Правильная фазировка при соединении динамиков
Полярность при соединении динамиков нужно учитывать для того, чтобы они работали синфазно. Другими словами — согласованно.
Многие, наверное, знают, что у некоторых динамиков на клеммах указывается полярность (« + » и «-»).
По идее при подключении динамиков полярность можно и не соблюдать, ничего страшного не произойдёт. Особенно если речь идёт о монофоническом звуковоспроизведении. В старых телевизорах, например, был всего один динамик.
Но, вот при стереофоническом, квадрафоническом или псевдо-квадрафоническом звуковоспроизведении синфазное включение динамиков играет весьма важную роль.
Например, у всех современных автомагнитол соединительные провода, к которым подключаются громкоговорители (динамики), имеют цветовую пару – по 2 провода на 1 канал.
Но, вот на одном из парных проводов изоляция имеет белую или чёрную полосу на фоне основного цвета изоляции. Сделано это для того, чтобы при подключении акустики правильно подключить её к аудио-выходу и соблюсти синфазность.
Также это указывается на схеме подключения, которая есть на корпусе автомобильного CD/MP3-ресивера.
При соединении динамиков следует учитывать эту особенность. Необходимо чтобы диффузоры каждого из динамиков колебались синхронно. Вот как это можно изобразить на рисунке.
Если динамики будут работать не синхронно, то возможно искажение звуковой картины, так как звуковые волны будут в противофазе – частично компенсировать друг друга. При этом возможно искажение пространственной ориентации источника звука и пр.
А если диффузоры динамиков будут работать синфазно, то звуковые колебания будут складываться, тем самым создавая полную и точную звуковую картину.
Если требуется соединить несколько динамиков параллельно, то их плюсы "+" соединяются вместе и подключаются к проводу, который соответствует "+" аудио-выхода устройства. Аналогично поступаем и с минусовыми выводами.
Фазировка при последовательном соединении динамиков немного отличается. Тут поступаем по аналогии, как и при соединении батареек, например.
А вот так сфазированы капсюли стереофонических наушников ("затычек"). Так как один из выводов наушников является общим, то минусы "-" соединяются и подключаются к общему проводу.
При самостоятельной сборке акустических систем – колонок, следует иметь в виду, что если вы применяете фильтры НЧ, СЧ или ВЧ, то они могут менять фазу сигнала. Это нужно учитывать при фазировке громкоговорителей в составе акустической системы.
Форумы сайта "Отечественная радиотехника ХХ века"
— С точки зрения физики — сомнительно. (Или тогда Вы пытаетесь утверждать, что катушка подвешена изначально несимметрично относительно полюсов магнита, или ее подвес ведет себя несимметрично: скажем — вверх, более жестко, чем вниз , т.е. изначально «конструкционно» заложены большие нелинейности). У Вас есть уверенность, что Вы сможете обосновать свое высказывание?
Честно говоря — для меня «по жизни» так и остался неясным вопрос, как именно добавлять/фазировать третий (ВЧ-динамик) к уже смонтированным двум полосам (СЧ+НЧ -динамики).
Прошу высказываться, тем более, что автора ветки тоже именно этот момент интересует.
Длина волны частоты 12 кГц — всего 2,8 см. Представляете, сколько раз перевернется фаза, пока до уха долетит? Или как она изменится, если вы передвинетесь ближе к колонке на 1,4 см?
Re: фазировка ВЧ-головки
Re: фазировка ВЧ-головки
Re: фазировка ВЧ-головки
Re: фазировка ВЧ-головки
Re: фазировка ВЧ-головки
Re: фазировка ВЧ-головки
для Ingeneer
Вы пишете: «А для пытливого и ленивого ума сообщаю следующее — помимо катушки динамическая головка содержит магнит и он как правило находится с одной стороны катушки, есть еще и диффузор и он то же не плоский а имеет сферическую или конусную форму».
. Ой, а я раньше написал про полюса магнита, чем Вы (т.е. своим пытливым умом догадался, что магнит в динамике есть, помимо катушки и диффузора).
Вот мои слова: «. катушка подвешена /. / относительно полюсов магнита» — так что заберите пожалуйста назад Ваш сарказм и менторский тон.
Давайте-ка посмотрим на этот вопрос, начиная с пьезодинамика. Так вот: если пьезомоторчик пищалки отключить от диффузора/купола — то это будет исключительно симметричная система (механо-электрическая система) — тогда вопрос сменится почти философским: чем «плюс» лучше «минуса».
Если «плюс и минус» приводят к одинаковой реакции этой системы (а оно так и есть), то при подключении диффузора/купола вопрос сменится на такой: чем звуковой импульс, возникший при движении диффузора/купола вверх, отличается от такого же по амплитуде (система симметрична «плюс» и «минус» равны) звукового импульса, если диффузор двинется вниз. И какое такое кристальное пытливое ухо отличит эти две звуковые волны?
Вы неправы.
Потом, вернемся к электромагнитному динамику:
Сотни инженеров (настоящих Ingeneers) старались линеаризовать поля в этой системе — а там куда ни сунься — сразу квадратные степени зависимости перемещения от силы. Поставили катушку В СЕРЕДИНЕ керна, отсимметрировали подвес и есс-но центрирующую шайбу.
И почему же это, по-Вашему, реакция на «плюс и минус» системы будет несимметричной?
Вы неправы дважды.
Не советуйте и не беритесь поучать, если не знаете.
Полярность колонок
Опубликовано в статьи Метки: диджей, размышления вслух, советы
Для начала хочу рассказать небольшую историю. Купил я по случаю комплект звуковой аппаратуры. Две колонки, активный микшер, коммутация. Привёз домой и начал разбираться со звуком. Бывший владелец за аппаратом не следил, колонки все грязные, у усилителя все кулеры забиты пылью, а провода не пропаяны, соединены простой скруткой. Печальное зрелище для любого человека, кто любит и ценит хороший звук и качественную звуковую аппаратуру.
Подключил я для пробы ноутбук, запустил микс. Слушаю, что играет из колонок и удивляюсь. Звук неприятный, низа скомканные какие то. Я ведь знаю, как именно должен звучать трек, как в нем звучит бас. Начал проверять фазировку колонок и точно, они работали в противофазе. Оттого и звук был с искажениями. А повторюсь, аппарат я купил у диджеев, которые на нем работали на свадьбах и юбилеях, играли дискотеки, неужели они не слышали и не понимали отчего звук не «качает»? Видимо и продали аппаратуру, решив, что она «плохая» и «некачественная». Снова элементарное незнание своей профессии. А значит, мне пора снова написать статью, где попытаюсь по простому, на пальцах, рассказать, что за зверь такой, фаза и противофаза акустических систем.
Но для начала немного теории. Как все мы знаем, звук в акустической системе рождается от вибрации некой мембраны (диффузора). Он распространяться в пространстве и если встречается с точно таким же звуком (из другой колонки), то они суммируется и усиливается. А если наши звуковые колебания сталкиваются с зеркально противоположными колебаниями, то такой звук «гаситься». На самом деле все происходит гораздо сложнее, но для простоты понимания предположим, что все происходит именно так.
Значит, наша задача состоит в том, чтобы не допустить взаимогашение наших звуковых волн, нам надо постараться их наоборот, усилить. Именно поэтому грамотные диджеи устанавливают свои колонки на одинаковом удалении от зрителя, дабы получить нужную им аудио картину, достичь стереоэффекта. И немаловажную роль в этом играет именно правильное движение диффузоров акустических систем. Чтоб в момент времени правая и левая «мембрана» двигалась вперёд или назад, одновременно и в одну сторону, создавая тем самым нужные нам звуковые волны, которые усиливают друг друга. Это и есть фаза колонок.
Чем плоха противофаза акустических систем? Как уже писал, звук становиться хуже, особенно это слышно на низких частотах , на басе. Он, как бы пропадает, становиться менее различим. Звук одной колонки гасит звук другой. Иногда правда это даже полезно. Например, если зал гулкий, с эхом, то опытные звукооператоры специально выставляют акустику в противофазу, тем самым уменьшая «гул» в помещении. На многих профессиональных приборах даже есть специальные кнопки, позволяющие пустить звук в противофазу. Но я отвлекся, продолжим нашу тему.
Итак, мы разобрались, что колонки диджея, работающие в противофазе портят звук. Поэтому, нам нужно уметь это выявить и устранить. С этого и начнём. Для начала, выставим колонки на одинаковом удалении от себя, справа и слева. Отойдем к центру зала кафе и прослушаем данный трек.
Слово «Фаза» должно звучать «в центре» зала, как бы в фокусе, а слово «противофаза» должно слышаться из каждой колонки отдельно, не суммируясь звуковыми волнами.
Ещё можно поставить колонки друг напротив друга, включить какой либо знакомый вам трек с чётко различимыми басами, низами и послушать, как они будут звучать у вас. При правильной фазировке вы услышите четкий бас, без искажений. При противофазе низа «пропадут», будут едва различимыми.
Если вы обнаружили, что колонки играют у вас в противофазе относительно друг против друга, то нам надо это исправить.
Если посмотреть на динамик самой колонки, то можно увидеть цветовые обозначения полярности, а иногда и саму надпись, где какой полюс должен быть подключен. Красным цветом обычно отмечают плюс.
На пассивной колонке может быть разъем Speakon или Jack mono. Давайте проверим полярность колонки. Для этого к плюсу Speakon подключим плюс батарейки Крона. Соответственно, минус подключим к минусу. Мы услышим щелчок и диффузор динамика выгнется вперёд. Если приглядеться, то на Speakonе написано где плюс и минус. Если есть четыре контакта, то нам нужен 1+ и 1 — . Если динамик подался вперёд, то все правильно.
Если у нас провод Jack mono — Speakon, то нам даже не нужно разбирать разъемы. Подключите Speakon к колонке, а на Моно джек подайте напряжение от батарейки. На гильзу минуc , на наконечник плюс. Диффузор должен податься вперёд, при правильной полярности.
Ещё раз, опишу попроще. Из колонки торчит два провода. Мы берём батарейку и прикладываем ее к проводам. Если диффузор подался вперёд, то тот провод которым мы прикоснулись к плюсовой клейме батарейки тоже плюс. Очень часто он красный. Если нет, то возьмите и отметьте его например, красным лаком. Или завяжите на проводе узелок. Теперь нам надо колонку правильно подключить к усилителю. Если разъем Speakon, то плюсовой провод (с узелком) мы подсоединяем к 1+ на разъеме. Второй провод подключаем к 1- .
Если на усилителе есть барашки — «бананы», то плюсовой провод (с узелком или красный) подключаем к красному разъему на усилителе. Ну а второй провод к черному разъему.
Если мы хотим припаять к нашим проводам из колонки Jack mono, то земля или гильза разъема это минусовой провод, а наконечник это плюс .
Если вы сделали все правильно, то ваш не фазированный звук должен улучшиться. Гости перестанут морщиться, появиться бас, колонки начнут «качать» ваш танцпол. Поэтому не ленитесь, проверяйте правильность ваших проводов, фазировку колонок, правильность распайки разъемов. Очень часто, именно в этом и состоит проблема плохого звука того или иного аппарата. Учитесь слушать звук, настраивать его, почаще читайте специальную тематическую литературу. Ну или заходите на мой сайт, где я по мере сил буду стараться максимально просто и доступно рассказать как стать хорошим мобильным диджеем.
Фазировка внутри колонок
Всем доброго времени суток.С недавних пор в голову залезла мысль,что внутри колонок на каком-то динамике перепутана фазировка.вот нашел несколько тестовых треков для проверки фазировки колонок.В общем,когда говорят «Фаза»,звук идет из центра,а когда «Противофаза»,то откуда то из сторон.так на всех трех полосах.получается,что все правильно?колонки heco
Ответы
Нч головки и другие, которые подключены не через конденсатор легко проверить постоянным напряжением. С вч головками сложнее. Только путем измерений. Непонятно что точно ищем. Если из двух колонок идет одинаковый звук, то вероятность случайного дефекта практически равна нулю. Проверить просто — по-очереди отслушать каждую колонку. Если звучат совершенно одинаково, то проблема не в фаза — они просто так звучат. Мне думается, что возможно в фильтре что-то отвалилось, что привело к перекосу в звучании. Есть, конечно, вероятность, что, например, перепутана полярность магнита при сборке головки.
Фазоинвертор в противофазу прикручен, адназначна.
Есть тестовые сигналы, где голос диктора идёт последовательно через три фильтра оставляя в полосе пропускания НЧ, СЧ, ВЧ. Необходимо сесть точно между колонками и запустить тест. Действительно если динамики включены синфазно, то звук как бы, «схлопнется» и пойдет из одной точки (не обязательно из центра, но близко к нему). Когда фонограмма из каналов будет включена в противофазе, звук не будет локализоваться. Если в первом фрагменте звук локализован, то динамики в колонках включены правильно. Этот тест я использовал для отстройки звука в авто. В домашней акустике я таких страшных «косяков» ни разу не замечал.
Мучала меня подобная проблема (с тестовыми треками). Копаясь в настройках ресивера увидел, что система автокалибровки выставила растояние до левой АС 4.8 метров, до правой 3.2 метра. Выправил вручнуюу на 3 м, стало нормально.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.