Годные остатки транспортного средства как поставить на учет
Перейти к содержимому

Годные остатки транспортного средства как поставить на учет

  • автор:

Как «тотал» после ДТП возвращается на вторичку

avto

На российской вторичке до сих пор распространены случаи, когда после тотального ДТП автомобиль восстанавливается и выставляется на продажу. Так, эксперты сервиса Дром.ру проследили судьбу разбитого в ДТП Hyundai Creta, который чудесным образом обрел новую жизнь спустя несколько месяцев в Ростове-на-Дону.

Выяснилось, что после ДТП автомобиль передали страховой компании, но потом следы машины затерялись. Вероятно, мошенничество произошло благодаря лазейке в законодательстве. Многие авто после тотальных ДТП не утилизируются, поскольку признаются «годными остатками» и поступают на аукционы скупки запчастей. В отличие от утилизированных автомобилей, которые снимаются с учета и получают соответствующую запись в ГИБДД, «годные» продаются без регистрационных действий и в дальнейшем никак не отслеживаются.

Издание «АиФ» приводит слова автомобильного эксперта Дмитрия Кротова, который рассказал, что юридически собственники могут меняться несколько раз, но регистрация автомобиля в ГИБДД нет. В ПТС значится первый владелец-страхователь. В разбитом состоянии машина с учета не снимается, восстанавливается, а затем по доверенности продается новым хозяевам. Покупатель ничего не подозревает о ее прошлом и ставит на учет в ГИБДД на себя.

Как узнать, что автомобиль продается после «тотала»

То, что машина продается после «тотала», можно понять по трем признакам:

  • Авто сбывают по доверенности.
  • В отчете проверки авто есть данные о серьезных ДТП.
  • В отчете проверки авто указаны огромные суммы ремонта.

Нужно опасаться покупать автомобиль по доверенности. Кроме того, хороший способ определить «тотал» и не купить автохлам после восстановления — проверить историю автомобиля. Смотреть нужно на утилизацию, а также на повреждения в ДТП и расчет ремонтных работ. Если видно, что автомобиль получил серьезные повреждения, но не был утилизирован, есть основания задуматься, не был ли он продан на запчасти, но затем восстановлен мошенниками.

Также стоит быть осмотрительным, если в отчете с историей имеются данные о ремонте на сотни тысяч и даже миллионы рублей. Такой ремонт мог понадобиться автомобилю после очень серьезных повреждений. Например, этот СR-V продается якобы после бережной эксплуатации.

Проверка через avtocod.ru показывает четыре ДТП и два расчета ремонтных работ.

avto

На восстановление в общей сложности ушло более 730 тыс. рублей.

avto

А этот «Ниссан Жук» продается после двух ДТП.

avto

Машина, судя по схемам, бита почти вкруг.

avto

Расчет производился по второй аварии. Машину отремонтировали почти на 500 тыс. рублей.

avto

Такие авто нужно очень тщательно проверять при осмотре на предмет сохранения геометрии кузова и других серьезных технических проблем.

Автор: Надежда Анучина

Материал подготовлен совместно с группой «Союз профессионалов авторынка». Если ты зарабатываешь на автомобилях с пробегом, вступай в сообщество, узнавай новое, делись опытом, прокачивай скиллы, знакомься с коллегами.

Сталкивались ли вы с восстановленными после аварии автомобилями при покупке машины? Поделитесь своей историей в комментариях.

Какой порядок выплаты страхового возмещения по ОСАГО в случае полной гибели транспортного средства

Страховое возмещение в этом случае производится деньгами, поскольку при полной гибели ремонт автомобиля невозможен или нецелесообразен. Сумма страховой выплаты может быть перечислена на счет потерпевшего в банке или выдана ему из кассы страховщика (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Сумма страхового возмещения определяется в размере действительной стоимости автомобиля на дату страхового случая за вычетом стоимости годных остатков, но в любом случае не больше страховой суммы.
Страховое возмещение выплачивается, как правило, в течение 20 календарных дней, за исключением праздничных нерабочих дней со дня принятия страховщиком заявления к рассмотрению (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

1. Что означает полная гибель автомобиля в рамках ОСАГО
Под полной гибелью имущества в рамках ОСАГО понимаются случаи, когда ремонт невозможен либо его стоимость равна или превышает стоимость имущества на дату наступления страхового случая (пп. «а» п. 18 ст. 12 Закона об ОСАГО, п. 4.15 Правил ОСАГО).
Например, стоимость неповрежденного автомобиля на день ДТП составляет 800 000 руб. и столько же стоит его ремонт — в этом случае можно говорить о полной гибели.

2. Как определяется размер страхового возмещения при полной гибели автомобиля
При полной гибели потерпевшему выплачивается действительная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков (пп. «а» п. 18 ст. 12 Закона об ОСАГО, п. 4.15 Правил ОСАГО).
Однако если полученная сумма превышает страховую сумму, то размер страхового возмещения будет ограничен 400 000 руб. А при оформлении документов о ДТП по европротоколу (без участия сотрудников полиции) размер выплаты по общему правилу ограничен 100 000 руб. (п. «б» ст. 7, п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО, п. 4.17 Правил ОСАГО).
Чтобы определить действительную стоимость, проводят независимую экспертизу (оценку) или независимую техническую экспертизу. Ее заказывает страховщик или в определенных случаях потерпевший (п. 3.13 Правил ОСАГО, п. 3 Положения Банка России от 19.09.2014 N 433-П).

3. Что такое годные остатки транспортного средства
Это то, что осталось от автомобиля и что еще можно использовать или продать. Применительно к ОСАГО — это комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты или иные части в сборе, если их замена технологически осуществима), исправные и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать и реализовать и которые при этом отвечают определенным требованиям, например не имеют повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, узлы и агрегаты в работоспособном состоянии (п. 5.1 Положения Банка России от 04.03.2021 N 755-П).
Закон об ОСАГО не предусматривает возможности передать страховщику годные остатки автомобиля, поэтому они остаются у потерпевшего.
Перечень комплектующих изделий, которые относятся к годным остаткам (если они соответствуют вышеуказанным требованиям), и условия признания работоспособными узлов, агрегатов, приборов и оборудования указаны в п. 5.2 Положения Банка России от 04.03.2021 N 755-П. Например, в составе годных остатков может оказаться двигатель автомобиля, если он расположен вне зоны аварийного контакта, не имеет следов такого контакта или ремонта, а также признаков технической неисправности или неработоспособности. В том же пункте приведен перечень составных частей автомобиля, которые не могут быть годными остатками. Например, части, которые имеют коррозионные повреждения или требуют ремонта.

4. Как учитываются годные остатки и рассчитывается их стоимость при выплате страхового возмещения по ОСАГО
Годные остатки учитываются при определении суммы выплаты после гибели транспортного средства: на их стоимость уменьшается действительная стоимость автомобиля.
Стоимость годных остатков — это стоимость, по которой их можно реализовать, с учетом затрат на демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу (п. 5.4 Положения Банка России от 04.03.2021 N 755-П).
Она может быть определена самим страховщиком (его представителем), экспертом-техником или экспертной организацией при проведении независимой технической экспертизы автомобиля в соответствии с п. 1 ст. 12.1 Закона об ОСАГО либо судебным экспертом при проведении судебной экспертизы. При этом они должны руководствоваться единой методикой (п. 3 ст. 12.1 Закона об ОСАГО, п. 1.2 Положения Банка России от 04.03.2021 N 755-П).
Стоимость годных остатков определяется по данным специализированных торгов (аукционов), на которых реализуются поврежденные автомобили без их разборки и вычленения годных остатков. Если таких торгов нет, используют расчетные методы (например, с помощью сайтов в Интернете по продаже подержанных транспортных средств) при условии, что автомобиль подлежит разборке на запчасти по техническому состоянию (п. п. 5.4, 5.5 Положения Банка России от 04.03.2021 N 755-П).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Кто вправе распоряжаться годными остатками автомобиля?

После аварии страховые компании часто предлагают произвести страховую выплату за минусом годных остатков. А что, если владелец авто не хочет заниматься распродажей запчастей?

Годные остатки транспортного средства можно передать страховой компании. А можете не передавать (оставить себе), тогда сумма страхового возмещения будет меньше на стоимость годных остатков. Решать вам. По закону страховщик не имеет права вернуть «годные остатки» клиенту и при этом вычесть стоимость этих запчастей из страховой выплаты, если сам клиент с этим не согласен.

Выгодно ли оставлять годные остатки себе?

Оставлять годные остатки себе клиенту крайне невыгодно. Причин тут несколько:

1. Продать б/у запчасти будет крайне сложно, а порой и вовсе невозможно. Получается, что оставляя себе «годные» детали, вы автоматически уходите в минус.

2. Расходы на демонтаж годных остатков и их хранение.

3. Сумма страховой выплаты будет ниже.

Итого: Получается, владельцу транспортного средства намного выгоднее сразу получить компенсационную выплату и приобрести новое транспортное средство, чем тратить время и продавать годные остатки самостоятельно.

Вариант №1 Как отказаться от годных запчастей в пользу страховщика?

В соответствии с п. 18 статьи 12 закона об ОСАГО, размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков.

А по п. 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела в РФ», в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Иными словами, вы имеете право отказаться от имущества (абандон) и нет никаких дополнительных условий или необходимости согласия или возражения со стороны страховщика. Т.е. вы отказываетесь от автомобиля, и на вас не ложатся никакие обязанности по реализации, демонтажу, логистике, хранению годных остатков.

Страховщик не вправе отказываться от приема годных остатков или диктовать условия передачи.

По ОСАГО законодатель предлагает урегулировать спорные вопросы путем переговоров. В п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержится следующее разъяснение: «Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) является обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести данное обстоятельство на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ)».

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

Годные остатки погибшего автомобиля при отказе от права собственности на них подлежат передаче исключительно страховщику. Страховым компаниям невыгодно принимать на свой баланс поврежденное «железо», поэтому зачастую представители страховщика уговаривают передать автомобиль третьему лицу. Подобные требования абсолютно незаконны и соглашаться на них не следует ни при каких обстоятельствах.

Подписав обязательство по передаче имущества третьему лицу, вы вообще лишаетесь право на абандон (отказ от имущества в пользу страховщика). Отказ от права собственности является односторонней сделкой и требует только соблюдения простой письменной формы. Достаточно только однозначного выражения своей воли и собственноручной подписи. Передача годных остатков также не требует ни дополнительных соглашений, ни снятия транспортного средства с регистрационного учета в ГИБДД.

И не забудьте проконтролировать вопрос снятия автомобиля с учета, иначе вам придется платить налог за несписанный автомобиль!

Вариант №2. Страховщик хочет забрать годные остатки себе, а вы против. Что делать?

Вариант не часто встречающийся, но вполне реальный. Страховщик настаивает на «тотале» и настойчиво предлагает оставить битую машину у себя. Скорее всего, впоследствии машина будет восстановлена и продана новому владельцу.

Если вы хотите оставить годные остатки себе (например, планируете ремонтировать пострадавшую в ДТП машину), а страховщик против, напомните ему о ст. 209 Гражданского кодекса РФ: «Только собственник вправе решить судьбу своего имущества. Статья 209. Содержание права собственности 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом». И решительный удар – п. 3 ст. 35 Конституции РФ: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

Какой бы путь вы не выбрали, будьте готовы к тому, что страховщик будет настаивать на выгодных и удобных только для него вариантах. Но важно знать, что Закон оставляет за клиентом право выбора формы страхового возмещения при «тоталях» (автомобиль остаётся у вас или передаётся страховой компании). Важно! Если свое право на выбор судьбы остатков автомобиля придется доказывать в суде, помните, что в таком случае вы можете требовать также взыскания со страховщика в вашу пользу штрафа в размере 50% и неустойки в размере 1% от суммы страхового возмещения за каждый день его просрочки.

Как продать автомобиль после ДТП?

Я собственник. Хочу снять машину с учета, чтобы не приходил налог и штрафы, если автомобиль после покупки восстановят.

Продать разбитый автомобиль не сложнее, чем абсолютно целый. Но особенности все-таки есть.

Что означает тотал на практике

В автостраховании тотал — это полная гибель автомобиля в результате ДТП. Восстановление машины либо превышает стоимость ремонта, либо технически невозможно.

В такой ситуации страховая не направляет авто на ремонт, а проводит оценку годных остатков — уцелевших агрегатов и деталей. Дальше страхователь либо оставляет годные остатки себе и забирает страховую выплату за вычетом их стоимости, либо получает полную выплату, а остатки передает страховой.

Передать страховщику все, что уцелело, — один из способов избавиться от авто и выручить деньги. Но насколько я понимаю, в вашем случае страховая не претендует на остатки — значит, машину придется продавать.

Я заработала 100 000 рублей на Tinkoff Black

Как не платить налоги и штрафы за разбитое авто

Вы рассуждаете верно: в ГИБДД и ИФНС автомобилем продолжают считать даже груду металла, которая осталась после ДТП. И пока машина зарегистрирована на ваше имя, на нее будут начислять транспортный налог.

Вот как теперь можно поступить:

  1. снять автомобиль с учета для утилизации. ГИБДД удалит из базы данных всю информацию о нем, и машину больше не получится зарегистрировать. Будущий покупатель не сможет ездить на авто законно, даже если восстановит его, — придется распродать по запчастям и сдать на металлолом все, что останется;
  2. прекратить регистрацию на себя. Информация об автомобиле останется в базе ГИБДД, но там будут знать, что машина уже не ваша. Такой вариант подойдет, если решите продать авто и не возражаете, если в будущем его восстановят.

В обоих случаях ИФНС перестанет начислять налог на автомобиль.

Если вы снимете машину с регистрации, новые штрафы не придут, даже если покупатель восстановит авто и будет на нем ездить. Штрафы с камер за нарушения, зафиксированные до гибели авто, придется уплатить в любом случае.

Как правильно продать авто

Разбитые машины часто продают по упрощенной схеме: привозят авто на разборку, договариваются с покупателем на словах, отдают документы и забирают деньги. Иногда владельцы даже не прекращают регистрацию в ГИБДД: автомобиль не на ходу и сильно поврежден, поэтому кажется, что никто не станет на нем ездить.

Я рекомендую обязательно заключить договор купли-продажи, а затем прекратить регистрацию в ГИБДД. В противном случае вы сильно рискуете.

Разбитые машины часто восстанавливают и перепродают неопытным водителям, которые не замечают следов ремонта и его масштаба. Если вы не прекратите регистрацию и просто передадите автомобиль покупателю, он сможет его восстановить и ездить на нем, а спустя время вам начнут приходить штрафы с камер.

Еще новый владелец может попасть на вашей машине в ДТП и причинить вред другим. Автомобиль — источник повышенной опасности, и по закону вас, как владельца, могут обязать возмещать ущерб, даже если за рулем были не вы.

Иногда разбитые машины покупают только ради ПТС и СТС. Они могут участвовать в преступной схеме. Злоумышленники угоняют автомобиль аналогичной модели и перебивают на нем такой же VIN, как на вашем авто. После этого угнанную машину выставляют на продажу с вашими ПТС и СТС.

Если автомобиль удастся продать и покупатель поедет ставить его на учет, сотрудники ГИБДД обнаружат перебитый VIN при осмотре. К этому времени угонщики успеют скрыться, а у полиции возникнут вопросы ко всем, кто связан со сделкой. Вопросы в первую очередь возникнут к тому, чья фамилия указана в ПТС и СТС, — а это вы. В этом случае вам придется потратить много времени, сил на разбирательство, а то и денег на адвоката.

Если заключите ДКП, таких проблем не будет. Обязательно пропишите в договоре, что покупатель проверил техническое состояние, комплектацию транспортного средства и претензий не имеет. С такой формулировкой новый владелец в будущем не сможет оспорить сделку или предъявить претензии к состоянию автомобиля, даже если его исправные детали помещаются в одну коробку.

Подписанный договор обязательно представьте в ГИБДД, чтобы прекратить регистрацию авто в связи с продажей. Даже если потеряете свой экземпляр, в ГИБДД он сохранится — так вы всегда сможете доказать, что автомобиль вам уже не принадлежит.

Что в итоге

Продать можно любой автомобиль, даже если он серьезно пострадал в ДТП и его признали не подлежащим восстановлению.

При продаже обязательно составляйте ДКП, а после обращайтесь в ГИБДД, чтобы прекратить регистрацию машины на себя.

В договоре обязательно укажите, что покупатель проверил техническое состояние и комплектацию транспортного средства и не имеет к нему претензий. Так вы обезопасите себя на случай, если будущий владелец по какой-то причине не понял, что покупает разбитое авто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *