ЕЛАЗ — каталог техники
Сегодня ОАО «ПО ЕлАЗ» специализируется на выпуске спецтехники и оборудования для нефтегазовой промышленности. По данному направлению предприятие сотрудничает с крупнейшими нефтяными компаниями – «Лукойл», «Роснефть», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «Татнефть».
Другим направлением деятельности «ЕлАЗ» является производство колесных тракторов марки «Беларус» в сотрудничестве с Минским тракторным заводом и выпуск спецтехники на их базе.
Кроме вышеназванного оборудования, завод выпускает комплектующие и запчасти к автомобилям КАМАЗ, ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, УРАЛАЗ, а также нестандартизированное оборудование.
Новости Экскаватор Ру об ЕЛАЗ:
Технические характеристики техники в каталоге основаны на информации, взятой из официальных источников, в том числе с официальных сайтов производителей.
К нашему сожалению, даже официальные документы могут содержать ошибки и опечатки. Кроме этого, характеристики могут отличаться в зависимости от региона поставки техники, а также изменяться производителями без предварительного уведомления.
В связи с этим, мы рекомендуем пользоваться опубликованной информацией в качестве основного обзора моделей, и при совершении покупки уточнять параметры, имеющие для Вас большую значимость, у продавца.
Елабуга автомобильный завод что выпускает
Звонок по России бесплатный
Спецтехника для нефтегазового комплекса
Спецтехника для дорожно-строительной отрасли
Спецтехника для ремонта и содержания дорог
АО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод» является известным производителем специальной техники в Российской Федерации и странах СНГ для нефтегазового комплекса, дорожно-строительной и коммунальной техники, автомобильных компонентов.
Мы дорожим доверием наших партнеров и открыты к взаимовыгодному сотрудничеству!
Найти дилера в Вашем регионе
Наши партнеры
Новости
27 октября 2022
ЕлАЗ представил технику на выставке «Дорога-2022»
12-14 октября 2022 г. прошла Х международная специализированная выставка «Дорога 2022» — это крупнейшая в нашей стране отраслевая дискуссионная площадка, которая объединила авторитетных международных экспертов и ключевых представителей дорожно-транспортного комплекса России из Министерства транспорта Российской Федерации, Росавтодора, ГУОБДД МВД России, органов исполнительной власти субъектов РФ. Также гостями мероприятий стали производители материалов и дорожно-строительной техники, представители науки и бизнеса.
На ЕлАЗе прошел митинг, посвященный Дню памяти и скорби.
22 июня на заводской аллеи Памяти, которая была заложена к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне, прошел торжественный митинг, посвященный Дню Памяти и скорби. Митинг открыл генеральный директор АО «ПО ЕлАЗ» Галимов К.С. Участники мероприятия почтили память минутой молчания погибших в Великой Отечественной войне и тех, кто погиб, выполняя боевые задачи в горячих точках и зонах вооруженных конфликтов, защищая мирных граждан, отстаивая интересы своей страны.
Рабочий визит министра экономики РТ Мидхата Шагиахметова, главы Комитета Госдумы РФ по экономической политике Максима Топилина
2 июня 2022 года АО «ПО ЕлАЗ» с рабочим визитом посетили министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, глава Комитета Госдумы РФ по экономической политике Максим Топилин, глава района Рустем Нуриев.
Продукция завода на «Казань Экспо»
Выставка, приуроченная к заседанию межправительственного совета ЕАЭС, состоялась с 28 по 30 апреля в Казани. В рамках выставки Евразийского экономического союза свою продукцию представили более 30 ведущих татарстанских предприятий. Экспозиция была посвящена ключевым отраслям промышленности республики; нефтегазохимия, машиностроение, сельское хозяйство, цифровизация и т.д.
30 декабря 2020
Освоение новой номенклатуры
В рамках реализации инвестиционных планов ЕлАЗ продолжает расширение выпускаемого номенклатурного ряда продукции дорожно-строительной техники.
17 августа 2020
Спецтехника ЕлАЗ на республиканской августовской конференции
14 августа текущего года в г. Елабуга прошла республиканская августовская конференция работников образования и науки с участием президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова и Государственного советника РТ Минтимера Шариповича Шаймиева.
Техническое превосходство-путь к совершенству!
В последние годы рынок нефтесервисных услуг успешно развивается, и факт снижения потребительского спроса в настоящий период — не повод для отказа от инновационной деятельности.
«Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Казань» – 2019
С 4 по 6 декабря 2019 года на территории МВЦ «Казань Экспо» состоялась 19-я международная специализированная выставка «Машиностроение. Металлообработка. Сварка. Казань».
Конференция дилеров компании «Doosan Bobcat EMEA» на АО «ПО ЕлАЗе»
28 ноября 2019г. конференция дилеров компаний «Doosan Bobcat EMEA» посетили АО «ПО ЕлАЗ».
10 октября 2019
Выставка в рамках празднования Дня машиностроителя
9 октября 2019г. АО «ПО ЕлАЗ» принял участие в праздновании Дня машиностроителя, которое состоялось 9 октября в г. Набережные Челны.
© AO «ПО ЕлАЗ» 2022
Все права защищены
Адрес: 423600, Татарстан, г. Елабуга, Промышленная площадка «Алабуга»
Телефон: 8-800-700-16-25 (Звонок по России бесплатный)
Завод Ford Sollers в Елабуге. Производственный репортаж
Пару недель назад меня пригласили в Татарстан, на запуск нового Ford Kuga. Очень нехарактерная для меня роль, к тому же жанр "производственный репортаж" для меня абсолютно чужд и непривычен. Совершенно не представляю законов жанра, т.к. никогда не читаю подобные материалы, так что я просто снимал все, что мне лично было интересно, надеюсь и вам будет не скучно. Поехали!
Оговорюсь, это не первый автомобильный завод, на который я попал в своей жизни. Мне посчастливилось в разные годы видеть как собираются автомобили Land Rover, Jaguar, и даже Rolls Royce. Это было интересно, но мне не надо было об этом писать, экскурсии были для общего развития.
Ни на одном отечественном автомобильном заводе я никогда не был, и даже не представляю как выглядит конвейер УАЗ или ВАЗ, как собирают Патриоты или Нивы. Наверно там тоже много спецэффектов, и если будет такая возможность, я с удовольствием отправлюсь с Лейкой и блокнотом, пусть покажут, а я вам расскажу
Я был удивлен, что передо мной предстала не крупноузловая сборка, а вполне себе полноценная. Кузова варят прямо здесь, все собирается прямо на глазах. Говорят, на завод устраивают экскурсии для местных школьников, растят будущих работников со школьной скамьи. Видимо, Ford рассчитывает задержаться здесь на долго.
Елабужская земля не самая "счастливая" для автомобильных производств. В конце 80-х годов здесь строили очередной тракторный завод, до перестройки успели возвести лишь сами корпуса. После того как советская власть испустила дух, корпуса пытались приспособить под разные проекты. После ряда пустых переговоров, в 1996 году корпорация "ЕлАЗ-GM" начала собирать "бразильские" внедорожники Chevrolet Blazer, встречающиеся на российских дорогах до сих пор.
Первый выпущенный внедорожник принимали лично Виктор Черномырдин и Анатолий Чубайс. Планировалось продавать 50 тыс. внедорожников в год по цене от $24.000. Дело закончилось прайсом в $16000 за "базу" с игрушечным моторчиком 2,2 л. и задним приводом. Полноприводная версия с полноценным V6 объемом 4,3 л. продавалась за $28,500.
За три года было произведено и продано по различным данным 2600-3600 Chevrolet Blazer. Бизнес накрылся медным тазом после кризиса 1998 года, производство было бесславно свернуто, машины распродавались дилерами долго и мучительно.
Но General Motors выводов не сделал, и попытался на высвободившихся площадях наладить выпуск Opel Vectra. Надо ли говорить, что легковушка повторила судьбу внедорожника, причем с еще более удручающими результатами. Машин собрали всего 98 штук, и в 2001 году GM вышел из проекта.
Через несколько лет, под руку с Sollers, в Елабугу пришел FIAT c планами выпускать до 500.000 машин в год. Проект лично поддержал наш Президент, присутствовавший на подписании соглашения о сотрудничестве. Административный ресурс творил чудеса, машины активно закупали различные госструктуры. За все время было продано: FIAT Аlbea – 8966 штук, FIAT Linea – 1466 штук и FIAT Doblo – 4466. Немного не дотянули, но уж точно дела шли удачнее чем у GM. Правда не долго.
Так же, здесь были замечены Isuzu, и даже Great Wall, правда в эпизодах. Может и еще кто, подсказывайте если знаете, многое в этой жизни проходит мимо меня. Я лишь могу дополнить, что есть еще и "родительский" завод ЕлАЗ, выпускающий и по сей день спецтехнику для нефтегазового комплекса, дорожно-строительной и коммунальной отрасли. У них, видимо, все хорошо, и они в дополнительном пиаре не нуждаются.
Кстати говоря, Елабуга это Особая Экономическая Зона. Это просто к слову, чтобы вы понимали, почему столько возни вокруг одного из старейших поселений Татарстана.
В 2012 году Sollers модернизировал завод по сборке автомобилей Fiat Ducato под автомобили Ford. Административный ресурс остался весомый, теперь здесь производят Ford Transit, который так же успешно расходится по всяческим гос.заказам. В нашей стране, видимо, иначе нельзя.
И потому нет ничего удивительного, что на запуск очередной модели из года в год приезжает президент Татарстана Рустам Минниханов. Улыбчивый такой дяденька, не без охраны, конечно, но произвел весьма приятное впечатление. Ну и к автоспорту близок, за что особенный респект.
В июле 2016 года завод выкатил из своих ворот 100-тысячный юбилейный автомобиль Ford, что весьма круто на фоне описанной выше истории. Конечно, мне было бы приятнее, чтобы в Елабуге собирали не Transit, а Expedition, Ranger, F-серию… но пока производят то, что производят. Я честно капаю на мозг, методично и часто.
Ford красиво расцвел посреди Елабуги, там где на наших глазах зачах Chevrolet. Время практически полностью сжило c российского рынка весь концерн GM, у которого тоже было свое производство. У Chrysler в России и вовсе дела совсем печальны.
Может представители голубого овала рискнут застолбить ниши полноразмерных полноприводников? Особенно ввиду введения с 2017 года "Эра-Глонасс", и, как следствие, возможного прекращения импорта "серых" F150, Dodge Ram… Как же мы будем жить без Raptor? Давайте хором попросим Ford спасти нас от блокады!
Глядя на производство в Елабуге, мне почему то верится, что фордовцы смогут. Ставлю точку на вере в разум, в то, что хоть кто-то наконец поймет, что по менталитету мы скорее "Америка", чем "Европа", и с нашими техрегламентами нам нужны "законные" автомобили, заряженные на конвейере.
Dodge точно не придет, Chevrolet тоже не жилец, у Ford все карты на руках. Ждем.
А пока ждем full-size, присмотримся к новой Ford Kuga. Первая была классная. Дизель на "механике" был просто огонь, к тому же машина получилась достаточно крепкая. До сих пор нет каких-то заметных массовых проблем даже с самыми пожилыми экземплярами, что как-то не современно. Я много гонял первой Kuga по России, потом осознанно брал его в аренду в Европе для поездок в Альпы. Вторую серию я как-то пропустил, и вот, третье поколение.
Дизеля больше в России нет, и это печаль. Новый дизайн мне не по душе. То, что хорошо смотрится на Mondeo, терпимо воспринимается на Focus, для Kuga, Fiesta и Transit уже непотребно. Надеюсь, подражание Aston Martin временно, и пройдет в ближайшем обозримом будущем. Опять же, я за "Америку", там у Ford почти все машины красивые, с индивидуальностью.
Зима на дворе, время полного привода и покатушек на льду. Надеюсь, успею попробовать Kuga в деле в этом сезоне и рассказать вам об этом. На этом я и завершу свой "производственый репортаж". Не будьте строги, как всегда творчество обуяло меня в разгаре ночи, а это не могло не повлиять на грамматику, орфографию и пунктуацию, тем более что я плохо помню что это такое)))
Мне спокойной ночи, а вам доброго утра)))
какие автомобили собирают в елабуге
Мы побывали на заводе совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге
Ford Transit популярен у нас: по итогам продаж за март он занял третью позицию после Газелей. Правда, у завода совместного предприятия Ford Sollers в Елабуге, где делают эти машины, не очень радужно с экономикой. Я побывал там.
Раньше именно на этом заводе компания Sollers выпускала многострадальный Fiat Ducato предыдущего поколения! Его покупатели, включая нашу редакцию, жаловались на серьезные проблемы с опорами стоек передней подвески (их буквально выламывало из кузова) — и не только с ними.
По одному конвейеру идут и кроссоверы, и малотоннажники
На работу с Фордом производство было переориентировано в середине 2012 года: сперва здесь начали выпускать кроссоверы Kuga и Explorer, а в 2014-м к ним присоединились большой Transit (еще предыдущего поколения) и маленький Transit Custom. В 2015 году обе эти модели покинули конвейер, уступив место нынешнему Транзиту.
На заводе 37 роботов, произведенных компаниями Comau и Kuka
Заводчане гордятся тем, что здесь и кроссоверы, и фургоны выпускают по полному циклу, со сваркой и окраской, — даже собирают их на одном конвейере. Но подобной гибкости можно добиться лишь на небольшой производственной площадке, каковой и является елабужский завод. Его максимальная мощность — 85 тысяч автомобилей в год, а за 2017-й, по нашим данным, продано около 13 тысяч машин Kuga, 2,5 тысячи Эксплореров и около девяти тысяч Транзитов. Итого получается до 25 тысяч экземпляров, то есть завод загружен меньше чем на треть. Сами фордовцы признаются, что производство работает в убыток и лишь в планах нынешнего года — выйти в ноль. Впрочем, на сотрудниках завода это не сказывается: пообедать здесь можно всего за 80—90 рублей!
По степени автоматизации (около 20%, 37 роботов) елабужское производство не сравнить с автогигантами, но за качеством тут следят строго. На заводе даже есть люди, которые уничтожают новенькие кузова, чтобы проверить надежность сварки. Выбранный кузов снимают с конвейера и перевозят в лабораторию, а дальше в дело вступают кувалды и отбойные молотки. Даже если рвется металл, точки сварки должны устоять (а их у Транзита вдвое больше, нежели у кроссоверов). Затем данные об итогах испытаний автоматически отправляются на американские серверы Форда, где их изучают и при необходимости сообщают, что именно в производственном процессе нужно подправить.
Что касается локализации, то у тех же Транзитов отечественные не только «щетки и резинки», но и, к примеру, передние панели — их делают здесь же, в Татарстане, из местного пластика.
Среди Транзитов, сходящих с конвейера, немало полуфабрикатов: их отправляют на другие предприятия для дооборудования. Как и у прочих иностранных производителей, у Форда в России есть несколько фирм, которым позволено официально переделывать Транзиты в маршрутки, устанавливать кузова-фургоны и т.д. Среди них — рязанский «ТТМ Центр», нижегородские Автодом и Нижегородец, на долю которых приходится 40% всех продаваемых Транзитов. При этом Нижегородец недавно открыл филиал прямо рядом с елабужским заводом — чтобы Форды для переделки далеко не гонять!
А при мне по конвейеру шли Транзиты сплошь светло-бежевого цвета. Эти машины сходят с линии без боковых стекол, обшивки дверей и с совершенно голым грузовым отсеком: их отправляют в петербургское ателье ГАС, которое превращает фургоны в броневики для Сбербанка (похожий мы испытывали пару лет назад). И Сбербанк не единственная крупная структура, которая пользуется Транзитами: скажем, немало их у Почты России.
Тем временем в Европе вовсю испытывается обновленный Ford Transit. Он должен получить иное оформление передка и кабины — наверняка с большим экраном-планшетом, как у младших коммерческих моделей компании. Премьера, возможно, состоится на осенней выставке IAA в Ганновере.
Завод Ford Sollers в Елабуге. Производственный репортаж
Пару недель назад меня пригласили в Татарстан, на запуск нового Ford Kuga. Очень нехарактерная для меня роль, к тому же жанр «производственный репортаж» для меня абсолютно чужд и непривычен. Совершенно не представляю законов жанра, т.к. никогда не читаю подобные материалы, так что я просто снимал все, что мне лично было интересно, надеюсь и вам будет не скучно. Поехали!
Оговорюсь, это не первый автомобильный завод, на который я попал в своей жизни. Мне посчастливилось в разные годы видеть как собираются автомобили Land Rover, Jaguar, и даже Rolls Royce. Это было интересно, но мне не надо было об этом писать, экскурсии были для общего развития.
Ни на одном отечественном автомобильном заводе я никогда не был, и даже не представляю как выглядит конвейер УАЗ или ВАЗ, как собирают Патриоты или Нивы. Наверно там тоже много спецэффектов, и если будет такая возможность, я с удовольствием отправлюсь с Лейкой и блокнотом, пусть покажут, а я вам расскажу
Я был удивлен, что передо мной предстала не крупноузловая сборка, а вполне себе полноценная. Кузова варят прямо здесь, все собирается прямо на глазах. Говорят, на завод устраивают экскурсии для местных школьников, растят будущих работников со школьной скамьи. Видимо, Ford рассчитывает задержаться здесь на долго.
Елабужская земля не самая «счастливая» для автомобильных производств. В конце 80-х годов здесь строили очередной тракторный завод, до перестройки успели возвести лишь сами корпуса. После того как советская власть испустила дух, корпуса пытались приспособить под разные проекты. После ряда пустых переговоров, в 1996 году корпорация «ЕлАЗ-GM» начала собирать «бразильские» внедорожники Chevrolet Blazer, встречающиеся на российских дорогах до сих пор.
За три года было произведено и продано по различным данным 2600-3600 Chevrolet Blazer. Бизнес накрылся медным тазом после кризиса 1998 года, производство было бесславно свернуто, машины распродавались дилерами долго и мучительно.
Но General Motors выводов не сделал, и попытался на высвободившихся площадях наладить выпуск Opel Vectra. Надо ли говорить, что легковушка повторила судьбу внедорожника, причем с еще более удручающими результатами. Машин собрали всего 98 штук, и в 2001 году GM вышел из проекта.
Через несколько лет, под руку с Sollers, в Елабугу пришел FIAT c планами выпускать до 500.000 машин в год. Проект лично поддержал наш Президент, присутствовавший на подписании соглашения о сотрудничестве. Административный ресурс творил чудеса, машины активно закупали различные госструктуры. За все время было продано: FIAT Аlbea – 8966 штук, FIAT Linea – 1466 штук и FIAT Doblo – 4466. Немного не дотянули, но уж точно дела шли удачнее чем у GM. Правда не долго.
Так же, здесь были замечены Isuzu, и даже Great Wall, правда в эпизодах. Может и еще кто, подсказывайте если знаете, многое в этой жизни проходит мимо меня. Я лишь могу дополнить, что есть еще и «родительский» завод ЕлАЗ, выпускающий и по сей день спецтехнику для нефтегазового комплекса, дорожно-строительной и коммунальной отрасли. У них, видимо, все хорошо, и они в дополнительном пиаре не нуждаются.
Кстати говоря, Елабуга это Особая Экономическая Зона. Это просто к слову, чтобы вы понимали, почему столько возни вокруг одного из старейших поселений Татарстана.
В 2012 году Sollers модернизировал завод по сборке автомобилей Fiat Ducato под автомобили Ford. Административный ресурс остался весомый, теперь здесь производят Ford Transit, который так же успешно расходится по всяческим гос.заказам. В нашей стране, видимо, иначе нельзя.
И потому нет ничего удивительного, что на запуск очередной модели из года в год приезжает президент Татарстана Рустам Минниханов. Улыбчивый такой дяденька, не без охраны, конечно, но произвел весьма приятное впечатление. Ну и к автоспорту близок, за что особенный респект.
В июле 2016 года завод выкатил из своих ворот 100-тысячный юбилейный автомобиль Ford, что весьма круто на фоне описанной выше истории. Конечно, мне было бы приятнее, чтобы в Елабуге собирали не Transit, а Expedition, Ranger, F-серию… но пока производят то, что производят. Я честно капаю на мозг, методично и часто.
Ford красиво расцвел посреди Елабуги, там где на наших глазах зачах Chevrolet. Время практически полностью сжило c российского рынка весь концерн GM, у которого тоже было свое производство. У Chrysler в России и вовсе дела совсем печальны.
Может представители голубого овала рискнут застолбить ниши полноразмерных полноприводников? Особенно ввиду введения с 2017 года «Эра-Глонасс», и, как следствие, возможного прекращения импорта «серых» F150, Dodge Ram… Как же мы будем жить без Raptor? Давайте хором попросим Ford спасти нас от блокады!
Глядя на производство в Елабуге, мне почему то верится, что фордовцы смогут. Ставлю точку на вере в разум, в то, что хоть кто-то наконец поймет, что по менталитету мы скорее «Америка», чем «Европа», и с нашими техрегламентами нам нужны «законные» автомобили, заряженные на конвейере.
Dodge точно не придет, Chevrolet тоже не жилец, у Ford все карты на руках. Ждем.
А пока ждем full-size, присмотримся к новой Ford Kuga. Первая была классная. Дизель на «механике» был просто огонь, к тому же машина получилась достаточно крепкая. До сих пор нет каких-то заметных массовых проблем даже с самыми пожилыми экземплярами, что как-то не современно. Я много гонял первой Kuga по России, потом осознанно брал его в аренду в Европе для поездок в Альпы. Вторую серию я как-то пропустил, и вот, третье поколение.
Дизеля больше в России нет, и это печаль. Новый дизайн мне не по душе. То, что хорошо смотрится на Mondeo, терпимо воспринимается на Focus, для Kuga, Fiesta и Transit уже непотребно. Надеюсь, подражание Aston Martin временно, и пройдет в ближайшем обозримом будущем. Опять же, я за «Америку», там у Ford почти все машины красивые, с индивидуальностью.
Зима на дворе, время полного привода и покатушек на льду. Надеюсь, успею попробовать Kuga в деле в этом сезоне и рассказать вам об этом. На этом я и завершу свой «производственый репортаж». Не будьте строги, как всегда творчество обуяло меня в разгаре ночи, а это не могло не повлиять на грамматику, орфографию и пунктуацию, тем более что я плохо помню что это такое)))
Мне спокойной ночи, а вам доброго утра)))
Кому принадлежит Елабуга: топ-50 крупнейших компаний «второго автограда»
Едва ли не главное окно Татарстана как в Европу, так и Азию — так может охарактеризовать небольшую по численности населения Елабугу тот, кто внимательно изучит новый рейтинг «БИЗНЕС Online». Окопавшийся в ОЭЗ «иностранный легион» соседствует здесь с местным машиностроением, предприятиями пищепрома и аграрными фирмами. О том, кто чего стоит в «третьей столице» Закамья, — в нашем обзоре.
Возглавляет топ-50 «Форд Соллерс Елабуга» с выручкой 29 млрд рублей, которая имеет учредителей в Нидерландах Фото: Олег Спиридонов
ПЕРВАЯ «БИЗНЕС-КАРТА» ЕЛАБУГИ
Прежде чем перейти к обзору, оговоримся: последние финансовые данные (выручка и прибыль за 2017 год) по закрытым компаниям, каким являются все ООО и большинство АО, будут доступны не ранее осени, поэтому мы оперируем итогами 2016 года. Информация о собственниках фирм также может отставать от самой актуальной. Впрочем, главного это не меняет — наше исследование позволяет составить достоверную экономическую карту города, чего ранее никто не делал.
Напомним, что в наших обзорах мы отталкиваемся от основного ежегодного рейтинга топ-300. Так, отдельный текст мы посвятили бизнес-структурам Набережных Челнов. В нем мы рассказали и о компаниях, которые смогли взять планку в 1 млрд рублей по выручке, но не дотянули до нижней границы нашего основного рейтинга, которая в прошлом году переросла 1,5 млрд рублей.
Наш следующий шаг – дать представление о тех, кто составляет скелет и основные экономические мышцы городов и районов Татарстана и найти, по возможности, ярких представителей независимого бизнеса.
Уточним, что, как и в нашем основном рейтинге, мы старались максимально исключить дочерние компании холдингов, отмеченных в топ-300, а также дублирующие бизнесы уже известных нам структур. Так, были убраны все дочерние и внучатые компании ГК «Татнефть», ГК «ТАИФ», ПАО «КАМАЗ». Также рейтинг был очищен от компаний, входящих в такие группы, как «ТТС», «КАН Авто», ХК «Ак Барс» «ТаграС-Холдинг» и относящихся к нему ТМС и ТНГ, и так далее.
Шесть компаний связаны с Турцией, причем три из них — «Кастамону» (на фото), «Хаят Кимья» и «Тракья гласс Рус» — находятся в первой десятке рейтинга Фото: Олег Спиридонов
ГВАРДЕЙЦЫ ИНОСТРАННОГО ЛЕГИОНА
Крупнейшие компании Елабуги в большинстве случаев де-факто являются местными только по прописке. Пожалуй, нигде в Татарстане нет такой концентрации бизнеса с участием зарубежного капитала. Так, в нашем топ-50 присутствуют 9 предприятий с иностранным капиталом, причем первая десятка рейтинга наполовину состоит из них.
Возглавляет рейтинг «Форд Соллерс Елабуга» (1) с выручкой 29 млрд рублей, которая имеет учредителей в Нидерландах. Шесть компаний связаны с Турцией, причем три из них — «Кастамону» (3), «Хаят Кимья» (4) и «Тракья гласс Рус» (6) — находятся в первой десятке рейтинга. В иностранном легионе состоят и производители самой разнообразной продукции, открывшие в России дочерние компании: минеральной ваты — датский «Роквул» (10), тракторов — белорусский «ТПК МТЗ Татарстан» (8), полимеров для автопроизводства — швейцарский «Эфтек» (35), подвесных потолков — американский «Армстронг» (20), инертных газов — французский «Эр Ликид Алабуга» (43).
Промышленная площадка будущей ОЭЗ «Алабуга» начиналась в 1980-е со строительства Камского тракторного завода (закладка фундамента под корпус КамТЗ, Елабуга, 1 июля 1985 года) Фото: Калачьян Григорий и Логвинов Евгений / Фотохроника ТАСС
Учитывая все это, а также то, что часть упомянутых турецких компаний занята в сфере производства автокомпонентов, Елабугу вполне можно считать полноправным автоградом, как и соседние Набережные Челны. В эту же канву ложится и сборочное производство белорусских тракторов. Кстати, стоит напомнить, что промышленная площадка будущей ОЭЗ «Алабуга» начиналась в 1980-е как раз со строительства КамТЗ — Камского тракторного завода. Проект по причине распада СССР не состоялся, но тогда никто и предположить не мог, что в будущем здесь появится такое промышленное многоцветье.
МИНИСТРЫ-КАПИТАЛИСТЫ
Особняком в нашем топ-50 стоит АО «ПО ЕлАЗ» (5) — реинкарнация того самого КамТЗ. Предприятие производит различную спецтехнику, в частности, для бурения скважин. В 2016 году компания получила выручку в размере свыше 3,7 млрд рублей, показав рост в 11%. Интересная и важная деталь: завод контролируют два бывших министра торговли и промышленности РТ. Равиль Зарипов, ныне также занимающий пост помощника президента по авиакомплексу, руководил министерством с 2009 по 2015 год. С Елабугой и ЕлАЗом связан важный этап его биографии: в 1990-е он возглавлял завод и администрацию ОЭЗ «Алабуга». Сейчас Зарипову и его дочери принадлежит пакет АО «ПО ЕлАЗ», близкий к контрольному.
Хафиз Салихов руководил минпромторгом РТ с 1997 по 2007 год, позже стал депутатом Госдумы Фото: Ирина Ерохина
Также значительную долю имеет Хафиз Салихов с дочерью. Он, в свою очередь, руководил минпромторгом РТ с 1997 по 2007 год, позже стал депутатом Госдумы. К слову, он является родным братом Зявдата Салихова, который в 1998–2002 годах руководил службой безопасности президента РТ, а в 2002–2010 был управляющим делами президента. Сейчас Зявдат Миргазямович возглавляет управление судебного департамента РТ.
В свое время к Барышеву (слева) и Махееву претензии имело правительство РТ: елабужским бизнесменам ставили в укор то, что они перерегистрировали свое предприятие в соседнем регионе Фото: «БИЗНЕС Online»
МЯСО, МОЛОКО, МАЙОНЕЗ И САЛАТЫ
Еще одна особенность Елабуги — присутствие в городе крупных игроков пищевой промышленности и ретейлеров, зона присутствия которых простирается далеко за пределы города, а то и республики. В первую очередь это бизнес-империя Леонида Барышева и Вадима Махеева. ООО «Оптовик» (2) учреждено компанией «Эссен Продашкн», принадлежащей двум давним партнерам. Но вот что интересно: с середины апреля этого года 51,1% доли в компании записано на некоего Андрея Родионова. До недавнего прошлого он был учредителем и директором елабужской базы отдыха «Вятский берег», а в 2014 году выступал спарринг-партнером Барышева на выборах в Госсовет РТ. Причем конкуренты открыто указывали, что работает Родионов «в подконтрольных «майонезным королям бизнес-структурах». Зачем Барышеву и Махееву понадобились эти игры, неизвестно, но часто такие вещи в холдинговых структурах делаются для получения кредитов – банкам нельзя превышать лимит на одного заемщика.
Вторая и еще более важная половина «царства» Махеева и Барышева в рейтинг не попала. «Эссен Продакшн» по-прежнему зарегистрирована в Самарской области, куда бизнесмены переписали фирму в целях изменения подсудности еще в 2009 году.
С группой Махеева и Барышева связан еще один довольно крупный игрок ретейла — ООО «Табыш», занявшее 14-е место в нашем рейтинге с выручкой 2,2 млрд рублей. Формально «Табыш» вроде бы не имеет отношения к сети гипермаркетов «Эссен», но ранее «БИЗНЕС Online» обнаружил, откуда растут ноги у этого молодого проекта в формате продуктового дискаунтера. Здесь место изначального — с августа 2015 года — учредителя Дмитрия Сысоева с января 2018 года занял Николай Алексеев. С июня 2017 года он контролирует 51% капитала в занятом в неспециализированной торговле ООО «Домески», прописанного в Тукаевском районе. Оставшиеся 49% записаны на эпатажного челнинского бизнесмена Эрика Гафарова, у которого есть доли в целой сети фирм, занятых в розничной торговле с не самыми благозвучными с точки зрения русского языка наименованиями: «Илахуэй», «Илахуэй Казань 1», «Илахуэй Казань 2», «Илахуэй Челны 1». В последних трех компаниях 51% капитала оформлено на Айгуль Гайфуллину, которая с января 2010 года по сентябрь 2012 года была единственным учредителем елабужского «Эссен Туристик». В целом на рынке не является секретом, что «Табыш» входит в империю Барышева – Махеева, но елабужанам для чего-то понадобилось создать именно такую замысловатую схему владения этой сетью.
Небезызвестная торговая марка «Вкусняев» принадлежит ОАО «Алабуга соте», дочернему предприятию ОАО «Челны-Холод» Газильяна Шакирзянова (в центре) Фото: chelny-biz.ru
Еще один крупный пищевик — ОАО «Алабуга соте», выпускающее молочные продукты под популярным брендом «Вкусняев», которое благодаря 3,5 млрд выручки заняло 7-е место в рейтинге. Любопытный факт: 100% акций компании принадлежит Алие Шакирзяновой, дочери Газильяна Шакирзянова, одного из самых влиятельных руководителей пищепрома в Татарстане. Он возглавляет АО «Челны-Холод» еще с 1987 года.
Кондитерская компания Сергея Акульчева известна далеко за пределами Татарстана, с выручкой, приближающейся к 1,5 млрд рублей Фото: nabchelny.ru
На 18-м месте нашего топ-50 находится ООО «ТД „Акульчев“» — кондитерская компания, известная далеко за пределами Татарстана, с выручкой, приближающейся к 1,5 млрд рублей.
Это далеко не все елабужские пищевики, попавшие в наш топ-50. Более того, почти каждый пятый участник нашего рейтинга занят в этой отрасли. Отдельно отметим присутствие в нем ООО «АПК Продовольственная программа» (24) — 995 млн рублей выручки, 220 млн чистой прибыли. Это предприятие известно как один из крупнейших производителей сырого молока, а его единственный учредитель Рифат Мутигуллин стал участником нашего топ-50 влиятельных людей агропрома. Интересно, что на официальном сайте адресом «проживания» компании указан город Мамадыш. Но с 2012 года актив, согласно выписке ЕГРЮЛ, переехал в Елабугу. Отметим, что у «АПК Продовольственная программа», в отличие от целого ряда более удачливых компаний, весьма скромный объем госзакупок – всего 7,7 млн рублей, да и выигрывать ей удавалось не всегда (50 на 50).
Название еще одного предприятия может вызвать вопрос о его присутствии в Елабуге, однако завод растительных масел «Чистопольский» (25) зарегистрирован именно здесь. Компания показала 888 млн рублей выручки и завидную чистую прибыль в 244 млн рублей. Единственный учредитель завода – Ильдар Губайдуллин. Компания была учреждена в апреле 2015 года, но ранее в октябре 2011 года в селе Галактионово Чистопольского района было зарегистрировано одноименное ООО ЗРМ «Чистопольский», показавшее за 2016 год 495 млн рублей выручки и 30 млн рублей прибыли. Впрочем, возможная путаница устранилась путем естественного отбора. Сначала в ноябре 2015-го чистопольская фирма переехала в Казань, а через два года вошла в процедуру ликвидации. Осенью 2016 года одна из компаний получила 300 млн рублей в виде льготного кредита на развитие от Россельхозбанка. С учетом того, что на балансе именно елабужского ООО за 2016 год образовалась кругленькая сумма краткосрочных кредитов 300 млн, займ получил именно действующий завод.
Следующий представитель отрасли — «Белая дача Алабуга» (30), компания, базирующаяся на территории особой экономической зоны. Бренд широко представлен в российских торговых сетях свежими салатными смесями. В Татарстане работает стопроцентная «дочка» федерального ЗАО, выручка которого составляет 4 млрд, а чистая прибыль — 529,7 млн рублей. Впрочем, и «Белая дача Алабуга» на фоне материнской компании не выглядит сиротой казанской: ее выручка всего в пять раз меньше, а вот прибыль слегка подкачала — она в 2016 году оказалась в 10 раз меньше, чем у «большой» «Белой дачи».
Одна из значительных компаний местного пищепрома — ООО «Елабужский мясоконсервный комбинат» (38) с выручкой 473 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»
Одна из значительных компаний местного пищепрома — ООО «Елабужский мясоконсервный комбинат» (38) с выручкой 473 млн рублей. В свое время ЕМКК был объектом криминальных разборок с участием челнинского ОПС «29-й комплекс», пытавшегося в начале нулевых установить контроль над предприятием. Однако те времена миновали. Сейчас комбинат находится под контролем ООО «ЛЧ-Агро», главным бенефициаром которого с долей 72,3 % выступает Чулпан Гайзатуллина — супруга депутата Госсовета РТ Рината Гайзатуллина (брата министра финансов РТ), — возглавлявшая в 2010 году профком аппарата кабмина. Но это только напрямую: еще 22,7 % «ЛЧ-Агро», согласно базе данных «Контур.Фокус», сегодня владеет ООО «Раминвест», полностью принадлежащее Чулпан Ниязовне, так что в сумме ей принадлежат 95% компании. Интересно, что миноритарным акционером «ЛЧ-Агро» с долей 4,7% является Лидия Мусина, супруга бывшего владельца рухнувшего Татфондбанка Роберта Мусина. Оставшиеся 0,3% оформлены на ООО «Полюс с», которое 6 марта 2018 года вступило в стадию ликвидации.
Мясоконсервный комбинат за 2015–2017 годы собрал госконтрактов на поставку мясной продукции суммарно на 736 млн рублей. Среди заказчиков – «Транснефть-Прикамье», департамент продовольствия и соцпитания Казани, «Таттелеком», международный аэропорт «Казань» и другие. Интересная деталь: упомянутое казанское ООО «Раминвест» (выручка – 13 млн) Гайзатуллиной в 2011–2017 году успело собрать госзаказов на 166 млн рублей, без промахов выигрывая абсолютно все тендеры, в которых участвовало. Так, в августе 2017 года фонд газификации и инженерных сетей РТ (ФГЭТРИС РТ) в отсутствие иных участников конкурса отдал «Раминвесту» контракт ценой 21,7 млн рублей на реконструкцию сетей водоснабжения в населенных пунктах РТ. Но самым результативным оказался 2011 год, когда ФГЭТРИС получил 62 млн рублей на реконструкцию водопроводов Тукаевского и Бавлинского районов, причем конкурентов на торгах тоже отмечено не было. А в ноябре 2014-го спарринг-партнером компании выступило государственное управление капстроительства РТ, но после символической скидки 1% контракт суммой 24,9 млн ушел компании супруги брата министра финансов.
ФИЛЬТРЫ ДЛЯ НЕФТЯНИКОВ И ПОПУЛЯРНЫЕ КОФЕЙНИ
Ранее в нашем рейтинге татарстанских компаний с выручкой более миллиарда засветился елабужский «Татпром-Холдинг» (22), поставляющий скваженные фильтры для нефтегазовой отрасли. Более подробно об этом направлении деятельности резидента ОЭЗ мы уже рассказывали. Компанию на паритетных началах учредили Артем Лебедев, Карим Мардашин, Сергей Антипов и Эльвир Шарафетдинов.
Эта же группа бизнесменов учредила ООО «Набережночелнинский трубный завод» (НЧТЗ) с выручкой 40 млн рублей, которое должно наладить выпуск обсадных труб и выйти к 2020 году на мощность 60 тыс. тонн. Однако наибольшей известностью пользуется их актив в сфере общепита — челнинское ООО «Бинхартс». Речь идет о сети кофеен, расположенных, в частности, в ТЦ «Омега», «Торговый квартал» и аэропорту Бегишево. Четыре одноименных заведения есть и в Казани — в том числе в ГУМе, «Парк Хаусе» и «Южном».
Постоянный победитель госзаказов — ООО ТТК «Каммаркет» (34-е место, 592 млн рублей выручки) Эдуарда Фролова, занятое торговлей твердосплавными инструментами Фото: elitat.ru
КТО В ЕЛАБУГЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА ГОСКОНТРАКТАХ
Среди елабужский королей госзаказа, например, ООО «Спецстройинвест» (31) Ильшата Мингалимова, специализирующееся на строительстве инженерных коммуникаций. Это явно семейный бизнес: в 2013 году среди учредителей числился и брат последнего учредителя Ринат Мингалимов, в июне 2014 года — отец семейства Салих Мингалимов. В январе 2017 года «Спецстройинвест» на условиях единственного поставщика получил госконтракт от «Татлизинга» на строительные работы в Альметьевском районе на 83 млн рублей. Правда, история компании подходит к концу: с 24 апреля она вступила в стадию ликвидации. Но на этом бизнес Мингалимовых не заканчивается. Так, у Рината Салиховича есть доля 6% в ООО «ТМС-Ноябрьск», где 45% владеет ООО «ТМС – Трубопроводсервис». Последнее подконтрольно через «ТМС Групп» не кому-нибудь, а экс-гендиректору «Татнефти» влиятельнейшему Шафагату Тахаутдинову.
Также у Рината Мингалимова ранее имелась доля в елабужском ООО «Металлоэнергозащита», где еще в июле 2016-го среди соучредителей числилась небезызвестная УК «КЭР Холдинг» Хамиса Махянова. Сегодня же 50% компании оформлено на Рифката Минхаирова, который в прошлом году был ликвидатором ООО «КЭР-Энергозащита». А далее идет целый букет Мингалимовых: с 31 января 2018 года 25% капитала оформлено на Чулпан Ильдусовну и по 8,3% на Рамиля, Лию и Лиану Мингалимовых – судя по всему, детей Рината Салиховича.
Постоянный победитель конкурсов — ООО ТТК «Каммаркет» (34-е место, 592 млн рублей выручки) Эдуарда Фролова, основанное в 2000 году и занятое торговлей твердосплавными инструментами таких производителей, как Kemmler, Rohm, 3M и других. За 2016–2017 годы компания собрала госзаказов на 217 млн рублей. Среди заказчиков — «Туполев», концерн «Калашников», Уральский НИИ композитных материалов, Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика». Судя по скидкам от стартовой цены, достигавших 12–16%, эти контракты добывались в нелегкой конкурентной борьбе.
Максим Шрубенков – один из учредителей ООО «Интегро» (36), устанавливающее и обслуживающее системы безопасности Фото: «БИЗНЕС Online»
Также в Елабуге базируется ООО «Интегро» (36), устанавливающее и обслуживающее системы безопасности — камеры видеонаблюдения, системы контроля доступа, торговое оборудование, телефония и т. д. Его на паритетных началах учредили Максим Шрубенков и Андрей Кабышев. Напомним, что в декабре 2015 года «Интегро» засветилось на страницах «БИЗНЕС Online» как поставщик оборудования для системы «ЕГАИС».
Компания за 2015–2016 годы собрала госзаказов на 54 млн рублей, и за подавляющее большинство подрядов ей приходилось сражаться с конкурентами. Так, чтобы получить контракт на поставку беспроводных сканеров штрих-кодов для ФПУП «Почта России», «Интегро» пришлось скинуть от стартовой цены целых 43%, что само по себе выглядит довольно странно: либо почта заложила чрезмерно высокую маржу, либо компания продала оборудование себе «в ноль», если не в убыток. Впрочем, уже через четыре дня поставка тех же сканеров досталась «Интегро» со скидкой всего 0,25%. Также тандем бизнесменов поставлял контрольно-кассовые машины для «Татарстан Почтасы». В марте 2016 года в схватке с 8 конкурентами «Интегро», подвинувшись на 42% (!), вырвало заказ налоговой инспекции Тамбовской области на поставку принтеров для печати этикеток и все тех же сканеров штрих-кода.
Сегодня Елабуга (в первую очередь благодаря наличию особой экономической зоны) входит в число крупнейших мастерских Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»
Таким образом, исследовав экономику Елабуги, мы обнаружили, что дух старого купеческого городка сочетается здесь с мощной и очень хорошо диверсифицированной экономикой. Без преувеличения, сегодня Елабуга (в первую очередь благодаря наличию особой экономической зоны) входит в число крупнейших мастерских Татарстана. И, что особенно важно, это едва ли не одно из главных окон республики в мировую экономику. Учитывая, что рядом в Закамье развиваются, конкурируя между собой, две территории опережающего развития — в Челнах и Нижнекамске, — главная точка роста татарстанской экономики сегодня находится именно здесь.