Новый класс для моторных масел — ILSAC GF-6.
Новый класс моторных масел: зачем и для кого введен ILSAC GF-6?
В 2020 году появился новый стандарт качества для моторных масел — ILSAC GF-6. Новый стандарт ориентирован на улучшенную защиту от преждевременного воспламенения топливной смеси в цилиндре (LSPI), разрушительно действующей на бензиновые моторы. Кроме того, новый класс ILSAC GF-6 повышает требования к экономии топлива, защите цепи ГРМ от износа и противодействию образования нагара на поршнях.
Для каких автомобилей актуальны стандарты ILSAC?
В мире существуют различные классы моторных масел. В России их разработкой занимается Ассоциация автомобильных инженеров (ААИ), в Европе — Ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA).
Что касается стандартов ILSAC, то их выпускает одноименная организация: Международный комитет по стандартизации и сертификации смазочных материалов. Он создан Ассоциацией американских автопроизводителей (AAMA) и Японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA). На стандарты ILSAC ориентируются не только американские и японские, но и корейские автопроизводители.
На какие вязкости распространяется новая категория?
Новый стандарт качества перекрывает предыдущие. Если для вашей машины предписан класс ILSAC GF-4 или ILSAC GF-5, то ILSAC GF-6А тоже подойдет. Уточним, что подкатегория, GF-6А, введена для масел с вязкостью xW-20 и xW-30. А вот подкатегория GF-6В применима только к маслам с вязкостью 0W-16 и не подходит для двигателей старых конструкций.
Какое значение введение ILSAC GF-6 имеет для автовладельцев?
Как уже было сказано, основная, хотя и не единственная, задача нового стандарта состоит в том, чтобы предотвратить преждевременное воспламенение топливной смеси в цилиндре (LSPI). Это явление создает повышенное давление и может стать причиной повреждения деталей двигателя. Особенно характерна проблема LSPI для турбомоторов — это подтверждено исследованиями Ford, GM.
Однако для российских пользователей гораздо важнее, что ILSAC GF-6А означает выход на новый уровень экономии топлива и защиты от износа для двигателей японских и корейских автомобилей. Причем вне зависимости от того, атмосферные на них моторы или наддувные.
Есть ли в линейке Mobil 1™ масла, соответствующие новым требованиям?
Новая категория, ILSAC GF-6, была введена 1 мая 2020 года. Потребность в ее появлении назрела уже давно, но разработка стандарта длилась дольше, чем планировали. Впрочем, масла Mobil1™ отвечали новым требованиям еще до их официального введения. На российском рынке есть масла Mobil 1™, соответствующие новому классу ILSAC GF-6А. Это Mobil 1™ X1 5W-30 и Mobil 1™ 0W-20. Последнее отличается еще и тем, что подходит для гибридных автомобилей японских производителей.
Внедрены новые стандарты моторных масел API SP и ILSAC GF6 – что это вам дает?
С 2020 года начали действовать новые стандарты моторных масел для бензиновых двигателей: API SP и ILSAC GF-6A / GF – 6B. Они пришли на замену API SN и ILSAC GF-5.
Стандарт был введен по просьбе автопроизводителей организациями API (Американский институт нефти) и ILSAC (Международный консультативный комитет по спецификации смазочных материалов).
Канадская компания смазочных материалов Petro-Canada одна из первых получила сертификаты на масла линейки SUPREME новых стандартов API SP и ILSAC GF6. Купить их в Украине можно у дилеров или в официальном интернет-магазине
?Чем новый стандарт SP лучше
Стандарт API SP ужесточил требования к свойствам масел по сравнению с API SN для сохранения ресурса двигателей, продления срока их службы и экономии топлива.
Какие основные преимущества SP перед SN?
- Защита от преждевременного неконтролируемого возгорания топливо-воздушной смеси (LSPI);
- Защита от износа цепи ГРМ;
- Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
- Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
- Более высокие требования к количеству образованного маслом шлама и лака;
- Улучшение топливной экономичности по сравнению с “базовым образцом” моторного масла SAE 20W-30;
- Улучшение совместимости с системами доочистки выхлопных газов;
- Совместимость с топливом, содержащим высокий уровень этанола (E85).
Почему API SN устарел?
Жесточайшие нормы по расходу топлива и выбросу парниковых газов заставляют конструкторов реализовывать процессы работы ДВС, которые еще недавно казались фантастическими. Так, с одного литра рабочего объема двигателя внутреннего сгорания, сейчас снимается более 130 л.с. и более 180 н.м. крутящего момента. Еще недавно этих показателей было в 2 и больше раз меньше.
Большие удельные мощности двигателя предполагают высокие термические и механические нагрузки на детали двигателя, которые в первую очередь воспринимаются моторным маслом. Именно поэтому, в последнее время довольно часто обновляются стандарты моторных масел, в которых принципиально улучшаются характеристики.
Пробки на дорогах, светофоры
Высокие температуры и механические нагрузки, воздействуя на смазочный материал, могут изменять его начальные параметры за очень короткие промежутки времени. Поэтому, в новом стандарте масел для бензиновых двигателей API SP, который был принят в мае 2020 года, изменения были направлены, в первую очередь на улучшение устойчивости масел к внешнему воздействию.
API SP был принят для обеспечения защиты от преждевременного воспламенения на низких оборотах, известного как «калильное зажигание» (LSPI), защиты от износа цепи привода ГРМ, улучшенной защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений.
Эти свойства были достигнуты более жесткими требованиями к маслу по защите от образования отложений и нагара. По сравнению с предыдущим стандартом качества API SN, устойчивость к повышению вязкости в лабораторном тесте из-за окисления допускалась в 200%, в новом стандарте API SP не больше 150%.
Поршни и кольца
При высоких температурах моторное масло способно коксоваться и давать нагар на поршнях и кольцах.
В стандарте API SP допустимое значение образования нагара было существенно снижено. Минимальная чистота поршней выросла с 3.7 до 4.2 баллов.
Чистые поршни и кольца – не самоцель разработчиков новых стандартов. Отсутствие нагара снижает износ двигателя (нет абразива) и создает предпосылки для длительного поддержания проектной мощности и расхода масла. Кроме того, отсутствие нагара на головках поршней снижает вероятность жарового зажигания. Допустимое общее загрязнение двигателя нагаром и шламом было снижено с 8 баллов до 7.6.
Граничная концентрация
Существенные улучшения параметров, наконец позволили ввести в новый стандарт API SP, такой важный параметр как граничная концентрация продуктов износа деталей двигателя, изготовленных из сплавов железа.
Популярная у потребителей услуга по спектрометрии масла, теперь косвенно обусловлена в новом стандарте качества. Правда в стандарте приведены граничные концентрации железа в 400 ррм за моторный тест, однако теперь можно провести определенные корреляции и отследить тенденции работы масла.
Так, практика показывает, что эксплуатация технически исправных двигателей на маслах Petro-Canada Supreme дает прирост концентрации железа за весь срок службы масла всего не более чем на 10-20 ррм.
Экономия топлива
Благодаря высокой устойчивости масла API SP к изменению вязкости, разработчикам стандарта удалось выделить новый класс масла по экономии топлива.
Этот класс является дополнительным и масла, обладающие такими свойствами, имеют особую маркировку “Ресурсосбережение” (Resource Concerving), что указывается в нижней части маркировки или сокращенно возле категории API SP RC.
Предварительный стандарт API SN и старые, ссылались на “Энергосбережение”, но это отражало формальный акцент на экономию топлива.
Теперь улучшение топливной экономичности, в сочетании с API SP базируется на сравнении с эталонным маслом с вязкостью SAE 20W-30 и Petro-Canada Supreme имеет очень высокие цифры экономии в 1.5-2 раза при максимальных значениях:
- xW-20 API SP3.8% против API SN2.6%
- xW-30 API SP 3.1% против API SN 1.9%
- 10W-30, 10W-40 API SP 2.8% против API SN 1.5%
- xW-16a API SP 4.1% против API SN 2.8%
Требования класса «Ресурсосбережение» основаны на требованиях к маслам Международного Комитета по стандартизации и апробации моторных масел – ILSAC. Именно ILSAC, как организация, разрабатывает эти дополнительные требования к моторным маслам, чтобы они могли иметь статус «Ресурсосбережение» и помогали производителям автомобилей достигать общего снижения количества выбросов отработанных газов в атмосферу.
А как там у ILSAC?
На смену ILSAC GF-5, принятым параллельно с API SN, приходят сразу две новые категории ILSAC GF-6A и ILSAC GF-6B.
- ILSAC GF-6A сочетает характеристики API SP с улучшенной топливной экономичностью. ILSAC GF-6A – отвечает категории API SP Resource Concerving, дает потребителю все ее преимущества, и распространяется на все масла Petro-Canada Supreme классов вязкости SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W -30.
- ILSAC GF-6B – имеет те же требования и преимущества, и ILSAC GF-6A, но распространяется только на моторные масла Petro-Canada Supreme Synthetic SAE 0W-16.
Впечатляющие низкотемпературные характеристики линейки масел Petro-Canada Supreme с температурами замерзания ниже минус 45 о С, а вязкостные ограничениями до 13000 сР при температурах запуска двигателя минус 35 о С делают их уникальными и чрезвычайно выгодными для применения.
Выводы
API SN устарел и это обусловлено потребностями автопроизводителей для того, чтобы водители получали больше динамики и меньше вреда для двигателя и внешней среды.
Такое принципиальное усиление нормы вводится впервые за всю историю развития стандартов моторных масел. Оно свидетельствует о том, насколько важно иметь продукт, который длительное время противостоит высоким температурам.
Интересно, что компания Petro-Canada Lubricants так быстро прошла сертификацию по новому стандарту потому, что еще ранее характеристики масел линейки Petro-Canada Supreme существенно их превышали.
Спецификация моторных масел ILSAC GF-6
Чтобы соответствовать меняющимся стандартам экономии топлива и выбросов, современное оборудование двигателя эволюционировало и требует более эффективных смазочных материалов. Уменьшение габаритов двигателя, турбонаддув, непосредственный впрыск бензина (GDI или TGDI), регулируемые фазы газораспределения, а также внедрение технологий остановки / запуска, гибридных технологий означает, что тесты GF-5 просто не соответствуют требованиям, предъявляемым к современным смазочным материалам.
Недавнее лицензирование автомобильной промышленностью категории дополнительных смазочных материалов API SN PLUS для снижения риска преждевременного воспламенения на низких оборотах (LSPI), наблюдаемого в транспортных средствах, оснащенных двигателями GDI, является началом, но есть еще больше проблем, требующих более качественного смазочного решения.
LSPI создает избыточное давление в цилиндрах двигателя, которое может привести к необратимым повреждениям стенок цилиндров, поршней, поршневых колец, шатунов и свечей зажигания. Внутреннее повреждение двигателя, вызванное LSPI, также может привести к его отказу.
Происходит при умеренном нагрузочном режиме, например, при езде автомобиля по трассе. Из-за особого типа детонации в камере сгорания, которую провоцирует раннее зажигание, происходит разрушение поршня, что приводит к серьёзным повреждениям в точке контакта с поршневым кольцом и другими конструктивными элементами мотора. Зачастую LSPI проявляется в ярко выраженных стуках под капотом и самопроизвольных мощностных провалах.
Кроме того, эти моторные масла обеспечат двигателям GDI улучшенную защиту от износа цепи ГРМ и удовлетворят потребности двигателей, оснащенных технологией «старт-стоп». С учетом широкого использования турбонаддува в новых автомобилях, новые масла обеспечивают усиленную защиту от высоких температур за счет повышенного окисления и улучшенных противонагарных свойств. К тому же содержание фосфора ограничено 0.08 % по данной классификации.
Новый стандарт ILSAC GF-6 уравновесит не менее важные потребности:
— Экономия топлива и сохранение экономии топлива;
— Совместимость выхлопной системы;
— Устойчивость моторного масла для защиты двигателей от износа, связанного с остановкой на холостом ходу, и отказами, связанными с отложениями LSPI и турбокомпрессора.
Этот стандарт производительности будет включать две отдельные спецификации:
— GF-6A для представления существующих классов вязкости классификации ILSAC;
— GF-6B определен только для масел класса вязкости 0W-16 и соответствующих двигателей.
Важно понимать, что новый стандарт включает в себя две спецификации: ILSAC GF-6A и GF-6B, при этом продукты ILSAC GF-6A в полной мере обратно совместимы и, следовательно, подходят для транспортных средств, в которых использовались смазки ILSAC GF-5. Данную категорию с таким уровнем свойств отнесли к категории API «Starburst».
GF-6B не совместимы с предыдущим поколением и данной классификации внедрена специальная сертификационная маркировка API «Shield».
Это может привести к путанице, поскольку конечные пользователи могут считать, что все моторные масла ILSAC GF-6 одинаковы. Тем не менее, важно использовать правильный смазочный материал в соответствии с рекомендацией оригинального производителя оборудования (OEM), так как использование моторного масла с неправильной спецификацией может ухудшить производительность двигателя и его защиту от износа.
В нашей линейке можно выделить три продукта, соответствующим стандарту GF-6:
Особенности
Особенности
3) Моторное масло Yacco Lube HY 0W20 имеет стандарт ILSAC GF-6A.
НОВЫЕ КЛАССЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ API SP и ILSAC GF-6
С 1-го мая 2020 года началась стандартизация моторных масел для легкового транспорта (бензиновые двигатели) согласно новым классам API 1 SP и ILSAC 2 GF-6. Рассмотрим новые категории в порядке усложнения требований.
- Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
- Защита от износа цепи ГРМ:
- Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
- Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
- Более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака;
Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять масла предыдущих категорий API, если это не противоречит рекомендациям производителя двигателя вашего автомобиля. API разрешает одновременно с категорией SP указывать соответствие следующим категориям моторных масел: API SN (2011г.), SM (2005г.), SL (2001г.), SJ (1997г.). Более старые категории, например SH (1994г.) указывать запрещается, т.к. они считаются устаревшими. Масла удовлетворяющие требованиям актуальных, перечисленных выше категорий имеют на своей упаковке фирменный символ API «Бублик» (англ. «Donut»).