Регулятор Холостого Хода. Принцип работы и признаки неисправности.
Нарыл информацию по РХХ. Признаки в точности как у меня!
Регулятор холостого хода является устройством, которое необходимо в системе для стабилизации оборотов холостого хода двигателя.
Во время работы двигателя на холостом ходу, за счет изменения проходного сечения дополнительного канала подачи воздуха в обход закрытой заслонки дросселя, в двигатель поступает, необходимое для его стабильной работы, количество воздуха. Этот воздух учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) и, в соответствии с его количеством, контроллер осуществляет подачу топлива в двигатель через топливные форсунки.
По датчику положения коленчатого вала (ДПКВ) контроллер отслеживает количество оборотов двигателя и в соответствии с режимом работы двигателя управляет регулятор холостого хода, таким образом добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки .
На прогретом до рабочей температуры двигателе, контроллер поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет регулятора холостого хода увеличивает обороты и, таким образом, обеспечивает прогрев двигателя на повышенных оборотах коленвала.
Данный режим работы позволяет начинать движение автомобиля сразу, не прогревая двигатель. Регулятор холостого хода является исполнительным устройством и его самодиагностика в системе не предусмотрена.
Поэтому при неисправностях регулятора холостого хода лампа "CHECK ENGINE" не загорается. Симптомы неисправностей регулятора холостого хода во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае чаще всего на неисправность ДПДЗ явно указывает лампа "CHECK ENGINE".
К неисправностям регулятора холостого хода можно отнести следующие симптомы:
неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу,
самопроизвольное повышение или снижение оборотов двигателя,
остановка работы двигателя при выключении передачи,
отсутствие повышенных оборотов при запуске холодного двигателя,
снижение оборотов холостого хода двигателя при включении нагрузки (фары, печка и т.д.).
Процедура калибровки РХХ?
1. Перед установкой РХХ необходимо отсоединить клемму (обесточить ЭБУ)
2. При установке РХХ расстояние между концом иглы РХХ и монтажным фланцем должно быть не более 23мм.
3. После установки одеть клемму аккумулятора.
4. Включить зажигание (не заводя двигатель) на 5-10 сек. (В этот момент ЭБУ делает калибровку РХХ)
5. Выключить зажигание. (Калибровка завершена).
6. Завести двигатель, проверить работу РХХ.
Если клемму не отсоединять, то ЭБУ никакой калибровки не делает!
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Признаки неисправности регулятора холостого хода (РХХ) и как его проверить на работоспособность, почистить или заменить
Регулятор холостого хода (РХХ) – один из главных исполнительных механизмов системы управления двигателем. От его корректной работы зависит стабильность оборотов на холостом ходу, потребление топлива, ситуации с внезапным глушением двигателя.
РХХ находится в рабочем состоянии практически постоянно, поэтому его ресурс не очень большой, обычно до 200.000 километров. В практике ремонта двигателей автомобилей даже с небольшим стажем отказ регулятора встречается достаточно часто.
РХХ: что это такое и его принцип работы
Регуляторы холостого хода обычно построены по двум схемам:
- прямое регулирование дроссельной заслонки;
- регулирование пропускания обходного канала дроссельной заслонки.
В качестве исполнительного механизма в бензиновых двигателях обычно применяется шаговый двигатель. Он имеет преимущества по сравнению с другими приводами: большая точность, меньшее потребление тока, возможность управления в импульсном режиме.
Схема подачи воздуха через обходной канал изображена на рисунке:
Таким образом, при полном закрытии дроссельной заслонки обороты двигателя поддерживаются за счет частичного притока через обходной (дополнительный или байпасный, от bypass – двигаться в обход) канал.
Запорная игла клапана РХХ, перемещаясь по командам блока управления двигателя, регулирует ширину зазора клапана, соответственно, поступление воздуха в двигатель, от которого зависят его обороты.
Для каждого типа двигателя производитель устанавливает оптимальную частоту оборотов на холостом ходу, которая обычно находится в пределах от 600 до 1000 оборотов в минуту.
Регуляторы оборотов прямого действия на заслонку регулируют непосредственно угол предельного закрытия заслонки, оставляя небольшую щель для поддержания поступления во впускной коллектор воздуха, соответственно, обеспечения холостых оборотов.
Контроль количества оборотов блок управления обычно производит по сигналу оборотов двигателя, поступающему с датчика коленвала.
Отдельного датчика холостого хода, как ошибочно думают некоторые автолюбители, в современных автомобилях нет.
Большинство систем управления двигателем построено таким образом, что при нажатии педали акселератора и увеличении оборотов, привод РХХ отключался и оставался в последнем до ускорения состоянии. Таким образом, уменьшается нагрузка на привод регулятора.
В дизельных двигателях для поддержания холостых оборотов используется регулирование поступления топлива также по байпассному типу. Для этого в топливных насосах высокого давления применяется специальная электронная система регулирования.
В качестве приводов РХХ в топливных насосах высокого давления используются соленоидные либо роторные клапаны. Такие приводы используют только два уровня открытия байпассного канала – «открыто» либо «закрыто».
Данным способом трудно обеспечить точную установку холостых оборотов. Поэтому клапаны управляются широтно-импульсным модулированным сигналом высокой частоты (ШИМ-модуляция). Чем больше ширина импульса, тем большее время за период открыт байпассный канал, то есть обороты увеличиваются.
Импульсные транзисторы, управляющие работой клапана, часто устанавливаются в электронном блоке на топливном насосе. Для их охлаждения используется протекающее через насос дизельное топливо.
Если топливо заканчивается, транзисторы перестают эффективно охлаждаться, перегреваются и выходят из строя. Сами транзисторы стоят недорого, а работа по их замене недешевая. Поэтому ездить на последней капле дизтоплива не стоит!
Признаки неисправности РХХ
Основными признаками неисправности регулятора холостого хода являются:
- «плавание» оборотов двигателя на холостом ходу;
- повышенные либо пониженные обороты двигателя;
- самопроизвольная остановка двигателя при переключении коробки передач в нейтральный режим;
- в момент холодного запуска двигатель работает на повышенных оборотах, по мере прогрева их сбрасывает, отсутствие этого режима также признак неисправности регулятора;
- уменьшение частоты оборотов двигателя при включении дополнительной нагрузки (печки, фар, щеток и других мощных потребителей).
Где находится регулятор и его конструкция
Внешний вид РХХ с байпассной системой изображен на фото:
РХХ в некоторых случаях можно отремонтировать, если оборвалась обмотка, или заклинило шток. Разборку регулятора следует производить с особой аккуратностью. В некоторых случаях его можно восстановить при помощи очистки.
Типичное место расположения РХХ – непосредственно на дроссельной заслонке. Демонтаж регуляторов обычно не вызывает сложностей.
Как проверить регулятор холостого хода
Компьютерная диагностика обычно выдает сообщения об ошибке РХХ в виде сообщения типа «регулятор холостого хода, короткое замыкание или обрыв цепи». Обычно, как раз, неисправность заключается в обрыве цепи.
Это может быть неисправность обмотки (обрыв) непосредственно регулятора либо нарушение электрической связи с блоком управления двигателем. И тот, и другой вариант следует проверить.
Проверить исправность обмоток можно с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления на пределе 200 Ом. Сопротивление обмоток исправного шагового двигателя обычно находится в пределах от 30 до 100 Ом. К обмоткам подключаются через разъем регулятора холостого хода согласно электрической схеме.
Видео — проверка, диагностика и замена РХХ на Ланос, Шанс, Форза, Черри, Сенс:
Очень частая причина поломки регулятора холостого хода – заклинивание штока. В него попадает влага, посторонние жидкости, пыль, что приводит к его коррозии и заклиниванию. Для того, чтобы это проверить, необходим специальный генератор импульсных сигналов для принудительного управления привода регулятора. Такая проверка возможна только на СТО. В этом случае может помочь чистка.
Самый надежный способ проверки работоспособности – установка заведомо исправного регулятора холостого хода от аналогичного двигателя.
Как почистить
Для того, чтобы почистить РХХ, его необходимо демонтировать со штатного места и отключить от разъема.
Некоторые специалисты сразу прибегают к чистке агрессивными средствами типа WD. Это неправильно.
Необходимо сначала попробовать расклинить регулятор нейтральной силиконовой смазкой. Не страшно, если она попадет внутрь регулятора. Если смазка не помогла, последовательно приступают к очистке при помощи спирта, растворителей, средств для очистки карбюраторов, и наконец, если ничего не помогло, самой агрессивной WD-шки.
Чистку осуществляют методом частичного замачивания области шток-рабочее отверстие на 10-15 минут, после чего можно продуть эту зону компрессором.
В некоторых случаях причиной неисправности системы регулирования холостого хода является засорение байпассного канала. Его необходимо прочистить в первую очередь. Чистка канала может производиться любыми подходящими средствами при помощи мягких кисточек из натуральных волокон.
Замена
При замене РХХ необходимо обратить внимание на положение штока клапана регулятора. Ни в коем случае он не должен быть значительно выдвинут. Такое возможно, если перед установкой его подключить к разъему и включить зажигание. Вручную вдвигать шток нельзя.
Если регулятор с выдвинутым штоком установить и зажать установочные болты, возможно повреждение регулятора (срезание червячной передачи). Регулятор с такой неисправностью ремонту не подлежит.
После замены регулятора холостого хода в некоторых автомобилях требуется процедура калибровки. Она производится при помощи диагностических устройств на специальном оборудовании.
В большинстве автомобилей процедура калибровки (адаптации) производится автоматически при включении зажигания.
Советы
Чтобы продлить срок службы регулятора холостого хода, следует:
- своевременно менять воздушный фильтр;
- во время стоянки авто зимой периодически заводить двигатель, прогревать, производить перегазовки, чтобы разрабатывать регулятор для предотвращения его заклинивания;
- избегать попадания посторонних жидкостей в зону дроссельной заслонки (спреи «быстрый запуск» регулятору не представляют опасности).
Смотрите как проверить шаровую опору и вовремя её заменить.
Где обычно расположен электронный блок управления двигателем автомобиля.
Как производится проверка датчика массового расхода воздуха https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/priznaki-neispravnosti-datchika-dmrv.html мультиметром.
Как проверить регулятор холостого хода. Признаки поломки и типичные неисправности
Регулятор холостого хода является одним из основных механизмов в системе управления любым инжекторным двигателем. От того, насколько корректно он работает, зависит стабильность работы двигателя на холостом ходу. Также от РХХ зависит расход топлива и внезапные остановки ДВС. Давайте посмотрим, как устроен и работает данный датчик-регулятор, как проверить регулятор холостого хода, если он неисправен. Поломки его случаются достаточно часто. А ресурс его невелик ввиду того, что он находится в работе постоянно.
Где находится РХХ, его функции
Данное устройство необходимо для решения четырех основных функций. Первостепенная задача – это поддержка определенного количества оборотов холостого хода. Также регулятор обеспечивает запуск двигателя в мороз. Устройство умеет повышать обороты для ускоренного прогрева. По мере того как антифриз в двигателе нагревается, прогревочные обороты постепенно падают. Если этого не произошло, то это говорит о поломке датчика. Нужно понимать, как проверить регулятор холостого хода.
РХХ также поддерживает минимально допустимые обороты холостого хода, когда педаль газа отпущена. РХХ отвечает за создание смеси топлива с воздухом с правильной стехиометрией. За счет этого обеспечивается оптимальный расход топлива и стабильная работа мотора. Найти регулятор холостого хода можно на дроссельном узле. На большинстве бензиновых моторов он находится вблизи датчика положения дроссельной заслонки.
Устройство и принцип действия
Перед тем как проверить регулятор холостого хода, нужно хотя бы приблизительно узнать, как устроено и по какому принципу работает данное устройство.
Можно выделить две схемы, по которым работает данное устройство. Первая схема – это непосредственная регулировка дроссельной заслонки. Вторая – это регулирование пропускной способности обходного канала холостого хода дроссельной заслонки.
На большинстве двигателей в качестве исполнительного устройства РХХ применяют шаговые двигатели. Они имеют массу преимуществ в сравнении с другими типами приводов. Это повышенная точность, малый ток потребления, возможность управления работой в импульсном режиме.
Когда дроссельная заслонка полностью закрыта, двигатель может поддерживать обороты холостого хода за счет частичной подачи топлива через обходной канал ХХ. РХХ оснащен запорной иглой, которая двигается по командам от ЭБУ. Двигаясь, игла регулирует ширину канала для поступления воздуха, от количества которого и зависит холостой ход.
Для каждого типа ДВС производителем устанавливается оптимальная частота оборотов на ХХ. Диапазон составляет от 600 до 1000 об./мин.
РХХ, которые непосредственно регулируют дроссельную заслонку, оставляют небольшую щель для доступа минимального количества воздуха во впускной коллектор двигателя. За счет этого обеспечивается поддержание холостых оборотов. При нажатии на педаль газа РХХ отключается и остается в том положении, в котором был до нажатия на педаль. Таким образом снижается нагрузка на привод механизма.
Признаки неисправности
Первый признак – это неустойчивая работа двигателя в режиме холостого хода. Это можно легко услышать. Перепады оборотов будут отчетливо слышны. Кроме того, двигатель при такой работе обязательно будет вибрировать.
Когда водитель переходит в нейтральную передачу, двигатель тут же глохнет. Это часто можно наблюдать перед светофорами. Также о неисправности РХХ можно судить по нестабильным оборотам.
Как еще проверяют регулятор холостого хода 2110? Бывает и так, что непосредственно после запуска двигателя он не работает на повышенных оборотах. При нажатии на педаль акселератора реакции двигателя нет. Задуматься о замене регулятора можно и тогда, когда при включении электрических приборов падают обороты двигателя.
Такие неисправности могут быть по отдельности или в комплексе. Но когда они появляются все сразу, это говорит о запущенной ситуации. Владелец автомобиля должен знать, как проверить регулятор холостого хода, потому что устройство может подвести в любой момент.
Причины неисправностей РХХ
Вне зависимости от того, что стало поводом для выхода датчика из строя, затягивать время диагностики и замены не стоит. Поломка РХХ сильно влияет на работу мотора. Среди причин можно выделить износ направляющих иглы, а также обрыв внутри датчика.
Типичные поломки
Чтобы знать, как проверить регулятор холостого хода ВАЗа, нужно ориентироваться в типичных для данного устройства неисправностях.
Среди частых проблем можно выделить проблемы с проводкой – например, часто случается обрыв питания. В разъемах датчика могут окислиться электрические контакты. Проблема усугубляется и тем, что трудно проводить диагностику из-за ненадежных соединений. Неисправность может проявляться лишь иногда.
Еще одна типичная поломка для данного устройства – это шаговый электромоторчик. Причина неисправностей — его загрязнение. В основном страдает шток, порой разрушается уплотнительное кольцо. Иногда в ходе диагностики выявляется износ самого штока. Загрязнение видно визуально – достаточно снять и осмотреть устройство.
Как быстро выявить поломку?
Работа РХХ напрямую не связана с электронным блоком управления в автомобиле. ЭБУ двигателя устанавливает только вылет штока РХХ. На шаговый двигатель подается определенный ток. Но электроника не может определить, в каком положении находится шток – значения не фиксируются. Если имеются проблемы с РХХ, загорится лампа “Проверьте двигатель”.
Как проверить регулятор холостого хода ВАЗ-2114 с помощью диагностического сканера? Подключив его, нужно считать ошибки. Среди типичных можно выделить:
- P0505 – неисправность в цепи управления.
- P0506 – блокировка датчика.
- P1509 – перегрузка цепи.
- P1513 – КЗ в управляющей цепи.
- P1514 – обрыв.
Проверка РХХ с мультиметром
В отличие от сканера, мультиметр в данном случае гораздо эффективнее. В данном способе подразумевается измерения тока на разъеме датчика. Если питания нет при включенном зажигании, то можно констатировать обрыв. Также проверяют напряжения на обмотке статора. Давайте посмотрим, как проверить регулятор холостого хода мультиметром, так как шаговый двигатель имеет две обмотки и легко ошибиться.
Первым делом проверяют, если напряжение на датчике. Щупами касаются контактов «А» и «B», а затем «C» и «D» в режиме сопротивления – тестер должен показать примерно 53 ОМ. Далее то же самое проделывают с парами «B» и «D» и «A» и «C». Здесь сопротивление должно двигаться к бесконечности. В противном случае датчик неисправен и требует замены.