Почему так сложно сдать на права
Перейти к содержимому

Почему так сложно сдать на права

  • автор:

Лишь каждый восьмой: почему в России стали хуже сдавать экзамен на автоправа

Год прошел с того момента, как в ГИБДД появился новый регламент по сдаче экзаменов для будущих водителей. Но, похоже, автошколы так и не смогли адаптироваться к единому практическому экзамену на права: только 12% курсантов сдают "город" с первого раза. Это в два с лишним раза меньше, чем два года назад. При этом хуже стали сдавать и теорию, хотя этот экзамен вроде бы не ужесточался. Так что же происходит? Почему показатели падают?

Донат Сорокин/ТАСС

Жизнь в эпоху реформ

Реформа системы образования в автошколах России началась еще в 2014 году — ввели новые стандарты обучения и ужесточили требования к самим учебным заведениям. До недавнего времени по окончании курса ученики сдавали три экзамена: теоретический и два практических. Но с 1 апреля 2021 года в МВД изменили регламент и теперь принимают "единый практический экзамен" вместо двух отдельных — на площадке и в городе. Таким образом, первоначальные навыки вождения (упражнения "параллельная парковка", "разворот в ограниченном пространстве" и другие) теперь проверяются непосредственно в реальных условиях. Кроме этого, учебные маршруты больше неизвестны курсантам — их определяет экзаменатор перед выездом. Изменения вполне логично повлекли за собой и увеличение времени проведения практической части экзамена — около 30 мин. (может быть и больше, если инспектор посчитает это нужным). Руководство ГИБДД при введении поправок делало акцент на расширении возможностей таким образом проверить навыки вождения учеников в реальных условиях, что должно было бы повлечь рост качества молодых водителей.

За прошедший год доля выпускников автошкол, которые сдали практический экзамен с первого раза, сократилась вдвое — с 26 до 12%, рассказал начальник отдела организации экзаменационной деятельности ГИБДД МВД России Николай Гиляков. И эта цифра продолжает снижаться. Кроме того, полковник Гиляков уточнил, что с 40 до 35% снизилась и доля сдающих теорию с первого раза.

Соответственно, в МВД настаивают, что качество подготовки курсантов в автошколах остается на недостаточном уровне. Это касается как практического, так и теоретического аспекта. Например, якобы ввиду того, что правила теперь все больше преподают в онлайн-режиме. Раньше во время занятий в классе все были вынуждены активнее участвовать в процессе: решать задачи, разбирать совместно с другими учениками примеры, задавать вопросы. Сейчас же есть риск, что студент, сидя дома, включит на компьютере вебинар и при этом будет заниматься какими-либо дополнительными делами, тем самым не уделяя достаточного внимания уроку.

В автошколах, правда, считают иначе. Мол, основная проблема состоит в новом регламенте по сдаче экзаменов (приказ МВД №80), который, по мнению сотрудников автошкол, содержит массу неточностей и норм, которые можно толковать по-разному. В связи с чем курсанты и совершают ошибки.

Кстати, по поводу ошибок. Ранее допускалось по пять штрафных баллов на каждом из двух практических этапов экзамена, то есть в сумме — 10. Теперь во время объединенного испытания на городских улицах можно набрать всего пять "штрафов". На мой взгляд, это сделать совсем нетрудно, ведь во многом оценки основаны на субъективных решениях экзаменатора. Например, в таких моментах, когда кандидат "в установленных случаях не снизил скорость" (минус три балла) или "двигался без необходимости со слишком малой скоростью" (также минус три балла). И при этом "неправильно оценивал дорожную обстановку" (один штрафной балл).

Между прочим, до 2015 года у кандидата было право на небольшую пробную поездку на площадке перед началом экзамена, чтобы хоть немного привыкнуть к экзаменационной машине. Ошибки, допущенные во время такой поездки, не учитывались. Теперь такой практики нет.

"К регламенту накопилось много вопросов как со стороны автошкол, так и со стороны сдающих экзамены, — считает президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. — Часто баллы ставят за совсем несерьезные, естественные для новичка ошибки. В результате люди выстраиваются в очереди на пересдачу, процесс затягивается еще на месяцы. За это время многое забывается, курсантам приходится брать дополнительные занятия — за отдельные деньги". Татьяна Шутылева призывает к доработке системы оценки навыков.

Собственно, недостатки существующей системы (определенные, небольшие) признают и в МВД. К примеру, главный госавтоинспектор России Михаил Черников не раз говорил, что ведомство работает над "модернизацией механизма формирования билетов и экзаменационных задач". Правда, никаких подробностей он не раскрывал.

Будем учиться по-новому?

Тем временем в Министерстве просвещения в срочном порядке подкорректировали программы подготовки в автошколах. Как ожидается, поправки должны вступить в силу с 1 сентября 2022 года. Новый приказ Минпросвещения №808 обяжет автошколы больше времени уделять обучению курсантов навыкам вождения в условиях городского движения, а также содержит еще целый ряд полезных новшеств. Сегодня при обучении на категорию В из 56 ч практической подготовки отводится 24 ч занятиям на площадке и 32 ч — в городе. В будущем распределение будет 18 к 38 ч соответственно, чтобы можно было лучше отработать навыки вождения в реальных условиях. Также ожидается, что появятся дополнительные занятия по вождению на скоростных магистралях. Теоретический курс будет дополнен блоком "электронные системы помощи водителю", в рамках которого студенты будут изучать особенности управления автомобилями "с высокой степенью автоматизации" (речь о различных видах автопилота или активного круиз-контроля).

Помимо этого, приказ Минпросвещения значительно облегчит жизнь водителям, у которых есть мотоциклетные права, — они смогут по сокращенной программе получить допуск к управлению автомобилем. Время изучения теории для них сократится втрое. Всего же прописано девять новых программ ускоренной переподготовки с одной категории на другую.

"В программы внесены важные изменения, направленные на повышение качества подготовки водителей. Сохранена преемственность с действующими программами, общее количество часов обучения не выросло, но очень грамотно перераспределены часы вождения. Так что стоимость обучения не должна вырасти", — считает Шутылева.

При этом работа над совершенствованием системы обучения будущих водителей не заканчивается. Параллельно по заданию министерства разрабатываются новые правила и предметы, которые будут наиболее полно соответствовать нынешним реалиям жизни и требованиям ГИБДД.

Будем сдавать по-новому?

Вторым слагаемым в примере являются экзаменаторы. Экзамены на права в РФ принимают обычные офицеры-гаишники, у которых с достатком и других обязанностей (особенно в регионах, где штаты урезаны). Требования к экзаменаторам минимальные: возраст не моложе 25 лет, высшее образование и права с водительским стажем не менее пяти лет.

Во многих же иных странах экзаменатор — это отдельная профессия, которая предполагает специальное образование. В большинстве случаев это гражданские люди, состоящие в штате департаментов транспорта городов или регионов. Ежегодно каждый экзаменатор должен проходить курс занятий с психологом, который снимает разные установки, которые могли возникнуть в ходе профессиональной деятельности. Например, учатся тому, как не акцентировать внимание на незначительных ошибках курсанта, ведь для него экзамен — это стресс; как, наоборот, помочь ему показать свои знания и проявить лучшие качества.

К сожалению, на российской ниве сдачи на права подобных идей (точнее, их серьезного рассмотрения) я не слышал. Как мне кажется, это все же играет немаловажную роль в том, что у нас только каждый седьмой-восьмой ученик автошкол сдает на права с первого раза.

При этом отмечу, что, по статистике ГИБДД, аварийность среди молодых водителей (со стажем до двух лет) все время сокращается: за 2021 год — минус 7%. То есть все-таки хорошо учат? Или так строго принимают экзамены, что за несколько заходов на сдачу делают из курсанта настоящего профессионала? Загадка…

Проблемы и пути решения

По-моему, самая большая проблема наших автошкол — там, прежде всего, натаскивают на сдачу экзамена, а не учат грамотно и безопасно водить автомобиль. При этом я совершенно не хочу всех собак спускать на учителей и инструкторов. Ведь за отведенное для обучения время очень непросто сделать из новичка опытного водителя. Но и удлинять (и, соответственно, удорожать) курс обучения — тоже не выход.

Здесь просится небольшое отступление. Российские правила категорически запрещают обучение на права экстерном. Я считаю, что это правильно по двум причинам. Во-первых, из-за коррупции — среди тех, кто раньше приходил на экзамены после самоподготовки, было немало "блатных", во многих регионах были отработаны целые схемы по выдаче прав таким "водителям". В свою очередь, свидетельство об окончании автошколы — хоть какая-то гарантия того, что человек реально занимался и готовился.

Во-вторых, автомобиль, в том числе и согласно Правилам дорожного движения, — источник повышенной опасности. Обучать тому, как им правильно и безопасно управлять, надо все-таки под руководством опытных наставников в очных условиях.

По моему твердому убеждению, для обучения вождению сегодня нужно несколько обязательных составляющих: грамотный инструктор с навыками педагога; автомобиль с двойным управлением; тренажер для тренировок до выезда на реальную улицу и закрытая площадка, где можно отработать практические, базовые навыки. Все это должна обеспечивать автошкола.

Почему люди не могут сдать с первого раза на права

Он рассказал нам о главных факторах несдачи экзамена в ГИБДД и много других интересных вещей.

С каждым годом сдача экзамена в ГИБДД для получения водительского удостоверения становится сложнее. Меняется методика обучения, методика приёма экзамена. Кроме того, растут дорожный трафик и дорожная инфраструктура. Но в некоторых вещах кандидатам в водители стало легче. А ещё мы разобрали интересующий всех вопрос – почему люди не могут сдать экзамен в ГИБДД с первого раза? Про всё это нам рассказал кировский инструктор по вождению Евгений Лаптев.

Евгений, здравствуйте. Как начиналась ваша эпоха, когда вы сели за руль? С какого раза сдали на права?

— Я сдавал на права будучи взрослым человеком — пошел в автошколу по рабочей необходимости. Изначально особого желания водить машину у меня не было, да и папа всю жизнь говорил о том, что это не моё. Поэтому я как-то рос, получал высшее образование, начинал устраивать свою жизнь и совершенно не думал, что моя дальнейшая деятельность будет связана с обучением вождению транспортными средствами. На работе предложили повышение, но для этого нужно было сдать на водительское удостоверение, чтобы ездить в область. К этому времени я был уже взрослым человеком, то есть не 18-летним юношей. Я шел в автошколу с твердым намерением выучиться, чтобы иметь возможность расти по карьерной лестнице. У меня был мощный стимул. Я сдал с первого раза, — вспоминает Евгений. – В то время, когда сдавал я, условия сдачи экзамена отличались от нынешних. Сдать автодром было намного проще. Было меньше фигур. Разрешалось пересдать одну из фигур, если с первого раза не получилось. Автодром практически все сдавали с первого раза. В «городе» у нас не было разворотов. Мы с инструктором их пару раз выполняли и всё, а ведь это один из самых сложных маневров для водителя. «Город» принимали проще. Отношение тогда было другое.

Я скажу так, что за последние годы сдать стало сложнее, система обучения и приема экзамена усложнилась. Это дало свои плоды. Да, сейчас сложнее сдать с первого раза, да сейчас чаще ходят на пересдачу. Я сдал с первого раза, считал, что я классный водитель. В первый же год произошло ДТП по моей вине, потому что наступила зима, я не соблюдал скоростной режим и дистанцию. Мне просто не хватило опыта.

Отличалась ли в те времена система образования в автошколах?

— Сейчас увеличилось количество практических занятий – раньше их было меньше. Стало сложнее сдавать экзамен по теории – объем стал больше. В то же время ввели онлайн-обучение по теории, отношение к нему довольно-таки двоякое. Есть свои плюсы и минусы. Теперь появилась возможность обучаться не только на автомобиле с механической коробкой передач, но и с автоматической. Поменялся и автопарк учебных автомобилей. В те времена, когда учился я, у нас пределом мечтаний была старенькая «Тойота Королла». На тот момент она уже была старенькой, — вспоминает Евгений Лаптев. –Сейчас автопарк современных иномарок – это 60% от всего автопарка города. Мы говорим даже не о статусе учебных авто, а о комфорте. Ребята моего возраста, которые пошли учиться на права в 18 лет, ездили на «шестерках».

Какие произошли кардинальные изменения в Правилах дорожного движения?

— Каждый год в ПДД какие-то изменения происходят. Эти изменения связаны с терминами. То есть, как я их называю, «косметические» изменения. Мне и моим коллегам кажется, что они направлены лишь на то, чтобы автошколы обновляли учебную часть – покупали новые издания ПДД. Кардинальных изменений немного, но они есть. Например, появился термин «Обучающийся вождению». Появились некоторые изменения в плане маневрирования, остановки, стоянки. Но, как рассказывают коллеги с большим стажем, изменения носят цикличный характер – что-то запретили, что-то через 5 лет ввели обратно. В целом, общие Правила дорожного движения в глобальном плане не изменились. Человек, который учился на права 20 лет назад – и сейчас может ездить по правилам. Рекомендую автомобилистам «держать руку на пульсе» и проверять изменения в Правилах дорожного движения.

Назовите самый важный этап в подготовке будущих водителей

— Я люблю говорить всем ученикам, что руки и ноги – это механика, мышечная память. Она нарабатывается за время практических занятий. Самое главное, чтобы у кандидатов в водители была на месте голова и всё было в порядке с психологией. Голова нужна для осмысление происходящего на дороге и понимания всех действий, которые ты совершаешь в автомобиле – к чему эти действия приведут. Что касается психологической подготовки, то она играет колоссальную роль. К сожалению, сейчас во многих автошколах не уделяется должного внимания работе в психологическом плане.

Ведь почему многие ученики не могут сдать экзамен с первого раза?

Мешают нервы и стресс. Здесь можно говорить и о синдроме «отличника», и о возрастных моментах.

Например, спрашивают, кого легче обучать – девочек или мальчиков. Принято считать, что мальчикам проще. Если даже оттолкнуться от этой распространенной точке зрения…Почему мальчикам проще? Они зачастую пофигистичнее относятся. Когда ты управляешь автомобилем и идешь на экзамен – здоровую долю пофигизма нужно включать. Не надо считать, что это вопрос жизни и смерти. Я всем ученикам говорю, что реальный экзамен начинается, когда ты получил права, когда купил свой первый автомобиль, когда ты сел в него и осознал, что ты сейчас один за рулем. Жизнь – это экзамен. Поэтому психология играет колоссальную роль. Мы пытаемся поддержать ученика, оказать ему психологическую поддержку, где-то его эмоционально встряхнуть. Но если сам человек в себе не уверен, если он по жизни живет с кучей комплексов – то и вождение ему дастся тяжелее, — говорит Евгений. — Определенный оттенок оставляет и род деятельности человека. Тяжело дается обучение тем людям, кто занят бумажной работой. Люди, которые привыкли к наиболее активной деятельности — легче осваивают управление автомобилем. Наиболее яркий пример – хоккеисты кировской «Родины». Уже три человека у меня отучились на права. Люди привыкли смотреть по сторонам и быть в движении. Я бы посоветовал людям, которые собираются в дальнейшем обучаться вождению, добавить в жизнь занятия спортом.

Многое ли зависит от учебного автомобиля? Есть ли смысл в них копаться, выбирать?

— Определенную роль играет то, имеются ли у тебя в автомобиле системы комфорта: электроусилитель руля, система интеллектуального торможения и прочее. К оборудованию учебного автомобиля есть определенные требования – там не должно быть систем активной помощи водителю, поэтому в них запрещены камеры заднего вида, парктроники и другие системы, облегчающие жизнь водителю. В современных автошколах ученикам предоставляют возможность выбрать не только инструктора, но и автомобиль. У нас даже есть кроссоверы учебные. Можно выбрать учебный автомобиль, исходя из своих потребностей, на каком автомобиле ученик в будущем планирует ездить. Например, мой знакомый обучался на обычном седане, но всю жизнь знал, что будет ездить на джипе. У него уже четвертая личная машина – это джип на автомате. Раньше ему не могли предоставить учебный кроссовер, их просто не было. Сейчас уже такого нет, — отметил Евгений.

В некоторых автошколах у нас есть возможность выбрать учебные автомобили побольше. Например, Renault Duster, Kia Sportage в последнем кузове, Skoda Karoq.

Иногда ученики задаются таким вопросом: «Евгений, вот я сейчас езжу на современном автомобиле – иномарке, а потом куплю себе «Калину», как же на ней буду ездить?». Я им отвечаю, что, если есть возможность – лучше всего сразу же покупать автомобиль более современный, желательно иностранного производства.

Как вы относитесь к автомобилям с механической коробкой передач? Сейчас мы видим, что машин с «автоматом» становится всё больше

— «Автомат» – это удобно. Никто это оспаривать не будет. Если сравнивать «механику» и «автомат», взвесить все за и против с точки зрения эксплуатации автомобиля, преимущества «автомата» перевесят. Если только ты не собираешься стать профессиональным гонщиком. Город у нас провинциальный. Как и свойственно любому провинциальному городу, кировчане люди очень неторопливые в плане принятия чего-то нового. Это проявляется и в обучении вождению. Действительно, люди понимают, что «автомат» — это современная норма, даже не роскошь. Только вот есть устойчивое мнение, что обучаться нужно только на «механике». С одной стороны, я не против этой точки зрения. Если ты отучился на «механике», то ты сможешь ездить и на «механике», и на «автомате». Некоторые ученики не понимают принципа работы механической коробки передач. Мы не будем вдаваться в гендерные стереотипы, говорить о том, что девочки не понимают. Мальчики тоже не все постигают основы механики. Есть девушки, которые вообще никогда за рулем не сидели, но они спокойно справились с «механикой», сдали на права и ездят. Когда человек не может осознать механику, хочется ему сказать: «Дорогой, ну, что ты мучаешься? Иди тогда сразу на «автомат». Ведь даже если ты сдашь на «механике» с какого-то раза, угробив себе и инструктору нервы, попортив коробку, ты потом покупаешь себе автомобиль с такой же коробкой и начинаешь издеваться над ним». Обучаться на «механике» должны люди, которые хотят быть профессиональными водителями, либо это люди, готовые понять «механику». Но поверьте, нет ничего обиднее ситуации, когда ученик, который «насилует» тебе коробку, говорит: «Я понял, что «механика» — это не моё. Я сейчас сдам на права и буду ездить на «автомате»». Конечно, обучать на «автомате» легче. Мы надеемся, что рано или поздно современные тенденции дойдут и до нашего города в полной мере.

Есть ещё распространенная фраза: «Если я выучился на механике – смогу потом управлять и «автоматом», и «механикой»». Если вы сдали на «механике», но потом сели на «автомат», то вы никогда больше на «механику» не пересядете. Точно так же, как я сейчас не смогу сесть за руль «девятки» и адекватно ей управлять. Я буду глохнуть, я буду безобразно вести машину и мне будет очень некомфортно. Человек очень быстро привыкает к комфорту.

Какая самая частая ошибка при сдаче практического экзамена в ГИБДД?

— Самая частая ошибка – это, опять же, психологическая. Человек полностью погружается в своё внутреннее волнение, внутреннее психологическое состояние и напрочь забывает все те моменты, которые мы изучали на занятиях. Человек совершенно может забыть о том, на какой улице мы находимся, как здесь правильно припарковаться, что инспектору необходимо предложить пристегнуться. Очень частая фраза: «Как только инспектор сел в наш автомобиль, я мигом всё забыл». Я это слышу от каждого второго студента. Увидели инспектора – всё. Тут же сковал ноги страх. Когда человек спокойно воспринимает присутствие в автомобиле сотрудника ГИБДД, — не теряется, то и шансов на сдачу больше. Такое очень часто бывает даже с теми, кто отлично до экзамена водил машину. Бывает, что замечательный ученик начинает творить такие глупости, что за голову хватаешься. А человек потом говорит, что сам с себя удивился. Простой пример – ученик пытается начать движение, при этом, не включив передачу. Выжимает сцепление, нажимает на газ, а машина стоит на месте. Так проходит несколько минут, а затем кандидат обращается к инспектору, говорит, что машина не едет. Инспектор интересуется у ученика, пробовал ли он включить передачу…

Это уже несдача?

— Дело даже не в этом. Вы сами подумайте. Допустим, вы принимали экзамен по вождению, вы бы доверили управление транспортным средством человеку, который не может включить передачу, чтобы тронуться? Наверное, вы бы сказали, что нужно ещё потренироваться. Не надо пока самостоятельно машину водить.

Как вы относитесь к грядущим изменениям в порядке сдачи экзамена в ГИБДД? (Это объединение практических экзаменов «город» и «площадка», и увеличение количества вопросов в теоретической части)

— Давайте сразу же разобьем этот вопрос на два пункта – практика и теория.

В недавнем прошлом я был преподавателем теории. Могу сказать, что нужно пересматривать сам формат теоретического экзамена. Сделать так же, как это было раньше, когда все экзамены в ВУЗе и в школе были в виде билетов. Вытягиваешь билет – там пара вопросов и практическое задание. Готовишься 20-30 минут и в устной форме преподавателю рассказываешь. Сейчас мы пришли к тому, что ученики просто зубрят ответы к билету. Процентов 90 учеников автошкол даже не читают Правила дорожного движения. Ученики считают решение задач подготовкой к теоретическому экзамену в ГИБДД. Зазубривание билетов – это не изучение ПДД, это разные вещи.

Представим ситуацию. Инспектор на экзамене просит ученика остановиться, а затем спрашивает, почему он остановился именно здесь. Просит рассказать правила остановки. Ученик сидит и молчит. Он не знает, что сказать. Он бы смог ответить, если бы ему дали варианты ответа. Я говорю о том, что тест – это не вариант. Даже если вопросов будет тысяча – это сильно не повлияет на качество обучения водителей.

Как было у нас на занятиях, когда я учился в автошколе. Однажды, я пришел на лекцию, преподаватель по теории без всякого предупреждения сказал нам, что сейчас будет контрольная работа. Он просто начал нам называть номера дорожных знаков без картинок. Мы должны были по номеру знака написать, что это за знак, его свойства и к какой группе он принадлежит. С нами особо не церемонились, по мне, это было довольно круто.

Практика. Смотрим на опыт европейских стран. Например, в Северной Америке нет экзамена «площадка». Все выполняется в городе. У нас, возможно, решили сделать так же. Я согласен, что одно дело – это парковаться между пластиковыми конусами, и другое дело – выполнять параллельную парковку в условиях реальной дорожной обстановки. Когда стоят настоящие автомобили. Ученик может сделать какое-то неверное движение – это приведет к несдаче экзамена и предаварийной ситуации. Я не очень представляю себе, как ученик будет выполнять «параллельную парковку» в условиях стресса на улицах города. Был пример в прошлом году, когда девушке дали команду выбрать место для стоянки – мы двигались по улице Труда. Девушка выбрала подходящее место, но ей пришлось выполнять «тещин карман». Она успешно выполнила поставленную перед ней задачу, но сам маневр занял слишком много времени. Стоящие сзади автомобилисты вынуждены были ждать. Получается, мы создали помеху для других участников движения. Несдача.

Как это будет выглядеть в следующем году – прогнозировать очень сложно. Как мы обсуждаем это с коллегами – всё станет сложнее и хуже. В последнее время наблюдается тенденция по ужесточению условий сдачи экзаменов. Эта тенденция оправдана и понятна. ГИБДД стремится выдавать водительские права тем, кто действительно готов к самостоятельному управлению автомобилем. Это замечательно, но тогда нужно что-то менять в самой системе работы автошкол. Согласитесь, что невозможно требовать от человека выполнения маневров на высоком уровне, если за рулем он сидел пару месяцев. В автошколе период практического обучения длится всего два месяца. Как можно за два месяца подготовить с нуля человека, чтобы он прекрасно выполнял сложные маневры в городе? Это физически невозможно. Есть таланты, которые сели и поехали, но это единицы. Большинство учеников в рамках стандартной программы за два месяца только-только начинают чувствовать автомобиль. Сроки обучения должны быть больше.

Считаю, что идеальное обучение вождению должно начинаться, например, в осенний период. Ученик начинает вождение в летних условиях. Затем — зимой, чтобы он мог поездить в снежных условиях. Ученик должен попробовать езду во все времена года. Ребята, которые многократно ходят на пересдачу, отмечают, что поездили и зимой, и летом, и весной. Они понимают все преимущества столь затяжного пути к заветным корочкам. Я начинал заниматься в августе, экзамен был в начале октября. Мы катались два месяца – август и сентябрь. 8 октября была сдача экзамена, я всё замечательно проехал – всё хорошо. Потом выпал снег, я сел за руль. Сначала едва не улетел с трассы, мне повезло. Потом у меня произошло ДТП по моей вине, я не рассчитал дорожные условия, скоростной режим.

Если мы хотим, чтобы выпускники автошкол могли продемонстрировать максимально качественные навыки, тогда нужно изначально усложнять и углублять подготовку будущих водителей. Невозможно за 20 занятий сделать из человека адекватного водителя. Это нереально. Если Департамент образования ничего не поменяет в программе подготовки будущих водителей, но при этом ужесточатся правила приема экзамена, то мы просто придем к тому, что у нас будут гигантские очереди на пересдачу.

Ну, и финальный вопрос. Почему же всё-таки люди не могут сдать на права с первого раза? Что им мешает?

— Первое, это психология. Второй момент – недостаток практики. Третий момент – это удача. Если, экзамен по теории и экзамен на площадке – подготовка психологическая самого ученика, то «город» — это фактор удачи. Где-то кандидату может не повезти с трафиком, где-то пешеход под колёса полез. Бывает, что агрессивный водитель «подрезал».

Даже если мы говорим про наш экзаменационный маршрут, то мы можем наблюдать тотальные нарушения Правил дорожного движения со стороны водителей. В этих условиях ученикам трудно сдать экзамен. Бывает заезжаешь на узкую улицу, где со всех сторон под запрещающими знаками припаркованы другие машины, — не можешь разъехаться со встречным автомобилем. Если бы у нас на всех улицах соблюдались ПДД, то ученикам было бы проще маневрировать. Ведь у нас даже сколько таких случаев было на экзамене. Ученик завершает поворот налево на перекрестке. Выехал на перекресток, пропустил поток встречного транспорта, загорелся желтый сигнал светофора – ученик завершает манёвр. В этот момент какой-то лихач вылетает на встречу. Инструктор вынужден нажать на тормоз из-за этого лихача. Это несдача – вмешательство в управление транспортным средством.

Отметим, что Евгений является инструктором по вождению кировской автошколы «Академия безопасного вождения».

Как сдавал на права и что помогло. Для тех, кто долго не может сдать или решил вернуться после неудачных попыток

Я начал учиться вождению в 2017 году и сдал только в 2021 спустя 9 попыток. Выбрал неудачную автошколу, где плохо учили и выводили на экзамен по 70 человек, несколько раз попробовал сдать — не получилось, забил на четыре года, вернулся к обучению в другую школу, попробовал даже в другом городе — опять не получилось, загонялся, и наконец сдал.

Я не буду рассказывать историю в подробностях, а напишу, что делал, чтобы вернуться к сдаче и что помогло сдать. Кажется, это важнее всратого сторителлинга.

Что делать, чтобы вернуться к сдаче

Я отучился в одной школе, получил сертификат, пару раз пробовал сдавать — и забил на несколько лет. Пока не решил закончить квест. Что делать дальше.

Если совсем коротко:
— найти школу и заключить с ней договор;
— пройти медкомиссию;
— выучить и сдать теорию;
— много практиковать и сдать практику.

Найти школу, которая нравится, заключить договор на дополнительное обучение и пройти медкомиссию. Подбирайте школу по инструктору, учебным автомобилям и прозрачности процесса сдачи и обучения.

Я пошел в школу, где работает инструктор, у которого я брал дополнительные занятия еще в 2017 году. Просто нашел его через Авито, поездил пару-тройку раз и кайфанул от того, как Владимир Николаевич все объясняет и формулирует. Я за эти занятия с ним понял больше, чем за 12 в основной школе.

Не знаю где искать хороших инструкторов, но, кажется, их мало и тут поможет только опытным путем, как с психотерапевтом. Для меня критерии классного инструктора: понятное объяснение и ответы на самые тупые вопросы, уважительное отношение, понимание психологии. Пример классного — Сергей Моряхин, который ведет кайфовый ютуб-канал. К сожалению, Владимир Николаевич Руденко, у которого учился я каналов не ведет.

Прозрачность процесса — это как в любом проекте. Важно на старте понимать за что вы платите, на что претендуете и что делать, если что-то пойдет не так. Чем больше вопросов зададите на берегу, тем лучше.

Договор на дополнительное обучение мне стоил 6 500 рублей. Это цена за право сдавать теорию и практику от этой школы на их автомобиле и 4 практических занятия. То есть школа предоставляет автомобиль и занимается бумагами: заранее подает мои документы в ГИБДД и назначает даты сдачи. Теоретически можно и без школы, но на деле у ГИБДД нет своих учебных автомобилей и инспектора все равно отправляют в школы.

Мне 4 занятий оказалось мало, потому что за время простоя я забыл всю механику управления на механике. Поэтому в целом с апреля по октябрь я откатал занятий 20. Первые 4 — по 500 рублей за бензин, остальные — по 700. И это супер-низкая цена. Обычно в Хабаровске 60 минут практики с инструктором стоят от 1500. Тут мне повезло.

С медицинской комиссией все просто: в городе есть много комиссий, где за полчаса и 1000—1500 рублей можно пройти всех нужных врачей. Сертификат действует один год.

Сдать теоретический экзамен. Это первое и самое простое, потому что все 800 билетов можно тупо заучить. В сдаче теории нет случайностей, просто приходишь и отвечаешь на 20 вопросов. Но все равно волнительно, потому что дяденька-инспектор очень серьезно на тебя смотрит, на столе ничего не должно быть, телефоны выключены, время пошло. Кстати, мой рекорд сдачи 2:34.

Я учил и решал билеты через приложение ПДД 2021.

Сдать практический экзамен. После сдачи теории запускается счетчик на полгода, чтобы сдать практику. Первые три практические попытки можно сдавать каждые 7 дней, дальше — раз в месяц. Если не получается сдать за полгода, то пересдаешь теорию и пытаешься снова.

С апреля 2021 года практика поменялась. Теперь нет деления на площадку и город, все упражнения делаются за один подход: в городской среде, на пустой парковке торгового центра, на площадке другой автошколы. С одной стороны стало сложнее, потому что можно проехать город и запороться на площадке — и в следующий раз все заново. С другой — такой подход помогает научиться маневрировать в реальных условиях. Мне это правда помогло.

Еще одно изменение — из-за коронавируса. Уменьшили количество сдач, увеличи время ожидания, документы для подачи на экзамен школа подает за месяц — и все это сильно затягивает процесс. Моя первая попытка была 1 июля, вторая только 17, а третья (и удачная) — только 29 октября.

По алгоритму: накатал необходимое количество часов для уверенности, пришел и сдал. На деле, конечно, все сложнее: ты волнуешься, какое-то время ездишь с другими кандидатами, приходит твое время, ты садишься, настраиваешься, забываешь включить поворотник во время начала движения — и все.

Дальше расскажу, что помогло мне справиться с волнением и сдать практику.

Что конкретно мне помогло сдать практический экзамен

Сдача практического экзамена по вождению — внезапно один из самых долгих и сложных квестов в моей жизни. Даже написать и издать книгу в крупнейшем издательстве страны было проще и понятнее.

Я парился, переживал, не спал накануне. Из-за волнения на первой попытке я забыл включить передачу после разворота на нейтрале — затупил и дождался сигнала от едущих сзади. На второй — не сообразил, что автомобиль с тремя крупными людьми ведет себя на крутой горке иначе, чем с двумя и вовремя не дал газу.

Короче, ошибок и волнения много, но вот что для меня в итоге сработало.

Накатка часов. Помимо Николаича я катался еще с двумя инструкторами просто для того, чтобы больше кататься. Еще с одним проездил три дня перед экзаменом по 50 минут (экзамен сдать не помогло, но уверенность и навык копились), с другим — пять раз, пару из которых по 3 часа.

Регулярность — сила и чтобы у меня сформировался навык, потребовалось время, что все устоялось. Кажется, это самое важное: просто чем больше я ездил, тем увереннее и спокойнее чувствовал себя за рулем. Вначале мне казалось, что дело в продуктивности каждого занятия: чем больше попробую за час, тем круче научусь, но все-таки сработало общее количество часов.

Ну и важно понимать, что кому-то нужно меньше часов, а кому-то больше — и это нормально.

Чтение знаков. Это навык обращения внимания на знаки. Никто из инструкторов сознательно этому не учил, а у меня не хватало внимания и казалось, что нужно просто заучить все знаки на экзаменационном маршруте.

Но это плохо работает, потому что знаки — это то, что помогает ориентироваться в дорожной обстановке. На одном из ютуб-видео я увидел, как этому учат и стал практиковать навык в пассивном режиме. Я считывал и проговаривал все знаки пока ездил пассажиром или на общественном транспорте, пару раз включал видео с экзаменов и комментировал дорожную обстановку там. Просто для того, чтобы учиться обращать внимание на первый столб за перекрестком и определять что и куда дальше.

Через несколько недель регулярной практики внимание подстроилось и чтение стало проще и интуитивнее. Едешь и замечаешь на автомате. И это очень здорово помогает ездить на любых дорогах, а не только на экзамене.

Проговаривание действий вслух. На первом этапе это очень важная штука, которая помогла сохранять концентрацию в движении. У японцев есть даже такая техника, называется «сиса канко»: проговаривание сложных механических действий вслух, что сокращает процент ошибок на 90%.

Сон после вождения. После каждой практики я ложился на 20 минут и в голове автоматом начиналось кино с тем, что делал в этот раз.

Записывание заметок и наблюдений. После отдыха — накидывал заметки: на что обратил внимание, чего не понял, что заметил.

Не сдаться и сдать. Почему получить водительские права стало сложнее?

Полтора года назад в России изменились правила сдачи экзамена по вождению. Теперь два практических этапа объединены в один, а демонстрировать свои навыки приходится не на автодроме, а в городе. По статистике, экзамен сдают 2–3 человека из 10. В исключительно редких случаях удаётся сделать это с первой попытки.

Насколько эффективны новые требования и кого «валят» на экзаменах, корреспондент krsk.aif.ru разбирался вместе с экспертами.

Что изменилось?

С момента нововведений в практические экзамены на получение водительских прав прошло полтора года. Достаточно времени, чтобы понять, пошли ли на пользу новые правила.

Напомним, с 1 апреля 2021 года больше нет автодрома. Упражнения выполняются на дорогах в условиях реального движения. К примеру, «горочку», а также разворот в ограниченном пространстве, ученики делают в любом месте, независимо от движущихся рядом машин. Но парковаться между машинами всё-таки не доверяют – на парковке, так же, как и раньше, устанавливают специальные конусы.

Немаловажный нюанс – кандидаты в водители не знают заранее маршруты, по которым им предстоит ехать вместе с инспектором. Если раньше было несколько путей следования, которые ученики заучивали на уроках, то теперь полная импровизация. Пообщавшись с учениками разных автошкол Красноярска, мы выяснили, что многие инспекторы всё равно договариваются с автошколами хотя бы о примерных маршрутах. А вот в маленьких городах полицейские строже: предпочитают посмотреть на ученика в исключительно новых условиях.

Новый стресс для курсанта – сотрудник ГИБДД во время экзамена находится не на заднем сидении, как было раньше, а впереди. Получил более пяти штрафных баллов за нарушение ПДД и правил управления автомобилем – экзамен считается проваленным.

Дороги диктуют правила

В краевой ГИБДД пояснили, что раньше движение на дорогах было не такое интенсивное, и экзамен проходил по-другому.

«Законодательство в этой части поменялось для того, чтобы курсант был максимально приближен к современным дорожным условиям. Задача полицейского – допустить к вождению подготовленных участников дорожного движения. По какой причине кандидат в водители не может выполнить то или иное упражнение, сложно определить. Почему будущий водитель не пристегнул ремень безопасности или нарушил ПДД: из-за волнения, из-за плохой подготовки? Каждый случай индивидуален», – отметил инспектор по пропаганде БДД УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю Василий Екимов.

«В прошлом году произошло всего 140 ДТП с участием водителей, стаж которых – не более 3 лет. Это немного, ведь за 2021 год сотрудники ГИБДД края оформили более 40 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Радует, что сегодня молодые участники дорожного движения в нашем регионе ответственно подходят к обучению и не входят в особую категорию опасных водителей», – добавил Василий Екимов.

За что снимают баллы?

По мнению же самих курсантов, процедура экзамена несправедливо усложнилась.

«Я не берусь судить качество своей езды, но то, что экзамен стал намного жёстче – факт. У меня были попытки получения удостоверения ещё до нововведений, есть с чем сравнить, – поделилась жительница г. Шарыпово Елена К. – Раньше, если ты сделал упражнения автодрома, но «завалил» город, в следующий раз едешь сразу в город. Теперь каждый раз начинаешь всё сначала. Ещё баллы на экзамене сняли за то, что «не плавно тронулась с места». Знакомая не сдала, потому что ехала 45 км/ч, а не 60 максимально возможных. Дорога была настолько ужасная и в ямах, что и 45 было «больно» для машины. Но инструктор заявил, что нужно всегда ехать с максимальной скоростью. Хотя от него самого такая команда во время экзамена не поступала. По регламенту он должен предупредить».

«Я не сдала экзамен, потому что остановилась слишком далеко от стоп-линии. Я понимаю, когда ты её переехал. Это сразу штраф. Но если ты перестраховался и решил остановиться раньше? Остаётся искать золотую середину и вы­считывать миллиметры, чтобы угодить экзаменатору».

«Ехал по дороге, где было вообще непонятно, что это дорога. Асфальта нет, гравийка. При развороте мне указали на то, что заехал колесом на обочину. Как же полицейский понял, что там уже началась обочина, где и дорога, и обочина – одно сплошное месиво? Замечаю, что чем меньше город, тем придирчивее относятся к ученикам».

«После ввода нового регламента статистика абсолютно у всех автошкол ухудшилась, – поясняет директор сети автошкол Красноярского края Александр Петров. – Связано это, во-первых, с тем, что курсанту именно психологически гораздо сложнее сдавать элементы автодрома в условиях города. Поэтому большая часть несданных экзаменов – это элементарные ошибки. Во-вторых, свой вклад в ухудшение статистики внесли ужесточения в системе оценки результатов экзамена.

С первого раза теорию сдают 50–70% человек. Процент по сдаче практического экзамена снизился практически вдвое – до 25%».

Плата за ошибку

За каждую попытку сдачи экзамена надо заплатить авто­школе за сопровождение инструктора 1 тыс. рублей. И не забываем про госпошлину в ГИБДД.

Учитывая, что из 10 учеников экзамен не сдают больше половины, а проходит он 2 раза в неделю, автошколы на этом неплохо зарабатывают, да и краевая казна пополняется. От отчаяния люди ищут лёгкий способ получения прав. До сих пор находятся предприимчивые «помощники».

«Сестра моего мужа без особых усилий сдала экзамен по договорённости. Инструктор местной автошколы или, возможно, другой, близкий к инспектору человек, предложил за 50 тыс. рублей облегчённую версию экзамена. Во время прак­тики она допустила ошибку, и так как в тот день было много учеников, то есть свидетелей, девушку отправили домой. Однако когда она при­ехала во второй раз, на экзамен пришли около 5 человек, и все были «по блату». Тогда двушка снова не смогла сделать «горку». Но инспектор стёр запись с камеры видеонаблюдения и дал ещё одну попытку».

Инструктор – психолог?

Автошкола в системе подготовки водителей посредник. От того, насколько качественное обучение учреждение даёт ученику, зависит успех на экзамене и в будущем уверенность на дорогах. Иногда в гонке за прибылью автошколы сокращают количество часов для обучения, не спешат обновлять автопарк и берут на работу неопытных инструкторов.

«Поскольку инструктор – это прежде всего педагог, то найти такого сотрудника непросто, – говорит Александр Петров. – Ему недостаточно просто иметь большой опыт вождения – нужны коммуникативность и тонкая психологическая работа с каждым курсантом. Кроме этого, готовность к постоянному совершенствованию, так как инструкторы проходят регулярную аттестацию для подтверждения и закрепления своих знаний.

Что касается очередей на экзамен, да, мы слышали о проблемах в некоторых автошколах. У нас таких нет. Мы заранее планируем объём курсантов, не принимаем из других автошкол. Но есть сложности в поиске мест, подходящих для сдачи экзамена в условиях городской среды. Особенно тяжело в зимний период. Если на автодроме мы точно знали, что учебная площадка будет подготовлена, то в городе такой гарантии нет. Это создаёт дополнительные трудности и для учеников, и для автошкол».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *