Кто может бесплатно ехать по платной дороге
Нам часто поступают вопросы о льготах на проезд. Как правило, их задают пенсионеры или люди, которые используют платную дорогу, чтобы добраться до работы в другой город. Поэтому хотим напомнить, что согласно ФЗ № 257-ФЗ от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» льготы на проезд действительно существуют, и вы можете совсем не платить за проезд по платному участку, если управляете:
✔️ транспортом общего пользования (кроме такси, маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
✔️ спецтранспортом (например, полицейской и пожарной машиной, машиной медицинской скорой помощи и аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции);
✔️ транспортным средством организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций.
Не зависимо от нашего желания, согласно Федеральному закону, право на льготы не распространяется на местных жителей и лиц, использующих платный участок для поездок на работу и обратно, инвалидов, пенсионеров, ветеранов, госслужащих, министров и даже президента. Однако владелец или концессионер участка в праве добавить дополнительную льготную категорию на проезд по определённому участку дороги.
❗❗Напоминаем, что ОССП является оператором дороги, поэтому не устанавливает тарифы и право на льготный проезд. Тарифы также устанавливает владелец или концессионер.
Как бесплатно проехать по платной дороге
С 01.09.2024 ст. 40 дополняется ч. 16 (ФЗ от 24.07.2023 N 374-ФЗ).
Статья 41. Право льготного проезда или проезда без взимания платы по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. От платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождаются:
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) транспорт общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
2) специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций;
С 01.09.2023 ч. 1 ст. 41 дополняется п. 3.1 (ФЗ от 28.02.2023 N 47-ФЗ). См. будущую редакцию.
4) иные категории пользователей платными автомобильными дорогами, платными участками автомобильных дорог, категории транспортных средств, определенные собственниками платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог или публичным партнером в случае, если в отношении платной автомобильной дороги, платного участка автомобильной дороги заключены соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве и такая автомобильная дорога, такой участок автомобильной дороги находятся в собственности частного партнера.
(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Собственник платной автомобильной дороги, автомобильной дороги, содержащей платные участки, вправе принять решение о предоставлении права льготного проезда транспортных средств по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги отдельным категориям пользователей платной автомобильной дорогой, платными участками автомобильной дороги и в отношении отдельных категорий транспортных средств.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае использования платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, на основании концессионного соглашения решение собственника платной автомобильной дороги, автомобильной дороги, содержащей платные участки, о предоставлении права льготного проезда или проезда без взимания платы транспортных средств по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги должно быть согласовано с концессионером, если концессионным соглашением не предусмотрено иное.
(часть третья в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. В случае использования на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве находящихся в собственности частного партнера платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, решение публичного партнера о предоставлении права льготного проезда или проезда без взимания платы транспортных средств по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги должно быть согласовано с частным партнером, если указанным соглашением не предусмотрено иное.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ)
4. Владелец платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, вправе устанавливать дополнительно отдельные категории пользователей платной автомобильной дорогой или платными участками автомобильной дороги, категории транспортных средств, которым предоставляется право льготного проезда или проезда без взимания платы по платной автомобильной дороге или платным участкам автомобильной дороги, в случае, если это предусмотрено решением об использовании автомобильной дороги или участков автомобильной дороги на платной основе.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае использования платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, на основании концессионного соглашения концессионер либо на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве частный партнер вправе устанавливать дополнительно отдельные категории пользователей платной автомобильной дорогой или платными участками автомобильной дороги, отдельные категории транспортных средств, которым предоставляется право льготного проезда или проезда без взимания платы по платной автомобильной дороге или платным участкам автомобильной дороги, если иное не предусмотрено концессионным соглашением или соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве и в концессионном соглашении, соглашении о государственно-частном партнерстве, соглашении о муниципально-частном партнерстве отсутствуют положения, указанные в пунктах 5 — 7 части 3 статьи 38 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ)
Объезд платных участков М4
Часто сталкиваюсь с мнением, что объезд платных участков М4 грозит большими переплатами в пути, ужасными дорогами и ограничением скорости. Это действительно так, если отправляясь к Черному морю из Москвы, вы ни разу не откроете карту и не подумаете о предстоящем маршруте, а в дороге будете руководствоваться лишь указателями объезда платных участков. Однако есть и другой вариант добраться в Крым или Краснодар. Об этом и пойдет речь в статье.
Выбор бесплатного маршрута в Крым
Про дорогу к Черному морю из Москвы важно отметить следующее: навигатор, как и советы бывалых путешественников, будет упорно выводить вас на платные участки трассы М4 Дон. Однако в связи с недавним увеличением цен от Росавтодора, заставляет искать иные маршруты.
Внимание! С 02.08.2021 минимальная стоимость проезда по платной трассе М4 выросла почти в 2 раза. Про платную дорогу читайте в статье: М4 стоимость проезда 2021
Если вы попытаетесь объехать М4 по указателям, расположенным вдоль дороги, перед пунктами оплаты, то действительно испытаете ни с чем не сравнимые чувства:
- Узкие двухполосные дороги с ограничением скорости местами до 40 км/ч
- Дорога через деревни с большим количеством камер, искусственных неровностей и плохим асфальтом, светофорами и даже пробками
- дополнительные часы, потерянные на подобных «альтернативных объездах»
Неудивительно, что единожды проехавшись по такому маршруту, большинство водителей решают, что лучше ехать по платной трассе, экономя деньги, время и нервы. Сэкономленные 3-4 часа в пути по приличной трассе — это очень большой соблазн. Увы, трасса М4 уже далека от идеала, а цена проезда выросла почти вдвое. А ещё есть такое важно дело как принцип, который не позволяет платить дважды за одно и тоже (даже трижды: транспортный налог, акцизы в топливе, и непосредственно, оплата проезда по дороге). И опять же при правильном выборе маршрута, дорога на юг к морю будет вполне приятной.
Вам будет интересно:
Итак, первое правило объезда платных участков — это проработать маршрут заранее и иметь хотя бы общее представление о том, как вы поедете к морю. Через какие населенные пункты и с какими остановками.
Не пугайтесь разброса времени в пути от Москвы до Керчи по платным и бесплатным участкам. На моём опыте разница, конечно, есть, но она не столь существенна. Особенно с учетом того, что бесплатные участки постепенно становятся лучше (например объезд по М2). На картинке сверху разница в пути почти 3,5 часа. На самом деле она может быть и больше, если вы никуда не торопитесь и желаете по пути к Черному морю заехать в пару интересных мест. Дорога по бесплатным участкам живописней и позволяет посетить отдельные достопримечательности. Подробно читайте в статьях:
А теперь непосредственно к маршрутам объезда. Сначала разбираем участок до Ростова-на-Дону. Помните, маршрут лучше строить заранее и проверять, что вам выдали карты. Яндекс очень любит загонять на платные дороги, даже если движение там затруднено, да и оценку времени он не всегда дает четкую.
Рекомендованный объезд платных участков М4 Дон
Для объезда приличного количества платных участков М4, от Москвы до Ростова, есть два популярных маршрута: по М2 через город Ефремов или по М6 через Тамбов (Р-22). Руководствоваться выбором дороги можно исходя из точки старта маршрута. Грубо говоря, чем быстрее покинуть пределы Москвы, тем быстрее вы окажетесь в желаемом месте. Так что объезд через М2 рекомендован: если вы едете с Запада Москвы, по Р-22 соответственно с Востока. У каждого их этих вариантов есть как свои плюсы, так и свои минусы, о них подробнее чуть ниже.
Объезд по М2 платных участков М4 через Тульскую область и Ефремов
Маршрут объезда: По М2 в обход Тулы, через Щекино, съезд у Лукино в сторону М4 на Ефремов.
Обратите внимание, что на этом рисунке разница в пути между платным и бесплатным участками составляет 2 часа 20 минут, а не как на первом более трех часов.
Этим вариантом пользуемся мы сами достаточно регулярно, так как стартуем обычно или из Подольска или из Серпухова, а оба эти города находятся вблизи трассы М2. За последние годы «Симферополька» приятно преобразилась. Почти до Тулы, за редким исключением, дорога имеет шесть полос (по три в каждом направлении), правда и работы по расширению узких мест до сих пор ведутся, что создает дополнительные заторы. На момент написания статьи, октябрь 2020, такое узкое место находится как раз около Серпухова.
Трасса освещена почти до Тулы. Впрочем, выезжать рекомендую с утра, как проснетесь и проделаете все утренние процедуры. Вставать по будильнику не стоит, так же как не стоит ждать вечера, чтобы отправиться в путь. Так в дороге вы окажетесь отдохнувшим и сможете преодолеть большое расстояние. Выезжать невыспавшимся или уже готовым заснуть, я не рекомендую, если вас ожидает дальняя поездка. Усталость за рулем ни к чему.
Вам будет интересно:
Асфальтовое покрытие М2 почти везде хорошее, кроме нескольких мест за Серпуховым, где придется слегка снизить скорость. Но в целом по М2 спокойно можно двигаться на 110 км/ч. Уход на Ефремов узковат, но и не сильно загружен, так что при желании можно обогнать попутные тихоходы.
Как всегда в пути вас ждут камеры и патрули ДПС, особенно в Тульской области.
После выхода на М4, до Воронежа можно просто объезжать два платных участка, руководствуясь маршрутом, построенным навигатором в объезд платных дорог. Немного времени потеряете, но тут дело принципа.
Объезд по М-6 платных участков М4 через Тамбов
Маршрут объезда: После Ступино в объезд Каширы уход с М4 на Р-22 на Тамбов, у Тамбова сменить Р-22 на Р-193 (в сторону Воронежа), Борщевские пески, Таловая, Бутурлиновка и выход на М4 за Павловском
Уход с Р-22 на Р-193
Второй вариант объезда: От Тамбова направление в сторону Борисоглебска, далее через Новохопёрск, Калач выход на Богучар. Такой вариант позволит объехать Павловск и Лосево, а значит, и вероятные пробки в пути.
Трасса позволяет объехать практически все платные участки М4 между Москвой и Ростовом-на-Дону. Казалось бы, вот она отличная альтернатива. Но не спешите радоваться. М6 Каспий — это узкая почти везде двухполосная дорога, со скоростным режимом 70-90 км. Летом по ней идет активное движение тихоходных большегрузов из Астрахани и Волгограда, что дополнительно затрудняет движение. Как на большинстве бесплатных дорог, здесь можно встретить массу ДПС, камер и частных треног, которые почему-то до сих пор актуальны. Нужно быть внимательным к знакам, чтобы не привезти с бесплатного объезда массу штрафов.
Кроме того, трассу постоянно ремонтируют. Особенно не приятно, когда идет ремонт мостов (происходит регулярно), тогда на дороге образуется реверсивное движение в одну полосу, в котором можно потерять несколько часов.
К плюсам трассы М6 можно отнести достаточно развитую инфраструктуру: кафе, заправки, магазины. Опять же по отзывам очевидцев, туалеты в пути довольно грязные, что лично для меня удивительно. Сам по трассе я ездил достаточно давно и целенаправленно в Волгоград. Сейчас в виду своего места проживания вблизи трассы М2, выбираю именно её в качестве объезда.
Не исключено, что со временем М6 разовьется до приличной трассы, к тому же тут не так много населенных пунктов, что позволяет не сбрасывать скорость до 60 км/ч. Однако наблюдая за развитием дорог сегодня, можно сделать вывод, что М6 ещё не скоро получит четыре полосы. А если и получит, то велика вероятность, что вместе с ними она получит и платные участки, а следовательно, пропадет её смысл, как альтернативы трассы М4 Дон.
Объезд платных участков от Ростова до Краснодара и Крыма
Если вы путешествуете с одним водителем, то в районе Ростова-на-Дону желательно сделать длительную остановку, с возможностью поспать. Например, водитель может отдохнуть с дороги, а пассажиры, при желании, посмотреть город. Или тоже отдохнуть от более чем 12 часовой езды. После Ростова дорога на Краснодар по М4 скучна до безобразия — это четвертая группа платных участков.
Однако если вы собираетесь в Крым или просто не желаете повторно платить за дорогу, то хорошим решением будет объезд М4. Кстати, навигатор сам рисует объезд, при вашем желании попасть в Крым из Ростова
Обратите внимание, что разница во времени практически отсутствует между платной дорогой по М4 и бесплатными вариантами объезда. Маршрут объезда простой: выезд из Ростова по Западному шоссе, далее в сторону станиц Староминская, Каневская. Далее Тимошевск, Славянск-на-Кубани. А потом в зависимости от настроения или в Крым или в сторону Анапы, а оттуда куда угодно по берегу Черного моря.
Вам будет интересно:
Конечно, указанный маршрут — это дорога в две полосы по станицам Краснодарского края, где легко встретить развод на дороге, камеры и патрули ДПС, жаждущие опустошить карманы гостей курорта. Поэтому главный совет, строго соблюдайте ПДД — это не только сбережет вашу жизнь, но и позволит сильно сэкономить.
Как люди ухитряются проезжать бесплатно по платным дорогам
Сейчас начинается самый пик сезона и машины длинными вереницами движутся по трассе на юг, в сторону черноморского побережья.
Мало кто ещё не знает, что части дороги расширили, обустроили и сделали платными. Это не означает, что бесплатно на море не доехать, есть объездные бесплатные дороги, качество которых хуже, и которые не оборудованы отбойниками и не имеют такого количества полос.
У подавляющего числа людей в телефоне есть навигатор, который предупреждает о платном участке и предлагает объезд. Кроме того, на самой трассе тоже стоят указатели, обозначающие съезды на бесплатный альтернативный вариант.
Тем не менее находятся люди, которые осознанно пытаются проехать по платной дороге бесплатно. На участке Ростов – Сочи в случае «удачи» им удастся сэкономить 400 рублей с первого июля. Сейчас пока это 260 рублей, т.к. один участок за 140 рублей работает в тестовом режиме.
Методика проста. Первоначально шлагбаумы на постах были символическими пластиковыми. Если пристроиться за заплатившей машиной вплотную и двинуться с ней синхронно, то шлагбаумы не срабатывали. И даже если подобный манёвр не удавался, сами шлагбаумы не наносили вреда машине.
Казалось бы – вот она – халява! Но дорожники тоже не лыком шиты и приняли две меры.
Во-первых, теперь всю дорогу вам внушают мысль, что шлагбаумы больше не пластиковые. Если не знать истории с «бесплатниками», то подобные предупреждения на каждом информационном табло кажутся странными. Казалось бы: какая мне разница, из чего вы делаете свои шлагбаумы. А вот для «зайцев» разница есть, так как риск повредить машину возрастает.
Для тех, кто на бронепоезде, придумали иную меру: видеонаблюдение и штраф. Сбивать шлагбаум под запись видео камер совсем уж странно, и пытаться прошмыгнуть – бессмысленно.
Можно, конечно, поумничать и сказать: «Кто такой «Автодор», чтобы выписывать мне штраф?» или «У меня с ним никаких договорных отношений нет». Я слышал подобные аргументы и заинтересовался, действительно, на каком основании выпишут штраф.
Штраф выпишут на основании статьи 12.12 КоАП РФ – проезд на красный сигнал светофора. Первый штраф – 1000 рублей. Повторная фиксация – 5000 рублей. Красный сигнал есть? Есть. Тут не поспоришь.
Правда, если пристроиться и проскочить за оплатившей машиной – получится, что ты едешь на зелёный. Но есть шанс схлопотать по крыше (металлическим!) шлагбаумом.
В общем, как-то это не солидно – за 400 рублей пускаться в этот «блуд». Тем более, ты платишь за удовольствие ехать по удобной дороге, которая действительно стала комфортной. Мне есть с чем сравнить, я катался каждые две недели Ростов-Сочи, когда обустройства трассы ещё не было.
Вот такой очерк. Напишите в комментариях, как вы считаете: платные дороги – это нормально?
Ставьте лайк, если было интересно, и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый пост.