Замена шатунов и системы под квадрат на велосипеде
Для того чтобы заменить шатуны и систему на велосипеде нам потребуется специальный съемник для шатунов (существует несколько видов съемников, в данном случае я использую съемник под квадрат. Шатуны для каретки с квадратным сечением самые распространенные и встречаются на велосипедах низкой и средней ценовой группы), шестигранники и разводной ключ.
Фото съемника под квадратную каретку:
Приступаю к снятию шатуна со звездами
1. Откручиваем прижимной винт. Именно он держит шатун на месте и не дает ему слететь.
2. В самом шатуне есть резьба именно в эту резьбу нужно вкрутить наш съемник (закручиваем до упора).
3. Как только вкрутили съемник можно приступать к откручиванию. На съемнике должно быть место для того чтобы вставить ключ или некоторые съемники уже идут с ручкой и ключ вам не понадобится. Вращая ручку против часовой стрелки мы внутренней частью съемника начинаем давить на каретку (ось) и тем самым равномерно выдавливать шатун с насиженных мест.
Крутим до тех пор, пока шатун не упадет на пол. Иногда шатуны прикипают настолько сильно, что при откручивании можно сорвать внутреннюю резьбу на шатуне и тогда придется снимать шатун вместе с кареткой.
4. Новый шатун (систему) поставить очень просто. Устанавливаем запчасть на оси и с помощью прижимного болта надежно прикручиваем к квадратной оси каретки.
5. Проделываем тоже самое с левым шатуном:
На этом нашу работу по замене или установке шатунов с системой можно считать законченной. И чуть не забыл, установить педали:
Как менять вилку и систему на велосипеде?
Современные велосипеды надежны, но, тем не менее, Вам, все равно будет необходимо периодически смазывать велосипед и следить за его техническим состоянием (менять особо подверженные износу детали: цепь, кассету и передние звезды) .
Частота замен зависит от класса навески, используемой на вашем велосипеде, и стиля вашей езды на велосипеде (как правило, их хватает не на одну тысячу километров) .
Ремонт велосипеда — нелегкое занятие. Хотя, конечно, не для всех — кто-то может целыми днями и ночами возиться с велосипедами, получая от этого удовольствие (как, к примеру, некоторые мастера из веломагазинов) . Мы не будем рассказывать Вам о всех премудростях настройки переключения скоростей (проще сходить в специализированную мастерскую, которая есть при каждом уважающем себя магазине) , но есть банальные вещи, которые должен знать и уметь делать каждый велосипедист — подтянуть тормоз, выправить “восьмерку”, заклеить колесо…
Для простого ремонта Вам понадобится универсальный ключ, который Вы можете приобрести практически в любом веломагазине за 200
Итак, что должен знать и уметь велосипедист:
Подтянуть тормоз велосипеда.
У основания ручки тормоза присутствует фигурная гайка, а на ней колесико. Для того, чтобы сделать тормоз более упругим, надо выкрутить гайку и зафиксировать колесиком, которое находится на ней. Для ослабления проделать эту же операцию, только наоборот. Но это на ранней стадии, если выкручивать уже некуда, то находим тормозные колодки (у обода колеса) , там есть крепление тросика — ослабляем гайку. После ослабления гайки, тянем тросик на себя и затягиваем винт. Вообще надо действовать по обстоятельствам — при ремонте важно уметь ориентироваться самому.
Выправить “восьмерку”.
Для данной операции необходим специальный ключ для спиц (плоскозубцами пользоваться не рекомендуется, таким образом легко испортить спицы) . Операция выправления “восьмерки” несколько сложнее предыдущей и требует времени. Но уметь делать это — необходимо (не всегда, получив “восьмерку”, Вы сможете найти мастера) .
Для начала фиксируем велосипед так, чтобы можно было вращать регулируемое колесо.
Находим, куда отклоняется обод. Если он отклоняется, к примеру, влево, то ослабляем на том месте левые спицы, и подтягиваем те, что справа. Если обод отклоняется вправо, то наоборот: ослабляем правые спицы, а затягиваем левые.
Но этот метод подходит лишь для исправления небольшой “восьмерки”. Если она большая, то данный способ скорее всего не поможет и Вам придется сходить в мастерскую, где Вам помогут или посоветуют, что делать в конкретной ситуации.
Заклеить камеру.
Для заклейки камеры необходима велоаптечка (ее в дороге иметь обязательно) . При проколе камеры нужно делать следующее:
Перед тем, как снимать колесо, не забудьте освободить его от тормоза.
Теперь нужно снять колесо (у горных велосипедов, обычно, они откручиваются специальной гайкой с ручкой — эксцентриком) .
Затем снимаем покрышку с камерой (не забудьте открутить колпачок нипеля) .
Вытаскиваем камеру и надуваем ее (с помощью насоса) — теперь дырка видна.
Замечаем место прокола и спускаем воздух.
Зачищаем место прокола специальным наждаком, имеющимся в аптечке. Наносим клей на заплату (выбранную по размеру) и на место прокола камеры.
Даем высохнуть минуты две и накладываем заплату на камеру так, чтобы дырка оказалась посередине заплаты.
Зажимаем место наложения заплаты пальцами и ждем 5-7 минут.
Отпускаем, надуваем, проверяем — нет ли еще проколов (при обнаружении — выполняем с ними выше описанное) .
Проверяем внутреннею часть покрышки на наличие посторонних предметов (которые могли попасть туда во время прокола и которые могут вызвать повторный прокол) .
Все нормально — спускаем камеру, запихиваем ее в покрышку, надеваем все это на обод.
Ставим колесо на велосипед (не забудьте прикрутить) и возвращаем тормоз в нормальное положение.
Накачиваем камеру и едем дальше!
Вот, в принципе и все, что нужно знать велосипедисту для обеспечения оперативного ре
Разновидности и установка шатунов на велосипед
Велосипедный шатун (педальный рычаг) – знакомая и значимая деталь трансмиссии. Является связующим звеном при передаче усилий на кареточный вал и передние звезды. Исправное состояние и надежное закрепление шатунов на каретку гарантирует максимальную эффективность передачи крутящего момента и безопасность движения.
Шатуны велосипедные: общие сведения
Трансмиссия велосипеда имеет пару шатунов, расположенных по обе стороны от каретки. Детали устанавливаются на кареточном валу с помощью специальных креплений. В зависимости от производителя и типа велосипеда, крепления различаются, и чуть позже обязательно об этом поговорим.
Шатунная пара вместе с передними звездами образует систему. Она может быть разборной и неразборной. Первый тип встречается на бюджетных моделях велосипедов, включая односкоростные дорожники. Здесь износ звездочек развивается одновременно с усталостью материала рычагов. В случае преждевременной поломки шатунов система полностью подлежит замене.
По стандарту звезды располагаются справа по ходу движения, следовательно, к звездочкам закреплен правый шатун. На байках среднего и высокого уровня звездочки могут меняться отдельно от шатунной пары. Его можно снять и, таким образом, заменить лишь часть системы – изношенные звезды.
Разъемная система горного велосипеда
Шатунная пара и каретка – самые нагруженные узлы велосипедной трансмиссии, так как напрямую принимают толкательно-вращательные усилия от ног велосипедиста. В изготовлении деталей используются материалы:
- закаленная сталь;
- алюминий;
- титан;
- углеродное волокно (профессиональный шоссейный байк).
Значительную роль в динамике передвижения играют вес и форма шатунов. Производители стараются сделать их максимально легкими и компактными. Так, для уменьшения веса внутри детали специально делаются полости. Идея принадлежит японскому производителю Shimano:
Внутренние полости по технологии Hollowtech
Разобрать систему обычным гаечным ключом не получится, для этого потребуется специальный съемник шатуна. При вдавливании инструмента деталь свободно откручивается с оси каретки, не повреждая ее.
Типы шатунов и способы их крепления
Динамика движения на велосипеде зависит от многих факторов, в том числе и длины педальных рычагов. Размеры варьируются от 150 до 185 мм. Чем длиннее шатун, тем меньше частота педалирования и больше сила вытягивания, и наоборот. Эта закономерность помогает подобрать оптимальный размер для удобного катания.
На гонных велосипедах ставятся удлиненные рычаги более 177.5 мм, на трековых моделях предпочтительны укороченные детали. Традиционно длина шатунов на взрослый байк колеблется от 165 до 185 мм. Подростковые, детские и трековые модели оснащаются короткими рычагами размером от 150 до 177.5 мм. Диапазон 165 – 177.5 мм можно считать неким универсалом для всех моделей.
Тип шатунов по способу установки и демонтажа:
- монолитные (односоставные) – рычаги интегрированы с валом каретки (BMX и детские модели);
- двусоставные: правый шатун + ведущие звездочки, левый рычаг отдельно;
- разборные: правый шатун крепится к звездам с помощью болтов, распространенная конструкция на большинстве моделей (можно разобрать систему и заменить только изношенные звезды или рычаги).
Крепление к валу каретки бывает:
- под клин (ромб) – устаревшая конструкция встречается на старых моделях и детских велосипедах;
- под квадрат – фиксация на квадратных наконечниках оси, подтяжка производится с помощью гаек внутри входной полости рычага, снаружи устанавливается пластиковая защита-пыльник (встречается на бюджетных дорожных велосипедах);
- шестигранное – установка и фиксация шатунов с помощью шестигранного ключа (распространенная конструкция на скоростных моделях);
- шлицевое: ось имеет сквозную полость, на креплениях к шатунам диаметр увеличен, рычаги сопряжены канавками с выступами на валу (шлицы) и затягиваются шестигранниками.
Шлицевое крепление не откручивается обычным съемником
Какая резьба нарезается на шатунную пару и в какую сторону крутить съемник при разборке системы? Резьба на оба рычага правая: раскручивание против, закручивание – по часовой стрелке.
На внешней стороне рычага находится отверстие для педали. Традиционный размер ключа для снятия и установки – 15 мм. Резьба на педалях направлена только по ходу движения. В комплекте педали помечаются буквами R и L. Поставить левую педаль на правый шатун и наоборот не получится.
Демонтаж и установка шатунов
Зачем надо снимать шатуны? Причин может быть несколько:
- поменять изношенные звезды на разборной системе;
- переборка и ремонт каретки (снятие рычагов лишь предыстория);
- подтягивание (эффективнее будет именно с полным снятием и установкой).
Трогать систему просто так не рекомендуется, хотя для тренировки в обслуживании велосипеда приветствуется. Главное ‒ потом правильно все установить на место.
Ход работы:
1.Снять защитную заглушку.
2.Вставить съемник внутрь полости и скрутить фиксирующую гайку. Если гайка идет плохо, сбрызнуть WD-40 или другой смазкой. В случае имбусового крепления подбираем соответствующий ключ.
3.Вставить съемник в шатун другим концом и ввинтить до упора в резьбу.
4.Закрутить болт инструмента при помощи гаечного ключа.
5.Шатун выдавится с вала.
6.Делаем все, что нужно, и приступаем к обратной установке.
7.Очистить и смазать место крепления рычага к оси каретки.
8.Надеть шатун на вал, вставить съемник и с усилием закрутить в обратную сторону.
9.Надеть фиксирующую гайку и заглушку.
Внимание! Закручивать максимально крепко, иначе при езде шатун будет люфтить.
Достаточно прозрачный вопрос, как снять шатуны, если под рукой имеется съемник. Гораздо интереснее этот процесс выглядит без использования этого инструмента.
Несколько кустарных методов:
- Скрутить фиксирующие болты и выкатить велосипед на прогулку. При длительном максимальном нагружении шатуны должны отвалиться сами. Правда, есть риск повредить крепления.
- Выбить молотком с отверткой. Наконечник обмотать мягкой тканью. Направлять удары по направлению «против часовой стрелки». Делать очень аккуратно, иначе можно повредить резьбу и подшипники каретки.
- Надрезать и сорвать крепление. Варварский метод для снятия неисправных деталей.
Какой из этих способов выбрать? Самое верное решение – купить новый съемник, тем более стоит он недорого.
Устройство системы достаточно простое, и поменять ее компоненты реально самостоятельно. Для снятия шатунов потребуется съемник и немного свободного времени. Немаловажную роль играет отслеживание состояния системы, чтобы вовремя поменять изношенные компоненты. Поэтому не забываем проводить визуальную диагностику своего велосипеда.
Апгрейд системы 3х9 на 1х11
/>
Несколько лет назад система 3х9 стала лучшим выбором для владельцев горного и туристического велосипеда. Для большинства велосипедистов и сегодня эта комбинация — оптимальный вариант. Но рынок и маркетологи предлагают вариант избавиться от левой манетки и переднего переключателя. В этом что-то есть определенно и каждый вправе попробовать новое.
Сегодня я расскажу о велосипеде Giant Talon 29ER, который я имел честь модернизировать с системы 3х9 на систему 1х11. Усаживайтесь поудобнее, фотографий будет много.
/>
/>
Как я описывал раньше имеем велосипед Giant Talon 29ER с довольно распространенной трансмиссией класса Alivio 3×9. Передние звёзды 22-44, задние 11-36. Владелец принял решение привести велосипед к более современному, модному стандарту 1х11.
Бонусом избавиться от передних двух звёзд и переключателя. За эталон был взят Giant Terrago 29 1 уже на SLX.
- Каретка: Shimano BB-MT800-B, MTB, BSA, Hollowtech II
- Шатуны: Shimano FC-M6100-1
- Ведущая звезда: Funn Solo 32T
- Задний переключатель: Shimano RD-M7000, средняя лапка, 11ск. Shadow+
- Задние звёзды: Shimano CS-M7000, 11ск, 11-42
- Цепь: Shimano CN-HG701, 11ск
- Манетка: Shimano SL-M7000, правая, 11ск
/>
/>
Перед установкой каретки Hallowtech II, сам кареточный стакан, естественно, был отторцован.
/>
/>
Для торцовки использовался инструмент компании Cyclus. Для продолжительной работы фрез инструмента использовалась смазка ParkTool CF-2.
/>
Так выглядит промежуточный этап торцовки на котором хорошо видно насколько неровная плоскость каретки.
/>
/>
Бонки звезд зажимались динамометрическим ключом с усилием 16 Нм
/>
Высокий зуб специально сделан для того, чтобы цепь при перемещениях с задней первой по одиннадцатую звезду не пыталась слететь.
/>
/>
Чашки каретки Hollowtech II зажимались динамометрическим ключом с усилием 42 Нм
/>
Пластиковая крышка левого шатуна затягивалась с усилием 1,5 Нм
Винты левого шатуна затягивались с усилием 13-14 Нм
/>
При установке каретки Hollowtech II учитывайте ширину кареточного стакана и, в зависимости от ширины 68 мм или 72 мм устанавливайте проставочные кольца.
/>
Задний переключатель Shimano RD-M7000 Shadow+
/>
Смазываем винт крепления к держателю (петуху) медной антиприкипающей смазкой, и зажимаем его с усилием затяжки не более 9-10 Нм. Помним о том, что держатель из алюминиевого сплава.
/>
/>
/>
Регулируем положение манетки и ручки тормоза и радуемся проделанной работе 🙂
/>
Работа была сделана еще ранней весной, а где-то неделю назад владелец привозил велосипед на корректировку держателя заднего переключателя (петуха). Вероятно где-то пригнул 🙂 Я поинтересовался впечатлениями, а владелец сказал, что очень рад модернизации. Акцентировал внимание на том, что один переключатель очень облегчает катание.
Буду рад сделать и вашу мечту реальностью.
Ваш механик Андрей из мастерской «Дикий Байк»
—
Заявки на ремонт и техническое обслуживание велосипедов принимаются ежедневно с 9:00 до 21:00 без выходных.
Телефоны:
+375 (29) 6077760 (на нем мессенджеры)
+375 (33) 6077760
Похожие новости
Замена цепи и задних звезд
Причина замены цепи и задних звезд. Даже зная, что цепь — расходный материал, редко какой
Путь к гревелу или установка Shimano GRX на Fuji Touring Disc (2020)
Усаживайтесь поудобнее, будет рассказ о том, как мы модернизировали туристический Fuji.
Замена заднего переключателя в подростковом велосипеде
Папа решил проехать на велосипеде и "показать" ребенку как нужно переключать передачи.