Как рассчитывается стоимость детали по осаго
Перейти к содержимому

Как рассчитывается стоимость детали по осаго

  • автор:

Приложение. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

* Необходимое время приведено без учета подготовительно-заключительных работ.

** Категория сложности не связана с нормированием ремонтов транспортных средств отечественных производителей (ремонт N 1, 2, 3) и зависит от степени повреждения:

1 категория — несложные деформации на простых (несложно профилированных) поверхностях;

2 категория — сложные деформации с образованием складок, вытяжкой металла либо несложные деформации на профилированных поверхностях;

3 категория — сложные деформации с изломом ребер жесткости (при нецелесообразности замены, применении реставрации или вставки).

Официальный справочник цен на запчасти по базе РСА

С 2014 года изменился порядок расчета размера компенсации по ОСАГО и за основу стали брать стоимость запчастей по базам РСА. В систему внесено более 80 миллионов наименований на различные автомобили моложе 12 лет. Данные из справочника не отображают действительную сумму выплаты, поскольку в рамках проведения экспертизы добавляются дополнительные коэффициенты. База данных является открытой и доступна для всех на официальном сайте РСА, что позволяет водителям контролировать действия страховой компании.

Что такое единый справочник запчастей РСА

Справочник РСА – это единая база данных, включающая в себя сведения о запасных частях, материалах и нормо-часах ремонтных работ. Справочник подготовлен под 12 экономических районов страны и соответствует единой методике расчета восстановительных расходов.

Применение единой методики является обязательным для всех страховщиков, экспертов и иных лиц.

Благодаря введению общего справочника получилось сократить количество споров, возникающих между водителями и страховыми компаниями. Независимо от места проведения экспертизы, заключения не будут значительно отличаться друг от друга.

Всего в справочник внесено более 80 миллионов различных наименований. Имеются все наиболее популярные марки и модели транспортных средств.

Также Российский союз автостраховщиков запустил открытый онлайн-сервис, позволяющий любому желающему получить информацию о цене запчастей, материалов или работ в своем экономическом районе. Сервис доступен на официальном сайте РСА.

Для чего рассчитывается стоимость деталей

При наступлении страхового случая компания должна произвести собственные экспертизы для установления всех обстоятельств произошедшего, принятия решения о возможности предоставления компенсации, а также о ее размере.

Сумма страховой выплаты ограничена лимитами, предусмотренными ФЗ «Об ОСАГО» (400 000 руб.), но напрямую зависит от размера причиненного ущерба, который определяется количеством деталей, степенью их повреждения и стоимостью замены.

С декабря 2014 г. расчет суммы ремонта в рамках компенсации по ОСАГО осуществляется через справочник РСА о стоимости запчастей. Его использование является обязательным для всех экспертов, независимо от принадлежности, что снижает количество расхождений.

Как работать со справочником РСА

Чтобы узнать стоимость запчастей по РСА, необходимо зайти на официальный сайт сервиса, убедиться, что выбраны пункты «Средняя стоимость запасных частей» и «Новый запрос».

Далее заполняются все поля формы:

  1. Дата оформления запроса.
  2. Экономический регион поиска.
  3. Марка автомобиля.

Номер запасной части, вводится вручную. В один запрос можно поместить не боле 3 номеров.

Образец формы поиска:

Образец формы полиса

После этого откроется таблица со следующей информацией:

  1. Номер запасной части, ранее указанный в запросе.
  2. Полное наименование запчасти, соответствующее поисковому номеру.
  3. Средняя стоимость искомых запасных частей в рублях.

Результат успешного запроса:

Результат успешного запроса

Если информация по запчасти отсутствует, либо была допущена ошибка, появится уведомление: «По заданным параметрам поиска данные отсутствуют».

Как определяется стоимость запасных частей

При определении стоимости замены запчастей учитываются следующие принципы:

  1. Базовая средняя стоимость запчастей РСА зависит от текущей ситуации на рынке в конкретном экономическом районе. Изначально берется цена оригинальных деталей.
  2. Далее базовая цена меняется в зависимости от износа, бренда производителя, сложности выполнения работ и других обстоятельств. Все параметры, влияющие на стоимость, обязательно перечисляются в заключении эксперта.
  3. При отсутствии нужной запчасти в справочнике РСА расчеты производятся на основании среднерыночных значений по региону.

Стоимость запасных частей определяется в рамках проведения технической экспертизы, выполняемой в соответствии с методическими указаниями.

Как узнать номер запасной части для РСА

Узнать номер необходимой детали можно несколькими способами. Самый простой – снять запчасть с автомобиля и посмотреть штрихкод (иногда снимать необязательно), но не всегда такая возможность есть: машины нет рядом, отсутствует штрихкод, или иные причины.

Можно обратиться в магазин, найти нужную запчасть и взять код с нее. На сайтах многих интернет-магазинов есть электронные каталоги со всей нужной информацией. Если деталь редкая и не получается найти ее, можно написать запрос официальному дилеру и попросить предоставить данные.

Также в Интернете можно найти сервисы, осуществляющие поиск деталей автомобиля по VIN номеру.

Необходимо учитывать, что для оценки запчастей по ОСАГО РСА подходят только оригинальные детали, информация о которых содержится в базе.

Учитывается ли износ деталей

После изменений 2014 г. количество формул для расчета износа автозапчастей сократилось. Основных формул две: для всех комплектующих изделий (детали, узлы, агрегаты) и для шин. Необходимо учитывать, что для деталей, имеющих больший износ по сравнению с остальным автомобилем (имеют повреждения, не связанные с произошедшим ДТП), будут применяться дополнительные коэффициенты. К примеру, полученные ранее повреждения кузова площадью более 10 % от общей поверхности детали, повысят коэффициент износа на 40 %.

Срок эксплуатации автомобилей рассчитывается с использованием целых значений и применении правил математического округления. Например, если возраст машины составляет 5 лет и 6 месяцев, будет считаться, что, ей 6 полных лет. Это менее выгодно для владельцев автомобилей, поскольку срок эксплуатации формирует коэффициент износа, что уменьшает сумму страховой выплаты.

Как сделать расчет стоимости деталей самостоятельно

Самостоятельно точно узнать цену замены детали сложно, поскольку придется учитывать несколько факторов, а цены по базам РСА являются только ориентирующими. Помимо указанных в справочнике позиций нужно учитывать норму расхода материалов, степень износа и другие факторы. Даже заключения экспертов могут различаться, поскольку у каждого из них – свое видение ситуации.

Пример расчета

Произвести полный профессиональный расчет не представляется возможным из-за сложности. Например, одна формула износа выглядит следующим образом:

Пример расчета

Помимо нее также учитываются другие параметры со множеством переменных коэффициентов и значений.

Поэтому имеет смысл проверить стоимость запчастей, материалов по РСА, и ориентироваться на эти данные. Например:

  • цена детали по каталогу 5000 руб.;
  • за материалы и работу нужно отдать еще 10 000 руб.

Отсюда следует, что ориентировочный размер расходных работ составит 15 000 руб. Полученное значение не является окончательным и может меняться как в большую, так и в меньшую сторону, исходя из обстоятельств, которые установит эксперт. Полный и подробный расчет с учетом всех коэффициентов и переменных можно будет посмотреть в готовом заключении.

Может ли такой расчет заменить экспертную оценку

Самостоятельный расчет стоимости запчастей по РСА не имеет юридической силы и не приравнивается к экспертизе. Онлайн-сервис создан для удобства, свободного ознакомления и контроля и со стороны водителей. Это связано с тем, что даже при наличии доступа к справочнику обычный водитель не сможет самостоятельно произвести расчеты. Оценка требует специальных профессиональных познаний, и справочник выступает в качестве составляющей части методики. Даже при использовании программ расчета возможны расхождения по одному и тому же случаю, но они не должны быть существенными.

Определением размера причиненного вреда занимаются штатные или сторонние эксперты страховой компании. При этом по договорам ОСАГО предусмотрен обязательный досудебный порядок, поэтому пострадавший в любом случае должен первоначально обратиться к страховщику.

Если полученные результаты не устраивают страхователя, он вправе обратиться в суд, где возможно проведение судебной экспертизы. Также заявитель может самостоятельно назначить проведение повторной экспертизы за свой счет.

При проведении экспертизы сотрудник обязан руководствоваться специальными правилами. В случае если стоимость запчасти, материала или работы присутствует в каталоге РСА, должна применяться исключительно она. При отсутствии данных в справочнике расходы рассчитываются по рекомендованной среднерыночной цене.

Необходимо учитывать, что в каталог запчастей РСА по ОСАГО вносятся сведения только об автомобилях, возраст которых не более 12 лет.

Для определения размера страховой выплаты по ОСАГО берутся значения из справочника запчастей РСА. Использование внесенных в него данных является обязательным для экспертов. Система открыта для всех пользователей, но на основании доступной информации обычный водитель не сможет определить итоговую сумму выплаты, поскольку для этого нужны специальные знания. Однако справочник позволяет контролировать действия страховщика и выявлять намеренный обман.

Как делается расчёт ущерба по РСА (ОСАГО).

Кто про что, а вшивый про баню (с). Заранее извините.

После последнего ДТП позвонил в страховую, чтобы записаться на осмотр/подачу документов.

Девочка на проводе предложила выезд "комиссара" (бесплатная услуга если вызов внутри МКАД).

— Ну, норм. — говорю, — Пусть приезжает.

Приехал, значит, он ко мне на работу и давай замерять всё.

Фото в бортжурнале Renault Megane I Что имеем: мятое крыло, потёртый бампер и накладка на нём.

Эксперт приговорил на замену бампер и фару (т.к. одно из ушек крепления стекла к фаре было сломано). Крыло менять отказался — только ремонт.

Спросил у него, когда будут результаты оценки ущерба.

(Почему не ремонт, здесь: www.drive2.ru/l/487704051614482995/ — Меганыч стар, Super Star.)

— А, — говорит, — через пару дней. Вы только подпишите сразу бланк "доп.соглашения", а сумму я сам потом впишу.

Тут я слегка выпал в осадок, т.к. после подписания доп.соглашения оспорить сумму выплаты будет уже невозможно, а какую сумму туда впишут одному богу известно.

Естественно, подписывать отказался. Комиссар почесал репу, проконсультировался по телефону с "главным" и говорит:

— Ну, тогда я поехал, только подпишите акт осмотра…

Акт подписал, конечно.

Т.к. документы приняты не были, то позвонил опять в страховую и озвучил ситуацию.
Мне пообещали разобраться с произволом на местах и я записался в обычную точку удалённого урегулирования по ущербу.

На следующий день поехал на повторную оценку.

Фото в бортжурнале Renault Megane I Удалённая точка находилась в Lexus-Сити. Пустил скупую слезу вспоминая рексозавра и рассматривая ценники на новые авто. LX570 всё ещё стоит по цене трёшки в ближнем подмосковье, но хорош, зараза 🙂

Эксперт из Major Assistance бампер на замену не поставил. Спросил его, а как же молдинг?
— Точно, — говорит, — допишу замену накладки.

Крыло на замену опять не попало, зато попала фара (не забыл ему на защёлку указать). Причина "замены" фары:

Фото в бортжурнале Renault Megane I Все остальные крепления целые.

Дождался оценки: 16200. Удивился.

Стандартно окрас одной детали идёт 6 тыр, молдинг 3 тыр + фара 8-9 тыр (если по рынку считать) — 50% износа и должно было получиться около 18-20 тыр с учётом ремонта вмятины.

Доп.соглашение подписывать не стал. Решил сначала посмотреть на расчёт суммы, а это можно сделать только в центральном офисе почему-то и то, только по предварительной записи и после того, как документы из удалённой точки урегулирования дойдут до этого офиса.

Пока было время решил разобраться, как же сейчас происходит расчёт ущерба.

Выяснилось, что на текущий момент (2017 год) расчёты любых (даже самых независимых) экспертов могут вестись только по ценам объявленным российским союзом автостраховщиков (цены эти раз в полгода обновляются, т.к. привязаны к курсу евро\доллара). Там указаны и нормочасы на различные работы, и их стоимость (по маркам авто), и стоимость запчастей.

Как следствие, изменить "сумму к оплате" (даже через суд) можно только если первоначально эксперт не включил какие-то работы или повреждения в акт осмотра или жёстко накосячил оценщик (использовал не те номера деталей или виды работ).

Примечательно, что если расчёт независимого эксперта будет отличаться менее, чем на 10% от озвученного страховой, то суд даже рассматривать дело не будет, т.к. 10% заложены в "погрешность" расчёта.

Посмотреть цены, оказывается, можно на официальном сайте РСА: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html (зачем из этого делают тайну страховщики не очень понятно).

Фото в бортжурнале Renault Megane I Официальная страница РСА, где можно проверить расчёты по запчастям и работам.

Выбирается дата дтп\регион\марка авто и вбиваются номера запчастей.

Вбил интересующие меня детали (левая фара 7701 047 184, ручка водительской двери 7700 433 075, крыло левое 7751 696 568):

Запчасти на фото: 7751696568, 7700433075, 7701047184. Фото в бортжурнале Renault Megane I От этих цен хочется плакать.

— Стоимость фары (2.8 т.р.) ниже цены любого не оригинала и ниже стоимости оригинальной б\у фары. При этом левая фара на праворульную версию мегана (да, даже такая была) по РСА стоит 9 тысяч, т.е. вполне рыночную цену (так же как и почти все молдинги — около 3 тыр за штуку).

— Ремонт вмятины на крыле стоит больше (Карл!), чем новое крыло с учётом износа… Так что даже хорошо, что крыло на замену не записали, иначе сумма выплаты уменьшилась бы. Дичь какая-то.

Убедившись, что расчёт действительно верен и обжалованию не подлежит, решил поехать подписать соглашение, чтобы зря не тратить время на поездку в центральный офис.

Перед выездом протёр тряпочкой бампер:

Фото в бортжурнале Renault Megane I Ой, а король-то голый!

Нет, оказывается, никакого молдинга 🙂 Есть неокрашенный участок бампера под "молдинг".
Полез в каталог:

Фото в бортжурнале Renault Megane I Да, по коду тех.особенностей должен быть бампер с молдингами, а по факту — без них и при этом с заглушками для ПТФ (может уже не оригинал стоит? но это вряд ли).

Раз голый пластик поцарапан — значит замена. Но, если внимательно посмотреть на фото, то видно, что даже крашенная часть бампера рельефная, а значит любая царапина повреждающая этот рельеф тоже будет заменой 🙂

Номера бамперов:
— RENAULT 77 01 367 998 (и ещё 3 варианта) без молдингов
— RENAULT 77 01 471 764 (и ещё 3 варианта) с молдингами

Проценка на сайте РСА даёт 3800 за первый вариант и 4200 за второй… От всей души, как говорится.

Стал дальше присматриваться:

Фото в бортжурнале Renault Megane I А губа-то (Renault 77 00 429 567) в месте удара тоже повреждена.

Стоимость этой детали по РСА уже ближе к правде: 4500 рублей.

4500+3800 больше, чем 2300 (за несуществующую накладку на бампере), поэтому поехал к эксперту поделиться своими наблюдениями 🙂

Время было позднее, но эксперта на месте удалось застать. Он принял доводы и внёс исправления в акт осмотра, благо документы ещё не ушли в страховую.

По итогу сумма изменилась с 16200 на 20100 (а если бы не показал фару и не напомнил про молдинг, то было бы тысяч 13). Жду выплату.
Выплатили всю сумму, уложились в 10 дней.

Вывод из всей этой истории простой: не надо попадать в серьёзные ДТП (на "прулях" можно :)).

При этом "серьёзными ДТП" считаются все те, в результате которых появилось что-то кроме пары притёртостей, которые можно убрать полировкой.

Но если всё-таки попали, то нужно не упускать ни одной мелочи при осмотре.
Эти мелочи (вроде замены фары или губы в моём случае) позволят сделать сумму ущерба ближе к реальности, несмотря на невменяемые ценники РСА.

Ну, и при реально серьёзных ДТП (когда повреждены не только внешние кузовные детали) после оценки в страховой нужно делать полноценную независимую экспертизу (с разбором авто при необходимости), т.к. по другому определить весь список работ и запчастей не получится.

Как рассчитать стоимость запчастей и работ при ремонте машины по ОСАГО

Если вы попали в ДТП не по своей вине, компенсировать полученный ущерб призвано ОСАГО. Максимальная сумма, которую можно получить на ремонт автомобиля в 2022 году — 400 тысяч рублей. Но как страховщики рассчитывают стоимость запчастей и работ для восстановительного ремонта? И можно ли проверить эти цены самостоятельно? На самом деле, можно — давайте разберемся, как.

Стоимость восстановительного ремонта автомобиля после ДТП, само собой, рассчитывается по единой методике, утвержденной законодательно. Конкретный документ, который устанавливает порядок расчетов — это Положение Банка России от 4 марта 2021 г. № 755-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства".

В этой методике утверждены все ключевые этапы и принципы определения ущерба и расчета стоимости восстановления:

  • идентификация автомобиля;
  • требования к процедуре фотографирования поврежденного автомобиля;
  • определение типа и характера повреждений;
  • определение коэффициента износа деталей;
  • установление перечня деталей, для которых износ не учитывается;
  • расчет стоимости запчастей и работ, необходимых для восстановления;
  • расчет стоимости годных остатков при полной гибели автомобиля.

Стоимость восстановления автомобиля после ДТП считается по простой формуле, установленной в методике:

где Свр — стоимость восстановительного ремонта, Рр — расходы на работы, Рм — расходы на материалы, а Рзч — расходы на запчасти. При этом первые два слагаемых считаются без понижающих коэффициентов, а вот стоимость запчастей считается по сложной формуле:

Нас в этой формуле интересует показатель Иj — это коэффициент износа детали, которая подлежит замене. По закону он не может составлять более 0,5 — то есть, за деталь с учетом износа не могут заплатить меньше половины ее расчетной стоимости. Правда, на детали, которые до ДТП были "в заведомо худшем состоянии, чем общее состояние транспортного средства" может начисляться дополнительный индивидуальный износ. Ну а в целом процент износа тоже считается по сложной формуле и зависит от возраста и пробега автомобиля.

По своим формулам рассчитываются и все прочие цены: стоимость материалов, восстановительных работ и так далее вплоть до износа шин.

Глава 6 упомянутого выше Постановления указывает, что справочники средней стоимости запасных частей, материалов и работ должны быть опубликованы в Интернете на сайте РСА. То есть, это общедоступная информация, и проверить расчет может и сам владелец поврежденного автомобиля. На сайте РСА доступны калькуляторы средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ. Для проверки стоимости запчасти, например, нужно внести в калькулятор дату ДТП, субъект РФ, в котором будет производиться расчет, марку автомобиля и каталожный номер оригинальной запчасти. Для расчета стоимости материалов понадобится наименование производителя материалов и название самих материалов, а для расчета стоимости нормо-часа работ — марка и тип автомобиля. За один запрос можно рассчитать стоимость не более 3 запчастей. Ну а еще после получения цен стоит помнить, что на сайте РСА они считаются без учета износа — для него официального калькулятора нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *