Отзыв: Автопутешествие по дорогам Крыма (Россия) — Крымские серпантины — это вам не сочинские. Невозможно оторваться от красоты вокруг.
Этот отзыв я посвящаю дороге. В Крым в этом году мы приехали на машине и планировали проехать вдоль восточного побережья от Феодосии до Ялты.
И вот что я могу констатировать: трасса Таврида, которую сейчас строят, не заменит старую дорогу.
Дело в том, что Таврида идет по середине полуострова, а старая дорога вдоль берега. Чувствуете разницу?
Начну с самого начала. На полуостров мы въехали по Тавриде, которая от моста выглядит совершенно законченной трассой.
Однако совсем быстро стало ясно, что строительство в самом разгаре
и участки с односторонним движением стали попадаться постоянно.
Вот так и ехали до поворота на Феодосию.
Стройка трассы Таврида идет хаотично. Участки готовой дороги сменяются полуготовыми. И упрекнуть строителей за это нельзя, здесь, говорят, куда не воткни лопату, обнаруживаются древние артефакты и это оттягивает сдачу Тавриды.
По местным новостям показывали сюжет, что во время строительства была обнаружена пещера, которую так и назвали и в 1920 году этот объект станет доступным туристам.
Это было отступление, а вот участок дороги, который привел нас к Феодосии.
Из Феодосии мы в один из дней выехали в Коктебель.
А из Коктебеля в поселок Орджоникидзе.
Оба эти поселка расположены в получасе езды от Феодосии, поэтому нам хватило одного дня. Кстати, из Орджоникидзе в Феодосию есть несколько дорог. Одна с выездом на Тавриду, другая прямо вдоль моря.
И дальше дорога уходит на Судак, Алушту и Ялту.
По ней мы и отправились спустя несколько дней в Ялту.
Проехали мимо поселка » Солнечная долина», где расположен известный винзавод.
Поворот на Судак тоже проехали. Это место мы посетим на обратном пути.
После Судака начинаются серпантины. Мы въехали в предгорье.
Крымские серпантины по протяженности на этом участке тянутся примерно на 80 км. Мы знакомы с особенностями серпантинов в Сочи, здесь ожидали примерно того же. Если сравнить Сочинские и Крымские серпантины, я бы сказала, что Сочинские грубые и резкие, а в Крыму повороты плавные, округлые и совсем не напряжные.
Мы просто катимся зигзагом, высоту дорога не набирает и в ушах не закладывает.
Однако, в этих поворотах притаилась вот какая опасность: водитель несколько раз засмотрелся на красоту вокруг. За рулем у нас муж, и пару раз он поддался моим вскрикам » Смотри, смотри! » и реально смотрел не на дорогу, а на пейзаж.
Я как это заметила, замолчала и несколько раз просила его остановиться, чтобы налюбоваться видами.
Ну просто нельзя проехать мимо!
Вообще, наша средняя скорость на участке от Судака до Ялты была очень скромная. Сто км мы проехали часа за три. Но это только из-за остановок.
Несколько раз мы сквозь повороты попадали к морю и ехали по берегу.
Мне понравился поселок » Рыбачье». Простенький населенный пункт с множеством кемпингов вдоль кромки моря.
А мы вот так минут 10.
И снова в горку. В день нашего путешествия погода была облачная, и на верхушке горы облака буквально легли над крышей машины.
Алушту мы проехали по городу. Сделали еще одну остановку, прогулялись по набережной.
И дальше уже прямая дорога до Ялты. Серпантины остались позади, мы выехали на Симферопольскую трассу.
До сих пор удивляюсь, когда вижу на загородной дороге троллейбусы. Единственный междугородний маршрут Симферополь — Ялта. И эти троллейбусы всегда такие яркие!
Мы хотели заскочить в Гурзуф. Но что-то наш навигатор напутал и свернули в Артек.
Вот сюда заезжать я не советую. Дорога узкая, идет вниз к морю в окружении заборов. А внизу тупик. И чтобы оттуда выбраться, пришлось мужу проявить чудеса разворотливости, иначе это не назвать.
А из Ялты мы уезжали ранним утром. Солнышко вставало за Медведь-горой и эта красота длилась не меньше часа.
Путь наш лежал в Судак.
Генуэзская Крепость расположена прямо в городе и все дороги ведут к ней.
А это дорога к поселку Новый Свет. От Судака всего 6 км, участок вдоль моря.
Новый Свет был нашим последним местом отдыха. Здесь мы провели ночь и утром уехали в сторону Крымского моста, домой.
И в заключение я скажу, что Крым бесподобен весь. И простая поездка на машине здесь превращается в супер впечатление.
Немного подпортило общее впечатление от дорог Крыма последнее утро, когда мы в ливень уезжали домой. Оказалось, что на новеньком покрытии Тавриды лужи стоят во всю ширину дороги и это как минимум опасно, когда машина плывет, а не едет
Буду надеяться, что эту проблему решат к моменту окончательной сдачи дороги.
А за качество покрытия старой крымской дороги могу поставить пять баллов с небольшим минусом. Есть участки, требующие ремонта.
Откуда начинается серпантин в Сочи
Вдоль Черноморского побережья к Сочи ведёт единственная дорога обозначенная на картах маркировкой Е97 и А147.
Индекс Е97 обозначает, что данная автодорога отнесена к европейскому маршруту имеющему протяженность 1360 км и соединяющего ни много ни мало Херсон и Ашкале (Турция). По понятным причинам не в Херсон не в Ашкале вы не доедете. Поэтому нам ближе будет индекс А147, который соответствует дороге от Джубги до границы с Абхазией.
Протяженность горного серпантина
На многих сайтах указано, что серпантин начинается именно от Джубги. На самом деле это не совсем так. Если говорить о горной дороге к Адлеру, Сочи, Дагомысу, Лазаревской и другим населенным пунктам Большого Сочи, то начинается она даже не от Джубги, а от Горячего Ключа.
Важно! Если кто-нибудь из читателей данного поста собирается на отдых в район Большого Сочи, помните, что останавливаться на ночевку возле горных рек — опасно! Обычно туристы выбирают для места отдыха устье рек. В Сочи летом часто бывает резкое поднятие воды в реках. Причем поднятие воды происходит очень быстро и если это случается в ночное время, укрыться от ненастья очень трудно. Потоки воды несут с собой много мусора, течение в этот момент очень сильное, в таких условиях даже человек с хорошей подготовкой пловца не всегда сможет спастись. Я долгое время жил на Черноморском побережье и за это время несколько раз видел такие наводнения. Они действительно иногда происходят очень неожиданно. К сожалению, в них гибнут люди. И чаще всего это именно туристы ночующие возле рек в палатках или машинах. Маленькая река в которой воды по колено за 5-10 минут может стать бурлящим горным потоком с сильным течением, справиться с которым невозможно.
При поездке на машине с Северо-западной или Центральной частей России, ехать вы будете по трассе М-4 «Дон». Примерно за 240 км до Сочи на вашем пути будет город Горячий Ключ и если вы едете в светлое время суток, то на подъезде к этому городу будет видно как впереди появляются горы.
Перед Горячим Ключем будут видны горы
До Горячего Ключа М4 имеет по две полосы движения в каждую сторону
Это ещё далеко не серпантин. Хотя комфорт вождения машины начнет потихоньку уменьшаться. Первым предвестником того, что за вашим окном начинает меняться ландшафт, будет уменьшение количества полос дороги и снижение средней скорости движения.
По теме: отзыв о моей поездке в мае 2022 года на машине в Сочи
Если до Горячего Ключа дорога замечательная и имеет по две полосы в каждую сторону, то после этого населенного пункта трасса сужается, начинают появляться подъемы и спуски (чувствоваться они будут не сильно), обгон автомобилей становится уже более затруднительным.
После Горячего Ключа полосы для обгона будут чередоваться. Такая дорога будет до Джубги
Примерно через 40 километров после Горячего Ключа вы подымитесь на самую высокую точку трассы М4 — перевал Хребтовый. Подъем со стороны Горячего Ключа достаточно спокойный и ровный, спуск уже более крутой с большим количеством поворотов (данный спуск с перевала в сторону Джубги может дать небольшое представление о том серпантине, который будет ждать вас после Туапсе). Но спуск непродолжительный, проезжаешь его достаточно просто. После данного перевала дорога вполне хорошая, ехать можно быстро и без напряга.
Перевал Хребтовый
Дорога до Джубги
По этой дороге вы доедете до съезда с М4. Трасса М-4 «Дон» пойдет в сторону Новороссийска, а если вам нужно в Сочи (Лазаревскую, Лоо, Дагомыс, Адлер или до границы с Абхазией) то поворачивайте на А147. Через пару километров вы доедете до Джубги.
За Джубгой дорога пойдет вдоль Черноморского побережья. До Новомихайловского трасса будет относительно ровная и удобная для обгонов.
После Джубги дорога пойдёт вдоль моря. До Новомихайловского она будет примерно такая.
Эту фотографию я сделал в одну из своих поездок в Сочи. Побережье за Джубгой.
От Новомихайловского начнется подъем в гору и серпантин.
Начало серпантина
Спустившись с перевала к Ольгинке, вы ещё 20 км до Агоя проедете без особых поворотов и подъемов. А вот после Агоя начнется серпантин и будет он все 130 километров до самого Сочи. Где-то он будет меньше, где-то больше. Но характер трассы от Агоя будет примерно одинаковый: подъемы, спуски, резкие повороты, трудности обгона.
Горная дорога в Сочи
Серпантин до Сочи
Иногда будут попадаться ровные участки дороги.
Горный серпантин
В мою последнюю поездку в мае 2022 года после Туапсе часто встречались участки с реверсивным движением
Скорость на этом отрезке вашего пути до Сочи резко упадет и оставшиеся километры до места отдыха ехать можно достаточно долго. Это нужно учитывать при планировании поездки.
Вот пример средней скорости передвижения по горным участкам дороги. Это принтскрин с навигатора, когда ехал из Дагомыса в Лазаревскую утром выходного дня. Несмотря на то, что пробок утром не было, расстояние в 51 км можно было проехать за 1 ч 18. мин.
Вот так выглядит участок трассы от Туапсе в сторону Лазаревской
А вот так вы поедете от Лоо к Дагомысу. И таких участков напути к Сочи будет много
Дорога с горным серпантином будет идти до Сочи, но начиная с объездной вокруг Сочи и до самой границы с Абхазией дорога становится ровной, с туннелями и с двумя полосами в каждую сторону.
Когда лучше проезжать горный участок дороги до Сочи
Сложно давать данный совет, так как у каждого водителя свои особенности. Я уже давно проезжаю весь горный участок поздно вечером.
Чтобы проехать горный участок дороги я выезжаю из Сочи поздно вечером
Обычно я выезжаю из Сочи после девяти-десяти часов вечера по следующим причинам:
- нет пробок;
- не так жарко (летом мне даже с кондиционером ехать не комфортно);
- не укачивает детей, так как они спят.
Меня серпантин не утомляет, мне даже нравится по нему ехать. А вот утомляют меня автомобильные пробки, которые возникают в населенных пунктах. Светофоры, нерегулируемые переходы по которым переходят многочисленные туристы идущее на море или обратно образуют пробки. Кроме того, так как дорога однополосная, любой светофор, ремонт дороги или авария вызывает километровые заторы. В ночное время завязнуть в пробке шансов значительно меньше.
Фото t.me/chpkrasnodara
Хотя в последнюю мою весеннюю поездку к морю на Новомихайловском перевале перевернулся бензовоз, из-за которого перекрыли движение по трассе. И не смотря на то что была глубокая ночь да и машин с туристами едущих к морю было еще очень мало, затор был такой, что я поехал через Шаумяновский перевал. Это еще мне повезло, я после Краснодара включил навигатор благодаря которому узнал об этом происшествии и заранее смог уйти на альтернативный Джубге проезд к Сочи.
Серпантин в Сочи: где начинается, протяженность, как объехать
По латыни «серпент» — это змея. Она ползет, извивая свое тело всевозможными загогулинами. Вот так же и серпантин – дорога, змеей извиваясь то влево, то вправо, поднимается в горы либо их огибает. Проектируются такие трассы там, где невозможно создать ровные участки либо там, где по прямой получаются слишком крутые спуски и подъемы. Для строительства серпантинов существуют специальные нормы (ГОСТы), которые определяют минимальный допустимый радиус виражей, максимальную крутизну и много других показателей, соблюдение которых позволяет обезопасить водителей и пассажиров. И все равно, проезд по таким дорогам всегда похож на испытание. Горный серпантин в Сочи или по-другому трасса А147 тому яркое подтверждение. Здесь чуть ли не каждую неделю случаются аварии, порой очень серьезные, а пробки бывают каждый день. В нашей статье мы постарались предоставить полезную информацию о том, как преодолеть этот участок пути с минимальными потерями времени и здоровья.
Длина серпантина
Чтобы ответить на вопрос, сколько километров придется кружить по горам, нужно определиться, где начинается серпантин по дороге в Сочи. До поселка Джубга со стороны Геленджика его практически нет, на трассе встречаются лишь обычные повороты. Также спокойно можно ехать до Новомихайловского. Лишь за этим поселком на протяжении примерно нескольких км есть пара-тройка крутых поворотов, что-то вроде маленького тренинга для тех, кто едет тут в первый раз. Далее до поселка Агой снова трасса достаточно спокойная. На участке дороги Агой — Туапсе также имеется несколько крутых поворотов, но еще не серпантин. Он начинается, можно сказать, сразу за городом, как только минуете микрорайон с милым названием Ромашка, проедете мимо поворота влево на улицу Шаумяна и поворота вправо, на дорогу, огибающую по горам-долам местные поселочки и также немного похожую на маленький серпантин. С ней придется пересечься еще раз почти сразу за Кроянским. Если учесть, что расстояние между границами Сочи и Туапсе составляет 119 км и вычесть из него ровные участки на подъездах, то протяженность серпантина в Сочи составит около 110 км. Кстати, по прямой расстояние между этими городами равно всего 77 км.
Состояние дороги
Раньше сочинский серпантин вызывал много нареканий у водителей, но к счастью, помогла олимпиада. К ее открытию дорогу отреставрировали, и сейчас она, по словам водителей, имеет вполне приличное состояние. Ям на ней нет, но кое-где встречаются небольшие заплатки. Серпантин в Сочи имеет две полосы движения и разделительную разметку на всем протяжении. Ширина полос такая, что разъехаться на ровных вставках можно спокойно даже двум крупногабаритным фурам. Плюс, почти везде есть обочины, где можно припарковаться в случае нужды. Всего поворотов на трассе около тысячи, но крутых, составляющих 180° мало. На таких участках с гружеными многотонниками, разъехаться бывает тяжело, так как частью прицепов они часто выскакивают на встречную полосу. Вообще, серпантин тянется вдоль обрыва или отвесных скал далеко не везде. На разных участках маршрута он проходит через лес или мимо населенных пунктов и преодолевается вполне спокойно.
Технические характеристики
Попробуем объяснить, что представляет собой сочинский серпантин. Дорога проложена по горам вдоль Черноморского побережья и почти на всем протяжении очень живописна. Ее покрытие – асфальтобетон, ширина около 8 метров, хотя на мостах она значительно уже. На некоторых мостиках две полосы сходятся в одну, о чем сообщают придорожные знаки. Также однополосное движение существует на участках, где производятся автодорожные работы. На всем протяжении трассы имеется 6 достаточно опасных спусков и около десятка чересчур крутых поворотов. Скорость на дороге регулируют указатели. Есть участки, где разрешено ехать 70 км/ч, а есть и такие, где можно «разогнаться» всего до 15 км/ч. Все дорожные знаки установлены не для «галочки», а исходя из технических условий, поэтому их нужно соблюдать. Перепады высот на трассе до 200 метров, что у многих вызывает проблемы со здоровьем. Сервис вдоль трассы налажен неплохо, есть где и заправиться, и перекусить.
Возможные трудности
По словам водителей, наибольшую опасность серпантин в Сочи представляет вблизи населенных пунктов. Там на дорогу часто выскакивают дети и взрослые граждане отдыхающие (не всегда адекватные). Также на участках близ поселков попадаются коровы и козы, которые не торопятся уходить и создают пробки.
Еще одна опасность, особенно в летнюю жару – перегрев тормозов, если ехать так, что часто ими пользоваться.
Неприятность другого рода, которая может поджидать в пути – встреча с сотрудником ГАИ, а их на трассе предостаточно. Они проверяют не только скорость движения авто, но и пересечение колесами разделительной разметки.
Для пассажиров, у кого проблемы с вестибулярным аппаратом поездка по серпантину становится настоящей пыткой, так как на множественных поворотах таких людей укачивает.
Когда лучше ехать
Серпантин в Сочи максимальным спросом пользуется летом. Пешеходы, светофоры, аварии (а они также встречаются, причем за один раз на трассе их может быть несколько), ремонты — все это создает пробки. Здесь они бывают двух видов — большими и очень большими. Поэтому, как показывает опыт, лучше ехать в Сочи где-то часов с 12 ночи и до 5-6 утра. По свидетельствам водителей, ночью из Туапсе до Сочи можно домчать за 3 часа, а некоторые добираются даже быстрее. Днем этот же путь порой растягивается на 8 часов. Вина тому – пробки. Летом дополнительным неудобством является жара, а зимой снег и ледяная корка на дороге. В данном случае зимняя резина на колесах более чем актуальна.
Плюсы и минусы ночных поездок
Бывалые водители советуют тем, кто первый раз преодолевает серпантин в Сочи, делать это в светлое время суток. Ведь у таких людей нет знания об особенностях трассы и всех ее «подводных камнях». Днем лучше видны дорожные знаки, разметки, окружающая дорогу обстановка. А тем, кто не боится экспериментов, ночная трасса, безусловно, понравится больше.
— на дорогах нет детей и очень мало взрослых пешеходов;
— нет крупных фур, также создающих на дороге заторы;
— практически не встречаются пассажирские автобусы, некоторым образом препятствующие езде легковушек;
— нет гаишников, поэтому можно не отвлекаться на контроль за разделительной чертой;
— издали виден свет фар идущей навстречу машины.
Дорога до Лазаревского
Из Туапсе дорога в Сочи ведет через замечательный поселок Лазаревское. Ехать туда всего 48 км (по другим источникам 51 км), из которых сложный серпантин займет примерно половину маршрута. Несколько км до Лазаревского и столько же после него, дорога, в принципе, прямая, есть достаточно места для обгона, но стоят знаки уменьшения скорости, так как населенный пункт. Местные жители советуют приезжим дальше не ехать, так как в Лазаревском отдых гораздо дешевле, чем в Сочи, а услуги те же самые.
Опытные водители советуют, добравшись до этого поселка, обязательно сделать в нем остановку для отдыха, прежде чем продолжить движение по серпантину.
От Туапсе до Лазаревского можно доехать за час или чуть больше, если не будет пробок. В противном случае путь занимает часы.
Дорога от Лазаревского до Сочи
Более или менее крутые повороты после Лазаревского начинаются в районе станции «Солоники» и тянутся до поселка Головинки. Длина маршрута без малого 21 км. Здесь дорога в Сочи также имеет и виражи, и горки, и небольшие ровные вставки. В Головинке можно подкрепиться, немного отдохнуть. После этого населенного пункта более-менее нормальный путь лежит до поселка Лоо, а точнее, до ж. д. станции «Горный воздух». Отсюда до Дагомыса предстоит преодолеть еще один участок серпантина с довольно крутыми поворотами, но тянется он менее 8 км, а по прямой расстояние 5,6 км. Электричка их преодолевает всего за 8 минут. В принципе, Дагомыс – это уже Сочи, точнее, один из его микрорайонов. Добравшись до этого места, можно считать, что серпантин покорен. Но до центра Сочи еще остается 11 км, на которых тоже встретится несколько виражей.
Советы «бывалых»
Проезд серпантина в Сочи пройдет без проблем, если следовать максимально простым правилам:
— не игнорировать дорожные знаки;
— не идти на обгон, если нет абсолютной уверенности, что он будет завершен до начала виража (нужно учесть, что обгоняемый автомобиль тоже может вдруг ускориться);
— если сзади выстроился ряд машин, пропускать их, съехав на обочину (этим можно заслужить уважение водителей и избежать массы неприятностей);
— не начинать движение по серпантину, если чувствуется усталость;
— не устраивать соревнований с местными «джигитами», которые носятся по дорогам, не особо соблюдая правила.
Как объехать серпантин в Сочи
По мнению многих водителей, эта дорога ничуть не хуже других, и если соблюдать правила, езда по ней приносит массу наслаждения. Объехать ее невозможно. Правда, местные говорят, что существует грунтовка вдоль побережья, но сами они едут все-таки по серпантину. Объехать можно только участок от Джубги до Туапсе (или обратно). Делается это в основном чтобы избежать огромных затянувшихся на невесть сколько часов пробок. Следуя из Новороссийска, можно, не доезжая Джубги свернуть на М4, доехать до Горячего Ключа, свернуть до Хадыженска.
Серпантин в Сочи: отзывы
Тем, кто не боится высоты и не испытывает на виражах проблем со здоровьем, горная дорога А 147 очень нравится.
Серпантин Джубга-Сочи. Сравнение с Крымским.
Расскажу для начала про крымский. Решили мы после переправы через пролив поехать от Керчи до Ялты по серпантину, а не по довольно ровной дороге через Симферополь. Очень уж хотелось полюбоваться новой для нас природой и скорее увидеть море! По серпантину 260км, через Симферополь 290км, но по серпантину дольше.
[ Читать дальше. ] Самые значимые моменты, которые нам запомнились, это:
1) Старый асфальт, который с советских времен никто похоже не ремонтировал (Дорога не основная, но самая короткая)
2) Достаточно голый пейзаж — по обеим сторонам только скалы и горы, растительности мало
3) Практически нет отбойников, можно засмотреться и съехать с дороги прямо вниз
4) Большие перепады. То дорога идет с поворотом резко вверх, видишь, как капот взмывает вверх, либо наоборот.
5) Очень длинный путь, перед которым залить полный бак бензина просто необходимо.
6) Офигенные виды и просторы, очень много с этих ракурсов видно море
7) Трафик — очень мало машин, редко встретишь Газель, несущуюся по дороге прямо над тобой, метров в 20 выше по скале.
8) Много поворотов, извилин и всяческих сложностей
9) Несмотря на то, что между населенными пунктами по дороге большое расстояние, особо не разгонишься.
На мой взгляд, это самые яркие особенности этой дороги. Еще есть серпантин Ялта-Ай-Петри, он несравнимо сложней этого, т.к. поднимается на высоту почти 1200 метров, петляя вверх то влево, то вправо. Асфальт старый и ужасный, постоянно носятся ошалелые водители на маршрутках и экскурсионных автомобилях. По этому серпантину лично за рулем не ездил, но ездил с водителем. Могу сказать, что это пока самый сложный серпантин, который я видел.
А вот несколько фотографий этих двух серпантинов:
Итак, перехожу к серпантину Джубга-Сочи, его продолжительность меньше — 170км. По времени 4-5 часов, т.к. едешь непрерывно по населенным пунктам, где разогнаться больше 50-60 км\ч крайне проблематично, да и незачем.
Вот мои наблюдения про сочинский серпантин:
1) Отличная дорога — ровный новый асфальт, который постоянно ремонтируют — федеральная дорога.
2) Широкая на опасных поворотах. Без проблем поворачивают большегрузы и автобусы.
3) Большая растительность. По бокам дороги в основном густая растительность и деревья
4) Отбойники. Тут с этим все в порядке. Все сделано по уму, опасные обрывы отгорожены.
5) знаков ограничения скорости лучше придерживаться, но иногда они занижены — можно и побыстрее ехать. Но правила, есть правила.
6) Огромный минус, это хамы. Тут местные водители вообще не соблюдают правила — летят как ошалелые (вы отдыхать, а им же нужнее), поворотников у них нет (собственно как у многих сочинцев — но об этом отдельно подробней напишу)
7) Перепады высот приемлемые
8) Огромное кол-во населенных пунктов
9) Заправки по пути присутствуют
Вывод такой, что дорога в Сочи намного культурней и поддерживается в хорошем состоянии. Трафик огромный, надо быть внимательней к местным водителям. Велика вероятность встать в пробку из-за тихоходов и большегрузов.
Практически не видно морских пейзажей. В целом благоприятная и не вызвала у меня такого шока, как я читал в обзорах от некоторых водителей.
Советую съездить в горы в олимпийскую деревню на Розу Плато, на высоту 1170 метров — туда серпантин интересней!