Правила перевозки детей в автомобиле — инструкция от ГИБДД
Ответственность за перевозку пассажиров в салоне автомобиля лежит на водителе — именно он будет наказан в случае нарушения правил, которые установлены российскими законами и ГОСТами. В период летних отпусков Autonews.ru напоминает все правила перевозки детей в машине.
В этом материале:
Основные правила перевозки детей в автомобиле
Последние изменения правил перевозки детей были внесены в законодательство в 2017 году. Из грядущих нововведений можно отметить предложение повысить ответственность для пьяных водителей, в автомобилях которых находятся дети. Таких нарушителей хотят не только лишать права управления автомобилем, но и повысить сумму штрафа до 50 тысяч рублей. Однако пока предложение еще обсуждается в профильных ведомствах.
С какого возраста можно ездить без детского кресла
Согласно действующим правилам перевозки детей, ребенок до 7 лет должен передвигаться в автомобиле, сидя в специальном детском удерживающим устройстве. Это затрагивает автомобили, которые оборудованы ремнями безопасности или детской удерживающей системой ISOFIX, то есть на самом деле фактически весь автопарк страны. Удерживающими устройствами называют автокресла и бустеры, которые подбирают по росту и весу ребенка.
Правила перевозки детей 7-11 лет
Дети в возрасте от 7 до 11 лет включительно уже могут ездит на заднем ряду без автокресла и бустера, но с использованием ремней безопасности. Перевозка детей этой возрастной группы в удерживающих устройствах тоже допустима — родители сами должны оценить вес и рост ребенка и принять решение о необходимости бустера либо поехать без удерживающих устройств, то есть только со штатными ремнями.
Правила перевозки детей старше 12 лет
Существует также одно исключение, которое касается детей до 12 лет ростом выше 150 см и весом более 36 кг. Таким детям можно ездить сзади без удерживающий устройств, со стандартными ремнями безопасности в силу их физических показателей. Также запрещается перевозить детей младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла. А с 12 лет ребенок точно может ездить без вспомогательных устройств, используя только автомобильные ремни безопасности — как сзади, так и спереди.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Как выбрать детское автокресло и бустер
Технические характеристики к детским удерживающим устройствам прописаны в ГОСТах. Там же указана градация автокресел по группам и весу ребенка. По последнему критерию законодатели выделяют пять групп: 0 (до 10 кг), 0 плюс (до 13 кг), I (9-18 кг), II (15-25 кг) и III (22-36 кг).
Как пояснили Autonews.ru в МВД России, бустер относится к последней категории удерживающих устройств и предназначен для перевозки детей 6-10 лет. Устройство также крепится на сиденье автомобиля с помощью ремня безопасности или крепления ISOFIX. Многие бустеры оснащены подлокотниками, а также имеют специальный фиксатор для настройки ремня безопасности по высоте.
«При этом следует учесть, что адаптеры ремней безопасности (так называемые «направляющие лямки» и бустерные подушки), которые ранее позиционировались как детские удерживающие устройства и рекомендовались производителями и продавцами для использования при перевозке детей, таковыми не являются», — объяснили в ведомстве.
Для российских органов сертификации нет никаких оснований для оформления сертификатов адаптеров в качестве детских удерживающих устройств. Однако в магазинах продолжается реализация данной продукции именно в качестве основного устройства. «Это вводит в заблуждение потребителей и представляет потенциальную угрозу жизни и здоровью детей-пассажиров. Госавтоинспекция отмечает, что, согласно проведенным испытаниям, адаптеры ремней безопасности и «направляющие лямки» не обеспечивают в должной мере защиту ребенка в случае ДТП», — сообщили в МВД.
Штраф за отсутствие детского кресла и проверки ГИБДД
На сегодня все штрафы за неправильную перевозку детей в автомобиле прописаны в статье 12.23 КоАП РФ «Нарушение правил перевозки людей». Сумма штрафа зависит от того, кто именно признан нарушителем. Если инспектор ГИБДД пресек перевозку ребенка без автокресла собственным родителем, то последнему выпишут штраф в 3 тысячи рублей. Аналогичное нарушение со стороны должностного лица карается уже на 25 тысяч рублей. Самый большой штраф предусмотрен для юридического лица, осуществляющего неправильную перевозку ребенка в автомобиле или автобусе — это 100 тысяч рублей.
При этом инспектор может оштрафовать не только за отсутствие кресла, но и в случае, если автокресло или бустер явно не подходит ребенку по телосложению, если в одном удерживающем устройстве находятся двое детей, либо если автокресло не зафиксировано должным образом ремнями безопасности.
«В ситуации, когда ребенок в автокресле отстегнулся во время движения автомобиля, формальные признаки нарушения есть. В соответствии с п. 2.1.2. ПДД водитель при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, должен быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Если ребенок во время движения покинул автокресло, водитель может совершить вынужденную остановку с соблюдением необходимых мер безопасности и затем разместить ребенка в автокресле в соответствии с руководством по эксплуатации. Кроме того, проверка исправности детской удерживающей системы может осуществляться в рамках производства по делу об административном правонарушении», — разъяснили в пресс-службе МВД России.
Существует еще несколько штрафов, которые могут выписать водителю, если с ним в машине находится ребенок. Например, нельзя оставлять в машине во время стоянки ребенка младше 7 лет без присмотра совершеннолетнего. Исключением является короткая остановка не более, чем на 5 минут. Наказание за такое нарушение зависит от региона. В Москве и Санкт-Петербурге штраф составит 2,5 тысячи рублей. В остальных субъектах водитель заплатит 500 рублей, либо получит предупреждение. Если инспектор остановит пьяного водителя, в машине которого сидит ребенок, его отстранят от вождения, оштрафуют на 30 тысяч рублей и лишать прав через суд.
Перевозка детей в бустере в автомобиле
Согласно п. 22.9 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств.
Согласно ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ штраф за отсутствие специального удерживающего устройства составляет 3 тыс. руб.
При выборе детского удерживающего устройства немаловажными факторами являются возраст и вес ребенка. Для детей весом 22-36 кг и возрастом 7-12 лет подходит кресло «Бустер» в случае, если ребенок вырастает из кресла со спинкой. Как правило, оно снабжено «ограничителем» верхней лямки автомобильного ремня (согласно ГОСТ Р 41.44-2005, утвержденному приказом Ростехрегулирования от 20.12.2005 № 318-ст с датой введения в действие с 1 января 2007 г.).
Таким образом, разрешено перевозить детей в бустере на заднем сидении, если вес и возраст ребенка подходит под вышеуказанные критерии.
До какого возраста ребёнка нужно использовать детское кресло в машине?
Врио началника отделения по агитации и пропаганде УГАИ УВД Гомельского облисполкома Анна Ковалёва со ссылкой на Правила дорожного движения пояснила, что перевозка детей до 12 лет в автомобиле на заднем сиденье производится с применением детских удерживающих систем, которые соответствуют росту и весу малыша. Допускается использование стандартных ремней безопасности.
На переднем сиденье ребёнка в возрасте 7-12 лет располагать запрещается. Если такая необходимость существует, то предусмотрено обязательное использование удерживающего устройства.
Если рост малыша превышает 150 см, то наличие автокресла необязательно, но ПДД требуют применения в таких случаях ремней безопасности. Если ребёнку ещё не исполнилось 5 лет и его рост ниже 150 см, применение автокресла необходимо. Если при таком же росте возраст ребёнка в пределах 5-12 лет, допускается использование других устройств удерживающего типа: подушек для сиденья, бустеров, дополнительных сидений.
После 12-летнего рубежа использование автокресла в автомобиле не нужно. В эти дни УГАИ Гомельского облисполкома проводит специальное профилактическое мероприятие «Ребёнок — главный пассажир», во время которого сотрудники инспекции акцентируют внимание на использовании водителями детских удерживающих устройств.
С какого возраста правильно использовать бустер для перевозки детей
Для обеспечения безопасности ребенка в машине используют бустер автомобильный, а с какого возраста его можно устанавливать, необходимо знать родителям. Для слишком маленьких детей такая мера защиты будет недостаточно эффективной. А водитель подвергнется наказанию за нарушение правил перевозки пассажиров.
Что такое бустер для детей
Бустером называют приспособление, фиксирующее ребенка при езде на автомобиле. Это изделие без спинки представляет собой подушку, которая нередко оснащена подлокотниками. Детское тело приподнимается над сиденьем так, чтобы ремень проходил не через шею, а безопасно и удобно – по груди.
Разновидности бустеров
Существуют 3 классификации.
По способу крепления устройства выделяют:
- оснащенные системой Isofix;
- фиксирующиеся ремнем безопасности.
Первые считаются более надежными. Бустер оснащен специальными стержнями, крепящимися к скобам, находящимся между спинкой и сиденьем автомобиля. Благодаря этому обеспечивается жесткая фиксация. Стоимость таких изделий выше, чем стандартных, крепящихся лишь ремнем, которых на рынке большинство.
Плюсы устройства
Главными достоинствами удерживающего приспособления считают:
- невысокую стоимость, начинающуюся от 300–400 руб.;
- компактный размер, небольшую массу;
- простоту установки;
- удобство при необходимости регулярно переставлять изделие из одной машины в другую;
- возможность установки в маленьком авто;
- комфорт пассажира даже при длительном сидении.
Недостатки бустеров
Имеется и ряд отрицательных сторон:
- Тестирование их проводится менее качественно, тщательно, чем автокресел.
- Уровень безопасности ниже, чем при использовании детского кресла.
Правила использования бустера и ПДД 2023 года
С 2023 г. формулировки правил дорожного движения изменились. Из-за этого возникают затруднения в их трактовке.
С какого возраста допускается использование автомобильного бустера
Со скольких лет разрешается заменить автокресло на Booster, зависит, в первую очередь, от роста человека. Изделие обеспечит требуемый уровень безопасности лишь пассажирам выше 120 см. Если ребенку всего 2–3 года, применять подобные устройства для перевозки запрещено, водитель может быть оштрафован проверяющим инспектором.
Трехлетний ребенок не может находиться в бустере.
Когда ребенка можно перевозить без удерживающих устройств
Перевозка детей младше 12 лет без удерживающих приспособлений допускается, если:
- масса тела ребенка составляет более 36 кг;
- рост выше 150 см.
Физические показатели в этой ситуации считаются достаточными для перевозки человека, пристегнутого лишь классическим ремнем безопасности, на заднем сиденье. После 12 подросток может не пользоваться удерживающими устройствами ни сзади, ни спереди.
Штраф за неправильную перевозку в бустере
Штраф в размере 3000 руб. придется оплатить в ряде ситуаций, если:
- Дети до 7 лет едут без дополнительных удерживающих приспособлений сзади.
- Дети младше 12 проезжают без ДУС на пассажирском сиденье.
- 12-летний или старше подросток едет не зафиксированным ремнем безопасности.
Если бустер имеется, но он не закреплен, по факту человека удерживает лишь ремень безопасности, водитель будет оштрафован. Камеры редко фиксируют подобные нарушения, установить их может лишь инспектор во время проверки. Штраф возможно оплатить с 50% скидкой, если сделать это в течение 20 суток с момента, когда постановление будет вынесено.
К тому же соблюдать нужно ряд таких правил:
- бустеры устанавливают только лицом вперед;
- устройство обязательно жестко фиксировать до того, как транспортное средство начнет движение;
- детей обязательно плотно фиксировать, при этом важно, чтобы ремень не сдавливал тело слишком сильно, не давил на шею;
- ремень должен идти от детского бедра к плечу, проходить через грудь.
Выбор правильного бустера
Важно правильно подобрать приспособление, чтобы сыну или дочери было комфортно при езде, а при ДТП – насколько это возможно, безопасно.
Обязательно убедитесь, что изделие имеет сертификат безопасности. На территории Российской Федерации допускается использование продукции, получившей сертификацию по стандартам ECE R44/03 либо ECE R44/04.
Если заметите дефект на товаре, откажитесь от его приобретения. Невооруженным глазом можно увидеть, например, торчащие элементы в нижней части бустера. Высока вероятность, что такое устройство быстро придет в негодность при использовании, навредит ребенку или не сможет защитить его при ДТП.
Если есть возможность, посадите ребенка в бустер перед покупкой.
Убедитесь, что и в летней одежде, и в зимней куртке, пуховике сын или дочь будет помещаться на сиденье, не испытывая при этом дискомфорта. Приобретайте изделие чуть большего размера, чтобы можно было его использовать в течение нескольких лет.
Маркировка и ее чтение
При выборе тщательно изучите маркировку. Если таковая отсутствует, лучше не приобретайте изделие, ездить в нем ребенку будет небезопасно.
На белой либо оранжевой этикетке обязательно должна быть указана следующая информация:
- знак соответствия принятым стандартам безопасности;
- весовая категория пассажира;
- индивидуальный номер проведенных испытаний (начинается с 04, затем идет 6-значный код);
- знак официального утверждения безопасности (должен быть предоставлен каким-либо европейским государством);
- группа фиксирующего приспособления (может быть записана как римскими, так и арабскими цифрами).
Что лучше – бустер или кресло
Кресло подбирается в зависимости от массы тела ребенка и его возраста. Для младенца, тоддлера, дошкольника подходит лишь такое удерживающее устройство.
Бустер можно использовать для детей от 6 до 11 лет.
Такой вариант будет дешевле, чем автокресло для той же возрастной категории. Кроме того, booster занимает меньше места в автомобиле. Однако кресло обеспечивает лучшую защиту, считается более безопасным вариантом для маленького пассажира.
Существует альтернативный вариант: кресло, превращающееся в бустер. В личном автомобиле можно использовать его в полной комплектации. Если возникает необходимость пересесть в машину меньших размеров, изделие возможно быстро облегчить, уменьшить.
Выбор: бустер или кресло зависит от веса и роста ребенка.
Рост и вес ребенка
Все изделия можно отнести к 1 из 2 возрастных категорий. 2/3 подходит для детей массой от 15 до 36 кг. Они оснащены ремешком, предоставляющим возможность провести главный ремень физиологично, не оказывая давления на детскую шею. Изделия, относящиеся к 3-й возрастной категории, используются для пассажиров, весящих 22–36 кг. При этом специального ремешка у них нет.
Материал для детского бустера
Для изготовления удерживающих приспособлений используют:
- Пенопласт. Обладают наименьшей стоимостью, легким каркасом. Почти не обеспечивают безопасность ребенку. При столкновении пенопласт легко сломается, не защищая пассажира.
- Пластмассу. Масса таких изделий невысока. При этом они отличаются относительно высокой прочностью, защищают детей при авариях, ударах, столкновениях.
- Пластмассу с металлическим каркасом. Самые безопасные, надежные изделия. К недостаткам относят немалую массу, увеличенные размеры.
Лучше не экономить, выбирать более надежные варианты. Они могут спасти жизнь маленькому пассажиру.
Директор автошколы «За рулем», сам в течении девяти лет преподавал правила дорожного движения и был инструктором. Постоянно отслеживаю все изменения в правилах дорожного движения и штрафах за их нарушения.