В какой стране финиширует ралли париж дакар
Перейти к содержимому

В какой стране финиширует ралли париж дакар

  • автор:

В какой стране финиширует ралли Париж — Дакар, 7 букв — сканворды и кроссворды

Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «В какой стране финиширует ралли Париж — Дакар», 7 букв (первая — с, последняя — л):

Другие определения (вопросы) к слову «сенегал» (70)

Сенега́л (французское Sénégal ), официально — Респу́блика Сенега́л (французское République du Sénégal ) — государство в Западной Африке, к югу от реки Сенегал, по которой страна получила своё название.

На западе находится Атлантический океан, страна граничит с Мавританией на севере, Мали — на востоке и Гвинеей и Гвинеей-Бисау — на юге. Внутри территории находится государство Гамбия, простираясь от Атлантического океана вглубь Сенегала примерно на 300 км.

Ралли Дакар

Ралли Дакар

Ралли Дакар (ранее Ралли Париж-Дакар) – ралли-марафон, который проводится ежегодно с 1978 года. Изо всех раллийных гонок является самым большим по протяженности. Соревнуются не только профессионалы – до 80% участников составляют любители, которым в жизни не хватает адреналина. Участники разбиты на категории автомобилей, мотоциклов, квадроциклов и грузовиков. До переноса гонки на Американский континент в 2009 году, маршруты ралли пролегали по территории Европы и Африки.

rally_dakar_1

История.

Организатором нового ралли по пустыне стал известный французский мотогонщик Тьерри Сабин. В 1977 году, участвуя в другом ралли, проходившем по пустыне Сахара, он сбился с пути, но был спасен местными жителями. Дебютное Ралли Дакар началось в Париже под новый, 1979 год, а завершилось в Дакаре через три недели.

В первой гонке экипажи автомобилей, грузовиков и мотоциклов ушли со старта одновременно, в результате весь пьедестал заняли мотоциклисты. С 1980 года введена классификация участников, и с тех пор призы вручают победителям каждой из трех категорий. Основатель гонки трагически погиб в 1986 году в катастрофе с вертолетом, но его дело продолжает жить.

Dakar-Rally_1

Изначально маршруты ралли прокладывались по странам Европы и Африки, а одной из крайних точек гонки, за редким исключением, был город Дакар – столица Сенегала. Накануне гонки 2008 года в Мавритании произошла стычка приезжих с местным населением на религиозной почве, в результате которой погибли французские туристы. Поэтому гонку пришлось отменить, а с 2009 года состязание проводится в Южной Америке по территории Аргентины, Перу и Чили. Сахару заменила пустыня Атакама. Также с 2009 года был введена категория квадроциклов.

rally_dakar

Правила.

Ралли стартует ежегодно в первые дни января. Гонки проводятся на трассах общего пользования без ограничения движения транспорта. Соревнования идут каждый день, средняя длина дневного этапа от 700 до 900 км. Обычно организаторы прокладывают трассу по горным дорогам через Анды, вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки, по пустыне Атакама.

Общая протяженность маршрута – около 10 000 километров.

Дорожное покрытие характерно для пустыни – солончаки, песок песчаных дюн, камни. К тому же погода тоже подбрасывает сюрпризы, что усложняет соревнования.

Для контроля участникам выдают GPS передатчики, но прокладывать маршрут им предстоит традиционным способом, для этого выдают легенду и карту местности. При прохождении трассы гонщики отмечаются на контрольных пунктах. Для более точного контроля существуют и скрытые пункты, о которых участники не знают.

Старт идет раздельно по категориям – сначала мотоциклы и квадроциклы, потом авто и грузовики. Стартуют через каждые две минуты, согласно тому, каким участник пришел на финиш на предыдущем этапе.

Этап проводится весь день – от рассвета до заката, когда гонщики приезжают на промежуточный финиш. Для сна, как правило, отводится пару часов, остальное время идет ремонт и подготовка машины к участию в гонке.

Победителем становится лидер в общем зачете. Если серьезные заводские команды бьются за первые места пьедестала, то для большей части любителей главное в гонке – хотя бы просто дойти до финиша. Доходит же, как правило, меньше половины участников.

По результатам гонки присуждается звание Чемпиона Дакара среди пилотов, штурманов, производителям вручается Кубок конструкторов. Памятный приз в виде маленькой фигурки туарега вручается каждому участнику, благополучно доехавшему до финиша. Несмотря на то, что практически каждый год на ралли случаются аварии и несчастные случаи со смертельным исходом, сотни энтузиастов отправляются ежегодно под Новый год в Южную Америку. Прямо, как в песне Высоцкого «Здесь вам не равнина».

Dakar-Rally

Рекорды.

В классе автомобилей и мотоциклов лучшим пилотом является француз Стефан Петрансель, который до 1998 года выступал на мотоциклах, а потом пересел на автомобиль (5 и 6 раз соответственно выигрывал). В 2015 году завоевал свой пятый титул мотогонщик испанец Марк Кома. В классе квадроциклов дважды побеждали аргентинцы Алехандро Патронелли и Маркос Патронелли. Вне конкуренции в классе грузовиков Владимир Чагин (7 побед).
Лидеры в Кубке конструкторов в каждом классе: автомобили — Mitsubishi (12 побед), мотоциклы — КТМ (14 побед), квадроциклы — Yamaha (7 побед) и грузовики — КАМАЗ (13 побед).
В зачете наций лидируют Франция (автомобили – 20 раз, мотоциклы — 22 раза), Аргентина (квадроциклы — 4 раза) и Россия (грузовики – 13 раз).

Ралли Дакар

Ралли-марафон «Дакар» (долгие годы было известно как «Ралли Париж — Дакар») — ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, который был основан французом Тьерри Сабином. Проводится с 1978 года. До переноса ралли в Южную Америку гонка финишировала или начиналась в столице Сенегала — Дакаре.

В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80 %). В отличие от классического ралли, где чемпионат мира (WRC) состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Вся дистанция разбивается на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда.

Содержание

История

Идея проведения ралли «Париж — Дакар» принадлежит французскому мотогонщику Тьерри Сабину (фр. Thierry Sabine). В 1977 году он заблудился в Ливийской пустыне во время участия в ралли «Абиджан — Ницца». Он был найден только через три дня и чудом остался жив, благодаря тому, что его вовремя нашли туареги. Это опасное приключение вдохновило Тьерри на организацию в 1978 году Первого ралли-марафона «Париж — Дакар» [1] . С того времени ралли «Дакар» проходит ежегодно в январе. Тьерри Сабин, как основатель ралли Дакар, обладал исключительным правом на проведение этого ралли. Данное право перешло к его отцу Ж. Сабину после трагической гибели Тьерри во время падения вертолета 14 января 1986 года во время Дакара-1986.

Старт первому ралли Дакар был дан 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже. В ралли приняло участие 80 экипажей на автомобилях, 90 мотоциклистов и 12 экипажей на грузовиках. На протяжении трёх недель участники преодолели 10 000 километров (включая 3168 км спецучастков) трассы, проходящей по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и Сенегала. Из 182 участников успешно финишировали только 74.

Поскольку на первом ралли Дакар ещё не было разделения по категориям и классам, то автомобили и мотоциклы шли в общем зачёте. Первым победителем ралли Дакар стал француз Сирил Неве на мотоцикле Yamaha XT500 [1] . Также примечательно, что все три первых места на пьедестале в первом ралли достались мотоциклистам — наряду с Сирилом победные места на подиуме заняли Жилю Комт на Yamaha и Филиппу Вассар на Honda. Среди экипажей на автомобилях лучшим стал французский экипаж в составе Алена Женестье, Жозефа Тербио и Жана Лемордана на Range Rover V8 [1] . Примечательно, что это был единственный случай в истории данного ралли, когда в зачёте автомобилей победу получил экипаж состоящий из трёх человек — пилота, штурмана и механика. Впоследствии практически все автомобильные экипажи состояли из пилота и штурмана, либо только из пилота.

В 1980 году был введён зачет по трем категориям — мотоциклы, автомобили и грузовики. Первым официальным победителем ралли Дакар в зачете грузовиков в этом же году стал алжирский экипаж на грузовике марки Sonacome [1] .

В 2004 году права на организацию ралли Дакар перешли к фирме французского медиа-магната Филиппа Амори (фр. Philippe Amaury) — «ASO» («Amaury Sport Organisation»), которая по сей день является организатором этого соревнования.

Традиционно старт ралли проходил в Париже, а финиш — в Дакаре. Но с 1995 года из-за постоянных возражений парижской городской власти старт ралли происходил также и в других городах.

После скандала с отменой «Дакара-2008», из-за угрозы террористических актов, решением фирмы-организатора ралли «ASO» соревнования, начиная с «Дакара-2009», на неопределенное время будут происходить на территории стран Южной Америки.

Участники и порядок стартов

Соревнования проходят в трех группах:

    (включая и квадроциклы);
  • Автомобили (как на базе серийных внедорожников, SUV или пикапов, так и специально подготовленные для гонок в пустыне автомобили без прототипов типа «багги»)
  • Грузовики.

Старт участников происходит в следующем порядке: первыми стартуют мотоциклы, потом — автомобили, а за ними грузовики. В каждой группе порядок старта определяется местом, которое занял участник на предыдущем этапе. Первыми стартуют победители с интервалом в две минуты, начиная со второй десятки интервал уменьшается до одной минуты.

Классы и группы транспортных средств

Мотоциклы

Класс «Мотоциклы» разделен на три группы. К группе 1 (Marathon) относят практические не измененные серийные модели с объемом двигателя не более 451 cc [2] . К группе 2 (Super-Production) относят модифицированные и усовершенствованные мотоциклы объемом двигателя более 451 cc [2] . К группе 3 относят квадроциклы с объемом двигателя не более 500 cc [2] .

Автомобили — T1, T2 и Open

К классу «Автомобилей» допускают транспортные средств массой менее 3500 кг, которые подразделяются на несколько категорий или групп [3] .

  • Т1 — модифицированные и усовершенствованные внедорожники [3] .
  • Т2 — серийные модели внедорожников [3] .
  • Open  — включает прочие автомобильные транспортные средства с массой до 3500 кг, например такие как SCORE International [3] .

Первоначально автомобили европейских автомобильных марок, таких как Renault 4, Land Rover, Range Rover, Mercedes-Benz G, Volkswagen Iltis и Pinzgauer, а также японские — Toyota Land Cruiser, доминировали в ралли. Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Montero являются наиболее успешными моделями за всю историю ралли, в том числе на протяжении 7 лет подряд в период 2001—2007 годов. Другие производители также представляли к ралли свои модифицированные серийные модели: Citroen, Peugeot (405 T16 и 205 T16 ) и Porsche.

Mercedes Benz M, BMW X5 и BMW X3, Hummer H1 и Hummer H3 также были представлены среди участвующих моделей, но не появляются на позициях лидеров.

Грузовики — T4 и T5

Класс «Грузовиков» представлен транспортными средствами массой более 3500 кг [3] . Он разделен на две группы: Т4 и Т5.

  • Т4 — принимают участие в гонке [3] .
    • Т4-1 — включает модифицированные и усовершенствованные модели [3] .
    • Т4-2 — включает серийные заводские модели [3] .

    В гонках принимают участие грузовики следующих марок: DAF, GINAF, Hino, IVECO, КамАЗ, LIAZ, MAN, МАЗ [4] , Mercedes-Benz, Renault Kerax, Scania, Tatra, и Unimog. В 1980-х годах, сильная конкуренция между DAF и Mercedes-Benz привела к появлению транспортных средств, которые были оснащены двумя двигателями общей мощностью более 1000 л.с. После 2000 года в зачете грузовиков лидируют КамАЗ и Tatra.

    Навигация и трассы

    В настоящее время учитывая тот факт, что автодороги на участках проведения «Ралли Дакар» преимущественно являются условным понятием, каждый участник ралли обеспечивается навигационным устройством GPS. Данное устройство используется только для отслеживания положения участника в случае чрезвычайной ситуации для организации помощи. Использовать его для навигации запрещено. Накануне каждого этапа участники получают легенду — ориентировочную схему движения с важнейшими ориентирами и контрольными пунктами. Навигация осуществляется только по «легенде», в случае использования устройства GPS экипаж снимается с гонки.

    Трасса ралли «Дакар» прокладывается по дорогам общего пользования (не всегда автомобильным) без применения специальных мер по ограничению передвижения автотранспорта. Этапы проходят ежедневно. Дистанция каждого этапа (дорожные секции в сочетании со скоростным участком) — 700—900 км. Маршруты этапов пролегают через пески, барханы, дюны. Покрытие дорог разнообразное и включает в себя песок, камни, солончаки, твердый каменистый грунт и т. п. Время проведения совпадает с периодом, когда в пустынях нередко случаются песчаные бури или идет дождь, что усложняет прохождение трассы.

    Трасса каждого этапа состоит из скоростного участка и одной или двух дорожных секций, представляющих собой отрезок трассы от места отдыха до места старта или от финиша до места отдыха или старта следующего этапа.

    Скоростной участок является отрезком трассы, на котором и происходит соревнование участников. На каждом таком участке имеется от одной до трех контрольных точек — специальных мест на трассе, в которых участники должны обязательно получить отметку судей. Обычно некоторые контрольные пункты совмещены с пунктами дозаправки. Также на некоторых этапах устанавливаются секретные контрольные пункты, о расположении которых участники не имеют информации. Такие контрольные пункты обеспечивают соблюдение маршрута участниками ралли.

    Маршруты

      —1980: Париж (Франция) — Дакар —1988: Париж — Алжир — Дакар : Париж — Тунис — Дакар —1991: Париж — Триполи (Ливия) — Дакар : Париж — Кейптаун (ЮАР) : Париж — Дакар : Париж — Дакар — Париж —1996: Гранада (Испания) — Дакар : Дакар — Агадез (Нигер) — Дакар : Париж — Гранада — Дакар : Гранада — Дакар : Дакар — Каир (Египет) : Париж — Дакар : Аррас (Франция) — Мадрид (Испания) — Дакар : Марсель (Франция) — Шарм-эль-Шейх (Египет) : Клермон-Ферран (Франция) — Дакар : Барселона (Испания) — Дакар —2007: Лиссабон (Португалия) — Дакар : Отменено : Буэнос-Айрес (Аргентина) — Вальпараисо (Чили) — Буэнос-Айрес (Аргентина) [5] : Буэнос-Айрес (Аргентина) — Антофагаста (город) (Чили) — Буэнос-Айрес (Аргентина) [6] : Буэнос-Айрес (Аргентина) — Арика (Чили) — Буэнос-Айрес (Аргентина) [7] : Мар-дель-Плата (Аргентина) — Лима (Перу)

    Победители ралли

    Год Автомобили Мотоциклы Грузовики
    Пилот Штурман Марка Гонщик Марка Гонщик Марка
    2012 Стефан Петерансель Жан-Поль Коттре Mini (BMW) Сириль Депре KTM Герард де Рой Iveco PowerStar
    2011 Нассер Аль-Аттия Тимо Готтшальк Volkswagen Touareg Марк Кома KTM Владимир Чагин КАМАЗ
    2010 Карлос Сайнс Лукас Крус Volkswagen Touareg Сириль Депре KTM Владимир Чагин КАМАЗ
    2009 Жиниэль де Вильерс Дирк фон Цитцевитц Volkswagen Touareg Марк Кома KTM Фирдаус Кабиров КАМАЗ
    2008 Марафон отменен по соображениям безопасности*
    2007 Стефан Петрансель Жан-Поль Коттре Mitsubishi Pajero Сириль Депре KTM Ханс Стэйси MAN
    2006 Люк Альфан Жиль Пикар Mitsubishi Pajero Марк Кома KTM Владимир Чагин КАМАЗ
    2005 Стефан Петрансель Жан-Поль Коттре Mitsubishi Pajero Сириль Депре KTM Фирдаус Кабиров КАМАЗ
    2004 Стефан Петрансель Жан-Поль Коттре Mitsubishi Pajero Хуан Нани Рома KTM Владимир Чагин КАМАЗ
    2003 Хироси Масуока Андреа Шульц Mitsubishi Pajero Ришар Сайнкт KTM Владимир Чагин КАМАЗ
    2002 Хироси Масуока Паскаль Маймон Mitsubishi Pajero Фабрицио Меони KTM Владимир Чагин КАМАЗ
    2001 Ютта Кляйншмидт Андреа Шульц Mitsubishi Pajero Фабрицио Меони KTM Карел Лопрайс Tatra
    2000 Жан-Луи Шлессер Анри Мань Schlesser-Renault Buggy Ришар Сайнкт BMW Владимир Чагин КАМАЗ
    1999 Жан-Луи Шлессер Филипп Монне Schlesser-Renault Buggy Ришар Сайнкт BMW Карел Лопрайс Tatra
    1998 Жан-Пьер Фонтене Жиль Пикар Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Карел Лопрайс Tatra
    1997 Кэндзиро Синодзука Анри Мань Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Петер Райф Hino
    1996 Пьер Лартиг Мишель Перен Citroën ZX Эди Ориоли Yamaha Виктор Московских КАМАЗ
    1995 Пьер Лартиг Мишель Перен Citroën ZX Стефан Петрансель Yamaha Карел Лопрайс Tatra
    1994 Пьер Лартиг Мишель Перен Citroën ZX Эди Ориоли Cagiva Карел Лопрайс Tatra
    1993 Брюно Саби Доминик Серийе Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Франческо Перлини Perlini
    1992 Юбер Ориоль Филипп Монне Mitsubishi Pajero Стефан Петрансель Yamaha Франческо Перлини Perlini
    1991 Ари Ватанен Бруно Берглунд Citroën ZX Стефан Петрансель Yamaha Жак Юсса Perlini
    1990 Ари Ватанен Бруно Берглунд Peugeot 405 Эди Ориоли Cagiva Вилла Perlini
    1989 Ари Ватанен Бруно Берглунд Peugeot 405 Жиль Лалай Honda    
    1988 Юха Канккунен Юха Пииронен Peugeot 205 Эди Ориоли Honda Карел Лопрайс Tatra
    1987 Ари Ватанен Бернар Жиру Peugeot 205 Сириль Неве Honda Ян де Рой (старший) DAF
    1986 Рене Метж Доминик Лемойн Porsche 959 Сириль Неве Honda Джакомо Висмара Mercedes-Benz
    1985 Патрик Занироли Жан Да Сильва Mitsubishi Pajero Гастон Райе BMW Карл-Фридрих Капито Mercedes-Benz
    1984 Рене Метж Доминик Лемойн Porsche 911 Гастон Райе BMW Пьер Лальо Mercedes-Benz
    1983 Жаки Икс Клод Брассёр Mercedes 280 G Юбер Ориоль BMW Жорж Гроан Mercedes-Benz
    1982 Клод Марро Бернар Марро Renault 20 Сириль Неве Honda Жорж Гроан Mercedes-Benz
    1981 Рене Метж Бернар Жиру Range Rover Юбер Ориоль BMW Адриен Вийетт ALM/ACMAT
    1980 Фредди Коттулински Герд Лёффельман Volkswagen Iltis Сириль Неве Yamaha Атако Sonacome
    1979 Ален Женестье Жозеф Тербьё Range Rover Сириль Неве Yamaha    

    * — Из-за международной политической обстановки, убийства 28 декабря 2007 года четырёх французских туристов и новых угроз со стороны мусульманских террористических организаций устроители Дакара из группы A.S.O. приняли решение отменить марафон.

    Статистика

    Автомобили

    Личный зачёт (пилоты)
    Зачёт наций (пилоты)
    Кубок конструкторов
    Личный зачёт (штурманы)
    Зачёт наций (штурманы)

    Мотоциклы

    Личный зачёт
    Зачёт наций
    Кубок конструкторов

    Квадроциклы

    Личный зачёт
    Зачёт наций
    Кубок конструкторов

    Грузовики

    Личный зачёт
      Владимир Чагин — 7 Карел Лопрайс — 6 Фирдаус Кабиров — 2 Жорж Гроан — 2 Франческо Перлини — 2 Атауат — 1 Адриен Вийетт — 1 Вилла — 1 Джакомо Висмара — 1 Пьер Лальо — 1 Карл-Фридрих Капито — 1 Виктор Московских — 1 Петер Райф — 1 Жерар де Рой — 1 Ян де Рой (старший) — 1 Ханс Стэйси — 1 Жак Юсса — 2
    Зачёт наций
    Кубок конструкторов
      КАМАЗ — 10 Tatra — 6 Mercedes-Benz — 5 Perlini — 4 ALM/ACMAT — 1 DAF Trucks — 1 Iveco PowerStar — 1 Hino — 1 MAN — 1 Sonacome — 1
    • Выделены действующие победители.

    Происшествия

    В 1982 году Марк Тэтчер, сын премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, вместе со своим французским штурманом Шарлоттом Верне и механиком, исчезли на шесть дней. 9 января 1982 года они отделились от колонны автомобилей после остановки для ремонта неисправной рулевой системы. Они были объявлены пропавшими без вести 12 января. После крупномасштабного поиска алжирский военный поисковый самолет Lockheed L100 обнаружил их белый Peugeot 504 на расстоянии 50 км от трассы. Тэтчер, Верни и механик не пострадали.

    Организатор ралли Тьерри Сабин погиб, когда его вертолет Ecureuil разбился в 07:30 часов во вторник, 14 января 1986 года, на дюне в Мали во время внезапной песчаной бури. Также погибли певец Даниэль Белавуан, пилот вертолета Франсуа-Ксавье Банью, журналистка Натали Одент и Жан-Поль Лефук, который был радиоинженером французского радио RTL. [8]

    Шесть человек — три участника и три местных жителя — погибли во время ралли 1988 года. В ходе инцидента Байе Сиби — 10-летняя малийская девочка, была сбита гонщиком, в то время как она пересекла дорогу. Машиной команды, которая вела видеосъемку, были сбиты мать и дочь в Мавритании в последний день гонки. Участники ралли погибли в трех отдельных авариях. Гонщики также были обвинены в возникновении пожара, который вызвал панику на поезде, курсировавшим между Дакаром и Бамако, где погибли еще три человека [9] .

    В 2003 году французский водитель Даниэль Небот разбил свою Тойоту. При этом погиб его напарник Бруно Кови [10] [11] .

    10 января 2005 году испанский мотоциклист Хосе Мануэль Перес умер в испанской больнице после аварии, случившейся за неделю до этого на седьмом этапе ралли. Итальянский мотоциклист Фабрицио Меони, двукратный победитель ралли, стал вторым погибшим в том году участником. Это произошло 11 января 2005 года на одиннадцатом этапе. 13 января 2005 года пятилетняя сенегальская девочка была раздавлена под колесами грузовика службы поддержки, в результате чего общее число смертей достигло пяти.

    Ралли Дакар 2008 было отменено по соображениям безопасности после убийства четырех французских туристов в декабре 2007 года в Мавритании (на территории которой ралли проходит на протяжении восьми дней). Французская компания Amaury Sport Organisation, отвечающая за организацию ралли, в своем заявлении заявила, что французское правительство рекомендовало им отменить гонку, которая должна была стартовать 5 января 2008 года в Лиссабоне. Также в заявлении говорилось, что были высказаны прямые угрозы в отношении ралли от Аль-Каиды и связанных с ней организаций [12] [13] .

    7 января 2009 года, было найдено тело 49-летнего мотоциклиста Паскаля Терри из Франции, которое лежало на отдаленной части второго этапа между Санта-Роса-де-Ла-Пампа и Пуэрто-Мадрин. Он считался пропавшим без вести в течение трех дней.

    4 января 2010 году погибла женщина, наблюдающая за ралли Дакар — машина, принимающая участие в гонке, свернула с курса и сбила её во время открытия субботнего этапа. Внедорожник был под управлением Мирко Шультиса и его помощника Ульриха Леарди.

    1 января 2012 года на трассе ралли Дакар погиб аргентинский мотоциклист Хорхе Боеро

    «Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года

    В Саудовской Аравии завершился 45-й ралли-марафон «Дакар», где в отсутствие КАМАЗов подиум грузовиков забрали голландцы на Iveco, а Нассер Аль-Аттия стал еще ближе к Стефану Петеранселю по числу «Золотых бедуинов» за карьеру. К сожалению, вновь не обошлось без травм и тяжелых аварий. Все подробности – в материале «Движка».

    Нынешний «Дакар», по общему мнению, был намного сложнее предыдущего. Организаторы подготовили 417-километровый маршрут с обилием коварных барханов и трудным рельефом.

    Дакар-2022: возвращение «Нивы» и доминирование «КАМАЗов»

    Добавила проблем погода: первая неделя января в Саудовской Аравии была дождливой, из-за чего высохшие реки внезапно превращались в просто реки, а зыбкие пески раскисли и стали еще более вязкими.

    Британец Сэм Сандерленд, победитель прошлого «Дакара» в классе мотоциклов, после падения на первом этапе сломал лопатку.

    Побеждавший в 2020-м Рикки Брейбек был госпитализирован с переломами на третьем этапе, легендарный Хоан Барреда Борт – на девятом. Вскоре закончился ралли-рейд и для чемпиона «Дакара-2018» Маттиаса Валькнера.

    Едва ли кто-то из зрителей удивился, когда организаторы отменили седьмой этап в классе мотоциклов из-за «беспрецедентной усталости гонщиков».

    «Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года

    Кевин Бенавидес

    Мучились пилоты и в других классах. Себастьян Леб перевернулся после наезда на бархан, а еще одна из бесчисленных дюн, судя по всему, болела за «Тойоту»: после ее резкого обрыва на крыше оказались сразу два экипажа Audi: Карлоса Сайнса и Стефана Петеранселя. Француз отправился в больницу, а испанец сумел вернуться в гонку, но уже спустя несколько этапов перевернулся снова.

    Такого издевательства новейший карбоновый гибрид Audi RS Q e-tron E2 не вынес, и заводской команде пришлось оформить еще один сход. Не выдержал и организм немолодого уже испанского раллиста: после финиша «Дакара» стало известно, что Сайнсу диагностировали травму позвоночника (трещины в 5-м и 6-м позвонках). Третий пилот Audi Маттиас Экстрем после жесткого приземления разворотил подвеску.

    «Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года

    Ни один из гибридных Audi (2,0-литровый турбомотор не связан с колесами, а выполняет роль генератора для тяговой батареи) до финиша не добрался. За рулем машины на фото – Стефан Петерансель

    Литовцу Рокасу Бацушке для победы в классе серийных мотовездеходов T4 не хватило всего чуть-чуть: за восемь километров до финиша последнего спецучастка у его Can-Am Maverick XRS Turbo разорвало карданный вал. А лидера класса мотовездеходов T3 Гийома де Мевиуса за два этапа до конца ралли-рейда подвел мотор.

    По политическим причинам нынешний «Дакар» прошел без КАМАЗов и второй год подряд без МАЗов. Перед стартом намечалась плотная борьба – за последние 20 лет камазовцы упускали золото лишь трижды, – но и тут не обошлось без драмы: на 10-м спецучастке лидировавший Алеш Лопрайс сбил 69-летнего итальянца, который снимал гонку прямо под гребнем бархана. Вечером 10 января зритель скончался после сердечного приступа. Несмотря на то что у Лопрайса не было возможности избежать наезда (из кабины переваливающегося через бархан капотного грузовика происходящее под колесами разглядеть невозможно), организаторы все равно не позволили чеху выйти на старт следующего этапа.

    «Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года«Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года

    В позапрошлом году Кевин Бенавидес выиграл «Дакар» на Honda, а теперь финишировал первым в составе KTM

    Битва в классе мотоциклов шла до самого финиша. На старт последнего этапа австралиец Тоби Прайс выходил с 12-секундным отрывом от аргентинца Кевина Бенавидеса: именно Бенавидес вызвал вертолет для партнера по команде Валькнера и держал ему капельницу до прибытия медиков. На двух решающих контрольных точках этапа судьба отблагодарила пилота KTM, который на финише смог обойти Прайса на 43 секунды. Третьим с 5-пятиминутным отставанием стал американец Скайлер Хоус.

    «Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года«Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года

    Себастьян Леб стал вторым уже в третий раз, а бедуина в его богатой коллекции титулов по-прежнему нет. Но в табеле о рангах FIA именно француз занял первую строчку

    Экипаж Нассера Аль-Аттии сумел избежать крупных неприятностей. Toyota Hilux миновали неисправности, поэтому легендарному катарцу на фоне неудач конкурентов оставалось ехать «наверняка» – не взвинчивая темп и не ошибаясь. Себастьян Леб на BRX после тяжелой аварии выиграл шесть спецучастков подряд, а всего на счету француза семь быстрейших спецучастков из 14. Для Аль-Аттии этот «Золотой бедуин» стал уже пятым – чаще в классе внедорожников на «Дакаре» побеждал только Стефан Петерансель (восемь раз).

    С прошлого года «Дакар» входит в календарь чемпионата мира по ралли-рейдам, так что с точки зрения FIA победил Леб: 40 баллов за второе итоговое место и 47 баллов за спецучастки против 50 и 35 баллов соответственно у Аль-Аттии. Это при том, что отрыв катарца на финише составил 1 час 20 минут – стабильность и удача в «Дакаре» важнее скорости. Места с третье по пятое заняли еще три «Тойоты»: на подиум попал бразилец Лукаш Мораеш, за ним финишировали южноафриканцы Жиниэль де Виллерс и Хенк Латеган.

    «Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года«Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года

    В отсутствие «КАМАЗов» шанс победить появился у вчерашних середняков. Лучше всех им воспользовался голландец Янус ван Кастерен на Iveco

    Рокас Бацушка потратил 20 минут на ремонт «раздатки»: за это время победа в классе T4 уплыла к 18-летнему поляку Эрику Гочалу. Династия Гочалов навсегда запомнит этот «Дакар»: отец Эрика, Марек Гочал, в итоге стал третьим, а его дядя, Михал Гочал, – седьмым, показав лучшее время на последнем спецучастке.

    Неудача де Мевиуса отбросила его на третью строчку. Победителем в классе T3 стал американец Остин Джонс, а на второе место поднялся его соотечественник Сет Кинтеро. В квадроциклах победу праздновал литовец Ласвидас Канциус. За ним финишировали Франсиско Морено Флорес и Пабло Копетти (все трое – на Yamaha).

    «Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года

    На смену российским и белорусским экипажам на подиуме в классе грузовиков финишировали представители Нидерландов и Чехии: за победу боролись голландцы Янус ван Кастерен, Мартин и Митчел ван ден Бринк (отец и сын) и чехи Мартин Мацик-младший и Ярослав Вальтр. Вот только в первой восьмерке по итогам гонки оказалось шесть грузовиков Iveco: ван Кастерен выиграл у Мацика 1 час 14 минут, а Мартин ван ден Бринк опередил сына в борьбе за бронзу. За Вальтром и еще одним представителем Чехии Мартином Шолтысом на Tatra финишировали Бен Ван де Лар и Рихард Де Грот.

    «Дакар» на выживание: события и итоги ралли-марафона 2023 года

    Нассер Аль-Аттия и его пятый «Золотой бедуин»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *