Винил или полиуретан — что выбрать?
В процессе эксплуатации автомобиля его кузов постоянно подвергается воздействию различных химических и механических факторов, приводящих к повреждению верхнего слоя лакокрасочного покрытия – это, в частности, и ветки придорожных деревьев, и химические реагенты на дорогах, и жидкая грязь с гравием, летящая из-под колёс проезжающих мимо автомобилей, и песок на тряпках недобросовестных мойщиков. Комплекс этих факторов приводит со временем к тому, что кузов покрывается сеткой паутин – мелких и глубоких царапин, на краске появляются сколы, под которыми зачастую появляются очаги коррозии. Более всего от таких повреждений страдают детали передней части автомобиля – бампер, капот, крылья и обтекатели зеркал. Стоит добавить также, что и передняя оптика (основные и противотуманные фары) находятся в зоне повышенного риска.
В последние годы автомобилисты всё чаще прибегают к использованию антигравийных плёнок для сохранения лакокрасочного покрытия и защиты его от повреждений. Для решения этих задач применяются виниловые и полиуретановые пленки. Однако неискушенному пользователю будет непросто разобраться в нюансах характеристик этих плёнок. Попробуем же со своей стороны помочь и прояснить – в чём похожи и в чём различаются виниловые и полиуретановые пленки для авто.
Виниловую защитную пленку, толщина которой составляет 100 микрон, как правило, применяют для оклеивания всего кузова автомобиля – этому способствуют физические свойства пленки:
Высокий уровень пластичности, благодаря которой пленка без труда ложится на самых крутых изгибах поверхности автомобильного кузова.
Специальный слой, использованный в структуре пленки, защищает лакокрасочное покрытие от выцветания, не пропуская ультрафиолетовую часть спектра солнечного света. Это свойство виниловых пленок обязательно стоит взять на заметку тем автовладельцам, которые планируют оклеивать лишь некоторые детали кузова своего транспортного средства.
После оклеивания кузова виниловыми пленками практически не требуется времени на просушку.
Немаловажным обстоятельством при выборе пленки может рассматриваться гораздо меньшая стоимость виниловых пленок в сравнении с полиуретановыми.
Нелишним будет отметить, что у виниловых пленок имеются и определенные недостатки:
Через некоторое время после оклеивания (три – четыре года) на виниловых пленках могут появляться и становиться заметными помутнения и мелкие царапины. При низких температурах виниловые пленки теряют упругость , от чего повышается риск пробивания мелким гравием. Да и в общем показатели прочности у виниловых пленок существенно ниже, чем у пленок из полиуретана, и «удачно» прилетевший в бампер камень с острыми краями имеет большую вероятность пробить пленку и даже оставить скол на краске под ней.
Полиуритановая пленка Suntek PPF
Пленки из полиуретана изначально создавались для применения в военной авиации – они защищали от песка вертолётные лопасти, тем самым увеличивая им срок службы. Сейчас такие пленки применяются как для полного оклеивания кузова, так и на наиболее подверженных риску участках (капот, передний и задний бампер, передние крылья, обтекатели зеркал, оптика). При толщине 200 мкр. физические характеристики таких пленок в некотором роде сравнимы со свойствами резины, что даёт им ряд преимуществ:
Плёнка имеет высокий уровень эластичности и упругости, благодаря чему крайне устойчива к ударам камней и гравия, песку и даже в случаях легкого кузовного контакта зачастую спасает лакокрасочное покрытие от повреждений..
Полиуретановые пленки не желтеют в процессе эксплуатации и не теряют своих защитных свойств при низких температурах окружающей среды. Благодаря наличию на поверхности пленки самозатягивающегося лакового слоя, царапины, появляющийся на нём, несложно удаляются термическим воздействием (горячей водой или феном)
Недостатков у полиуретановых защитных пленок не так уж и много:
После оклейки требуется время для просушивания, но, если вы захотите демонтировать пленку, после её снятия на лакокрасочном покрытии вашего автомобиля вы не найдете и следов клея. К сожалению, при всех своих достоинствах полиуретановые пленки не препятствуют проникновению ультрафиолетовых лучей, хотя, если посмотреть на этот факт с другой стороны, то можно смело оклеивать полиуретановыми пленками автомобиль частично, не опасаясь, что со временем цвет кузова на различных деталях кузова будет отличаться.
Подводя итог, можно резюмировать, что более эффективно и длительно в части защиты кузова от мелких механических повреждений работают полиуретановые пленки, и это обстоятельство делает более выгодным их применение даже при их значительно большей стоимости.
Узнайте прямо сейчас сколько стоит услуга для Вашего авто!
Звоните: 8 (926) 845-55-77
Специалисты детейлинг-центра «Добро для авто» производят нанесение Ceramic PRO 9H и предварительную подготовку кузова для его нанесения с соблюдением всех технологических правил и в соответствии с рекомендациями производителя!
Сравнение винила и полиуретана через год эксплуатации
Наши статьи. Консультация (☎️ ) 8 (812) 322-99-21 «Ремстекло»
Сравнение винила и полиуретана через год эксплуатации. В наших мастерских часто практикуют полировку различных видов пластика. В том числе и поликарбонатных фар – полировке пластиковых фар (хотя нам все же более интересны стеклянные фары – они значительно сложнее и требуют более кропотливого отношения при полировке). Использование поликарбонатных фар в самом начале их производства было навеяно исключительно требованиями безопасности для пешеходов. Так как стеклянные фары выигрывали по многим параметрам, например: стекло было значительно сложнее повредить, оно не мутнело с годами от ультрафиолетового спектра, не сильно боялось перегрева от мощных ламп, его было практически невозможно зацарапать (именно поэтому часто применялась весьма удобная опция – дворники для фар) и многое другое. Но во время ДТП (особенно с участием пешехода), этот элемент оптики вел себя весьма небезопасно, в связи с этим мировые автогиганты приняли решение – отказаться от его дальнейшего использования и заменить стекло на более безопасный, достаточно дешевый и прочный материал. Выбор пал на поликарбонат. Данный материал за счет пластичности, позволил существенно продвинуться в вопросе экстерьера и сделать внешний вид автомобиля более сложным и красивым. Однако в использовании пластика есть и минусы: материал (относительно закаленного стекла) достаточно хрупкий, быстро изнашивается. Обычно уже через 60-70 тысяч пробега уже нуждается в глубокой полировке фар. Крайне неблагоприятно на него влияет трение (именно поэтому производители были вынуждены отказаться от дворников и любых их модификаций). Так же пластиковые фары крайне не любят ультрафиолет, со временем он разрушает их структуру, заставляют поликарбонат мутнеть и покрываться микротрещинами. Т.е. как мы можем понять из вышесказанного: пластиковые фары – это крайне хрупкий элемент вашего автомобиля. Частично проблему с ультрафиолетом и механическими повреждениями удалось решить путем нанесения на «пластиковое тело» фары специального лакового состава. Этот состав устойчив к ультрафиолету и обладает достаточно хорошими показателями по износостойкости. Но так как слой лака чаще всего не превышал 20 микрон (0.02 мм) – рано или поздно, от него практически ничего не остается (чаще всего он сходит полностью уже к 70 тысячам пробега). Кстати, попытки людей и различного рода мастеров, отполировать и нанести новый лаковый слой (в гаражных условиях) – чаще всего приводят к весьма печальным последствиям (об этом у нас уже была написана статья – отзывы о лаке для фар).
Сравнение винила и полиуретана через год эксплуатации – или как работает полиуретан
Для защиты пластиковых фар от неблагоприятных воздействий окружающей среды, прекрасно подходят полиуретановые пленки. Они обладают прекрасными демпферными свойствами, благодаря чему на высокой скорости отлично поглощают удары от небольших камней и песка. Прозрачность фары не меняется с годами, она не трескается и имеет глянцевый блеск. Некоторые модификации имеют лаковый слой, который при интенсивном тепловом воздействии (кипяток, фен, жаркий солнечный день) плавится и сглаживает полученные ранее повреждения. Под полиуретановыми пленками фара остается как новая на протяжении 5 лет (или 160-200 тысяч км. пробега). Есть лишь один весомый недостаток – цена. В принципе с условием того, что стоимость современной, высокотехнологичной автомобильной оптики уже давно вышла за пределы средней заработной платы по России. Поэтому вопрос защиты дорогой пленкой уже не выглядит настолько иррациональным. Однако всегда есть те, кто хочет сэкономить. Для таких клиентов начали широко использовать пленки на основе поливинилхлорида . Данные пленки обладают достаточно хорошей прочностью и тоже способны защитить авто от агрессивного воздействия окружающей среды. Но вот срок эксплуатации таких пленок – весьма ограничен. Чаще всего виниловые пленки используются в рекламных целях, из него получаются отличные наклейки, есть огромный выбор цветовой гаммы (в отличии от полиуретана), но как и все красивое – такие вещи недолговечны в условиях жесткой эксплуатации. Чаще всего уже через год после нанесения пленки, заметны первые результаты. Обсуждать бронировании винилом кузовных элементов в данной статье мы не станет, поэтому все, что будет сказано, будет относиться исключительно к бронированию фар.
Как в кратце работает виниловая пленка
Поливинилхлорид хорошо поглощает ультрафиолет, полностью принимая его деструктивное воздействие на себя. Но так как винил (используемый для бронирования) не может похвастаться большой толщиной (всего 100-200 микрон). Ультрафиолет достаточно быстро состаривает ПВХ пленку, делая ее заметно мутнее. Также из-за того, что ПВХ является разновидностью пластика, он не может обладать схожими с полиуретаном свойствами по воздействию на него низких температур. При минусовых значениях ПВХ пленки дубеют и теряют демпферные функции, таким образом, теряется способность «отпружинить» летящий камень или песок – вместо этого происходит разрушение пленки. За зимний период можно достаточно быстро привести такое покрытие в негодность. Еще к одному недостатку можно отнести клеевый слой, которым покрывают пленку из ПВХ. Данный клей обладает достаточно сильной адгезией, что значительно усложняет процесс снятия поврежденной пленки. Скорее всего, остатки клея придется снимать абразивным способом с дальнейшей переполировкой оптики, при этом полировать фару можно ограниченное количество раз. К тому же за полировку, скорее всего, придется снова платить. Поэтому экономия в данном случае получается весьма сомнительной.
Сравнение винила и полиуретана через год эксплуатации – наш эксперимент
Для более наглядного результата был проведен эксперимент. На оптику автомобиля Hyundai Solaris были нанесены пленки различного состава. При этом на момент бронирования, оптика была абсолютно одинакового качества. Фара с водительской стороны была забронирована виниловой пленка. Фара с пассажирской стороны была обтянута полиуретановой пленкой. Весь эксперимент занял чуть больше года (13 месяцев).
Общий вид автомобиля
За это время машина прошла в районе 40 тысяч километров и побывала в мелком ДТП. Автомобиль эксплуатировался каждый день, в основном это были городские условия с повседневным заездом на КАД (в среднем по трассе проезжали 20 км. в день). На фотографиях вы можете видеть четкую разницу между двумя фарами. Виниловая пленка за время эксплуатации стала матовой, на нее хорошо прилипает грязь. Фара под ней покрылась мелкой сеточкой из трещин. В отличии от нее, фара покрытая полиуретановой пленкой выглядит как новая. На нее практически не прилипает грязь, она сохранила глянцевый блеск и отсутствие визуальных повреждений. Так же во время мелкого ДТП, оптика (которая была покрытая именно полиуретановой пленкой) была задета другим транспортным средством. Удар пришелся по касательной и после беглого осмотра на фаре были обнаружены несколько четких следов (затиров) от удара. Однако после того как фару протерли, на ней не осталось и следа от происшествия. При этом бампер снизу от удара – раскололся. Данный эксцесс не означает, что машина, покрытая полиуретановой пленкой – становится неуязвима к ударам. Но этот случай показывает, насколько хорошо полиуретановые пленки противостоят скользящим ударам.
Студия «Ремстекло»
Студия «Ремстекло» — это качественные, профессиональные услуги с любыми видами стекла: автомобильные, промышленные, бытовые. Студия «Ремстекло» — это полировка любых поверхностей — дерево, металл, пластик или стекло. Студия «Ремстекло — это клининговые услуги, в том числе и промышленных объектов.
Винил или полиуретан? Какую антигравийную пленку выбрать, чтобы не переплатить?
Несколько лет назад автомобили, защищенные антигравийной пленкой, были чем-то вроде белого единорога – все знали, что они существуют, но никто в живую их не видел. Пленки на машины клеились где попало и как Бог на душу положит. А выглядели забронированные авто, мягко скажем, неопрятно. К тому же первые пленочные покрытия служили недолго, а стоили дорого. Поэтому спрос на них был низким.
Толщина лкп у этого автомобиля – несчастные 80-100 мкм. Без хорошей защиты кузов очень быстро покроется царапинами и сколами. Вероятность пробития лкп до металла очень высока. Часто полировать его не получится, потому что запас лака минимальный. Поэтому владелец первым делом заклеил свою новенькую Мазду добротной полиуретановой пленкой, а это дополнительные 100 мкм брони.
Однако с тех пор, как японский и европейский автопромы стали переходить на мягкие акриловые лаки, популярность защитных пленок резко выросла. Сегодня на рынке преобладают два типа прозрачных защитных пленок – виниловые (ПВХ) и полиуретановые. Первые стоят в разы дешевле вторых, и с легкой руки хитрых (читай — бессовестных) бизнесменов даже обеспеченные автомобилисты на свои очень дорогие машины ставят дешевый винил, чтобы в конечном итоге разочароваться и объявить все без разбору антигравийные пленки унылым го…ом!
Честно про автовинил. Чем он хорош и чем он плох?
Виниловая пленка – это по своей сути толстый литой пластик с клеевым слоем. Прокатных пленок сегодня в продаже нет, только литые. Такие защитные материалы просты в установке и стоят дешево. О достоинства – всё. Теперь о недостатках.
Винил – это приспособленный материал. Изначально он для машин не предназначался. Эта защита хорошо подходит для бассейнов, рекламных конструкций и прочего. Сейчас автомобильные пвх-пленки имеют увеличенную толщину, но все равно в прочности они проигрывают полиуретану. Антигравийный винил делают даже известные бренды типа «Спектролл». А почему нет? Люди покупают, ведь рулон добротной пленки пвх в три раза дешевле рулона полиуретана.
Так выглядит автомобиль, обработанный пленкой ПВХ. Защитный материал упорно не хочет сниматься, его приходится удалять по миллиметру. И на лаке остается клей. Его тоже придется мучительно долго смывать.
Главный недостаток виниловых пленок — короткий срок службы. Обычно производители заявляют 1 год. Однако уже через 6 месяцев пвх-пленка становится хорошо заметной и портит внешний вид машины. Всё потому, что эти материалы впитывают сажу и другую грязь, быстро покрываются царапинами. Ультрафиолет заставляет такую броню менять цвет, поэтому уже в первый летний сезон она становится пятнистой.
Как и любой другой пластик, винил размягчается от нагрева и дубеет на холоде. Поэтому в сильный мороз пвх-пленка может растрескаться или даже отделиться от клея.
А это машина из города Владимир. Владелец установил на переднюю часть винил. Он быстро помутнел и стал выделяться матовостью. Защищенная часть быстрее пачкается.
Самое главное – своевременно снять отслуживший свое винил. Обычно его удаляют через год эксплуатации. Если такая защита простоит дольше, то на этапе демонтажа могут начаться трудности. «Уставшая» пленка становится ломкой, а клеевой слой становится каменным. Она не хочет сниматься и нередко сдирается кусочками, вместе с лаком и краской. Само собой, демонтаж просроченного материала обходится владельцу в копеечку.
Можно ли устанавливать виниловую пленку на машину?
Этот вариант защиты имеет смысл только в условиях жесткого недостатка денег. Как говорится, лучше с винилом, чем совсем без ничего. Важно потом через год снять его и заменить на новый.
Чтобы такого не случилось, вместо винила нужно клеить полиуретановую антигравийную пленку. Ее проще удалять. Хотя даже она может повредить лкп при демонтаже. Обычно это случается с некачественно перекрашенными автомобилями или отдельными деталями.
Вся правда об антигравийной полиуретановой пленке
Полиуретановые пленки имеют основу, которая по своим свойствам похожа на резину. В отличие от ПВХ, полиуретан не так болезненно реагирует на перепады температур, он лучше пропускает солнечный ультрафиолет, не впитывает грязь, а потому служит значительно дольше. Самые популярные антигравийные пленки среднего ценового сегмента держатся до 5 лет. Крутые премиальные – до 7-10 лет
Полиуретановые пленки разрабатываются специально для защиты транспортных средств. У большинства таких покрытий есть мягкий защитный слой Top Coat, который похож на очень густой, плотный гель. Он самовыравнивающийся. Поэтому на таких пленках не бывает мелких царапин – они сами быстро заживляются. У некоторых пленок Top Coat обладает стойкой гидрофобностью. Со временем этот защитный слой перестает работать. Однако внешний вид полиуретановой пленки можно поддерживать полировками.
Прозрачная полиуретановая антигравийная пленка одинаково хорошо подходит для фар и деталей сложной формы. Пленка не желтеет на фарах от нагрева. Она не мешает отведению тепла от источника света, поэтому перегревов фар и ламп не бывает.
Какую полиуретановую пленку выбрать для своего автомобиля?
Обычно цена пленки соответствует ее качеству. Полиуретан похуже стоит дешевле, а получше – дороже. Сейчас на слуху такие бренды, как SunTek, LLumar, Spectroll. Это не значит, что они самые лучшие. Полиуретан SunTek, к примеру, появился на рынке одним из первых. Он очень нравится мастерам своей покладистостью. То есть он клеится легко и выглядит в начале эксплуатации отлично. Поэтому он так популярен в профессиональной среде. Бренды LLumar и Spectroll сейчас активно продвигаются на рынок, поэтому данные наименования на слуху, и они тоже на подъеме популярности. Есть среди пленок королевские марки, которые пользуются спросом только у владельцев дорогих машин премиум-класса. К таким относится полиуретан PremiunShield. Он встречается редко, потому что его устанавливают только сертифицированные детейлинг-центры. Профессионалы не хотят связываться с этой пленкой, потому что работе с ней нужно учиться. Но зато удовлетворенность этим продуктом в клиентской среде – 100%.
Качество установки решает всё!
Очень важный аспект – качество установки антигравийной защиты. Профессиональные мастера одинаково отлично устанавливают любую пленку, какой бы капризной она ни была. Вопрос только в количестве затраченного времени и сил. Специалисты не ленятся тщательно отмыть машину, снять оклеиваемую деталь для получения безупречного монтажа антигравийной защиты. У хорошего мастера автомобили всегда полируются перед поклейкой. Профи умеют правильно подрезать пленку так, чтобы ни одна кромка, ни один разрез не находился на виду и не портил эстетики автомобиля. Поэтому очень часто автомобилисты крайне тщательно подбирают не только защитный материал, но и исполнителя заказа.
Отличия между виниловой и полиуретановой пленкой
Многих клиентов, которые обращаются с целью забронировать автомобиль, удивляет высокая цена этой услуги. Отвечать на подобные вопросы необходимо, и в данной статье мы дадим на них исчерпывающий ответ.
Винил — для биллборда, полиуретан — для вертолета
Полиуретановая пленка была изобретена для нужд армии США. В то время шла подготовка к операции «Буря в пустыне», где принимали участие в том числе и вертолеты. Но вот проблема: в условиях пустыни вертолетные лопасти приходилось часто менять из-за того, что их повреждал песок. Крошечные песчинки, ударяясь о лопасти на огромной скорости, стачивали металл. Для защиты лопастей применили инновационную технологию — обклейку пленкой из полиуретана. Это продлило срок службы деталей, и внесло вклад в победу над Саддамом Хусейном. Впоследствии пленку стали клеить и на гражданские автомобили.
Виниловая пленка изначально предназначалась для рекламных щитов, в качестве альтернативы обычной бумаги. Винил предохранял бумагу от повреждения осадками и выцветания. Автомобили стали обклеивать виниловой пленкой для декоративного эффекта и дополнительной защиты краски кузова. С последней задачей она справляется не хуже полиуретана.
В чем разница между виниловой и полиуретановой пленкой
Сравним два типа пленок по 7 признакам, чтобы удовлетворить ожидания как можно большей аудитории с разными критериями оценки. Мы учли и защитные характеристики, и зстетичность, и долговечность, и среднюю стоимость. Что для вас важнее, выберите сами.
Защита
Полиуретан спасает от летящего от колес песка, мелких камней и гравия. Ее трудно проткнуть отверткой или шилом ведь она хорошо тянется. Винил может спасти кузов лишь от поверхностных царапин и некоторых химических веществ. Он бессилен перед камнями с острыми краями, а саму пленку легко проткнуть и даже разорвать голыми руками.
Внешний вид
Полиуретановая пленка снаружи покрыта слоем защитного лака, который не дает грязи проникать в материал (что никак не влияет на цвет пленки). Пленка незаметна уже с дистанции одного метра.
Пленка из винила легко пропитывается грязью и химией, быстро мутнеет и желтеет, становясь хорошо заметной.
Устойчивость к воздействию температур
Полиуретан выдерживает температуры до -30 °C без всякого вреда. Винил на морозе дубеет, а его защитные свойства ослабевают. В связи с этим винил нельзя эксплуатировать зимой, а полиуретан в условиях средней полосы России и южнее справляется со своей работой круглый год
Под длительным воздействием прямых солнечных лучей и при резких перепадах температур виниловая пленка покрывается трещинами и отстает от кузова. Этим она может подпортить внешний вид любого автомобиля.
Полировка
Лак на поверхности полиуретановой пленки можно полировать как обычный автомобильный лак. Винил полировать не следует, так как никакого лака на нем нет — полировкой можно лишь испортить материал.
Долговечность
Стандартный срок службы пленок из полиуретана — 5 лет. При этом следует сделать поправку на то, что многие пленки выпускаются в странах с более теплым климатом, чем в России: Южной Корее, Германии, Нидерландах, Франции и США. Поэтому если на упаковке пленки указан срок службы 10 лет, мысленно сократите его до 5 лет в российских реалиях, если указано 6 лет — снижайте до 3 и т.д.
Предельный срок годности для винила — 3 года. Немаловажный нюанс: «передержка» виниловой пленки опасна, так как просроченная пленка может плавиться и проникать в краску автомобиля, что может повредить красочный слой кузова, оставляя некрасивые куски, которые очень трудно отодрать. Как минимум после удаления виниловой пленки придется убирать следы клея с помощью специального очистителя или растворителя. На это может потребоваться много времени.
Цена на пленку
Стоимость пленки из полиуретана многократно превышает стоимость пленки из винила. Если, например, метр полиуретановой пленки Suntek стоит 6700 рублей, то цена на метр антигравийной пленки из винила ORAGUARD 270 составляет 750 рублей, что в 9 раз меньше.
Нанесение на кузов автомобиля пленки из полиуретана тоже обходится существенно дороже работ по нанесению виниловой пленки. Средняя оклейка капота легкового автомобиля пленкой из полиуретана обходится клиенту в 15-20 тысяч рублей (например, капот Mazda 6 будет стоить 20 тысяч). Обклейка капота той же площади виниловой пленкой значительно дешевле — примерно 4-5 тысяч рублей (для капота Mazda 6 — 5 тысяч).
Краткий гайд по подбору защитной пленки для автомобиля
Приведем короткую инструкцию для клиентов, желающих поклеить на кузов автомобиля пленку, суммирующую содержание статьи. Если вы все еще сомневаетесь в выборе полиуретановой или виниловой пленки, прочитайте информацию, представленную ниже, и, отталкиваясь от нее, примите окончательное разумное решение.
Вы можете выбрать пленку из винила, если:
- вы желаете изменить цвет автомобиля без перекрашивания;
- вы хотите защитить автомобиль лишь от неглубоких царапин и моющих средств;
- вы рассматриваете варианты защиты кузова автомобиля, не требующие больших финансовых затрат;
- вы не будете всерьез огорчены, если пленка со временем поменяет цвет;
- вы осознаете, что после неаккуратного или слишком позднего снятия пленки вам может понадобиться перекраска кузова.
Вам стоит не пожалеть денег на полиуретановую пленку, если:
- вы приобрели новый дорогой автомобиль;
- вы часто передвигаетесь по оживленным автомагистралям, или грунтовым и гравийным дорогам;
- вы желаете иметь стопроцентную защиту кузова от царапин;
- вы не прочь вложить в защиту автомобиля много денег;
- вы не хотите перекрашивать капот в будущем.
Наше мнение
Наши специалисты настоятельно рекомендуют не клеить виниловую пленку. Она может повредить краску кузова, а это может обойтись дороже как и виниловой, так и полиуретановой пленки.
Кроме того, удаление виниловой пленки — это всегда долго и скучно, и не всякий специалист возьмется за эту работу. А если и возьмется, потребует от 3 тысяч рублей, и не факт, что сможет удалить пленку целиком, не оставив следов клея и пятен.
Если оклеить автомобиль, особенно переднюю часть кузова, полиуретановой пленкой, вы застрахуете себя от сколов и царапин. Если на пленку из полиуретана не хватает денег, следует мыть автомобиль на двухфазной мойке и маскировать сколы краской.