Сколько приносит заправка в месяц
Перейти к содержимому

Сколько приносит заправка в месяц

  • автор:

Выгоден ли сегодня собственный бизнес на АЗС: прибыль и расходы от продажи «горючки»

Читая эту статью, посетитель, скорее всего, нашел её целенаправленно. Так как задумался об открытии собственной АЗС и считает, как это сделать. Ищет полезную информацию. И ему не нужно, что-то огромное. Достаточно одной, маленькой, но своей автозаправочной станции. Почему бы и нет? Спрос стабильный, автомобилей меньше не становится. А значит, кажется, что прибыль гарантируется, хотя бы числом транспортных средств.

В России ежегодно продают более миллиона новых машин. И им всем нужно топливо — газ, бензин или дизель. А общее число личных автомобилей в Российской Федерации стремится к соотношению 1 к 3. То есть, одно авто на каждые 3 человека. Общее число автомобилей в России к 2020 году составило 52,9 миллионов штук. В 300-тысячном городе, следовательно, будет 100 тысяч транспортных средств, а в «миллионике» — уже минимум 300 тысяч. Москва или Питер могут похвастать числом от 3-4 миллионов личных автомобилей. Даже 1% от такого количества — регулярные покупатели на АЗС — дадут в маленьком городе минимум тысячу заправленных автомобилей за неделю (средняя частота заправки одного автомобиля). По сути мизерная посещаемость — 140 автомобилей в сутки или 5 машин за час. И пусть каждый из них приобретет лишь 10 литров, за неделю выйдет уже 10 000 литров. Да по 45 рублей — 450 тысяч рублей как с куста. В месяц — почти два миллиона рублей без копеек. Для небольшого города это отличный показатель ежемесячной прибыли. В крупном городе она пропорционально увеличивается минимум в 20 раз. И это, воскликнет читатель, с одной маленькой АЗС! Буду открывать, буду-буду!

Но так ли все радужно в этой нише, как масляные разводы на поверхности воды? Исходя из поверхностного расчета, приведенного выше, топливный бизнес должен быть довольно интересен предпринимателям, ведь прибыль в нём гарантируется безальтернативным спросом на все виды топлива. По сути, бензин с дизелем по сросу можно сравнить с продуктами питания. Беря соотношение 1 к 5, легко сделать вывод, общее количество АЗС в городе должно быть в пять раз меньше среднего количества городских продуктовых магазинов.

Однако, почему-то, тут и там, как грибы после дождя, не возникают АЗС на улицах города и загородных трассах. И в целом, общее число «заправок» не увеличивается в геометрической прогрессии. В большинстве городов вообще остались в работе лишь крупные сетевые заправочные операторы, а частный бизнес в виде альтернативных брендов, кажется, что и вовсе ушел из ниши. Не в пример продуктовым магазинам, число которых только растет, независимо от размеров города. Да так плотно, что магазины одной сети можно встретить в соседних домах. А рядом еще 2-3 частника держат свои маленькие лавки и уходить не собираются. Почему так? Продукты — открывают и открывают, а АЗС — нет. Спрос-то в качественном выражении, одинаково стабилен. Что, бизнесу не нужна прибыль?

Нужна. Тем более, цена на хлеб, например, стабильна не первый год, а литр бензина, за это же время, «прибавил» к стоимости около 10 рублей. Так в чем неоднозначность?

Считая доходы, начинай с расходов

Эпоха мини-АЗС, где всего оборудования был бензовоз, стоящий на обочине, да оператор, давно канула в лету. Теперь современная автозаправочная станция — в городе или на трассе — целый объект со сложными архитектурными формами. Несколько заправочных электронных колонок, каждая по полмиллиона рублей, освещение, асфальтированная большая территория, красивый навес, касса в отдельном помещении, возможно небольшой магазинчик или кафе. И это ещё не видно инженерных коммуникаций — топливных хранилищ, насосов, трубопроводов и прочих коммуникаций. Сколько это стоит? Минимум 2-4 миллиона рублей. А персонал? Посчитаем: охрана, инженер, операторы (минимум 4 человека, работающие сутки, через трое), товаровед, старший смены, технические работники и уборщики. При среднем окладе в 20-40 тысяч рублей, ежемесячный зарплатный фонд будет не меньше полумиллиона рублей. А аренда или стоимость земли под АЗС? А само строительство, согласование и другая бюрократия? Даже считать не стоит, так как в каждом регионе свои цены.

При этом, само топливо не такой уж высокомаржинальный продукт, как может показаться на первый взгляд. На оптовом рынке ГСМ всё очень тесно переплетено между собой. Существуют крупные производители — нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Есть крупные сетевые операторы — оптовые покупатели и продавцы топлива. Есть розница, состоящая из частников и брендов, принадлежащих сетевым операторам. Между ними, кроме этого, обитает множество посредников и вспомогательных фирм. Кроме этого, не стоит забывать и про государство, чьи интересы также должен учитывать рынок ГСМ. То есть, каждое звено цепочки хочет получить свою прибыль.

Таким образом оптовая цена довольно плотно регулируется и фиксируется со всех сторон. Так, крупный сетевой оператор, перепродавая топливо с НПЗ, реализует его же в розницу на своих АЗС. По цене с максимальной маржой. Он, получается, и устанавливает потолок розничной цены в регионе, где работает. Остальные «соседи-частники», оптом купившие «горючку» у него, не могут продавать бензин дороже — брать не будут (сетевому бренду доверяют же больше). А дешевле не получится — снизу поджимает оптовая цена сетевого оператора. А она, как уже понятно, едва отличается от розничной цены на фирменных АЗС.

Конечно, опять скажет дотошный читатель, надо брать топливо напрямую у НПЗ — у производителя. Хорошо, посчитаем. НПЗ находится не в каждом регионе. И чтобы транспортировать топливо с завода на свою АЗС, придется заплатить за долгую логистику. А это не так уж и мало. И завод, чтобы с ним работать, требует больших объемов закупок. Желательно железнодорожными составами. Где хранить весь этот объем?

Вот и получается, что частник должен обращаться на промежуточные нефтебазы, принадлежащие тому-самому оператору, работающему в регионе. И тут не обходится без затрат.

Предположим, что частник ежемесячно реализует 10 тысяч литров «горючки». Оптовая цена на нефтебазе — 35 рублей за литр. Итого, стоимость партии — 350 000 рублей. При 40-рублевой розничной реализации (хотя, в реальности, наценка в 5 рублей — слишком большая, в настоящее время наценка не превышает 2-3 рублей), этот объем принесет — 400 000 рублей. Маржа составит 50 тысяч рублей.

Тут стоит сделать отступление. Топливо, реализуемое оптом, продается килограммами и тоннами. Затем, с учетом плотности, переводится в объем. Но, для простоты и понятности расчетов, hobiz.ru будет сразу считать в литрах.

Чтобы транспортировать этот объем ГСМ до своей АЗС необходимы тягачи-автоцистерны. Они, передвигаясь по дорогам РФ, оплачивают «Платон». То есть, логистика ощутимо бъёт по карману. Поэтому транспортировка 10 тысяч литров выльется в копеечку. Средняя цена доставки составляет порядка 5% от стоимости объема на расстоянии до 500 км от нефтебазы. Или — 17,5 тысяч рублей. Что там остается от маржи? 32,5 тысяч рублей? И это, ещё не посчитали расходы на содержание самой АЗС и персонала.

Выход — продавать горюче-смазочного материала в больших объемах. Тогда можно отойти от работы с нефтебазами и выйти напрямую на производителей или, так называемую, топливную биржу — где оптовые цены более либеральные, но и покупать объемы придется железнодорожными составами. Следом, транспортировать и где-то хранить купленное, до реализации на собственной АЗС. Точнее сети АЗС, даже один крупный объект не сможет справиться с продажей всего объема. А сеть из нескольких «заправок» пропорционально увеличивают капиталовложения на открытие такого бизнеса. Тут, кстати, надо понимать, что производитель топлива продает свой товар в розлив, а значит железнодорожный состав придется покупать свой, либо арендовать. Что, в очередной раз, следует записать в статьи расходов.

Вот и выходит, что частники, работающие с малыми объемами стали уходить с рынка. Так как — беря меньше, платишь больше. Оптовики-разливайки, обзаведясь своими АЗС, используют свое положение. Маржа на маленьких объемах стремится к нулю. А дороже сетевых брендов продавать не получится. Нет доверия и, вообще, в целом, конкурировать с сетями очень сложно.

Но, опять встрянет читатель hobiz.ru, топливо-то стоит дороже 40 рублей за литр в розницу. И если опт по 30… Вопрос, как говорится, своевременный.

Из чего складывается стоимость топлива

Не секрет, что нефтедобыча в России поставлена на поток. Точнее нефтепровод. Все расходы на добычу и транспортировку литра «черного золота» до НПЗ не превышает 10-12% цены литра любого вида топлива. Откуда, тогда, остальные 90% в ценниках на АЗС?

Производство, хранение, транспортировка, прибыль НПЗ и посредников, а также другие расходы — лежат на плечах конечного потребителя. Оплачивая литр топлива, автовладелец платит за все. Но и это, едва достигает 50% цены литра бензина. Где прочее?

Остальное лежит в налогах на топливо — акциз, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), НДС. Этот «груз» заложен в литр любого топлива. И сегодня его доля — минимум 50% от розничной цены. По сути, конечный покупатель обеспечивает государство регулярными поступлениями в бюджет, каждый раз, когда заливает топливо в бак своего автомобиля. Следовательно, даже НПЗ из оптовой цены отдает на налоги минимум половину.

И именно эта ситуация приводит к тому, что крупные нефтедобывающие компании, со своей стороны, заявляют от невыгодности топливной розницы, прося государство повысить розничные цены на топливо (как на социально важный продукт). То есть, сами производители не могут обеспечить приемлемую оптовую цену для своих же сетевых АЗС, чтобы была прибыль. О чем тогда говорить владельцам-частникам? Конечно, «налоговые маневры», призванные облегчить участь НПЗ, сдерживают цены. Но надолго ли?

И в этих маневрах нет места маленькому (и даже среднему) бизнесу. Поэтому, продуктовые магазины — открываются чаще, чем АЗС. А все больше и больше независимых АЗС переходят в «сеть».

Следовательно, планируя бизнес по открытию собственной АЗС сразу стоит задуматься, может лучше купить франшизу топливного бренда и стать «сетевиком»? Так гарантируется минимальная оптовая цена от НПЗ-владельца. Либо, брать на вооружение новые способы заправки. Например, доставка топлива к автомобилю потребителя. В такой форме прибыль будет получаться с самой доставки, а не с цены ГСМ.

В любом случае, частная АЗС в России — это прошлое бизнеса, когда половина цены бензина считалась прибылью.

Бизнес на купленной за 2.5 млн — АЗС

Administrator » более года назад

azs

Встреча. Покупка АЗС.

Бумажная волокита

Росреестр — заключение договора купли-продажи и оформление права собственности. Документы ушли в обработку и уже через месяц нас вызвали для заключительной сделки, где я передала оставшуюся сумму, а мне передали два свидетельства о собственности (право на собственность земли и права на собственность строения).

Энергосбыт — поехали туда уже с бывшим владельцем АЗС, он расторгнуть договор, а я заключить.

Договор аренды — заключила договор аренды между собой и ООО (предприятие тоже мое), на сдачу АЗС в аренду предприятию, все АЗС готова к официальному началу работы!

Начало работы с купленной АЗС

И вот я счастливая обладательница АЗС со всеми документами, едим знакомиться с рабочим персоналом (4 оператора и 1 дворник). И здесь иллюзии безоблачного владения АЗС начинают потихоньку рассеиваться, так как начинаются рабочие будни, а вмести с ними решение рабочих моментов и понимание ошибок которые допустила перед покупкой.

1) Огнетушители — проверка огнетушителей, которые были просрочены или отсутствовали. Замена и покупка огнетушителей обошлась в районе 100 000 рублей, а если бы сразу посмотрела могла бы и поторговаться.
2) Ящик с песком.
3) Пожарный щит в полной комплектации.
4) Резервуары для хранения топлива.
— Вызов специалиста для осмотра технического состояния резервуаров: коррозия, герметичность, прочность.
— Уточните когда была произведена последняя чистка резервуарах (на слово не верьте, верьте только документам).
— Количество резервуаров, не забываем, что один резервуар для воды (по правилам пожарной безопасности), поэтому когда вам говорят кол-во ёмкостей, уточните сколько конкретно ёмкостей под топливо.
5) Оценка колонок — так как колонки у нас старенькие, то на них обращаем пристальное внимание.
— обращайте внимание на подтёки колонки, даже если имеется маленький подтёк , это в недалеком будущем ремонт.
— заправочный пистолет и шланг не оставляем без внимания.
— проверка топливораздаточной колонки мерником (может произойти износ или поломка насоса, что приведет к неточной подачи топлива в колонку). И да помните, что на каждой АЗС должен быть мерник.
— Наличия метрошток.
— Обратите внимание на рекламный щит АЗС и если его нет, то имейте в виду он вам понадобиться (ведь реклама это двигатель торговли).
— Обратите внимание на освещения АЗС.
— Если будет возможность ознакомиться с журналом оператора или снять отчёт с кассового аппарата будет совсем не плохо, так вы наверняка будете иметь представления о обороте денежных средств данной АЗС.

Вот если бы я все эти действия произвела перед покупкой, то смело скинула еще тысяч 200-300 при покупке.

C покупкой АЗС вам еще придется научится много новому, не беру в расчет: заполнения журнала оператора, сменными отчётами, снятие отчётов с кассового аппарата, записи и сверки счетчиков. Думаю, это и так всем понятно и ни чего сложного в этом нет.

Итак, ревизию своего хозяйства сделала, работу над ошибками вынесла, себя поругала, идём дальше. Закупка топлива на АЗС. Думаете, так просто купить топливо?! Позвонил на нефтебазу и вам привезли?! И тут я тоже вынуждена буду вас разочаровать, нефтебаза с такими мелкими АЗС не охотно сотрудничают, а если вы вытянули "счастливый билет" и какая-нибудь нефтебаза откликнулась на вас, то думаю, нет скорее уверена на 90%, что их условия не совсем подойдут вам. Скорее всего вы будете работать через посредников, а вот здесь я вас обрадую их великое множество. Вот только одно но, не все они спешат поделиться своими знаниями с новичками и тем более продать вам качественный нефтепродукт.

Вообще вопрос качественного топлива очень глобален и не пугайтесь когда вам предложат "бодяжное" топливо, например ГОСТ будет смешан с ТУ — это нормально, так как с чистым ГОСТОМ вы не сможете конкурировать с другими АЗС. (На сегодняшний день закупочная цена "бодяжного" бензина 33.8 р. за литр; продажа 37.5р. за литр), Цена же ГОСТА в среднем 35-36 руб. за литр, цены округлены Здесь вам придется проштудировать литературу и поговорить с опытными людьми в этом деле и понять помимо того что к примеру: солярка бывает зимняя и летняя, а также самопальная. А бензин ГОСТ стандарт и ТУ и делиться по классам, есть ещё много нюансов. И помните , что репутацию завоевать очень сложно, а вот потерять её можно одним привозом некачественного топлива, у водителей как ни у кого другого работает "сарафанное радио" и здесь оно сыграет вам на руку или наоборот. Все зависит только от вас самих. В моём случае репутацию пришлось поднимать с нуля, так как доверия АЗС давно потеряла и вот тут "сарафанное радио" помогло мне как никогда.

Как принимать и сливать топлива на АЗС

С топливом более менее разобрались, поставщика нашли и о поставке топлива договорились, договора на поставку заключили. Теперь учимся приёму и сливу нефтепродукта. Когда приезжает бензовоз в первую очередь проверяйте правильность оформления товарных и отгрузочно-транспортных документов. Затем проверяем целостность пломб (смотрите чтобы пломбы не были нарушены), поднимаемся на бензовоз с водителем, водитель открывает секцию и смотрим калибровочную планку. Водители бензовозов не очень рады такому контролю.

Всё посмотрели и проверили, теперь бензовоз может начать слив. Через минут 30-40, после слива топлива делайте замер топлива в резервуаре (желательно чтобы операторы делали замер при пересдачи смены друг другу и вели журнал замеров. Тогда будет возможность избежать неприятных сюрпризов в виде недостачи топлива. При замерах если и будет недостача, но тогда можно будет отследить по журналу замеров что к чему и помните "голь на выдумки хитра"). Здесь как раз вы и познакомитесь с метроштоком — это линейка, предназначенная для замера уровня нефтепродуктов. Получившийся замер по метроштоку смотрим по таблице и вычисляем объём бензина.

Первые продажи и решение вопросов продаж

Топливо приняли, слили, замеры сделали. АЗС готова к работе. Теперь немного подсчетов (личных, буду сразу писать в литрах, поставляется же он в кубах или кг). Первая поставка топлива была: ДТ-10 000 литров, АИ92- 10 000 литров, АИ80-3 000 литров. Продажа первый месяц шла вяло, если брали , то в основном АИ92, немного ДТ, АИ80 смешно конечно но за месяц максиму продано было 500 литров, а зарплату, налоги и оплату электричества ни кто не отменял. Первый месяц работы в минус. Сразу мысли, что не так и где народ? Немного опроса и анализ:

1) Что репутация у АЗС ниже нуля, по этому все едут заправляться за 40 км., а сюда заезжают по жуткой необходимости.
2) АИ 80 — не пользуется спросом.
3) ДТ — на 50 копеек дешевле на АЗС в 40 км и никого не интересует, что транспортировка топлива тебе обходится дороже, от той же самой АЗС в 40 км.

Исходя из выше перечисленного, решаю делать стелу на АЗС и баннера по деревням с информацией об АЗС, сарафанное радио запустилось о смене хозяина АЗС и народ потихоньку потянулся "попробовать" бензин. Дальше иду по ближайшим большим предприятиям (в моем случае это школа, администрация и больница) предлагаю им свои услуги по заправке их транспорта, заключаем договора.

Раз АИ 80 не пользуется спросом, его полностью распродаю, резервуар чищу и заместо АИ 80, ставлю АИ 95.

ДТ приходится продавать по невыгодной для меня цене и искать новых поставщиков, уже с выгодным для меня предложением, большие объёмы ДТ не закупаю.

Все это кропотливый и долгий труд, шаг за шагом идём к цели. Тем более цель стоит того! Вот теперь у меня три колонки: АИ92; АИ95; ДТ и немного косметики на АЗС, теперь тихими сапом мы идём в гору и развиваемся. В данный момент: летом суточная выручка составляла от 80 до 120 тыс.руб, осенью (до конца ноября) от 10 до 20 тыс.руб., с конца ноября и данный момент от 20 до 55 тыс. руб.. Спросите с чем связан такой резонанс с выручкой?! Напомню АЗС находится в курортной зоне и летом большой поток отдыхающих, осенью только 6 деревень, с конца ноября лед на озерах стал и едут рыбаки на зимнюю рыбалку. Но ещё очень много ждёт модернизации в будущем и расширения, есть планы по поводу магазинчика автозапчасти и пит стопа.

Суточная выручка написана "грязная", у кого есть желание посчитать чистую прибыль цены закупа и продажи написала выше, ну и сами понимаете , что у меня "бодяжный" бензин, так как АЗС находится не на проходной трассе и такого оборота как на трассе у меня нет. Только не забудьте прибавить к затратам : оплата электричества летом в среднем 8 т.р., зимой 18 т.р., интернет и связь 3 т.р., тревожная кнопка 15 т.р., з.п операторов — 1200 в сутки, оплата дворника — зима 10т.р., лето 5 т.р., з.п бухгалтера (дистанционный) 5 т.р. в месяц, ну и оплата налогов, всё зависит от того ИП или ООО (я ООО на упрощенке). Официально у меня трудоустроено 2 оператора, а 2 просто как стажеры.

Полезные советы по ведению бизнеса в виде собственной автозаправки

Владея АЗС более двух лет могу дать несколько советов из личного опыта:

Не начинайте это бизнес, если у вас нет денег на непредвиденные расходы, а их здесь очень много.

Никогда не переводите деньги поставщику топлива заранее (особенно если это у вас единственные деньги). Форс мажор ни кто не отменял, поломка машины, стоит в очереди несколько дней на погрузку, а у вас нет бензина в резерве для работы АЗС.

Имейте несколько надёжных поставщиков.

Поставщики тоже люди. Поэтому с ними можно договориться о рассрочке оплаты топлива.

Бизнес план мини АЗС с расчетами

АЗС представляет собой комплекс для заправки автотранспортных средств моторным топливом и маслами, а также спецжидкостями. Хотя рынок в данной сфере наполнен в достаточной степени, открывать автозаправочные станции всё же имеет смысл.

бизнес плна азс

С уверенностью входить в нишу позволяет концепция, основанная на устойчивой тенденции роста российского автомобильного рынка и спроса на качественное топливо .

  • 1 Как открыть заправку — пошаговый план
  • 2 Анализ рынка и конкуренции
  • 3 Определение формата деятельности
  • 4 Стоит ли покупать франшизу и какая лучше
  • 5 Документы и разрешения
  • 6 Покупка оборудования
  • 7 Найм персонала
  • 8 Сколько нужно вложить на старте
  • 9 Маркетинг и особенности бизнеса
  • 10 Рентабельность АЗС
  • 11 Риски бизнеса

Как открыть заправку — пошаговый план

Значительные преимущества бизнеса делают его привлекательным для большинства предпринимателей.

Плюсы:

  • Стабильность спроса во всех регионах
  • Отсутствие фактора сезонности
  • Адаптация бизнеса к колебаниям рынка
  • Наличие разных каналов сбыта и поставки топлива
  • Высокая доходность
  • Рентабельность бизнеса 15-50%
  • Возможность расширения за счёт увеличения ассортимента услуг и сопутствующей деятельности: кафе, минимаркет

Минусы:

  • Насыщенность рынка
  • Существенные стартовые капиталовложения
  • Большое количество разрешительной документации

Прежде чем открывать заправку необходимо составить бизнес-план, учитывающий поэтапное решение вопросов:

Анализ рынка и конкуренции

На сегодняшний день 80% автозаправок монополизированы крупными холдинговыми компаниями: ТНК, Роснефть, Лукойл и прочими. Объёмы продаж обычных заправочных станций на порядок ниже раскрученных АЗС. Вливаясь в данную сферу бизнеса с нуля, новичок может рассчитывать лишь на 30% рыночной доли с учётом других частников.

Для исследования ситуации в районе используют региональную динамику охвата рынка, уровень конкуренции, численные показатели целевой аудитории. К последним относятся владельцы автомобилей и корпоративные клиенты со служебным транспортом.

Основной ассортимент заправок может быть представлен следующими товарными группами: бензином различных марок, дизельным топливом, моторными маслами, охлаждающими и тормозными жидкостями. Пользуется спросом и сопутствующая продукция: холодные и горячие напитки, печатные издания, предметы личной гигиены, фаст фуд.

Определение формата деятельности

Выделяют несколько разновидностей современных автозаправочных станций:

По конструктивному исполнению

  1. Модульная АЗС является популярным вариантом станции, сочетающей привлекательную стоимость с высокой функциональностью. Представляет собой модульную конфигурацию из ёмкости и колонок раздачи топлива, расположенных над землёй;
  2. АЗС блочного вида состоит из единой конструкции для наполнения, хранения и раздачи топлива с подземным размещением резервуаров и надземным расположением ТРК;
  3. Передвижная конструкция на шасси для снабжения потребителей светлыми нефтепродуктами: бензином, керосином, дизельным топливом;
  4. Контейнерного типа с объединёнными блоками хранения и раздачи топлива в резервуарах «А» более 20 кубических метров или «Б» менее 20 кубометров;

По размещению резервуаров

  1. С надземным размещением;
  2. С подземным расположением;
  3. На транспортном средстве;

По назначению

  1. Автозаправочные станции общего пользования для частных и корпоративных клиентов;
  2. Ведомственные АЗС для заправки топливом служебного транспорта крупных предприятий;

По территориальному расположению

  1. Речные;
  2. Городские;
  3. Сельские;

По виду топлива

  1. Классическая станция с раздачей топлива посредством бензиновых колонок и размещением резервуаров с нефтепродуктами под землёй;
  2. Автозаправочная станция газового типа для заправки транспортных средств сжатым до жидкого состояния природным газом.

С точки зрения рациональности оптимальными считаются передвижные автозаправки и классические, позволяющие получить больший доход. Блочные заправки можно использовать как дополнительный источник прибыли.

Существует 2 варианта ведения бизнеса: самостоятельное открытие АЗС или по франчайзингу.

Стоит ли покупать франшизу и какая лучше

Для снижения риска получения финансовых убытков новичкам лучше запустить бизнес путём приобретения франшизы известной марки. Подход позволит получить готовый бизнес-план со стратегией развития и обеспечит поддержку франчайзером на всех этапах запуска.
Преимуществами работы по франшизе также будут: сокращение расходов на рекламу, своевременность поставок качественного топлива, широкая клиентская база с лояльным отношением к имени бренда, минимум рисков материальных неудач и потерь.

Из недостатков : невозможность быстрого выхода из бизнеса, ежемесячные отчисления фиксированных роялти компании-владельцу, зависимость бизнеса от положения и стабильности франчайзера.

Для организации бизнеса по франшизе необходимо выйти на связь с представителями компании и детально узнать об условиях сотрудничества. Затем подать заявку на рассмотрение вашей кандидатуры, зарегистрировать заявку на использование имени бренда в Роспатенте и заключить франчайзинговый договор.

Вариантами популярных франшиз являются:

  • Бренд Лукойл , имеющий более 6 тыс. заправочных станций по России. Общие затраты при сотрудничестве составят от 6 млн. 617 тыс. руб.: на паушальный взнос – 400 тыс. руб., оборудование автозаправки – 6 млн. руб., выплату роялти 217-398 тыс. руб. ежегодно.
    Компания обеспечит франчайзи своевременной поставкой высококачественного топлива, свободой решений в вопросе стоимости продукции, бесплатным обучением сотрудников и рекламной поддержкой.
  • Франшиза Газпромнефть , позволяющая открывать АЗС в странах бывшего СНГ. Размер первичного взноса по франшизе решается индивидуально, а величина роялти составляет от 100 тыс. руб. ежегодно. На оборудование заправки потребуется 6 млн. руб.
    Компания гарантирует бесперебойность поставок горючего, а также квалифицированную помощь в решении финансовых вопросах и маркетинге.
  • Роснефть , насчитывающая свыше 1 тыс.700 автозаправочных станций на территории России. На оборудование АЗС от бренда потребуется 850-950 тыс. руб., сумма первоначального взноса и роялти определяется в индивидуальном порядке. Компания активно внедряет инновационные методы и ищет новые нефтяные месторождения, что делает её прогрессивным франчайзером.
  • Франшиза Shell , отличающаяся минимальными капиталовложениями и получением готовой автозаправочной станции. Затраты на открытие составят не более миллиона рублей без паушального взноса. Компании придётся платить ежемесячно 30-50% с полученной выручки.
  • Франшиза сети Plus наименее затратна и даёт возможность устанавливать цены на топливо, и сопутствующие товары. Паушальный взнос и размер роялти стартуют от 100 тыс. руб., а срок окупаемости инвестиций составляет два-три года.
    Выбор франшизы зависит от финансовых возможностей предпринимателя, предпочтений и условий сотрудничества, а известное имя бренда позволит быстро реагировать на изменения рынка.

Документы и разрешения

Предпринимательскую деятельность необходимо зарегистрировать в качестве ИП для мини-заправки или юридического лица в случае с классической АЗС и их сетью. Чтобы оформить ИП нужно встать на учёт в ИФНС, подав заявление по форме, паспорт, квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 800 руб. и выбрав налогооблагаемую ставку по УСН 6% с прибыли или 15% с разницы между доходами и расходами .

Для ООО следует заплатить госпошлину 4 тыс. руб. и дополнительно предоставить решение о создании общества с протоколом собрания учредителей, устав, уставный капитал не менее 10 тыс. руб., завести расчётный счёт с печатью.

Так как автозаправочная станция относится к объекту повышенной пожароопасности, на ведение деятельности необходимо получить разрешительные документы:

  • Разрешение на строительство от местного архитектурного отдела
  • Получение одобрения на проект от Ростехнадзора
  • Заключение СЭС на реализацию топлива
  • Разрешение на торговлю и хранение топливных материалов регионального представительства Минтопэнерго
  • Заключение Пожарного надзора
  • Договора аренды с собственником земельного участка, дератизации и на вывоз мусора с территории АЗС
  • Сертификаты качества от поставщиков топлива и оборудования

Получение разрешительной документации занимает от 2 до 4 месяцев и требует суммы 300-500 тыс. руб.

Список документов зависит от формы приобретения АЗС: строительства на подготовленном участке или покупки готовой автозаправки.

  • В первом случае определяющим фактором успеха бизнеса является удачное расположение заправочной станции. В приоритете места рядом с транспортными развязками, магистралями и автостоянками недалеко от населённых пунктов. Желательно, чтобы поблизости не было автозаправок известных монополистов-конкурентов. Выбранный земельный участок под строительство согласуют с местной администрацией, отделом архитектуры и Ростехнадзором. После улаживания формальностей приступают к строительным работам. Величина затрат составит от 2 млн. руб.
  • При покупке готовой заправки перечень требуемых документов уменьшается, что, конечно, облегчает предпринимателю организационный процесс запуска бизнеса. В этом случае расходы снижаются до миллиона рублей.
    В помещении классической АЗС располагают санузел, небольшую торговую зону, комнату персонала, снаружи — две ТРК. Для мини-станции используют 1-2 топливных раздаточных колонки.

Покупка оборудования

Для нормальной работы автозаправки понадобится закупить следующее оборудование:

  • Колонки раздачи топлива – 50 тыс. руб. за штуку
  • Автоматизированная система управления АЗС – 300 тыс. руб.
  • Цистерны по 30 кубометров из нержавеющего материала – 100 тыс. руб. за штуку
  • Пожарный резервуар и противопожарное оборудование – 100 тыс. руб.
  • Ёмкость для хранения топлива на случай аварийных ситуаций – 30 тыс. руб.
  • Охранная система и видеонаблюдение – 50 тыс. руб.

На данную статью расходов потребуется заложить около миллиона рублей. Оборудование приобретают непосредственно у производителей или официальных поставщиков.

Найм персонала

В штат сотрудников заправочной станции нужно нанять:

  • Управляющего для руководства заправкой, контроля организационных процессов, работы с поставщиками
  • Мастера-технолога для обслуживания оборудования, устранения неисправностей, закупки расходных материалов
  • Операторов для обслуживания клиентов заправки и выдачи топлива с посменным графиком работы
  • Уборщика помещений

Бухгалтер может привлекаться на основе аутсорсинга. Основными требованиями к персоналу будут: внимательность, порядочность, аккуратность, коммуникабельность.

Сколько нужно вложить на старте

Требуемые инвестиционные средства на открытие АЗС представлены в таблице:

Статья расходов Приблизительная сумма
Оформление деятельности с получением разрешительных документов 500 тыс. руб.
Строительство площадки под станцию и установка АЗС 2 млн. руб.
Приобретение оборудования 1 млн. руб.
Закупка топлива 3 млн. руб.
Реклама и маркетинг 150 тыс. руб.
Непредвиденные расходы 50 тыс. руб.
Итого: 6 млн. 700 тыс. руб.

В реальности цифры могут быть на порядок больше в зависимости от формата заправки, региона расположения, наличия сопутствующего бизнеса: кафе, магазин, автомойка и прочее.

Текущие расходы будут включать следующие статьи:

  • На фонд оплаты труда – 200 тыс. руб.
  • Амортизационные издержки – 20 тыс. руб.
  • Коммунальные платежи – 6 тыс. руб.
  • Закупку топлива – 3 млн. руб.
  • Всего: 3 млн. 226 тыс. руб. ежемесячно

Маркетинг и особенности бизнеса

Данный бизнес сопряжён с крупными первоначальными вложениями и высокой конкуренцией. Для быстрого выхода на окупаемость и максимальные продажи необходимо развернуть эффективную рекламную кампанию. Основными инструментами продвижения бизнеса будут:

  • Яркое световое оформление автозаправки с вывеской, выделяющее её на общем фоне
  • Наружная реклама в виде указателей и билбордов, размещаемых на ключевых участках дорог
  • Транслирование рекламных роликов на местной радиостанции
  • Продвижение с помощью собственного сайта, интернет-ресурсов и социальных сетей
  • Внедрение программы лояльности в виде накопительных бонусов и скидочных карт частным автовладельцам, долгосрочных договоров на льготное обслуживание корпоративным клиентам
  • Установка цен чуть ниже конкурентных
  • На рекламную кампанию следует выделить 150 тысяч рублей.

Рентабельность АЗС

Средняя наценка на бензин, дизельное топливо тормозные и охлаждающие жидкости составляет 15% , на моторные масла — 40% .Показатели рентабельности автозаправочной станции варьируются в пределах 15-30% . Отпускные цены на бензин включают в себя: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и налог на реализацию горюче-смазочных материалов. Чтобы лучше в них ориентироваться стоит отслеживать информацию в официальных интернет-источниках.

Реализуя 50 тысяч литров топлива в месяц, окупить вложения получится через 2-3 года работы . Дополнительную прибыль принесёт продажа сопутствующих товаров в минимаркете, услуги СТО, кафе, автомойки. Качественное топливо и высокий сервис послужат залогом успешного бизнеса.

Риски бизнеса

Для данной сферы бизнеса характерны многие виды рисков, которые следует учитывать ещё на стадии планирования. Условно их можно разделить на несколько групп:

Технологического характера

  • уменьшение спроса на ГСМ в случае появления транспорта с двигателем, работающим на альтернативном топливе
  • увеличение количества автовладельцев транспорта, заправляемого газом
  • неисправность оборудования заправки

Политического характера

  • введение ограничений на цену бензина со стороны государства и, как следствие,
  • снижение стоимости топлива и недополучение прибыли предпринимателем

Экономического

  • снижение темпов экономического роста, влияющее на развитие сети АЗС

Социального, коммерческого и правового характера

  • уменьшение численности населения и количества автомобилей, а значит, и
  • клиентовдемпинг цен конкурентами-монополистами
  • снижение покупательской способности клиентов
  • ужесточение требований со стороны контролирующих органов к оборудованию заправки, соблюдению противопожарной безопасности

Если вы готовы к значительным финансовым вложениям и тонкостям освоения ниши топливного бизнеса открытие собственной АЗС ваш вариант. Грамотный пошаговый план действий или франшиза известного бренда облегчат процесс.

Грузоперевозки как бизнес
Бизнес-план агентства недвижимости
Как открыть автомойку самообслуживания

Как нефтяные компании нетопливный бизнес на АЗС развивают

Сейчас автозаправочные станции на оживленных трассах напоминают торговые центры. Заправив машину, автомобилист может выпить кофе, поесть борща или пиццу, купить аспирин, оформить страховку на машину, заполнить заявку на потребительский кредит и ипотеку, снять в кассе деньги с банковской карты, принять душ, отдать одежду в химчистку, забрать заказ интернет-магазина из почтамата.

Доходность розничной продажи бензина снижается. По оценке KPMG, за шесть лет прибыль российских АЗС снизилась на 53%. Поэтому участникам рынка приходится искать источники дополнительной выручки и развивать сбыт сопутствующих товаров и услуг.

Для независимых АЗС развитие нетопливного бизнеса вообще вопрос выживания, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Они не могут покрыть убытки розницы прибылями из других источников. Нынешняя доходность продажи бензина составляет 3–5 руб. на 1 л – этого недостаточно, чтобы покрыть операционные расходы АЗС, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Экономика кофе и плюшек

Нетопливный сегмент АЗС включает в себя самые разные виды услуг: кафе, магазин, мойка, автосервис, шиномонтаж. Реже встречаются такие услуги, как мотель или фитнес-зал. Новейший тренд – электрозаправки. По данным Росстата, сейчас в России всего 51 электрозаправка. Из них 14 установлены на станциях «Роснефти», четыре – на станциях «Газпром нефти». Такие сервисы на АЗС выгодны еще и тем, что электромобиль заправляется 10–30 мин и клиенты, скорее всего, будут коротать это время в магазине или кафе на АЗС.

Самый важный фактор выбора АЗС – цены на бензин и местонахождение, однако при прочих равных покупатели отдадут предпочтение автозаправочным станциям с кафе, магазинами и дополнительным сервисом. Сейчас в выручке среднестатистической российской АЗС на долю сопутствующих товаров и услуг приходится 15%, остальные 85% – на продажу топлива, подсчитали аналитики KPMG. По оценкам Бурмистрова из «Infoline-аналитики», в структуре EBITDA доля нетопливных доходов у эффективных операторов АЗС в 2020 г. превысила 40%, а в 2021 г. из-за роста цен на оптовом рынке выросла еще на 10–15 п. п.

Сеть «Нефтьмагистраль» насчитывает 100 станций в Москве и Московской области. Выручка компании в 2020 г. составила, по данным СПАРК, 37,1 млрд руб., валовая прибыль – 4,9 млрд руб., чистая – 606,3 млн руб. На 95 станциях есть магазины, на 76 – рестораны, на 23 – мойки, на 17 – аптеки. В течение последних лет нетопливная выручка сети растет на 35–45% в год, говорит коммерческий директор «Нефтьмагистрали» Сергей Соловьев. По его словам, в прошлом году на нетопливные продажи приходилось около 35% валовой маржи, а в этом году эта доля выросла до 50%, но не столько из-за расширения сбыта сопутствующих товаров и услуг, сколько из-за сокращения доходности продажи бензина. В пандемию нетопливная выручка «Нефтьмагистрали» выросла на 70% по сравнению с допандемийным уровнем, говорит Соловьев.

По словам Аркуши, если продажи сопутствующих товаров или услуг составляют 10 руб. на 1 л проданного топлива, это очень хороший показатель. То есть на каждые 50 руб. за литр бензина АЗС получает еще 10 руб. дополнительной выручки. Это примерно соответствует 17%-ной доле нетопливного сегмента в розничной выручке, поясняет Аркуша. У «Нефтьмагистрали» сейчас получается примерно 8 руб. нетопливной выручки на литр бензина, говорит Соловьев.

Трафик и бургеры

Развитие нетопливного сегмента требует инвестиций: нужны помещения под магазин и кафе, кухня, повара, электричество, закупка ассортимента сопутствующих товаров, лицензии и разрешения.

Самое дорогое в строительстве АЗС – земельный участок и подъездные пути, говорит Соловьев, затраты варьируют от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей. Затраты на строительство АЗС с магазином и кафе, по его оценкам, в среднем в 3–4 раза выше, чем обычной АЗС в том же месте. Он говорит, что в пандемию «Нефтьмагистраль» занималась реновацией и модернизацией станций. Так как в пандемию трафик упал, потери выручки во время реконструкции были минимальными, объясняет Соловьев.

Доходы от эффективного нетопливного бизнеса должны компенсировать операционные расходы АЗС и инвестиции, говорится в докладе KPMG, в котором описывались способы повышения эффективности АЗС. А чтобы компенсировать расходы и зарабатывать на сопутствующих товарах, автозаправкам нужен трафик. Пролив на станции должен составлять 25 000–30 000 л в сутки или больше, говорит Аркуша из Российского топливного союза. При среднем объеме заправки в 30 л это означает, что за сутки на станцию должны заехать 1000 автомобилистов. Покупки сопутствующих товаров сегодня делает каждый четвертый из тех, кто заезжает заправить машину на станцию «Нефтьмагистрали», цель – чтобы покупал каждый второй, говорит Соловьев. На оживленных трассах и в городах-миллионниках есть АЗС, которые продают по 100 000 л в сутки. Однако станций с высоким трафиком в стране немного – примерно 10%, говорит Аркуша.

Российские нефтяные компании не раскрывают долю нетопливного сегмента в розничном бизнесе и не дают данных о том, насколько доходы от него компенсируют операционные расходы АЗС. Только «Сургутнефтегаз» сообщил в годовом отчете за 2019 г., что покрыл более 32% операционных расходов АЗС за счет доходов от сопутствующего бизнеса (данных за 2020 г. нет).

Вице-президент по розничному бизнесу «Роснефти» Аврил Конрой говорила «Ведомостям» ранее, что компания, у которой самая большая сеть заправок в России, намерена довести долю сопутствующих товаров в выручке розничного сегмента до 25%. Согласно отчетности «Лукойла», в первом полугодии 2021 г. у компании на «прочие продажи» на заправках пришлось 22,15 млрд руб., тогда как розничные продажи нефтепродуктов в первом полугодии составили 228,4 млрд руб. Доля нетопливного сегмента составила 9,7% (в первом полугодии 2020 г. – 9,1%). «Газпром нефть» раскрывает цифры только по продаже кофе: за 9 месяцев 2021 г. выручка сети АЗС от продажи горячих напитков выросла на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. до 3,7 млрд руб.

По классификации KPMG самая многочисленная и наименее стабильная группа АЗС (69%, около 18 000 станций) – небольшие региональные сети или одиночные АЗС с малым трафиком и неразвитым нетопливным сегментом (0–5% выручки). У них нет денег на модернизацию и развитие продаж сопутствующих товаров и услуг, а трафик не позволит в обозримом будущем окупить инвестиции в нетопливный бизнес.

В Европе доля сопутствующих продаж выше: в Германии, например, – 49%, в Великобритании – 56%, в Бельгии – 65%, по данным KPMG. Ощутимая часть продаж автозаправок там приходится на спиртное, говорит Аркуша. Магазины на АЗС работают круглосуточно (в отличие от остальных магазинов) и имеют лицензию на продажу алкоголя, что положительно сказывается на доходности заправок. В России продажа алкоголя на АЗС запрещена с 2011 г. Если запрет будет снят, продажи сопутствующих товаров и услуг в расчете на 1 л бензина вырастут на 20%, говорит Аркуша. Он напоминает, что до запрета доля нетопливного сегмента в розничной выручке АЗС доходила до 40%.

Кафе, магазин, ресторан, автомат

В августе на заправках «Роснефти» на федеральной трассе «Сортавала» и в центре Санкт-Петербурга появились фудтраки с наггетсами, хот-догами и куриными крылышками. Это пилотный проект компании «Кафе на колесах», пояснил представитель компании. Другая идея «Роснефти» с едой – новая секция «Здоровый перекус» на заправках BP. Самые ходовые сопутствующие товары на АЗС – кофе, вода и сэндвичи. Их продажи в пандемию упали вслед за падением трафика на заправках. Сейчас идет восстановление продаж готовой еды на АЗС.

«Нефтьмагистраль» запустила в 2021 г. новый формат кафе-кулинарий «Гурманика». Компания открыла три фабрики-кухни готовой еды под этим брендом. Они, в частности, делают котлеты для бургеров и сосиски для хот-догов. Чтобы торговать готовой едой со сроком хранения 24 ч, всю сеть пришлось оборудовать специальными холодильниками, говорит Соловьев.

Набирающий обороты в России тренд – сотрудничество заправочных сетей с ресторанами фастфуда «Бургер кинг», KFC, «Макдоналдс», Subway и др. Оно позволяет увеличить трафик, а с ним и реализацию нефтепродуктов. Если проездной ресторан расположен рядом с АЗС, средний чек в нем на 20–25% выше, чем в обычных ресторанах, говорил ранее представитель Jum! Brands (владеет брендами KFC, Pizza Hut и др.). Представитель KFC рассказал, что на заправках Shell, «Лукойла» и «Татнефти» функционируют в совокупности 22 заведения KFC и что люди часто заезжают на эти станции не за бензином, а за курицей KFC.

«Газпром нефть» недавно начала открывать партнерские пиццерии на АЗС. Исполнитель – Stopexpress, развивающая продуктовые магазины более чем на 130 автозаправочных станциях компании в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Из 1879 АЗС компании 1318 станции сейчас имеют кафе, а магазины есть на 1457 станциях.

У «Роснефти» в 2019 и 2020 гг. работали 3069 и 3057 АЗС соответственно, в двух третях из них есть магазины, следует из годовых отчетов. В 2019 г. кофе предлагали на 2530 автозаправках «Роснефти», а хот-доги – на 1450. В конце 2020 г. хот-доги, сэндвичи и горячие напитки продавались на 602 АЗС. Как рассказал представитель «Роснефти», у компании АЗС разных форматов: с магазином, формата «киоск», трассовые станции, а также АЗС в составе многофункциональных комплексов. На трассовых станциях есть не только кафе и магазины, но и душевые, гостиницы, прачечные и даже спортивные площадки, говорит представитель компании.

По оценкам Бурмистрова, на начало 2021 г. на российских автозаправках работало около 12 000 магазинов разного формата. ГК «Трасса» (54 АЗС, на всех есть магазины, имеются четыре ресторана и фабрика-кухня, выручка в 2020 г., по данным СПАРК, составила 36 млрд руб., валовая прибыль – 3,6 млрд руб.) оборудует самые посещаемые АЗС в Подмосковье крупными магазинами, фактически супермаркетами, а на небольшие автозаправки с ограниченными площадями ставит вендинговые аппараты с горячими напитками и снеками, рассказывает Бурмистров.

Однако большого вклада в российскую розничную торговлю магазины на автозаправках не вносят. «Когда на АЗС товар продается в 1,5 раза дороже, чем в магазине у дома, какие основания заставят покупателя приобрести его на заправке? Крупные сети АЗС ссылаются на импульсный спрос и готовность потребителей переплачивать за удобство, но люди умеют считать деньги, особенно в кризис», – говорит Соловьев. Он убежден, что ценовая политика АЗС должна быть максимально близка к ритейлу.

В 2020 г. совокупные продажи продовольственных товаров и напитков на АЗС снизились примерно на 6% и составили 220 млрд руб. (примерно 1,3% всех розничных продаж России), сообщил Бурмистров.

Страховки, аптеки и прочее

В 2021 г. «Роснефть» запустила сервис дорожных аптек «Аптека авто» на автозаправочных станциях, где будут продаваться безрецептурные лекарства и нелекарственные препараты. Проект реализуется совместно с федеральной аптечной сетью «Алоэ», насчитывающей 300 точек. Сейчас в СЗФО проходит пилотный проект «Аптека авто». Торговые залы АЗС были реконструированы для хранения и продажи лекарств, сообщил представитель компании.

«Нефтьмагистраль» после пилотного проекта по открытию 17 аптек пришла к выводу, что открывать аптеки на АЗС в Москве не имеет смысла из-за высокой конкуренции, но у водителей на трассах, удаленных от крупных городов, нет другой альтернативы, кроме покупки лекарств в аптечном пункте на большой АЗС, говорит Соловьев.

Почтаматы для выдачи заказов из интернет-магазинов установлены более чем на 160 автозаправочных комплексах (АЗК) «Роснефти» (некоторые АЗК оборудованы для выдачи заказов со скоропортящимися продуктами). Более чем на 100 АЗК возможна бесконтактная оплата сопутствующих товаров с доставкой заказа в автомобиль клиенту без посещения торгового зала, рассказал представитель компании.

В апреле 2021 г. «Роснефть» сообщила, что начала развивать на базе своих АЗС финансовые супермаркеты: автомобилисты могут оформить страховые полисы ОСАГО и каско, открыть дебетовые карты ряда ведущих банков, взять потребительский кредит или подать заявку на ипотеку. В 18 регионах присутствия розничной сети на 206 АЗС уже работают финансовые супермаркеты.

Финансовые услуги не привлекают на АЗС трафик, но дают дополнительную выручку в виде комиссионных от партнеров – банков и страховых компаний, хотя эта выручка невелика по сравнению с выручкой магазинов и кафе на АЗС, говорит Соловьев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *