Кольцо без классификации это как понять
Перейти к содержимому

Кольцо без классификации это как понять

  • автор:

Лекция по МДК 01.01 Основы управления ассортиментом товаров Тема: Ювелирные изделия. Производство ювелирных товаров. Классификация и ассортимент ювелирных товаров

Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространенных видов декоративно — прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – это особая группа товаров. Большинство из них имеют исключительно декоративное значение. К ювелирным товарам относят изделия из драгоценных металлов, а также высокохудожественные изделия из недрагоценных металлов и сплавов, камня, кости в сочетании с камнями-самоцветами природного и искусственного происхождения.

Главным потребительскими свойствами ювелирных товаров являются их эстетические свойства, и в этом их особенность. Некоторые из ювелирных изделий (столовые приборы, запонки и др.) имеют определенное утилитарное назначение. Однако оно не является главным критерием при покупке, основной критерий—это красота изделий. Определенная особенность потребительских свойств ювелирных товаров заключается также в том, что срок службы ювелирных изделий из драгоценных металлов исчисляется десятками и даже сотнями лет.

Факторы, формирующие потребительские свойства ювелирных товаров

Факторами, формирующими потребительские свойства ювелирных товаров, являются материалы и способы производства.

Материалами для производства ювелирных изделий служат металлы и их сплавы, ювелирные камни, декоративные и поделочные материалы.

К основным драгоценным металлам относят золото, серебро и платину. Драгоценные металлы имеют красивый внешний вид, высокую устойчивость к химическим и атмосферным воздействиям, отличаются мягкостью, тягучестью, пластичностью, способностью сплавляется с другими металлами, что обуславливает широкое применение их в ювелирном производстве. Как правило, в чистом виде драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий не применяют из-за их недостаточной твердости и износостойкости. Применяют сплавы с разным содержанием драгоценного металла, которое выражают пробой. В нашей стране действует метрическая система проб, указывающая содержание драгоценного металла в 1000 частей (по массе) сплава.

Для изготовления золотых ювелирных изделий обычно применяют тройные сплавы золота, серебра и меди, имеющие желтый цвет. Золотые сплавы, используемые в отечественном ювелирном производстве, бывают пяти проб—958, 750, 583, 500, 375-й с содержанием золота соответственно 95,8 % , 75,0 % и т. д . Сплавы каждой пробы могут различаться цветом и тоном в зависимости от процентного состава компонентов. Сплав 958-й пробы называют «черновым золотом», по цвету оно не отличается от природного. Марки золотых сплавов включают обозначения компонентов, входящих в их состав, и их процентного содержания.

Для производства серебряных ювелирных изделий используют серебряно-медные сплавы 960 , 925 , 916 , и 875-й проб. Маркируют серебряные сплавы аналогично золотым.

Из сплавов платины в ювелирном деле применяют в основном сплав платины 950-й пробы.

Из цветных металлов и их сплавов в ювелирном производстве чаще используют сплавы меди – латунь, мельхиор, нейзильбер.

Ювелирные камни подразделяют на природные и искусственные. Природные камни могут минерального и органического происхождения. Их делят на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Искусственные камни, как правило, имеют минеральную основу.

Драгоценные камни (самоцветы) характеризуются высокой прозрачностью, твердостью, красивой игрой света. К ним относят алмаз, изумруд, рубин, сапфир и жемчуг. Мерой веса драгоценных камней является карат (0,2 г).

Алмаз – самый твердый камень, состоящий из кристаллического углерода. Отличается сильным блеском и высоким показателем преломления света. Граненый алмаз называется бриллиантом. Основными параметрами, характеризующими бриллианты, являются форма (существует 17 видов форм), масса (они бывают мелкие, средние и крупные), цвет (7 групп), дефективность (8 групп) и геометрические размеры. Наиболее ценными являются бесцветные алмазы, а также камни с голубой, синей, красноватой или зеленоватой окраской.

Рубин и сапфир – самые твердые после алмаза камни. Основу их составляет кристаллический глинозем (корунд). Окраска определяется присутствием незначительных примесей оксидов металлов. Рубины имеют красный цвет, сапфиры чаще синие, иногда встречаются красновато – синие или фиолетовые.

Жемчуг – драгоценный камень ограниченного происхождения, образующийся в раковинах речных и морских моллюсков. Его отличает своеобразный радужный блеск перламутрового вещества. Цвет жемчуга может быть различным. Наиболее ценен блестящий жемчуг округлой формы белого и розового цветов.

Полудрагоценные камни отличаются разнообразием. Это камни прозрачные и полупрозрачные, бесцветные и цветные. Неодинаковы и их свойства, определяемые преимущественно химическим составом, внутренним строением. По химическому составу выделяют несколько групп полудрагоценных камней: группа берилла (аквамарин, александрит), группа кварца (аметист, горный хрусталь, опал) и др. К полудрагоценным камням относят и камни органического происхождения: янтарь, коралл. Мерой веса полудрагоценных камней является грамм. Наименования и цвета некоторых из них приведены ниже.

Аквамарин – камень синевато – голубых оттенков, напоминающих морскую воду; александрит — изумрудно — зеленого цвета при дневном освещении и фиолетово – красного – при искусственном; аметист – фиолетового или голубовато – фиолетового цвета; горный хрусталь – прозрачный, бесцветный; опал – полупрозрачный, ирризирующий, чаще молочно – белый; топаз – бесцветный, винно – желтый, розовей и других оттенков.

Янтарь – это легкий и мягкий камень, представляющий собой окаменевшую смолу древнейших хвойных деревьев. Цвет янтаря – от ярко – желтого до буро-коричневого. Наиболее ценен прозрачный янтарь с включениями насекомых или частичек растений.

Кораллы – это окаменевшие остовы морских беспозвоночных организмов – полипов. Они непрозрачны, имеют различную окраску.

Агат – полупрозрачный, просвечивающийся, многоцветный ( до 20 оттенков ), рисунчатый ( полосатый, слоистый ) камень. Разновидность агата, обычно с полосчатостью черного и белого цвета, называют ониксом.

Искусственные камни получают чаще из оксидов различных металлов путем выращивания кристаллов в определенных условиях. К ним относятся синтетический корунд, искусственные гранат, изумруд, сапфир, искусственные кристаллы – фианиты, искусственно выращиваемый жемчуг и др. Часто искусственные камни почти не отличаются от природных. Обычно они более крупных размеров, более чистые и равноокрашенные.

Из декоративных и поделочных материалов в производстве ювелирных изделий применяют стекло, кость, рог, пластмассы и др.

Особенностью производства ювелирных изделий является то, что они расцениваются как произведения искусства и создаются художниками – ювелирами. Производство ювелирных изделий начинается с разработки эскиза, изготовления модели, утверждения ее на художественном совете. Основные технологические процессы производства следующие: заготовка, создание форм, отделка, огранка и закрепка.

Заготовку материалов из сырья и полуфабрикатов производят плавкой, прокаткой, волочением, ковкой и резкой.

Форму ювелирных изделий создают штамповкой, литьем по выплавляемым моделям, монтировкой (сборкой деталей с помощью пайки, сварки или клепки).

Отделка ювелирных изделий предполагает механическую обработку (шлифование, полирование, чеканка, гравировка) или нанесение защитно-декоративных покрытий (чернение, оксидирование, золочение, серебрение, эмалирование). В последнее время для отделки ювелирных изделий все шире применяются финифть – миниатюрная живопись по эмали, филигрань (скань) – ажурный узор из гладкой или крученой проволоки, инкрустирование различными материалами.

Огранку ювелирных камней производят различными способами. Основные из них – огранка розой (боковые поверхности камня состоят из треугольных граней, сведенных вверху в точку), бриллиантовая (с большим количеством граней, расположенных в несколько ярусов), ступенчатая (грани расположены рядами в виде ступенек), огранка кабошоном (верхняя часть камня имеет криволинейную форму).

В ювелирных изделиях наиболее распространены следующие виды закрепок камней: крапановая, гризантная, корневая и глухая.

При крапановой закрепке камень зажимается в лапках (крапанах), при гризантной – обжимается ободком с насечкой (гризантом). Корненая закрепка применяется чаще для мелких камней, которые устанавливают в высверленные в изделии отверстия и закрепляют корнерами (частицами металла). При глухой закрепке камень закрепляется ленточным ободком по всей окружности.

Классификация ювелирных изделий Общепринятая классификация ювелирных товаров

Пример процесса изготовления коробчатого замка Операция Инструмент, приспособление, материал Взять полоску (заготовку) листового проката
Пример процесса изготовления коробчатого замка Операция Инструмент, приспособление, материал Взять полоску (заготовку) листового проката из золота, серебра, мельхиора, меди толщиной 0, 5 мм, выпрямить, отжечь Молоток, флакейзен, асбестовый лист, горелка Разметить — нанести на заготовку контур в виде прямоугольника размерами 22 x 8 мм, вырезать, опилить острые края (эскиз 1) Чертилка, ножницы, напильник, надфиль Разметить и выпилить или просверлить с одной боковой (в центре) стороны прямоугольника небольшое полукруглое отверстие (эскиз 2) Чертилка, сверло, напильник, тисочки Согнуть заготовку как показано; обе плоскости должны быть равны и параллельны (эскиз 3) Оправка, плоскогубцы Уложить согнутую заготовку открытой стороной на полоску листового проката, офлюсовать, наложить припой (изнутри), закрепить, паять, отрезать излишки металла (эскиз 4) Асбестовый лист, горелка, припой, флюс, кисточка, пинцет, ножницы Повторить предыдущую операцию (эскиз 5) То же » Отбелить, промыть, просушить Ванночки, отбел, пинцет Опилить места пайки заподлицо Напильник Разметить и выпилить отверстие для защелки, запилить острые края (эскиз 7) Чертилка, лобзик Разметить и отрезать от полоски листового проката толщиной 0, 5 мм заготовку шириной чуть меньше прорези коробочки (для свободного входа) и длиной, равной длине коробочки плюс 1, 5 мм на закругление, закруглить конец заготовки на высоту чуть большую, чем высота прорези коробочки, запилить острые края (эскиз 8)Чертилка, ножницы Взять полукруглую проволоку диаметром 2, 8 — 3, 0 мм, отрезать заготовку длиной чуть больше длины полукруглого конца коробочки. Данную деталь можно изготовить и из круглой проволоки, запилив ее на плоскость (эскиз 9) Лобзик, напильник Припасовать изготовленную деталь к защелке, офлюсовать, наложить припой, закрепить, паять (эскиз 10) Надфиль, асбестовый лист, горелка, пинцет, припой, флюс, кисточка Отбелить, промыть, просушить, зачистить места пайки Ванночки, отбел, пинцет, надфиль Разметить и выпилить в защелке (предварительно просверлив два отверстия) так называемую перекладину (эскиз 11) Чертилка, лобзик, сверло, дрель Изготовить из проволоки диаметром 2 мм стопор высотой 3 мм (эскиз 12) Кусачки, надфиль Припасовать, а затем паять стопор к защелке (эскиз 13) Те, что необходимы при пайке Отбелить, промыть, просушить, зачистить места пайки Ванночки, отбел, пинцет, надфиль Проверить размеры защелки: вставить защелку в прорезь коробочки, запилить упор на защелке (деталь из полукруглой проволоки) заподлицо с корпусом коробочки; стопор должен возвышаться над коробочкой не более чем на 1, 5 мм Надфиль Взять круглую проволоку диаметром 1, 0 мм, отрезать заготовку и сделать два колечка, согласуясь с размерами конкретного украшения (браслета или ожерелья) запилить в каждом из колечек плоскость (эскиз 14) Кусачки, напильник Припасовать, а затем паять колечки к обеим частям замка; кольца необходимы для соединения замка с украшением (эскиз 15) Необходимые при пайке Шлифовать и полировать обе части замка Шлифовальные и полировальные щетки, паста ГОИ

Клеймение ювелирных изделий

Все изделия из драгоценных металлов, изготовленные в нашей стране, должны иметь пробирное клеймо, поставленное Инспекцией пробирного надзора Министерства финансов. Пробирное клеймо содержит пробу, указываемую цифрами.

Кроме метрической системы, применяемой в нашей стране, в ряде стран используется каратная система проб. Соответствие некоторых проб золотых сплавов двух систем приведено ниже:

Метрическая Каратная
375 9
583/585 14
750 18

Помимо цифр на клейме некоторых стран есть еще и символика. Например, до недавнего времени на отечественных изделиях перед цифрами изображалась звезда с серпом и молотом.

Если инспекция пробирного надзора установила несоответствие укзанной на изделии пробе, то на изделие наносится клеймо НП ( не соответствует пробе ). Такие изделия подлежат переработке. Наряду с пробирным клеймом на изделия наносится именник предприятия-изготовителя, содержащий последнюю цифру года выпуска и условное буквенное обозначение предприятия.

Классификация ювелирных украшений

Главная >> Статьи >> Классификация ювелирных украшений Иногда не вполне понятно, почему одно ювелирное изделие стоит в десятки раз дороже другого, несмотря на то, что изготовлены они из одних и тех же материалов. Чтобы понять это, нужно знать, что существует несколько признаков, по которым ювелирные украшения классифицируются. И каждый признак влияет на ценность украшения как в отношении цены на него, так и в отношении уникальности изделия.

Ювелирные украшения бесконечно разнообразны — они изготавливаются из разных металлов и сплавов, со вставками и без, с драгоценными и полудрагоценными камнями. Существует удобная и четкая классификация ювелирных украшений, в которой каждому типу украшений отведено свое особое место.

К настоящим ювелирным украшениям относят украшения, материалом для изготовления которых послужили драгоценные металлы или сплавы. Что касается вставок в такие украшения, они могут быть разными — и драгоценными камнями, и прочими материалами, а также камнями недрагоценными. Ювелирное украшение может и вовсе не иметь вставок. Ювелирная галантерея — это украшения, которые выполнены из недрагоценных металлов, но имеют покрытие из металлов драгоценных. Украшения, относящиеся к ювелирной галантерее, могут иметь вставки или быть созданы без них. В том случае, если вставки есть — это недрагоценные материалы.

Существует также металлическая галантерея. К этому типу относятся украшения из недрагоценных металлов, вставки в таких украшениях также выполняются из недрагоценных материалов и недрагоценных камней.

Такая классификация ювелирных украшений называется практической. В ней изделия пересекаются только по типу вставок. Но не пересекаются по типу металлов.

Эта классификация была утверждена только в 1998 году, до этого же украшения классифицировали несколько иначе. В основе старой классификации лежали четыре класса ювелирных украшений: непосредственно ювелирные украшения, ювелирная галантерея, камнерезные и художественные изделия.

Но ювелирное дело, как и другие виды производства и искусства, не стоит на месте, постоянно появляются новые материалы, рождаются новые технологии. Поэтому классификация постоянно видоизменяется. Однако и старый способ классификации до сих пор применяется ювелирами.

Классификация по признаку материала предполагает четкое разделение металлов на драгоценные и недрагоценные. Об этом необходимо знать, чтобы понимать, к какому классу относится то или иное ювелирное изделие.

Драгоценные материалы сильно отличаются один от другого, обладая индивидуальными качествами и свойствами. Самые популярные драгоценные материалы это:

  • Золото. Отличается отличной теплопроводящей и электропроводящей способностью, хорошо поддается ковке. Золото — мягкий и пластичный драгоценный металл.
  • Серебро. Более твердый металл, чем золото, достаточно пластичный, отлично поддающийся полировке.
  • Платина. Драгоценный металл, дорогой, но уступающий двум предыдущим по обоим признакам: ковкости и пластичности.
  • Палладий. Имеет серебристо-серый оттенок. Ковок и пластичен, не окисляется в нормальных условиях, отлично поддается всем видам обработки металла.
  • Родий. Имеет голубовато-белый цвет и отличается твердостью. Устойчив к износу и обладает высокой отражающей способностью.

Что касается такого понятия, как драгоценный камень, то оно не имеет достаточно четкого определения, так как камни оценивают не по одному и не по двум, а по целому комплексу характеристик, признаков и свойств. Если в двух ювелирных украшениях есть одинакового размера вставки, причем одинаковой формы и выполненные из одного и того же камня, это вовсе не значит, что стоимость украшений будет одинакова. Один камень может отличаться от другого по какому-нибудь признаку, что и отразится на цене ювелирного изделия.

Помимо прочих признаков, по которым классифицируют ювелирные изделия, есть еще классификация по назначению, так как каждое изделие призвано выполнять определенные функции. Основные классы ювелирных изделий по назначению:

  1. Предметы личных украшений. К ним относятся такие популярные украшения, как серьги, броши, кулоны, бусы, ожерелья, медальоны, булавки, цепочки, колье, нательные кресты.
  2. Предметы туалета. Разнообразные шкатулки и шкатулочки, заколки, булавки для галстуков и шляп, запонки и зажимы, флаконы для духов, шпильки, а также пудреницы, зеркальца и т.п.
  3. Принадлежности для курения. Достаточно много изделий относятся к этой группе: мундштуки, портсигары, спичечницы, табакерки, щипчики для сигар, пепельницы, сигаретницы и трубки.
  4. Предметы для сервировки стола. Кольца для салфеток, блюда, щипцы для сахара, кубки, ложки, вилки, кувшины, тарелки и рюмки, графины, ситечки для чая, кофейники, а также многое другое, что служит для сервировки.
  5. Письменные принадлежности: пресс-папье, стаканы для карандашей, ножи для бумаги и т.п.
  6. Предметы интерьера: статуэтки, вазы, каминные часы, подсвечники, каменные панно, люстры и многое другое.
  7. Украшения для часов: цепочки, собственно ювелирные часы, шатленки и браслеты.
  8. Сувениры: значки, медали, прочие сувенирные изделия.
  9. Детали украшения оружия — эфесы, вставки на рукоять пистолетов, рукоятки ножей и прочее.
  10. Ритуальные предметы, предметы для совершения обрядов (например, кадило, купель для обряда крещения).

Следующий признак, по которому классифицирую ювелирные изделия: техника исполнения. Существуют три вида техники: ручная, машинная и комбинированная.

Самыми дорогими, разумеется, являются изделия ручной работы. Это обусловлено тем, что на создание такого изделия тратится очень много времени и труда, а получившееся в результате украшение или изделие — совершенно неповторимо и уникально. Как правило, изделия ручной работы единичны или созданы в очень малом количестве, что только придает им ценность.

Машинная техника — это производство ювелирных изделий с применением оборудования. Но ювелирные изделия все равно не могут быть полностью созданы машиной. Так или иначе, человек участвует в процессе, выполняя наиболее сложные операции, какие-то завершающие этапы изготовления.

Комбинированное изготовление — это создание ювелирный изделий из деталей и элементов, которые созданы машинами путем литья, штамповки, прессования. Но сборка таких ювелирных изделий производится вручную, вручную же мастера-ювелиры делают последние штрихи.

Таким образом, мы видим, что сделать процесс создания ювелирных изделий полностью автоматизированным попросту невозможно. И каждое ювелирное украшение хранит тепло рук заботливого мастера, который «доводил» украшение, придавал ему блеск.

Но самые ценные украшения — это, конечно, те, в создании которых машины не участвовали вовсе. Именно за такими произведениями ювелирного искусства охотятся коллекционеры и такими украшениями стремятся завладеть особы голубой крови и просто очень состоятельные люди. Множество ювелирных изделий ручной работы хранятся в качестве ценных экспонатов в музеях по всему миру.

Дата публикации: 07.11.2009

Классификация и характеристика ассортимента ювелирных товаров

По назначению ювелирные изделия подразделяются на изделия для украшения, предметы туалета, предметы украшения интерьера, принадлежности для курения, сувениры. В зависимости от применяемого материала различают ювелирные изделия из драгоценных и недрагоценных сплавов, камня, кости др. По характеру производства ювелирные изделия делят на серийные и единичные. Ассортимент ювелирных изделий можно подразделить также по видам, конструкции, отделке, комплектности и др.

Изделия для украшения по характеру использования делят на группы: украшения для головы, для шеи и платья.

Украшения для головы – это прежде всего серьги. Изготовляют их из сплавов золота, серебра и цветных металлов, самых разнообразных форм, со вставками из камней и без них. В серьгах применяются замки различных конструкций ( крючок с петелькой, винт с гайкой, швенза и др.).

Украшения для шеи и платья – это бусы, цепочки, колье, кулоны, медальоны, броши и др.

Бусы могут состоять из элементов любой формы, нанизанных на нить или соединенных проволочными звеньями. Изготовляют их из различных материалов, с разнообразной формой бусин, с замком и без замка. Они могут состоять из одной или нескольких ниток.

Цепочки по форме звеньев бывают якорные ( звенья расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях ), панцирные ( звенья имеют форму слегка изогнутого овала ), витые и фантазийные. Цепочки используют как самостоятельное украшение, а также для ношения медальонов, кулонов и карманных часов.

Колье – это шейное украшение, которое обычно имеет несколько подвесок из ювелирных камней или драгоценных металлов, прикрепленных чаще в его центральной части.

Кулон обычно состоит из подвесок цепочки, медальон – из открывающейся подвески и цепочки.

Броши – это наиболее распространенный вид украшения одежды. Их вырабатывают различных форм, размеров, конструкций.

Украшения для рук включают кольца и браслеты. Кольца изготовляют гладкие без вставок (обручальные) и декоративные (фасонные). Браслеты могут быть жесткие и мягкие по конструкции, различных размеров.

Кроме отдельных изделий для украшения изготовляют и гарнитуры, состоящие из изделий с единым художественным решением (например, серьги, кольцо и брошь).

Предметы туалета – это запонки, зажимы для галстуков, пряжки, пудреницы, шкатулки и др. Все они имеют художественную отделку.

Принадлежности для часов включают принадлежности для наручных и карманных часов, а также часы в корпусах из драгоценных металлов с ювелирными камнями. В наиболее широком ассортименте из товаров этой в торговлю поступают браслеты для часов. Изготовляют их из золота, серебра и других металлов с золочением и серебрением. Браслеты бывают для мужских и женских часов, различаются по ширине и длине, имеют разнообразную конструкцию.

Предметы украшения интерьера включают вазы для цветов, панно из поделочных камней, серебра, художественно обработанного металла с филигранью, эмалью, чернью и др.

Принадлежности для курения объединяют портсигары, пепельницы, мундштуки, зажигалки (газовые и бензиновые, кремниевые и пьезоэлектрические), спичечницы и др. Производят их из серебра, мельхиора, нейзильбера, поделочных камней и др.

Сувениры – это изделия, отражающие национальные или региональные особенности культуры, выдающиеся события, памятные даты и др. К ним относят памятные медали, значки, подстаканники с тематическими рисунками, брелоки и др.

Классификация и ассортимент ювелирных изделий

По назначению

ювелирные изделия подразделяют на сле­дующие группы: предметы личных украшений, предметы сер­вировки (оформления) стола, предметы украшения интерьера, предметы туалета, принадлежности для часов, письменные при­надлежности, курительные принадлежности, сувениры.

По материалу изготовления

ювелирные изделия подразде­ляют на золотые, серебряные, платиновые, палладиевые. Юве­лирные изделия из сплавов драгоценных металлов подразделя­ются по пробам. Изделия из сплавов золота классифицируют по оттенку цвета на изделия из белого, желтого, розового, зелено­го и голубого золота.

По способу производства

ювелирные изделия подразделя­ют на литые, штампованные, монтированные; по отделке на по­золоченные, филигранные, гравированные, черненные, инкру­стированные и др.; по наличию и виду вставок на изделия без вставок и со вставками из природных и искусственных камней и другим признакам. Изделия со вставками различают по виду вставок, огранке, способу закрепки в изделии.

Предметы личных украшений

—- самая распространенная группа ювелирных изделий, которая включает предметы укра­шения головы, шеи и платья, рук, других частей тела, а также гарнитуры.

К предметам украшения головы относятся серьги и диа­демы. К предметам украшения шеи и платья — цепочки, бусы, гривны, колье, ожерелья, кулоны, броши, медальоны.

По форме звеньев и конструкции цепочки подразделяют на панцирные, якорные, ленточные, фантазийные и др.

Бусы представляют собой шейное украшение в виде элемен­тов любой формы, нанизанных на нить или соединенных прово­лочными звеньями.

Гривна — это шейное украшение в виде жесткого обруча с подвесками или без них.

Шейное украшение, декоративные элементы которого за­фиксированы в его центральной части называется колье, а укра­шение, декоративные элементы которого зафиксированы по всей его длине — ожерельем,

Кулоны и медальоны относятся к шейным украшениям в виде подвески. Используются в сочетании с цепочкой, шнуром или лентой.

К предметам украшения рук относят кольца и браслеты. Кольца изготовляют гладкими без вставок (обручальные) и де­коративные со вставками. Кольца разделяют по форме, ширине и внутреннему диаметру шинки (ободка). Размеры (номера) колец определяют по внутреннему диаметру шинки в миллиметрах — от 15 до 22,5 с интервалом в 0,5 мм.

Браслеты по конструкции подразделяют на жесткие и мяг­кие. Они могут иметь подвески и вставки из различных матери­алов. Выпускают их длиной от 130 до 195 мм с интервалом в 5 мм.

Брошь представляет собой украшение с застежкой для при­калывания ее к платью, блузке и т. п. Обычно носится на груди.

Гарнитуры представляют собой группу разных по назна­чению предметов личных украшений, имеющих единое худо­жественное решение. Гарнитуры обычно состоят из серег, бро­ши и кольца или серег, колье, браслета и кольца, изготовлен­ных из одного материала, имеющих одинаковые фасон, отделку, вид и цвет вставки.

К предметам сервировки

(оформления)
стола
относятся художественно оформленные приборы и посуда, изготовлен­ные из сплавов драгоценных или цветных металлов и имеющих покрытие из золота и (или) серебра. Ассортимент представлен в виде отдельных предметов или наборов, предметы которых имеют единое художественное оформление.

К столовым приборам относят ложки (столовые, десертные, чайные, кофейные, для специй, для заварки чая и др.), вилки (столовые, десертные, сервировочные), ножи, лопатки сервировочные и другие предметы.

К столовой посуде относятся чайники, кофейники, молоч­ники, сахарницы, сливочники, подстаканники, креманки, вазы, подставки для столовых приборов, рюмки, бокалы и другие изделия.

К предметам украшения интерьера

относятся изделия, эстетически обогащающие интерьер помещения — вазы для цветов, настенные панно из цветных камней, скульптуры, на­стенные декоративные блюда.

Ассортимент предметов туалета

включает пудреницы, расчески, шкатулки, зеркала в оправе, имеющей ювелирное исполнение, булавки для шляп и галстуков, заколки для волос, запонки, зажимы для галстуков, пряжки для ремней.

К принадлежностям для наручных и карманных часов

относят браслеты и бортовые цепочки.

Принадлежности для письма

включают перьевые ручки с золотым пером, чернильницы из цветных камней (яшмы, мала­хита, мрамора), ножи для резки бумаги, подставки для ручек.

К курительным принадлежностям

относятся предметы для хранения табака и табачных изделий (портсигары), для держания табачных изделий (мундштуки, трубки курительные), для высекания огня (зажигалки), пепельницы и машинки для набивки папирос.

К сувенирным ювелирным изделиям

относятся изделия, от­ражающие национальные или региональные особенности куль­туры и искусства, памятные даты или обозначающие какой-либо образ: кинжалы, сабли, скульптуры, брелоки и т. п.

Контроль качества ювелирных товаров

Контроль качества изделий из драгоценных металлов начинают с проверки наличия на каждом изделии клейма Инспекции пробирного надзора, соответствующего сопроводительным документам, и именника предприятия – изготовителя.

Далее путем внешнего осмотра проверяют качество маркировки и упаковки изделий, линейные размеры колец и браслетов, выявляют дефекты и определяют их допустимость НТД.

Парные изделия должны быть подобраны по размерам, форме, цвету и огранке вставок. Поверхность изделий должна быть ровной, без вмятин, царапин и т. п. Режущие кромки в изделиях ( кроме ножей, булавок ) не допускаются. Рисунок на поверхности изделий должен быть четким. Вставки ( кроме драгоценных камней и янтаря ) не должны иметь видимых невооруженным глазом неполированных участков, царапин сколов, и т.п. Вставки должны быть закреплены неподвижно. Шарнирные соединения должны обеспечивать подвижность деталей, замки – надежность закрепления, исключая возможность самооткрывания.

Стили ювелирных украшений

Каждый человек по-своему выбирает ювелирные украшения, большинство людей обращает внимание на два фактора: стоимость и внешний вид. И только после того, как покупатель определяется с этими двумя критериями, в расчет начинают идти и другие моменты: вид драгоценного металла, вид драгоценного камня или самоцвета, стиль ювелирного украшения. Вот именно о стилях, существующих в ювелирной моде, нам и хотелось бы поговорить.

Говорить о стиле ювелирных украшений можно в двух аспектах:

  • Профессиональная классификация украшений, которая является общепринятой для любой моды и искусства – это классификация по виду эпох: барокко, классицизм, рококо, ампир, модерн и романтизм. Затем в XX веке появились современные течения – кубизм, абстракционизм, арт-деко, футуризм и хай-тек. Однако это действительно специфическая классификация, которой пользуются ювелиры, дизайнеры, художники, модные дома и, изредка ценители ювелирных изделий.
  • Вторая классификация создана специально для любителей, обычных покупателей: классический стиль, авангард, зоологический стиль, этнический стиль, готический стиль, геометрический стиль, экзотический стиль, космический стиль. Такая классификация более понятна потребителю, ведь по названию можно сразу понять, что именно ожидать от ювелирного изделия. Мы рассмотрим обе классификации, чтобы каждый покупатель смог разбираться, что именно он выбирает, с чем можно сочетать украшения и как его носить.

Классический стиль — в нем работают большинство ювелирных брендов, хотя при этом выпускают коллекции, немного отличающиеся от основного направления. Редко какая ювелирная компания придерживается действительно единого стиля, предпочтения покупателей разные, а ведь именно запросы потребителя являются основным на ювелирном рынке и мировые ювелирные бренды стремятся их удовлетворить.

Итак, в классическом стиле работают: Damiani, BVLGARI, Links Of London, Tiffany, Cartier,Faberge, Chopard. Мы перечислили только малую толику существующих ювелирных компаний, которые работают преимущественно в этом стиле, просто для примера. Итак, чем же отличается классический стиль: изящные формы, утонченные, не слишком затейливые, строгие, лаконичные. Чаще всего форма ювелирных изделий – это круг или прямоугольник. Основной плюс подобного стиля – неподвластность моде, они будут актуальны в любое время и в любом месте, будь это рабочий костюм или элегантное вечернее платье.

Под словом авангард понимают более необычные украшения, которым присуще отрицание всех привычных форм и традиций. Ювелирное украшение, выполненное в данном стиле, подчиняется только одному закону – таланту, вкусу и желанию ювелира. Обычно это шокирующее, эксцентричное, необычное, подвижное, гибкое, яркое и броское украшение, в котором могут сочетать необычные материалы, драгоценные камни соседствовать с самоцветами, а платина сосуществовать с кожей. Так же нет никаких правил в использовании пропорций и форм ювелирного изделия. В стиле авангард в основном работают: Very, Gavello, Style Avenue, Alexander Arne, La Nouvelle Bague, Mauboussin, Pomellato, Vhernier, Россильвер.

Следующий стиль – зоологический, это украшения, в которых используют фигурки животных, птиц, рыб…в общем, флоры и фауны. Иногда данные коллекции выглядят легкомысленными, иногда веселыми, однако хотя бы одну коллекцию в подобном стиле можно встретить у любого международного ювелирного бренда, даже у самых элитных марок. Причем практически все подобные украшения все же можно отнести к классике.

Этнический стиль, или еще его называют стилем фольклор. Понятно, что все украшения этого стиля интерпретируют мотивы и культуру определенной народности или национальности: Индия, Испания, Япония, Китай, Россия…. Например, к типичному представителю этнического стиля можно отнести кельтские украшения, или характерный индийский стиль. Более узкий стиль – это: экзотический, его в принципе можно отнести к этническому стилю. Украшения выполнены в ярких, вызывающих и эффектных тонах, например, ближе всего к этому направлению – африканский стиль. Бренды, у которых встречаются этнические коллекции — De Beers, Deno Silver, Bochic,John Hardy, Boucheron, Gianmaria Donin, Henry Dunay, La Nouvelle Bague.

Готический стиль — это ювелирные украшения с ритуальной атрибутикой, кресты, горгульи…в общем, пристальное внимание этого стиля направлено на символику ювелирных изделий. Можно четко проследить в переплетениях узоров пентаграмму, руны или магические знаки, так же встречаются элементы средневековья, например, ажурные шпили башен. Другой подвид этого стиля – траурные изделия темными, мрачными тонами. Ювелирные бренды этого стиля — Ле Сибилле, Buccellati, Philipp Plein.

Теперь переходим к профессиональной классификации и начинаем со стиля барокко – это роскошный декор ювелирных украшений с динамичными, пышными и вычурными формами. Основные признаки данного стиля: пышный декор, нет сдержанности, четкости, правильности, гармонии. Преобладают тяжелые орнаменты, гирлянды, банты, завитки. Чаще всего – это массивные украшения. Современные ювелирные бренды этого стиля – Buccellati, Carrera y Carrera.

Стиль Рококо – более легкий, чем барокко. Для него характерны изогнутые формы, ассиметричные, причудливые сочетания всевозможных завитков и гирлянд. Вообще для стиля Рококо используют всевозможные закручивания, переплетения, это веерообразная композиция: изящная, хрупкая, грациозная. В этом стиле работает множество российских ювелирных брендов: «Сирин», «Стела эксклюзив».

Стиль классицизм, обратите внимание, не путать с классическим стилем, описанным выше. Этот стиль определяется веком Древней Греции и Римской античности. К основным признакам стиля можно отнести: подражание античности, в основном используется тематика лавра, дуба, меандра и аканта. Цветовая гамма простая, неяркая, и не кричащая, самыми заметными цветами являются черный, красный и белые тона. Для стиля классицизм характерны строгие и простые формы, чаще всего, это медальоны и розетки. В данном стиле можно увидеть коллекции от Faberge, Tiffany,Versace.

Стиль модерн отличается большим количеством плавных линий, удлиненный форм, текучести, ассиметрии, утонченности. Основной темой в ювелирных украшениях данного стиля являются флористические мотивы, изящные композиции и мистический колорит вещей. Здесь важны не стоимость драгоценные камней или металлов, а тот смысл, что они несут в себе. Важным оказывается не сочетание камней по стоимости или качеству, а по цвету, эзотерическому значению. Ювелирные компании этого стиля: Константин Крюков, Carlo Lucadella Quercia.

И завершая разговор о стилях ювелирных украшений, немного остановимся на современных стилях. Основным является стиль арт-деко, который сочетает одновременно роскошь и простоту, четкость линий и яркую игру драгоценных камней. Основным брендом и основоположником стиля является ювелирный бренд Cartier, который создает украшения, полные гармоничности, изящности, но при этом в них сохраняются простые и понятные формы. Другие бренды так же подхватили это направление: VanClееf & Arpels, StefanHafner, Tiffany & Co, Chorard, Picchiotti, de Grissogono, Chaumet, Graff, Воucheron, Bruni, Adler.

Стиль Хай-тек – это минималистические формы и драгцоеные металлы (Chaumet, Di Modolo). В основном обращается внимание на качество обработки металла, однако драгоценные камни в ювелирных украшениях этого стиля встретишь редко.Конструктивизм подвержен одной идее: форма должна отражать название предмета и его назначение. Именно здесь чаще всего встречаются изделия – трансформеры, ювелирные украшения в стиле конструктивизм многофункциональны (Gavello, Orlando Orlandini).

Как видно, стилей много, мы рассказали только об основных направлениях, однако внутри каждого стиля есть свои течения, подстили, классификация. Поэтому человек, прежде всего при выборе ювелирного украшения должен основываться на собственном вкусе. К тому же, пристрастие к одному стилю никак не исключает наличия в вашей домашней коллекции и украшений других стилей. Человек – существо изменчивое, многоплановое, поэтому мы довольно часто подстраиваемся под настроение: сегодня хочется выглядеть строго, классически и для этого подбираем соответствующие стили. А завтра хочется немного подурачиться, отдохнуть от привычного образа жизни и четких правил – именно для таких случаев и нужны украшения других стилей.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ювелирных товаров

Маркировка ювелирных товаров наносится на изделие, индивидуальную этикетку, групповую, транспортную тару и упаковочный лист.

На изделие наносится именник предприятия-изготовителя и клеймо пробирного надзора. На этикетке изделия из драгоценных металлов должно быть указанно: на лицевой стороне – наименование и товарный знак предприятия, наименование изделия, артикул, наименование и проба металла, масса изделия в граммах, цена изделия; на оборотной стороне – размер кольца или браслета, наименование материала вставки, обозначение НТД, штамп ОТК. На оборотной стороне этикетки к изделию со вставками из драгоценных камней дополнительно указывают: номер изделия, месяц, год изготовления, номер партии, характеристику и НТД на вставки. При этом не указывают артикул и цену за один грамм. Этикетка к изделиям из драгоценных металлов должна быть прикреплена ниткой и опломбирована.

Упаковка ювелирных изделий может производиться в различную тару: индивидуальную (футляры и др.), групповую (картонные коробки) и транспортную (ящики из фанеры и др.). Групповая тара должна быть опломбирована. В транспортную тару могут быть вложены различные изделия, предназначенные одному получателю.

Транспортировка ювелирных изделий из драгоценных металлов, как правило, производится спецсвязью в деревянных ящиках. Ящики с ювелирными товарами должны быть обтянуты по краям железной лентой или проволокой и опломбированы так, чтобы их невозможно было вскрыть без повреждения опломбированной обтяжки.

Ювелирные изделия должны храниться и эксплуатироваться в условиях, исключающих их механическое повреждение, а также исключающих их взаимодействие со щелочными моющими средствами, веществами, содержащими йод, ртуть или ее соединения, и некоторыми другими.

Классификация ювелирных изделий

Если брать традиционное распределение этого дорогого товара, то он может разделяться по материалу изготовления и по назначению. Что касается последнего, то есть большое количество видов аксессуаров из серебра, меди или золота могут применяться в качестве личных подвесок, цепочек и колечек, бытовых приборов и как дизайн интерьера в доме.

По материалу изготовления они могут быть сделаны из драгоценного/недрагоценного металла, содержать или не содержать в себе вставки из камней. Как много лет назад, так и в XXI веке люди хотят выглядеть стильно и элегантно, поэтому на пальцах у многих можно увидеть колечки, на шее – ожерелье, а на запястье руки – массивный браслет. Их относят к нательному типу. При этом, аксессуары необходимо подбирать правильно, чтобы одежда и обувь тоже были в тон. Кроме этого, данные изделия должны быть практичными, потому что когда они стесняют движения, то человеку становится не комфортно.

Ювелирные украшения и бирки: как расшифровать информацию о драгоценном камне

Для того, чтобы не ошибиться с выбором ювелирного украшения, необходимо уметь правильно расшифровывать информацию, которая указывается на торговой бирке. Ситуация с этим вопросом в России довольно не однозначная, потому что отсутствуют единые стандарты в отношении описания драгоценных камней. Существует лишь классификации по прейскурантам на бриллианты. Конечно же это сказывается на рынке ювелирных украшений с драгоценными камнями самым отрицательным для потребителей образом.

Отсутствие государственных стандартов на качественные характеристики драгоценных камней приводит к тому, что каждый производитель или поставщик указывает важную информацию об изделии с самоцветами на свое усмотрение. Это также приводит к тому, что под видом природных продаются синтетические камни, или же за драгоценные выдаются полудрагоценные, по внешнему виду их напоминающие.

кольцо Соколов с 5 камнями на пальце

Обозначение натуральных камней в бирках

Играем в «тайного» покупателя.

— У вас есть природные рубины? – спрашиваю в магазине №1.

— Да, конечно! – приветливая девушка-продавец достает серьги и кольцо с красным камнем в серебре по цене около 10 тысяч за весь комплект.

Смотрю в бирку, там просто и со вкусом указана страна-производитель (Таиланд) и вставка – корунд. Больше информации по вставке нет, есть только вес изделия и указание на серебро.

бирка на кольцо сваровски бирка на золотое кольцо бирка на кольцо

— Так тут же написано «корунд»? – вопрошаю я.

— Рубин – это разновидность корунда, — девушка настроена решительно и мне даже становится неловко за мою безграмотность и требование какого-то призрачного рубина, когда есть корунд.

В магазине №2, если верить продавцу, все камни были «свежие», т.е. натуральные. Цены начинались от 15 тысяч за изделие, но учитывая, что огранка была золотая, а самоцветы поражали своей массивностью (что очень модно и прямо-таки тренд 2018 года), то цена, мягко говоря, приятно удивляла.

Судя по биркам ювелирных изделий, самоцветы в них – полудрагоценные, невысокого качества. Цена после изучения «состава» уже не кажется приятной. Приходит понимание, что стоимость обусловлена модным дизайном.

витрина ювелирного магазина с кольцами и серьгами бирка на серьги

На бирке на кольце с пятью камнями указана информация: масса — 4,46, 1 Аметист Акт 7,00 * 7,00 (расшифровываем — один аметист «акт» размером 7 на 7 мм. Что означает сокращение «акт» выяснить не удалось, поэтому будем считать, что под ним подразумеваются некие манипуляции над камнем для придания ему более яркого цвета, потому что сам по себе аметист недорогой и подделывать его не имеет смысла, но может быть так обозначена его форма огранки, кто ж знает).

Также на бирке перечислены все 5 камней с указанием размеров. Самый крупный — желтоватого оттенка — Кварц Куш с шип 12 на 6 мм. Что означает «Куш с шип» — тоже на совести производителя, скорее всего это просто фирменные аббревиатуры для определенного дизайна или формы.

Магазин №3 я также озадачила вопросом о натуральности рубинов. Все кольца-серьги в этом бутике были классического вида, в основном с бриллиантами, и средняя цена начиналась от 100 тысяч рублей.

— Да, у нас все рубины – природные!

— Не синтетические? Точно? – не удержалась я от вопроса.

В ответ на это продавец достала кольцо, на которое я показала пальцем. Не успела я протянуть руки, как со словами: «Ой, это синтетическое», — оно тут же было убрано. Мне же показали два кольца с природными рубинами.

бирка на кольцо с рубином и бриллиантамиРубин 3/3 1,260 бирка на кольцо с рубиномРубин 3/3 0,870

Внимательное изучение бирок позволяет сделать следующие выводы:

1) Кольцо первое — Золото 585, размер 17,5 вес — 2,55 гр.

4 Бр Кр57 4/4 0,030

1 Рубин Ов. 3/3 1,260

Расшифровываем: четыре бриллианта круглой огранки 57 граней, чистота и цвет которых на «четверочки», т.е. не самых лучших параметров, настолько маленькие, что указан суммарных их вес — 0,030 карат.

Один рубин овальной формы огранки с характеристикой по чистоте и цвету на «троечки», весом более одного карата — 1,260.

Цена на колечко около 500 долларов.

2) Кольцо второе — Золото 585, размер 17,5, вес — 2,16 гр.

2 Бр Кр57 4/5 0,030

1 Рубин 3/3 0,870

Тут бриллианта — два, при этом цвет на 4- ку, а чистота уже «похуже» — 5-ка. Напомню, что идеалом для любого драгоценного камня является «единица».

Рубин в этом кольце какой-то неопределенной формы, на бирке и не указана она, по цвету и чистоте он тоже 3/3, а каратов в нем 0,870.

Цена почти не отличается от первого кольца — около 500 долларов.

Обратите внимание, что на бирке радует глаз оттиск «ОТК», т.е. ювелирный завод проверил изделие на соответствие качеству.

Обязательные реквизиты бирки на ювелирное украшение

Итак, мораль сей басни статьи такова.

На бирке ювелирного изделия должно быть указано:

  1. название изделия и размер, если это необходимо;
  2. артикул, который присваивается производителем (это уникальный номер);
  3. металл и проба металла;
  4. вес изделия точный;
  5. вставки — подробно описываются — количество, вид, характеристики, вес;
  6. штрих-код изделия (по нему можно проверить на подлинность украшения);
  7. ОТК (не у всех производителей).

Также на бирке указывается цена изделия (может быть указана и цена за грамм).

Вставка описывается отдельно:

— количество камней в изделии;

— количество граней и форма огранки, например А 57 кр. – означает, что бриллиант имеет классическую огранку 57 круглой формы типа А (круглых типов огранки 4 типа и они обозначаются буквами русского алфавита от А до Г);

— цифровая характеристика цвета и чистоты через дробь, например: 3/5 или 2/3;

— вес суммарный в каратах.

Таким образом, в бирке нас, потребителей, больше всего интересует информация по наименованию самоцвета – корунд это или кварц, а может быть рубин синтетический?

Второй вопрос, когда с натуральностью решено положительно, это – какое качество самоцвета и стоит ли изделие заявленных денег?

кольцо со сколом на камне аместист

Особенно осторожными следует быть, когда изделие приобретается на выставках, у частных ювелирных мастеров, в интернет-магазинах. Но это уже совсем другая история…

Что означают коды классификации драгоценных камней GIA Gem Clarity

Очень часто нам задают вопрос подобного характера: «Во многих прайсах на драгоценные камни, рядом с ценой у вас стоят буквенные обозначения типа «VVS», «VS», «SI» и так далее. Иногда эти буквенные обозначения имеют номера, такие как «VS2» и «SI2». Что это значит? Как расшифровать?

Если отвечать кратко: Эти буквы и цифры являются кодами классификации чистоты драгоценных камней созданными Американским Геммологическим Институтом (GIA). Ювелиры и геммологи часто используют эту систему, правда в РФ о ней знают далеко не все, но время не стоит на месте и системы международной классификации применяют и у нас. Чтобы понять, как расшифровать эти коды и что они обозначают, и как определяется тот или иной тип чистоты драгоценного камня, что означают эти коды, вам нужно знать, что обозначают эти коды, и тип ясности конкретного драгоценного камня.

Итак, давайте разберемся вместе:

Что такое Чистота драгоценных камней?

Чистота — одна из четырех оценок качества драгоценных камней (имеется ввиду международная система оценки камня 4С – чистота, цвет, вес, и огранка: Clarity, Color, Carat, Cut).

Степень чистоты драгоценного камня указывает на относительное отсутствие включений (различного рода материалов, микровключенй других минералов) трещин и пятен (дефектов поверхности), которые влияют на его внешний вид и «целостность» камня. Конечно, другие факторы могут влиять на внешний вид и структуру драгоценного камня, в особенности огранка. Тем не менее, чистота охватывает факторы, которые являются частью физического состава самого камня.

И само собой у непрозрачных и полупрозрачных драгоценных камней стандарты прозрачности несколько иные, чем у прозрачных.

Коды классификации чистоты по стандартам GIA.

Цветные драгоценные камни могут иметь следующие степени чистоты:

• VVS: очень, очень маленькие включения
• VS: очень маленькие включения
• SI1 и SI2: небольшие включения
• I1, I2 и I3: четкие видимые включения

Числа для оценок SI и I указывают на увеличение степени видимости включения и структурного воздействия.

Приобретая камни и изучая международный рынок драгоценных камней вы можете встретить камни с чистотой Dcl. Dcl ( déclassé ) означает, что камень не обладает прозрачностью или долговечностью для огранки . Тем не менее, камни Dcl могут использоваться для кабошонов , бус или резьбы, если они не имеют существенных повреждений.

Алмазы (и только алмазы) могут иметь степень чистоты F и IF. Они означают «Безупречный» (без включений или дефектов, видимых при 10-кратной лупе ) и «Внутренне безупречный» (тоже самое как безупречный, но могут иметь дефекты, видимые при 10-кратной увеличении ). Существуют и другие различия между чистотой алмазов и цветных марок. Но этому будет посвящена отдельная статья.

Сравнение степени чистоты для голубых камней в пределах одного типа ясности.

Типы чистоты согласно GIA

«Код» чистоты драгоценного камня не раскроет всей необходимой информации. Вы также должны знать Тип чистоты драгоценного камня.

Некоторые виды драгоценных камней часто содержат много заметных включений. Другие, как правило, имеют мало включений. Это зависит от степени формирования и роста драгоценного камня на стадии его формирования . GIA разделяет цветные драгоценные камни на три категории или типа: I, II и III.

I тип.Невидимые включения («Чисты глаз»)

II тип
Обычно есть заметные включения (видимые при 10х увеличении)

Аквамарин
Хризоберилл , желтый и зеленый
Гелиодор
Морганит
Дымчатый Кварц
Сподумен , все
Танзанит
Турмалин , зеленый
Циркон , синий

Андалузит
Александрит
Корунд , все (рубин, сапфир)
Гранат , все
Иолит
Перидот
Кварц (аметист , цитрин , аметрин)
Шпинель , все
Турмалин, все кроме зеленого, красного и арбузного
циркона, все кроме синего и бесцветного

Изумрудный турмалин, рубеллит, арбузные турмалины

Обратите внимание, что некоторые виды драгоценных камней, такие как берилл, кварц и турмалин, соответствуют разным типам чистоты, в зависимости от цветового разнообразия конкретного образца.

«Чистый глаз» (или «ясный глаз») означает, что драгоценный камень не имеет видимых дефектов, видимых невооруженным глазом при просмотре с расстояния от 10 до 15см.

Объединенные коды и типы классификации чистоты GIA

Для того, чтобы чётко определить степень чистоты того или иного драгоценного камня.

Видимые невооруженным глазом. Очень заметные включения

I1 Включения (внешние и внутренние повреждения), умеренно влияющие на внешний вид и долговечность камня
I2 Включения (внешние и внутренние повреждения), сильно влияющие на внешний вид и долговечность камня
I3 Включения (внешние и внутренние повреждения), очень сильно влияющие на внешний вид и долговечность камня
Dcl Не прозрачные

Немного важных подробностей:

  • Мельчайшие включения: Это те включения, которые обученный и опытный специалист по драгоценным камням сможет увидеть с трудом под увеличением, включения не оказывающие существенного визуального воздействия.
  • Мелкие включения: те, которые обученный и опытный сортировщик/специалист может распознать только через тщательное наблюдение
  • Заметные включения:включения влияющие незначительно либо слегка значительно на драгоценный камень.
  • Сильно заметные и явные включения: включения особо требующиевашего внимания и сильно влияющие на красоту драгоценного камня
  • Рельеф: контраст, сильный или слабый между включением и непосредственно самим драгоценным камнем.

Так, например, код SI1 для танзанита, перидота или изумруда может означать совершенно разные вещи!

Как чистота влияет на стоимость и оценку драгоценных камней?

Обычно драгоценные камни с большей прозрачностью — с меньшим количеством включений и пятен — считаются более ценными, чем драгоценные камни того же вида с меньшей чистотой, при этом все остальные свойства равны. Для некоторых драгоценных камней, таких как рубины, разница может быть значительной. Для других драгоценных камней разница может быть минимальной.

С другой стороны, некоторые драгоценные камни, такие как к примеру Демантоиды (зеленый гарант разновидность андрадита с бриллиантовым блеском) и «Солнечные» камни из штата Орегон, США, на самом деле ценятся коллекционерами за именно редкие или эстетически привлекательные включения.

Однако тот факт, что самоцвет имеет класс чистоты типа II или III, не означает, что его ценность ниже, чем у камня типа I с таким же классом чистоты. Например, цены на изумруды(тип III) и сапфиры (тип II) могут значительно превышать цены на большинство драгоценных камней типа I.

Медные включения в солнечном камне из Орегона, огранки принцесса создают интересный эффект.

Приложение
GIA CLARITY GRADES – Описание типов характеристик чистоты GIA

Незначительные включения, нетрудно различимые под 10x увеличением. Обычно – чистые на глаз.

Включения, хорошо различимые
под 10-кратным увеличением.
Обычно – чистые на глаз.

Незначительные включения,
нетрудно различимые под 10-кратным увеличением. Обычно – чистые на глаз

Включения, хорошо различимые под 10-кратным увеличением. Могут быть заметными для невооруженного глаза

Очень хорошо различимые под
10-кратным увеличением. Очень часто
заметны для невооруженного глаза

Легко различимые под 10-кратным увеличением. Как легкие включения могут быть заметны невооруженным
глазом.

Отлично различимые под 10-кратным увеличением. Почти всегда заметны для невооруженного глаза.

Отлично различимые под 10-кратным увеличением. Всегда заметны для невооруженного глаза.

Всегда отлично видны невооруженным
глазом.

Легко заметные для невооруженного глаза включения, влияющие на внешний вид и долговечность камня.

Легко заметные для невооруженного
глаза включения, влияющие на внешний вид и долговечность камня.

Очень хорошо заметные невооруженным глазом включения, влияющие на внешний вид и долговечность камня.

Очень хорошо заметные невооруженным глазом включения, влияющие на
внешний вид и долговечность камня.

Очень хорошо заметные для невооруженного глаза включения, влияющие на внешний вид и долговечность камня.

Очень хорошо заметные для невооруженного глаза включения, влияющие на внешний вид и долговечность камня.

Очень хорошо заметные для невооруженного глаза очень значительные включения, влияющие на внешний вид
и долговечность камня.

Очень хорошо заметные для невооруженного глаза очень значительные включения, влияющие на внешний
вид и долговечность камня.

Очень хорошо заметные невооруженным глазом очень значительные включения, влияющие на внешний вид и долговечность камня. Практически непрозрачные камни

Проба на золотом или серебряном кольце как гарантия качества изделия

Проба на золотом или серебряном кольце как гарантия качества изделия

Ювелирные изделия – достаточно дорогие товары. А там, где существует внушительный денежный оборот, всегда есть соблазн легкой наживы. Именно поэтому государство очень жестко контролирует процесс изготовления и продажи ювелирных изделий.

Любое кольцо из благородного металла, которое вы приобретете в магазине, будет снабжено опломбированной биркой с указанием веса, цены и прочих характеристик изделия. Но даже если вы ее снимете, на колечке останется доказательство того, что оно изготовлено из драгоценного металла – для этого существует пробирное клеймо.

Зачем ставят пробу на ювелирные изделия?

Благородные металлы в чистом виде не используются для производства ювелирных изделий. Мало того, что кольцо из чистого золота стоило бы невероятно дорого: его невозможно было бы носить. Золото – очень мягкий металл, так что такое украшение гнулось бы от малейшего физического усилия.

Поэтому в ювелирном деле используются сплавы, где главными компонентами выступают драгоценные металлы. Дабы улучшить эксплуатационные характеристики конечных изделий, а заодно и снизить их стоимость, к драгоценным металлам добавляют лигатуры, в качестве которых выступают медь, никель, цинк, серебро и даже благородные платина и палладий.

Играя с лигатурами, ювелиры научились получать сплавы различных цветов, например, всем известное розовое, красное и белое золото. Более того: золоту можно придать и куда более экзотические оттенки, вплоть до черного, правда, уже при помощи других процессов.

Проба кольца отражает количество драгоценного металла в ювелирном сплаве. Например, 900-я проба для платины означает, что в составе килограмма сплава будет присутствовать 900 граммов чистой платины.

Золото высшей пробы, 999-й, практически чистое. Оно используется преимущественно для изготовления мерных слитков, а также тончайшей фольги (сусального золота). Как уже было сказано, украшения из него не делают.

Присмотримся к наиболее популярным пробам золота попристальнее:

  • 585. Подавляющее большинство современных золотых колец изготавливается из сплава 585-й пробы. Это соотношение считается оптимальным с точки зрения эксплуатационных характеристик и стоимости. В качестве лигатур для желтого и розового золота выступает преимущественно медь и серебро в разных пропорциях, а белый сплав, помимо них, содержит палладий и/или платину.
  • 750. Для создания эксклюзивных украшений иногда используется 750-й сплав. Обычно это белое золото, покрытое родием для увеличения прочности. Желтое и розовое золото 750-й пробы достаточно мягкое, поэтому легко царапается, так что использовать его для изготовления повседневных украшений не слишком рационально.
  • 375. Общедоступные золотые обручалки часто делают из низкопробного, но очень прочного сплава 375-й пробы. Для постоянной и не слишком бережной эксплуатации это идеально, особенно если учесть выигрыш в цене. Отрицательный нюанс – появление нежелательных оттенков и бóльшая, чем у высокопробных сплавов, хрупкость.

В России принята метрическая система проб драгоценных металлов. Она максимально очевидная и простая для понимания, поэтому действует в большинстве европейских стран. Однако в США и Великобритании приняты каратные пробы, отражающие содержание драгметалла в 24 каратах сплава.

Зачем ставят пробу на ювелирные изделия

Золотое кольцо 585 пробы (перейти в каталог SUNLIGHT)

Основной лигатурой для серебра выступает медь. Серебро ниже 870-й пробы для изготовления серийных украшений практически не используется, а наилучшим во всех отношениях вариантом станет кольцо из так называемого стерлингового серебра, то есть, сплава 925-й пробы. Так что проба 925 на кольце из серебра означает, что перед вами качественное изделие, достойное украсить ваши пальцы.

Помимо золота и серебра, пробы установленного образца обязательно наносятся на изделия из платины (850, 900 и 950) и палладия (500 и 850). Однако эти белые металлы сейчас крайне редко используются в ювелирной промышленности. Их заменило более дешевое белое золото, для изготовления которого металлы платиновой группы применяются в качестве лигатур.

Как выглядит проба на кольце?

В обиходе пробой обычно называют пробирное клеймо, которое проставляется на ювелирном изделии. Его наносят на изделия не на предприятиях и в мастерских, а в региональных подразделениях Государственной инспекции пробирного надзора.

А теперь посмотрим, где ставится проба на золотом или серебряном кольце. Правилами оговорено, что пробирное клеймо не должно портить внешний вид изделия, посему на кольце его обычно ставят с внутренней стороны шинки (ободка).

Как выглядит проба на кольце

В России государственные клейма на драгметаллах появились несколько позже, чем в других европейских государствах. Например, серебро начали клеймить в 1613 году, а золото – только в 1700 году.

Пробирное клеймо сильно изменилось со времен введения. На данный момент в России оно состоит из четырех обязательных элементов:

  • Общего контура. Например, общий контур пробы на золотом кольце выглядит как стилизованная лопатка, на серебре – как лежащий на боку бочонок, на платине – как прямоугольник со срезанными углами.
  • Числа, отражающего содержание чистого драгметалла в сплаве. Как мы уже выяснили, в России это трехзначное число. Самая низкая проба для золота – 385, для серебра – 800.
  • Общепринятого символа. Ранее на этом месте красовалась пятиконечная звезда, но теперь ее заменил профиль девушки в кокошнике, смотрящий направо.
  • Литерного кода Госинспекции. Слева от головы девушки находится буква, означающая шифр конкретной инспекции Государственного пробирного надзора, где проводилась проверка изделия.

Две пробы на кольце значат, что вы слегка запутались: помимо пробирного клейма на ювелирном изделии обязательно проставляется именник. Это четыре буквы, по которым можно прочесть краткую историю украшения.

Первая буква именника – это цифровое обозначение года выпуска изделия (начиная с А – 2001), вторая – код инспекции, где осуществляется проверка и пробирование, третья и четвертая – код конкретного производителя, индивидуальный в рамках конкретной инспекции.

Персональные клейма именников имеют не только крупные предприятия, но и частные мастера-ювелиры. Они обязаны проставлять индивидуальные клейма на изделия еще до отправки их в органы пробирного надзора.

Может ли быть золотое кольцо без пробы?

Государство крайне жестко контролирует оборот драгоценных металлов, бриллиантов и изделий из них. Посему золотого кольца без пробы и именника в официальном магазине вам не продадут – это преступление.

Даже если вы решите в домашних условиях переплавить бабушкины коронки в золотое колечко (вряд ли получится что-то удобоваримое, но все же), а затем подарите его или продадите, то совершите уголовно наказуемое деяние.

Так что, если на кольце нет пробы, скорее всего, оно не совсем золотое. Как уже было сказано выше, в России признается самая низкая 385 проба золота, а все что ниже – уже некий несертифицированный сплав.

Может ли быть золотое кольцо без пробы

Золотое кольцо 585 пробы в каталоге SUNLIGHT

А если вы покупаете колечко у цыган или других сомнительных личностей, то скорее всего, золота не окажется в сплаве вовсе. Существует даже такой термин – «цыганское» или «самоварное» золото, которое по химическому составу не имеет ничего общего с благородным аурумом.

Наличие пробы не всегда доказывает «чистое» происхождение украшения. Мошенники наловчились имитировать пробирные клейма, правда, грубовато, так что внимательнее присматривайтесь к ним.

Серебряное кольцо без пробы тоже не поступит в продажу в российском магазине, а вот за границей подобное украшение можно купить запросто. К сожалению, не во всех странах государство берет этот вопрос под жесткий контроль.

Особенно рискованно покупать ювелирные изделия в странах громадных туристических потоков, например, в Турции или Египте. К сожалению, невеселые шансы нарваться на «толпак» (уже упомянутое «цыганское золото») есть даже у посетителей крупных турецких магазинов.

А если говорить о небольших лавках в туристических центрах, этот риск возрастает в геометрической прогрессии. Причем на изделии может красоваться высокая проба, которую продавец только что лично поставил в подсобном помещении.

Если вы не слишком хорошо разбираетесь в драгметаллах, не рискуйте в погоне за невиданной дешевизной! Покупайте кольца и другие украшения только в авторитетных российских магазинах – и будет вам счастье, подтвержденное государственным пробирным клеймом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *