Разобрать велосипед — это просто!
![]()
Для хранения или перевозки велосипед часто требуется разобрать. Не обязательно для этого прибегать к помощи веломастеров, все действия можно выполнить самостоятельно, достаточно иметь набор шестигранников. Пошаговая инструкция представлена в статье.
Чаще всего разобрать велосипед требуется для перевозки. Хранить железного друга в зимний период многие также предпочитают в разобранном виде. Обычно достаточно снять только переднее колесо, чтобы существенно уменьшить занимаемый велосипедом объем, но иногда этого недостаточно и требуется снять большее количество деталей, сделав его еще компактнее. Простого набора шестигранных ключей вам хватит для выполнения большинства действий.
Разборка велосипеда для перевозки
Разбирать ли велосипед для перевозки в наземном транспорте или пригородной электричке – просто вопрос удобства и личного выбора.
Если в автобусе или вагоне достаточно свободно, не стоит тратить время на какие-либо манипуляции. А вот в метрополитен вас, скорее всего, не пустят с неразобранным велосипедом – правилами разрешен провоз этого транспортного средства только в сложенном состоянии или со снятым передним колесом.
![]()
Для перевозки велосипеда поездом дальнего следования или авиатранспортом требуется снять аксессуары, педали, вспомогательные крепления, велокомпьютер, рога руля, задний и передний фонари, сидение нужно будет опустить в нижнее положение. Так можно будет убрать велосипед в специальный чехол – этого требуют правила провоза.
Как снять переднее колесо
Процесс может немного различаться в зависимости от вида тормозов. Если тормоз ободной, его сначала требуется разжать. Сожмите руками колодки и вытащите из паза дугу. Дисковые тормоза не требуют никаких предварительных действий.
- Поверните велосипед вверх колесами, обращая внимание на то, чтобы установленное оборудование не было повреждено или запачкано, в идеале лучше подложить тряпку или газету, чтобы не поцарапать переключатели скоростей. Велосипед с гидравлическими дисковыми тормозами старайтесь не держать долго в таком положении – в гидролинию может попасть воздух, тормоза придется прокачивать
- Колесо может быть закреплено посредством гайки или эксцентрика (рычага)
![]()
В первом случае вам понадобятся 2 ключа. Чтобы снять колесо, нужно накинуть их с двух сторон и, крепко держа на месте один, крутить второй против часовой стрелки. До конца можно не откручивать, достаточно ослабить гайки так, чтобы колесо можно было свободно вынуть. Такое крепление чаще встречается на подростковых и детских велосипедах, а так же на бюджетных моделях.
Если на велосипеде эксцентриковое крепление, вам просто надо «отжать» рычажок-эксцентрик и покрутить его против часовой стрелки, придерживая установочную гайку с другой стороны. Когда почувствуете, что колесо легко можно снять – вытаскиваете его.
Если на велосипеде установлены дисковые тормоза, воспользуйтесь заглушкой для тормоза (идет в комплекте к каждому велосипеду) или обычной сложенной в несколько раз бумажкой. Вставив ее в щель, в которую входил тормозной диск, вы предотвратите блокировку тормозного механизма. Она может произойти случайно, если вы заденете ручку переднего тормоза.
При установке колеса на место, обратите внимание, чтобы рисунок протектора был обращен в нужную сторону – направление указывается на протекторе. Если вы не снимали заднее колесо, можно просто посмотреть, куда направлен его рисунок и установить переднее также. Не пережимайте эксцентрик, он должен закрываться достаточно плотно, но без усилия.
Как снять заднее колесо
Новички часто боятся снимать заднее колесо из-за оборудования, установленного сзади. Тем не менее, снятие заднего колеса от снятия переднего отличается только тем, что предварительно потребуется ослабить цепь, в этом нет ничего сложного, просто нужно перевести ее на самые маленькие звезочки. Далее все действия полностью идентичны.
![]()
Но «на всякий случай» заднее колесо лучше не снимать, делайте это только при необходимости. Главная причина – со снятым колесом довольно легко можно деформировать задний переключатель.
Что еще можно снять для облегчения перевозки?
- Педали. Обычно достаточно бывает открутить левую педаль, а правую перевести в нижнее положение. Так вам не придется перенастраивать систему скоростей после сборки велосипеда. Педали откручивают разводным ключом или специальным ключом для педалей, резьба у этих деталей разносторонняя – так что крутить надо будет в разные стороны
- Рога на руль, если они установлены, лучше снять. Прикручивая их обратно, не переусердствуйте, перетянув слишком туго, можно расколоть детали
- Велокомпьютер. Его можно просто вынуть из крепления, само крепление оставить на руле
- Фонари – задний и передний. В зависимости от того, как они закреплены, нужно будет либо удалить стяжки, либо открутить винты с помощью шестигранника
- Крылья. Если вы снимаете колеса, можно снять и крылья. Быстросъемные крылья снимаются простым нажатием кнопок, стационарные крылья нужно будет отвинтить или снять с них стяжки
- Все прочие аксессуары так же можно демонтировать, если они могут помешать транспортировке или они достаточно хрупкие и вы боитесь за их сохранность при перевозке
Вне зависимости от цели, с которой вы разбираете велосипед, помните о главном правиле – не снимайте «лишних» деталей. Если достаточно снять, к примеру, только переднее колесо, лучше ограничится этим. В таком случае вам не придется отлаживать каждый раз настройки различных узлов, да и сборка велосипеда займет гораздо меньше времени.
Перевозка велосипеда на автомобиле: способы, как лучше
![]()
С приходом весны велосипедистов становится все больше. И только истинные поклонники двухколесного транспорта знают, какое это счастье – выехать после зимнего простоя и умчаться вперед навстречу новым горизонтам и удивительным местам. Но велосипедисты бывают разные: если большинство ограничиваются короткими вылазками в ближайший лесок или непродолжительными прогулками в пределах 50 км от дома, то есть и настоящие гурманы, которые не могут отправиться в путешествие без велосипеда. Такие садятся в автомобиль, крепят байк и отправляются навстречу новым приключениям и увлекательным маршрутам. Вот тут и возникает вполне логичний вопрос: как перевозить велосипед на машине? Стоит сразу сказать: вариантов неприлично много. Можно просто положить велосипед в багажник или сзади на пассажирское сиденье, можно использовать специальное крепление для перевозки велосипеда на крыше автомобиля, можно прикрепить его к запаске – в общем, поле для полета фантазии безгранично. Вот только загвоздка в том, какой из этих вариантов правильный, надежный и не вызовет вопросов у сотрудников ДПС. Сегодня кратко разберем возможные варианты транспортировки велосипеда в автомобиле и расскажем, какой из них является наиболее подходящим.
Когда необходимо перевозить велосипед в машине

Перевозка велосипеда на автомобиле – ситуация не такая уж и редкая, как может показаться на первый взгляд. Элементарно: вы захотели отправиться в деревню на месяц, чтобы отдохнуть от городской суеты. Добраться до пункта назначения на байке нельзя, потому что далеко. Вот вам и первая причина. А таких ситуаций, когда нужно перевезти велосипед в машине, может быть огромное множество:
- Нет никакого желания крутить педали в плотном потоке автомобилей (особенно актуально для выходных дней, когда городские жители рвутся за пределы города).
- Когда единственной дорогой, по которой можно добраться до места катания, является магистраль. А мы знаем, что по ней ехать на велосипеде запрещено.
- Если вы держите путь на соревнования или все-таки решили поехать за город всей семьей.
- Если вы решили покататься по пересеченной местности или устроить тест-драйв для своего байка.
В общем, ситуаций, когда нужно перевезти велосипед в автомобиле, действительно очень много. Независимо от того, куда и зачем вы едете, нужно учитывать тот факт, что байк нужно перевозить в соответствии с определенными правилами и стандартами. По крайней мере, это поможет избежать проблем с сотрудниками ДПС. Вы сможете легко перевезти велосипед в салоне или багажнике автомобиля. Для этого достаточно знать, как разобрать велосипед для перевозки в машине.
Способы перевозки велосипеда в автомобиле
Мы обязательно поговорим сегодня о том, как можно провезти велосипед в салоне автомобиля или багажнике. Но стоит сразу же сказать, что оба эти варианта, как минимум, неудобны и, как максимум, небезопасны. И вот почему:
- Очевидное неудобство. Байк в салоне (особенно, если это не складная модель) занимает достаточно много места, даже если это внедорожник или универсал. Да, можно снять колеса, но это не тот случай, когда уменьшение габаритов спасет ситуацию. Представьте, что предстоит дальняя дорога, и в машине помимо водителя есть еще два пассажира с вещами, сумками и баулами. Думаете, в салоне еще останется место для велосипеда?
- Опасно. Перевозить велосипед в салоне автомобиля действительно небезопасно. Многое зависит от того, как будет «упакован» велик. Его можно разместить на задних сиденьях, уперев руль в спинки передних. Даже при сильном торможении он не вылетит из своего положения. А если авария… В этой ситуации байк превращается в непредсказуемый снаряд, который может нанести серьезные увечья водителю и пассажирам.
Поэтому вариант перевозки байка в салоне может быть актуален только для поездок на небольшие расстояния. Также такие способы подходят для тех, кто не знает, как перевезти велосипед в машине без крепления. Если предстоит дальняя дорога, лучше использовать стандартные способы крепления. А теперь разберем возможные способы перевозки велосипеда на автомобиле.
В багажнике

Этот вариант подходящий, если багажное отделение автомобиля не завалено сумками, баулами, мешками с картошкой и другими предметами. Если пространство позволяет, просто положите велосипед в багажник и отправляйтесь в путь. Для удобства и надежности можно снять переднее колесо и педали, опустить седло и развернуть руль вдоль рамы, упаковать байк в чехол и таким образом поместить его в багажник.
Если вы отправляетесь в путешествие не один, а багажник занят, лучше подумать над другими вариантами транспортировки велосипеда в автомобиле без крепления.
Автомобильное крепление на крышу

Наиболее распространенный и удобный вариант транспортировки при условии, что вы воспользуетесь специальным крепежом и правильно закрепите велосипед на крыше. Здесь нужно учитывать, как минимум, три момента:
- Велосипед не мешает другим водителям, но не забывайте о том, что габариты вашего авто увеличились по высоте. Помните об этом, заезжая на автомойку, гараж или в тоннели.
- Чтобы установить велосипед на крыше и надежно его закрепить, придется поработать. Хорошо, если у вас обычная легковушка. Чуть хуже, если кроссовер. И совсем плохо, если минивен: здесь без табуретки не обойтись.
- Соблюдать скоростной режим. Понятно, что велик не сорвет с крыши при скорости 80-100 км/час, но парусность и риски ослабления крепежей на большой скорости еще никто не отменял.
Опытные водители-велосипедисты рекомендуют каждые 100-150 километров проверять состояние крепежей и надежность конструкции. Что представляют собой крепления для велосипедов на крыше машины? Как правило, байки устанавливают в вертикальном положении, закрепляя их на поперечины верхнего багажника с помощью специальных приспособлений для перевозки велосипедов. Дешевые варианты такого крепления изготавливают из обычной окрашенной стали. Более дорогие варианты делают из прочного алюминиевого сплава: на таких, как правило, имеются специальные замки, предотвращающие угон велосипеда.
Вероятно, вам будет интересно узнать, сколько стоит крепление для перевозки велосипеда на крыше автомобиля. Ценовой диапазон достаточно широк: от 1 до 15 тысяч российских рублей. Последние, самые дорогие, модели, по словам производителей, намертво держат велик, поэтому он не слетит даже при езде на высокой скорости по ухабам или при резких поворотах. Как вы думаете, сколько велосипедов можно перевозить на крыше авто? Если крепление надежное, а крыша автомобиля достаточно большая, то 3-4 байка с легкостью поместятся.
Крепление на заднюю дверь

Здесь нужно учитывать, куда именно будет крепиться велосипед, каким способом, правомерны ли эти действия по отношению к другим участникам дорожного движения. Конечно же, наверняка найдутся Кулибины, которые быстро придумают, как закрепить велосипед на задней крышке багажника подручными средствами. В ход пойдет скотч, изолента и обычные веревки. Так делать ни в коем случае нельзя, потому что веревки могут разболтаться на кочках и ухабах. Последствия непредсказуемы: как минимум, убитый в хлам велосипед и, как максимум, его полет в лобовое стекло встречной или попутной машины. И если повреждения автомобиля может покрыть страховка, то человеческие жертвы на вашей совести не покроет ничто.
Понятно, что здесь имеет место быть его Величество случай. Но где гарантия, что это ни случится именно с вами? Поэтому рисковать не будем, а разбираемся в особенностях приспособлений для перевозки велосипедов на автомобиле. Существует два типа: для задней двери и для бампера. Стоят такие крепления недешево (средний ценник варьируется в пределах 5000 рублей), и подбирать их нужно в соответствии с моделью авто. Стоит сразу сказать, если у вас обычная легковушка, то такой вариант вам точно не подходит, поскольку крепление для велосипеда на заднюю дверь идеальны, как бы парадоксально это ни звучало, именно для машин, у которых есть та самая задняя дверь. Это хэтчбеки, универсалы, внедорожники, минивены, кроссоверы. На седан, к сожалению, устройство не установить.
У такого изделия есть свои преимущества: например, крепление не влияет на аэродинамику машины, в отличие от перевозки велосипеда на крыше авто. Кроме того, этот способ транспортировки не увеличивает габариты автомобиля по высоте, не закрывает обзор и не отвлекает других водителей. В то же время есть и свои минусы:
- увеличивает вес задней части машины;
- необходимо снимать запасное колесо у внедорожников;
- ограниченный доступ к багажнику.
Также есть риск убить в хлам велосипед даже при маленькой аварии.
Крепление для перевозки велосипеда на запасном колесе

Разумеется, такой вариант подходит только для внедорожников и минивенов. Стоит сразу же сказать, что крепление не из самых дешевых, зато у него достаточно много преимуществ:
- Не закрывает доступ к багажнику.
- Позволяет надежно закрепить байк.
- Нет необходимости перевешивать номерной знак.
- Не увеличивает габариты машины.
По сути, это похожий на предыдущий вариант, только с ограничениями по моделям авто. Крепление велосипеда на запасном колесе удобней, чем паковать байк на заднюю дверь.
Кронштейн на фаркоп

Это почти экзотика. Тем не менее, такой вариант становится все более популярным. То ли дань моде, то ли действительно удобно. Рассмотрим поближе эту красоту и постараемся найти в ней подводные камни. А они здесь точно найдутся.
Итак, специальный кронштейн на фаркоп для транспортировки велосипеда представляет собой конструкцию с фиксаторами и держателями для одного и в крайних случаях для 2 или 3 байков. Ценник на простые модели начинается с 300 рублей. Самые продвинутые изделия, изготовленные в соответствии с правилами ПДД (есть специальные платформы для велосипеда, поворотники и габариты, а также подставка для номерного знака с подсветкой), будут стоить значительно дороже. Зато ни один инспектор ДПС не сможет докопаться до вас!
Возможные штрафы и проблемы на дороге
В первую очередь хочется заострить внимание на возможной проблеме, которая возникает при креплении велосипеда на задней части автомобиля или запасном колесе: номерной знак. Он должен быть открыт! Если крепежная конструкция вместе с велосипедами закрывает обзор, нужно перевесить знак на видное место. Помните о том, что закрепленный велосипед на должен создавать помехи при движении машин в общем потоке.
Как показывает жизненная практика, большинство сотрудников ДПС особо не придираются к месту крепления велосипеда. Важно лишь, чтобы двухколесный транспорт был надежно зафиксирован с помощью специального, а не самодельного крепления.
Рекомендации
Сравнивая возможные варианты крепления велосипеда для автомобиля, можно сказать, что оптимальный и самый лучший – это перевозка байка на крыше машины. Достаточно один раз увидеть смятые гоночные велики, совокупная стоимость которых может превысить стоимость неплохого автомобиля, чтобы понять: крепление сзади, на запасное колесо или фаркоп – не самый хороший вариант.
Перевозя свой байк в ненастную погоду, позаботьтесь о том, чтобы укрыть его от дождя. Когда крепите велосипед первый раз на крышу, возьмите с собой табурет и накройте чем-нибудь машину (покрывало, старые матрасы или обычная ветошь): с непривычки правильно поставить байк у вас вряд ли получится. Вы можете повредить лакокрасочное покрытие авто и сильно утомить руки.
Заключение
Как видите, особых проблем с перевозкой велосипеда в автомобиле нет. Главное — надежно закрепить железного друга специальными крепежами. Если поездка предстоит не дальняя и позволяет место, можно спокойно перевозить байк в салоне или багажнике. Для этого даже не обязательно разбирать велосипед.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Как разобрать велосипед для перевозки

Велосипед – отличное транспортное средство, которое доставит куда угодно, и порой быстрее, чем общественный транспорт и автомобиль. Но иногда возникают ситуации, когда велик нужно разобрать и компактно сложить, чтобы перевезти его на большие расстояния или оставить на длительное хранение в небольшом закутке. В этой статье мы узнаем, как разобрать велосипед самостоятельно, как подготовиться к работе, какова правильная последовательность демонтажа и упаковки.
С чего начать
Итак, перед нами стоит задача освободить раму велосипеда и затем компактно упаковать все составляющие в сумку, чехол или ящик. Начать стоит с самого маленького и простого – убрать все навесное оборудование:
- багажник, корзину;
- фонари;
- отражатели;
- велокомпьютер;
- зеркало заднего вида;
- звонок;
- видеорегистратор;
- крепления для фляги.
И прочие навесы, которые помогают нам в пути, но будут мешать при разборке велосипеда. Может встать вопрос, а надо ли вымыть велосипед? В принципе, это необязательно, даже лучше будет отмыть потом все детали по отдельности.
Следующий этап подготовки – «растормаживание». Для снятия тормоза v-brake нужно:
- Открутить тросик.
- Снять суппорт с вилки.
- Убрать с руля тормозную клешню.
По аналогии разбираем задний тормоз и аккуратно вынимаем приводной тросик с рамы велосипеда. С дисковыми тормозами все то же самое – выкрутить тросы или демонтировать гидролинию, снять калиперы с креплений рамы и демонтировать ручки тормоза с руля. Сами диски оставить на колесах. На классических велосипедах с советским барабанным тормозом ничего растормаживать не нужно.
Разборка – последовательность работ
Исходное положение байка при разборке – «вверх ногами» – поставить в устойчивое положение на седло и прямой руль. Рассмотрим в качестве примера классический скоростной велосипед на двусторонней трансмиссии – с передним и задним переключателями.
Для работы понадобятся следующие инструменты:
- гаечные ключи необходимых размеров;
- отвертки;
- съемник шатунов;
- выжимка цепи;
- пластмассовые монтажки;
- съемник задней кассеты с хлыстом;
- шестигранники;
- чистые тряпки;
- перчатки.
Приступаем к разборке велосипеда. Четкая последовательность шагов необязательна, но по данному алгоритму закончить работу получится скорее.
1. Снимаем педали. Для откручивания их с шатунов желательно иметь специальный ключ с тонкими рожками, но можно воспользоваться и классическим гаечным ключом, стандартный размер педального болта – 15 мм. На некоторых моделях педали могут быть прикручены обычными шестигранными гайками, тогда специальный съемник и не понадобится. Педали снимаются легко, за 3 – 5 минут.
2. Левый шатун. Снимается наружная заглушка – ее можно подцепить плоской отверткой. Внутри будет обычная шестигранная гайка, которую можно снять внутренним ключом или аккуратно ослабить отверткой и молотком. Далее понадобится специальный ключ – съемник с толкателем. Ключ необходимо полностью вкрутить в резьбу, после чего выкручивать съемник наружу. Шатун будет идти с усилием, так и должно быть.

3. Переднее колесо. В основном скоростные модели имеют эксцентриковое крепление колес к дропаутам, там снять колесо проще простого. Особых сложностей не возникнет и со скручиванием гаек с помощью рожкового или накидного ключа.
4. Перед снятием заднего колеса необходимо переключить трансмиссию на высшую передачу – так легче снять цепь со звездочек. Затем отсоединить тросик заднего переключателя. После этого демонтируем заднее колесо.
5. Снимаем цепь при помощи выжимки:

6. Снять задний переключатель с крепления рамы. Потребуется отвертка или шестигранный ключ, в зависимости от модели.
7. Передний переключатель может закрепляться на подседельной трубе или каретке. Во втором случае понадобится сначала снять шатун. Впрочем, делать это придется в любом случае.
8. Когда переключатели сняты, убираем манетки с руля.
9. Правый шатун выкручивается по аналогии с левым – с помощью съемника.
10. Переворачиваем велосипед (точнее, его остов) в исходное положение и снимаем седло. Гайку скручиваем с помощью соответствующего ключа, а с эксцентриком вообще проблем никаких.
11. Выкрутить руль. Закрепляться в колонку он может наружно или внутренней гайкой. Для первого варианта идет накидной ключ, для второго – шестигранник. Горный руль именно так и закрепляется.
12. Снимаем вилку: открутить кольцевые гайки на рулевой колонке, аккуратно вынуть стопорные гайки и подшипники из чашек. После этого аккуратно достаем вилку:

13. Снять кассету с заднего колеса. В принципе, для перевозки велосипеда это делать необязательно. Другое дело, если планируется замена кассеты или некоторых звездочек от нее. Вставляем съемник на ось, хлыстом придерживая звезды. Таким образом и снимаем кассету – прокручиваем в сторону, противоположную вращению звезд и одновременно фиксируем хлыстом самую большую из них.

14. Разбортировать колеса. Для снятия покрышек понадобятся специальные монтажки-лопатки. Можно воспользоваться и обычной плоской отверткой или ложкой для обуви, но есть риск повредить ободья. Предварительно спускаем весь воздух из камеры, двумя монтажками поддеваем борт покрышки со стороны, противоположной ниппелю, а третьей расширяем область разбортировки. Извлеченная наполовину покрышка легко снимется с обода. Аналогично со вторым колесом.
15. Протереть все детали от грязи и аккуратно сложить в сторону. Велосипед разобран, и теперь можно спокойно заняться его упаковкой.
Как правильно упаковать велосипед
Для перевозки велосипеда желательно использовать специальный чехол – он и места много не займет, и не порвется в самый неподходящий момент. А еще чехлы – это удобно, ведь зачастую они приспособлены только для велосипедов, имеют различные отсеки и карманы. Можно положить велик в просторную капроновую сумку, а затем плотно перевязать ее сверху.
Первой пакуется рама – кладем максимально ближе к одной из стенок сумки, чтобы хватило достаточно места упаковать рядом с ней колеса. Их, если чехол достаточно просторный, можно положить друг на друга, оставив по бокам место для других запчастей. В плоский чехол колеса кладутся рядом с небольшим заходом друг на друга.
Снятые запчасти с велосипеда – руль, вилку, седло и детали трансмиссии – по отдельности заворачиваются в плотные пакеты или газету. Так они не потеряются и не повредятся при перевозке. Компактно уложить их можно между трубами рамы. В отдельный пакет кладутся навесные аксессуары.
Заключение
Разобрать велосипед своими руками проще простого, а вся работа займет не более часа. Указанная выше последовательность разборки позволит быстро упаковать своего двухколесного коня и подготовить его к дальней дороге.
Как разобрать велосипед
Иногда возникает необходимость разобрать велосипед. Как правило, это делается для его транспортировки, хранения (велосипед в разобранном виде может занимать существенно меньше места) или для того, чтобы заменить какие-то его узлы. В разных случаях требуется разная степень разборки. Это не так сложно и почти всегда требует только набора шестигранников.
Разборка велосипеда для перевозки в метро
Как правило, сотрудники требуют складные велосипеды сложить пополам, а во всех остальных случаях — снять переднее колесо. Если у вас тормоза-колодки (ви-брейки), то ничего страшного — просто ослабьте эксцентриковый механизм и снимите колесо с вилки.

Но в том случае, если у вас дисковые тормоза, нужно быть осторожным: если вы или кто-то из случайных прохожих нажмёт на ручку переднего тормоза, выдавив поршень, то тормозной механизм заклинится. Поэтому лучше использовать специальную заглушку, которая прилагается к каждому новому велосипеду (заменить ее запросто сможет сложенная в несколько раз бумажка, вставленная в щель, где до снятия колеса находился тормозной диск). Собирается всё в том же порядке, но не применяйте излишнего рвения, фиксируя эксцентрик.

Разборка велосипеда для провоза в электричках и поездах дальнего следования
Правила провоза велосипеда в электричке в разных регионах страны почему-то отличаются: в Московской области не так давно разрешён бесплатный провоз (в определённые часы) и велосипед не требуют разбирать, в некоторых областях контролёры всегда проверяют наличие билета на велосипед, в некоторых — не берут за него денег, если он разобран и лежит в чехле. А вот для провоза велосипеда железной дорогой всегда требуется более детальная разборка велосипеда, а для этого, соответственно, — инструмент, больше места и времени. Чтобы перевозить велосипед как багаж в поездах дальнего следования, его нужно упаковать. Для этого продаются специальные велочехлы (как правило, к ним прилагается инструкция о том, как лучше упаковать велосипед в этот чехол, иногда даже со схемами). Если вдруг такой шпаргалки не нашлось, не нужно отчаиваться. Всё очень просто.

Если сочтёте необходимым, то можете снять все вспомогательные крепления и аксессуары, но чаще всего это лишний труд — достаточно снять только сами велокомпьютер , передний и задний фонари, оставив все крепления на месте.
Но рога на руль (особенно большие) лучше всё-таки открутить. Седло опустите в максимально низкое положение. Затем аккуратно снимите переднее колесо. Точно так же, как это было описано выше. Но если есть возможность, то установите между перьями передней вилки специальный ограничитель-заглушку, которая защитит её от деформаций в случае ударов или иных компрессий. Если было установлено крыло, то снимите и его. Заднее колесо снимать необязательно. Тому есть несколько причин, но главная — колесо защищает задний переключатель («петух») от деформаций. Согнуть его проще простого, достаточно опереть на него велосипед всем своим весом. Для того чтобы велосипед был компактнее, рекомендуем открутить левую педаль. Это можно сделать или специальным педальным ключом, или же подходящим разводным. Правую педаль откручивать необязательно, её лучше перевести в нижнее положение: это поможет сохранить систему переключения скоростей в рабочем состоянии. Конечно, при необходимости правая педаль откручивается почти точно так же, как и левая, за одним исключением: резьба у них разносторонняя). Снятые педали положите в карман велочехла или в рюкзак, колесо — внутрь чехла, на раму.

Как снять заднее колесо велосипеда
Иногда требуется ещё более «глубокая» разборка велосипеда, например, при перевозке самолётом некоторые авиакомпании могут потребовать снять ещё и заднее колесо. Конечно, намного компактнее велосипед не станет, но давайте сделаем это. Хотя кажется, что из-за механизма переключения скоростей это сделать очень сложно, на самом деле всё просто. Сначала максимально ослабьте цепь — переведите её на самые маленькие звёзды, после чего ослабьте эксцентрик, несколько раз прокрутите его, придерживая гайку. Затем отведите рычаг переключателя назад и, удерживая его, аккуратно извлеките колесо. Не забудьте проделать с задним тормозом те же операции, что и с передним, чтобы избежать его блокировки!
Сборка велосипеда производится в порядке, обратном разборке!
Перевозка велосипеда в самолете: подробная инструкция
Велопутешествие с заброской на самолете дело приятное, но требует определенной подготовки. В основном, перед велотуристом возникают три задачи:
- Как упаковать велосипед так, чтобы он не пострадал при транспортировке?
- Как сэкономить деньги при перевозке велосипеда?
- Как потратить минимум ценного походного времени на сборку, разборку и настройку.
Попробуем решить все три задачи!
Во что упаковать велосипед?
Как правило, собираясь в велопутешествие, мы стараемся не брать лишнего, поэтому жесткие кофры мы даже и рассматривать не будем. Остаются 2 реальных варианта: мягкий велочехол или стрейч-пленка. У каждого из вариантов, как водится, свои плюсы и минусы.
Чехол придется возить с собой. Хоть он и кажется довольно легким и компактным, его вес может достигать 1 кг, что может быть критично. Плюс чехла в том, что туда можно напихать много другого барахла, чтобы использовать это багажное место по максимуму до положенного лимита в 20 (30) кг (в разных компаниях по разному). Туда отлично войдет спальник, личнарь или даже палатка.
Стрейч-пленку для обмотки на обратный перелет придется тоже возить, либо можно где-то припрятать (в лесу, не в аэропорту, естественно), если вылет будет из того же места. Преимущество пленки в том, что велосипед более цельно упакован и за счет ее прозрачности видно, что в ней упакован хрупкий объект. Есть надежда, что грузчики будут более аккуратны.

Велосипед, упакованный в стрейч-пленку

Велосипед, упакованный в велочехол
Как грамотно разобрать велосипед?
Неважно, что именно вы выберете — пленку или велочехол, схема предполетного разбора велосипеда одинакова.
Мой опыт показывает, что даже разобрав и упаковав велосипед максимально надежно, брутальные грузчики аэропортов иногда чудесным образом умудряются согнуть колесо в восьмерку или чего-нибудь поломать. Описанный далее способ разбора велосипеда позволяет минимизировать потери.
- Откручиваем педали и закручиваем с внутренней стороны. Либо можно их упаковать совсем отдельно, например, обмотать тряпочкой и положить в велочехол — тряпочка в походе пригодится.
- Руль снимаем с выноса, ослабляем тросики и прикручиваем его изолентой к верхней трубе рамы таким образом, чтобы манетки были направлены к раме и защищены от прямого удара.
- Переднее колесо снимаем и прикрепляем к треугольнику рамы (веревочкой, изолентой, бинтом — чем угодно) так, чтобы оно с трех сторон опиралось покрышкой на раму. Для ускорения процесса сборки можно не снимать тормозной диск, а просто расположить колесо диском внутрь треугольника рамы.
- Между ногами вилки желательно вставить пластиковую распорку, чтобы вилка не погнулась. Ее можно попросить в любом веломагазине, т.к. они всегда идут в комплекте с новыми вилками и их часто выбрасывают после установки вилки на байк.
- Если у вас установлен крепкий велобагажник, то заднее колесо можно не снимать. Если багажника нет, то снимаем заднее колесо и прикручиваем с другой стороны от переднего к треугольнику рамы, опять же тормозным диском внутрь.
- Эксцентрики от снятых колес тщательно упакуйте отдельно — они довольно хрупкие.
- Под ноги передней вилки нужно положить картонку или что-то жесткое, чтобы они не прорвали чехол/пленку. Удобны чехлы с усилением под вилку.
- Седло опускаем до минимума.
- Задний переключатель крайне желательно снять вместе с петухом и примотать к внутренней стороне пера рамы скотчем или изолетной. Даже если у вас стоит защита петуха, обязательно сделайте это! Риск того, что он будет погнут или сломан крайне велик.
- Если тормоза гидравлические, важно поставить между колодками калипера пластиковую проставку, чтобы тормоз не сжался от случайного нажатия на ручку.
- Если вы любите качать колеса до верхнего предела давления, то на время перелета их лучше немного приспустить, т.к. на высоте разница давлений атмосферного и внутри покрышки будет больше, может и лопнуть. Но совсем сильно спускать тоже особого смысла нет, т.к. накаченная покрышка все таки является защитой обода от повреждений.
- Аксессуары типа крыльев снять и сложить отдельно, лучше в рюкзак.
В качестве распоров и дополнительной упаковки отдельных деталей можно использовать вещи, которые берем в поход — туристический коврик, спальник и т.п.

Велосипед со снятым передним колесом перед упаковкой

Велосипед со снятым передним колесом перед упаковкой
Велосипед с двумя снятыми колесами перед упаковкой
Велосипед с двумя снятыми колесами перед упаковкой
Также можно прикрепить на ваш упакованный байк устрашающие наклейки типа “Не кантовать!”, “Хрусталь!”. Можно попросить в аэропорту наклеить официальную наклейку Fragile (Хрупкое) — после этого грузчики будут обязаны соблюдать аккуратность.

При должной сноровке вся процедура разборки и сборки вполне укладывается в полчаса.
После того как вы упаковали своего коня, рекомендуется убедиться, что ничего не рвется и не отваливается прямо дома.
Как сэкономить при поездке на самолете с велосипедом?
Прежде чем покупать билет на самолет, нужно ознакомиться с правилами перевозки велосипедов у конкретной авиакомпании и какой вес багажа входит в билет. В одних авиакомпаниях велосипед считается спортинвентарем, за который нужно отдельно платить. В других его можно провезти в счет оплаченного багажа как негабаритный груз. Что считается негабаритом и нужно ли за это доплачивать, тоже следует уточнить.
Если вы путешествуете не в одиночку и велосипед считается просто багажом, можно оформить его на группу. Тогда перевес одного будет компенсироваться недовесом другого.
За рубежом некоторые сотрудники при регистрации активно предлагают приобрести специальную упаковку для велосипеда. Брать ее или нет — решать вам. Однажды нам пришлось прыгать на своем велосипеде в велочехле, чтобы убедить сотрудницу Женевского аэропорта, что мы всегда так перевозим велосипед, он надежно упакован и нам не нужна их картонная коробка за 40 евро.
Комментарии
Ольга, огромный респект! Шикарная инструкция!
Практически нечего добавить. Ну разве что вот это — насчет педалей.
Я их последнее время предпочитаю не скручивать, а просто привязываю шатун веревкой к перу рамы, чтоб не болтался, а сами педали обертываю чем-то мягким и малоценным. По мне — пусть торчат во все стороны, они могут взять на себя какую-нибудь нежелательную нагрузку и защитить более уязвимые места. Ведь узел рама-шатун-педаль, это, пожалуй, самое прочное, что есть в велосипеде. Исключение — топовые карбоновые шоссейные педали. Но велосипед с такими педалями вряд ли кто-то будет везти в мягкой упаковке.
спасибо большое за подробную и понятную инструкцию! начинаю тренировать
Самые удобные способы перевозки велосипеда
Казалось бы, велосипед и автомобиль — два транспортных средства-антипода. Первый символизирует решение экологических проблем. Жаль только, радиус действия велосипеда ограничен в среднем 50-70 километрами пробега. На большее расстояние у среднестатистического человека просто не хватит сил или желания крутить педали. Автомобиль же, напротив, для окружающей среды — явление опасное, но, в отличие от велосипеда, способное отвезти за тридевять земель. И вот там, на краю света, вы достанете велосипед и с его помощью насладитесь чистотой природы и свободой от двигателя внутреннего сгорания. Но прежде… прежде велосипед туда нужно доставить.
Без дополнительного оборудования
С точки зрения такелажника, велосипед — предмет неудобный: торчат в разные стороны ручки и педали, большие колеса и рама. Все это скрадывает пространство. Поэтому для перевозки велосипеда в машине лучше всего подойдет складной велосипед с небольшими колесами, 16-20 дюймов. Такой велосипед можно разместить даже в багажнике седана, не складывая при этом задний ряд сидений.
перевозка велосипедов
При размещении в багажнике велосипеда со снятым колесом во избежании повреждения обивки нужно обмотать тряпкой выступающие части вилки. Можно для этого использовать скотч или изоляционную ленту.
Размещение велосипеда в багажнике или салоне автомобиля таит в себе некоторые неудобства, но неоспоримым преимуществом является то, что велосипед или велосипеды защищены от воришек и хулиганов. Плюс экономия на топливе, расход которого возрастает, если велосипеды закреплены снаружи.
перевозка велосипедов
Используем навесные крепления
Предлагаемые различными фирмами устройства для крепления велосипедов снаружи машины хороши тем, что позволяют перевозить велосипеды без каких-либо разборок. По способу крепления велосипедные багажники бывают трех видов: на крышу, на фаркоп, на заднюю дверь. Размеры крыши легкового автомобиля и разрешенная масса груза позволяют перевозить до четырех велосипедов. Для каждого из них нужно установить свой кронштейн с направляющей.
перевозка велосипедов
перевозка велосипедов
Установив велобагажник на крышу, будьте осторожны на въезде в гараж или другое ограниченное по высоте место. Автомобиль становится в среднем на метр выше. Последствия такой забывчивости могут быть довольно плачевными как для автомобиля, так и для багажника и стоящего на нем велосипеда. Зато автомобиль с велосипедом на крыше вряд ли смогут эвакуировать: стропы манипулятора попросту не дотянутся до колес вашего автомобиля. А снять с крыши велосипед, кроме вас. никто не имеет права — частная собственность.
Перевозить велосипеды на крыше проще тем, кто ездит на обычном седане, хэтчбеке или универсале. Суть в том, что крепить велосипед на крышу высоких кроссовера или внедорожника будет непросто. Может понадобиться стремянка или табурет. Ну не возить же их с собой до места отдыха!
перевозка велосипедов
Для крупных высоких автомобилей больше подходят устройства, позволяющие крепить велосипеды на фаркоп. На таком можно транспортировать до четырех велосипедов. В зависимости от модели крепежного устройства велосипеды подвешиваются или размещаются на платформах. Такие велоплатформы удобнее в плане погрузки и крепления двухколесного транспорта. Существуют велокрепежные платформы с повторителями световых приборов.
перевозка велосипедов
И не забудьте про задний номерной знак. Его необходимо перевесить на платформу, чтобы навесное оборудование не перекрывало номер вашего автомобиля. Иначе штраф обеспечен.
Фирменный подход
Навесные устройства для перевозки велотехники предлагают именитые фирмы и не очень. А что предлагают сами автопроизводители?
На автосалоне в Женеве компания БМВ представила концепт спортивного компактвэна BMW Active Tourer Outdoor. Автомобиль рассчитан на перевозку двух велосипедов в багажнике.
перевозка велосипедов
Крепления на боковых салазках в грузовом отсеке позволяют беспроблемно разместить там два велосипеда. Но все равно нужно демонтировать передние колеса. Вилки можно не обматывать скотчем или фланелькой — они в силу конструкции не должны касаться пола. Подлежат снятию и седла. Для них БМВ предусмотрела специальный отсек в полу.
перевозка велосипедов
Способ перевозки «двухколесного друга» каждый выбирает самостоятельно. Кто-то, чтобы перевозить велосипед, купит складную модель. Кто-то для своего супервелосипеда будет подыскивать автомобиль, похожий на BMW Active Tourer Outdoor. Но ясно одно: перевозка велосипеда — дело серьезное. На дополнительное оборудование можно потратить от 3000 до 50 000 рублей. Иной раз лучше сразу присмотреть для покупки автомобиль со штатным креплением для велосипедов.
seyfulmulyukov
Евгений Сейфульмулюков

Один из часто задаваемых мне вопросов по велопоходам — как разобрать велосипед, чтобы его приняли к перевозке в самолете?
На самом деле, очень просто. Основные принципы:
— снять всё, что легко снимается;
— закрепить всё, что двигается;
— всё, что выступает, обмотать чем-то мягким;
— сложить всё так, чтобы оно занимало как можно меньше места;
— поместить в чехол.
Причем если велосипед перевозится как одно дополнительное место багажа без ограничения по весу, внутрь чехла нужно поместить как можно больше всего. Если же оплачивается каждый килограмм, все мелкие детали нужно, наоборот, убрать в рюкзак (норма бесплатного провоза составляет, как правило, 20 кг, так что уложиться более чем реально).
Покажу основные моменты на фотографиях.
1. Снимаем колеса. С этим, надеюсь, ни у кого проблем не возникнет.

2. Если тормоза дисковые, снимаем роторы. Риск погнуть их при перевозке очень велик. Для снятия понадобится ключ torx.

3. Чтобы не повредить вилку, ставим вместо колеса пластиковую заглушку.

4. Если цепь с замком (а я рекомендую именно такой вариант), снимаем ее. Если нет, придется снять ее с заднего переключателя и закрепить.

5. Переходим к системе. Тут всё зависит от ее типа. Если крепление под «квадрат», я бы не стал ее снимать (я летал с такой системой, привязывая к ней побольше пенопласта). В данном случае мы имеем дело с Hollowtech 2.

Для ее съема специальных инструментов не требуется. Снимаем вместе с педалями (в случае, если система остается, я снимаю педали).

6. Сзади у нас остаются торчать две уязвимые детали: переключатель и калипер заднего тормоза. Кроме того, задняя вилка не защищена от сдавливания.

Переключатель снимаем с рамы вместе с петухом, откручиваем калипер. Пока всё это оставляем незакрепленным. Дальше нужно будет убрать переключатель и калипер внутрь заднего треугольника. Пока же фиксируем вилку. Я для этого использую самодельную трубку, по длине совпадающую с шириной втулки, и заднюю ось с эксцентриком.

7. Поскольку переднюю вилку мы будем разворачивать назад (см. дальше), калипер переднего тормоза тоже нужно снять. Если стоит цель минимизировать вес, можно снять его вместе с ручкой и гидролинией и убрать в рюкзак.

8. Руль снимаем с выноса.

И крепим к раме. Вилку разворачиваем, седло вместе с подседельным штырем снимаем. Здесь показана «чистая» разборка, в реальности же каждое место, где соприкасаются две детали, должно быть проложено пенополиэтиленом или каким-либо другим мягким материалом (см. первую картинку).

9. Закрепляем задний переключатель и калипер заднего тормоза внутри треугольника. Я в качестве вспомогательной «полки» использую передний грязевой щиток, прикрепленный к нижним перьям рамы. Потом всё это нужно надежно примотать скотчем.

10. Сверху на раме закрепляем багажник (тоже, естественно, проложив мягким материалом).

11. По бокам размещаем колеса. Фиксируем ремнями или резинками. Также не забываем их приспустить: многие авиакомпании требуют этого.

В упакованном виде должно получиться как на первой картинке.
Если не стоит задача минимизировать вес, то система с педалями, цепь, роторы, седло с подседельником и еще многие мелочи крепятся в районе заднего треугольника. Если такая задача стоит, то они отправляются в рюкзак.
КАК РАЗОБРАТЬ ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИЕЙ
Перед тем, как разбирать велосипед для перевозки транспортной компанией, необходимо рассмотреть несколько важных моментов. Нужно убедиться, что велосипед настроен правильно и имеет надежную защиту от повреждений в пути. Важно также выбрать правильную упаковку для более безопасной перевозки.
Прежде всего, снимите колеса, педали и руль велосипеда. Переведите передний переключатель на наименьшую звезду, а задний переключатель на самую большую звезду. Это облегчит снятие колес и уменьшит вероятность повреждения переключателей в процессе перевозки.
Далее, защитите критические точки велосипеда, такие как рулевой столб, задний амортизатор и переключатели, при помощи изоленты, пузырчатой пленки или других материалов. Затем упакуйте велосипед в специальную коробку для велосипедов или кейс.
Если нет возможности приобрести специальную коробку, попросите у местных велосипедных магазинов или клубов ненужные коробки от велосипедов. Обратите внимание, что некоторые транспортные компании предоставляют услуги по упаковке и перевозке велосипедов, но обычно это стоит дороже.
Не забывайте также правильно оформить отправку велосипеда, обратив внимание на правила перевозки транспортной компании, чтобы избежать дополнительных затрат и потерь.
Отправляем велосипед в другой город. Как разобрать и закрепить?
Упаковка велосипеда для отправки в другие города
Два способа упаковки велосипеда для перевоза в поездах
Упаковка велосипеда для транспортировки
ПРАВИЛЬНАЯ УПАКОВКА ВЕЛОСИПЕДА — КАК ОТПРАВИТЬ ВЕЛОСИПЕД САМОЛЕТОМ И ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИЕЙ