ATF, PSF и три разных цвета: что заливать в гидроусилитель и что можно смешивать
Про жидкость гидроусилителя руля, к сожалению, обычно вспоминают в двух случаях: когда насос уже умирает и начинает выть или если она куда-то вытекла. По-хорошему, конечно, её тоже надо менять по расписанию. Вот только не всегда понятно, на что её менять. И ещё сложнее решить, что можно долить в бачок, если жидкость в нем внезапно кончилась. Попробуем разобраться.
Жидкости бывают разные…
Одна отечественная группа пела про девочек, что они «бывают разные: чёрные, белые, красные». Допускаю мысль, что так оно и есть, а от себя добавлю: жидкости ГУР тоже бывают разными, только немного других цветов: зелёные, жёлтые и да – красные. И если в песне потом говорится о том, что, несмотря на разницу цветов, все эти девочки, в общем-то, мало чем друг от друга отличаются, то с жидкостями ситуация сложнее: они совершенно разные. Обычно их как раз и делят по цветам на три типа, но на самом деле это не совсем правильно. Точнее будет поделить на две группы по назначению и ещё на две – по составу.
По назначению все жидкости, используемые в гидроусилителях, можно разделить на жидкости ATF и жидкости PSF. Первые – это те же самые жидкости, которые применяются в автоматических коробках (Automatic Transmission Fluid), как правило – Dexron II и Dexron III. Да, они отлично подходят для ГУР, потому что их задачи что в гидроусилителе, что в коробке одинаковые: создавать в системе давление, смазывать, охлаждать и защищать от коррозии. Иногда автолюбители в ГУР используют и моторное масло (не по регламенту производителей, а по собственной инициативе), что не очень правильно, но в принципе любое масло в усилителе работать будет. А ATF для этих целей годится практически идеально.
Вторая группа «по назначению» – это непосредственно жидкости для ГУР, они же – PSF (Power Steering Fluid). Они разработаны именно для усилителей и по характеристикам немного отличаются от ATF. В первую очередь тем, что в ATF всегда есть присадки, которые увеличивали бы трение фрикционов АКП для снижения их износа, а в жидкостях PSF таких присадок нет. Тем не менее большой разницы между ATF и PSF нет, и многие автоконцерны по умолчанию предлагают заливать в ГУР именно ту ATF, которая используется в автомате машины. Впрочем, другие производители настаивают на применении именно PSF. А на самом деле, не так важно, какая из этих двух жидкостей залита в ГУР. Важнее, на какой основе они сделаны.
Переходим к классификации жидкостей по составу и обнаруживаем, что тут всё ровно то же самое, что и с моторными маслами: основа может быть минеральной или синтетической. Какая основа лучше? Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, у синтетической жидкости вязкость при разных температурах стабильнее. Это, конечно, хорошо, но так ли сильны перепады температуры масла в ГУР? На самом деле они там не слишком большие, это далеко не самый горячий узел: температура жидкости в нём обычно держится в районе 80 градусов и только в редких случаях поднимается до 100. Но вот при пуске мотора в мороз насосу ГУР приходится тяжело. И тут синтетические жидкости обычно показывают себя лучше минеральных, сохраняя вязкость не слишком высокой (то есть, они в мороз лучше текут, снижая нагрузку на насос). С другой стороны, они более агрессивны по отношению к резиновым деталям системы. На новых машинах это не так страшно – там больше используется латекс, которому синтетика не страшна, а вот в старых машинах проблемы с синтетическими жидкостями могут быть. Некоторые производители так боятся последствий применения синтетических жидкостей в ГУР, что прямо запрещают их там использовать. В основном это немецкие производители. И вот тут уже становится понятно, почему в некоторых автомобилях залита исключительно жёлтая жидкость, а не красная.
Вопросы цвета
Жидкость жёлтого цвета – это обычно как раз PSF, разработанная для гидроусилителей. Она может быть и на минеральной основе (чаще всего), и на синтетической (что редко). Красная жидкость в основной массе – это ATF (Dexron II или Dexron III). Обычно она на синтетической основе (но и это тоже совсем не обязательно). Зелёные жидкости – кто бы сомневался! – тоже могут быть и минеральными, и синтетическими. И сложность заключается в том, что по одному цвету невозможно определить однозначно, к какому типу относится жидкость. Причём смешивать синтетическую и минеральную жидкость категорически нельзя. И это – главное правило для долива. Синтетику – к синтетике, минеральное – к минеральному. И смотреть нужно не на цвет, а на то, что написано на банке: цвет может обмануть.
Второе правило – это недопустимость применения синтетической жидкости в тех машинах, где производитель рекомендует минеральную жидкость. Если к рекомендации не прислушаться, можно лишиться ГУР из-за повреждения не стойких к синтетике резиновых деталей.
Ну и третье: смешивать ATF и PSF нужно очень и очень осторожно, потому что первая жидкость с высокой долей вероятности будет на синтетической основе, а вторая – на минеральной. Хотя если основа у обеих жидкостей одинаковая, их тоже можно доливать друг в друга.
Советы в Интернете о том, что можно смело смешивать красную и жёлтую жидкости, относятся к вредным советам. А на чём построен миф о том, что в зелёную жидкость можно долить только зелёную, мне понять вовсе не под силу. От цвета там ничего не зависит, всё зависит от основы.
Если необходимость доливки неизбежна, желательно доливать жидкость того же производителя. Тут логика та же, что и с другими эксплуатационными жидкостями, и она простая: производители используют свои присадки (антикоррозионные, противопенные, стабилизаторы вязкости и кислотности), которые не должны между собой конфликтовать. Но в любом случае все жидкости на одной основе при необходимости смешать можно. И в любом случае потом придётся полученную бурду заменить на свежую жидкость. Желательно – с промывкой системы, а особенно тщательно – бачка ГУР, где в фильтре скапливается очень много всякого мусора. Иногда даже проще заменить бачок, что многие и советуют делать при замене жидкости.
Как часто?
Срок службы жидкости гидроусилителя довольно большой – тысяч до 80-100 км пробега или до трёх лет. При этом нужно помнить, что сильно сократить ресурс может привычка крутить рулём стоящей на месте машины, привычка держать руль вывернутым до упора и привычка оставлять в холода машину с вывернутыми колёсами на ночь, а утром прогревать её вместе с насосом ГУР. Но в этом случае, конечно, и сам насос выйдет из строя раньше, так что лучше этого не делать совсем, а жидкость менять по регламенту.
И напоследок один универсальный совет: в бачок лучше всего заливать ту жидкость, которую рекомендует производитель. Это будет наиболее безопасно для гидроусилителя и не потребует проводить эксперименты по смешиванию жидкостей, которые иногда могут быть довольно непредсказуемыми.
Можно ли лить ATF вместо PSF? Замена жидкости ГУР в Hyundai Solaris на GT OIL GT ATF SP-IV.
Здрррасссьте!
Вот наглая морда шерстяная, поздоровался и свалил.
— Так, ты чем там занят мохнатый бездельник?
Ну ничего нового, как всегда имитирует диванную мягкую игрушку.
— Э, Кошара, хватит дрыхнуть!
Ну и какого пса ты меня разбудил? Жрать пора?
— Морду подобрее сделай, люди смотрят! А тебе лишь бы кишку набить, да поспать! Ты вот помнишь, что нам пора в ГУРе жидкость поменять?
Хотя кого я спрашиваю…
Вообще, в среднем по больнице, интервал замены жидкости ГУР составляет 30-40 тыс. км, либо раз в 2 года при нормальной эксплуатации и 15-20 тыс. км, либо раз в год при повышенных нагрузках.
Ну а так, как и в случае с трансмиссионными маслами, если жидкость ГУР потемнела, значит ему не хорошо и следует задуматься о замене. Оценить цвет можно визуально, открыв бачок, либо дополнительно опустив чистую полоску бумаги.
Ну вот и у нас жидкость стала чернее ночи и приобрела легкие ароматические нотки гари, а значит пора с ней прощаться.
— Итак, Котэ, смотри что я принес для замены!
Ну и нафига ты ATF для АКПП притащил? А, двуногий?
— Ладно, Котэ, не умничай. Щас всё объясню! Для начала давай расскажу про продукт, а там сам поймёшь что к чему.
Собственно сам продукт.
8809059408759 — 4л;
8809059408742 — 1л.
Информация о продукте от производителя:
Высокоэффективная полностью синтетическая трансмиссионная жидкость разработанная для современных автоматических трансмиссий с электронным управлением легковых автомобилей, внедорожников и легких грузовиков Hyundai / Kia для которых рекомендована оригинальная жидкость HK. Также применяется в трансмиссиях Mitsubishi; Chrysler; Dodge; Jeep в которых требуется использование жидкости класса ATF SP-IV.
GT ATF SP-IV предназначена для применения в 6-ти, 5-ти и 4-х ступенчатых автоматических коробок передач легковых и грузовых автомобилей, гидроусилителей рулевого управления, редукторов Hyundai / Kia, где применяются жидкости типа ATF SP-IV (A6LF1/2/3, A6GF1, A6MF1/2).
— Улучшенная термостабильность и устойчивость к окислению продлевает срок службы продукта.
— Отличные смазывающие свойства, даже в самых суровых условиях защищает детали трансмиссии от
износа важных узлов трансмиссии.
— Повышенная стабильность к сдвигу и плавное и быстрое переключение передач в различных даже
самых суровых условиях эксплуатации благодаря улучшенному модификатору трения.
— Гарантирует долговечность фрикционных характеристик в период эксплуатации.
— Эффективно защищает от коррозии, пенообразования, шума и вибрации.
Для 6-ти, 5-ти и 4-х ступенчатых автоматических коробок передач легковых и грузовых автомобилей,
гидроусилителей рулевого управления, редукторов Hyundai / Kia, где применяются жидкости типа ATF SP-IV
(A6LF1/2/3, A6GF1, A6MF1/2). Применяется для моделей Hyundai Elantra, IX 35, Santa Fe, Sonata, Tucson, Veracruz,
Grandeur HG/Azera, KIA Sorento, Sportage, Forte, Optima, Sedona. Не применяется в 8, 9 и 10 ступенчатых и
вариаторных трансмиссиях.
Спецификации и рекомендации:
Hyundai-Kia ATF SP-IV, SP-IVM, Mitsubishi ATF SP-IV, J2/J3.
Заводские характеристики.
Возможно применение там, где требуются следующие спецификации:
GM Dexron VI, Mercon LV, Aisin Warner JWS 3324, 3309, 3317, AW-1, Toyota/ Lexus T, T-II, T-III, T-IV, WS, Nissan Matic
S, Chrysler/Dodge/Jeep MS 9602, ATF+4, ATF+3, SP-IV M ATF, JASO 1-A-LV, Nissan Matic K, J, W, Honda ATF DW-1, Z1,
Mazda M III ATF, Suzuki ATF 3314, 3317, Subaru ATF/ATF HP, Isuzu ATF, Volvo 1161540, Mini, BMW ATF 6, SAAB,
Porshe, Fiat 9.55550-AV-4, VW G 055 025, G 052 990, G 052 533, Jaguar Land Rover, ZF ATF 1375.4, ZF TE ML 11A, 11B.
Подходит для применения в автоматических трансмиссиях производства GM, Ford, VW, Mercedes-Benz
устанавливаемые на различные модели Audi, BMW, Chrysler, Fiat, Ford, Honda, Hyundai, Mazda, Mercedes-Benz,
Mitsubishi, Mini, Nissan, Opel, Porshe, Volvo, Toyota, Lexus.
— Кошара, видел что написано? Для гидроусилителей рулевого управления! Мало? Тогда вот тебе ещё!
Жидкости для гидроусилителя. Несмотря на приставку «гидро» в усилителе рулевого управления используется не вода, а различные виды масел. Решают они несколько задач:
— Являются рабочей средой, давление в которой обеспечивает усиление рулевого воздействия;
— Обеспечивают смазку деталей системы и уменьшают скорость износа поверхностей трения;
— Благодаря эффективному отводу тепла снижают вероятность перегрева;
— Защищают детали системы коррозии.
Функционально жидкости ГУР близки к используемым в автоматических коробках передач. Пожалуй, единственным отличием является способность смазочных материалов АКПП создавать для фрикционов повышенные значения трения покоя.
Фактически, даже пакеты присадок в этих маслах выглядят аналогично и содержат:
— Добавки, снижающие трение пар (металла по металлу, резине и каучукам, полимерам, в особенности, фторопласту).
— Вещества, стабилизирующие вязкость.
— Присадки, оказывающие антикоррозионное воздействие.
— Компоненты, улучшающие непосредственно качеств основы при различных условиях – противоокислительные и противопенные, красители и пр.
В ATF (Automatic Transmission Fluid) вводятся дополнительно присадки, противодействующие проскальзыванию и износу фрикционов коробки передач. Из-за необходимости использовать для фрикционов из разных материалов строго определенных веществ в составе масла появился огромный ассортимент смазок для АКПП.
Следует отметить, что такая незначительная разница в составах PSF (для гидроусилителей) и ATF (для коробок-автоматов) позволяет говорить о возможности использования последних для заливки в ГУР. Дополнительные присадки, ввиду отсутствия фрикционов, значительного влияния на работу механизма не оказывают. Такое положение учитывают, например, японские автопроизводители, которые применяют в рулевом управлении те же масла, что и в автоматических коробках.
Иной подход у европейских автоконцернов. Они настаивают на использовании в гидроусилителях специализированных жидкостей, причем оригинальных, однозначно определенных для каждой модели авто. Иначе как попыткой привязать к себе покупателя это не назовешь – все механизмы системы отлично функционируют при заливке любых, подходящих по техническим характеристикам.
Ну лана, уговорил, кожанный.
Ну, доколе ты угомонился, покажем продукт читателям.
Вид канистры спереди.
Вид сзади. Имеется вся необходимая информация, в том числе и для Котов, что можно лить в ГУР!
Вид сбоку.
Ну и такой ракурс.
Сверху всё типично для Корейцев.
Котэ решил открыть. Открутил лапками, а говорил что не умеет.
И даже крышечку убрал.
Запечатано. Красненькое.
Ну а далее замена. Меняли методом замещения.
1. Заглушили двигатель, отвели плоскогубцами хомуты с посадочных мест на обоих шлангах.
2. Откачали шприцем с расширительного бачка максимально возможное количество жидкости.
3. Сняли верхний шланг, заглушили болтом.
4. Сняли нижний шланг, вставили в прозрачную емкость.
5. Сняли бачок, помыли внутри и почистили от грязи, поставили обратно.
6. Подняли на подъемнике.
7. Залили свежую жидкость в бачок до максимального уровня.
8. Крутили руль до упора влево, крутили руль до упора вправо.
9. Слили с емкости откачанную жидкость, проверили на цвет и прозрачность. Чтобы не завоздушить систему при прогоне, нужно всегда поддерживать уровень жидкости в бачке.
10. Выполняли п.7-9, пока жидкость полностью не заместится.
11. Надели шланги, поставили хомуты.
12. Запустили двигатель, прогрели, долили до уровня.
Промыли бачок.
Отмыли не только снаружи но и внутри. Использовали бензин.
Один крутит второй доливает.
Слили чёрную горелую жижу с бачка. Её, увы, не фоткали, вот после первой прокачки замещением.
Она же на просвет.
После второй прокачки замещением.
После второй на просвет.
Ну и после третьей, финал очка так сказать.
На всё ушло примерно 2 литра, точно тут не скажешь, у железной тары мерной шкалы нет.
После замены (как там модно писать?) руль стал лёгким, как работает насос ГУР не слышно, в общем красота!
А Котэ, так и вовсе переутомился и решил снова поспать.
Лойс, подписька! Досведонья!
P. S. Тем, кто напишет самое главное отличие PSF от ATF, которое мы специально не указали, наш Кошачий респект и уважуха. Проверим как много у нас тех, кто шарит!
Выбор жидкости для гидроусилителя руля: что можно заливать, а что — нет
Помимо этого, мы знаем, что любое масло имеет в своем составе базовую основу. По отношению к гидроусилителю она может быть минерального или синтетического происхождения. Чтобы понять, какое масло можно заливать в тот или иной ГУР, консультанты предлагают нам обратить внимание на цвет:
- Красный. ATF и PSF для японских и американских автомобилей.
- Желтый. Минеральная PSF для европейских автомобилей.
- Зеленый. Синтетическая CHF для машин европейских брендов.
Позже мы убедимся, что цвет жидкости — это далеко не главная характеристика, по которой подбирается масло для гидроусилителя руля. А пока взглянем на смазочную продукцию для ГУР с технической точки зрения.
В чем различия между ATF, PSF и CHF?
Немного теории
Гидроусилитель — это обычная гидросистема. Например, тормозная система автомобиля также является гидравлической. ГУР состоит из насоса, трубок и поршней, расположенных в рейке. Когда водитель поворачивает руль, жидкость давит на один из поршней, снимая усилие с рулевого колеса.
Когда конструкция только проектируется, инженеры уже знают, на какой жидкости она будет работать. Под этот масляный состав конструируется насос, выбираются диаметры трубок, разрабатывается рулевая рейка. Это масло автопроизводитель позиционирует как то, что лучше заливать в гидроусилитель руля именно этого автомобиля или, другими словами, как оригинал. Так появляется допуск масла для ГУР.
Допуск жидкости для гидроусилителя руля выдвигает массу требований к составу. Но особое значение имеют два параметра: плотность и кинематическая вязкость при +40°C. Фактически, различия между ATF, PSF и CHF состоят именно в этих двух характеристиках.
Для удобства сравнения можно использовать только кинематическую вязкость при +40°C, поскольку она тесно связана с плотностью масла. Почему вязкость оценивают именно при +40°C, а не при +100°C? Ответ прост — рабочая температура жидкости большинства гидроусилителей составляет около +50°C.
Кинематическая вязкость при +40°C у ATF и PSF примерно одинакова — 30-35 мм2/с. У CHF этот показатель ниже — 18-20 мм2/с, но не у всех. Для сравнения, у моторного масла 5W-40 эта характеристика составляет около 90 мм2/с. Таким образом, все жидкости для ГУР можно разделить на два класса:
- Вязкие (ATF, PSF) с вязкостью более 30 мм2/с.
- Жидкие (современные CHF и др.) с вязкостью 18-22 мм2/с.
Наглядные примеры
Изначально производители определились, что будут заливать в гидроусилитель руля составы на минеральной основе: трансмиссионное масло типа ATF или ту же трансмиссионку, но под названием PSF. Но с появлением электрогидравлических усилителей рулевого управления и систем гидравлической коррекции подвески, минеральные составы в бачке ГУР заместила синтетика, причем жидкая. Тогда в европейские автомобили начали лить CHF, а в японские — дополнительные разновидности PSF, так называемые PSF Special. Например, у Nissan — это E-PSF.
Чтобы понять разницу, приведем кинематические вязкости некоторых моделей масел для ГУР:
- ATF Dexron II D (минералка по стандарту GM) — 38,5 мм2/с.
- Минеральный Pentosin PSF — 33,5 мм2/с.
- Фирменная ниссановская синтетика для ЭГУР E-PSF KLF5100001EU — 22,2 мм2/с.
- ПАО-синтетика CHF 11S, которая используется в BMW, Mercedes, VAG с гидроподвесками и сервотрониками — 18,7 мм2/с.
Были и переходные варианты. Например, когда компания Mercedes впервые начала внедрять систему ABC (Active Body Control), ее запитали от бачка ГУР. В этих автомобилях запретили использовать жидкости с допуском MB236.3 (это классические минералки ATF и PSF). Вместо этого указали, что можно заливать в ГУР только синтетическое масло по допуску MB344.0. Так появился Pentosin CHF 5364 B.
Жидкости вроде Pentosin CHF 5364 B — переходные. Вязкость практически идентична прежним минералкам (30,6 мм2/с), но основа уже более стабильная — синтетическая. Для сравнения, Pentosin CHF 11S — это более прогрессивная синтетика, так называемая ПАО. Она гораздо жиже, поскольку ее вязкость составляет 18,7 мм2/с.
Почему вязкость — это важный ориентир?
Не секрет, что ГУР, работающий на вязких жидкостях, отличается от гидроусилителя, использующего жидкие составы. С этим сталкивались многие из нас, когда вместо вязкой ATF или PSF заливали жидкую CHF 11S, стремясь сделать машине лучше. Руль тяжело вращается на месте, появляются течи, а насос начинает гудеть. Обратный порядок также не работает. Если вместо CHF 11S залить в ГУР ATF или PSF, руль также будет вращаться туго на месте.
Дело в том, что от кинематической вязкости при +40°C зависит давление в системе гидроусилителя. Если отклонения от нормы значительны, то насос не развивает нужное давление, и мы имеем тугой руль на месте, в режиме, который является самым тяжелым для гидроусилителя. Износ насоса при этом ускоряется.
Отчасти, этот факт объясняет, почему нельзя заливать моторное масло в ГУР. Мы уже упоминали, что синтетика 5W-40 втрое вязче синтетического трансмиссионного масла ATF. При такой рокировке тугой руль обеспечен, а насос проживет недолго.
А как же цвет?
Интересен тот факт, что условный класс кинематической вязкости при +40°C (вязкий и жидкий) отчасти совпадает с общеизвестной цветовой палитрой жидкостей для ГУР:
- Вязкая ATF Dexron II-VI (38,5-30,5 мм2/с) на минеральной и синтетической основе — красный.
- Вязкий Nissan PSF KLF50-0001 (34,9 мм2/с) на синтетической основе — красный.
- Вязкий Pentosin PSF (33,5 мм2/с) на минеральной основе — желтый.
- Вязкий Pentosin CHF 5364 B (30,6 мм2/с) на синтетической основе — желтый.
- Жидкий Pentosin CHF 11S (18,7 мм2/с) на основе синтетики ПАО — зеленый.
- Жидкий Pentosin CHF 202 (19,3 мм2/с) на основе синтетики — зеленый.
Казалось бы, можно забыть о вязкости и воспользоваться знаменитой рекомендацией: лить масло в гидроусилитель по цвету. Доля правды в том, что красное масло можно смешивать с желтым и наоборот, а зеленое менять только на зеленое, есть. Эти правила работают в большинстве случаев, но лучше ими пользоваться в последнюю очередь и вот почему:
- Будет не очень хорошо, если вместо Pentosin CHF 5364 B залить обычный Pentosin PSF. Оба желтые, оба вязкие, но первое — синтетика, а второе — минералка. Менять Pentosin CHF 5364 B на Pentosin PSF нельзя, но обратное возможно: перейти с минералки на синтетику с полной заменой масла допустимо.
- У вас Nissan с ЭГУР, у вас нет возможности купить Nissan E-PSF и вы заливаете ATF Dexron VI. Обе жидкости красного цвета, обе — синтетические. На первый взгляд ничего необычного. Но, у Дексрон 6 вязкость при +40°C — 30,5 мм2/с, а у Nissan E-PSF — почти как у “зеленых” — 22,2 мм2/с. Насос ЭГУР приговорен.
- Вы не знаете ничего о том, какая жидкость заливается в ГУР вашего автомобиля, и действуете по простому принципу: какой цвет масла в бачке, такого цвета и покупаем. Спешим вас расстроить, через несколько десятков тысяч километров у всех ГУР цвет масла одинаковый — желтый. Масло в процессе эксплуатации выцветает: красные и зеленые становятся желтыми. Не нужно быть экспертом, чтобы оценить последствия замены, скажем, жидкого синтетического масла на вязкое минеральное (например, Pentosin CHF 11S на Pentosin PSF).
Как же тогда правильно выбрать масло, которое можно заливать в гидроусилитель руля
Самый надежный способ подбора заключаются в следующем:
- Узнать допуск жидкости для ГУР, который установил производитель автомобиля. Он позволяет узнать параметры жидкости, которая была залита в ГУР с завода. Это можно сделать на сайте автопроизводителя, в оригинальной документации на машину, у официального дилера. Обычно для этой процедуры требуется VIN-код. Еще допуск часто указывается под капотом, непосредственно на бачке гидроусилителя руля.
- Установить по допуску список рекомендуемых аналогов. Для этого лучше пользоваться максимально достоверными источниками, например, сайтом автопроизводителя.
- Выбрать аналог и изучить опыт его эксплуатации. Среди масел, альтернативных оригинальному, часто встречаются подделки или просто некачественные составы. В результате насос гидроусилителя быстро выходит из строя или начинают пропускать сальники. Такая ситуация может случиться даже с оригиналом, и владельцы Nissan это подтвердят. Так оригинал Nissan PSF, который реализуется в пластиковых тарах (KE909-99931), имеет массу негативных отзывов. По техническим характеристикам и цвету он не отличается от аналогичного Nissan PSF в металлической таре (KLF50-00001). Но отрицательного опыта перехода “с металла на пластик” предостаточно. Это связывают с качеством: масло в металлических банках поставляет только Япония, а пластиковые канистры разливают и в Европе, и в Китае.
- Если опыт использования выбранной жидкости положительный, купить ее.
Этот способ позволяет выбрать жидкость для ГУР, которая точно ему пойдет. Сложность может быть лишь по пункту №2: часто нет возможности точно убедится, что то или иное масло подойдет автомобилю.
На этот случай ищем аналог в любом доступном источнике: это может быть форум, картинка из Google или онлайн-база какого-нибудь сайта с автозапчастями. Потом, в ручном режиме, проверяем совместимость выбранного продукта с допуском автопроизводителя. Далее переходим к пунктам №3 и 4.
Проверка на совместимость заключается в следующем:
- Основа базового масла должна быть одинаковой. Жидкость на синтетической основе необходимо менять только на синтетическую. Хотя допускается замена минерального масла на синтетическое.
- Кинематическая вязкость при +40°C должна быть максимально приближена к той, что указана в допуске.
Совет. Необходимые технические характеристики выбранного масла можно получить на официальном сайте его производителя или запросив у поисковика паспорт безопасности интересующего продукта.
Обращать внимание на цвет жидкости для ГУР следует в последнюю очередь. Обычно он совпадает с оттенком прежнего масла. При этом о нестыковках в рамках одного цвета можно не переживать, поскольку продукт проверен на соответствие и изучен опыт его эксплуатации.
Что в итоге
Существуют несколько типов жидкостей для гидроусилителей: ATF, PSF, E-PSF, CHF. Основное отличие состоит в кинематической вязкости при +40°C, виде масляной основы и цвете.
- ATF, PSF и некоторые CHF — это вязкие составы, с вязкостью более 30 мм2/с при +40°C. Могут быть как синтетического, так и минерального происхождения. Цвет — красный или желтый.
- E-PSF и большинство CHF — это жидкие составы с вязкостью 18-22 мм2/с. Бывают как обычного синтетического происхождения, так и на основе ПАО-синтетик. Цвет — зеленый или красный.
Эти две группы нельзя смешивать и замещать друг другом. А в рамках первой группы нельзя замещать синтетику минералкой. В то же время минералку на синтетику по пункту №1 менять можно.
Чтобы понять, какое масло необходимо для ГУР вашей машины, следует узнать, что разрешает автопроизводитель, какой он установил допуск. Далее подбирается аналог или оригинал, который соответствует допуску по вязкости и масляной основе (синтетика или минералка). Изучаем опыт эксплуатации выбранного состава, и, если жидкость проявила себя хорошо, то продукт можно смело брать.
Масло в ГУР меняется раз в 3-5 лет или каждые 60-100 тыс. км. Соблюдайте интервал, который автопроизводитель указывает в сервисных документах, и гидроусилитель не доставит вам проблем. А когда наступает срок замены моторного масла , заглядывайте и в бачок ГУР. Если жидкость помутнела, ее лучше поменять преждевременно.
ATF, PSF и три разных цвета: что заливать в гидроусилитель и что можно смешивать
Получается, что в ГУР можно заправлять любой состав. Некоторые водители даже льют автол – конечно, по собственному решению. Однако делать это не стоит. Хотя оно также будет работать в усилителе, но никто никаких гарантий здесь не дает.
Другой вопрос: можно ли смешивать жидкости для ГУР? Нет, если они на разной основе. Ни в коем случае нельзя мешать синтетику с минералкой и наоборот. Это может вызвать химическую реакцию присадок, ухудшить состав масла и «угробить» насос. Поэтому доливайте только ту жидкость, которая была в бачке. Либо хорошенько промойте бачок перед заправкой и полностью удалите смазку из системы.
Как часто менять смазку в гидроусилителе и какую выбрать?
Обычно замена рекомендована раз в 80-100 тыс. километров пробега или каждые три года в зависимости от того, что наступит раньше. Но для разных моделей авто интервал может несколько отличаться. Получить более подробную информацию можно в руководстве по эксплуатации машины.
- Покупайте химию с рекомендованными производителем авто параметрами.
- Меняйте её строго в установленные интервалы.
- Приобретайте качественные составы от популярных брендов.
- Не покупайте жидкости в непроверенных местах. Велика вероятность попасть на подделку или препарат низкого качества с неизвестным составом.
- Недостаток смазки ГУР. Зачастую её можно долить, если до установленного интервала ещё далеко. Когда такое происходит часто, нужно проверить систему на наличие утечек.
- Изменение цвета, запаха или появление в жидкости примесей.
- Ремонт или замена узла.
- Покупка машины с пробегом и неизвестной историей обслуживания.
- Частое оставление автомобиля на парковке с вывернутыми колёсами.
- Привычка постоянно выворачивать рулевое колесо до упора без необходимости.
Последние три пункта приводят к быстрому и чрезмерному износу деталей механизма. Во избежание дорогостоящего ремонта машины нужно не только чаще менять жидкость ГУР, но и пересмотреть свои водительские привычки. Это позволит надолго сохранить узел в исправном состоянии.
Можно ли доливать жидкость?
Доливка жидкость в гидроусилитель руля допустима. Но если до плановой замены осталось недолго, её лучше поменять. При этом нелишне выяснить причину нехватки смазки. Возможно, система разгерметизирована и требует ремонта.