Как выбрать тормозную жидкость: разбираемся в DOT 3, DOT 4 и DOT 5
Тормозная жидкость — это важный элемент тормозной системы любого транспортного средства. Посредством тормозной жидкости обеспечивается передача механического усилия от педали к тормозным колодкам. Химические и эксплуатационные характеристики тормозной жидкости прямо влияют на безопасность вождения. Поэтому напрашивается вопрос: какой должна быть тормозная жидкость для вашего автомобиля? Мы хотим вам рассказать об основных типах жидкости, DOT 3, DOT 4 и DOT 5 и различиях между ними.
Гигроскопичность тормозной жидкости
Одной из основных характеристик тормозной жидкости является гигроскопичность – способность поглощать влагу из воздуха. DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют гликолевую основу, а потому – высокую гигроскопичность. Со временем в тормозной жидкости накапливается вода – температура кипения понижается. В толще жидкости образовываются паровые пробки. Это пузырьки газа, которые препятствуют нормальной передаче давления от педали к колодкам. Это может спровоцировать возникновение аварийных ситуаций на дороге. Избежать этой проблемы можно только одним способом – регулярно менять жидкость в системе. Есть два варианта: менять тормозную жидкость один раз в 2-3 года или после определенного километража пробега.
Почему так важна точка кипения?
Точкой кипения называют температуру, при которой жидкость начинает переходить в состояние пара. Чем больше у жидкости температура кипения, тем лучше она защищена от паровых пробок. Отметим, что точка кипения бывает сухой и мокрой. Сухая — это температура кипения только что приобретенной жидкости, в которой пока нет воды. Мокрой называется температура кипения жидкости, в которой содержится не более 3,5% воды. Мокрая точка кипения всегда ниже сухой.
Чем отличаются DOT 3, DOT 4 и DOT 5?
Для начала дадим определение аббревиатуре DOT (Department of Transportation). Так называется американская система классификации тормозных жидкостей, которая определяет всю совокупность их физических, химических и эксплуатационных свойств. Сейчас наиболее распространены DOT 3, DOT 4 и DOT 5. Чем же они отличаются друг от друга?
DOT 3
DOT 3 — это самые старые и доступные по цене тормозные жидкости. У них сухая точка кипения – 205 градусов, а мокрая – 140. Гигроскопичность высокая. Свойства DOT 3 резко ухудшаются после попадания влаги, а значит, эту тормозную жидкость нужно менять чаще, чем все остальные. Сейчас DOT 3 используется только в самых старых авто, оборудованных простыми тормозными системами.
DOT 4
DOT 4 — более дорогая и современная тормозная жидкость, чем DOT 3. Сухая точка кипения – 230 градусов, мокрая – 155, гигроскопичность средняя. Это значит, что жидкость лучше справляется с нагревом и дольше сохраняет свои свойства. DOT 4 подходит для практически всех транспортных средств, особенно тех, которые имеют антиблокировочную систему (ABS) или электронную систему стабилизации (ESP).
DOT 5
DOT 5 — это целый класс тормозных жидкостей, которые имеют силиконовую основу. Точка кипения неизменно высокая – 260 °C, сухая, ввиду низкой гигроскопичности мокрой точки кипения нет.
Это значит, что эта жидкость почти не поглощает влагу и не требует замены. Однако у DOT 5 есть и недостатки: она дороже других классов, практически несовместима с прочими тормозными жидкостями. DOT 5 рекомендуется использовать только в специальных случаях, например, в военных или гоночных автомобилях.
Когда и как менять тормозную жидкость?
Свойства тормозной жидкости со временем ухудшаются. Поэтому её необходимо регулярно менять, чтобы обеспечить надежное торможение. Частота замены зависит от класса, условий эксплуатации автомобиля и рекомендаций изготовителя. В среднем рекомендуется производить замену раз в два-три года или после пробега от 40 до 60 тысяч километров. Как узнать, когда пора менять тормозную жидкость? Есть несколько способов:
- Проверить уровень и цвет жидкости в бачке главного тормозного цилиндра. Если уровень ниже минимума или жидкость имеет темный или мутный цвет, это значит, что она загрязнена или содержит воду.
- Проверить жидкость специальным тестером, который измеряет температуру кипения и содержание влаги. Такие тестеры можно купить в магазинах автотоваров или заказать в интернете.
- Проверить работу тормозов на дороге. Если педаль тормоза стала мягкой, глубоко проваливается или требует большего усилия для торможения, это может быть признаком проблем с тормозной жидкостью.
Как менять тормозную жидкость своими руками? Для этого потребуются следующие инструменты и материалы:
- Новая тормозная жидкость соответствующего класса и объема (обычно от 0,5 до 1 литра).
- Специальное приспособление для прокачки тормозной системы (можно купить или сделать самому).
- Ключ для откручивания штуцеров на тормозных цилиндрах (обычно 8 или 10 мм).
- Пластиковая бутылка с резиновым шлангом для сбора старой жидкости.
- Тряпки для протирки и защитные перчатки.
Как заменить тормозную жидкость:
1. Подготовка к замене. Для начала установите машину на ровной поверхности, поставьте авто на ручник. Откройте капот, а затем снимите крышку с бачка главного тормозного цилиндра. Используя шприц или грушу, опустошите бачок от отработавшей свое жидкости. Залейте жидкость и закройте крышку.
2. Замена жидкости. Смысл этого процесса – в вытеснении старой жидкости новой. Для этого достаточно использовать давление, которое создает главный тормозный цилиндр.
Что делать? Подключите устройство, предназначенное для прокачки к бачку и создать в нем разрежение. Поочередно открутите штуцеры на тормозных цилиндрах. Следите за тем, чтобы в систему не попал воздух – периодически подливайте жидкость в бачок.
3. Удаление воздуха из тормозной системы. На этом этапе нужно избавиться от возможных пузырьков воздуха, которые могут остаться в трубках или цилиндрах после замены жидкости. Для этого повторите весь процесс прокачки, но уже без специального приспособления. То есть, нужно попросить помощника выжимать и отпускать педаль тормоза, пока вы будете открывать и закрывать штуцеры на колесах. При этом нужно следить за цветом и чистотой жидкости, которая вытекает из шланга. Если жидкость стала прозрачной и без пузырьков, значит, воздух удален.
4. Проверка тормозной системы. После завершения всех работ нужно проверить работоспособность тормозов на дороге. Сделайте несколько торможений с разной скоростью и интенсивностью и убедитесь, что педаль не проваливается, не дребезжит и не имеет большого хода. Также убедитесь в том, что в системе нет протечек.
Заключение
Замена тормозной жидкости — это важная процедура для обеспечения безопасности и эффективности торможения автомобиля. Со временем свойства тормозной жидкости ухудшаются, поэтому её нужно регулярно менять согласно рекомендациям производителя или по необходимости. Сделать это несложно, если иметь под рукой необходимые инструменты, материалы и помощника. Главное — соблюдать правильную последовательность действий и быть аккуратным при работе с тормозной системой. Надеемся, что наша статья помогла вам выполнить замену тормозной жидкости самостоятельно!
Всё о тормозных жидкосях DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 и VAG DOT 4 class 6
Сегодня видел в магазине тормозную жидкость Motul DOT 5.1 и не понял, чем она лучше DOT 4? Может кто-нибудь сможет подсказать, в чём вообще различаются тормозные жидкости?
DD — Dрифтер в DУше
- Volkswagen
- 1 Дек 2018
- #2
Как выбрать тормозную жидкость: DOT 3, DOT 4, DOT 4 class 6, DOT 5.1 или другую?
В чём разница в тормозных жидкостях DOT и какую лучше выбрать? (допуск VW 501.14)
(обновлено 27.01.2023)
Тема интересная, и её следует разобрать подробно, поэтому начнём с самого начала.
1. Основные понятия в определении тормозных жидкостей
Сокращение DOT обозначает United States Department of Transportation. Именно Департамент транспорта США, ввёл впервые классификацию тормозных жидкостей для транспорта. В своём документе FMVSS №116 они разбили жидкости на классы и установили минимальные требования к тормозным жидкостям. Поскольку документ получился удобным, то эти классы быстро подхватили производители жидкостей и другие сертификационные органы по всему миру.
Американцы обозначили классы тормозных жидкостей, как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако встречаются ещё маркировки DOT 4.5, DOT 4+ и DOT 4 class 6, но эти маркировки не классифицируется американским стандартом. Кстати, тормозные жидкости DOT 5.1 не имеют ничего общего с DOT 5, поэтому почему их промаркировали именно так, известно только американцам.
Состав: в качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.
Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.
Иногда производители маркируют тормозные жидкости значком "ABS", отмечая тем самым, что эта жидкость совместима с этой системой. Но сейчас это уже не так актуально, как раньше, так как почти все жидкости поддерживают работу систем ABS, ESP и прочих. На сегодняшний день подавляющее большинство автомобилей имеют систему АБС уже в базовой комплектации. Но всё же, перед тем, как залить тут или иную жидкости, советую прочитать аннотацию, что она поддерживает работу систем АБС и ЕСП.
Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с DOT 5.1/ABS. Дело в том, что жидкости рассчитаные на работу с системами АБС имеют определённый набор химических присадок для снижения аэрации внутри жидкости, предотвращая тем самым образование пузырьков воздуха в тормозной системе во время срабатывания АБС. Смешивание жидкостей с разным химическим составом недопустимо.
Силиконовая жидкость DOT 5 в свою очередь слабогигроскопична, но она имеет другую проблему — склонность к аэрации (образованию пузырьков воздуха внутри жидкости), вследствии того, что воздух легко растворяется а силиконовой тормозной жидкости, её запрещено использовать автомобилях, оснащённых системой ABS.
Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя! Если так сделать, то в результате химической реакции между разными веществами, тормозная жидкость потеряет свои свойства, а полученная жидкость будет крайне агрессивной к резиновым уплотнителям и прочим элементам тормозной системы. Поэтому, если в тормозной системе использовалась силиконовая жидкость DOT 5, то она так и должна там использоваться. Аналогично, если в тормозной системе использовались жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 на гликолевой основе, то они не должны меняться на DOT 5. Плюс, в подобного рода переходах нет никакого смысла, и очистить полностью тормозную систему от той или иной жидкости попросту невозможно.
2. Основные требования предъявляемые к тормозным жидкостям
Как к маслам и антифризам, к тормозным жидкостям предъявляется тоже не мало требований, так как тормозные жидкости очень специфичны и должны обеспечивать безопасную работу одной из самых важных систем в автомобиле. Попробую перечислить основные из этих требований:
1) В тормозной жидкости не должно быть признаков воды.
Так как, во первых вода закипает при высоких температурах, тем самым образуя в системе воздушные пробки из пара, а во вторых замерзает при отрицательных температурах увеличивая вязкость и снижая прокачиваемость жидкости. Именно поэтому тормозную жидкость проверяют на наличие влаги, которой не должно быть более 3,7% в составе жидкости. А так как тормозная жидкость очень гигроскопична*, то так или иначе она забирает влагу из воздуха. Вот пример того, как тестер показывает нулевое значение влаги в новой тормозной жидкости (именно поэтому тормозную жидкость нельзя долго хранить в однажды открытой упаковке):
*Гигроскопичность — это способность некоторых веществ поглощать водяные пары из воздуха. Известные бытовые примеры: мёд, глицерин, а также пакетики с силикагелем, которые специально кладут в упаковки с товарами для снижения влажности. Также влагу хорошо впитывают спирты. Основа почти всех тормозных жидкостей — гликоли (двухатомные спирты), поэтому тормозная жидкость тоже гигроскопична.
2) Тормозная жидкость должна быть устойчива к высоким температурам, то есть иметь высокую температуру кипения.
Когда тормозные колодки останавливают автомобиль, они трутся об тормозной диск (он же ротор). В результате этого трения механическая энергия превращается в тепловую, а весь механизм нагревается, в том числе и тормозная жидкость. Если температура жидкости доходит до точки кипения, то в тормозной жидкости начинают образовываться пузырьки пара, то есть газы. А как известно, газы имеют свойство сжиматься, в отличии от жидкости. То есть, в системе будет происходить сжатие газа, а не передача усилия от педали тормоза на тормозные колодки. Это приводит к тому, что эффективность работы тормозов резко падает, иногда практически до нулевого эффекта. Никогда нельзя доводить тормозную жидкость до состояния кипения и важно всегда следить за процентным содержанием влаги в системе. Это ваша безопасность! У разных тормозных жидкостей разная температура кипения, сводную таблицу я приведу ниже.
3) Тормозная жидкость должна быть текучей, иметь низкую вязкость при любых температурах.
Это свойство тормозной жидкости позволяет отвечать за быструю и точную передачу усилия от педали тормоза на тормозные механизмы, а также за эффективную и быструю работу систем ABS и ESP, которые используют в своей работе очень быстрые электромагнитные клапаны. При этом если тормозная жидкость увеличивает свою вязкость с падением окружающей температуры, то прокачиваемость также снижается, что приводит к эффекту "дубеющих" тормозов.
4) Тормозная жидкость должна обладать смазывающими свойствами и быть нейтральна к металлам и резине.
Очень важно, чтобы все механизмы тормозной системы были надёжны и могли долго сохранять свою эффективность. Поэтому смазывающие свойства очень важны для тормозных цилиндров и поршней, также как и совместимость с резиной, так как уплотнения, манжеты и шланги системы имеют резиновую основу.
3. Типы и обозначения тормозных жидкостей
Как я уже писал выше, департамент транспорта США, ввёл классификацию тормозных жидкостей для транспорта — FMVSS №116, но европейцы в 2005 году, в стандарте ISO 4925 добавили новое требование для автомобилей с системой ABS и ESP, тормозные жидкости получили обозначение DOT 4 class 6 и отличались низкой вязкостью: не более 750 мм2/с. Поэтому разберём все классы по порядку (данные даны по стандарту, у реальных жидкостей показатели могут превосходить стандарт):
- устаревшие стандарты тормозных жидкостей
- на основе касторового масла
- не выпускаются и не используются
- на основе гликоля, не содержит борной кислоты
- меньшая вязкость на морозе по сравнению с DOT 4
- DOT 3 дешевле и рекомендована к использованию в холодном климате
- требует замены каждые 2 года
- крайне гигроскопична
- на основе гликоля, содержит борную кислоту
- менее гигроскопична по сравнению DOT 3
- выше температура кипения
- высокая вязкость при отрицательных температурах
- требует замены каждые 2 года
- на основе гликоля, содержит борную кислоту
- также обозначают как DOT 4+, DOT 4 Plus, Super DOT 4, DOT 6, DOT 4 ESP, DOT 4 LV (Low Viscosity), DOT 4 Pro и др.
- улучшенная по всем параметрам DOT 4
- особенно снижена вязкость при отрицательных температурах
- требует замены каждые 2 года
- на основе силикона
- не гигроскопична
- не допускает использования в системах для других тормозных жидкостей
- требует замены каждые 5 лет
- на основе гликоля, содержит борную кислоту
- улучшенная температурная стойкость, используется в спортивных авто
- увеличена вязкость, поэтому при отрицательных температурах не столь жидкая как DOT 4 class 6
- требует замены каждые 2 года
4. Температура кипения тормозных жидкостей
Самым основным показателем для тормозных жидкостей является температура их кипения. При этом надо понимать, что тормозные жидкости крайне гигроскопичны и с увеличением процентного содержания влаги, их температура кипения сильно падает. Зависимость можно увидеть на усреднённых графиках изменения температуры кипения тормозных жидкостей ниже:
Хочу обратить внимание, что температура кипения тормозных жидкостей от разных производителей может быть выше указанных значений, так как то, что показано на графике является стандартом, ниже которого не должна падать температура кипения, иначе жидкость уже не будет соответствовать указанному стандарту.
Как правило производители рекомендуют менять тормозную жидкость раз в 2 года. По опыту эксплуатации, тормозная жидкость не успевает за это время дойти до критических значений по содержанию влаги. Но для более точного понимания можно использовать тестеры, которые работают по принципу электропроводности жидкости и тем самым определяют процентное содержание влаги. Стоят эти штуки не дорого и продаются в любых автомобильных магазинах. По сути это обычный гигрометр.
5. Оригинальные тормозные жидкости VAG с каталожными номерами
В качестве заключения нужно отметить, что для гражданского использования автомобилям достаточно использования тормозной жидкости DOT 4 (в реальности это DOT 4 class 6), которая входит в заводскую комплектацию новых авто. Весь концерн VAG использует одну и ту же жидкость с оригинальной маркировкой:
VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M3 — 1 литр
VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M2 — 0.5 литра
VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M1 — 0,25 литра
Оригинальная тормозная жидкость VAG DOT 4 (допуск VW 501.14) предназначена для применения в гидравлических тормозных системах современных автомобилей Фольксваген, производитель которых рекомендует использовать жидкости, соответствующие допуску VW 501.14. Данное средство гарантирует стабильную работу тормозной системы даже в условиях больших физических и термальных нагрузок. Сохраняет свои свойства на протяжении всего эксплуатационного срока.
Сейчас на рынке встречаются оригинальные банки двух видов: традиционная для рынка РФ (слева) и европейская (справа), при этом каталожники у них одинаковые, но на европейской отдельно вынесены данные о точке кипения, где написано, что оригинал DOT4 кипит в сухом состоянии при 265°C, а влажная точка кипения падает к 170°C (что опять же говорит о том, что это DOT 4 class 6).
Эти данные позволяют сделать заключение, что перед нами не обычный DOT4, а DOT4 class 6 с очень высокой сухой точкой кипения. Надо отметить, что для Audi на американском рынке упаковка оригинальной ТЖ сразу имеет обозначение DOT 4 class 6 и именуется как High Performance, хотя и допуск и параметры у неё такие же, как у вышеописанной VAG DOT4:
Чем отличаются тормозные жидкости DOT3, DOT4, DOT5 и DOT5.1
Тормозная жидкость – одна из важнейших составляющих автомобиля, от характеристик и состояния которой напрямую зависит уровень безопасности при движении. Со временем показатели материала меняются и возникает необходимость в его замене. Автовладельцы сталкиваются с широким выбором тормозных жидкостей на полках магазинов. Первый этап поиска подходящего продукта – определение стандарта, соответствующего конкретной модели транспорта.
Всем тормозным жидкостям присваивается стандарт Department of Transportation (в переводе на русский язык означает «Министерство транспорта»). Нормативы были разработаны в странах Северной Америки, а затем распространились по всему миру. В зависимости от технологии производства к аббревиатуре DOT добавляется цифра, позволяющая определить общие характеристики продукта.
Первым массовым стандартом тормозной жидкости стал DOT2. Он предусматривал изготовление материала на основе касторового масла. Сейчас найти подобный продукт на полках автомобильных магазинов практически невозможно.
Тормозная жидкость DOT3 по-прежнему продаётся и используется потребителями. Основной составляющей продукта стал полиэтиленгликоль, реже производители используют полиалкиленгликоль. Главный недостаток тормозной жидкости DOT3 – высокая гигроскопичность. Материал накапливает критическую концентрацию воды всего за 1,5-2 года.
Состав жидкости DOT4 схож с предшественницей, но производители смогли частично решить проблему гигроскопичности. Для этой цели в состав добавили борную кислоту. Кроме того, стандарт предусматривает повышенную температуру кипения и уменьшение негативного влияния на резинотехнические изделия. Срок службы тормозной жидкости DOT4 в среднем составляет 3 года.
Не так давно на полках магазинов стала появляться продукция стандарта DOT5. В её основу легли силиконовые компоненты с пакетом присадок. Тормозная жидкость стандарта DOT5 не поглощает воду, не разъедает лакокрасочное покрытие и безопасна для резинотехнических изделий. Ещё одним преимуществом современного продукта стала низкая вязкость, благодаря чему материал сохраняет свою текучесть даже при сильных морозах.
Тем не менее, жидкость DOT5 не стала панацеей от всех проблем, связанных с тормозными механизмами. В ходе эксплуатации автомобиля влага неизбежно попадает внутрь системы. С предшествующими поколениями тормозных жидкостей вода быстро смешивалась и постепенно ухудшала характеристики продукта. При использовании DOT5 влага отдельно скапливается в нижней части системы. Подобное явление может повлечь за собой коррозию металлических элементов, поэтому силиконовую жидкость тоже нужно менять примерно раз в 3 года.
Стандарт DOT5.1, как ни странно, по своему составу намного ближе к DOT4, нежели к DOT5. Его вывели в отдельную категорию за счёт улучшенных характеристик. Тормозная жидкость DOT5.1 имеет повышенную температуру кипения и устойчивее к накапливанию влаги, но стоит ощутимо дороже. При этом, она сделана на гликолевой основе, как DOT3 и DOT4.
Выбирать между тормозными жидкостей разных стандартов следует на основе рекомендаций автопроизводителя. Силиконовые DOT5 пока что не получили массового применения: как правило, их используют в машинах с небольшими годовыми пробегами или в регионах с очень высокой средней влажностью воздуха. Их также нельзя смешивать с тормозными жидкостями других стандартов из-за существенной разницы в составе.
Информацию о допусках и рекомендациях производителя касаемо тормозной жидкости можно найти в руководстве по эксплуатации или официальных источниках в Интернете.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Dot 3 or 4 что это значит
Вход в партнерскую зону.
Эксклюзивно для зарегистрированных пользователей.
—> Товары —> Акции —> Новости —> Статьи/Новости —>
Тормозная гидра и не боевой DOT
Для начала немного о том, откуда появился сам термин DOT. Это не что иное, как название американского Департамента транспорта (Department of Transportation), который в свое время установил стандарты на тормозные жидкости, пронумеровав их, соответственно, DOT 3, DOT 4 и так далее. С тех пор весь мир этим стандартом пользуется.
Прежде всего, можно ли смешивать разные типы жидкостей? И да, и нет! Как ни странно, ответ на этот вопрос целиком и полностью зависит от совершенства тормозной системы автомобиля. Формально вся линейка тормозных жидкостей от одного производителя в стандартах от DOT 3 до DOT 5.1 смешивается в любых пропорциях, и такой коктейль не должен оказывать негативного влияния на состояние тормозов. Единственный продукт, который нельзя добавлять ни при каких обстоятельствах, имеет стандарт DOT 5, без точки и единицы. Вот эта, сугубо гоночная силиконовая жидкость неприменима в системах обычных машин. Она рассчитана на такие же специфические материалы тормозной системы и абсолютно обособлена от остальных. Что до остальных, то действует принцип «новое поглощает старое, но не наоборот». То есть пятнадцатилетнему автомобилю, которому заводом прописана жидкость стандарта DOT 3, совершенно безболезненно подойдут и 4, и 5.1. Но вот современному внедорожнику с развитыми системами динамической помощи водителю годятся только те, класс которых не ниже указанных заводом.
Итак, старая знакомая всем жидкость стандарта DOT 3 была рассчитана на эксплуатацию в малонагруженных тормозных системах автомобилей. Представитель этого устаревшего класса – отечественный продукт «Нева», появившийся в России вместе с первыми дисковыми тормозами 412-го Москвича. До неё о ДОТах говорили только применительно к военным оборонительным укреплениям, а в качестве тормозной жидкости использовали архаичную «красную» смесь бутилового спирта с касторкой – БСК, с характерным запахом. Если внимательно изучить стандарты, то видно, что DOT 3 можно применять в тихоходных автомобилях с дисковыми или барабанными тормозами. Она кое-как справится с работой антиблокировочной системы ранних поколений, но, к примеру, в продвинутых современных машинах попросту закипит. Вот, кстати, мы и подошли к главному критерию тормозной жидкости – температуре её кипения.
Чем современнее автомобиль, чем выше его мощность и скорость, тем больше энергии необходимо для его остановки. А значит, выше нагрев тормозов. Вместе с тормозами нагревается жидкость. В этом нет ничего страшного. Фатальная опасность подстерегает водителя, если жидкость внутри тормозного цилиндра закипит, и паровая субстанция станет сжимаемой. В такой ситуации тормоза просто откажут! Чтобы этого не произошло, производители изобретают сложные основы жидкостей, закипающие только при очень высоких температурах.
Важно помнить, что на температуру кипения оказывает влияние и время эксплуатации. Тормозные жидкости гигроскопичны и быстро впитывают влагу из воздуха. Через два-три года смесь с водой начнёт закипать заметно раньше. Особые присадки призваны снизить подобный эффект, благодаря чему жидкости более высокого класса устойчивее к «мокрому» кипению. Под «мокрым» кипением подразумевается точка закипания смеси жидкости с водой.
Не менее важна и низкотемпературная вязкость тормозной жидкости – чтобы в мороз под –50 °С педаль тормоза не встала колом. Наконец, чтобы быстрее и точнее передать усилие от тормозной педали к колодкам, нужна низкая вязкость жидкости при нормальных условиях. Проще говоря, тормозная жидкость никогда не должна превращаться в сироп, с трудом прокачиваемый по тонким тормозным трубкам.
Чтобы лучше понять, в чём заключаются различия тормозных жидкостей разных поколений, используем популярную у нас линейку Liqui Moly. Начнём с DOT 4, так как DOT 3 рассчитана на автомобили без ABS, а их на современных конвейерах почти не осталось. DOT 4 – это синтетический продукт с присадками, которые предотвращают коррозию и окисление металлических внутренностей тормозов.
Жидкость содержит компоненты, борющиеся с образованием водяных паровых пробок, и может использоваться в тормозных системах как с ABS, так и без неё. Это наиболее часто встречающийся тип жидкости, применимый в большинстве современных автомобилей. Максимальная температура кипения у DOT 4 – не менее 230 °С.
Её более совершенная версия SL6 DOT 4 соответствует классу 6 стандарта ISO-4925, который регламентирует маловязкие жидкости. Этот продукт создан на основе гликольэстеров и эфиров борной кислоты и специально разработан для увеличения срока эксплуатации тормозной гидравлики. Имеет высокую «сухую» температуру кипения (речь о жидкости, не загрязнённой влагой) и высокую температуру кипения в увлажненном состоянии. Обладает низкой вязкостью при низких температурах. SL6 DOT 4 используется в машинах, оборудованных современными системами безопасности ESP/DSC, ABS и ASR, а также в мотоциклах. Температура кипения SL6 DOT составляет не менее 265 °С.
Следующая по рангу – DOT 5.1. Вот именно так, с точкой, поскольку без неё – чистая пятёрка, и это, как мы выяснили, особый силиконовый состав для спорта с чрезвычайно высокой температурой закипания – 320 °С. Полностью синтетическая, на основе полигликолей, DOT 5.1 содержит присадки против коррозии и существенно уменьшает процесс окисления при высокой температуре. Она рассчитана на удлиненные интервалы замены и подходит для автомобилей с ABS, благодаря низкой вязкости при – 40°С, равной 900 единицам. Сниженная вязкость позволяет тормозам срабатывать быстрее и точнее. Кроме того, DOT 5.1 хорошо смазывает все подвижные детали тормозной системы. Жидкости этого класса используют в основном там, где частые разгоны и интенсивные торможения – обычное дело. Речь тут не только о стрит-рэйсерах, «зажигающих» на ночных улицах. DOT 5.1 выдержит тяжелый режим резкого торможения трехтонного внедорожника с груженым прицепом или длительные непрерывные торможения на опасном каменистом спуске. Закипает эта жидкость минимум при 260 °С.
Залив тормозную жидкость в бачок автомобиля, вы включаете счетчик времени, в течение которого в неё постоянно будут попадать влага из воздуха, абразивная пыль от истирания тормозных поршней о стенки цилиндров, мельчайшие фрагменты резиновых уплотнений и оксид металла, из которого сделаны тормозные трубки. Если не обращать внимания на эти тикающие часы, то через пару-тройку лет вы заметите явное потемнение или даже почернение тормозной жидкости – верный знак необходимости её срочной замены. Но в идеале менять ее нужно не дожидаясь явных симптомов – максимум через полтора-два года. А ещё лучше, инструментально проверить процент влаги при помощи гигрометра. Тем более что сделать это можно самостоятельно. В продаже есть миниатюрные приборы размером не больше обычного маркера.
Итак, чаще всего в наши машины заливается рядовая жидкость DOT 4. Приплюсовав к этому стандарту приставку SL6, получим более специфический продукт для автомобилей с продвинутыми системами стабилизации, а выбрав на полке «пятерку с единицей», можем смело воображать себя гонщиками «Дакара» в местном, поселковом, формате.
Сводная таблица характеристик тормозных жидкостей | ||||
Вязкие | Маловязкие | |||
DOT 4 | Racing Brake Fluid | DOT 4 SL6 | DOT 5.1 | |
Температура кипения без содержания влаги, °С | Не менее 230 | Не менее 320 | Не менее 265 | Не менее 260 |
Температура кипения с содержанием 3% влаги, °С | Не менее 155 | Не менее 195 | Не менее 175 | Не менее 180 |
Кинематическая вязкость при -40°С, мм 2 /с | 1800 | 1800 | 700 | 900 |
Срок службы | 2–3 года | 2–3 года* | 3–4 года | 3–4 года |
* Зависит от условий эксплуатации и нагрузки на тормозную систему
Bremsflussigkeit SL6 DOT 4 рекомендуется для использования в современных автомобилях европейского производства немецкой школы, таких как Мercedes-Benz, BMW, Audi, Volkswagen и другие. Brake Fluid DOT 5.1 рекомендуется для использования в современных автомобилях японско-азиатского производства, таких как Toyota, Nissan, KIA, Hyundai и т.д.
В случае, если автомобиль подготовлен к максимальным нагрузкам и на него установлена более эффективная тормозная система либо, если автомобиль используется в автоспорте, лучше применять Racing Brake Fluid с максимальными температурными характеристиками