Отличия между зимними и летними видами топлива
Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на ДТС: ДТС + 1200.
- 02 авг 2023
Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на ДТС, АИ-92, АИ-95.
- 01 авг 2023
Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на ДТС: ДТС + 800.
Эксплуатация дизельных двигателей в климатических условиях стран СНГ имеет свою специфику. В теплое время года проблем обычно нет, а вот зимой возникают определенные трудности, обусловленные очень низкими температурами. Проблемы связаны с тем, что в солярке содержатся парафины, которые на морозе кристаллизируются, поэтому горючее становится мутным и густым. В результате топливо не распыляется форсунками и, соответственно, не происходит воспламенения топливной смеси. Владельцам дизельных машин необходимо тщательно готовиться к сезону холодов и правильно выбирать топливо, которое будет нормально прокачиваться по ТНВД и топливной системе, не превратится в гель на морозе.
Все дело в температуре замерзания солярки. Она выше, чем у бензина, поэтому использовать обычное дизельное топливо зимой проблематично. Определенные виды солярки могут потерять свою нормальную текучесть и подмерзать уже при –10 ᵒС. Чтобы решить эту проблему, были разработаны специальные разновидности зимнего дизельного топлива. Именно на них переходят водители с наступлением холодов. Однако не все понимают, в чем отличия летнего и зимнего дизельного топлива и почему зимой нельзя заливать летнюю солярку, а летом — зимнюю.
Почему нельзя заливать летнее дизельное топливо зимой
Производство солярки строго регламентировано единым ГОСТ 305-82, который определяет характеристики 3 марок солярки для эксплуатации в различных температурных условиях:
- летнее дизельное топливо допускается использовать при температуре не ниже 0 ᵒС;
- зимнее дизельное топливо предназначено для эксплуатации при морозах до –20 ᵒС;
- арктические сорта выдерживают до –50 ᵒС.
Также существует зимний дизель промежуточного типа, который допускается заливать при температуре не ниже –30 ᵒС.
Главное отличие между зимними и летними видами дизельного топлива заключается в их вязкости. Устойчивые к холоду сорта обладают низкой вязкостью, летние — высокой. Этот параметр обозначается сСт и может составлять от 1,5 до 6 единиц. В состав зимней солярки входит меньшее количество парафинов, также туда добавляют специальные декомпрессионные присадки. Это не дает топливу замерзать при отрицательных температурах, параллельно гарантируя высокоэффективное сгорание в двигателе. Присадки и отсутствие парафинов не сказываются на мощности и ресурсе ДВС.
В летнее дизельное топливо, наоборот, добавляют больше серы и парафина, что делает солярку более вязкой. Эти компоненты имеют свойство кристаллизироваться, когда температура окружающей среды опускается ниже 0 ᵒС. Конечно, ни о каком замерзании, как в случае с обычной водой, речь не идет. Но структура топлива все равно меняется, и нормально завести двигатель вряд ли выйдет. В результате возможна закупорка всей топливной системы, а для ее восстановления придется разобрать двигатель и чистить его изнутри. Нужно будет тщательно удалить кристаллизованные молекулы парафина. Именно поэтому использование летнего дизельного топлива зимой губительно как для двигателя, так и для всей топливной системы в целом.
Можно ли летом ездить на зимней солярке?
Зимой летнее топливо густеет и может застывать, поэтому использовать его крайне не рекомендуется. Но летом зимнее горючее точно не застынет, поэтому многие автолюбители уверены, что его можно смело использовать без последствий для двигателя. Однако это не так — зимнее дизельное топливо летом заливать не рекомендуется категорически. И вот почему:
- В состав «холодных» марок входит сера, которая при высокой температуре становится крайне вредной для дизельного двигателя. Меркаптановая сера не выводится с продуктами сгорания, а накапливается внутри топливной системы, что приводит к образованию отложений. Со временем происходит загрязнение топливопроводов и всей системы, которая может окончательно выйти из строя.
- Зимние сорта дизеля менее вязкие. Низкая вязкость не позволяет обеспечить узлы двигателя эффективной смазкой. В результате трущиеся поверхности будут активнее изнашиваться.
Поэтому заливать зимнее дизельное топливо летом можно только при условии, что иного выхода нет. Чем дольше автомобиль эксплуатируется на несезонном горючем, тем выше вероятность столкнуться с неприятными последствиями.
Особенности изготовления зимнего дизельного топлива
Основные характеристики зимней солярки:
- плотность не выше 840 кг/м³;
- температура вспышки +55 °С;
- температура застывания –35 °С;
- кинематическая вязкость (сСт) 1,8–5 мм/с2;
- температура кипения +180–340 °С.
Чтобы получить необходимую плотность и добиться других важных параметров, позволяющих при отрицательной температуре не опасаться кристаллизации, необходимо выполнить ряд технологических требований при изготовлении состава. Процесс производства очень трудоемок, что объясняет более высокую цену зимнего дизельного топлива по сравнению с летними марками.
Изготовление этого сорта солярки происходит в результате перегонки нефти в несколько последовательных этапов:
- Разделение нефти на фракции после сильного нагрева и достижения температуры кипения. Обычно она составляет +280–340 °C.
- Крекинг (высокотемпературная переработка нефти и её фракций), гидроочистка и последующее смешивание полученных фракций.
- Депарафинизация — технологический процесс, предполагающий удаление углеводородов парафиновой группы на стадии производства. Он выполняется для понижения вязкости зимнего дизельного топлива.
Высокотемпературная обработка способствует выпадению в осадок длинноцепных молекул парафина. После этого они удаляются. В результате удаётся получить качественный состав, который не замерзает при отрицательной температуре. Для дополнительного снижения детонации в зимнее дизельное топливо заливают различные присадки, которые защищают узлы и системы двигателя. При одинаковых объёмах сырья после перегонки зимней солярки на выходе получается на 30–40 % меньше дизтоплива, чем при изготовлении летних марок. Это, в конечном счете, влияет на стоимость топлива.
Второй метод получения — применение специальных депрессорных присадок. Добавки воздействуют на кристаллы парафина, в результате чего их размеры уменьшаются до 3–5 микрон. Это снижает вязкость зимнего горючего и повышает фильтруемость, в результате чего оно хорошо прокачивается по магистрали. По такой технологии производится основная часть зимней солярки с присадками, которые уменьшают температурные показатели фильтрации с −5 до −15 °C. Сегодня этот метод изготовления используется все реже.
Для особо экстремальных условий эксплуатации используется арктическое топливо. Оно способно сохранять свои основные характеристики при температуре до –50 °С. Технология его производства не отличается от изготовления обычной зимней солярки, однако разница заключается в температуре выкипания керосина. Стоит такое топливо намного дороже. Однако острой необходимости в применении арктического топлива на большей части территории России нет. Оно используется преимущественно в Сибири и районах Крайнего Севера. В остальных регионах страны температура редко опускается ниже отметки –20–30 °C, и подойдут обычные марки зимнего дизельного топлива.
Еще 10–20 лет назад, чтобы избежать замерзания солярки, автомобилисты шли на различные хитрости, заставляющие состав работать при отрицательной температуре, ведь замерзание горючего приводило к очень печальным последствиям. Одним из самых популярных решений было добавление в солярку небольшого количества бензина или специальных незамерзающих присадок. Горючее не замерзало, но двигатель всё равно сильно страдал. В результате ДВС быстро выходили из строя, а на их восстановление уходило много времени и денег. С появлением специальных зимних сортов дизельного топлива ситуация значительно улучшилась, и водители смогли без опасений эксплуатировать свой автомобиль даже при сильных морозах.
Свойства летнего дизельного топлива
Летнее дизельное топливо (ДТл) — наиболее часто используемый сорт солярки. Оно обеспечивает бесперебойную работу силовой установки при температуре окружающей среды до 0 ᵒC. При более низкой температуре в летней солярке начинают кристаллизироваться молекулы парафинов с длинной цепочкой, которые содержатся в высокой концентрации. В результате ухудшается испаряемость, а само горючее загустевает и не может проходить через систему фильтров к насосам высокого давления.
В состав летнего дизтоплива входят гидроочищенные, вторичные и углеродные фракции, а также фракции прямой перегонки. Его получают в результате смешивания дизельных соединений и корректировки цетанового числа до показателей 45–55 ед. с помощью специальных добавок. Данный вид солярки является наиболее дешевым, так как технологии его изготовления требуют минимальных затрат. В нем наименьшее количество присадок, что делает горючее стабильным с химической точки зрения.
Характеристики летнего дизтоплива:
- плотность не более 860 кг/м³;
- температура вспышки +62 °С;
- температура застывания –5 °С;
- кинематическая вязкость (сСт) 8,94 мм/с2 при температуре 20 °С;
- температура кипения +180–360 °С.
Предельная температура фильтруемости данных сортов составляет –5 °C, что немного для суровых климатических условий средней полосы России. Однако летнюю солярку можно долго хранить — это свойство особенно важно, так как горючее часто используется для обогрева помещений или выработки электроэнергии. В таком случае солярка закупается в большом объеме, а расходуется медленно. Еще одним важным эксплуатационным параметром летнего дизтоплива является высокая смазывающая способность, обусловленная значительной вязкостью.
Летняя солярка используется для работы быстроходных силовых установок судовой и наземной техники, а также специального транспорта, промышленных генераторов, котлов и тепловых пушек. Наибольшее распространение она получила в центральных и южных регионах России, где климатические условия не такие суровые. В других областях летнее дизтопливо можно эксплуатировать только в соответствующий сезон или применять специальные присадки.
Нюансы перехода
Учитывая, что температура застывания или замерзания у разных марок дизельного топлива отличается, важно соблюдать определенные рекомендации при переходе с зимнего горючего на летнее, и наоборот.
Процедура предусматривает выполнение нескольких простых действий:
- Старое топливо сливается. Делать это можно с помощью обычного насоса, однако смешивать летние и зимние марки настоятельно не рекомендуется.
- Заливается новый вид солярки, но не более 10 % бака. На ней нужно проехать несколько километров, чтобы сжечь остатки предыдущего дизеля и прокачать новую солярку по всей системе.
- После этого остатки дизеля сливаются снова. Теперь топливная система идеально чистая. Затем можно заливать новое сезонное топливо в нужном вам количестве.
Такая схема перехода считается самой оптимальной, так как позволяет подготовить топливную систему и сам двигатель к использованию горючего с несколько иными физико-механическими свойствами и химическим составом.
В любом случае, и зимнюю, и летнюю солярку необходимо покупать только у проверенных поставщиков. Сомнительная экономия может привести к очень серьезным расходам, в том числе на полную промывку топливной системы со снятием ДВС или к капитальному ремонту двигателя.
Зимнее дизельное топливо
Зимнее дизтопливо — это горючее с низким содержанием циклопарафинов. Что препятствует сгущению при отрицательных показателях термометра, но обеспечивает высокоэффективное сгорание топлива в двигателе, сохраняет мощностные характеристики. Замерзает при –35°С (арктическое — при –55°С). Отличается от летнего низкой вязкостью, чтобы сохранить текучесть в мороз, плотностью не более 840 кг/м3 (летнее — не менее 860 кг/м3), температурой вспышки — 40°С (у летнего — 62°С). А вот цвет и запах аналогичны, что не позволяет произвести визуальный контроль типа горючего.
Зимой довольно часто автовладельцы сталкиваются с проблемой запуска авто. А все потому что не обращают внимание на замену топлива и продолжают эксплуатировать транспортное средство на летней смеси.
Бензиновым двигателям не страшна сезонность, а вот дизельные моторы часто страдают, когда владелец своевременно не сливает остатки старой солярки и не переходит на зимний дизель. Чем чревато такое опоздание, каков механизм перехода на зимнее дизтопливо, как выбрать незамерзающую солярку — обо всем этом расскажем ниже.
Почему дизельное топливо замерзает зимой
Это происходит вследствие кристаллизации парафинов, которые входят в состав ДТ. Такой процесс запускается, когда на улице устанавливается минусовая температура, и вязкость дизтоплива возрастает. В результате уменьшается проходимость загустевшего топлива, и двигатель не запускается в работу или запускается с трудом.
Если и удастся завести машину, то мотор будет плохо работать: троить, глохнуть. При усилении заморозков, парафины в дизтопливе «собьются» в сгустки, превращая ДТ в гелеобразный состав. Это окончательно забьет проходные каналы топливной системы, в том числе фильтр, и машину завести уже не удастся.
Автовладельцы справляются с проблемой замерзающего топлива по-разному: кто-то применяет нагревательные устройства для подогрева дизельного бака, кто-то заготавливает присадки, при необходимости сам добавляет их в топливо зимой. Но лучше в холодное время заправлять авто специальным зимним топливом.
Разница между зимним и летним ДТ
В отличие от бензина, состав дизельного топлива бывает для летней и зимней эксплуатации. В зимнее топливо изначально вмешивают депрессорные присадки, избавляя водителя от «головной боли». Чем больше процент присадок, тем качественнее зимнее дизельное топливо.
По стоимости дизельная смесь для зимы дороже, но за счет дополнительных элементов зимнее ДТ отличается лучшими низкотемпературными свойствами и высокой проходимостью из дизельного бака через топливную систему к двигателю.
С таким дизтопливом можно без проблем эксплуатировать машину даже в экстремально холодных условиях (в зависимости от класса — при температурах от –20°С до –52°С).
Летним топливом можно пользоваться до –5°С, при более низких температурах оно мутнеет, застывает и забивает топливный фильтр. В промежутке от –5°С до –20°С можно использовать межсезонные марки дизтоплива.
Разница в характеристиках, сортах, классах
ГОСТы 305–2013 разделяют все виды дизтоплива (летние, межсезонные, зимние, арктические) на сорта и классы. Критерием для такой классификации служит предельная температура использования. При эксплуатации транспортного средства в умеренном климате выделяют сорта, а зимнее дизтопливо для холодов от –20°С делится на классы.
Классификация дизтоплива и обозначения сортов
Наглядно деление представляем в таблице.
Сорта дизельного топлива | Обозначение на латинском | Обозначение на русском | температура (предельная в градусах по Цельсию) фильтруемости | климат |
Летние | А B С |
Л | +5 0 – 5 |
умеренный умеренный умеренный |
Межсезонные | D E F |
Е | – 10 – 15 – 20 |
умеренный умеренный холодный |
Зимние | Класс 0 Класс 1 Класс 2 Класс 3 |
З | – 20 – 26 – 32 – 38 |
холодный холодный холодный холодный |
Арктические | Класс 4 Класс 5 Класс 6 |
А | – 44 – 48 – 52 |
арктический арктический арктический |
Примечание: У арктического и зимнего дизтоплива обозначения в классах и цифрах, летние и межсезонные сорта классифицируют латинскими буквами.
Летние сорта дизельного топлива применяют в теплую погоду и при первых заморозках. На промежуточном этапе перехода от «лета к зиме» используют межсезонные марки топлива. В сильные холода — арктические.
Выбор незамерзающего зимнего ДТ
В качественном дизельном топливе для зимы должны совпадать все параметры атмосферной температуры:
- t помутнения (когда парафин начинает «схватываться»);
- предельная t фильтруемости (у топлива еще сохраняется проходимость, но двигатель уже нельзя глушить);
- t применения (гарантийный показатель того, что горючее не замерзнет).
Все эти температуры должны совпадать в настоящем топливе для зимы. Однако на заправочные станции, как правило, поступает летний «дизель» с присадками. И чем больше в нем присадок, тем больше будет разница между температурными показателями по помутнению и фильтруемости.
Проверить горючее можно прямо на АЗС старым «дедовским» способом. Капните в мороз немного топлива на монетку или любую другую поверхность из металла. Летний ГСМ моментально замерзнет, а зимний вариант останется неизменным.
Нюансы перехода
Желательно произвести замену вовремя, чтобы этот процесс не сильно отразился на состоянии двигателя:
- Если не удалось к моменту перехода израсходовать все горючее, надо постараться слить остаток старой солярки (этим топливом, если его много, можно повторно заправить машину при соответствующей температуре на улице). Сливают удобным для каждого способом, главное — максимально очистить топливный бак, чтобы не смешивать разные сорта топлива.
- Избавившись от старого топлива, в бак заливают новую марку солярки на уровень 10 процентов от общего количества запаса горючего в баке.
- Далее предстоит на новом топливе проехать несколько километров для промывки топливной системы и фильтров. Заодно сгорят остатки летней солярки.
- Остатки горючего в баке вновь нужно слить и снова проделать процедуру с 10-процентным объемом.
- После этих мероприятий можно с уверенностью заливать полный бак топлива нужного образца.
При переходе с зимы на летнюю солярку используют такую же схему. Она считается оптимальной во время подготовки топливной системы и силового агрегата к работе на топливе с другими свойствами и другим составом.
Если игнорировать эти правила, процесс перехода с одной марки горючего на другую негативно может сказаться на ресурсе мотора. Зачастую автовладельцы в таком случае спешат обвинить в возникших проблемах поставщиков топлива.
Да, сейчас не везде продается солярка должного качества, но этим не злоупотребляют АЗС с широкой сетью заправок. Купить некачественное горючее можно лишь на сомнительных автозаправках с 1–2 точками. На таких не желательно заправляться, независимо от привлекательности цены. Кстати, производство зимних и арктических сортов топлива более трудоемкое, и такая солярка не может стоить меньше либо на уровне с летней.
В данном случае лучше потратьте чуть больше, но залейте в бак проверенное горючее, соответствующего температурному режиму стандарта. Экономить рекомендуем с топливной картой «Вездеход». Заказать ее можно прямо сейчас в онлайн-режиме.
Начало продаж зимних марок
Нет точной регламентированной даты начала продаж солярки для зимы. В зависимости от региона этот период может начаться чуть раньше или позже. Ориентир для Москвы и Московской области — 1 октября: именно с приходом второго месяца осени столичные автозаправочные станции открывают продажу зимней солярки.
Но зачастую и после 1 октября параллельно на АЗС можно купить еще и летние марки. Ориентируйтесь на температурный режим и таблицу, расположенную выше, и заливайте в бак ту солярку, что соответствует температуре на улице.
Полезные советы
Обобщим информацию и дадим несколько важных рекомендаций по заправке и использованию сезонного топлива:
- Заправляйте транспортное средство только на проверенных АЗС с сетевыми заправками. Эти компании не рискуют своей репутацией и не занимаются махинациями, для них доверие клиентов — превыше всего.
- Не применяйте добавки в виде присадок раньше времени. При необходимости приобретайте их только у ведущих производителей, а перед применением внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации.
- Не экспериментируйте сами с разбавлением солярки якобы для увеличения эффективности ее сгорания. Не прибегайте к народным способам сокращения расхода с помощью специальных добавок — все это может быть опасно. Двигатель спроектирован для работы на чистом горючем.
- Не смешивайте дизель разных сортов и от разных производителей. Рекомендуем заправляться в одном и том же месте либо на АЗС одной компании. При переходе на другой ГСМ нужно по максимуму сжечь старую порцию солярки.
- Заправляйте не меньше ½ бака и поддерживайте постоянный объем запаса на уровне третьей части от емкости. При меньшем количестве горючего высока вероятность загрязнения топливной системы и попадания мусора (осадка) в двигатель. Это чревато особенно для новых машин, что в эксплуатации до 2 лет.
Выбирайте для заправки своего авто только горючее высокого качества. Часто кажущаяся привлекательной стоимость на сомнительных автозаправках приводит лишь к мнимой экономии, а в реальности потом приходится больше отдавать из кармана на ремонт топливной системы и профилактику силового агрегата.
По карте «Вездеход» вы сможете получить скидки на ГСМ на выделенных сетях АЗС и сэкономить до 30%. Держатели «Вездехода» могут заправляться на 16 000 АЗС на всей территории России.
Оформите карту «Вездеход» прямо сейчас на сайте в режиме онлайн. Предложение актуально для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На все вопросы ответит консультант круглосуточной службы поддержки. Воспользуйтесь возможностью реальной экономии, не теряя в качестве продукта.
Зимнее дизельное топливо: чем отличается от летнего и как выбрать
09 ноября 2018 Категория: Полезная информация.
Эксплуатация дизельных моторов на территории стран СНГ имеет свои особенности. Резкая сезонная смена климата, колебания среднесуточных температур — все это заставляет владельцев тщательно готовится к зимнему сезону. В том числе — выбирать зимнее дизельное топливо, которое нормально будет прокачиваться по ТНВД и топливопроводам и не превратится в гель в заморозки.
Чем зимнее ДТ отличается от летнего
Дизельное топливо с точки зрения химика — смесь парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов и их производных.
Важно. Дизельное топливо (ДТ) часто называют соляркой, это ошибка. Солярка — это соляровое масло, продукт прямой перегонки нефти. Вязкость солярки выше, чем у ДТ, в два раза, температура кипения тоже выше. Солярку используют для низкооборотистых ДВС тракторов и тяжелой техники. Если залить соляровое масло современный автомобиль, оно просто убьет высокоточную топливную аппаратуру дизельного ДВС.
Выделяют три вида дизтоплива:
- летнее — ДТЛ
- зимнее — ДТЗ
- арктическое — ДТА
Если ДТЛ начинает застывать уже при -5°С, то ДТЗ выдерживает уже до -20°С и меньше — все зависит от состава и качества топлива.
- Использовать летнее ДТ при температуре ниже допустимой запрещено -можно вывести дорогостоящую топливную аппаратуру из строя. Лучше перейти на зимнее дизтопливо сразу с приходом первых заморозков.
- А вот зимнее ДТ можно использовать в теплое время года. Правда, это нецелесообразно: отдача двигателя в таком случае будет ниже, токсичность выхлопа — выше.
Отличается летнее и зимнее дизтопливо по плотности: когда нефть в процессе изготовления ДТЗ перегоняют с меньшей температурой, чем при получении ДТЛ. В результате плотность зимнего ДТ выше, оно сохраняет текучесть и застывает (парафинируется) не так легко, как летнее дизтопливо.
Главный показатель качества зимнего дизтоплива — его цетановое число. Оно определяет максимальное сжатие топлива в цилиндре ДВС, при котором происходит его самовоспламенение. Чем выше этот показатель, тем спокойнее и ровнее сгорает топливо. Оптимальный показатель от 45 до 55.
Также важен баланс между парафинами и ароматическими углеводородами в составе «зимнего» ДТ. Если ароматических углеводородов слишком много, выхлоп получается дымным, мотор работает шумно и неустойчиво. Если много парафинов — уже при температуре -10°С двигатель не заведется без подогрева.
Почему дизельное топливо замерзает зимой
Все дело в наличии парафинов. При понижении температуры они в составе топлива кристаллизуются, вязкость ДТ возрастает. Загустевшее топливо с трудом проходит через элементы топливной системы — двигатель или не заводится или заводится с трудом, после запуска работает неустойчиво, троит, глохнет.
Если температура продолжает падать, в ДТ начинают образовываться сгустки парафинов, оно превращается в гель и забивает проходные каналы топливного фильтра. В таком случае двигатель завести уже невозможно.
Владельцы по-разному решают проблему замерзающего топлива: одни используют нагревательные устройства для подогрева топлива в баке, другие добавляют присадки.
Лучше всего перед приходом холодов поменять (возить с собой) топливный фильтр, проверить работы свечей накала, слить из топливного бака осадок и заправляться на проверенных заправках качественным топливом.
Как выбрать зимнее ДТ, которое не замерзнет
Ключевые показатели для зимнего ДТ рассчитываются на основе атмосферной температуры:
- температура помутнения, при которой начинает замерзать парафин;
- предельная температура фильтруемости — топливо еще проходит через фильтр, но глушить мотор уже нельзя
- температура применения — показатель, при котором горючее гарантированно не замерзнет.
В чистом зимнем дизтопливе все три температуры должны совпадать. Но на практике все зимнее топливо, которое поступает на заправки, это летнее с присадками. И чем больше разница между температурами фильтруемости и помутнения, тем больше в составе такого топлива присадок.
Важно. Качество зимнего топлива можно проверить тут же, на заправке. Нужно просто капнуть из шланга подачи топлива на металлическую поверхность в мороз (подойдет монетка). Летнее ДТ тут же замерзнет, а зимнее сохранит текучесть.
Самый важный показатель для автовладельца — предельная температура фильтруемости — ПТФ. На этот показатель можно влиять, добавляя в топливо различные присадки — антигели.
Важно. Даже если за счет применения антигеля ПТФ удалось снизить, например, с -10 до -20°С, температура помутнения все равно будет на 10°С выше температуры применения.
Чтобы рассчитать температурный диапазон работы топлива, владельцу нужно узнать на АЗС температуру помутнения ДТ (она указана в паспорте топлива) и прибавить к ней 10°С. Это и будет реальный показатель температуры на улице, когда парафин не забьет топливный фильтр.
Только учитывать нужно не только прогноз погоды, но и комфортность — влажность, силу и направление ветра и т.п. Так что смело «накидывайте» к реальной суточной температуре +3-7 градусов мороза.
Нужны ли присадки
Присадки приходят на помощь автовладельцу в том случае, когда тот не уверен в качестве топлива. Добавление в ДТ антигеля способно сделать из летнего топлива зимнее, предотвратить замерзание парафина даже в сильный мороз.
Принцип работы антигеля такой: как только в топливе начинают образовываться кристаллы парафина, присадка «внедряется» (адсорбируется) в них, изменяя их форму и структуру таким образом, чтобы они не образовали цельные застывшие хлопья парафина, который может забить топливный фильтр. То есть антигель не дает отдельным частицам парафина слипнуться и образовать крупные «гранулы». Топливо сохраняет свою текучесть даже в мороз.
При выборе антигеля нужно отдавать предпочтение продукции известных производителей, вроде Liqui Moly, Mannol, Gunk Expert, Felix, и т.п. Стоит обратить внимание на нижний порог температуры, который указывает производитель.
Применять присадку стоит строго по инструкции. Обычно объема одного флакона хватает на полный бак топлива, но встречаются варианты и с дозированием антигелей.
- Добавлять присадку нужно теплой и к теплому же топливу, до заправки.
- Растворить тот парафин, который уже образовался в топливной системе, антигель не сможет.
- Если в топливе уже содержатся заводские присадки, применение антигеля бессмысленно.
Керосин и тем более бензин в качестве альтернативы антигелю применять нельзя! Для нормального эффекта их нужно залить намного больше, чем 1 к 50. Добавление растворителей в топливо ухудшают его смазывающие свойства, снижают ресурс и вызывают поломки высокоточной топливной аппататуры современных дизелей. По этой же причине нельзя добавлять в топливо моторное масло.
Состав присадок и антигелей тоже не идеален, основную часть в нем занимают растворители. Поэтому использовать их нужно только в качестве крайней меры.
- Подробнее о присадках и их применении мы писали здесь.
Топливные насосы, ТНВД для дизельного двигателя найдете в нашем каталоге
Дизельное топливо зимнее и летнее: разница и характеристики
Летнее и зимнее дизельное топливо — это основные разновидности дизтоплива, которые используют в разных климатических условиях. В соответствии с ГОСТ 305-2013 обозначаются буквами «Л» и «З» соответственно.
В чем разница между летним и зимним дизтопливом
Дизтопливо, в отличие от бензина, делится на марки, используемые в разные сезоны. Главное отличие летнего и зимнего дизельного топлива прослеживается в составе. В зимней марке содержатся депрессорные присадки, которые улучшают свойства горючего при отрицательных температурах. Это позволяет использовать его в холодных и экстремальных условиях, не сталкиваясь с закупоркой топливной системой.
Чем выше процент присадок в составе зимнего дизельного топлива, тем выше конечная стоимость, но в то же время лучше низкотемпературные свойства. В соответствии с ГОСТ такое горючее используют при разной температуре среды:
- не выше –25 °C — для температуры фильтруемости не выше –25 °C;
- до –35 °C — при температуре фильтруемости не выше –35 °C.
В летнем топливе нет присадок, поэтому оно используется только при температуре до –5 °C. При таком значении термометра горючее уже начинает мутнеть, а при –10 °C уже застывает, забивая топливную систему.
Можно ли заменить одну марку другой
Учитывая климатические условия, при которых рекомендовано применять каждую марку, легко ответить на вопрос, можно ли использовать зимнее дизельное топливо летом. Такое допускается, но это нецелесообразно, поскольку работа двигателя будет хуже, а количество вредных выхлопов больше.
Летнее топливо зимой заливать запрещается. Это приведет к его застыванию и полной закупорке топливного фильтра. Если произошло так, что с наступлением холодов владелец транспорта не успел заменить марку Л на З, можно добавить в состав горючего антигель. Он не меняет цетановое число, но помогает не допустить слияние парафинов в большие частицы, чем понижает температурный предел, при котором топливо застывает.
Антигель добавляют до заправки дизелем. И добавка, и горючее должны быть теплыми, поэтому процедуру лучше проводить в помещении. Антигель не помогает растворить топливо, которое уже кристаллизовалось. Если оно застыло, необходимо использовать другую присадку — специальный размораживатель, или прогревать бак, поставив автомобиль в гараже.
Разница в характеристиках, сортах, классах
По ГОСТ 305-2013 дизтопливо делится на сорта и классы. Критерием классификации выступает предельная температура фильтруемости. Для умеренного климата выделяют сорта:
- А (+5 °С);
- B (0 °С);
- C (–5 °С);
- D (–10 °С);
- E (–15 °С);
- F (–20 °С).
Для холодного климата дизель делят уже на классы:
- Класс 0 (–20 °С);
- Класс 1 (–26 °С);
- Класс 2 (–32 °С);
- Класс 3 (–38 °С);
- Класс 4 (–44 °С);
- Класс 5 (–48 °С);
- Класс 6 (–52 °С).
Если учитывать, что марка Л предназначена для использования до –5 °C, то к сортам летнего дизельного топлива относятся A, B и C. Их можно применять теплую погоду и первые заморозки. Сортами зимнего дизельного топлива считаются F, а также классы 0, 1 и 2. Сорта D и E относятся к межсезонным маркам, поскольку по ГОСТ 305-2013 они применяются от –5 до –15 °C. Это промежуточный тип дизтоплива, который можно использовать в момент перехода от летнего к зимнему.