5 настораживающих признаков, что колесо машины скоро отвалится
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Может ли оторваться колесо из-за шаровой опоры?
Да, может! Чтобы колесо отвалилось или как минимум вывернулось наружу на 90 градусов, достаточно иметь двухрычажный автомобиль – например, советскую «классику», или что-нибудь посерьёзнее, но на заднем приводе – БМВ, Мерседес, Ауди, где нет других опорных конструкций, которые могли бы в случае чего удержать автомобиль в равновесии.
На таких машинах ступицу колеса держат две шаровые опоры – снизу и сверху. Наибольшая нагрузка ложится именно на нижнюю опорную деталь, и именно поэтому у машин из советского прошлого так часто выворачивало или вовсе отрывало колёса, ведь нижняя опорная деталь не была усилена должным образом.
Естественно, на престижных иномарках передняя подвеска продумана лучше, и задолго до того, как колесо оторвётся, оно не раз напомнит своему хозяину о необходимости заменить шаровую опору на новую.
Признак первый – назойливый стук с правой или левой стороны передней подвески. Кстати, на «классике» шаровая простучит день или два, после чего колесо может вывернуться или улететь в самый неожиданный момент, поэтому на таких автомобилях, как «шестёрки» или «семёрки», решать проблему с изношенными шаровыми нужно незамедлительно.
Намного лучше дело обстоит с переднеприводными автомобилями, подвеска которых имеет совершенную форму, и даже оторванная шаровая опора позволит водителю осторожно припарковаться на обочине. Но это вовсе не значит что если у вас стоит подвеска типа Макферсон, то не нужно обращать внимание на посторонние звуки.
На высоких скоростях обрыв шаровой может стать причиной заноса и опрокидывания автомобиля. Сколько колёс оторвётся при этом, неизвестно, но водителю и пассажирам точно не поздоровится. Проблема выдаёт себя также глухими стуками со стороны передней подвески при езде по ухабистой местности.
2. Ступичный подшипник – частая причина обрыва колеса
Та самая деталь, на которой, собственно, всё и держится. Если подшипник рассыплется, колесо оторвётся и улетит в неизвестном направлении.
Именно поэтому коэффициент запаса прочности на гражданских автомобилях начинается с 3 и доходит до 5 единиц. На спортивных и военных автомобилях и того больше, а на самолётах коэффициент запаса прочности может и вовсе превышать 12 единиц.
В связи с этим ступичные подшипники считаются весьма надёжными деталями автомобиля, износ которых идёт очень медленно, и первые его звоночки появляются на пробеге в 100-150 тысяч километров.
Признак второй – гул со стороны правого или левого колеса. При этом с набором скорости гул усиливается и иногда может напоминать звук взлетающего истребителя. При первых же намёках на идущий вразнос подшипник его нужно заменить на новую, оригинальную запчасть.
Следите за тем, чтобы при покупке детали вам не подсунули откровенный контрафакт. Как правило, поддельные подшипники лопаются из-за неправильного расчёта тепловых расширений металлов в корпусе запчасти. Поэтому бракованный подшипник может рассыпаться, даже не предупредив вас об этом характерным гулом.
3. Болты крепления
Несмотря на кажущуюся простоту исполнения этих деталей, они выполняют важную роль – держат на себе вес целого автомобиля. Что может случиться с болтами? Их могут попросту не докрутить на шиномонтаже, на них может появиться трещина, резьба на болтовом соединении может слизаться после чрезмерно долгой эксплуатации, они могут заржаветь, лопнуть – в общем, способов убиться по причине неисправности болтов предостаточно.
Известны случаи, когда после ссоры соседи откручивают друг другу болты в знак всеобщего недружелюбия.
Отсюда же вытекает важное правило: после посещения шиномонтажа обязательно проверьте затяжку болтов своими руками. А после перепалки с соседом нелишним будет посмотреть, все ли болты вообще на месте, и затянуты ли они. Если лопнет или отвалится один болт, с вашим колесом ровным счётом ничего не случится – просто остальные болты примут на себя повышенную нагрузку.
Признак третий связан со слабой микровибрацией на руле, которую можно заметить только на идеально ровной дороге.
То же касается и недокрученных болтов, и это четвёртый признак – биение на руль, которое будет усиливаться по мере снижения степени затяжки, а она будет неизбежно ослабевать по причине той самой вибрации. Задолго до того, как колесо улетит в неизвестность, вы будете ощущать сильный дискомфорт в управлении.
В связи с этим при любых проявлениях вибрации или биения на руле обязательно остановитесь, выйдите из машины, проверьте наличие всех болтов на каждом колесе, подтяните их до необходимого усилия. Будет здорово, если при этом у вас под рукой окажется динамометрический ключ, ведь для каждого автомобиля существует свой показатель усилия в ньютонах.
И не забывайте, что перетянуть болты – это так же плохо, как и не дотянуть их. Каждый металл обладает упругостью, которая в свою очередь влияет на внутреннее напряжение материала. Запас упругости позволяет гасить сильные удары – например, при наезде на яму. Если же такого запаса нет, болты могут лопнуть, и колесо отвалится со всеми вытекающими последствиями.
4. Полезные советы
Случаи с отвалившимися колёсами хоть и редки, но вполне реальны, как и возможность внезапно оказаться на встречной полосе движения, или в кювете.
Обязательно проходите ТО как на новом, так и на старом автомобиле. Понятно, что процедура недешёвая, однако ваша жизнь точно стоит дороже 7-12 тысяч рублей в год. Ради экономии после окончания гарантийного срока эксплуатации можно обращаться в хороший автосервис для комплексной диагностики своего автомобиля – так будет гораздо дешевле.
Даже не пытайтесь использовать взамен заводских болтов крепления колеса болты, случайно найденные в гараже и чудесным образом подошедшие к вашему автомобилю. Оригинальные запчасти изготавливаются из особого сорта стали, которая обладает необходимой упругостью, степенью теплового расширения, прочностью. Любое несоответствие в этих параметрах может привести к катастрофе.
Покупайте только оригинальные запчасти! На некоторых автомобилях шаровые опоры идут только в сборе с рычагами подвески. Естественно, в таком виде запчасть будет стоить в несколько раз дороже, и многие водители экономят, покупая китайские аналоги рычагов, которые чаще всего изготавливаются без соблюдения технологий. В результате такой экономии чаще всего ломается не шаровая опора, а сам рычаг подвески, что также приводит к обрыву колёса.
Старайтесь не перегружать автомобиль, будь-то седан или грузовик, больше положенной снаряжённой массы. Может быть, таким образом вы не сломаете подвеску, у вас не рассыплются подшипники и не посрезает болты, что тоже очень вероятно. Но вот привести в негодность ступицу таким образом можно очень легко. А это прямой путь к обрыву колеса на высокой скорости. Кстати, неисправность ступицы можно легко перепутать с открученными болтами.
Вас также должен насторожить пятый признак скорой потери колеса – скрип со стороны одного из колёс при нажатии на педаль тормоза. Возможно, у вас заклинивает суппорт, а это – одна из причин, почему колесо может оторваться на полном ходу.
Главная причина заклинивания тормозного механизма – в его сильном перегреве, который может идти как от ступичного подшипника, так и от самой ступицы. При этом на первых порах явных признаков неисправности эти детали могут не выказывать, а вот суппорт может подвести в любой момент, поэтому лучше сразу обратиться к мастеру.
Простейший способ проверить свою догадку – после продолжительной езды выйти из машины и потрогать суппорт рукой. Если он горячий, машину нужно смотреть. Кроме того, подклинившие суппорты делают педаль тормоза ватной – это тоже один из признаков скорой беды.
Ну и самое простое правило – соблюдайте скоростной режим, используйте свой автомобиль по назначению, избегайте ям и ухабов, а при первых же тревожных звоночках обращайтесь к квалифицированному мастеру за диагностикой и ремонтом одного из самых важных узлов любой машины.
При езде по колдобинам колесо может отвалиться с большей вероятностью. Видимо, на дорогах Европы и США колеса у машин пропадают не так часто.
Как понять что колеса стоят прямо?
Если вы заблокируете колесо в одном направлении, просто посчитайте два оборота назад к центру, и колеса снаружи должны быть прямыми. Если ваш автомобиль выровнен правильно, колеса будут выровнены с шасси, когда рулевое колесо выровнено.
Почему надо поставить колеса прямо?
Вообще, оставлять колеса прямо на ровной поверхности это неплохая привычка. Так припаркованный автомобиль симпатичнее смотрится. А еще это считается хорошим тоном при использовании машины несколькими водителями, чтобы второй шофер случайно не тронулся в бок.
Как понять в какую сторону крутить руль?
Для удачного выполнения подобных манёвров нужно следовать перечисленным ниже правилам: передвижение должно осуществляться на минимальной скорости;если вращать руль в правую сторону, то авто разворачивается направо назад. При левостороннем вращении машина будет поворачивать влево;удобнее управлять рулём одной рукой.
Как понять что надо делать балансировку колес?
Есть несколько симптомов, указывающих на неисправность:
- пошатывания в кузове автомобиля;
- вибрации на руле автомобиля;
- необычный износ протектора;
- авто дрейфует на одну сторону;
- шум из-под колес при движении.
Как понять что погнут диск?
Вибрация и дрожь при управлении Одним из наиболее очевидных признаков деформации литого диска является дрожание и вибрация, которая передается вверх по рулевой колонке. Когда диск изогнут и поврежден, это приведет к неравномерному контакту шины с поверхностью дороги.
Что является признаком плохо закрепленного колеса?
Признаки этого явления заключаются в биении и вибрации руля, вибрации зада автомобиля.
Что является признаком плохо закрепленного колеса
Если отлетело колесо, автомобиль становится практически неуправляемым и отогнать его на обочину будет очень сложно. Если вам удалось выбраться из потока и остановиться на обочине, глушите двигатель, ставьте автомобиль на ручной тормоз и включайте аварийную сигнализацию. Не забудьте также выставить знак аварийной остановки, чтобы сообщить участникам дорожного движения, что у вас случилась поломка.
Остановившись, попытайтесь выяснить причину потери колеса. Если дело в плохо закрепленном диске или в колесных болтах, особой проблемы нет. Достаньте запаску и установите ее на место потерянного колеса. Для этого потребуется домкрат и баллонный ключ. В большинстве случаев после этого вы можете спокойно продолжать поездку. Хуже, если потеряна гайка оси и повреждена сама ось или же вышла из строя поворотная цапфа колеса. В подобных случаях вам вряд ли удастся ликвидировать неполадки самостоятельно. Вызывайте
В чем опасность биения колес и как ее устранить
Плавное движение по дорожному покрытию на необходимой скорости, комфорт пассажиров и перевозимых транспортом грузов одно из основных требований к конструкциям автомобилей. В реальности сложные системы, приводящие автомобиль в движение, подчиняясь физическим законам, создают дисбалансы и вибрации между собой, колесами и дорогой.
Вибрация колес неприятно снижает комфорт движения и опасна тем, что непредсказуемо действует на управляемость автомобиля. В зависимости от проявляемых признаков, причинами вибрации, ритмического биения колес, является статический или динамический дисбаланс автомобильных деталей. Причины и следствия данных явлений рассмотрим подробнее в нашей статье.
Диагностика дисбаланса колес
Биением колеса называется смещение траектории его движения при направлении по курсу. Смещение может происходить в вертикальной или горизонтальной оси вращения, и при значительной частоте создавать вибрации. Динамический дисбаланс начинает ощущаться с набором скорости, и повторяется с определенным периодом в расстоянии или времени. Статический дисбаланс проявляется при нажатии на тормоз.
Периодичность повторений является признаком неисправности и одновременно частично диагностирует причину биения.
По поведению автомобиля на скорости или при торможении с большой вероятностью можно предположить вероятные причины биения колеса:
- Вибрация при разгоне создается дисбалансом колес, незатянутыми болтами креплений, разницей в давлении в шинах, неравномерным износом протектора колес.
- Вибрация колеса при 20км/ч говорит о вероятном повреждении покрышки или нарушении геометрии диска. Вибрация затихает с увеличением скорости, так как сила инерции автомобиля прижимает мягкую резину к дорожному полотну.
- Биение колеса при 70км/ч может быть причиной нарушений в работе кардана, поломка выхлопной трубы, ослабление креплений шкивов, приводов вентилятора, генератора, ступичных подшипников, ШРУСов и других видов распределения и передачи тягового усилия на колеса.
- При 90 или 120км/ч к резонансу приводит какой-либо из дефектов колесной системы:
- смещение центра массы колеса,
- неравномерный износ покрышки,
- нарушение геометрии шины или диска,
- неточная центровка диска на ступице.
Разница в проявлении резонанса с увеличением скорости происходит из-за размеров колеса, при больших диаметрах биение ощущается позже.
- Биение колеса при торможении связано с деформацией тормозных дисков или суппортов колес, формой тормозных барабанов, заклиниванием цилиндров, нарушениями работы ABS или распределителя тормозных усилий.
Качество дорожного полотна и постепенный износ деталей могут привести к незаметным при внешнем визуальном осмотре поломкам соединений – разрушению ШРУС, деформации приводных валов, ускорить износ кардана и крестовины, повлечь за собой неисправность трансмиссии. Нередко причиной вибраций, смещения центров массы является нарушение аэродинамики автомобиля – повреждения элементов кузова или установка дополнительных аксессуаров.
Для подтверждения предположений нужно провести тщательный осмотр видимых внешних частей систем и конструкций автомобиля. Скрытые причины можно обнаружить, если поднять машину на домкрате, открутить болты крепления и проверить наличие коррозии, загрязнений или люфта в прилегании деталей. Если такой возможности нет, самое правильное решение посетить СТО и провести диагностику автомобиля на стенде.
Причины вибрации колес
В свою очередь, перечисленные нарушения в движении колес происходят колеса по различным причинам, среди которых:
- налипшая и заледеневшая грязь или снег на ободе может создавать дисбаланс и биение
- неравномерность размещения тяжелых грузов в кузове автотранспорта
- коррозия или грязь на внутренней стороне диска создают неровности прилегания к ступице, что приводит к вибрации на скорости
- неравномерный износ протектора, разная степень износа резины на разных осях может создавать вибрации.
- вследствие длительной стоянки спустило колесо, что приводит к дисбалансу в движении.
Перечисленные причины дисбаланса являются объективными условиями эксплуатации, отсутствием регулярного ухода за колесной системой.
Опустили цены ниже нижнего Получите дополнительную скидку 3% по промокоду «блог» и покупайте шины и диски по самому низу
Sailun Atrezzo Elite
Sailun Atrezzo Eco
Arivo Premio Arzero
Последствия происшествий на дороге, необязательно зафиксированных, которые часто приводят к повреждению частей ходовой или их разбалансировке:
- удары по ходовой части на неровностях дорожного покрытия ведут к нарушениям геометрии шины или диска, что создает дисбаланс движения
- после наезда в яму на скорости нарушается балансировка ходовой части
- повреждения элементов подвески, ступицы, или тормозного суппорта могут вызывать биение
Вибрации могут проявляться в результате ошибок при перестановке колес, самостоятельного неумелого ремонта, при оказании услуг на сервисе. Причины того, что после замены колес машину трясет, могут быть следующие:
- нарушена центровка колеса, крепления диска на ступице,
- смещение центра массы колеса из-за потери балансировочных грузиков,
- использование центровочных колец неправильных размеров или пластиковых,
- неправильная установка запасного колеса на ось, дисбаланс на оси.
Необходимость точного совпадения размеров центрального отверстия диска и ступицы, типоразмеров резины и диска мы подробно описывали в нашей статье.
Как видим из перечисленного, основными причинами вибрации или биения колес чаще всего бывают нарушения геометрии или разбалансировка колес и дисков из-за нарушений условий использования, вызванные механическими повреждениями колес или ходовой, или ошибками монтажа при смене колес.
Как найти и устранить источник вибрации
Первое, что хочется и нужно сделать при появлении вибраций колеса – определить источник, в каком месте и какая деталь создает биение.
Прежде всего проверить, откуда исходит дребезжащий звук. Важно заметить моменты начала и завершения вибрации, и скорость и режимы движения (по прямой, на повороте, при старте или торможении) в эти моменты.
Это локализует поиски неисправности и поможет быстрее установить причины тряски.
Поскольку большинство вибраций колеса сохраняется в широком диапазоне скоростей, легче всего искать причину, действуя методом исключения от наиболее легко устраняемой до самой сложной.
- Проверка статического дисбаланса.
Начинайте с предположения о дисбалансе колес:
- проверяете состояние покрышек, наличие застрявших в протекторе камней или гвоздей, повреждений резины по всей площади шины, микротрещины
- замеряете давление в каждом колесе и сверяете с рекомендациями производителя
- убеждаетесь в наличии креплений, затянутости гаек и болтов в нужных местах
- очищаете от налипшей грязи шину, диск и пространства прилегания друг к другу и ступице
Переходите к проверке автомобиля на появлении вибрации до начала движения на скорости.
Для этого включаете двигатель и прогреваете до рабочей температуры. На этом этапе исключены неисправности подвески и тормозной системы, вибрация при холостой работе может появиться по причинам, связанным с работой двигателя или выхлопной системы. Что, кстати, совсем даже не исключено.
Если в статическом режиме вибрации колеса и тряска не обнаружены, тестируете режимы движения.
- Источники биения колеса в разных режимах движения
Источником вибрации при прямолинейном движении на низкой скорости может быть износ наконечников рулевых тяг, шарниров рулевой рейки или шаровой опоры. Точно определить источник такой неисправности сложно, при езде по неровной дороге или люфт в рулевом колесе можно услышать стук. Уточнить можно, поддомкратив колесо, подвесить его – при износе наконечников будет заметно покачивание, которого не должно быть.
На средних скоростях источником вибраций может быть нарушение работы кардана, ступичного подшипника. Они будут хорошо прослушиваться при работе с нагрузкой, при переключении передач в МКПП. В автоматах вибрации на средних скоростях заметны во время разгона, могут быть связаны с проблемами гидротрансформатора.
На скорости более 100 км/час вибрации незакрепленных и плохо прилегаемых деталей подвески исчезают, ощущаются вибрации от нарушений общего аэродинамического баланса. Источником звука могут быть различные дополнительные детали, как багажник, дополнительный бампер, дефлекторы и другое навесное оборудование. На большой скорости снова слышны искривления дисков или повреждения резиновых покрышек. При таких вибрациях необходимо провести балансировку колес и проверить состояние протектора.
- Вибрации при поворотах и разгоне
Если все предыдущие проверки источников вибрации не дали результата, возможно, он проявит себя при ускорении. Причиной тряски в таком режиме может стать износ опор двигателя или коробки передач. Точно установить причину можно, сняв двигатель с подушек, осмотреть опоры на наличие трещин и расслоения резинового слоя. Если вы уверены в своих действиях, и сможете восстановить все как было, можно сделать это в домашней мастерской. Дефекты КПП можно определить при разборке последней.
Надежнее доверить эту работу опытному мастеру на СТО, мы лишь указываем, что может быть источником тряски при разгоне.
Хруст при повороте может означать износ ШРУСов, с этой проблемой также надо обращаться в мастерскую к специалистам.
- Торможение и биение колес
Биение колес при торможении свидетельствует о неисправностях в этом отделе, неплотном прилегании суппортов, износе тормозных колодок. Убедиться в необходимости их замены можно вывешиванием колеса и измерением толщины барабанов, колодок и дисков. Если окажется что все детали в исправном рабочем состоянии, подозрение падает на гидропривод тормозной системы.
- Не подходит ни одна причина вибрации?
Итак, вы проверили все системы автомобиля на прилегание и исправность и износ, а тряска в автомобиле не прекратилась? Отличная новость, вы продиагностировали и отремонтировали ваш автомобиль! После выполнения замены тормозных колодок и дисков, проведения балансировки колес, замены кардана и прочих манипуляций не стоит удивляться, что новые рабочие поверхности не сразу притерлись, и слегка жестковато дребезжат. Эти вибрации могут проявляться несколько десятков километров, и постепенно исчезнут.
Заключение
Дисбаланс колес может отражаться вибрациями на рулевом управлении или кузове, создавая неуправляемость и потерю курсовой устойчивости автомобиля И наоборот, источники и причины вибрации колеса часто находятся совсем не в колесной системе, но влияют на управляемость и устойчивый курс автомобиля.
По статистике, 80% вибраций происходят из-за разбалансировки колесной системы,15% связано с неисправностями ходовой и подвески, 5% поломки, касающиеся двигателя и моторного отсека.
Работающие под нагрузкой детали автомобильных систем в местах прилегания создают вибрации вследствие своей деформации или износа. Основная опасность заключается в их несвоевременной замене, она приводит к перераспределению нагрузок на не рассчитанные на силовую работу элементы конструкций, создавая непредвиденные риски их внезапного выхода из строя. Своевременное устранение источников биения колес снизит эксплуатационные расходы, неприятные шумы, вероятность преждевременного износа деталей подвески.
Начинать движение на автомобиле с неустановленной причиной вибрации колес категорически не рекомендуется, это грозит потерей управления автомобилем в любой момент. Необходимо осмотреть состояние резины и дисков, проверить надежность крепления диска к ступице болтами и положение центрирующих колец, если они установлены. Изучив симптомы вибрации и предполагаемые причины, можно двигаться в направлении СТО.
Вибрации автомобиля являются источником создания дополнительного шума, и этот дискомфорт не самый важный фактор.
Внутренние органы человека неприятно резонируют при совпадении с частотой биения механизма. Вибрирующие колеса требуют дополнительной концентрации водителя на управлении, а дисбаланс может привести к полной потере контроля автомобиля.