Когда китайцы откажутся от дилеров в россии
Перейти к содержимому

Когда китайцы откажутся от дилеров в россии

  • автор:

Дешевле 2 млн не найти. Как машины из Китая заняли треть рынка в России

Фото: Autonews.ru

Китайским автокомпаниям невыгодно продавать в России автомобили дешевле 2 млн руб., а у водителей на фоне отсутствия официальных продаж от европейских, корейских, японских и американских брендов не остается выбора. За счет доминирующей позиции в совокупности китайские бренды заняли 36% авторынка в России в 2023 году: это в 3,5 раза выше, чем год назад. Такие цифры назвали аналитики на большой тематической конференции организованной Международной автомобильной консалтинговой компании «АвтоБосс». Почему водителям не стоит ждать более выгодных предложений от китайцев, которые оккупировали сегмент SUV, и какие могут появиться альтернативы, выясняла корреспондент Autonews.ru, наблюдавшая за дискуссиями дилеров и экспертов.

Агрессивные продажи и отсутствие альтернатив

«Вложили 26 млн руб. в обновление версии автосалона в июле 2022 года, а уже в августе пришло письмо от бренда, что нужно переделывать центр под третью версию, это еще примерно столько же. И как мы должны зарабатывать, — жалуется владелица одного из крупных дилерских центров в Сибири, которая 25 лет продает автомобили АвтоВАЗа и 12 — ряда китайских брендов. — Чтобы получить бонусы, дилеры «желтят» машины — подают отчеты, что они проданы, а машины при этом на стоках! Соседние дилеры продают модели на 250 тыс. руб. дешевле!» Все эти проблемы отзываются среди дилеров китайских автобрендов, количество соглашений с которыми в 2023 году достигло 700. Как посчитали в «Автостате», в конце 2022 года в России действовали 3164 дилерских контракта (по одному контракту могут работать несколько центров), из них 33% пришлось на китайцев. В среднем количество представителей брендов из Поднебесной за последнее время выросло на 30%.

Фото: Omoda

Однако проблемы продавцов и производителей рядовых водителей не так волнуют — для них важны цены и предложения. И здесь хороших новостей для тех, кто не может позволить себе автомобиль по цене от 2 млн руб. и выше, нет — как проанализировали в том же «Автостате», производителям китайских автомобилей продавать в России машины дешевле 2 млн руб. сейчас смысла нет. С одной стороны — это издержки на доставку. Так, собственное производство в России есть только у Haval в Туле, а с 2023 года на «Автоторе» собирают машины нового бренда Kaiyi. С другой стороны — отсутствие конкурентов играет продавцам на руку. Ввозимые по каналам альтернативного импорта автомобили пока немногочисленны: перевозчики не имеют возможности демпинговать и хоть как-то влиять на рынок.

Chery Tiggo7 Pro Max

«Более доступных вариантов из Китая просто нет. Можно найти автомобили чуть дешевле, только с определенными тонкостями, например по госпрограммам. Пока есть только две модели, которые теоретически могут подпадать под субсидии, которые предлагают для машин не дороже 2 млн руб., — это Chery Tiggo 4 и Haval Julion. Все остальное значительно дороже», — сообщил глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

36% авторынка в России заняли китайские бренды

Согласно данным агентства, средневзвешенная цена на OMODA C5 составляет 2,567 млн руб., Geely Coolray — 2,582 млн руб., Chery Tiggo 7 PRO — 2,715 млн руб., Haval F7 — 2,796 млн руб., Haval F7 X — 2,805 млн руб. Еще дороже обойдутся Geely Atlas Pro — 3,065 млн руб., Chery Tiggo 8 PRO MAX — 4,041 млн руб. и EXEED TXL — 4,415 млн руб.

Фото: Autonews.ru

И хотя именно высокая цена считается, по словам дилеров, первой причиной отказа для покупки китайских автомобилей у 50% посетителей автосалонов, общая доля продаж китайцев все равно растет. Так, китайские автокомпании сейчас занимают 36% рынка новых автомобилей. При этом, по данным аналитиков, в начале 2022 года доля китайских автобрендов в России составляла не более 10%, в конце 2021 года — 9%, а в конце 2020 года — всего 4%.

Фото: Autonews.ru

Как подсчитали в «Автостате» с помощью данных системы электронных паспортов, в январе—феврале 2023 года больше всего регистраций новых автомобилей в ГИБДД пришлось на марку Chery — 12 315 машин (+114,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года). Далее следует бренд Haval — 9155 автомобилей (+51,2%), Geely — 6722 машины (+87,1%), Exceed — 3900 автомобилей (-), Оmoda 3009 машин (-). Следом в рейтинге — Changan, JAC, Great Wall FAW и Voyah. При этом, как отмечают в «Автостате», подавляющее большинство китайских брендов представлены в наиболее маржинальном сегменте SUV.

Фото: Autonews.ru

Также эксперты агентства назвали топ-10 наиболее популярных моделей китайских автомобилей за первые два месяца 2023 года. Ими стали Chery Tiggo 7PRO, Haval Julion Geely Coolray, OMODA C5, Geely Atlas Pro, Chery Tiggo 8 PRO MAX, Haval F7X, Haval F7, EXEED TXL, Chery Tiggo 4.

Всего в России в 2023 году представлено 486 моделей автомобилей, из них, как оценили в «Автостате», 87 пришлось на китайские бренды — это 18%. Эксперты прогнозируют, что их доля в 2023 году вырастет до 25–30% и в дальнейшем продолжит расти.

Chery Tiggo 4

С этим мнением согласился и исполнительный директор Ассоциации китайских автопроизводителей Юрий Волков. По его оценкам, объем отложенного спроса в России на данный момент составляет 1,5 млн автомобилей. «Поэтому можно сделать вывод, что продажи китайских автомобилей в дальнейшем кратно возрастут — потому как других автомобилей практически нет», — сказал Волков. Также он отметил, что состоявшийся визит в Россию председателя КНР Си Цзиньпина показал, что партнерство с Китаем будет усиливаться во всех сферах.

Кроме политических факторов в список позитивных для китайских брендов обстоятельств аналитики из «Автостата» включили сократившееся количество предложений на рынке от марок из других стран, возможности для расширения модельных рядов, готовность оставшихся без ушедших из России дилеров работать с новыми партнерами и снижение уровня предубеждения к китайским машинам у россиян.

Тем не менее, как признал руководитель департамента мониторинга и аналитики репутационного агентства SidorinLab Евгений Кузнецов, у многих потребителей предубеждения в части китайских автобрендов все еще работают. По его словам, представления о ряде проблем укоренились в общественном сознании с того момента, когда китайские бренды только пришли на российский рынок в начале 2000-х годов. Тогда китайские автомобили ощутимо уступали по качеству своим прямым конкурентам. К таким выводам аналитики пришли, проведя анализ мнений потребителей, которые собирали с 1 сентября 2022 по 31 января 2023 года.

Сегмент до 2 млн руб. пока пустует

Если автомобилисты пока не готовы пересаживаться на китайские автомобили, вариантов у них остается несколько: машины из параллельного импорта, автомобили с пробегов или же весьма ограниченное предложение от отечественных производителей. При этом, как предупредил Целиков, в России сегмент автомобилей стоимостью от 1 млн руб. до 1,5 млн руб. пока остается «пустым».

«Если сейчас какой-либо бренд выведет модель по цене 1,6–1,7 млн руб., они станут хитами продаж. Если же цена составит 1,2–1,3 млн — они будут продаваться особенно быстро. Так как пока в России по цене до 1 млн руб. на первичном рынке можно купить только Lada Grantа. Скоро должна появиться Lada Vesta, которая будет продаваться очень сильными темпами, потому что на рынке в сегменте от 1 млн до 1,2–1,5 млн руб. совершено свободно», — заключил Целиков.

Россию захватили китайские автомобили. Как Китай борется с США и Европой за мировой рынок авто?

В 2023 году Китай стал мировым лидером по экспорту автомобилей. С января по март местные производители отгрузили за рубеж 1,07 миллиона машин. Достичь мирового лидерства в автомобильном секторе КНР смогла в том числе благодаря опустевшему из-за санкций рынку в России: за три месяца китайские производители экспортировали соседям 112 тысяч автомобилей — столько же, сколько и за весь 2022 год. Толчок развитию местных брендов также придали и контрактная сборка «китайцев» на территории России, и заработок местных дилеров на параллельном импорте. Действия стран Запада подготовили почву для расширения бизнеса китайских автогигантов, и новые игроки на рынке воспользовались этими возможностями. Восточные партнеры — в материале «Ленты.ру».

Российский авторынок оказался одной из наиболее пострадавших отраслей после начала спецоперации на Украине и последующего введения масштабных санкций со стороны западных стран. Из-за перекрытых логистических маршрутов и разрыва договоров на контрактную сборку, отгрузку автомобилей и запчастей, в том числе компонентов для локализованных производств, а также ограничений на поставку предметов роскоши (что поставило крест на ввоз в страну транспортных средств дороже 50 тысяч евро, или 4,5 миллиона рублей), в автосалонах начался дефицит иномарок, а после — и отечественных автомобилей, говорят данные «Авто.ру».

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

После введения санкций о временном закрытии заводов заявили BMW, Renault, Hyundai, Toyota и Ford. Перестали поставлять автомобили в страну Audi, Porsche, General Motors (Chevrolet и Cadillac), Jaguar Land Rover, Lexus, Volvo, Honda и другие компании. С момента начала боевых действий на Украине от активов в стране избавилась большая часть автопроизводителей, например, Mercedes-Benz и Volkswagen. За символический 1 евро расстались со своими активами японская Nissan и Mazda, продали свои заводы даже производители шин Continental, Nokian Tyres и Michelin.

Из-за приостановки соглашений с зарубежными партнерами, нехватки деталей и комплектующих на фоне сложностей с логистикой остановили работу и российские предприятия. В апреле 2022 года лидер местного рынка, компания «АвтоВАЗ», была вынуждена отправить часть сотрудников в простой, а после — перенести корпоративный отпуск и продлить майские праздники.

Китай начал контрнаступление в «войне чипов» с США. Почему ответ Пекина так опасен для Запада?

Китай начал охоту за новыми ценными металлами. Как поиски в Гималаях помогут китайцам обыграть весь мир?

Также в вынужденный отпуск ушли сотрудники Ульяновского автомобильного завода (УАЗ), которым майские выходные продлили за счет ежегодного корпоративного отпуска. Пришлось остановить сборку автомобилей и на калининградском предприятии «Автотор».

Уже к 3 марта в России прекратили или приостановили работу почти половина (45 процентов) предприятий по выпуску легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей. Все это привело к сокращению ассортимента в автосалонах, скачку цен у дилеров и снижению продаж, а также подготовило почву для масштабной экспансии на российский рынок брендов из КНР.

Свободная ниша

Российские заводы столкнулись с необходимостью искать новые пути для перезапуска производства после ухода зарубежных производителей, обрыва технологических цепочек и прекращения партнерств с другими автобрендами. Некоторые из них решили заключить соглашения на контрактную сборку с китайскими производителями, другие — выпускать перелицованные китайские автомобили под собственными торговыми марками.

По первому пути пошел калининградский завод «Автотор», где раньше собирались машины марок BMW, KIA и Hyundai. В конце декабря предприятие договорилось о производстве автомобилей китайских брендов. Первыми с конвейеров сошли седаны Kaiyi E5 (аналог KiA Rio и KIA Cerato), которые собирали на базе сваренного и окрашенного кузова с некоторыми отечественными запчастями. В апреле завод начал выпуск кроссоверов BAIC X35 и седанов BAIC U5 plus, а также кроссоверов SWM от Shineray Group. Но на этих брендах компания не остановилась и пообещала расширить модельный ряд с 6 до 20 единиц.

Кроме того, «Автотор» начал собирать китайские грузовики: на заводе представлены три китайских бренда с автомобилями массой от 3,5 тонны до 12 тонн. Каждый пятый из производящихся грузовиков решили делать на электрическом двигателе. При этом на заводе для транспорта производятся лишь шасси — прочие надстройки предприятию обеспечивают партнеры.

Фото: пресс-служба губернатора Тульской области / РИА Новости

Тем временем в Тульской области новый импульс развития получила производственная площадка Haval (дочернее предприятие концерна Great Wall), которая не единожды делилась планами по захвату местного рынка. Компания объявила о намерениях в ближайшие шесть лет расширить производство в России и добиться локализации автомобилей более чем на 80 процентов. На осень 2022 года на предприятии собирали порядка 70 тысяч автомобилей в год — Haval F7, Haval F7x, Haval Jolion, а также рамный внедорожник Haval H9. До конца 2023 года фирма намерена расширить ассортимент еще на восемь моделей и собирать на площадке также пикапы.

Помимо остальных конкурентов, локализовать сборку в России решила и Chery — компания рассматривает запуск собственного производства автомобилей или открытие завода на условиях партнерства. Машины могут начать собирать на бывшем заводе Volkswagen: до конца года в компании планируют поставить на рынок гибридные кроссоверы Tiggo 8 Pro e+ и Tiggo 7 Pro, а также бензоэлектрический седан Arrizo 8.

Фото: Ng Han Guan / AP

Не остался местный рынок и без премиальных брендов — в марте на бывшем заводе Mercedes в подмосковном индустриальном парке «Есипово» начали собирать китайские премиум-автомобили Hongqi (Хунци). Эти машины — единственные представители премиум-сегмента в КНР и главный поставщик транспорта для местной политической элиты. Именно на таком автомобиле во время поездки в Москву передвигался председатель коммунистической партии Китая Си Цзиньпин. Также различные модели Hongqi поставляют для шейхов ОАЭ и Саудовской Аравии. В России кроссовер HS5 продвигают как альтернативу BMW X3 и подобным ей машинам.

«Не можешь победить — возглавь»

Некоторые российские компании решили не продвигать иностранные бренды, а вернуться к истокам и возродить некогда известные торговые марки. Так, например, в конце ноября 2022 года на бывшем предприятии концерта Renault перезапустили бренд «Москвич». Однако новые владельцы решили не начинать производство с нуля, а взять в качестве основы для своих кроссоверов китайские JAC JS4 и JAC Sehol A5. Впоследствии столичный завод решил наладить выпуск электрокаров, основанных на китайских Sehol E40X. Правда, первые автомобили с электрическим двигателем оказались дороговаты даже по мнению зампредседателя Совета безопасности России Дмитрия Медведева. Их цена стартовала от 3,5 миллиона рублей, что сказалось на продажах, — за несколько месяцев удалось реализовать лишь 77 автомобилей.

Поживем — увидим. Если что-то хорошее создадут, ну и отлично. На самом деле в кооперации с китайцами тоже ничего плохого нет. Прямо скажу: та машина, на которой я ездил, точно не хуже, чем Mercedes. Поэтому нужно развивать массовый сегмент с кем-то в кооперации

По примеру «Москвича» власти задумались о возрождении и других известных марок машин. Так, глава Минпромторга России Денис Мантуров анонсировал перезапуск производства «Волги» уже к лету 2024 года. «Группе ГАЗ» к этому времени необходимо лишь найти подходящего «технологического партнера». Аналогично в ведомстве поддержали идею выпуска обновленных машин «Ока» и пообещали помочь производителям, которые захотят заняться выпуском нового автомобиля.

Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

Также о выпуске китайских авто под собственными брендами задумалась производящая УАЗы «Соллерс». Компания анонсировала серийное производство легких коммерческих автомобилей (LCV) на базе грузовиков JAC: полукапотный «Атлант» массой 2,5-4,2 тонны и бескапотный «Арго» массой 2,5-3,5 тонны будут производить с бензиновым и электродвигателем с августа 2023 года.

Не стал отворачиваться от перспективы сотрудничества с китайскими партнерами и «АвтоВАЗ»: в апреле 2023 года стало известно, что концерн обсуждает с тремя крупнейшими производителями из КНР сборку их автомобилей на заводах в Санкт-Петербурге, Ижевске и Тольятти. Китайские машины будут выпускаться под брендом Lada, причем их производство начнут еще до сертификации техники в Пекине, чтобы не затягивать поступление в продажу. Как отметил глава компании Максим Соколов, «не можешь победить — возглавь».

Контрактной сборкой сотрудничество российского предприятия с восточными партнерами не закончилось — последняя модель концерна Lada X-Cross 5, представленная на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), оказалась копией китайского Bestune T77 от концерна FAW. Основным отличием новинки Lada от китайского оригинала назвали отечественные шильдики с традиционной ладьей в форме буквы «В», вписанной в овал. В компании заявили, что новый автомобиль — не просто копия, а российский продукт, «созданный в сотрудничестве» с коллегами из Китая.

Окольные пути

За 2022 год общая доля китайских брендов в России выросла с 9 до 43 процентов, говорят данные Ассоциации европейского бизнеса. Доля машин Chery взлетела с 3 до 20 процентов, Great Wall Motor — с 3 до 12 процентов, Geely — с 2 до 8 процентов. Расширили присутствие на местном рынке даже небольшие производители — Changan (с 0,5 до 2 процентов), FAW (с 0,2 до 0,5 процента) и недавно начавший продажи бюджетных электрокаров Evolute, который обеспечил 0,2 процента продаж.

С января по май самыми популярными в России, по данным АЕБ, стали Haval, Geely, Changan, Great Wall, FAW. GAC и Dongfeng (данные по Chery и ее суббрендам — Jetour, Exceed, iCar и Omoda аналитики в отчет не включают по решению штаб-квартиры концерна).

FAW — один из самых распространенных в России производителей из КНР. За прошедший год компания открыла в стране 48 шоу-румов. Также модель Bestune использовалась в качестве основы Lada Vesta

Также в России можно приобрести автомобили менее известных производителей и их суббрендов — JAC, Honqueг, Skywell, Tank, Baic, Nio, Avatr, Li auto и Voyah. Кроме них, на отечественном рынке появились фургоны и минивэны SAIC Maxus с электрическим двигателем. Другие автомобили бренда у дилеров пока не представлены, однако компания известна бюджетными аналогами популярных машин. Например, последняя модель кроссовера RX9 в Китае стоила порядка 1,6 миллиона рублей (на тот момент цена Vesta Sport начиналась от 1,59 миллиона рублей). Также производитель выпустил рамный внедорожник по цене втрое дешевле Nissan Patrol (3 миллиона рублей).

Китайские фирмы не только зарабатывают на импорте в Россию, но также договариваются о производстве в третьих странах, чтобы те собирали их машины для последующих поставок в страну. Так, иранский производитель Kerman Motor (KMC) решил выйти на российский авторынок с китайскими седанами JAC J4. Эта модель с 2019 года собирается на локальных мощностях завода KMC. В 2022 году иранская компания выкупила лицензию у JAC, чтобы выпускать на базе этой модификации собственный автомобиль и поставлять технику на рынки Ирака и стран СНГ. Всего в портфолио фирмы есть три бренда: MVM и Fownix (перелицованные китайские базовые и премиальные модели Chery), а также KMC (перелицованные JAC).

Фото: China Daily / Reuters

При этом Китай обеспечивает Россию не только продукцией собственных брендов — местные дилеры также поставляют автомобили и других компаний. Так, например, 21 июня стало известно о возобновлении продажи Honda и открытии первого официального дилерского центра бренда в Санкт-Петербурге, хотя концерн собирался прекратить отгрузки еще до введения западных санкций. Впоследствии стало известно, что завозить машины в Россию будут не из Японии, а из Китая, и за реализацию будет ответственна компания из КНР.

С 2022 года Китай стал одним из главных партнеров России в рамках поставок по параллельному импорту. По словам директора департамента оптовых продаж автомобилей группы «Авилон» Грацин Беленовой, из КНР на территорию страны попадают практически все иномарки ушедших брендов: Renault, Ford, Kia, Mazda, Hyundai, Opel, Peugeot и другие. Зарабатывая на поставках зарубежных брендов, дилеры не забывали привозить и отечественную продукцию. Например, Meilin Auto, которая возила в Россию машины европейских или американских брендов, — сделанные для китайского рынка Cadillac, Volkswagen или Tesla — параллельно развивала поставки премиальных электрокаров Hongqi, Li Auto и Voyah.

Новая реальность

Уже к августу 2022 года, спустя несколько месяцев после введения санкций, автомобили из КНР буквально заполонили российский рынок. В июле новые легковые авто китайских марок составили 24,3 процента от общего объема рынка — за месяц жители страны приобрели 8642 модели различных брендов. Самыми популярными на тот момент стали автомобили Geely, Haval и Chery.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), по итогам 2022 года Китай стал самым крупным импортером легковых автомобилей в Россию — объемы поставок выросли на 40 процентов по сравнению с предыдущим годом. Число ввезенных машин составило 117 тысяч, из которых 31 тысяча — различные модели грузовиков, 2000 — автобусы и микроавтобусы и 3000 — авто специального назначения.

Количество китайских автосалонов на территории страны к концу года превысило тысячу, почти треть от всех работающих в стране дилерских центров

К июню 2023-го доля китайских машин на рынке России выросла более чем на 29 процентов. Такой рост объяснили бурными темпами развития производителей: количество опций и модельный ряд меняются буквально с космической скоростью, и сейчас количество производителей в КНР без учета суббрендов превысило 50, заявил директор казанского автосалона «Диалог Авто» Филипп Ижиков. Как объяснил он в беседе с РБК, «российского рынка-производителя больше нет», а импортеры обеспечивают поставку запчастей, сервисных программ и кузовных деталей.

Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Китайский автопром, который продолжил работу в России несмотря на санкции, занял нишу иностранных авто, так как местные производители подтянули качество и вместе с тем не стали поднимать цены на фоне дефицита. Благодаря этому их продукция оказалась дешевле моделей зарубежных брендов, что ввозят в Россию по параллельному импорту, добавил партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.

Прошлым летом китайские бренды попали в топ-10 на российском рынке. Haval оказался на шестом месте, а Geely — на восьмом. Теперь «китайцы» заметно укрепили позиции. Haval поднялся на второе место, а Geely — на третье

По словам гендиректора ГК АвтоСпецЦентр Андрея Терлюкевича, секрет успеха «китайцев» — в агрессивном маркетинге: покупателей завлекают огромными скидками, подарками и выгодными кредитами. При этом с ростом продаж разнообразие программ поддержки и акций у производителей только растет, поделился он. Китайские производители охватывают весь спектр покупателей — одни предлагают широкий выбор, надежность и официальную гарантию, другие поддерживают трейд-ин, а также привлекают современными решениями. При этом, в отличие от поставленных по параллельному импорту машин, запчасти для «китайцев» никуда не денутся с рынка, детали для них будут в наличии в условиях любых санкций и по доступной цене, добавил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Аналитики ждут, что экспансия брендов из КНР продолжится, и уже к 2025 году каждый третий продаваемый автомобиль в России будет китайским, хотя в конце 2020 года они занимали порядка четырех процентов рынка. Как отмечают эксперты B1, это произойдет за счет возникновения новых суббрендов и появления новых фирм, которые все вместе будут продавать по 400-450 машин в год.

может достичь доля китайских машин на российском рынке

В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) настроены более пессимистично: эксперты считают, что российский авторынок может превратиться в китайский, так как доля продаж авто из КНР уже в ближайшие годы вырастет до 70 процентов. К такому выводу их подтолкнуло замедленное развитие отечественных брендов и производственные мощности китайских концернов — только на территории КНР местные бренды могут выпускать порядка 20 миллионов автомобилей в год.

Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов допустил, что доля китайских автомобилей на российском рынке может достичь 40 процентов. По его словам, в правительстве выделяют недостаточно денег на поддержку льготного кредитования и лизинга, и конкуренция с китайскими машинами станет «настоящим стратегическим вызовом» для отечественного автопрома.

Большие амбиции

Опасаются экспансии китайских автомобилей и на других рынках: аналитики консалтинговой компании AlixPartners считают, что к 2026 году поставки машин из КНР на рынки Европы и США вырастут на 67 процентов, и импортная техника окажет «разрушительное влияние» на эти регионы. При этом в своей стране китайские производители вытеснят зарубежных конкурентов уже в 2023 году, считают эксперты.

Фото: Aly Song / Reuters

Европа воспринимается как более уязвимый рынок для экспансии — в странах ЕС импортная пошлина на иностранные автомобили составляет 10 процентов, при этом зарубежный транспорт тоже подпадает под льготы при покупке электрокаров. В США импортная пошлина почти втрое выше (27,5 процента), а льгота распространяется лишь на машины, которые соответствуют строгим правилам, касающимся источников материалов и компонентов для батарей, и которые собраны в США, Канаде или Мексике.

С учетом того, что КНР владеет 76 процентами мировых мощностей по производству аккумуляторов и свободно закупает сырье для их производства, она может производить электрокары значительно дешевле и вытеснять конкурентов, демпингуя. Учитывая, что ЕС намерен запретить автомобили с бензиновыми двигателями уже к 2035 году, Китай получит еще доступный рынок, куда будет просто попасть, считают аналитики.

Согласно прогнозам Transport & Environment, китайские компании уже к 2025 году могут занять 18 процентов рынка электромобилей в Европе (в 2021 году доля авто из КНР составляла лишь 3,5 процента). В Германии тем временем по итогам первого квартала 2023-го доля электрокаров из Китая составила порядка трети (28 процентов) от всего рынка — втрое больше, чем в 2022 году.

может составить доля китайских электрокаров в Европе уже к 2025 году

Во Франции всерьез беспокоятся за автопромышленность региона, так как она обеспечивает значительную часть ВВП и предоставляет рабочие места. Власти страны подталкивают Брюссель к введению протекционистских мер и отмене всех предоставляемых на китайскую технику льгот. Также во Франции намерены не допускать производителей из КНР до участия в госзакупках.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен высказалась о недопустимости дискриминационной политики «покупай в Китае», которая стала проблемой европейской промышленности. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что ЕС не должен позволить Китаю победить в автомобильном секторе. Однако в регионе опасаются, что ответные меры Пекина могут нанести ущерб экспортерам Европы, а также осложнить жизнь компаниям, которые вложили в экономику страны значительные средства, и ограничить инвестиции в страны ЕС.

Фото: Tang Ke / VCG / Getty Images

Опасаются конкуренции с Китаем и в США — председатель правления американского концерна Ford Motor Co. Билл Форд-младший в интервью CNN признался, что в США боятся соперничать с Китаем. По его словам, местные производители совсем не готовы тягаться с КНР в производстве электрокаров. Пока китайские компании не вышли на американский рынок, крупным фирмам США нужно приложить все усилия, чтобы приготовиться к их приходу, добавил он.

Сможет ли Китай воспользоваться предоставленной ему конкурентами форой и прочно закрепиться на пьедестале всемирно известных и популярных автобрендов, покажет время. Однако ситуация на российском рынке уже говорит о том, что, избавившись от зависимости от западных торговых марок, местные дилеры и водители уже стали привязаны к китайским поставщикам. При этом опыт автомобильных концернов могут подхватить и другие производители из КНР и аналогичным образом использовать Россию как трамплин для выхода на мировые рынки для противостояния с европейскими и американскими брендами.

«Что производим — на том и ездим». В России предлагают отказаться от элитных иномарок

Иностранные элитные автомобили в России должны уйти в прошлое. Такое мнение высказал депутат Госдумы РФ Султан Хамзаев.

Пока ограничения коснутся только чиновников, а не простых россиян. Депутат предлагает люксовые западные авто продать на аукционах. А госслужащих пересадить на изделия отечественного автопрома.

— Что производим — на том и ездим. Иностранные элитные машины для чиновников должны уйти в прошлое, — передаёт слова Хамзаева «РИА Новости».

По его словам, при таком решении российский автопром выйдет на новый уровень качества.

— Поверьте, как только у какого-нибудь важного чиновника зимой машина не заведётся два-три раза и он опоздает на совещание — быстро найдут решения. Будут делать для людей, как для себя, — уверен он.

Отметим, что в Японии рассматривается возможность запретить экспорт в Россию автомобилей (включая подержанные) с объёмом двигателя более 1,9 литра, а также гибридов и электромобилей. Аналогичные ограничения уже ввели страны Евросоюза.

Китайские авто будут продаваться онлайн

В Китайской ассоциации автопроизводителей (China Association of Automobile Manufacturers) предложили своим автоконцернам открыть онлайн-продажи автомобилей в России. Они считают, что продажи и доля на российском рынке продолжат расти, поэтому нужно всерьёз задуматься о максимизации прибыли.

Организация разослала компаниям письмо с предписанием «ввиду огромного спроса и по сути безальтернативности китайского автопрома в РФ активизировать извлечение максимальной прибыли через онлайн-продажи, без маржи дилеров и дистрибуторов».
Китайские компании могут запустить онлайн-продажи автомашин в России уже в этом году

Иными словами, китайцы хотят наладить в России ту же схему с онлайн-продажами, которую пару лет назад в качестве эксперимента запускал Hyundai. Отчасти именно поэтому они так резко нарастили активность на российском рынке и начали искать финансовых и других партнёров (в приоритете — банки и IT-компании), уже имеющих опыт организации онлайн-продаж в автомобильном сегменте.

Насколько успешной окажется эта идея, покажет время. Очевидно, что китайцы учтут ошибки корейских коллег и сделают всё возможное, чтобы извлечь максимум выгоды из той ситуации, в которую попал российский автопром в 2022 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *