Что такое Aurus и что о нём нужно знать. Объясняем простыми словами
Aurus — семейство автомобилей представительского и высшего класса российского производства. Используются в том числе для перевозки и сопровождения первых лиц государства, например президента России Владимира Путина, и других влиятельных фигур, нуждающихся в повышенной охране.
Для чего запустили проект
Главным президентским автомобилем с 1991 года в России был бронированный Mercedes-Benz 8600 Pullman. Вышло так, что, несмотря на масштабное автомобильное производство в РФ, лидеры страны предпочитали пользоваться иномарками (хотя в советские годы генсеки, начиная с Иосифа Сталина, отдавали предпочтение отечественными лимузинами ЗИЛ — но только на официальных мероприятиях).
В начале 2010-х годов сформировавшейся традиции решили положить конец. Впервые о создании отечественных автомобилей для президента, премьер-министра и других высокопоставленных лиц рассказали в октябре 2012 года. Проект получил название «Единая модульная платформа» (ЕМП), в СМИ же он начал фигурировать как «Кортеж».
Проектом с 2013 года занимался Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) по заказу Министерства промышленности и торговли. На инжиниринговой базе института создали международную кооперацию предприятий. Производителем стал концерн Sollers.
Изначально речь шла о президентском лимузине, но уже вскоре стало ясно, что этим дело не обойдётся. Тогда решили запускать целую линейку автомобилей на единой модульной платформе. Однако начали всё же с лимузина — седана с классическими формами и пропорциями, вдохновлённого первым советским автомобиль представительского класса послевоенного времени — ЗИС-110.
«ЗИС-110 имеет характерные элементы: вертикальная длинная решётка от капота до бампера и расходящиеся от неё "усы" — хромированные элементы. В первоначальном прототипе мы буквально воспроизвели эти элементы. В дальнейшем они серьёзно трансформировались и обрели современные формы», — рассказывал главный дизайнер проекта Юрий Черненко.
Только за 4 года работы над проектом из бюджета выделили 12,4 млрд рублей. В целом же «Кортеж» обошёлся казне в 24 млрд рублей.
Откуда произошло название
В названии термина зашифровано сразу несколько слов и обозначений:
- Aura — невидимое поле энергии вокруг физического тела человека. Встречаются и другие определения этого термина. Представители бренда называют его «символом энергии, духа и тонких материй», а также «проявлением внутренней силы».
- Au — химический символ золота, на латинском aurum. Его в бренде расценивают как «символ власти, роскоши, богатства природных ресурсов страны».
- Rus — международный знак России. А ещё, по версии представителей бренда, «эпическое имя народа Русь».
Чаще всего Aurus объясняют как сочетание латинского слова aurum и названия страны Russia — Россия. В результате получается «русское золото».
Презентация Aurus
Первый полноразмерный макет лимузина, который уже мог ездить, изготовили в 2014 году. А первые предсерийные экземпляры приехали в Гараж особого назначения Федеральной службы охраны (ФСО) России в конце 2017 года. И уже в следующем году Aurus (он как раз получил новое название) презентовали официально.
7 мая 2018 года Владимир Путин приехал на церемонию вступления в должность российского президента на автомобиле Aurus Senat Limousine. А уже в июле прибыл на лимузине на встречу с американским лидером Дональдом Трампом в Хельсинки.
В промежутке между этими событиями Владимир Путин пользовался в зарубежных поездках иностранными автомобилями. Это объясняли нехваткой новых отечественных лимузинов. Позже доступных «Аурусов» стало больше — и пользоваться ими стали другие высокопоставленные лица, например премьер-министр России Дмитрий Медведев и даже патриарх Кирилл.
Официальная презентация Aurus прошла 23 мая 2018 года в Москве. А мировая премьера лимузина Aurus Senat состоялась в Объединённых Арабских Эмиратах в феврале 2019 года.
Кстати, на выставку вооружений IDEX-2019 привезли автомобиль белого цвета, хотя до этого большинство «Аурусов», появлявшихся на публике, были чёрными. Это связано с тем, что белые машины пользуются большей популярностью в ОАЭ.
Как Aurus невзлюбили другие производители
Вскоре после европейского дебюта Aurus в марте 2019 года названием российского премиального автомобиля заинтересовались другие автопроизводители. В частности, итальянская компания Lamborghini не оценила, что Aurus похож на Urus — их кроссовер. Позже аналогичные сомнения появились у японской Toyota с её хэтчбеком Aurus и французского производителя шин Michelin с его суббрендом Taurus.
Lamborghini, Toyota и Michelin даже направили протест в Европейское бюро по интеллектуальной собственности, но в скором времени всё же отозвали его. Так что мешать отечественному автомобилю в Европе не стали.
Другая потенциальная проблема, с которой мог столкнуться Aurus, это визуальное сходство с Rolls-Royce. Представители британской марки даже изучили российские автомобили.
«Я слышал, что нас сравнивают, но тем, кто хочет увидеть настоящий Rolls-Royce, я советую обращаться к нам напрямую. А то, что эти автомобили будут дешевле, не так важно — для наших клиентов важна не цена, а индивидуальность», — говорил региональный директор Rolls-Royce Джулиан Дженкинс на Женевском автосалоне в марте 2019 года.
Факты об Aurus: сколько вложили, за сколько продают и кто покупатель лимузина
Разработкой проекта «Кортеж» для автомобиля представительского и высшего класса «Aurus» занимался с 2013 года Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). В качестве стартовой идеи при разработке стиля «Aurus» взяли ЗИС-110 — первый советский послевоенный автомобиль представительского класса. Впервые широкой публике представили седан и лимузин этой марки в мае 2018 года во время инаугурации президента России Владимира Путина.
Что напоминает «Aurus»?
В феврале 2019 года во время презентации лимузина «Aurus Senat Limousine» на выставке в Абу-Даби распределили доли в проекте ООО «Аурус»: «НАМИ» — 63,5 %, «Sollers» (группа «Соллерс» Вадима Швецова) — 0,5 %, «Tawazun» (ОАЭ) — 36 %. «Tawazun» стал генеральным дистрибьютором автомобилей на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Государство профинансировало единую модульную платформу «Кортежа» на 12,4 млрд рублей. Вложения в индустриализацию проекта не превысили 2 млрд рублей. В проект по сборке авто будет вложено 6,6 млрд рублей от инвесторов из ОАЭ. Общий объем инвестиций арабского фонда в проект — 110 млн евро (около 10 млрд рублей).
Кто поставщики?
Название автомобиля «Aurus» образовано от латинского «aurum» — «золото» и английского «rus» —«Russia». После 89-го Женевского автосалона Toyota, Lamborghini и Michelin опротестовали патентную заявку бренда «Aurus» в европейском Бюро по интеллектуальной собственности из-за схожести названий моделей «Toyota Auris», «Lamborghini Urus» и суббренда «Taurus». Но переименовывать автомобиль для выхода на европейский рынок не пришлось — позже компании отозвали свои претензии.
Чей двигатель?
Автомобиль Aurus содержит около 4,5 тысяч деталей. Их поставляют 74 производителя. 70% поставщиков — российские компании. Например, стекла выпускает Боярский стекольный завод в Нижегородской области. Часть подвески делается в Магнитогорске, а кузовные детали изготавливают в цехах на территории «Алабуги». Aurus Senat, как и лучшие зарубежные люксовые машины, частично собирают вручную. Но есть и роботизированные процессы.
В чем изюминка Aurus?
НАМИ совместно с Porsche Engineering разработал для «Кортежа» мотор. Его параметры задали российские инженеры, исходя из потребностей проекта — унификации с двигателями Porsche нет. Коробка передач тоже полностью российского производства. Двигатели начали собирать в НАМИ. Серийные агрегаты будут делать в кооперации КАМАЗом и Соллерс-Елабуга.
Кто катается на «елабужском» авто?
Длина флагманского длиннобазного бронированного лимузина представительского класса Aurus-41231SB — 6,8 м. Это самый большой и самый мощный президентский автомобиль в мире с объемом двигателя 6,6 л и мощностью 850 лошадиных сил. Длина седана Senat составляет 5,6 м, объем двигателя – 4,4 л. У него гибридная силовая установка из бензинового двигателя мощностью 598 лошадиных сил и 62-сильного электромотора. До 100 км/ч машина разгоняется за 6 секунд, а максимальная скорость ограничена отметкой 250 км/ч.
Что еще будет выпускать Aurus?
С сентября 2020 года Aurus Senat появился на официальных мероприятиях глав российских регионов. В частности, белоснежный седан использовал во время инаугурации президент Татарстана Рустам Минниханов. Среди первых зарубежных покупателей — лидер Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
Где купить наш премиум-автомобиль?
В линейке Aurus представлены лимузин, седан Senat, минивэн Arsenal и внедорожник. В марте этого года Минпромторг РФ презентовал новый электромотоцикл для сопровождения президентского кортежа. Он выйдет на рынок под брендом «Иж». С 2022 года в Татарстане начнут выпускать внедорожники Aurus Komendant (название модели получило от наименования одной из кремлёвских башен). Помимо этого в коллекцию моделей может добавиться и катафалк «Лафет». По данным портала «Русский автомобиль», ФГУП НАМИ изготовило двухобъёмную версию для похорон VIP-персон и получило сертификат СБКТС.
Какое будущее у производства в Алабуге?
Первый фирменный автосалона Aurus открылся на территории Москва-Сити. Шоурум марки разместится в историческом здании бывшего ЗИЛа. В базовой комплектации седан Aurus Senat S600 стоит 18 миллионов рублей. Автомобили из первой партии будут представлены только в высоком исполнении, их стоимость составит 22 млн рублей. В первый год в Алабуге соберут 350 лимузинов, к 2024-му планируют довести объем производства до 5 тысяч машин. Первые заказанные автомобили заберут в июле. В среднем срок ожидания Aurus под заказ составит около четырех месяцев.
Первая партия Aurus будет востребована, поскольку новый автомобиль в тренде – на нем ездит российский президент. Однако дальнейшая судьба производства будет зависеть от раскрутки бренда – в мире немало машин представительского класса, которые нашли свою нишу на рынке, считает представитель «Всероссийского общества автомобилистов» Юрий Кулагин. Патриоты нашей родины, которые предпочтут отечественную марку иностранной Rolls-Royce, найдутся, уверен директор компании «Твой автоэксперт» Павел Кузнецов. Более того, собственный проект может стимулировать и новые отечественные разработки, если они будут экономически выгодны. Например, нижегородский губернатор поговаривает о создании новой «Волги» со своим двигателем, кузовом. К тому же эксперты не исключают, что от «президентской» линейки со временем может зародиться новое производство, например, представительских авто, но для другого потребителя, на порядок дешевле.
Проект Aurus: за чей счёт этот «Кортеж», куда делись арабы, и при чём здесь УАЗ?
В 2018 году, спустя пять лет после начала проектных работ по «Кортежу», нам показали седан Aurus на Московском автосалоне, а чуть раньше Путин проехал на версии «лимузин». Автомобили до сих пор не прошли сертификацию, поэтому единственное, что мы можем достоверно утверждать – это то, что нашего главнокомандующего прокатили в машине с внешностью Aurus. Пока это всё, и именно в такой формулировке. НАМИ, ставший разработчиком автомобилей проекта, отказывает нашему сайту в комментариях, но это вовсе не означает, что о «Кортеже» не нужно писать – наоборот. Информация в открытых источниках, будучи особым образом скомпонованной, открывает новые смыслы и ставит новые вопросы. Наш первый материал рассказывает о деньгах: куда они ушли?
Итак, согласно распоряжению Правительства РФ № 1642-р от 13 сентября 2013 года, подписанному Д. Медведевым, в соответствии с п. 17 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», научно-исследовательский и автомобильный институт НАМИ был определён (не выбран, не назначен, а именно «определён») единственным исполнителем размещаемого Минпромторгом России государственного заказа. Заказ этот заключался в выполнении пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы (ЕМП). Машины проекта должны быть представлены в кузовах лимузин, седан и вэн. Предполагается ещё и кузов универсал – это будет внедорожник.
Машины сгодятся не только для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране», как было сказано в распоряжении, но для всех желающих. Скажем, куратор проекта – министр промышленности и торговли Денис Мантуров – с лёгкостью может позволить себе машину «как у Путина». Во-первых, согласно его последней налоговой декларации (за 2017 год), годовой доход министра составил 213 566 746 рублей и 86 копеек, а во-вторых, его Range Rover выглядит, мягко говоря, не патриотично.
Тот факт, что Минпромторг выступил формальным заказчиком «Кортежа», и объясняет усердие министра промышленности и торговли: фактически он взял на себя обязанности пиар-менеджера проекта. Именно от него мы узнаём обо всех ключевых новостях. Мантуров занимался «Кортежем» ещё в статусе исполняющего обязанности министра и ничуть не лукавил, когда после инаугурации Путина говорил о посещавшем его волнении: а ну как заглох бы лимузин на манер танка «Армата» в 2015 году – вот и конец карьеры. Короче говоря, любое выступление Мантурова по поводу «Кортежа» нужно воспринимать в первую очередь как отчёт перед первым лицом государства, а вовсе не как сообщение прессе и общественности, как некоторые из нас, может быть, подумали.
Вспомним несколько сообщений господина Мантурова. Так, в мае 2017 года министр утверждал, что ФСО (эта организация и является фактическим заказчиком проекта) получит первую партию машин проекта «Кортеж» в 2017 же году – ведомству должны были передать 14 автомобилей, в том числе и лимузин. При этом до весны 2018 года ФСО должна была «оценить» автомобили. Очевидно, так и произошло, потому что 25 декабря 2018 года Мантуров сообщил, что «…продолжается изготовление опытных образцов для проведения испытаний. Это уже вторая серия прототипов, в которых устранены замечания, выявленные в ходе испытаний первой серии». Эта цитата как раз к вопросу «а на чём возили Путина?». Попутно она вполне стыкуется с нашими собственными данными, по которым двигатель V8 в конце года ещё не был готов и находился на доводочных испытаниях.
Умные арабы
Чуть больше двух лет назад, 18 декабря 2017 года, по адресу ул. Автомоторная, 2 стр. 1, офис 201 (это территория НАМИ) было зарегистрировано ООО «Аурус», его учредителями стал ФГУП НАМИ и ПАО Соллерс в долях 75 и 25% соответственно. Генеральным директором ООО «Аурус» стал Франц Герхард Хильгерт, который в России трудится аж с 1998 года, при этом с 2007 года – как раз в «Соллерсе». Как и следовало ожидать, именно «Соллерс» был выбран в качестве партнёра для серийного выпуска чудо-машин на платформе ЕМП: мощностей НАМИ хватит только на выпуск 200-220 экземпляров в год.
В Youtube есть запись презентации бренда Aurus (это имя пришло на смену «Кортежу»), проходившей в Москве 23 мая 2018 года. Посмотрите, как генеральный директор ПАО «Соллерс» Вадим Швецов безучастно говорит о том, что гибридную установку «Ауруса» будут адаптировать на УАЗе для установки на среднетоннажный грузовик, и как будут счастливы владельцы этой машины. Мы оставим без комментария эту информацию, мы просто предлагаем вам посмотреть на грустное лицо Вадима Швецова. Посмотрите — и вы поймёте, что ПАО Соллерс этот так называемый «подряд», по всей вероятности, получил в нагрузку – это в практике нашего государства. Хочешь вести бизнес и отгружать Министерству обороны «уазики» — впрягайся в «Кортеж».
Кстати говоря, «уазики» можно не только продавать, но и обслуживать. Сайт госзакупок наглядно показывает масштаб контрактов на ремонты УАЗов — это многомиллионное дело. Так, в июне 2018 года был размещён лот №0173100004518000882 с кругленькой «начальной ценой» в 80 миллионов рублей. Цель – «выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобильной техники отечественных марок для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019 – 2020 годах». Правда, лот отменили. Остальные контракты, пошедшие в «розыгрыш» – не такие большие, но тоже увесистые.
Короче говоря, в пользу версии о навязывании «Кортежа» Соллерсу говорит и история с арабами. Напомним, что летом 2018 года в Казани заседала Межправительственная российско-эмиратская комиссия по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству. Среди прочего было подписано соглашение с неким инвестиционным холдингом Tawazun из Объединённых арабских эмиратов, который намеревался вложить в ООО «Аурус» около 110 миллионов евро. Холдинг должен был получить 30% акций, при этом доля ПАО «Соллерс» должна была уменьшиться с 25% до 5%! Улавливаете, к чему это? Видимо, «Соллерсу» пообещали возможность сбросить свои акции в качестве компенсации.
Между тем, арабы из Tawazun оказались не так доверчивы, как Владимир Путин. На сайте Tawazun в разделе Media Center до сих пор не найти ни одной новости про Aurus. В разделе с портфолио – опять же, никаких упоминаний про Aurus. Поиск по слову Aurus результатов не даёт. В брошюре-ките слово «Aurus» и даже слово «Russia» отсутствует. Журналисты издания Arabian Business прошедшей осенью, уже после ММАС-2018, где публике показали Senat в кузове седан, попытались получить комментарии от пресс-службы Tawazun – и… не дозвонились. Я намеренно привожу в пример именно Arabian Business, а не другие СМИ, журналисты которых, как и полагается, писали и звонили в Tawazun, чтобы получить комментарии: если даже арабы у арабов не смогли выяснить, в чём дело, то что говорить про остальных.
К слову, по данным Kartoteka.ru – сайта по проверке контрагентов — количество «концессионеров» у ООО «Аурус» на сегодняшний день ровно то же, что было и при регистрации, то есть, двое: ФГУП НАМИ и ПАО Соллерс. Но самое интересное – другое. Если арабы не выйдут на связь, и других частных инвесторов не обнаружится, серийное производство в «Алабуге» (это единственная площадка «Соллерса», где есть ванны для грунтования кузова больших размеров) может и не запуститься. Дело в том, что в своё время на «Кортеж» была выделена бюджетная сумма в 12,4 миллиарда рублей. Её должны были перечислить в четыре захода четырьмя равными долями. Этих денег, как ясно уже сегодня, не хватает на запуск. Но куда же они ушли?
Считаем деньги
Вновь возвращаемся к цитатам «из Мантурова», вот одна из них, по ТАССу: «Сегодня машина под брендом Aurus – это конкурент самого премиального автосегмента – Bentley, Rolls-Royce, Maybach от Mercedes. И российская машина дешевле на 15%». Как?! Всего на 15%?! Мы понимаем, что «назначать» цену можно по-разному и закладывать в неё в том числе и стоимость разработки, и маржу, и всё что угодно. Но разве у инженеров НАМИ зарплата такая же, как у их коллег из Daimler или BMW? Нет, у них зарплата ниже. К проекту действительно привлекались дорогостоящие разработчики Porsche Engineering, которые занимались двигателем, но общей картины это менять не должно: затраты на НИОКР в России ощутимо ниже. Или 15% — это не что иное как совокупная локализация машины по компонентам и сборке?
Кстати, а что мы вообще знаем о компонентах? Кожа – с рязанского кожевенного завода. Весь пластик – российский, двигатель – наш (как минимум по сборке), коробка – тоже наша, фирмы КАТЕ, и тоже локализована как минимум по сборке. Откуда пришли компоненты на них, мы не знаем – скажем, на стадии испытаний применяли зарубежные образцы турбокомпрессора. А сталь? А где её штампуют? А может быть, проще по деревянным моделям киянками выбивать – так делали основную массу «кузовщины» для правительственных «членовозов» марки ЗИЛ – и тогда можно будет сбросить цену ещё на процент-другой?
Нет-нет, мы вовсе не хотим сказать, что все эти 12,4 миллиарда рублей можно было бы пустить на покупку Майбахов, хотя в России в принципе любят всё немецкое. Например, «Газпром» с 2007 года тратит денежки на футбольный клуб «Шальке-04». Наоборот, мы очень даже рады, что в кои-то веки, а, точнее, впервые в истории современной России, наши инженеры в НАМИ получили возможность сделать что-нибудь серийное, живое, настоящее (беспилотный, управляемый с пульта, на манер детской игрушки, вагончик ШАТЛ — не в счёт).
Интересно, что сам НАМИ активно проводит тендеры по проекту ЕМП. На сайте госзакупок можно найти заказы на «закупку, поставку, монтаж и запуск в эксплуатацию швейного оборудования для пошива изделий, создаваемых в процессе изготовления деталей салона интерьера автомобиля проекта ЕМП», «на поставку тепловизора TESTO 875-2i», который нужен «для калибровки и валидации климатической установки» при испытаниях проекта ЕМП.
НАМИ понадобились десятки изделий и устройств для работы над «Кортежем». Глядя на этот список, просто диву даёшься: неужели в этом научно-исследовательском институте до сих пор этого не было? Не было четырёхстоечного электрогидравлического подъёмника, не было «преобразователей давления, предназначенных для непрерывного измерения давления в заполненных магистралях высокого и низкого давления», не было «полуавтоматического настольного пресса» для обжима контактов, не было «стенда контроля качества обжима электросоединителей», не было телеметрической системы «для калибровки и валидации нагрузок систем полного привода», не было «акселерометра одноосевого», не было «кузовного» комплекса типа “камера рихтовки”», не было «расходомера жидкости», не было «газоаналитического оборудования для измерения количества вредных веществ в отработавших газах при проведении испытаний ДВС»? А что вообще было в институте, которому, кстати, в 2018 году исполнилось 100 лет?
В общем, за НАМИ можно порадоваться, им «Кортеж» пошёл впрок: отремонтировали динамометрическую дорогу на полигоне в Дмитрове – за 45 миллионов (!) рублей (здесь и далее в этом абзаце – «начальные цены» аукционов на сайте госзакупок), привели в рабочее состояние стенды, скажем, «стенд-имитатор дороги двухосных автомобилей полной массой до 7000 кг» всего-то за 21,8 миллиона рублей. А как вам специальное оборудование для проведения «плавильно-заливочных работ с температурой заливки до 1600 градусов Цельсия», за 4,3 миллиона рублей, а «печи термостатирования модельных материалов» за полмиллиона? По данным издания «Авторевю», институт к тому же здорово обновил комплекс по проведению краш-тестов. Незадолго до инаугурации Путина в прошлом году там разбили обычный седан Aurus (не лимузин) – в некоторых местах «поехала» сварка.
От бюджетных средств кормится не только НАМИ. Недавно моторы проекта собрались адаптировать к нуждам авиации – эти работы проходят под шифром «Адаптация – ОКБМ» в сотрудничестве с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова». И вот уже «авиаторы» разместили свой заказ на «Госуслугах»: 48 000 000,00 рублей (№ 31807087610) нужны на «закупку у единственного поставщика» «выполнения научно-исследовательской работы по исследованию конструктивного облика редуктора для авиационной модификации двигателя проекта ЕМП». Позвольте… А сколько компаний в мире занимаются сейчас проектированием редукторов? Много. Но нужен свой редуктор, который проектировать должны свои люди. Остаётся лишь удивляться, почему Aurus стоит так дёшево. Если бы за него просили в 5 раз больше, никто не удивился бы — наоборот, наши интеллектуальные инженерные силы получили бы ещё больше подпитки. Только, ребята… А машина-то где? Предъявите ОТТС, покажите экземпляр, дайте покататься…
В Минпромторге раскрыли стоимость Aurus Senat Sedan проекта «Кортеж»
Машины Aurus проекта «Кортеж» находятся на финальной стадии готовности и уже через месяц могут появиться в розничной продаже. Как рассказал в интервью агентству Reuters министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров,
«открытие шоурума Aurus в Москве может состояться в августе».
По словам министра, точная цена на Aurus для коммерческих заказчиков будет названа в день открытия шоурума, но предварительно это около 18 миллионов рублей.
«Нужно учитывать, что пока это продукт фактически штучной сборки, производство на мощностях индустриального партнера проекта — Sollers — в Татарстане начнется в конце 2020 — начале 2021 года», — предупредил Мантуров.
Еще в прошлом году министр говорил, что розничная цена такого автомобиля будет «более 10 млн рублей. Он точно будет дешевле, как минимум на 20%, чем Rolls-Royce и Bentley, но будет дороже, чем самый базовый Mercedes S-класса», — обещал Мантуров. С учетом того, что Bentley Mulsanne стоит чуть более 21,4 млн рублей, разница окажется не такой большой.
В настоящее время на автомобиле Aurus Senat Sedan во всех своих поездках — даже международных — ездит президент РФ Владимир Путин. Не так давно на аналогичный автомобиль пересел и премьер Дмитрий Медведев. По мере пополнения гаража особого назначения при дополнительном количестве этих автомобилей командировки будут обеспечиваться также за счет Aurus, пообещал Мантуров.
Основным заказчиком машины является Федеральная служба охраны (ФСО). Ей до конца года также будет поставлено дополнительное количество автомобилей для обслуживания охраняемых лиц. В Минпромторге рассчитывают, что «в следующем году и члены правительства начнут активно переходить на Aurus».
Aurus Senat разработан в рамках российского проекта «Кортеж» — создания отечественных машин для первых лиц государства и их сопровождения. Название Aurus образовано за счет слияния начала слов Aurum (золото) и Russia (Россия). Кроме седана, который впервые появился на публике в день инаугурации президента Владимира Путина в 2018 году, создается целая линейка автотранспортных средств: лимузин, внедорожник, минивэн и мотоцикл. Все они являются транспортными средствами премиального сегмента. Проект реализуется госинститутом НАМИ при содействии группы Sollers и зарубежных партнеров. Сроки запуска производства неоднократно переносились.
Проект «Кортеж» реализуется с 2012 года. На разработку автомобиля для первых лиц за это время потрачено, по разным данным от 10 до 14 млрд рублей.
«На российском рынке изначально не было потенциала и возможностей «оседлать» такой проект, поэтому государство выступило как драйвер, не только создав автомобиль для первых лиц, но и реализовав ряд уникальных решений, которые будут использованы и в массовом сегменте российских автомобилей», — пообещал Мантуров.
Впрочем, на рынке выпуск Aurus восприняли неоднозначно. Так, например, весной стало известно, что компании Toyota, Lamborghini и Michelin опротестовали патентную заявку российского бренда Aurus в европейском Бюро по интеллектуальной собственности. Автопроизводители заявили, что название Aurus до степени смешения схоже с названиями брендов их автомобилей, отмечали «Известия».
Эксперты тогда предположили, что российский Aurus, возможно, придется переименовать для рынка ЕС.
Официально Aurus был презентован на 13-м Московском международном автомобильном салоне (ММАС) в августе прошлого года. Зарубежные и российские журналисты отмечали его сходство с Rolls-Royce Phantom. Тем не менее, положительных отзывов на автомобиль оказалось больше, чем отрицательных.
По словам Мантурова, «это мелкосерийный продукт, по мере расширения производства, а это реально произойдет в 2021 году, когда запустим серию в Елабуге, можно будет говорить о снижении производственных издержек и стоимости закупки компонентов для производства». «Любой производитель компонентов готов снижать стоимость, если ты ему дашь гарантированный объем заказов», — добавил министр.
В 2019 году из-за интенсивных отгрузок в адрес гаража президента планируется продать не более пяти—шести автомобилей Aurus.
Эксперты ажиотажного спроса на президентский седан не ожидают. По итогам прошлого года в России было продано 1 908 автомобилей Mersedes S-Class и 724 Maybach S-Class, это представительские автомобили-бестселлеры в своей категории, и именно с ними в теории должен конкурировать Аурус Senat, рассуждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Однако вопрос стоимости: цены на удлиненную версию S-Class начинаются от 6 млн рублей, на Maybach — от 11 млн в самой «бедной» комплектации.
С самого начала проект «Кортеж» задумывался как статусный, необходимый для демонстрации технических возможностей снова производить в стране премиальный автомобиль. Но проект начал реализовываться в тучном докризисном 2013 году, когда это было уместно. Сейчас, при условии, что снижение доверия к власти фиксирует даже Росстат, население беднеет пятый год сряду, а разрыв между самыми бедными и самыми обеспеченными гражданами растет, массовое пересаживание высокопоставленных чиновников и глав госкорпораций на современные аналоги «Чаек» и ЗИСов стоимостью от 18 млн рублей вряд ли добавит их пассажирам популярности, полагает Жарский.
По мнению эксперты, на патриотических чувствах в текущих экономических реалиях Aurus в лидеры рынка не выйдет.