Нужно ли пропускать автобус, который выезжает с остановки
Дорожная ситуация в городе всегда непредсказуема. Оценить ее бывает трудно даже опытным водителям.
Одной из таких проблем является перестраивающиеся в полосу движения маршрутные транспортные средства (автобусы, маршрутки и т. д.). Зачастую они считают, что имеют приоритет при движении в любом направлении.
Пункт ПДД о том, что нужно уступать дорогу маршрутным ТС, отрабатывается это ещё при обучении в автошколе и на сдаче экзаменов в ГИБДД. Хотя в реальности довольно немногие водители соблюдают это правило, поскольку для манёвра и разгона автобуса потребуется определённое время, а легковому ТС придётся перестраиваться и выполнять манёвр опережения, что только приведёт к затратам времени. Да и сами водители автобусов зачастую не используют этот пункт правил.
Трактовка ситуации по ПДД. В пункте 18.3. ПДД указано, что автобус (маршрутное транспортное средство), которое выезжает с участка, являющиеся автобусной остановкой (обозначено соответствующими знаками или разметкой), имеет приоритет в движении, то есть вы обязаны ему уступить и позволить закончить манёвр. Но при этом автобус должен обязательно включить левый поворотник и в этом случае случае вы обязаны снизить скорость вплоть до полной остановки, уступая тем самым дорогу.
Определение автобусных остановок не является чем-то затруднительным. Они имеют обозначение в виде разметки или специального знака (5.16 ПДД). Разметка должна иметь жёлтый цвет и зигзагообразную форму. Важным моментом в пункте 18.3 также является то, что водитель маршрутного ТС обязан убедиться, что сможет безопасно совершить перестроение.
Приоритет в перестроении. Общие правила приоритета при перестроении регулирует пункт 8.4 ПДД, в котором водитель автомобиля обязан уступать транспортным средствам, движущимися попутно в своей полосе движения. В случае совершения манёвра перестроения обоих ТС, стоит помнить, что уступать нужно транспортным средствам, перестраивающимся справа.
В каких случаях имеется приоритет при перестроении? На автобусы и другие маршрутные транспортные средства в равной степени распространяются правила ПДД. Автобус имеет равный приоритет с другими транспортными средствами, поэтому если вы движетесь в своей полосе без перестроения, то маршрутному ТС справа (если он не на автобусной остановке) уступать дорогу не нужно.
Итог. Пункт 18.3 ПДД РФ требует уступить дорогу маршрутному ТС, находящемуся на автобусной остановке, обозначенной соответствующим знаком и разметкой, при этом водитель автобуса должен подать левый сигнал поворота, чтобы обозначить будущий манёвр. В таком случае водитель ТС, движущегося по соседней полосе, обязан вплоть до полной остановки предоставить приоритет движению автобуса. В остальных же случаях, исключая полосы для движения маршрутных транспортных средств и соответствующих знаков, водитель автобуса имеет равный приоритет перед другими участниками дорожного движения. Знание правил поможет с уверенностью водить в городских условиях и не иметь к себе претензий от сотрудников ГИБДД.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Автобус отъезжает от остановки кто должен уступить дорогу
ПДД РФ, 18. Приоритет маршрутных транспортных средств
18.1. Вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.
Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств» заменен на знак 5.14.1 «Полоса для маршрутных транспортных средств».
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортных средств, используемых в качестве легкового такси;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров, имеют, за исключением места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн, перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу с 1 марта 2023 года. — Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769.
(см. текст в предыдущей редакции)
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
Водители транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, при въезде на перекресток с такой полосы могут отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 — 4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2 для продолжения движения по такой полосе.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Нужно ли пропускать автобус, отъезжающий от остановки?
Наверное, каждый из нас не раз становился свидетелем привычной картины, когда автобус, троллейбус, маршрутное такси безуспешно пытается отъехать от остановки и влиться в поток автомобилей. Далеко не все водители совершают вполне обоснованное действие, притормаживают, чтобы пропустить общественный транспорт.
Все виды транспортных средств, перевозящих пассажиров – это неотъемлемые участники дорожного движения любых населенных пунктов, но кроме этого, большое скопление людей – объект повышенной опасности. С целью обезопасить движение, пассажиров, общественный транспорт имеет некоторые преимущества перед другими транспортными средствами, что закреплено на законодательном уровне.
Важно знать! Маршрутное такси (маршрутка) по закону тоже является маршрутным транспортным средством и имеет такие же преимущества, что и автобусы, троллейбусы.
Нужно ли пропускать автобус, отъезжающий от остановки?
На самом деле многие водители, давая возможность общественному транспорту выехать, воспринимают это, как акт доброй воли или жест вежливости. На самом деле правила дорожного движения давно уже определили порядок движения. В пункте 18.3. указано, что в соответствии с нормами, водители автобусов, троллейбусов имеют право выезда на проезжую часть вне очереди.
Частные автомобили, другие транспортные средства обязаны соблюдать это правило неукоснительно, чтобы не создавать на дороге аварийные ситуации.
Уступить дорогу автобусу, отъезжающему от остановки, по правилам должны все транспортные средства, движущиеся за ним. Особенно это актуально для двуполосных, узких дорог.
Однако, на практике часто водители автобусов, особенно в час пик, долго стоят в ожидании, когда их пропустят. Часть ответственности, связанная с безопасностью движения, возложена на работников транспортных компаний. Водители троллейбусов, автобусов могут продолжать или начать движение только в том случае, если уверенны, что им дорогу уступают.
Обязаны ли вы уступить дорогу автобусу, если он совершает перестроение?
К сожалению, водители автобусов тоже не всегда действуют по правилам ПДД. Чувствуя свое преимущество, водители могут совершать ряд сложных, не всегда безопасных маневров. При неожиданном перестроении в соседний ряд, водители автобусов довольно часто сами становятся причиной аварии. Но другие участники дорожного движения должны знать, что общественный транспорт в данной ситуации не имеет никаких привилегий, должен все маневры на дороге совершать строго в соответствии с правилами дорожного движения.
Если маршрутка выезжает на соседнюю полосу, меняет направление движения (независимо от начала пути), водитель обязан пропустить движущийся сзади автомобиль, даже если при этом автобус съезжает на специально предназначенную для этого транспорта полосу.
Когда дорогу автобусу можно не уступать?
Уступить автобусу от остановки нужно обязательно, но часто водители общественного транспорта, особенно если речь идет об маршрутных такси и автобусах, останавливаются по просьбе пассажиров в непредназначенном для этого месте. В этом случае правила ПДД нарушает уже маршрутчик. Перед остановкой должен быть установлен соответствующий знак, а на дорогу нанесена зигзагообразная разметка. Если автобус остановился в месте не имеющем данных ограничителей, водитель может не уступать дорогу автобусу, отъезжающему с места остановки.
Также при движении по трассе общественный транспорт не имеет никаких преимуществ. Также при движении специального транспорта, скорой помощи, пожарных машин, полиции, водитель автобуса обязан прижаться к правой обочине и не препятствовать движению.
К общественному транспорту относятся транспортные средства, которые перевозят не менее восьми человек. На легковые такси никакие из вышеперечисленных преимуществ не распространяются.
Какой штраф ожидает водителя, не пропустившего автобус?
Если произошло ДТП, последует довольно серьезное наказание.
Если сотрудники ГИБДД зафиксировали факт того, что водитель не пропустил автобус, отъезжающий от остановки, к нему могут быть применены санкции, предусмотрены статьей 12.17 КоАП РФ. По нормативному акту предусмотрено наложение на нарушителя ПДД штрафа в размере 500 рублей.
В данном случае это минимальное наказание. Оно предусматривается только в тех случаях, когда при нарушении не возникло аварийной ситуации. Если водитель не уступил дорогу автобусу, а это привело к ДТП, он может получить более серьезное наказание. Штраф возрастет до тридцати тысяч рублей, а также возможно у водителя изымут права на срок от одного месяца до двух лет (глава 12 КоАП РФ). Если водитель не может оплатить штраф, или при этом присутствуют другие нарушения, к примеру, отсутствуют права, возможен арест на 15 суток, а также направление на исправительные общественные работы на период от 100 до 200 часов.
Важно! Взыскание могут накладываться только в пределах населенного пункта. Даже при отъезде от остановки на международной трассе, водитель автобуса обязан двигаться в пределах одной стороны, предварительно убедившись в безопасности движения.
Почему автомобилисты не любят водителей общественного транспорта?
Если сказать честно, водители легковых автомобилей с недоверием относятся ко многим другим участникам дорожного движения: пешеходам и велосипедистам, водителям мотоциклов и скутеров, общественного транспорта. Негативное отношение в некоторых случаях вполне оправдано, ведь часто водители, осознавая предоставляемые законом приоритеты, действуют достаточно нагло, создавая при этом аварийные ситуации на дорогах.
Чаще всего это справедливо по отношении к водителям маршруток. За рулем зачастую находятся иностранные граждане, которые получают право работать, при этом не проходят обучения в российских школах вождения.
Независимо от того, кто находится за рулем автобуса или другого вида общественного транспорта, они имеют преимущество при отъезде от остановки, прочие участники дорожного движения обязаны его пропустить.