреть на этом видео, как ведут себя автомобили с исправными амортизаторами и нет.
4. Померить!
Наиболее простой, довольно быстрый и не такой уж дорогой способ получить общую информацию об эффективности подвески – заехать на диагностический стенд, произвести измерения и выслушать приговор.
Другой вопрос – насколько точно приговор будет касаться непосредственно амортизаторов. Дело в том, что в случае с различного рода «трясучками» (коих в последнее время становится всё больше), наличие хотя бы одного неисправного элемента (не обязательно амортизатора) существенно скажется на итоговых результатах показателя эффективности. Кроме того, различаются алгоритмы, по которым производится оценка эффективности работы подвески, и диагностика одного автомобиля на разных стендах может привести к тому, что полученные данные о состоянии подвески могут различаться.
Известны случаи, когда при диагностике автомобиля на «трясучке» с исправной подвеской и недавно замененными амортизаторами, полученные данные говорили о низкой остаточной эффективности подвески. А вот при «тест-драйве» автомобиль вёл себя идеально. Причина – стенд не был рассчитан на более «жесткие» настройки амортизаторов тюнинговой серии по сравнению с характеристиками оригинальных изделий, в результате – неверный приговор. Что ж, бывает и такое.
Очень важный момент! На итоговые показатели могут оказывать влияние такие параметры, как давление в шинах, загрузка автомобиля при диагностике, небольшие отклонения от прямой линии при заезде на стенд (появление угла отклонения от продольной оси), случайная установка автомобиля на ручник, неравномерная загрузка автомобиля при диагностике и т.д. Нерадивому мастеру доставит истинное удовольствие «развести» клиента на стоимость новых амортизаторов, чтобы между делом как бы случайно подкачать ему спустившее колесо…
5. Выводы?
Единственного заведомо правильного способа для проведения диагностики амортизаторов не существует. Каждому случаю – своя конкретика. Счастливого пути!