5. Евро-3/4/5. В чем отличия. Подробно.
Всем здравствуйте. Давно ничего не писал.
В этой статье хотел бы подробнее разобрать "евровость" наших силовых установок. Для кого-то возможно здесь не будет ничего нового, но тем не менее.
Был такой случай в моей практике:)
5.1 ЕВРО-3.
В РФ стандарт был введен в 2008 году. Данный стандарт достигается только рабочим процессом двигателя с электронноуправляемой системой впрыска (Common Rail) и никаких доп. устройств очистки отработавших газов не требует.
Это был базовый и самый простой ISF2.8.
5.2 ЕВРО-4.
В РФ стандарт был введен в 2014 году и все автопроизводители 2012-2013-е года потратили на адаптацию к этим изменениям, а изменений и споров там было прилично. То есть речь шла о глобальном переходе на данный стандарт: доводились двигатели, модернизировались и сертифицировались все автомобили, которые планировалось выпускать в 2014-м.
Стандарт Евро-4 предусматривает снижение оксидов азота (NOx) и твердых частиц (сажи, PM) примерно в 2 раза относительно Е-3. И здесь уже одним только рабочим процессом нельзя уложиться в нормативы. Соответственно нужна доп. система очистки отработавших газов: EGR (рециркуляция ОГ) или SCR (впрыск AdBlue).
Таким образом на нашем любимом моторе ISF2.8 появляется система EGR и ДМРВ (MAP, расходомер воздуха) (для вычленения расхода свежего воздуха из общего объема).
Суть этой системы заключается в том, что часть отработавших газов возвращается во впуск. Требуется это для того, чтобы уменьшить температуру рабочего процесса в камере сгорания и таким образом уменьшить выбросы NOx. Иными словами, мы сознательно ухудшаем качество рабочего процесса, увеличиваем расход топлива в угоду экологическим стандартам.
5.2.1 В чем минусы системы EGR для двигателя?
Помимо того, что мы как минимум не улучшаем качество рабочего процесса, мы часть отработавших газов, в которых содержится сажа (между прочим мощнейший абразив) загоняем обратно в цилиндры. Следовательно возникает повышенная вероятность образования износа ЦПГ.
Более того, основной источник загрязнения масла — это как раз продукты сгорания топлива, следовательно при наличии системы EGR требуется более частая смена масла.
Конструктивно двигатели Е-3 и Е-4 идентичны, за исключением появившейся EGR.
5.3 ЕВРО-5.
Первоначально стандарт правительство планировало ввести в 2016-м году, но из-за волны возмущения автопроизводителей (еще бы…опять все переделывать, опять все сертифицировать и т.д.) отложило введение до 2018 года.
Данный стандарт предусматривает еще раз почти двукратное уменьшение выбросов NOx и самое главное — сажи должно быть меньше в 5 РАЗ относительно Е-4 и в 10 раз относительно Е-3.
И вот здесь работа по переделке двигателя гораздо более глобальна.
Ранее вообще считалось, что достичь уровня Евро-5 при помощи EGR невозможно, требуется переходить на SCR. Но тем не менее смогли достичь и на EGR.
Что потребовалось сделать: дополнительно к системе EGR добавляется дроссельная заслонка на впуске, турбокомпрессор с изменяемой геометрией, сажевый фильтр и другие поршни (изменена форма камеры сгорания), плюс закрытая система вентиляции картерных газов.
Вот он красавец Евро-5
Видно дроссельную заслонку
5.3.1. Для чего стал внезапно нужен сажевый фильтр?
Дело в том, что выбросы NOx и PM (сажи) находятся в обратной зависимости: уменьшаем одно — возрастает другое и соответственно наоборот.
Так вот с NOx мы боремся еще большим уменьшением температуры в камере сгорания (еще большая часть отработавших газов возвращается в цилиндр), соответственно температура падает и наш углерод просто не догорает, т.е. сажа прет еще сильнее…что же делать? Правильно…устанавливаем сажевый фильтр, который до определенного момента накапливает сажу, а потом ее приходится прожигать, на что требуется дополнительная порция топлива.
В принципе, при трассовом режиме эксплуатации, с ездой под нагрузкой сажевый фильтр должен прожигаться самостоятельно, т.к. детали выхлопной системы и так нагреваются свыше 350 градусов.
Но поскольку такой режим далеко не у всех, то для прожига сажевого фильтра был реализован третий подвпрыск топлива — т.н. поствпрыск на такте выпуска (для двигателей Е-3 и Е-4 реализован только двухфазный впрыск). На этот самый поствпрыск затрачивается дополнительная порция топлива.
Теперь вы и сами можете догадаться откуда на двигателях Е-5 в стоке расход под 15л/100км.
===============================================================================
Если вам было хоть немного интересно, прошу не стесняться и ставить лайк. Так я понимаю, что не зря потратил 2 часа своего времени на изложение информации, которой нигде нет.
Разница между бензином евро 4 и евро 5
Европейский экологический стандарт принят в 1992 году, для всех видов бензинового и дизельного топлива. Классификация топлива по евро стандарту подразумевает под собой минимально допустимое наличие в его составе вредных веществ и примесей, которые наносят вред окружающей среде. Существует несколько стандартов «ЕВРО», такие как: ЕВРО — 1(1992г); ЕВРО — 2 (1995г); ЕВРО — 3 (1999г); ЕВРО — 4 (2005г); ЕВРО — 5 (2009г); ЕВРО — 6 (2015г). Сейчас во многих странах мира разрешается продажа новых автомобилей, только, с классом потребляемого топлива ЕВРО — 5 и выше.
Сейчас, большая часть заправочных станций реализует бензин стандартов ЕВРО 4 и 5, топливо шестого стандарта, пока ещё, встречается редко. Разница 4 и 5 стандарта бензинов отличается присутствием в своём составе серы, солей тяжёлых металлов, и других химических примесей, которые повышают содержание углекислого, угарного газов, окислов азота в выхлопа автомобиля, что экологическом состоянии окружающей среды и на работе самого автомобиля, в целом.
В некоторых странах второго соблюдают топливные стандарты, в России это тоже учитывают, но не так категорично, как например, в странах Евросоюза.
Существует несколько отличий этих видов топлива, на которые следует обратить внимание рядовому автовладельцу. На обычной АЗС, чаще всего, при заправке автомобиля, многие автолюбители не обращают внимание на то, какого стандарта топливо они приобретают. Это легко узнать посмотрев соответствующую документацию на поставляемые ГСМ, или, просто, спросить самого кассира.
Если есть возможность сделать выбор, то лучше использовать бензин стандарта ЕВРО 5, так как в нем содержание серы меньше, чем в ЕВРО — 4. От использования такого топлива, хуже не будет, даже если автомобиль довольно старый и работает на бензине марки АИ — 80.
Чем выше топливный стандарт по классификации «ЕВРО», тем его состав, соответственно, чище. Это имеет важное значение для качественной, бесперебойной, работы двигателя. Топливо с низким содержанием серы обеспечивает более долгую эксплуатацию магистралей, форсунок, свечей зажигания, значительно снижает образование нагара в камерах сгорания.
Бензин категории ЕВРО — 5 более благоприятен для таких деталей автомобиля как лямбда — зонды, и катализаторы выхлопной системы. Повышается разгон и динамика автомобиля, немного, снижается расход топлива.
Кроме того, в инструкции по эксплуатации автомобилей более позднего выпуска, должно быть прописано, октановое число используемого топлива и его классификация по евро стандарту, если указан бензин категории ЕВРО — 5, то категорически не рекомендуется использовать топливо более низкого класса.
Основной, же, химический состав этих двух классов бензина, ни чем, по сути не отличается. Это вид углеводородного топлива, изготовленного из нефти. Есть ошибочное мнение, что, чем больше октановое число бензина, тем более чистым он является, но это не так, октановое число определяет стойкость горючего к детонации (степени сжатия), а не его чистоту. Наоборот, по «ЕВРО» классификации, определяется степень очистки топлива, присутствие в нем веществ, которые вредны для окружающей среды, например, бензин АИ — 92 может быть стандарта ЕВРО — 5, и также АИ — 95 бывает класса ЕВРО — 4.
С точки зрения российского законодательства, одинаково разрешается эксплуатация транспортных средств, на с той и другой классификацией топлива. Какой класс выбирать личное дело каждого автолюбителя. Это зависит от вида автомобиля или отношению человека к проблеме загрязнения окружающей среды. Но факт, остаётся фактом, чем выше класс применяемого топлива, тем оно качественнее и безопаснее.
Экологический стандарт Евро-5: в чем отличие от Евро-4
Загрязнение окружающей среды вынуждает правительства многих стран вводить все более жесткие экологические нормативы для автомобилей, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, как бензиновых, так и дизельных. Чтобы удовлетворять нормам по токсичности выхлопа, производителям приходится совершенствовать конструкцию автомобиля, а нефтеперерабатывающие заводы обязали производить топливо соответствующих стандартов.
В РФ с 2016 года производство и ввоз автомобилей экологического класса ниже Евро-5 были запрещены, но эксплуатация ввезенных или произведенных до этой даты транспортных средств разрешается, вплоть до Евро-0. Исключение составляют особые экологические зоны. Производителей топлива обязали перейти на тот же стандарт — Евро-5, более жесткий, чем действовавший с 2010 года Евро-4.
Стандарт Евро-4
Данный стандарт регламентирует содержание токсичных веществ в выхлопных газах автомобиля, и все еще актуален во многих странах мира. Любое транспортное средство должно выбрасывать строго определенное количество вредных веществ, не превышающее заданные значения. Например, за каждый пройденный километр легковой автомобиль должен выбрасывать не более 1 грамма СО, то есть угарного газа.
Переход к Евро-4 от более ранних версий требует конструктивных доработок автомобиля. Без модернизированного каталитического нейтрализатора отработанных газов, адсорбера для улавливания паров бензина, более совершенных систем питания, зажигания и управления двигателем добиться необходимой чистоты выхлопа невозможно.
В дизельных двигателях применяют сажевые фильтры, рециркуляция отработанных газов, впрыск мочевины, иные технические решения.
Особенности стандарта Евро-5
Предусматривается снижение выбросов оксида азота и сажи в 5 раз, по сравнению с Евро-4. Предъявляются более жесткие требования к топливу. Основной показатель — содержание серы в горючем. В топливе Е-5 должно быть не более 10 ppm, тогда как Е-4 допускает содержание 50 ppm серы. Не менее важна концентрация солей тяжелых металлов. Все это оказывает существенное влияние на содержание вредных компонентов в выхлопных газах.
Если раньше достаточно было заправляться бензином с соответствующим октановым числом, то с введением новых требований это должно быть топливо стандарта Евро-5. Бензин А-95 стандарта Евро-5 отличается от такого же, но Евро-4. Он лучше очищен, содержит меньше серы, что помимо чистого выхлопа благоприятно сказывается на ресурсе масла, а также свечей, форсунок, других элементов конструкции. Октановое число при этом одинаковое.
Почему дизелям нужен сажевый фильтр
Дизельные двигатели работают на обедненных смесях, что обеспечивает экономичность, но приводит к неполному сгоранию топлива и образованию сажи. Принцип работы такого мотора таков, что снижение выброса сажи приводит к повышенному образованию оксида углерода, и наоборот. И то и другое наносит прямой вред здоровью человека. Конструкторы пошли по пути установки важного элемента в достижении чистого выхлопа — сажевого фильтра.
Его устанавливают за катализатором, или в одном с ним блоке. Сажа скапливается в полости фильтрующего устройства, а когда происходит переполнение, осуществляют регенерация фильтра путем впрыска дополнительной порции горючего, что приводит к повышению температуры выпускного тракта. Избытки сажи выжигаются. Существуют способы пассивной регенерации. Задерживаются не все частицы сажи, самые мелкие вылетают в атмосферу через выхлопную трубу, но их концентрация мала.
Экологический класс автомобиля Евро 1 2 3 4 5 6 их нормы выхлопа (Таблица)
Экологический класс ЕВРО — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортынх средств, а также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта ЕВРО 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Таблица экологический класс автомобилей Евро 1 2 3 4 5 6
Экологический класс Евро
Экологический класс был введён в большинстве стран Европы в 1988г. В 1992г. был заменен стандартом Евро-1.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не больше 11,2г/(кВт·ч) (грамм на киловатт·час)
— углеводородов (СН) — не более 2,4 г/(кВт·ч)
— оксидов азота (NOх) — не более 14,4 г/(кВт·ч)
— твёрдые частицы — не определено
— дымность — не определено.
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Был введен в Евросоюзе в 1992г., а в 1995г. был заменен стандартом Euro-2.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не более 2,72г/км (грамм на километр пути)
— углеводородов (СН) — не более 0,72 г/км
— оксидов азота (NOх) — не более 0,27 г/км
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Экологический класс был введён в Евросоюзе в качестве замены Евро-1 в 1995г., а затем был заменён стандартом Евро-3 в 1999г.
Стандарт Евро-2 был принят правительством России осенью 2005г.. Продажи бензина АИ-95 Евро-2 в России запрещены с 01.01.2011г. С 01.01.2013г. года любое топливо класса Евро-2 и ниже запрещено к обороту в РФ.
Евро-3 — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Был введён в Евросоюзе в 1999г. и заменён на стандарт Euro-4 в 2005г..
Все ТС, произведённые в России или ввезённые в Россию, начиная с 01.01.2008 года должны соответствовать стандарту Евро-3.
Экологический стандарт Евро-4 был ведён в Евросоюзе в 2005г. в замен предыдущему стандарту Евро-3. В 2009г. заменён на новый стандарт — Euro-5.
В России с 01.01.2013г. все производимые и ввозимые на территорию автомобили должны соответствовать классу Евро-4, но возможно использовать шасси и базовые транспортные средства с сертификатами Евро-3, выпущенные до 31.12.2012г.
С 01.01.2013г. все производимое топливо в России обязали иметь стандарт не ниже Евро-3. Оборот топлива Евро-3 запрещен в России с 01.01.2016г., в связи с этим, начиная с этого дня началось поэтапное списание техники с двигателями Евро-3.
Евро-5 стандарт обязателен для всех новых грузовых авто, продаваемых в Евросоюзе с октября 2008г. Для легковых авто — с 01.09.2009г. В РФ стандарт Евро-5 действует на все автомобили с 01.01.2016г.
Нормы по выбросам: СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,80 г/км и NOy — до 0,06 г/км.
Тех. регламент также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива класса не ниже Euro-2 до 31.12.2012г., Euro-3 — до 31.12.2014г., Euro-4 — до 30.06.2016г., Euro-5 — с 01.07.2016г.
Сначало предполагалось, что данный экологический клас Евро-6 вступит в силу в Европе 31.12.2013г., но потом его введение было отложено на 2015г.
По своим требованиям Евро-6 близок к действующему с 2010г. экол-му стандарту EPA10 в США и японскому Post NLT. Новый европейский стандарт облегчит согласованную разработку будущих единых норм.
Согласно нормам Евро-6, выбросы CO2 новыми легковыми авто должны составлять не более 130 г/км.
Экологический класс по годам производства автомобилей и странам производителям
Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей по экологическим классам Евро
В таблице ниже приведено содержание вредных веществ в выхлопных газах легковых автомобилей (категория М*) для каждого экологического стандарта Евро (в единицах г/км):