Как проверить аккумулятор ибп мультиметром
Проверка аккумулятора в ИБП (он же UPS)
Под реальной нагрузкой
Косвенная проверка сульфатации пластин методом измерения внутреннего сопротивления аккума. В паспорте аккума указывается его внутреннее сопротивление в милиомах (мОм). В аккумах для ИБП порядка 20 мОм. Берем галогенку 12в, 50вт, расчетный ток 4А. Подключаем к заряженному аккуму цифровой мультиметр, меряем напряжение (ЭДС), затем подключаем галогенку и в течении 10 сек. меряем падение напряжения. Допустим упало на на 0,5в. 0,5в : 4А = 0,125ом = 125 мОм. Сравниваем с паспортными данными на аккум. Чешем репу, делаем выводы: даст ли он большой ток, и насколько упадёт напруга при таком токе. Пример. Аккум CSB HR1234W, Вьетнам, ёмкость не указана, предположительно 9А/ч. Произведён 12.13г. куплен 07.14г., стоял в хорошем ИБП — APC, Smart-UPS 420. Никогда полностью не разряжался, довольно стабильное 220в в сети. Через 6 лет, в марте 2020г был проверен лампой 12в, 26вт, 2А. ЭДС аккума — 13,1в. При подключении лампы (ток 2А), ЛАМПА ГОРИТ НОРМАЛЬНО, но через 10 секунд напруга упала на 1,2в до 11,9в. ИТОГО. 1,2в : 2А = 0,6 ом, 600мОм . При проверке в ИБП лампой 100вт, 220в в режиме реальной нагрузки через 1-2 секунды происходит полное отключение ИБП. Вывод. Аккумулятор полностью забит сульфатами. Можно было даже не проверять под нагрузкой в ИБП. Хотя кратковременное подключение лампы 12в к аккумулятору вроде показывало исправность аккума. Итого: Вьетнам — говно, филиппинские гораздо лучше. Вывод: Проверять аккум надо только в ИБП под реальной нагрузкой !! ПРИЛОЖЕНИЕ. Ориентировочный график времени разряда новых, исправных аккумуляторных батарей для ИБП.
Разряд 12-ти вольтового аккума в ИБП происходит до напряжения 10-10,5в, после чего ИБП отключается.
Как проверить аккумулятор ИБП?
Слабое место источников бесперебойного питания – аккумуляторная батарея. Поэтому, когда устройство выходит из строя, причину, прежде всего, ищут именно здесь. Следовательно, зная, как проверить аккумулятор ИБП, можно избежать ненужных трат на его замену. К тому же, особых навыков и оборудования для этого не надо. Рассмотрим популярные способы диагностики АКБ.
Методы проверки и восстановления АКБ
Симптомов, говорящих о полной потере или снижении емкости батареи, может быть несколько. В идеале, UPS должен сам сообщить вам об этом с помощью индикатора «Replace Battery» или другим способом. Однако эта функция, даже если предусмотрена, не всегда срабатывает – в силу программных ошибок либо иных недостатков конструкции. Тогда поводом для беспокойства становится короткий срок работы при отключенном внешнем питании. Вероятных причин несколько:
- недостаточный заряд АКБ вследствие поломки зарядного устройства;
- превышение допустимой нагрузки на бесперебойник;
- короткое замыкание в сети, запитанной от ИБП;
- снижение емкости батареи в результате разрушения, замыкания или сульфатации пластин либо из-за нехватки или изменения состава электролита.
Как проверить аккумулятор бесперебойника?
Прежде всего, нужно отключить нагрузку от прибора. Этот шаг не исправит замыкание или перегрузку вторичной сети, но исключит влияние данного фактора на АКБ. Затем нужно зарядить батарею. Если нет уверенности, что родной зарядник исправен, можно взять другой, с соответствующими параметрами.
Помните: ток заряда не должен превышать 10% от номинальной емкости элемента питания.
Зарядив батарею, следует подключить нагрузку. Желательно, чтобы подключаемый потребитель был компактным, информативным и достаточно мощным. Распространенный вариант – автомобильная лампа дальнего света. Время свечения лампы, подключенной к исправному аккумулятору, вычисляют по формуле t = Q / (P / U), где:
- Q – номинальная емкость,
- P – мощность,
- U – напряжение.
То есть, если емкость АКБ равна 5 А*ч, а выходное напряжение – 12В, то лампочка на 50 Вт должна светить немногим дольше часа. В зависимости от «старости» и класса аккумулятора, это время может меняться. Чем больше тестирующая нагрузка, тем быстрее разрядится устройство, и тем ниже точность результатов испытаний.
Обратите внимание: ускорить диагностику можно, подключив в цепь, помимо лампы, вольтметр. Существенной «просадки» напряжения быть не должно, а ждать полного разряда необязательно.
Восстановление
Данные мероприятия никогда не вернут батареям былую емкость, но ненадолго реанимируют, если это вообще возможно и необходимо. Можно воспользоваться одним тремя популярными способами:
- Доливка электролита.
- Кратковременный заряд чрезмерным током.
- Смена полюсов.
Важно: действия выполняются только при открытых «банках», так как могут вызвать нагрев, выкипание и полный выход оборудования из строя. Будьте осторожны!
Как проверить и зарядить аккумулятор ИБП?
Как правило, в ИБП используются 12 вольтовые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (АБ) ёмкостью от 4,5 А/ч до 250 А/ч., с установкой внутри бесперебойника или в выносных шкафах, модулях, на стеллажах.
Аккумуляторная батарея, являясь ключевым элементом устройства, требует периодической проверки и корректной подзарядки – на эту тему и поговорим.
Когда и как проверять аккумуляторы ИБП на работоспособность?
Основные признаки необходимости замены АБ в бесперебойнике – быстрый разряд аккумуляторов и оповещение самого ИБП.
В процессе эксплуатации батарею (отдельные аккумуляторы) проверяют визуально, мультиметром, через меню ИБП и на повышение температуры.
1. Визуальная проверка аккумулятора ИБП
Визуальная проверка применяется обычно для ИБП без дисплея.
Аккумулятор отключается от устройства и (если он установлен внутри) извлекается из корпуса батареи – порядок действий зависит от конкретной модели и описывается в руководстве по эксплуатации.
Важно:
Самостоятельное извлечение встроенных АБ из ИБП допускается только по истечению гарантийного срока прибора и если конструкция позволяет такую замену пользователем.
При этом — в некоторых моделях разрешен самостоятельный демонтаж/монтаж внутренних АБ и в период гарантийного обслуживания.
Отключение клемм «плюс» / «минус» можно проводить в любой последовательности – это не критично.
После извлечения батареи, визуально можно выявить следующие проблемы:
Причиной вздутия АБ может быть ее перегрев.
Перегрев может возникнуть при зарядке током выше номинального, внешнем/внутреннем коротком замыкании или при механическом повреждении.
Важно: АБ с вздутым корпусом необходимо срочно заменить – их эксплуатация запрещена!
Учитывайте: вздутые аккумуляторы обычно не подлежат замене по гарантии, т. к. причиной такой неисправности, как правило, является — нарушение правил эксплуатации.
Рекомендуется – контролировать и поддерживать в норме окружающую температуру в помещении установки батарей и правильно подбирать аккумуляторы согласно току ЗУ ИБП. Оптимальный ток заряда аккумулятора – это значение в 10% от его ёмкости. Например, батарея емкостью 9 А/ч должна заряжаться током 0,9 А (900 мА), округленно – 1 А
Если при легкой тряске АБ внутри ее корпуса гремят компоненты (эффект «погремушки»), это говорит о высыхании электролита, произошедшем или от постоянного перегрева, или в результате длительной эксплуатации. Аккумуляторы с жидким электролитом в основном работают с резервными и линейно-интерактивными ИБП.
Важно: Батареи с эффектом «погремушки» требуют срочной замены!
2. Проверка аккумулятора ИБП с помощью мультиметра
Мультиметр должен быть переведен в режим Вольтметра, с диапазоном измерения напряжения «до 20 В» («до 50 В»). Измерение производится щупами прибора на клеммах АБ с соблюдение полярности (в некоторых мультиметрах допускается обратная полярность – прибор сам ее определяет и высвечивает на дисплее).
Напряжение замеряется как общее (вся батарея), так и каждого аккумулятора в отдельности.
Проверка АБ ИБП мультиметром в различных ситуациях:
Проверка аккумуляторных батарей
ИБП не запускается
(характерно для резервных или линейно-интерактивных моделей)
Для запуска ИБП напряжение на каждом аккумуляторе должно быть от 10,5 до 13,5 В. Если оно ниже меньшего значения этого диапазона, и составляет 9,5-10 В – аккумулятор или вся батарея «глубоко» разряжены, соответственно запуска ИБП не произойдет. Необходимо зарядить АБ до номинального напряжения встроенным или внешним ЗУ.
Если же напряжение ниже 9,5 В, то восстановить работоспособность АБ не получится – произошли внутренние деградационные процессы в аккумуляторах, и они подлежат утилизации.
Важно!
Если задействовано несколько АБ, то «разбег» по напряжению может быть не более 0,2-0,3 В.
Допустим: у пяти батарей напряжение 13,3-13,5 В, а у шестой (из этого комплекта) 12,9 В. Это означает, что остаточная емкость 6-ой батареи ниже остальных (выработанный ресурс), и она раньше других выйдет из строя.
ИБП не запускается, либо включается и сразу отключается
(характерно для резервных или линейно-интерактивных моделей)
Причиной того, ИБП не включается или почти сразу выключается при нормальном напряжении на отключенных батареях, как правило, является снижение емкости батарей.
Необходимо замерить напряжение на подключенных батареях во время запуска устройства. Если оно после запуска резко падает, значит, аккумуляторы неисправны и их надо заменить.
Часто пользователи в качестве нагрузки для проверки остаточной емкости АБ используют автомобильную лампочку. Если батареи некачественные, при подключении лампочки напряжение резко просаживается с 13,5 до 9,5 В, а яркость лампы скачком падает.
Важно!
Завышение зарядного тока (о чем свидетельствует и повышенное напряжение (значение, больше нанесённой на корпус надписи «CYCLE USE») на заряжаемых АБ) может вызвать перегрев батарей и внутреннее их разрушение. Проблема может возникать при неисправности зарядного устройства (ЗУ) бесперебойника.
ИБП нормально запускается, но при переходе в автономный режим время работы от АБ значительно сокращается
Проконтролируйте напряжение на АБ во время зарядки от ЗУ ИБП
Если напряжение 2,25 В на каждом элементе и 13,5 В на батарее в норме, но время работы от АБ сокращено – аккумуляторы частично потеряли емкость и требуют обновления.
Проверка аккумулятора с помощью тестера
3. Проверка аккумулятора через меню ИБП
Проверка АБ через меню ИБП возможная при наличии самой функции и дисплея для отображения информации.
В соответствующих изделиях пользователям доступна диагностика следующих основных параметров аккумуляторов:
- напряжение АБ (если их несколько, то общее напряжение группы);
- ёмкость;
- уровень заряда;
- температура (встроенных АБ и внешних, при наличии выносного температурного датчика);
- расчётное время автономной работы.
Подобная проверка позволяет оперативно выявлять возможные неисправности в работе АБ без их отключения и демонтажа.
К тому же в некоторых моделях ИБП задействовано тестирование батарей с уведомление пользователя о результатах.
4. Проверка температуры аккумулятора ИБП
Оперативно и без специальных приборов (тактильно) можно проверить температуру аккумулятора в батарее – превышение ее более чем на 10 °C позволяет предположить, что элемент неисправен и нуждается в замене. Однако и эту процедуру лучше проводить с использованием специального инструмента, например – контактного термометра, тепловизора.
Как правильно заряжать аккумуляторные батареи ИБП?
Для долгой и безаварийной работы источника бесперебойного питания следует выполнять ряд важных рекомендаций относительно аккумуляторных батарей:
- Учитывайте ток заряда! Если ИБП оснащен встроенным ЗУ с фиксированным током, то при комплектации или при замене аккумуляторов подбирайте соответствующие зарядном току устройства. Оптимальный ток заряда может указываться на корпусе самой АБ. В противном случае (при ручной установке режима заряда), заряжаемый ток рассчитывается равным 10% от емкости аккумуляторов, например – аккумулятор 12V 55A/ch – номинальный ток заряда 10% от 55A/ch = 5,5 А.
- Следить за исправностью ЗУ и не применяйте внешние зарядники без консультаций со специалистами.
- При первом подключении АБ зарядите батарею полностью.
- Если у ИБП нет функции контроля и защиты АБ от «глубокого» разряда, необходимо вручную контролировать уровень разряда – не более чем на 80%.
- Эксплуатируйте АБ в помещениях при окружающей температуре +25 °C.
- Если бесперебойник длительное время не эксплуатируется, аккумуляторы необходимо заряжать с периодичностью 1 раз в 2-3 месяца.
Особенности проверки на работоспособность аккумуляторов ИБП «Штиль»
В нашем интернет-магазине SVELA представлены российские стабилизаторы напряжения и ИБП переменного и постоянного тока «Штиль».
Все эти устройства имеют встроенные функции автоматической проверки работы систем электропитания, включая АБ. Большинство моделей бесперебойников «Штиль» оснащены ЖК-дисплеем, где в режиме реального времени отображаются основные параметры работы аккумуляторных батарей:
- текущий уровень заряда;
- напряжение на АБ;
- оставшееся время автономии (в режиме работы от батарей) при текущей нагрузке;
- время последней работы в автономном режиме;
- температура батареи (для контроля необходимы опциональные плата и термодатчик).
При отсутствии ЖК-дисплея состояние батарей контролируется с помощью светодиодных индикаторов на панели управления ИБП или удаленно через карту мониторинга (не входит в комплект поставки и приобретается отдельно).
Кроме автоматической проверки текущих данных, система ИБП «Штиль» может выполнить (запускаются через панель управления) три вида тестирования аккумуляторов:
Тест на 10-ти секундную работу
(10-ти секундный тест)
Цель теста: выявление аккумулятора в батарейном отсеке, который не в состоянии поддерживать необходимое напряжение. При переходе ИБП на автономную работу такой некачественный аккумулятор «просаживает» всю цепь батареи, и время работа от АБ снижается в несколько раз.
При тестировании питание нагрузки осуществляется от АБ. В случае выявления некачественного аккумулятора информация выводится на дисплей.
Тест на заданное время
Цель теста: проверка работоспособности ИБП от АБ в течение определенного времени (время задается пользователем).
При успешном тестировании аккумуляторы признаются исправными.
Тест до полного разряда
Цель теста: корректность работы аккумуляторов при полном цикле «разряд – заряд».
ИБП автоматически полностью разряжает АБ и включает режим заряда, контролируя основные параметры (напряжение, ток, температуру).
Инструкция по запуску тестов публикуется в руководстве по эксплуатации (РЭ) конкретной модели ИБП «Штиль».
Для информации : тестирование АБ проходит в скрытом режиме и на дисплей выдается сообщение об аварийном состоянии.
На видео показано, как запускается тест аккумуляторов на дисплее бесперебойников серии STR.
Особенности заряда аккумуляторов ИБП «Штиль»
Компания производитель онлайн ИБП «Штиль» информирует о важных функциях интеллектуального заряда аккумуляторов:
Оптимизация значения заряжающего напряжения под фактическую температуру батарей.
Оптимальное значение принято в 25 °С.
Если температура начинает повышаться, ИБП снижает напряжение заряда для предотвращения перегрева АБ.
Важно!
Термокомпенсация внешних АБ, подключенных к ИБП «Штиль», выполняется при наличии карты мониторинга IC-SNMP/mini-USB или комплекта: карта мониторинга IC-SNMP/WEB + карта мониторинга IC-Modbus/Dry Contacts + датчик температуры TS-1.
Установка напряжения заряда
Пользователь имеет возможность выставить значение напряжения, до которого АБ будет разряжаться – можно выбрать величину меньше или больше напряжения полного разряда. Тем самым увеличивается или уменьшается время автономной работы ИБП (например – вместо 5 установленных минут будет работать от АБ — 7 минут).
При этом следует учитывать – ручное уменьшение времени работы от батарей имеет некоторое положительное проявление, а увеличение его – отрицательное, т. к. ускоряет расход ресурса аккумуляторов.
Иногда завышенное напряжение разряда используют для «встряски» батарей после долгого простоя оборудования или при «глубоком» разряде аккумуляторов
Защита от «глубокого» разряда
При «глубоком» разряде АБ (более чем на 80-85%) ИБП автоматически прекращает работу. В меню устройства эти настройки можно изменить вручную — установить глубину полного разряда от 10 до 90%.
Для информации :
Разные модели ИБП «Штиль» имеют некоторые особенности работы встроенного зарядного устройства:
Как проверить аккумулятор для ИБП при покупке?
Еще один способ проверки работоспособности аккумулятора: подключение к нему обычной 100-ваттной лампочки. Заряда нового аккумулятора должно хватать на 20 минут нормальной работы лампочки. Если же лампочка светила меньше 14 минут, то аккумулятор нужно менять. Батарею проверили, она исправна, а ИБП не работает.
Как проверить новый аккумулятор при покупке?
Оцените уровень электролита, его плотность. Проверьте дату выпуска изделия, измерьте напряжение мультиметром, нагрузочной вилкой. Норма зарядки аккумулятора автомобиля – 12,6-12,9 В; Изучите паспорт АКБ.
Как проверить новый аккумулятор мультиметром?
Для проверки авто аккумулятора — берем обычный мультиметр и измеряем напряжение автомобильного аккумулятора. Красный щуп мультиметра к положительному — «красному» выводу аккумулятора, а черный щуп к отрицательному — «черному» выводу аккумулятора.
Сколько вольт должен показывать новый аккумулятор?
Для исправной заряженной батареи оно должно составлять 12,7 – 13,2 вольта. В любом случае цифра не менее 12,6 вольта – хороший результат, она будет свидетельствовать также об исправности электрооборудования автомобиля. Если меньше – батарея разряжена, а может быть и хуже того – требует замены.
Как правильно выбрать аккумулятор?
Как подобрать аккумулятор?Первое и, пожалуй, главное: на аккумуляторе обязательно должны быть указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше если с адресом. . Основными параметрами для выбора АКБ являются:электрическая (номинальная) емкость, Ач;полярность;пусковой ток, А;размеры корпуса АКБ.
Как определить свежесть аккумулятора?
Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ. Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число. Расшифровка: Батарея произведена на второй линии 19 августа 2011 года.