Какой была МКАД более полувека назад: Сомнительные рекорды, кража 10 см дороги и другие малоизвестные факты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Рокадная дорога
В 1937 году, когда в разгаре была сталинская реконструкция Москвы, появились планы и относительно окружной дороги. Спустя два года будущая трасса уже была закреплена на местности. Предстояло замахнуться на грандиозный проект, несколько десятков километров шоссе с развязками – это в стране, где подавляющее большинство дорог оставались грунтовыми. Московская кольцевая автодорога могла появиться еще в первой половине XX века, но этого не произошло – началась Великая Отечественная война.
Уже летом 1941 года, впрочем, вокруг Москвы началось активное строительство дорог – то были рокадные трассы, то есть используемые для переброски войск и техники в целях обеспечения нужд фронта. Эта окружная дорога, построенная всего за месяц, стала в некотором смысле прообразом будущей МКАД, правда, траектории этих двух трасс не совпали. Рокада представляла собой изломанное кольцо, она соединила уже существовавшие дороги и подъезды к городу; кроме того, были построены наплавные мосты через реку Москву. Длина объездной дороги превышала 125 километров.
После войны прошло больше десяти лет, была возобновлена реконструкция Москвы, а с ней и разработка проекта окружной дороги. Тот маршрут МКАД, который существует в настоящее время, был намечен в 1956 году. Первым участком будущего кольца стал участок у Ярославского шоссе.
Возглавил строительство окружной автодороги Александр Кубасов, инженер, который в годы войны проектировал и рокадную дорогу. Среди других его достижений значились перестройка советских дорог из гужевых в асфальтовые и цементно-бетонные, а также строительство трассы Новоград-Волынский – Ровно – Дубно – Львов.
К 22 ноября 1960 года были построены и открыты для движения 48 километров МКАД от Ярославского до Симферопольского шоссе. А полностью, в виде кольца, дорога предстала перед автомобилистами к ноябрю 1962 года.
Загородное шоссе
На нынешнюю дорогу это кольцо было совершенно не похоже. Шоссе состояло из двух полос в каждом направлении, отсутствовали разметка, центральное освещение, да и потока автомобилей как такового не было. Новая трасса использовалась для съемок сцен фильма «Берегись автомобиля», для работы не приходилось даже перекрывать трассу – не было такой необходимости.
Это было «загородное шоссе», по нему со времени открытия МКАД стали проводить границу Москвы – с появлением новой дороги территория столицы расширилась. Новая, увеличенная территория получила название «Большой Москвы». МКАД выполняла роль границы города вплоть до 1984 года.
Проезжие части были разделены четырехметровой «зеленой» полосой, она была покрыта травой и ограничена высокими бордюрами. Обочины сделали рельефными – чтобы засыпающий водитель мог вовремя почувствовать, что съезжает с трассы. МКАД включала 7 мостов и 54 путепровода в местах развязок, которые открывали новую страницу в советском дорожном строительстве. В восьмидесятых годах была построена первая трехуровневая развязка – на месте пересечения МКАД и Симферопольского шоссе.
Берега реки Москвы соединяли два моста, ставшие частью кольцевой автодороги – Бесединский и Спасский. История Спасского уходит в первую половину XVI века, когда на этом месте был сооружен деревянный мост вблизи села Спас-Тушино. А тот, по которому движение автомобилей осуществляется до сих пор, построили в 1962 году, правда, для обеспечения необходимого количества полос движения рядом с этим мостом в конце прошлого века был построен второй.
Уже к концу восьмидесятых ширина проезжей части – 7 метров для каждой из сторон – перестала справляться с возросшим потоком автомобилей, в девяностые же реконструкция МКАД стала первостепенной задачей. К сожалению, первые предпринятые в этом направлении шаги сделали эту автомагистраль «дорогой смерти».
Новый облик МКАД
Началом расширения МКАД стала ликвидация зеленой разделительной полосы – это давало дополнительных четыре метра для расширения существующих полос и организации широкой обочины. Но отсутствие ограждения между встречными потоками автомобилей привело к резкому росту числа смертельных ДТП на дороге. На МКАДе погибало больше двухсот человек в год, резко возросло число наездов на пешеходов и лобовых столкновений.
К этому времени пропускная способность трассы окончательно перестала соответствовать нуждам столицы и области – даже при отсутствии заторов скорость потока не превышала сорока километров в час. Реконструкция главной автодороги Москвы стала насущной необходимостью.
Расширить 109 километров МКАД, построить новые развязки, привести дорогу в соответствие международным стандартам безопасности стало колоссальной и крайне дорогостоящей задачей. На реконструкции кольца были выявлены злоупотребления и хищения, заведены уголовные дела. Существовала легенда, впрочем, неподтвержденная, о том, что было «украдено» 10 сантиметров обочины по обеим направлениям дороги.
Другим любопытным фактом стала установка километровых столбов – расстояние между ними, как показали более поздние измерения, колебалось от 700 метров до 1800. Выявленную небрежность устранять не стали – к схеме расположения столбов уже была привязана деятельность дорожных служб, привычный порядок решили сохранить.
Первый этап реконструкции дороги начался в 1994 году. Он включал в себя установку барьерных ограждений между встречными направлениями движения и полное освещение кольца.
А второй этап, продлившийся с 1995 до 1999 года, подразумевал расширение дорожного полотна до 50 метров. Для каждого направления теперь было предусмотрено по пять полос. Для обновленной дороги существенно повысился уровень безопасности движения, а кроме того, были созданы шумозащитные щиты и довольно простой в исполнении экодук – тоннель для миграции животных в районе Лосиного острова.
Следующим этапом реконструкции МКАД стало обновление устаревших развязок и съездов, а кроме того, были построены две четырехуровневые развязки – на пересечении кольцевой дороги с Ярославским и Новорижским шоссе.
В настоящее время пропускная способность Московской кольцевой автодороги составляет девять тысяч автомобилей в час – и этого уже недостаточно. Причина тому – увеличившийся поток транспорта в связи с перемещением из одной части Подмосковья в другую, а кроме того, прямо на МКАД за последние десятилетия было построено большое количество торговых и развлекательных сооружений, что сильно повысило нагрузку на дорогу.
Рекордные заторы на МКАДе могут приводить к многочасовому стоянию в пробках – это нередко случается во время снегопадов. А самая длинная пробка была зафиксирована 15 мая 2008 года – ее протяженность составила 68 километров, то есть более половины всей длины трассы.
А советский кинематограф увековечивал на пленке не только московские дороги, но и знаменитые машины: вот что еще осталось за кадром фильма «Берегись автомобиля».
Какова длина МКАД и кто такие замкадыши — разбираемся вместе
Аббревиатура МКАД известна каждому автомобилисту в России. Однако для москвичей это не просто автомагистраль, но и граница, которая некогда разделила жителей города надвое. Рассказываем об истории автодороги и других интересных фактах о ней.
В статье рассказывается:
Что такое МКАД
Прежде чем мы углубимся в историю главной автомагистрали страны, дадим аббревиатуре расшифровку.
МКАД – это Московская кольцевая автомобильная дорога.
Она позволяет жителям Москвы и Подмосковья перемещаться из одного района в другой. Однако ее основная задача — разгрузка транспортного потока. Это возможно благодаря отсутствию светофоров и довольно высокой разрешенной скорости.
Автомагистраль пережила несколько реконструкций, но две характеристики остаются неизменными на протяжении всего ее существования. Длина МКАД равна 109 километров, а среднее удаление от центра города – 17 километров.
Откуда начинается МКАД
Длина МКАД 108,9 км, каждый километр трассы пронумерован: вы наверняка видели столбы с числами вдоль дороги. Отсчет этих столбов начинается от нулевого километра МКАД. Находится он на пересечении кольцевой магистрали с Шоссе Энтузиастов.
Точные координаты этого места: 55°46’36″N 37°50’33″E. Территориально здесь также расположены московский район «Ивановское» и начало федеральной трассы М-7 «Волга».
Хронология постройки и реконструкции
Проектировать МКАД начали еще в 1930-х годах. По замыслу специалистов автомагистраль должна была обозначить административные границы столицы.
Тогда город было сложно вписать в правильную окружность, поэтому в границы проекта попали несколько населенных пунктов – деревни Черемушки, Марьино, Крылатское. Сейчас уже трудно представить, что некоторые московские районы когда-то были отдельными поселениями.
В 1939 году официально завершились подготовительные работы, а на местность нанесли примерное расположение трассы. В следующем году закончили проектное задание. Но строительство автодороги так и не началось – началась Великая отечественная война.
В начале войны советской армии требовалась кольцевая дорога, по которой она смогла бы перемещать людей и военную технику.
Всего за месяц рабочие положили 30 км нового покрытия, еще 100 км дорог отремонтировали. Тогда кольцевая мало походила на современную МКАД – для ее создания по довоенному проекту понадобилось бы куда больше сил и времени.
После окончания войны начало строительства автомагистрали постоянно отодвигали. О ней вспомнили лишь спустя десять лет.
Дорожные работы начались с Ярославского шоссе в 1956 году. Уже спустя четыре года по этому участку началось движение автомобилей. Еще через два года автомагистраль заработала полностью.
Изначально трасса должна была иметь восемь полос. Однако руководивший тогда страной Никита Хрущев решил, что в Москве попросту нет столько автомобилей. Количество полос сократили до четырех.
Спустя десять лет стало ясно, что решение было ошибочным, а дороге требуется бóльшая пропускная способность. Тогда власти решили убрать разделительный газон, тем самым расширив автодорогу.
Однако это дало обратный эффект. Без хорошего освещения, разметок и светофров МКАД превратилась в «дорогу смерти». Именно так прозвали магистраль автомобилисты и журналисты – количество аварий резко возросло.
Масштабная реконструкция кольцевой началась в 1994 году. Новую дорогу расширили до десяти полос. Дополнительно дорожные работники и строители возвели мосты, построили полосы разгона и развязки.
К концу 2010-х годов магистраль вновь перестала справляться с потоком машин. Автомобилисты считали, что многочасовые пробки образуются из-за офисов и торговых комплексов.
Власти Москвы решили провести очередную реконструкцию дороги. Однако в этот раз расширять ее было некуда. Единственным выходом была модернизация транспортных развязок, которые среди москвичей принято называть «клевером» или «бабочкой».
В результате движение действительно ускорилось – пропускная способность новой дороги возросла на 30%. Помимо этого, для велосипедистов на некоторых участках кольцевой появились специальные дорожки, а для пешеходов – надземные переходы.
Однако на этом реконструкция автомагистрали не закончилась. В планах властей — внедрить дополнительное освещение, а также увеличить количество фото- и видеокамер.
Кроме того, для разгрузки трассы планируется создать платную дорогу-дублер.
Объекты МКАД
Отсчет километража от МКАД ведется по часовой стрелке с «нулевого» километра.
По правилам он должен брать начало с участка, где началось строительство объекта. Но в случае со МКАД все сложилось иначе.
Первый участок московской автомагистрали появился на Ярославском шоссе. Соответственно, именно там должен был располагаться «нулевой» километр. Однако в дорожные дела снова вмешался Никита Хрущев.
Глава страны заявил, что «нулевой» километр должен быть именно на шоссе Энтузиастов. На тот момент предполагалось, что оттуда возьмет начало «великая дорога на Китай». Этим планам не было суждено сбыться. При этом «нулевой» километр сдвигать не стали, чтобы не вносить путаницу.
Сегодня практически на каждом километре трассы располагаются объекты. Приведем только несколько из них.
Транспортная развязка на участке шоссе Энтузиастов и федеральная трасса М7
Путепровод через участок над Горьковским направлением МЖД
Транспортная развязка на участке через Рязанский и Лермонтовский проспекты
Бесединские мосты через Москву-реку
Трубовидная транспортная развязка на участке улицы Поляны
Разворотная эстакада на участке МКАД внешний – МКАД внутренний
Мост через реку Сетунь
Путепровод на участке над Ленинградским направление ОЖД
Путепровод на участке улицы Молокова
Путепровод на участке над Ярославским направлением МЖД
Транспортная развязка на участке через улицу Хабаровскую
Сегодня рядом с объектами МКАД располагается множество торговых центров. Туда приезжают не только москвичи, но и жители соседних регионов. Кстати, вы тоже можете отправиться туда за покупками вместе с Халвой.
Живут ли за МКАД москвичи и кто такие «замкадыши»
С 1960 по 1984 год МКАД была административной границей столицы. Однако через недолгое время автомагистраль стала восприниматься как черта, которая разделила жителей города на «москвичей» и «замкадышей».
В 1990-е годы заметно ощущалась разница между уровнем жизни жителей Москвы и Подмосковья. Несмотря на близость регионов, зарплаты в столице были заметно выше. Кроме того, жители столицы могли претендовать на дополнительные льготы.
Из-за этого москвичи смотрели на жителей «замкадья» несколько свысока. Жители области чувствовали это, из-за чего особенно недолюбливали москвичей.
Москвичи же были недовольны тем, что «замкадыши» массово начали перебираться в Москву. Как следствие, это только еще больше загрузило трассу.
Однако с тех ситуация заметно изменилась. Сейчас между жителями соседних регионов нет былого напряжения. По мнению социологов, основную роль сыграло и то, что уровень жизни в Подмосковье значительно улучшился.
Преимущества кольцевой автодороги
Во времена СССР московская автомагистраль стала неким воплощением мечты о светлом будущем. Во время создания трассы строители использовали новые технологии.
В стране впервые появилась автомагистраль с двумя полосами движения в обе стороны, качественным покрытием и многочисленными развязками-«бабочками». Этот опыт затем повсеместно использовали регионы.
Сегодня кольцевой ежедневно пользуются сотни тысяч граждан. Благодаря реконструкциям власти города постоянно пытаются совершенствовать кольцевую. Трудно отрицать, что сегодня именно МКАД считается самой современной и комфортной дорогой в России.
За что критикуют МКАД
Несмотря на явные достоинства автомагистрали, у водителей всегда возникали недовольства. Самое главное из них – многочасовые пробки.
Водители запомнили «историческую» пробку 2008 года. Тогда автоинспекторы перекрыли часть автомагистрали. Это полностью парализовало движение на одном из участков – тогда протяженность пробки составила 68 км. Водителям пришлось простоять в ней буквально целый день. Затор образовался днем и исчез только ночью.
Однако не стоит обвинять в этом только власти города. Специалисты считают, что появлению заторов на автомагистрали способствует несколько факторов:
- между районами нет дорог, из-за чего водители используют МКАД как межрайонную трассу;
- вдоль автомагистрали располагается множество торговых и офисных центров;
- неудобные клеверные развязки и отсутствие переходно-скоростных полос;
- некуда припарковать аварийные авто.
Кроме того, в Москве зачастую перекрывают движение из-за правительственных кортежей. Зачастую это касается главных участков трассы – таких, как Ленинский проспект. Транспортный поток на других участках оказывается на время заблокирован.
Будто по плану каждую из сторон кольцевой должны были расширить на 10 см больше. Однако неизвестные не стали этого делать и тем самым присвоили остаток средств, выделенных на строительство. Именно этим некоторые жители Москвы и Подмосковья в шутку объясняют километровые заторы.
Если же обратиться к мнению экспертов, то становится совсем не до шуток. Они считают, что главная московская автомагистраль исчерпала свои ресурсы. Ситуацию с пробками не сможет изменить ни очередная реконструкция, ни расширение трассы.
Специалисты полагают, что один из возможных вариантов решения проблемы – создание дороги-дублера. Как мы выяснили, именно такой шаг рассматривают власти города.
Не исключено, что в будущем другим автомагистралям придется разгружать саму МКАД. Эту роль может взять на себя Московское большое кольцо, или, как ее называют москвичи и жители области, «бетонка».
Что касается судьбы самой Московской кольцевой, то ее могут разделить на отдельные улицы. К слову, то же самое произошло с Садовым и Бульварным кольцами.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы.
Вырваться из кольца: как МКАД стала самой известной трассой страны и каковы ее перспективы
5 ноября 1962 года, в канун 45-й годовщины Великого Октября, москвичам и гостям столицы был преподнесен замечательный подарок — Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД).
Но МКАД, как поется в песне о самой столице, "не сразу строилась": первоначальный проект кольца был готов еще в 1940 году, но помешала Великая Отечественная война.
От военно-кольцевой к магистрали
О строительстве автодороги вокруг столицы впервые серьезно задумались во второй половине 1930-х годов, хотя генеральный план развития Москвы 1935 года не предусматривал подобных сооружений. Тогда площадь столицы была еще не такой уж большой для наличия острой необходимости в строительстве кольца, расположенного вдали от центра. Однако автозаводы ежегодно выдавали сотни тысяч автомобилей, и уже к 1941 году планы по сооружению новой трассы были готовы войти в активную стадию. Но Великая Отечественная остановила работу над проектом. Хотя и не совсем.
В июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение построить временную обходную дорогу — по упрощенному проекту. Для этого надо было соорудить "с нуля" 30 км новых дорог и реконструировать около 100 км старых: при этом объединив в кольцо участки уже существовавших автомобильных дорог, построив путепроводы на пересечении с шоссе и железными дорогами, наведя понтонные мосты через реки. На строительство было направлено более 10 тыс. работников Главного управления шоссейных дорог НКВД-МВД СССР (ГУШОСДОР); привлекали и мобилизованное местное население. Построенную в авральном режиме — всего за один месяц — грунтовую дорогу использовали в качестве рокадной: для переброски войск и военной техники, которая прибывала из Сибири и с Урала, на юго-западные и северо-западные рубежи. По большей части эта безымянная дорога не совпадала с МКАД (слишком разные у них были задачи: в 1941 году необходимо было завершить работы как можно быстрее и сделать дорогу покороче, а в 1950-е уместно было уже подумать и об удобстве водителей, местных жителей), но все же ее вполне можно считать прообразом нынешней кольцевой.
После войны, само собой, с возведением новых магистралей не торопились: для начала надо было восстановить старые. Вернулись к разработке проекта кольца вокруг столицы только в середине 1950-х. Строить начали с восточного участка, который был лучше всего освоен в военные годы, — от Ярославского до Симферопольского шоссе. Нулевой километр сначала заложили у пересечения с Ярославкой, но потом, по настоянию Никиты Хрущева, его перенесли в район подмосковного города Реутова, на пересечение с шоссе Энтузиастов и Горьковским. Глава советского государства был уверен, что именно там будет начинаться "великая трасса в Китай" — своего рода главная ось "нового коммунистического мира". Ее действительно начали строить: активно реконструировали начальный участок трассы М-7 "Волга", но вскоре отношения между СССР и КНР испортились, однако нулевой километр МКАД вновь переносить не стали.
Кольцевая граница
Насколько мне известно, с самого начала проектировщики настаивали, чтобы кольцевая имела по четыре полосы в каждую сторону, асфальтовое покрытие и электрическое освещение. Но Хрущев заявил, что "в Москве и области нет столько машин", и грандиозные планы пересмотрели в сторону упрощения и удешевления проекта. Строительство начали в конце 1956 года. Через четыре года — 22 ноября 1960 года — был открыт первый 48-километровый участок этой кольцевой дороги от Симферопольского до Ярославского шоссе. В том же году границы самой Москвы официально "раздвинули" до МКАД, хотя тогда окружная все еще в некоторых местах на многие километры не доходила до фактических районов городской застройки. Почти 24 года — с 17 августа 1960 по 10 мая 1984 года — МКАД официально считалась административной границей Москвы.
Есть ли жизнь на МКАД: как изменилась главная автомагистраль Москвы
Московская кольцевая автодорога (МКАД) представляет собой одно из важнейших звеньев в транспортном каркасе столицы и является ее главной внутригородской магистралью. По данным мэрии Москвы, ежедневно на МКАД выезжает 1 млн уникальных автомобилей — каждая третья машина в городе. За свою более чем 60-летнюю историю МКАД претерпела несколько масштабных реконструкций, превратившись из четырехполосной трассы в десятиполосную магистраль. А в результате комплексных реконструкций развязок еще появилось 167 км дополнительных автодорог, в то время как протяженность самого кольца — 108 км. «То есть фактически мы построили еще полторы МКАД», — замечает глава департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.
Рождение МКАД
Замысел создать вокруг Москвы кольцевую автомагистраль появился в 1930-х годах. Работа над проектом будущей дороги началась в конце десятилетия и продлилась три года, пока его не пришлось свернуть из-за войны. Вернулись к строительству МКАД в 1950 году, а первые километры новой дороги начали строить в 1956-м в районе Ярославского шоссе. Спустя четыре года открыли первый участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе. Окончательно кольцо замкнулось в ноябре 1962 года. Это была неосвещенная дорога с двумя полосами движения в обе стороны, которые были разделены большим газоном с бордюром, — с хорошим покрытием и инновационными по тем временам 33 клеверными развязками.
МКАД при Лужкове
В 1990-х годах было принято решение о масштабной реконструкции кольцевой автодороги. Главная причина — МКАД к тому времени перестала справляться с пропускной способностью автомобилей. В последние годы перестройки временным решением этой проблемы стало расширение дорожного полотна за счет демонтажа разделительного газона — но это привело лишь к росту аварийности. Стала очевидна необходимость масштабной реконструкции МКАД, которая началась уже в новой России.
Происходила она в два этапа. Первый стартовал практически сразу после прихода Юрия Лужкова к власти: в 1993–1994 годах. Второй этап реконструкции запустили в 1995 году, он продолжался три года. За это время трассу расширили до пяти полос в каждом направлении, установили бетонные ограждения, разделяющие встречные потоки транспорта, а также провели освещение. В сентябре 1998 года Лужков торжественно открыл движение по обновленной МКАД.
Несмотря на проведенную реконструкцию, МКАД продолжала оставаться одной из самых проблемных дорог столицы. К середине 2000-х ситуация с заторами здесь обрела наиболее серьезные масштабы. Например, в 2008 году была зафиксирована самая длинная в истории дороги 68-километровая 13-часовая пробка. С 11 утра до полуночи стояла внутренняя сторона МКАД, от Дмитровского шоссе до Профсоюзной улицы. А в декабре 2010 года пробка растянулась почти на 50 км.
Факты из истории МКАД
- Изначальный проект МКАД предполагал по четыре полосы в каждую сторону. Но Никита Хрущев решил, что в стране просто нет такого количества автомобилей, и «урезал» проект до двух полос в каждую сторону.
- Пару десятилетий МКАД действительно не была загруженной. На ней снимали сцены погони популярного советского фильма 1966 года «Берегись автомобиля». Тогда из-за отсутствия машин на трассе даже не пришлось перекрывать движение на время съемок.
- Самая длинная пробка в Москве была зафиксирована 15 мая 2008 года, она растянулась на 68 км и затянулась на 13 часов. Затор образовался на МКАД из-за перекрытия дорог.
- За последние пять лет средняя скорость движения по кольцевой дороге выросла на 6%, с 48 до 51 км/ч.
- С 2018 года число ДТП с пострадавшими на МКАД уменьшилось на 20%, с 817 до 655 случаев в 2022 году.
МКАД сегодня
В 2010 году только мощные многоуровневые развязки МКАД с Варшавским и Ярославским шоссе нормально справлялись с потоками машин. Все остальные клеверные развязки превратились в «бутылочные горлышки»: такая схема движения, инновационная полвека назад, обернулась с ростом автомобилизации пересечением потоков при съезде и въезде на шоссе, что способствовало длительным заторам.
В итоге было принято решение о новой модернизации МКАД. Программа стартовала в 2011 году и подразумевала реконструкцию 22 устаревших развязок клеверного типа с превращением их в многоуровневые сооружения с направленными съездами и тоннелями большей пропускной способности. На данный момент почти все — 19 развязок из 22 — уже открылись после обновления.
- 2012 год: развязка на пересечении с Ленинградским шоссе позволила обеспечить беспрепятственный въезд/выезд на МКАД и магистраль Москва — Санкт-Петербург;
- 2012 год: на пересечении проспекта Маршала Жукова (Звенигородское шоссе) — позволила завершить реконструкцию Звенигородского шоссе и обеспечить доступ на М-9 «Балтия»;
- 2012 год: на пересечении с магистралью Вешняки — Люберцы (Косинская развязка) — позволила соединить Северо-Восточную хорду с магистралью Вешняки — Люберцы;
- 2014 год: на пересечении с Волгоградским проспектом с учетом синхронизированных работ на федеральной трассе М-5 «Урал» — развязка улучшила транспортную доступность микрорайона Жулебино и городов Котельники, Люберцы;
- 2014 год: на пересечении с улицей Подольских Курсантов — позволила создать новый въезд/выезд на МКАД из района Бирюлево Западное;
- 2014 год: на пересечении с Молодогвардейской улицей — позволила обеспечить примыкание к МКАД Северного обхода Одинцово и в будущем обеспечит связь Северного дублера Кутузовского проспекта с Северным обходом Одинцово;
- 2014 год: Бусиновская развязка позволила обеспечить глубокий «вход» трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург в город с соединением с СЗХ и СВХ;
- 2015 год: на пересечении с Дмитровским шоссе с учетом синхронизации реконструкции дорог в Московской области — развязка позволила улучшить транспортное обслуживание поселка Северный, Физтеха, а также города Долгопрудный;
- 2015 год: на пересечении с Рязанским проспектом — позволила улучшить транспортную доступность районов Жулебино и Некрасовка, подмосковных городов Люберцы и Жуковский и обеспечить доступ наземного пассажирского транспорта к станции метро «Лермонтовский проспект»;
- 2015 год: на пересечении с Мичуринским проспектом — позволила улучшить транспортную доступность района Солнцево и аэропорта Внуково;
- 2016 год: на пересечении с Ленинским проспектом — позволила сохранить скоростной режим на Киевском шоссе за счет разделения транспортных потоков, а также улучшить транспортную доступность аэропорта Внуково;
- 2016 год: на пересечении с Можайским шоссе — позволила обеспечить транспортную доступность Международного медицинского кластера (ММК) «Сколково» и за счет синхронизации реконструкции с Минским шоссе улучшить транспортное обслуживание жителей Западного административного округа и города Одинцово;
- 2016 год: на пересечении с Каширским шоссе — позволила улучшить транспортную доступность города Домодедово и аэропорта Домодедово;
- 2017 год: на пересечении с Профсоюзной улицей — обеспечила связь старой и новой Москвы за счет полноценного соединения с Калужским шоссе;
- 2019 год: на пересечении с Бесединским шоссе — позволила улучшить транспортную доступность для жителей районов Братеево, Зябликово и самого густонаселенного района Москвы — Марьино, а также обеспечит въезд на МКАД с будущей Южной рокады;
- 2019 год: на пересечении с ул. Генерала Дорохова — позволила обеспечить въезд на МКАД с новой «вылетной» магистрали, улучшить транспортную доступность Сколково, Мещерского, пос. Заречье и Очаково-Матвеевского, а также въезд/выезд с Северо-Западной хорды на МКАД;
- 2020 год: на пересечении с 40 км МКАД со строительством дороги от пос. Коммунарка до МКАД (дублер Калужского шоссе) — развязка позволила снизить загрузку транспортной развязки на пересечении Калужского шоссе с МКАД за счет перераспределения транспортных потоков на новую дорогу;
- 2020 год: на пересечении с Волоколамским шоссе — позволила увеличить пропускную способность Волоколамского, Пятницкого и Путилковского шоссе, улучшить транспортное обслуживание районов Митино, Строгино, Южное и Северное Тушино, Щукино и города Красногорск;
- 2022 год: на пересечении с Осташковским шоссе — позволила увеличить пропускную способность МКАД, Осташковского шоссе и ул. Осташковская за счет перераспределения транспортных потоков и реорганизации «проблемных» зон.
«Каждая из этих развязок — уникальное инженерно-транспортное сооружение, которое не только прибавило скорости движению в городе, но и сделало его более безопасным, избавив съезды и въезды на МКАД от пересекающихся потоков», — поясняет Рафик Загрутдинов.
Еще три объекта планируется завершить и ввести в эксплуатацию до конца 2023 года. Речь идет о развязках на пересечении с Алтуфьевским шоссе, улицей Верхние Поля и улицей Липецкая.
«В результате последней модернизации уже можно говорить о том, что пропускная способность на большинстве участков МКАД буквально удвоилась: мы сделали разгонные полосы, увеличили емкость дороги за счет направленных съездов, повысили ее пропускную способность и облегчили движение без снижения скорости», — заключил глава столичного департамента строительства.