Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Можно ли смешивать антифриз разных цветов?
Значит по порядку: любой антифриз — это смесь этиленгликоля (полипропиленгликоля), воды, красителя и пакета присадок. Кстати ТОСОЛ — это тоже антифриз. Изначально это было наменклатурное обозначение антифриза специально разработанного для ВАЗовских машин при постройке завода в Тольятти. Итальянцев не устроило качество существовавшего на тот момент в СССР "Антифриза 156", они потребовали создать новый антифриз. ТОСОЛ — это аббревиатура: Технология Органического Синтеза ОЛ (спирт по хим наменклатуре). Сейчас это название стало просто нарицательным. Т.е. Тосол — это вид антифриза.
У каждого производителя используется свой пакет присадок, в том числе даже в линейке одного производителя антифризы могут отличаться количеством и составом используемых присадок. Присадки могут быть антикоррозийными, антипенными, уменьшающие влияние на резину и т.д. В 70-х годах европейскими производителями было решено создать классификацию ОЖ. Было разработано три класса.
G11 — используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные.
G12 — используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет.
G13 — используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще, чтоб за экологией гоняться за такие деньги.
Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный). Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифферинцировать продукт для конечного покупателя. Взять к примеру оригинальный Хондовский антифриз — его изготавливают зеленого цвета (ну так им захотелось), но по своим свойствам он соответствует классу G12. Вот отсюда и неразбериха.
Что касается коррозии: здесь всё зависит от пакета присадок, а также от его сбалансированности. По началу практически все более менее качественные жижи одинаково защищают от коррозии, но со временем у дешевых продуктов присадки отрабатываются, разлагаются и в системе охлаждения циркулирует только сместь гликоля и воды, естественно ни о какой защите речи уже не идет. Поэтому если заливать TCL и менять его раз в 6-12 месяцев, ничего страшного даже для хондовских движков не произойдет, но можно купить дорогой антифриз и менять его раз 3-4 года. Это дело покупателя.
Про смешивание: допускается смешивать жижи классов G11 и G12 одного производителя. При этом возможно изменение цвета. В экстренных случаях (в дальней поездке за неимением других вариантов) можно смешать жижи разных производителей, но как можно быстрее заменить на свежую с полной промывкой. Из-за разного состава присадок они могут начать взаимодействовать и выпадать в осадок, ухудшая свойства ОЖ.
Про европейских производителей: сейчас 90% европейского рынка пакетов присадок занятой компанией BASF. Они уже ни один десяток лет изготавливают так называемый суперконцентрат для классов G11 и G12 (просто пакет присадок). Этот продукт имеет свою торговую марку Glysantin.
Такие производители как Castrol, Mobil, Agip, Addinoil и т.д. приобретают басовский суперконцентрат, добавляют воду и этиленгликоль, фасуют в канистры и продают. Везде одна основа.
Мертвая вода: как антифриз убивает двигатель и какие цвета можно смешивать
В центральную Россию пришло настоящее лето – солнечное и жаркое. А жару тяжело переносить не только людям, но и моторам. Почему-то главным испытанием для двигателя у нас традиционно считают холодные зимние пуски, но на самом деле жара для машины даже опаснее мороза. И к ней надо быть готовым особенно сейчас, когда автомобили страдают от зноя и, может быть, готовятся отвезти всю семью куда-нибудь на юг.
«На весь срок службы»
Вот, что интересно: некоторые автопроизводители смело заверяют, что масло в автоматической коробке передач может обойтись без замены «весь срок службы», но замена антифриза в рамках регламентных ТО остаётся обязательной. При этом многие автолюбители с удовольствием соглашаются ездить на старом масле и… так же легко забывают про антифриз. Мол, если коробке ничего не будет, то антифриз и подавно никакого сюрприза не подкинет. И совершенно напрасно, между прочим! У антифриза есть свой срок службы, причём весьма ограниченный. В зависимости от марки он составляет от двух до четырёх лет, иногда – до пяти и совсем уж редко – до десяти лет. И тот, кто в заботе о своей машине хочет достичь высшей степени просветления, знает, что антифриз, как и тормозную жидкость, лучше менять каждые два года. Всем остальным можно его менять хотя бы раз в четыре года, а «наездники» обычно не меняют его вообще.
Что будет, если ездить на старом, пусть даже качественном антифризе? Последствия будут очень печальными, хотя далеко не всегда быстрыми.
Во-первых, со временем из любого антифриза выделяется вода. Из плохого – больше, из хорошего – меньше, но выделяется. А вода провоцирует коррозию деталей системы охлаждения. То есть, старый антифриз снижает ресурс системы охлаждения. В самых запущенных случаях какая-либо деталь системы может прохудиться раньше срока, выплюнуть старый антифриз и быстро (иногда даже фатально) перегреть мотор.
Во-вторых, как бы ни старались инженеры сократить вредное влияние антифриза на детали системы, она всё равно потихоньку стареет и своими отходами загрязняет антифриз. И чем он старше, тем больше в нём появляется примесей. Они забивают радиаторы, снижая их эффективность. Системе становится сложно поддерживать рабочую температуру, ей приходится чаще включать вентилятор охлаждения, а в случае с электронноуправляемой помпой ЭБУ и её задействует на полную мощь. Само собой, всё это начинает изнашиваться быстрее, а температура при этом не всегда приходит в норму. Кроме того, когда вместо чистого антифриза в системе потихоньку образуется бурая жижа, любая помпа начинает работать в буквальном смысле на износ: ей эту бурду качать сложно. А частицы грязи при этом интенсивно изнашивают лопасти крыльчатки помпы.
В принципе, этого уже достаточно, чтобы начать хотя бы немного переживать за здоровье машины. А ведь антифриз может быть не только старым, но и некачественным (например, поддельным). И тогда к этим проблемам добавятся другие. Например, такой антифриз может закипать при относительно низких температурах (норма для антифриза – 106-108 градусов при нормальном атмосферном давлении), рвать патрубки и разъедать присутствующей в нём вместо этиленгликоля кислотой алюминиевый сплав блока, все радиаторы, помпу и термостат.
Вывод очевиден: иногда менять антифриз всё-таки надо. Причём менять его надо на хорошую жидкость, а не намешанный в гаражах жидкий ужас. Кстати, а можно как-то отличить настоящий антифриз от поддельного?
Осадок и пена
Если относиться к вопросу серьёзно, то домашние тесты и быстрые проверки на глаз – это не слишком точный способ обнаружить поддельный антифриз. Проверить его качество можно только в лаборатории, но иногда может так получиться, что где-то в дороге потребовался срочный ремонт с заменой охлаждающей жидкости. Тогда придётся топать в ближайший магазин и покупать, что есть. И если это какой-то классический придорожный ларёк с невыразительной вывеской «Автозапчасти», то продавать там могут всё что угодно. Поэтому минимальный осмотр всё-таки желателен.
Лучше обратить внимание на прозрачные канистры – такие, в которых хотя бы немного видно содержимое. И сначала надо такую канистру просто перевернуть: в антифризе совершенно не допустим осадок. Если на дне есть хотя бы какое-то его количество, от покупки стоит отказаться. Если осадка нет, то канистру надо потрясти и посмотреть на пену. Она имеет право появиться, но за две-три секунды должна полностью осесть. Если пена стоит дольше – это что-то плохое, а не антифриз.
Есть ещё несколько тестов антифриза с содой и лакмусовой бумагой, но я, честно говоря, не вижу в них смысла: вряд ли кто-то ходит в автозапчасти с содой и открывает там для проверки канистры с антифризом. А если есть возможность купить лакмусовую бумагу, то есть и возможность купить нормальный антифриз: всё же он в продаже встречается намного чаще, чем эта бумага. Хотя про соду все-таки поясним: она позволяет обнаружить в дешёвой подделке кислоту, которая встречается там очень часто. Если добавить в такой «антифриз» соду, то начнётся заметная реакция. В нормальном же антифризе ничего не произойдёт. В магазине такой опыт поставить весьма проблематично, но хотя бы проверить купленный антифриз перед заливкой вполне можно. Ведь лучше потратить еще несколько сотен рублей на канистру охлаждающей жидкости, чем несколько десятков тысяч на ремонт.
Зато уже после заливки можно проверить один параметр – цвет антифриза. Если он уже на следующий день стал грязным (ржавым или мутным), то лучше его слить – это подделка. Хороший антифриз быстро темнеть не должен. Конечно, при условии, что в машине хоть изредка меняли антифриз и раньше, и её система охлаждения не похожа на канализацию общежития.
Кстати, о цвете. Как легко запомнить, антифризы каких цветов между собой можно смешивать, а каких – нет?
Красный и зелёный
С заменой антифриза все обстоит относительно просто: меняй его раз в 2-4 года на что-то не поддельное – и все будет хорошо. А вот со смешиванием антифризов все сложнее. Прежде чем вообще начинать об этом говорить, сразу сделаю большую оговорку: цвет – не показатель состава антифриза, это просто краситель, который может быть разным. Поэтому в целом смешивания антифризов «наугад» по цвету стоит избегать. Чтобы понимать, что вы смешиваете, лучше иметь в багажнике канистру с остатками именно залитого у вас антифриза или просто фото упаковки. Ну а теперь давайте ступим на опасную землю вопросов смешивания «коктейлей».
Если говорить коротко, то нельзя смешивать красный и зелёный антифризы. Но это очень приблизительно, потому что цвет – это не главное. А вот обозначения G11, G12, G12+, G12++ и G13 дают более точную информацию.
G11 – это традиционный этиленгликолевый антифриз с неорганическими ингибиторами коррозии. Такой подойдёт машине с медным или латунным радиатором. В новую машину с алюминиевым радиатором антифриз с маркировкой G11 лучше не заливать.
G12 и G12+ – это тоже этиленгликолевые антифризы, но карбоксилатные – с органическими ингибиторами коррозии.
Маркировку G12++ получили лобридные этиленгликолевые антифризы. В их составе есть как органические ингибиторы коррозии, так и кремниевые соединения. И именно антифризы G12++ теоретически способны служить до десяти лет. Остальные на это не способны.
Ну а самые современные антифризы – это пропиленгликолевые (или лобридные второго поколения) с маркировкой G13.
Разумеется, зависимость состава антифриза и его цвета есть. G11 обычно зелёный, иногда может быть и синим. G12 и G12+ отличаются ярко-красным цветом, G12++ может быть и красным, и фиолетовым, а G13 чаще всего жёлтый или оранжевый. Уже запутались? А ведь есть ещё и гибридные антифризы (сочетающие в себе и соли карбоновых кислот, и неорганические соли), и их цвет может быть разнообразным – и жёлтым, и оранжевым, и зелёным. Да и все остальные цвета условные: они ничем не регламентированы, так что производитель имеет право выпустить простейший антифриз G11 и сделать его, например, жёлтым. Ничего противозаконного в этом не будет, так что ориентироваться на цвет – плохая идея. Лучше смотреть на букву G и цифры и после неё и помнить: нельзя смешивать только G11 и G12 (то есть, обычно зелёный и обычно красный). Все остальные антифризы смешивать можно. Но с несколькими условиями.
Можно, но не нужно
Совершенно безопасно можно только долить антифриз из той канистры, из которой этот антифриз и был когда-то залит в систему охлаждения. Второй сравнительно безопасный вариант – долить другой антифриз, но того же производителя. Всё-таки производители могут использовать свои компоненты, смешивать которые совсем не желательно. А вот если под рукой есть антифриз только другой фирмы, нужно сделать выбор. Если требуется долить граммов 200, лучше долить дистиллированную воду. Да, плотность антифриза снизится, что плохо, но если система охлаждения исправна, ничего страшного не произойдёт. А вот если надо залить больше, то придётся доливать любой подходящий антифриз. Учитывайте, что G12, G12+, G12++ или G13 можно смешивать между собой без критических последствий. Главное – не перемешать нечаянно G11 и G12. К тому же нельзя смешивать с антифризом любой тосол и разные тосолы (синий и красный) между собой.
Правда, потом в любом случае надо будет весь антифриз заменить – ездить на смеси можно, но очень нежелательно. И особенно внимательно нужно отнестись к замене, если в планах есть переход со старого антифриза G11 на более новый G12: потребуется очень качественная промывка всей системы. И не факт, что система охлаждения пожилого автомобиля перенесёт её безболезненно.
Ну а самое простое и правильное решение – заливать антифриз той марки, которую советует производитель. Он лучше знает, какие материалы использованы в системе охлаждения и какие антифризы могут её повредить, а какие будут гарантировать её долгую работу.
Правила смешения антифриза по цветам и типам: таблица и пояснения
Как известно, к зиме готовятся с лета. Однако как быть водителям, если морозы приблизились, а жидкость нужной фирмы или цвета они так и не успели купить? Сегодня мы подробно рассмотрим вопрос, какой антифриз можно смешивать между собой, а какой — не стоит.
Что обозначают разные цвета
Антифриз в переводе с английского означает «незамерзающий». Это специальная жидкость, которая заливается в систему автомобиля с целью недопущения её перегревания.
Наверняка, каждый водитель, даже самый неопытный, замечал, что состав имеет различные цвета. Для чего они нужны и что обозначают?
Разные виды антифриза
Как бы странно ни звучало, но наличие большого числа оттенков антифриза в первую очередь необходимо для быстрого отличия раствора от обычной воды. Само по себе средство прозрачное, и если в него не добавлять красители, водитель запросто спутает его с дистиллятом, который в мороз не используется.
По сути, составы разных оттенков ничем не отличаются один от другого, кроме используемых красителей. Перечень составляющих в классической рецептуре примерно одинаков и состоит из таких компонентов:
- спиртовой основы;
- воды дистиллированной;
- органических либо неорганических присадок.
Какие составы можно смешивать между собой
У водителей часто возникает вопрос: какие антифризы можно смешивать. Если главное отличие между ними лишь в используемых красителях, то почему производители делать этого все-таки не рекомендуют?
Во-первых, сразу стоит развеять миф о том, что доливать разрешено жидкости исключительно одного цвета, например, зеленый с зеленым.
У антифриза одного цвета производителем могут использоваться различные дополнительные компоненты. Поэтому при смешивании различных марок внимание необходимо обращать не на цвет, а на состав.
Можно смешивать антифризы или нет, зависит от присадок
Во-вторых, смешивание антифриза – вполне приемлемая процедура. Правда, манипуляция допускается при одном условии: составы обеих жидкостей – идентичны.
Для большей наглядности предлагаем ознакомиться с таблицей, какие антифризы можно смешивать между собой:
Данная таблица наглядно демонстрирует, какие типы могут быть совмещены, а какие смешивать нельзя.
Смешивание каких видов недопустимо
Что использовать лучше: антифриз или тосол? Все зависит от того, о каком автомобиле идет речь.
Дело в том, что тосол предназначен для отечественных автомобилей, охладительная система которых отличается от иномарок.
Что выбрать: тосол или антифриз?
Соответственно, антифриз применяется на импортных машинах, охладительная система которых деликатнее и намного чувствительнее к составу автохимии.
Водителю важно запомнить главное правило: составы класса G12 и G11 смешивать категорически нельзя.
Ранее мы рассмотрели наглядно, на примере таблицы, какие виды антифриза можно совмещать, а какие нет. Следует отметить, что эта же информация распространяется и на разные виды тосола.
Последствия неправильного смешивания для авто
Что же будет в случае доливки раствора, несовместимого с уже залитой в систему жидкостью? Как это скажется на работе двигателя и автомобиля в целом?
Одной из главных проблем, которая может произойти в такой ситуации, является появление осадка в охладительной системе автомобиля. Это происходит из-за химической реакции несовместимых присадок.
Вот что может произойти при смешении двух несовместимых видов антифриза
Следующей проблемой, которая вытекает из предыдущей, является ухудшение работы двигателя. При возникновении осадков в охладительной системе, они разносятся по всем узлам транспортного средства и попадают в двигатель, топливный насос и прочее.
Явным признаком подобной реакции является неровная работа двигателя, плохая тяга и присутствие посторонних звуков в момент работы двигателя. Если до момента смешения антифризов все было в порядке – у водителя появился повод задуматься о посещении СТО и готовиться к ремонту.
Заключение
В статье мы рассмотрели вопрос, который волнует многих автомобилистов: какой антифриз можно смешивать между собой, а какой не стоит. Важно помнить два ключевых правила:
- При смешивании антифриза главное не цвет жидкости, а ее химический состав.
- Антифриз или тосол класса G12 и G11 смешивать категорически не рекомендуется во избежание поломки двигателя.
А вы пробовали смешивать между собой различные антифризы?
Как вам статья?
Как-то хватало ума и денег не экспериментировать. Всегда беру один и тот же, проверенный годами – все в порядке.
Интересно, а как осадок в системе охлаждения попадает в топливный насос? Это две разные системы двигателя.
А в системе охлаждения автомобиля автора, есть специальный канал, обеспечивающий поступление охлаждающей жидкости в топливный насос.
Полностью с Вами согласен. Просто статью писал очередной профессор «кислых щей»
Интересно. Я думал, что дело в цветах. Вроде так производители обозначают, где какие присадки. Красители, соответственно, для удобства, чтобы не изучать этикетки с мелким шрифтом.
Не совсем так. Цвет не даёт различию по пакетам присадок. Например если взять фирму Sintec — есть G11 и G12 — красных цветов и G11 и G 11 — красного и зелёного цвета. Поэтому не совсем так.
чушь полная. в составах везде идет этиленгликоль, а у антифризов разных цветов разная температура замерзания(сравните на этикетках)
Вот именно:-чушь!
ТОСОЛ есть один из видов антифризов.
В своё время, когда антифризы отпускались строго по фондам, их катастрофически не хватало.
А в системы охлаждения МАЗ-7310 и тягачей АТ-с и БАТ по 75-90 литров.
И мешать нам на Севере приходилось все виды антифризов.
Был конечно осадок на душе от того, что фонды на антифризы такие скудные.
При этом, ни каких побочных эффектов в работе двигателей не наблюдалось.
тосол =антифриз G11
состав один этиленгликоль, тосол уже и не встретишь, а смешение антифризов разных цветов может привести к тому что цвет изменится в бурый не яркий цвет, и сложнее будет найти место утечки в случае ее появления
Похоже Заключение только у автора актуально. По порядку и на простом языке:
1. Про цвет: в мире 2 стандарта — 1-й Европейский (VW), 2- Азиатский. Принципиальное отличие: В Европейском цвет определяет допуск к автомобилю (класс антифриза G11- сине-зеленый, G12-красный, G13-фиолетовый — это стандарты VW и температуру кристализации -37 гр.С), а в Азиатском цвет определяет — температуру кристализации (зеленый — 25гр.С, красный -30 гр.С). Немного об азии, почему так: Всем известно, что японскии автопром — лидер автомобильной индустрии, и концерны у них сильно отличаются.. Дак вот субару или хонда ставит очень высокооборотистые двигателя — которым нужно хорошее охлаждение (а как известно вода это лучшая жидкость для охлаждения — она имеет наилучшие показатели теплопередачи в отличие от этиленгликоля), поэтому жидкости залитые в авто на заводах завезенных в Россию из Японии этих канцернов зачастую зеленые (то есть до -25 гр.С ), а класс по европейской классификации G12. Делема для любителей авто с правым рулем недавно завезенных в РФ…
2. Про последствие, но самое главное не в смешивании, а в неправильном выборе класса! Основа (этиленгликоль) — это очень агресивная среда и если использовать классы антифризов ниже чем рекомендованые, то произойдет разъедание из-за отсутствия присадок (типа корозии), которая создат корку между жидкостью и местами охлаждения и места забора тепла, что очень сильно уменьшит теплопередачу и приведет к перегреву двигателя. А при смешивании антифризов одного класса — осадка никогда не видел и как уже заметил один из читателей в топливном насосе его точно никогда не будет… Хотя из практики в зеленый антифриз в авто из Японии долили как положено красный, цвет конечно стал убогий типо коричневого (ржавого), но температура и двигателя и температура кристализации осталась в норме…
Из wikipedia:
Смешивание антифризов различных типов
В целом, смешивания антифризов различных типов и даже одного типа разных марок следует избегать, поскольку взаимодействие содержащихся в них присадок может привести к существенному снижению характеристик или уменьшению срока службы жидкости.[2]
Некоторые антифризы могут быть принципиально несовместимы друг с другом — так, VW/Audi категорически не рекомендует смешивать друг с другом антифризы, соответствующие спецификациям VW G11 и G12, в то время как антифризы спецификаций G11 и G12+, G12++ и G13 считаются взаимно совместимыми. Однако следует понимать, что речь идёт лишь о возможности кратковременного смешивания без возникновения немедленных серьёзных негативных последствий — например, при доливке антифриза другой марки в случае течи из системы охлаждения при недоступности рекомендованного.
Так, по данным того же VW, смесь антифриза спецификации G13 с антифризами G12+, G12 или G11 хотя формально и пригодна для использования (то есть не наносит непосредственного вреда автомобилю), но не обладает достаточными антикоррозийными свойствами и её использование не рекомендуется[6]. По данным той же фирмы, антифриз G12+ для автомобилей Porsche (N 052 774 F1) несовместим с антифризами для других марок автомобилей концерна и не должен использоваться в них, так как содержит другие противопенные добавки.
В рамках одного типа антифризы, допущенные VW для использования в автомобилях этой марки, могут смешиваться без каких-либо ограничений и снижения характеристик (например, G11 с G11, G12 c G12; не следует, однако, путать наличие у конкретной марки антифриза допуска какого-либо производителя автомобилей и заявление производителя антифриза о соответствии требованиям такого допуска). Точно так же считается допустимым любым образом смешивать антифризы одного типа, выпущенные различными производителями на основе концентратов фирмы BASF и имеющие официальное разрешение этой фирмы на право использования в своём обозначении торговой марки Glysantin, например оригинальный Glysantin G30 и его аналог Comma Xstream G30[1].
По общему для технических жидкостей правилу, смесь антифризов различных категорий должна рассматриваться как аналогичная по свойствам антифризу, имеющему наиболее низкую категорию среди смешиваемых (то есть, к примеру, смесь антифризов, соответствующих спецификациям G11, G12+ и G12++, должна рассматриваться как аналогичная антифризу низшей среди них спецификации, то есть G11). Однако на практике никто не поручится за допустимость длительной эксплуатации автомобиля на полученной в результате смеси и её свойства в качестве охлаждающей жидкости. После такого вынужденного смешивания антифризов различных типов или марок рекомендуется при первой возможности заменить получившуюся смесь на чистый заводской антифриз.
Иногда в качестве наиболее безопасного варианта рекомендуется при отсутствии антифриза той же марки долить в систему воду, желательно дистиллированную, а затем — при первой возможности полностью сменить всю охлаждающую жидкость.[2]
Смена типа антифриза требует тщательной промывки всей системы охлаждения, причём существуют различные рекомендации относительно процедуры промывки, в особенности чётко сформулированные для многолитражных двигателей грузовиков и тяжёлой техники. Так, по технической документации фирмы MAN промывка проводится в два этапа — сначала в течение 1-2 минут 60 % раствором концентрата нового антифриза, затем — его же 10 % раствором, после чего в систему заливается рабочая жидкость — 50 % раствор концентрата. Компания Caterpillar требует обязательной промывки системы при замене антифриза, сначала водой, затем фирменным очистителем систем охлаждения, затем снова водой «на холодную», после этого — многократно водой с запуском и прогревом двигателя до 50-60°С, вплоть до полной очистки системы, о чём говорит сливаемая из неё совершенно чистая вода; при особо сильном загрязнении рекомендуется снятие патрубков с очисткой их вручную[7]. Сервисный бюллетень № 3666132 компании Cummins рекомендует промывку системы охлаждения при обнаружении в ней загрязнений и смене типа охлаждающей жидкости, при этом двигатель прогревается до открытия термостата, после чего охлаждающая жидкость сливается, система охлаждения заполняется специальным чистящим средством и очищается работой на холостых оборотах в течение 30 минут; после этого система промывается чистой водой, также при работе двигателя на холостых оборотах в течение 15 минут, кроме того рекомендуется вручную очистить патрубки от гелей и других осадков