Правила буксировки транспортных средств
В предшествующей статье серии «Правила буксировки автомобиля» были рассмотрены виды буксировки и их основные особенности. Напомню, что речь шла о буксировке на гибкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки.
В этой статье будут рассмотрены правила буксировки транспортных средств, которые являются общими для всех видов буксировки, а также возможные наказания за нарушения этих правил:
Буксирующее и буксируемое транспортные средства
Для начала рассмотрим различия понятий «буксирующее ТС» и «буксируемое ТС», которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.
Буксирующее ТС — это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки. На рисунке выше буксирующим транспортным средством является синий автомобиль.
Буксируемое ТС — это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире. На картинке буксируемым транспортным средством является белый автомобиль.
Световые приборы при буксировке
Правила дорожного движения требуют, чтобы буксируемое (находящееся сзади) транспортное средство было выделено на дороге:
- Аварийкой (аварийной световой сигнализацией) или знаком аварийной остановки. Знак аварийной остановки допускается использовать только в том случае, если аварийная световая сигнализация неисправна. Сам знак в этом случае закрепляется на задней части буксируемого автомобиля.
- Габаритными огнями. При движении в темное время суток или в тоннелях.
Кроме того, не забывайте, что в 2023 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары.
То есть и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.
Максимальная скорость при буксировке
Максимальная скорость при буксировке составляет 50 км/ч (пункт 10.4 ПДД). Данная цифра не зависит от того, происходит буксировка в населенном пункте или за его пределами.
Буксировка на автомагистрали
Буксировка на автомагистрали в 2023 году не запрещена правилами дорожного движения.
Однако хочу напомнить, что если буксирующее и буксируемое транспортные средства не могут ехать быстрее 40 км/ч, то движение по автомагистрали для них является нарушением правил.
Стаж водителей при буксировке
В 2023 году водителем буксирующего транспортного средства может быть только человек, имеющий водительское удостоверение в течение 2-х или более лет. То есть начинающий водитель не может управлять буксирующим автомобилем. Подробнее о данном изменении от 4 апреля 2017 года Вы можете узнать в отдельной статье.
К водителям буксируемых транспортных средств подобные требования не предъявляются.
Условия, при которых запрещена буксировка транспортных средств
1. Знак «движение с прицепом запрещено» запрещает буксировку механических транспортных средств:
2. Запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и велосипедами, а также буксировка таких транспортных средств. Т.е. мотоциклы, велосипеды и мопеды не могут выступать ни в качестве буксирующего, ни в качестве буксируемого транспортного средства.
3. Запрещается буксировка одновременно нескольких транспортных средств.
Примечание. При этом одновременная буксировка нескольких прицепов правилами не запрещается.
Штраф за неправильную буксировку
В настоящее время наказанием за нарушение правил буксировки является предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей (статья 12.21 КоАП).
ДТП при буксировке
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:
Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.
При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.
Удачи на дорогах!
Серия статей «Правила буксировки автомобиля» Виды буксировки
Правила буксировки транспортных средств
Рекомендуем также прочитать: Новые поправки в правила дорожного движения (с 20 ноября 2010 года). Часть 7.
ПДД для велосипедистов 2023 года
Штраф за езду без ближнего света в 2023 году
Изменения автомобильного законодательства 2012
Средства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023 года
Приоритет велосипедистов в ПДД с 1 марта 2023 года
Дак всёже дельтатрайк можно буксировать с помощью дышла ? (прицепа-роспуска) на собственных колёсах ?
Ближний свет или ходовые огни должны быть включены на ведущем ТС, т.е. на буксирующем автомобиле (пункт 19.5 ПДД РФ). Вместо них в светлое время суток могут использоваться противотуманные фары (п.19.4 ПДД РФ). На буксируемом ТС должна быть включена аварийная сигнализация (пункт 7.1 ПДД РФ). Если аварийная сигнализация отсутствует или неисправна, то на задней части буксируемого ТС должен быть закреплен знак аварийной остановки (п.7.3 ПДД РФ). Кроме этого, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, на буксируемом ТС должны быть включены еще и габаритные огни (п.19.1 ПДД РФ).
О необходимости включения ходовых огней или ближнего света на буксируемом ТС в ПДД ничего не сказано, и это логично, поскольку «тягач» спереди обозначен своими огнями, как движущееся транспортное средство, а «прицеп» обозначен аварийкой.
Вопрос снимаю, правила изменились 20 ноября 2010 года.
Разрешена ли буксировка неисправного легкового автомобиля с прицепом (до 750 кг)? Считается ли эта буксировкой 2-х Т.С. Можно ли грузовому буксировать 2 прицепа?
Можно ли грузовому буксировать 2 прицепа?
Никогда не наблюдали, как едет грузовой газон, а за ним 5-6 цистерн из под кваса?
Юрий:
20.4. Буксировка запрещается:
.
двух и более транспортных средств;
"Прицеп" — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Т.е. буксировка автомобиля с прицепом запрещена, т.к. это буксировка двух транспортных средств.
wowick:
23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м — для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Т.е. 2 прицепа перевозить можно, но с учетом специальных правил.
Ситуация, есть авто, нет номеров, нет ничего, только ксерокопия птс и договор купли-продажи. как мне отбуксировать это авто и не попасть на деньги?
Интересно, если я на легковом авто буксирую прицеп вне населенного пункта и стоит знак ограничивающий скорость 80 км/ч. С какой скоростью я могу ехать?
70 км/ч. — п 10.3 ПДД.
Скажите пожалуйста, кто виноват в ДТП при резком тормажении на буксире. Кто кому должен возместить ущерб при резком торможении?
Юлия-104, скорее всего, водитель буксирующего автомобиля. В ПДД есть п 10.1, который исключает варианты резкого торможения (с учётом 10.5(4). Совсем недавно законодатель запретил буксировку начинающими (не начинающих) водителями. Видимо, слова из этой песни — звучат так — начинающий водитель, по мнению законодателя, не способен оценить скоростной режим при буксировке, который исключит возможность ДТП (резкого торможения). Повторюсь, каждое ДТП невозможно оценить у монитора, если у Вас есть материалы по ДТП, приложите к своему комментарию.
Такой вопрос.если перегонять неисправное авто в аварийном состоянии.на жесткой сцепке.аварийки в виде знако взади на лобовам есть.надо ли пристегивптся в этом авто водителю которого тащут на буксире .
Обязательно. И водителю, и пассажирам буксируемого легкового ТС.
А можно буксировать фуру с полуприцепом одиночкой?
Не совсем понятно — что значит одиночкой?
п 20.4 запрещает буксировку двух и более транспортных средств.
Фура — первое ТС. Полуприцеп — второе ТС.
п 1.2 ПДД "Прицеп" — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
у моих знакомых произошла такая ситуация при проезде нерегулируемого пешеходного перехода при буксировке тс на мягкой сцепке. Прие подъезде к зебре оба автомобиля остановились чтоб пропустить всех пешеходов, когда начали движение и когда первый ав-ль проехал зебру , на зебру выбежал дедуля 79 лет, второй автомобиль выполнил экстренное торможение и дедуля споткнулся об натянутый трос на зебре. медеики сделали заключение на среднюю степень тяжести повреждений, у него был перелом левой стороны скуловой кости. дедушку выписали из больницы на третий день. а приехавший наряд на обозначил на дороге и на схеме дтп только второй автомобиль. ждем суда, уже почти три месяца, дело продлили еще на три месяца. не хотельсьбы большого шрафа или лишения
Владимир, если в тот момент, когда дедушка споткнулся, автомобили стояли, то происшествие не является ДТП. А какое нарушение в действиях водителя увидели сотрудники ГИБДД?
GDW nik, вообще то нельзя при буксировке ехать со скоростью 70 км/ч, максимальная установленная скорость это 50 (п. 10.4)
Ольга, 50 — при буксировке механических ТС. Прицеп к механическим не относится, ПДД разрешают буксировать прицеп чуть быстрее.
Добрый день! Нужна ли категория Е при буксировке на жёсткой сцепке грузового автомобиля с водителем, при общей длине 24м?
Максим, здравствуйте.
Категория Е относится только к буксировке прицепа. Для буксировки механических транспортных средств категория Е не требуется (про это не говорится ни в одном нормативном документе).
Удачи на дорогах!
А разве не надо при буксировке ТС на тросс вывешивать флажки красного цвета со светоотражающими элементами?
9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.
Добрый день!! Такой вопрос ,если буксируемое ТС категории D ,возможно буксировка с категорией B, C?
Павел, здравствуйте.
Никаких ограничений по категориям нормативные документы не накладывают. За рулем буксируемого автомобиля находится его водитель и именно он должен иметь нужную категорию.
Удачи на дорогах!
За рулем буксируемого автомобиля находится его водитель
Не всегда — п 20.1 ПДД.
Здравствуйте,какой штраф грозит если фура тащит на жесткой сцепке тягач?
Олег-257, здравствуйте.
Вопрос интересный. К сожалению, мне не удалось найти информации о том, как именно рассматриваются подобные действия на практике.
Что касается текста ПДД, то в нем есть некоторые противоречения:
20. Буксировка механических транспортных средств
20.4. Буксировка запрещается:
двух и более транспортных средств;
В названии главы 20 речь идет о механических транспортных средствах, к которым полуприцеп не относится. Однако внутри этой главы в пункте 20.4 речь идет уже о любых транспортных средствах. И не понятно, что именно имели в виду авторы. То ли они имели в виду буксировку любых транспортных средств (в том числе и прицепов), но тогда возникает противоречие с пунктом 1.2 ПДД, который позволяет в составе автопоезда перевозить несколько прицепов:
"Автопоезд" — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
То ли авторы имели в виду, что запрещена буксировка нескольких механических транспортных средств (по названию главы), но почему-то прямо не написали об этом в пункте 20.4.
Штраф за нарушение правил буксировки — предупреждение или 500 рублей (статья 12.21 КоАП).
Русский [ править ]
Производное: буксировать ➔ буксир + у + ем + ый (суффиксальный; интерфиксация с |у|).
Корень: -букс-; интерфиксы: -ир-у-; суффикс: -ем; окончание: -ый.
Произношение [ править ]
-
: [ bʊˈksʲirʊ(ɪ̯)ɪmɨɪ̯ ]
Семантические свойства [ править ]
Значение [ править ]
- страд. прич.наст. вр. от буксировать ◆ Буксируемая трактором или автомашиной, сушилка, подобно скорой технической помощи, может по первому вызову выезжать на места́ и быстро обрабатывать зерно. // «Наука и жизнь», 1950 г. [НКРЯ] ◆ Робот, буксируемый на тросе и управляемый с борта надводного корабля, поплывёт над дном, останавливаясь и собирая образцы. Борис Ляпунов, «Неоткрытая планета», 1963 г. [НКРЯ] ◆ Лаборатория «Бентос-300» представляет собой плавучее сооружение, буксируемое к месту погружения обеспечивающим судном. А. Дмитриев, «Техника освоения морских глубин» // «Спортсмен-подводник», 1968 г. [НКРЯ]
Синонимы [ править ]
Антонимы [ править ]
Гиперонимы [ править ]
Гипонимы [ править ]
Родственные слова [ править ]
- глаголы: буксировать
Этимология [ править ]
Конфиксное производное от глагола буксировать, далее от ??
Как правильно буксировать автомобиль, чтобы не повредить его
В социальных сетях или на YouTube можно увидеть множество роликов с неудачной буксировкой автомобилей. К примеру, одна машина выдергивает другую из ямы, но трос соскакивает с фаркопа и крюком разбивает заднее стекло. Бывает, что водители не успевают затормозить и при буксировке бьют передний автомобиль в бампер. Некоторые же закрепляют трос не за штатную проушину, а за детали подвески и при первом рывке выламывают рычаги или стабилизатор. В общем, буксировка автомобиля, несмотря на кажущуюся простоту процесса, бывает сложна в мелочах.
Как буксировать автомобиль согласно ПДД?
Несмотря на то, что правила буксировки автомобиля есть в экзаменационных билетах ГИБДД, многие водители допускают нелепые ошибки при транспортировке машины на гибкой или жесткой сцепке. Поэтому перед использованием троса не будет лишним заглянуть в Правила дорожного движения, а именно в статью 20 ПДД.
- Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства. Исключения составляют случаи, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает надежную фиксацию машин. В этом случае буксируемый автомобиль превращается в прицеп.
- Управление буксирующего автомобиля должно осуществляться водителем с двухлетним стажем вождения. Новички за руль буксира не допускаются.
- При буксировке на гибкой сцепке должно обеспечиваться расстояние между двумя автомобилями в пределах 4−6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.
- Трос должен быть помечен светоотражающими элементами или двумя полосатыми красно-белыми флажками размером 20×20 см.
Как нельзя буксировать автомобиль?
- Если у транспортных средств неисправно рулевое управление;
- Не действует тормозная система;
- Наступила плохая погода, туман, сильный снег, дождь, гололедица;
- Нельзя брать на буксир одновременно две и больше машин;
- Перевозить людей в буксируемом автомобиле запрещено.
Нарушение требований ПДД влечет за собой штраф. В соответствие со статьей 12.21 КоАП РФ, за неправильную транспортировку автомобиля могут наказать на 500 рублей.
Что полезно выяснить про свой автомобиль перед буксировкой?
Перед тем, как осуществлять буксировку своего автомобиля или помогать кому-то с транспортировкой на тросе, необходимо тщательно изучить руководство по эксплуатации своего транспортного средства. В инструкции обычно можно увидеть важные примечания, которые могут помочь избежать проблем. Иногда буксировка машины вообще запрещена производителем автомобиля и ее передвижение на тросе может привести к серьезным поломкам трансмиссии.
На многих современных автомобилях вообще нет специального сцепного устройства для буксировки. Имеющиеся проушины предназначены только для затаскивания транспортного средства на платформу эвакуатора. Длительная же буксировка может привести к повреждению бампера или иных элементов кузова, в особенности при сильных рывках.
Наличие штатного сцепного устройства (фаркопа) тоже не означает, что за него можно цеплять другой автомобиль. Кроме того, фаркоп предполагает специальный замок для крепления прицепа и для троса он не подходит.
Как буксируют автомобили с разными коробками передач?
Буксировка машины с механической коробкой передач
Буксировка автомобилей с механическими коробками передач допускается только на нейтральной передаче. Делать это необходимо при включенном моторе для работы вакуумного усилителя тормозов. При выключенном двигателе усилитель перестает работать, как и усилитель руля, что значительно затрудняет управление. Водитель заднего автомобиля должен следить за сцепкой и не допускать волочения троса по дороге при езде накатом. Водитель буксира обязан двигаться плавно и избегать рывков.
Буксировка машины с роботизированной коробкой передач
Буксировка автомобиля с роботизированной коробкой передач осуществляется на нейтральной передаче по тем же правилам, что и с механической. При этом двигатель должен быть заведен.
Буксировка автомобиля с автоматической коробкой передач
Буксировка машин с автоматической трансмиссией и с неработающим двигателем запрещена. Для их транспортировки необходимо использовать только эвакуаторы с погрузочной платформой. Для разблокировки коробки и перевода селектора в режим N необходимо использовать специальную кнопку Shift Lock.
Если двигатель автомобиля можно завести, то допускается буксировать машину с «автоматом» на небольшие расстояния. Для этого необходимо перевести селектор коробки в положение N. Однако скорость буксировки должна быть не более 50 км/ч, а расстояние ограничено несколькими километрами. Иначе можно повредить трансмиссию.
Буксировка автомобилей с вариатором
Автомобили с вариаторами буксировать запрещено. Их транспортировка осуществляется с помощью эвакуатора. Если требуется откатить машину на небольшое расстояние, то это можно делать на нейтральной передаче и с включенным двигателем.
Машины с вариатором нельзя использовать в качестве буксира из-за риска высокой нагрузки на ремень трансмиссии.
Как выбрать хороший трос для буксировки?
Для буксировки легкового автомобиля лучше всего подходят мягкие эластичные тросы, способные гасить рывок.
Важно посмотреть, соответствует ли трос массе автомобиля.
Трос должен рваться при превышении рывковых нагрузок от буксира. Легче заменить порванный трос, чем чинить сцепное устройство или бампер.
Важно убедиться, что крепеж троса подходит к штатным проушинам автомобиля.
Категорически нельзя использовать порванные, связанные или распускающиеся тросы, так как они в любой момент могут порваться.
Нельзя использовать несертифицированные тросы, к примеру, металлические, предназначенные для кранов или механических транспортеров. Такие приспособления не гасят удар от буксира и при рывке концентрируют нагрузки и могут повредить кузов. Кроме того, металлические тросы часто соскакивают с креплений и хлыстовым ударом могут нанести травмы людям.
Куда можно крепить трос для буксировки?
Каждый автомобиль имеет штатные места для крепления буксировочного троса. Чаще всего это съемные проушины, которые вставляются в специальные отверстия на бампере и вкручиваются до жесткой фиксации.
Нередко для буксировки используется фаркоп, однако это устройство использовать нужно осторожно из-за ненадежного крепления троса. Фаркоп с шаровидной головкой предназначен для крепления дышла жесткой сцепки.
Нельзя крепить трос за элементы подвески, за рычаги и стабилизатор под днищем кузова.
Нельзя крепить трос к элементам бампера, за решетку радиатора и прочие детали кузова, потому как эти элементы не рассчитаны держать дополнительные нагрузки.
Нельзя цеплять трос за заднюю балку переднеприводного автомобиля, потому как при рывке ее можно сорвать с креплений.
Как правильно буксировать автомобиль?
Как подготовиться к началу буксировки
Перед началом буксировки автомобиля необходимо убедиться, что эта операция возможна. Тормоза и рулевое управление, трансмиссия, валы и колеса должны быть исправными. Если что-то вышло из строя и препятствует движению, то вызывайте эвакуатор.
Перед началом движения нужно выработать с водителем буксира понятный язык сигналов. К примеру, один гудок клаксоном означает готовность к старту, а два коротких это требование снизить скорость. Моргание фарами — просьба готовиться к остановке на обочине. Если заранее не условиться, то в дороге можно спровоцировать ДТП, ведь звонить друг другу по телефону будет некогда, тем более что на загородных трассах связь есть не везде.
Очень важно дать понять водителю буксира, что неисправный автомобиль сзади не обладает такой же маневренностью, как его авто. Он не может так же быстро тормозить и маневрировать. Усугубляет ситуацию то, что виновным в ДТП всегда признается водитель буксируемого транспортного средства, а значит, он несет всю ответственность за процесс буксировки.
Если водитель тягача не слушает просьб, то от его услуг лучше отказаться.
Буксировать машину в плохую погоду не рекомендуется. На неисправной машине могут плохо работать «дворники» или печка, которая борется с запотеванием стекол, что ведет к затруднению обзора.
Перед началом движения автомобили должны обозначить себя. Оба водителя обязаны включить ближний свет фар, а буксируемая машина сзади должна моргать и аварийной сигнализацией. Если лампы неисправны, то на корме потребуется закрепить аварийный знак.
Правила безопасности во время движения
Перед началом движения обязательно в деталях необходимо спланировать маршрут буксировки и определиться, как и где начинать торможение, какую полосу занимать По возможности лучше перенести буксировку машины на время, когда дороги меньше всего загружены транспортом. Буксировать автомобиль необходимо по крайней правой полосе, но не по обочине.
Во время буксировки нельзя допускать провисания троса и его волочения по земле. Это может привести к зацеплению его за дорожные неровности.
Максимальная скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч.
Нельзя приближаться к буксиру на расстояние меньшее, чем длина троса.
Если в буксируемом автомобиле раздаются посторонние шумы, такие, как вой в трансмиссии или скрежет в подвеске, то буксировку необходимо прекратить и вызвать эвакуатор.
Что делать водителю тягача при буксировке?
При движении водитель буксира должен выбирать широкий радиус поворота, потому как автомобиль на тросе всегда «режет» поворот. Если первый автомобиль проедет поворот очень близко к обочине, то буксируемая машина обязательно съедет с асфальта.
У двух машин буксировочные петли могут не совпадать, из-за чего трос протягивается по диагонали. При таком расположении машина сзади не сможет держаться точно в колее. При каждом рывке ее будет разворачивать вбок. Очень важно при буксировке учитывать этот разворачивающий момент.
Водитель тягача перед началом торможения должен обозначить свое намерение. Это можно сделать с помощью короткого моргания стоп-сигналами, которые появляются при легких нажатиях на педаль тормоза.
Что делать водителю буксируемого автомобиля?
Водитель буксируемой машины должен держать трос натянутым, подтормаживая свой автомобиль.
Скорость и дистанцию до буксира можно выбирать с помощью торможения.
Нельзя наезжать колесом на провисший трос. Это часто приводит к его обрыву.
Нельзя допускать, чтобы ослабший трос оказался под днищем автомобиля. В этом случае он цепляется ворсистой поверхностью за элементы подвески, за подрамник, за шарниры стабилизатора и другие детали. При очередном рывке трос может передать нагрузку на эти детали, что чревато их повреждением.
Как буксировать электромобиль — нюансы
Сломавшийся электромобиль можно буксировать только указанным в инструкции способом. Во время буксировки может вырабатываться энергия, и если система рекуперации не активна, то скачки напряжения способны вывести управляющую электронику из строя.
Разрешено ли буксировать электромобиль или нет, указано в инструкции по его эксплуатации.
буксируемый и буксирующий автомобиль как запомнить
Эти два слова настолько похожи, что при сдаче теории курсанты долго думают, какое из значений приписывается каждому из них. Так, кто же кого тянет?
Как запомнить
Запомнить поможет визуализация. В слове “буксирующее” есть буква Щ, а у нее есть “хвостик”, за который можно зацепить трос. Значит, буксирующее транспортное средство тянет.
Слово “буксируемое” заканчивается буквами “емое”. Их можно интерпретировать, как возглас “Е-МОЕ!”, который издает расстроенный водитель во время поломки. Значит, буксируемое транспортное средство то, которое тянут.
Перед тем, как браться за решение билетов, необходимо выучить все дорожные знаки, разметку, сигналы светофора и регулировщика. Начните отвечать на вопросы по мере своих знаний, потом вы вернетесь к пропущенным вопросам. Для отличного запоминания ответов заниматься по билетам необходимо ежедневно. К концу обучения теоретическая часть должна быть вами заучена несколько раз.
Самым главным в билете является его изображение, по которому и задается вопрос. Перед ответом необходимо изображение внимательно рассмотреть и не торопиться. Посмотрите все знаки, дорожную разметку, сигнал светофора, расположение автотранспорта. Не торопитесь с окончательным решением. Только сопоставив все факторы, можно дать правильный ответ. Все вопросы опираются на правила дорожного движения, поэтому нескольких вариантов ответа и разночтений быть не может.
Во время процесса обучения вам следует научиться мыслить, как водитель, даже когда передвигаетесь на своих двух.
• Находясь в местах плотного автомобильного трафика, на перекрестах и проспектах, старайтесь внимательно наблюдать за действиями водителей, оценивать дорожную ситуацию и сопоставлять ее с выученными правилами, отмечать ошибки или непонятные процессы.
• При езде в общественном транспорте или на месте пассажира в автомобиле, следите за дорогой, анализируйте действия водителя, мысленно ставьте себя на его место.
• Смех снижает уровень кортизола — гормона стресса, который угнетает функции гиппокампа. А эта область мозга ответственна за перевод информации в устойчивые воспоминания. Кроме того, когда мы смеёмся, в организме повышается уровень улучшающего память эндорфина.
Совокупный эффект выглядит так: если вы смеётесь, значит, вы запомните вызвавшую смех информацию лучше, чем любую другую. Байки, анекдоты, карикатуры о дорожном движении — отличный способ зафиксировать ПДД в памяти
• Мозг быстрее запоминает информацию в динамике. Поэтому для изучения ПДД можно порекомендовать видеокурсы, которых много на YouTube. Основные задачи теоретического экзамена разбираются в них прямо в процессе движения виртуального автомобиля по виртуальным улицам.
Потом на занятиях в автошколе вы сможете задать интересующие вопросы своему инструктору и разобрать непонятную ситуацию в кругу сокурсников. А также скорректировать практические занятия по вождению таким образом, чтобы поездить в таких местах.
Во многих школах вождения ходят байки об абитуриентах, которые успешно сдавали теорию в ГИБДД, потратив на изучение правил минимум времени. А помогала им в этом… банальная логика: абитуриенты выбирали те варианты, которые исключают вероятность аварии.
Действительно, чтобы не перегружать мозг сложными формулировками, достаточно усвоить основное: все ПДД предназначены для осуществления безопасного движения — как вами, так и другими участниками. Поэтому, отвечая на тот или иной вопрос по проезду перекрёстков и движению по автомагистралям, прежде всего думайте, как будет безопаснее для вас и окружающих. И вы не ошибётКонечно, чтобы работать с логикой, некоторую базу знаний всё-таки понадобится создать. Хотя бы выучить, что обозначают дорожные знаки, а также запомнить ключевые моменты. Кроме упомянутого ДДД, к ним относятся правила:
• Помеха справа. Если на перекрёстке нет знаков приоритета, нужно пропустить все машины, которые приближаются справа.
• Прав тот, кто ниже. Автомобиль, спускающийся с горки, должен уступить дорогу машине, которая на неё поднимается.
• Виноват тот, кто сзади. Водителям, движущимся друг за другом, необходимо всегда держать дистанцию.
Но это не так сложно, как зубрить правила целиком
Правила буксировки транспортных средств
Добрый день, уважаемый читатель.
В предшествующей статье серии «Правила буксировки автомобиля» были рассмотрены виды буксировки и их основные особенности. Напомню, что речь шла о буксировке на гибкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки.
В этой статье будут рассмотрены правила буксировки транспортных средств, которые являются общими для всех видов буксировки, а также возможные наказания за нарушения этих правил:
Буксирующее и буксируемое транспортные средства
Для начала рассмотрим различия понятий «буксирующее ТС» и «буксируемое ТС», которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.
Световые приборы при буксировке
Правила дорожного движения требуют, чтобы буксируемое (находящееся сзади) транспортное средство было выделено на дороге:
Кроме того, не забывайте, что в 2021 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары.
То есть и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.
Максимальная скорость при буксировке
Максимальная скорость при буксировке составляет 50 км/ч (пункт 10.4 ПДД). Данная цифра не зависит от того, происходит буксировка в населенном пункте или за его пределами.
Буксировка на автомагистрали
Буксировка на автомагистрали в 2021 году не запрещена правилами дорожного движения.
Однако хочу напомнить, что если буксирующее и буксируемое транспортные средства не могут ехать быстрее 40 км/ч, то движение по автомагистрали для них является нарушением правил.
Стаж водителей при буксировке
В 2021 и 2022 году водителем буксирующего транспортного средства может быть только человек, имеющий водительское удостоверение в течение 2-х или более лет. То есть начинающий водитель не может управлять буксирующим автомобилем. Подробнее о данном изменении от 4 апреля 2017 года Вы можете узнать в отдельной статье.
К водителям буксируемых транспортных средств подобные требования не предъявляются.
Условия, при которых запрещена буксировка транспортных средств
1. Знак «движение с прицепом запрещено» запрещает буксировку механических транспортных средств:
2. Запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и велосипедами, а также буксировка таких транспортных средств. Т.е. мотоциклы, велосипеды и мопеды не могут выступать ни в качестве буксирующего, ни в качестве буксируемого транспортного средства.
3. Запрещается буксировка одновременно нескольких транспортных средств.
Примечание. При этом одновременная буксировка нескольких прицепов правилами не запрещается.
Штраф за неправильную буксировку
В настоящее время наказанием за нарушение правил буксировки является предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей (статья 12.21 КоАП).
ДТП при буксировке
В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:
Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.
При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.
Мы с тобой одно авто: учимся буксировать! А вы так «У»меете?
Многие автомобилисты у нас совершенно не умеют буксировать другие машины. Делают это с грубыми нарушениями: цепляют трос цвета мокрого асфальта, движутся быстрее 50 км/ч, опасно маневрируют. Как результат — нелепые происшествия, которые проще было бы предупредить, чем совершить. В сегодняшнем выпуске нашей специальной рубрики Юрий Краснов учит, как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке.
Первым делом преподаватель достает трос, специально приобретенный по такому случаю в магазине, — 4 метра, выдерживает 2,5 тонны. Как раз, чтобы дотянуть легковой автомобиль.
— Смотри, какой яркий — оранжевого цвета, — обращает внимание инструктор. — Шутки шутками, но это очень важно. Не раз наблюдал, как безобразно буксируют автомобили: используют какие-то грязные веревки. Их не видно даже днем. У меня был случай, когда я сам в темноте не заметил так называемый «трос» и въехал между буксирующим и буксируемым.
Ранее мы описывали другие, почти курьезные происшествия, когда о веревку, натянутую между двумя машинами, спотыкался пешеход, пересекавший дорогу по нерегулируемому переходу. Собственно, вопросов к заметности троса немало, и преподаватель просит обращать особое внимание при комплектовании своего походного снаряжения.
Моделируем ситуацию, которая может возникнуть на дороге с любым: девушка ехала на своем Volkswagen Polo Sedan, случилась поломка, устранить неисправность возможно только в сервисе. Кто возьмется дотянуть?
Притормаживает водитель со странным головным убором. Зато настроен доброжелательно и готов помочь: «Что случилось?»
Тема 20. Буксировка механических транспортных средств
Буксировка – опасная операция, поэтому всегда следуй «золотому правилу»: не уверен – не цепляй! К тому же у водителя, который собрался взять на буксир, согласно ПДД должен быть стаж вождения не менее 2 лет!
Если сломана машина на «автомате», то лучше сразу ее выбросить вызывать эвакуатор. Иначе можно довести автомобиль до такого состояния, когда ремонт обойдется дороже, нежели покупка нового транспортного средства.
Если же у вас механическая коробка передач – буксируйте на здоровье.
— Алле? — Привет, это я. Стою на машине недалеко от тебя. Тормоза отказали. До гаража надо добраться. Ты не мог бы… — Не буду я тебя без тормозов буксировать, и не проси. Эвакуатор тебе сейчас вызову. — Не, ты не понял. Это я тебя буксировать буду, а ты тормозить в случае чего.
Конечно, так делать ПДД запрещают. А как же разрешено?
Неисправное транспортное средство можно отбуксировать несколькими способами.
Самый простой – с помощью гибкой сцепки. Трос должен быть довольно прочным, иначе конструкция из двух автомобилей разлетится по дороге, создав аварийную ситуацию.
Важно также не переборщить с длиной троса. В ПДД этот параметр четко регламентирован – от 4 до 6 метров.
Если трос будет короче, вы рискуете получить вмятину на багажнике от буксируемого автомобиля. Если длиннее, то между вами может кто-то влезть. И вот уже готово ДТП из трех участников.
Кстати, с точки зрения безопасности Правила предусмотрели, что трос должен быть оснащен двумя флажками 20х20 см с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 5 см со световозвращающей поверхностью. Тогда проезжающие рядом автомобили не будут встраиваться между вами, увидев эти яркие сигналы.
В этом случае пригодится сварная конструкция из уголков или труб, которая не даст возможности транспортным средствам сблизится. Такой способ буксировки называется на жесткой сцепке.
При буксировке на жесткой сцепке конструкция не должна превышать 4 метров.
Также возможна буксировка частичным вывешиванием.
Или методом частичной погрузки.
Эвакуатор буксирует автомобили, полностью погружая их на себя.
Теперь о пассажирах.
Хотя Правила не запрещают наличие пассажиров в буксируемой «легковушке» при буксировке на гибкой или жесткой сцепке, но лучше все же обойтись без них. Иначе перегруза с переворотом не миновать.
Зато в буксируемой машине должен обязательно сидеть за рулем водитель. Хотя если конструкция жесткой сцепки обеспечит устойчивое следование автомобиля по траектории буксирующего, то водителю заднего можно отойти покурить покинуть борт машины.
А при буксировке методом частичной погрузки людей вообще нельзя перевозить, ни в кабине, ни в кузове буксируемого, а также в кузове буксирующего грузовика.
Однако буксировать можно не все и не всегда. Вот 5 случаев, когда ПДД запрещают буксировку:
Если не работает рулевое управление. Буксировка в этом случае допускается лишь методом частичной погрузки – во время него все равно за рулем буксируемого автомобиля не должно никого быть.
Двух и более транспортных средств. Иначе конструкция получится неуправляемой.
Если отказали тормоза. Иначе при торможении сзади едущий автомобиль будет толкать передний. А тормоза рассчитаны только на одно транспортное средство.
Впрочем, на жесткой сцепке допускается буксировать транспортное средство, которое вдвое легче (по фактической массе), нежели буксир, даже при неисправной тормозной системе.
Мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов. Слишком уж неустойчивы двухколесные транспортные средства. А вот буксировка мотоциклов с боковым прицепом не запрещена.
В гололедицу на гибкой сцепке. Речь идет даже не о гололеде, когда даже тормоза не спасут, а о периоде, когда только начинает появляться наледь на дорогах. Но если очень надо, то на жесткой сцепке такая транспортировка Правилами не запрещена.
Подробнее о том, как правильно буксировать автомобиль, можно почитать у нас в блоге. А мы переходим к следующей теме.
Нюансы вождения при буксировке.
Если вас собираются тащить на буксире, или вам надо руками подвинуть свой автомобиль, обязательно с помощью ключа включите зажигание, а потом поверните этот ключ на один щелчок назад. В этом случае вы избежите ситуации, когда автомобиль начал двигаться, а рулевое колесо у него заблокировано, т.к. ключ только воткнут в замок и находится в положении «LOCK» — блокировка.
В городе более опытный водитель должен тащить вас на буксире, ведь ему придется все просчитывать и за себя, и за вас: все перестроения, проезд перекрестков, при этом резко не тормозя и, по возможности, не останавливаясь, так как процесс трогания сопровождается рывком, во время которого можно что-нибудь оторвать. Водителю-буксировщику придется непрерывно следить за вами в зеркало заднего вида, особенно при торможении и перестройках: вы-то, на веревке, ничего сделать не сможете, куда вас потащат, туда и поедете.
Самое страшное, что может произойти при буксировке — это то, что кто-нибудь из участников движения попытается встрять между буксировщиком и вами. Поэтому повесьте какую-нибудь тряпку на буксирный трос, чтобы его легче было заметить, и сам трос при буксировке в городе желательно сделать короче.
Когда вас тащат на буксире, окна у вас должны быть открыты, иначе может запотеть лобовое стекло, да и рукой махнуть, чтобы подать сигнал, даже крикнуть через открытое стекло легче.
Когда следует снизить скорость движения (например, вы подъезжаете к перекрестку), первый водитель должен нажать на тормоз, но так, чтобы машина еще не тормозилась, а стоп-сигналы у нее уже загорелись. Второй водитель, видя горящие «стопы» должен начать тормозить так сильно, чтобы затормозить обе машины: и свою, и буксировщика, чтобы первому водителю не понадобилось сильнее давить на педаль тормоза. Тогда буксирный трос будет все время натянут. Погасли «стопы» у первого водителя — сразу отпускайте и свой тормоз.
На первой машине при буксировке должен быть включен ближний свет фар, а на второй — сигнал аварийной остановки.
Если предстоит затяжной спуск, имеет смысл отцепиться от буксировщика и самому скатиться вниз — всем спокойнее будет.
На загородной трассе более опытный водитель может управлять второй машиной: все ж меньше будет рывков.
После начала буксировки. через 300-500 метров желательно остановиться и обсудить проблемы, которые могут возникнуть (стекла сильно забрызгиваются грязью, или что-то затрещало в автомобиле).
В качестве буксира лучше всего использовать синтетическую веревку или строп-ленту — они гасят рывки.
Водитель второго автомобиля главной своей задачей должен считать не допускать провисания троса, особенно при поворотах, так как в этом случае велика вероятность того, что он просто наедет своим колесом на провисший буксирный трос, что приведет к неприятным последствиям.
Всех пассажиров при буксировке желательно посадить в первый автомобиль; вторая машина будет легче, а в первом автомобиле пассажиры, непрерывно поглядывая назад, могут сообщать водителю о поведении «ведомого».
Буксировать автомобиль в городе надо на второй или третьей передаче. При этом первый автомобиль должен переключаться как можно быстрее, а сцепление отпускать с задержкой, чтобы избежать сильных рывков. Второй водитель должен угадывать момент переключения и, чуть притормаживая, стараться не допускать в этот момент провисания буксира. Если двигатель на вашем автомобиле свободно, без стуков вращается, и масляная система в порядке, то желательно включить пятую (четвертую) передачу и выжать сцепление, а во время трогания, переключения передач на первом автомобиле и движения на спуске надо просто отпускать сцепление — произойдет несильное торможение вашим двигателем, количество рывков будет меньше.
Перед началом буксировки, как уже говорилось, не забудьте проверить ключ зажигания, чтобы разблокировать рулевое колесо.