СУГ топливо: что это за зверь и нужен ли он именно Вам?
СУГ топливо расшифровывается, как «сжиженный углеводородный газ». Является одним из самых востребованных видов альтернативного топлива. Его получают в процессе нефтедобычи путем разделения многокомпонентной нефтяной смеси. Простыми словами, является побочным компонентом переработки нефти.
Итак, что за топливо СУГ для автомобилей? СУГ – это вид топлива, представляющего собой сжиженные под высоким давлением смеси природных газов (легких углеводородов). В их составе чаще всего присутствуют бутан, пропан, метан, этан, изобутан, этилен и др.
Характеристики
В зависимости от состава сжиженного газа, различаются и его физические характеристики: плотность, температура кипения (представляет собой диапазон температур), воспламенения, октановое число и т.д.
По отношению к СУГ топливам также применяются аббревиатуры СПГ и СНГ, с расшифровкой: сжиженный природный газ и сжиженный нефтяной газ.
Главной характеристикой такого сырья является его способность менять состояние из газообразного в жидкое. Условиями перехода являются внешняя температура, давление внутри емкости для транспортировки и объем вещества. Как мы упомянули выше, состав (процентное распределение углерода и водорода в смеси) влияет на общие характеристики газа:
- Сжижение бутана происходит при давлении 1,6 Мпа при 20° С, кипение начинается при -1° С. Это значит, на морозе состав сохранит жидкую форму, даже если открутить вентиль баллона;
- А вот пропан закипает при -42° С, поэтому даже на сильном морозе легко перейдет из жидкого состояние в газообразное;
- Еще ниже градус кипения у метана: он начинает сжижаться при -160° С.
Именно из-за разнообразия физико-химических свойств данные газы чаще всего комбинируют в смеси, добиваясь идеальных для разных целей характеристик. К слову, летом и зимой для повышения упругости паров газа СУГ топливо Лукойл может изменяться по составу (содержание пропана/бутана). Кстати, пропан стоит дороже бутана, поэтому зимой его стоимость на заправках выше, чем в теплый период.
- В жидком состоянии такое топливо при взаимодействии с кислородом обладает низкой воспламеняемостью и взрывчатостью;
- СУГ характеризуется низкой скоростью диффузии в среду;
- Обладают способностью долго выветриваться;
- Октановое число (параметр сопротивления горючего к воспламенению, например, в ДВС) меняется в интервале 100-110. Кстати, этот параметр есть у всех марок бензина (в том числе у АИ-100 и его брендированных собратьев);
- Сгорает чисто, без дыма и пепла, формирует в составе выхлопа на 90% меньше твердых частиц и оксида азота и на 60% меньше углекислого газа, чем, к примеру, солярка.
Применение
Рассмотрим, где СУГ топливо используется:
- В качестве альтернативного автомобильного топлива. Является более эффективным сырьем для ДВС, чем, даже, высококачественный бензин или любая марка дизельного топлива;
- Для автономной газификации жилых массивов и промышленных объектов, в том числе, отдаленных территориально;
- Для производства электроэнергии с помощью газогенераторов;
- В химической промышленности в различных производствах (ПАВы, полиэтилены, пластмассы, пленки, волокна, смолы, растворители и т.д.).
Транспортировка СУГ реализуется в специальных сосудах под правильным давлением или в изотермических цистернах, а также по трубопроводам. Перевозка возможна железнодорожным транспортом в особых вагонах-цистернах, морским путем в танкерах-газовозах, сухопутным в автоцистернах.
Преимущества и недостатки
Отдельно хотелось бы подчеркнуть, СУГ является третьим по популярности моторным горючим в мире. Поговорим о топливе СУГ для автомобилей отдельно: что за преимущества вознесли его до таких высот?
- СУГ запросто может заменить традиционный бензин, при этом, возможно одновременное использование обоих видов топлива;
- Сжиженный газ более экологичный, формирует менее токсичный выхлоп;
- Оставляет на внутренних частях и узлах ДВС меньше нагара;
- Не образовывает внутри движка конденсат, не смывает масляную пленку с поршней. Все это значительно повышает срок службы двигателя внутреннего сгорания;
- Обладает более высоким октановым числом;
- Сокращает расход смазочных жидкостей;
- Увеличивает межремонтный интервал двигателя;
- Расходуется экономнее;
- Стоит дешевле бензина.
Вот почему топливо марки СУГ сегодня настолько востребовано. Однако, у сжиженного углеводородного газа есть и другие достоинства:
- Простота и легкость транспортировки позволяет газифицировать отдельные хозяйственные и жилые массивы, без необходимости тянуть многокилометровые трубопроводы;
- Высокие теплотворные качества (выше, чем у твердого сырья);
- Широта и комплексность применения;
- Относительная легкость добычи и регулировки (реализации).
Чтобы быть полностью объективными, приведем и минусы СУГ топлива:
- При применении в качестве топлива в ДВС, незначительно снижает мощность движка, а также увеличивает скорость разгона до 100 км/ч.;
- Установка ГБО в автомобиль обходится недешево;
- Баллон придется возить в багажнике, соответственно, сократится его полезная площадь;
- СУГ топливо предполагает более частую (2-3 раза в год) замену воздушных фильтров в авто, а также ежегодное обновление газовых фильтров;
- Низкоразвитая сеть газовых заправок (их можно найти в приложении Яндекс Заправки) и сервисных центров по ремонту ГБО;
- Риск утечки (низкий, но он есть).
Популярность СУГ топлива в мире обусловлена широтой его полезных свойств, большой сферой применения, простотой добычи. Сжиженный газ применяют и в автопроме, и в промышленной сфере и для хозяйственно-бытовых нужд.
При переходе на ГБО обращайтесь с оборудованием бережно, тщательно соблюдайте технику безопасности. Следуйте рекомендациям мастеров по установке и регулярно проверяйте надежность крепежа баллона.
Что такое АЗС, ТРК, СУГ, КПГ
Новички-автолюбители не знают всех аббревиатур, касающихся нефтепродуктов, которые могут им пригодиться. В статье расскажем не только, что такое АЗС, но и дадим расшифровку более сложным аббревиатурам: КПГ, СУГ,ТРК.
Что такое АЗС
Эту аббревиатуру знают все – автомобильная заправочная станция. АЗС — пункт в городе или на трассе, оборудованный специальными колонками для заправки транспортных средств. Другие названия — бензоколонка, заправка.
Сетевые и частные АЗС строят вдоль крупных федеральных и региональных трасс. В России работают две крупнейшие сети автозаправок, принадлежащих компаниям-производителям нефтепродуктов: Лукойл или Роснефть.
Во многие регионах работают частные заправки и мелкие сети, они покупают горючее у крупных поставщиков и НПЗ и хранят его на своих базах.
Общее количество АЗС в стране оценивается в 30 000 станций. Около 50% из них принадлежат вертикально-интегрированным компаниям. Они осуществляют полный цикл сопровождения: от добычи нефти и заканчивая продажей топлива.
Что такое ТРК
К нее есть пистолет со шлангом для заливки горючего в бак. На электронном мониторе отображается необходимая водителю информация — объем залитых литров.
Для каждой марки бензина и дизельного топлива работает свой привод и пистолет.
Что такое СУГ
Некоторые заправки продают не жидкие виды топлива, а газ. Самый популярный из них называется — СУГ. Расшифровывается как сжиженный углеводородный газ. В составе СУГ несколько видов газа.
Около 90% объема СУГ, продаваемого в России, это смесь пропана и бутана. Смесь отличается экологичностью и экономным расходом. Для заправок, продающих СУГ, действуют отдельные правила безопасности, так как внезапная утечка может стать причиной взрыва.
Что такое КПГ
Это компримированный природный газ, относящийся к типу сжиженных газов. По составу он отличается от СУГ тем, что состоит только из метана.
У КПГ меньше риска взрыва, также он отличается высокой экологичностью из-за минимума вредных веществ в составе.
Но установки для подачи КПГ сложнее ставить на заправках, чем аналогичные для СУГ. Также они стоят дороже, поэтому заправлять ими только легковушки невыгодно.
КПГ подходит для грузовых авто, совершающих дальние рейсы, междугородних автобусов и другой тяжелой техники.
Что такое ГДО
Чтобы ездить на СУГ и КПГ, необходимо установить в автомобиль специальное газобалонное оборудование (ГБО). Под разные виды газа необходимо свое оборудование:
для СУГ используются баллоны, которые служат не менее десяти лет. Каждые два года такой автомобиль должен проходить специальную проверку.
для КПГ используется оборудования со сроком эксплуатации в пределах десяти лет. Также необходимы регулярные проверки каждые два года.
Опытные автолюбители рекомендуют устанавливать ГБО на автомобиль, у которого уже закончилась гарантия. Дело в том, что переоборудование авто нарушает гарантию и при необходимости ремонт в официальном СТО дилера по гарантии машина не получит.
ГБО бывает нескольких поколений. Варианты с первого по третье поколения сейчас работают только на старых авто. На новые их уже не устанавливают.
Оборудование четвертого поколения оснащено электроникой. Оно более надежное и экономично расходует топливо.
Модель пятого оснащена собственным насосом высокого давления.
Оборудование шестого поколения благодаря техническим усовершенствованием позволяет автомобилю обходиться вообще без жидкого топлива.
Выбор модели стоит за водителем. Тут надо учитывать, какие заправки с газом есть в вашем городе, и какие модели устанавливают компании.
Как установить ГБО
Перед установкой рекомендуем подсчитать, действительно ли вам будет выгодно ездить с ГБО. Учитывайте следующие параметры:
Цена. Установка оборудования варьируется 30 до 50 тысяч рублей в зависимости от модели машины и объема баллона.
Цены на горючее.
Общий алгоритм следующий:
Найти компанию, которая занимается установкой «под ключ» вместе с оформлением документов.
Подготовить заявление в ГИБДД и получить разрешение на изменения конструкции авто.
Пройти техосмотр, осмотр в ГИБДД, внести изменения в документы.
Право на установку ГБО имеют только сертифицированные станции техобслуживания, которые работают легально. По окончанию работ компания должна выдать счет, чек и гарантию качества на срок не менее года. Это значит, что с этими документами можно вернуть автомобиль на доработку или составить досудебную претензию.
Также компания после установки ГБО должна сама провести техосмотр автомобиля с оборудованием и подготовить документы для ГИБДД. А если в ведомстве найдут ошибки и откажутся узаконить переоборудованный автомобиль, то компания должен вернуть деньги. Каждые два года это же СТО должно проводить обслуживание установленного оборудования.
Самостоятельно автовладелец устанавливать ГБО не имеет право. За это в законодательстве есть штраф в 500 рублей. Кроме того, такой автомобиль не зарегистрируют в ГИБДД.
Газ лучше бензина?
Среди российских автомобилистов существует мнение, что газ выгоднее с точки зрения экономии, чем бензин. Якобы достаточно один раз потратиться на ГБО, а потом можно экономить на топливе. Рассмотрим оба варианта горючего по нескольким параметрам.
Стоимость. Заправиться газом стоит дешевле, чем обычным топливом на 35-40%. Но при поездке по загородной трассе расход у газа выше, поэтому если вы ездите преимущественно вне города, то на газе не сэкономите. А если вам необходимы только поездки по городу, то ГБО окупиться через 8 месяцев после установки.
Цена страховки. При переходе на газ стоимость ОСАГО остается прежней.
Выхлоп. Токсичность у газа в три раза ниже, чем у дизеля и бензина. В целом он считается экологически чистым топливом в отношении окружающей среды. Для человека все виды горючего токсичны.
Работа двигателя. На газу износ мотора на 30% ниже, чем на жидком топливе, так как у газа выше октановое число.
Расход масла. Этот показатель у авто на газу также ниже. Для сравнения у бензинового мотора масло нужно менять через полгода, а у газового — раз в год.
Отсутствие детонации. Метан в случае утечки быстро испаряется, а бензин — легко воспламеняется.
Объем нагара. У газа чище состав, поэтому и нагара от него меньше.
Что такое АЗС, ТРК, СУГ, КПГ
Как расшифровывается АЗС и СУГ знает каждый автолюбитель, а вот некоторые другие аббревиатуры могут вызывать у новичков недоумение. Дело в том, что нефтехимическая промышленность выпускает сложные продукты, которые невозможно обозначить одним коротким словом. Для этого приходится использовать сокращения.
Что такое АЗС — расшифровка
АЗС – это автомобильная заправочная станция, пункт, оборудованный с соблюдением правил безопасности для осуществления заправки личных транспортных средств. На разговорном языке АЗС называют также просто «заправка» или «бензоколонка» — из-за того, что топливо поступается на территорию и далее в бак автомобиля через колонки, содержащие конкретный тип горючего.
Обычно АЗС располагаются вдоль следования крупных трасс и оживленных дорожных магистралей. В России львиную долю рынка занимают заправки, входящие в сети крупных поставщиков нефтяного топлива, например сети заправок Лукойл или Роснефть. Также, преимущественно в регионах, существуют локальные, частные заправки. На территории крупных городов небольшие сети являются местными реализаторами горючего, которые получают сырье от крупных поставщиков и хранят его на собственных нефтебазах.
Общее число автозаправочных станций в России приближается к 30 тысячам, при этом половина из них принадлежит вертикально-интегрированным компаниям с полным циклом сопровождения, начиная от добычи нефти и заканчивая реализацией бензина и дизеля конечному потребителю.
Что такое ТРК на АЗС
Как уже упоминалось, поступление горючего к машине покупателя осуществляется через колонки. Официальное название этого объекта – топливораздаточная колонка, сокращенно ТРК.
Устройство комплектуется пистолетами с шлангом для заливки жидкости в бак, а также электронным монитором, на котором водитель может видеть количество залитых литров. Для каждой марки бензина и дизеля выделяется отдельный подвод и пистолет.
Поступление субстанции к пистолету обеспечивается работой насоса. Двигаясь по магистралям, горючее проходит двойной фильтр очистки. Первый уровень защиты отсеивает механические примеси, которые случайно могли попасть в объем горючего. Вторая фильтрация предотвращает попадание в смесь молекул воздуха.
Система клапанов позволяет топливу течь равномерно, замедляясь у основания пистолета и предотвращая пролив жидкости на территорию АЗС. Обратный клапан исключает возможность возвратного попадания бензина или дизеля в магистрали.
Все сложные механизмы ТРК скрыты за лаконичным металлическим противовзрывным исполнением.
Что такое СУГ на АЗС
Не все автозаправочные станции реализуют только бензин или дизель. Также существуют заправки, на которых происходит смешанная реализация – как газового, так и жидкого топлива, и АЗС, которые продают только газовое горючее.
Одно из востребованных видов топлива – СУГ. Это сжиженный углеводородный газ. В качестве исходного сырья для горючего используются растворенные в нефти углеводороды в состоянии газа. Химически СУГ – это смесь нескольких газов:
- пропан;
- бутан;
- изобутан;
- этан;
- метан.
Более 90% объема СУГ – это смесь пропана и бутана. Максимальное термовоздействие на газы в совокупности с изменением давления позволяет сжижать коктейль и транспортировать его в жидком виде.
СУГ обладает отличной экологичностью, экономно расходуется. Но реализация сжиженных газов накладывает особые требования к обеспечению безопасности в точках заправки. Оборудование для подачи горючего легко монтируется, но внезапная утечка при концентрации газов у земли может привести к взрыву.
Что такое КПГ на АЗС
КПГ — компримированный природный газ – один из типов сжиженных газов. Химически КПГ от СУГ отличается тем, что в состав первого входит не коктейль компонентов, а один метан.
Метан обрабатывается на специальном оборудовании, сжимаясь при повышении давления до 247 атмосфер.
Компримированный природный газ легче воздуха, поэтому при форс-мажорной ситуации он не опустится к земле, минимизируя тем самым риск взрыва. В составе содержится минимум вредных веществ, что хорошо влияет как на состояние силовых узлов авто, так и на качество окружающего воздуха. Но в монтаже установки для подачи КПГ весьма сложны. Они стоят дорого, поэтому использование таких колонок для питания легковушек нецелесообразно. АЗС с КПГ – это выбор для машин, перевозящих грузы на дальние расстояния, междугородних автобусов и мобильной техники.
Заправляться на АЗС с СУГ и КПГ могут только автотранспортные средства, оснащенные специальным баллонным оборудованием. Менять автомобиль не нужно – достаточно оснастить механизм специальной газобаллонной конструкцией, затраты на установку окупаются благодаря экономному расходу сжиженного топлива.
Сжиженный газ и СУГ: что такое, технология, сферы применения
Понижение цен на оптовом топливном рынке в августе 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на АИ-92, АИ-95: АИ-92 -500.
- 03 авг 2023
Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на ДТС: ДТС + 1200.
- 02 авг 2023
Повышение цен на оптовом топливном рынке в августе 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на ДТС, АИ-92, АИ-95.
Сжиженные газы (природный и углеводородный) широко используются в качестве топлива для бытовых и промышленных нужд. Рассмотрим их особенности, свойства, достоинства и сферы применения.
Сжиженные углеводородные газы (СУГ)
СУГ — это углеводородные смеси на основе бутана и пропана, находящиеся в газообразном состоянии при нормальном атмосферном давлении и температуре воздуха не менее 0 °C. В случае небольшого снижения температуры или повышения давления они превращаются в жидкость.
Особенности производства СУГ
Сжиженный углеводородный газ получают как сопутствующее вещество в ходе добычи нефти или при ее переработке на предприятии. Хотя современные технологии позволяют отделять друг от друга летучие фракции, обычно этим не занимаются.
Достоинства и недостатки
Продукт, включающий в себя пропан, бутан и изобутан, применяется в качестве сжиженного топлива. По отдельности эти газы не могут служить горючим: первый при температуре выше 0 °C становится взрывоопасным, а другие сжижаются даже при небольшом похолодании.
Смесь СУГ избавлена от этих недостатков. К ее плюсам следует отнести:
- возможность хранения в жидком виде при давлении не более 1,6 МПа и в температурном диапазоне -40…+45 °C;
- удобство хранения и транспортировки;
- устойчивость параметров — по сравнению с бензином и дизтопливом характеристики СУГ дольше остаются неизменными;
- высокое октановое число (90–110), которое зависит от процентного соотношения компонентов смеси;
- экономичность — при сопоставимом расходе цена такого горючего почти в 2 раза ниже по сравнению с бензином и соляркой;
- экологическая чистота — СУГ лучше сгорает, выделяя при этом меньшее количество вредных веществ.
Есть у СУГ и свои минусы, к которым относятся:
- переменность состава. На соотношение компонентов в газовой смеси влияет место добычи нефти, а также особенности производства. От этого зависят химические и физические характеристики смеси, что должно учитываться при эксплуатации;
- плотность. Она почти в два раза выше, чем у воздуха, из-за чего при утечке СУГ скапливается в нижней части зданий — на первом этаже и в подвалах. В результате возникает взрывоопасная ситуация, а люди или животные, находящиеся в этих местах, могут быть отравлены;
- прямая зависимость давления в емкостях для транспортировки и хранения газов от внешней температуры. Под воздействием солнечных лучей или в жарком климате повышается взрывоопасность смеси.
Особенностью сжиженных углеводородных газов является отсутствие запаха, что создает трудности при обнаружении утечек. Для решения проблемы в состав добавляется этилмеркаптан (этантиол). Это жидкое вещество отличается резким запахом сероводорода, что позволяет быстрее обнаружить разгерметизацию системы.
Транспортировка СУГ
С нефтеперерабатывающих предприятий закачанный в железнодорожные цистерны СУГ отправляется на газонаполнительные станции. Там углеводородной смесью заполняют специальные баллоны, в которых она хранится и передается потребителям.
Внутри цистерн (баллонов, резервуаров) СУГ находится одновременно в жидком и парообразном агрегатном состоянии. Собственные пары газа, скапливающиеся вверху емкости, обеспечивают давление, необходимое для поддержания основной части углеводородов в жидком состоянии.
Это позволяет снабжать коммунальные хозяйства, промышленные предприятия и рядовых потребителей большим количеством топлива. Дело в том, что сжиженные углеводороды занимают намного меньший объем, что удобно для хранения и транспортировки. При распределении по проводным магистралям и использовании (сжигании) смесь находится в газообразном состоянии.
Области применения
Высокая экологичность при сгорании, относительно небольшие расходы на изготовление и переработку — благодаря этим качествам сжиженный углеводородный газ широко применяется в различных производственных и хозяйственных сферах. Его используют как источник тепла в отопительных системах, как топливо для автомобильной и специальной техники, а также в качестве сырья при изготовлении аэрозолей.
В промышленных отраслях СУГ (пропан-бутан и изобутан) используется как горючее и сырье. В строительстве сжиженная смесь применяется для газовой сварки и переработки металлов.
СУГ широко используется крупными торговыми и складскими предприятиями. Пропан-бутановой смесью заправляют инфракрасные излучатели (обогреватели). Отсутствие запаха и экологическая чистота — достоинства, благодаря которым этому газу отдают предпочтение при заправке автопогрузочной техники, работающей в пищевой промышленности, а также на складах, где хранятся продукты.
Сжиженный углеводородный газ пользуется популярностью в качестве топлива для автомобилей, успешно конкурируя с традиционным горючим — бензином и соляркой. Решающую роль в этом случае играет более низкая цена СУГ.
Сжиженный природный газ (СПГ)
СПГ — это смесь природных газов, основой которой является метан (75…99 %). Вещество превращается в жидкость способом конденсации под воздействием криогенной температуры.
Основные характеристики СПГ
В условиях атмосферного давления конденсация природного газа происходит при температуре -161,5 °C. При сжижении СПГ его объем уменьшается приблизительно в 600 раз. В этом агрегатном состоянии природный газ не имеет цвета и запаха, а его плотность по сравнению с водой в 2 раза ниже. Он не горит, не обладает химической агрессивностью и токсичностью. Жидкое вещество закипает при температуре -158…-163 °C.
Технология производства
Процесс превращения газа в жидкость происходит поэтапно. На каждой стадии производится сжатие с кратным уменьшением объема (от 5 до 12 раз), охлаждением и переходом на следующую ступень. Окончательное сжижение происходит при понижении температуры на последнем этапе. Процесс требует больших затрат энергии — до 25 % от ее общего количества, содержащегося в веществе.
Современная промышленность использует следующие технологии производства СПГ:
- компримирование — конденсация под воздействием постоянного давления;
- рефрижераторный процесс в сочетании с дросселированием, обеспечивающий охлаждение с резким расширением вещества.
Для успешного сжижения газа важны качество теплоизоляционных материалов и эффективная работа теплообменного оборудования.
Порядок транспортировки
Транспортировка СПГ включает следующие этапы:
- морской переход танкера со сжиженным газом;
- перевозка специальным автотранспортом;
- доставка к месту регазификации с помощью железнодорожных цистерн;
- перевод вещества в газообразное состояние.
После регазификации осуществляется доставка до конечных потребителей по газопроводным магистралям.
Сферы применения
Сжиженный природный газ используется в качестве топлива:
- легковыми, грузовыми и пассажирскими автомобилями;
- железнодорожным и водным транспортом;
- энергетическими установками на предприятиях и отдельных объектах;
- населением для хозяйственных и бытовых нужд.
В зависимости от стоящих задач сжиженный природный газ задействуют в качестве источника электрической или тепловой энергии, а также холода, который может быть использован в хозяйственных целях.
Достоинства СПГ
По сравнению с традиционными видами горючего СПГ имеет определенные плюсы энергетического, экологического, а также коммерческого плана. Это проявляется при использовании сжиженного природного газа в качестве топлива как для газовых моторов, так и для энергоустановок.
- увеличенными показателями минимальной массовой теплоты сгорания и коэффициентом полезного действия оборудования;
- относительно низкой стоимостью, что позволяет экономить на топливных расходах;
- высокой чистотой, которая способствует увеличению эксплуатационного ресурса оборудования.
Сжиженный природный газ используется в качестве топлива для котельных вместо традиционного мазута. Его применение позволяет снизить энергозатраты, поскольку СПГ не требует разогрева и рециркуляции. Газовое топливо по сравнению с углеводородным меньше изнашивает оборудование, поскольку не способствует коррозии. Наконец, использование СПГ упрощает уход за системой, поскольку не приходится часто очищать камеры сгорания, дымовые трубы и горелки.