Техника работы с микрофоном. Двенадцать секретов
Здесь я расскажу о том, какие бывают микрофоны и как с ними управляться.
1. Как держать микрофон? Как вилку: только кончиками пальцев, не пытаясь обхватить всей ладонью. При этом все пальцы должны быть на микрофоне. Особенно следите за тем, чтобы не оттопырился мизинец. Локоть при этом расслаблен и опущен — им вы должны чувствовать ребра. Типичная ошибка — задирание локтя почти на уровень подбородка.
2. Микрофон следует удерживать на одинаковом расстоянии ото рта на протяжении всего выступления. Чтобы рассчитать оптимальное расстояние, приложите ребром ладонь с сомкнутыми пальцами к губам вертикально так, чтобы губ касался указательный палец. Безымянный палец в этом случае будет там, где должен быть край микрофона. Если держать его дальше, голос будет звучать не так красиво. Если ближе — при произнесении звука «П» микрофон будет издавать малоприятный звук. Не меняйте это расстояние в ходе выступления. Куда бы вы ни повернулись, микрофон следует тоже поворачивать, причем оставляя его не только на одном и том же расстоянии, но и повернутым одной и той же стороной. Лучший звук получается, когда микрофон образует перпендикуляр с вертикальной линией вашего лица.
3. Перед выступлением проверьте, где находятся динамики системы звукоусиления. Если они расположены у вас за спиной, будьте внимательны: когда мембраны микрофона и динамика направлены друг на друга, они вступают в резонанс и раздается свист. Если это произошло, не теряйтесь — все, что вам нужно сделать, это отвернуть микрофон от динамиков.
4. При использовании микрофона возможности жестикулирования ограничены. Я рекомендую держать микрофон в главной руке, то есть левшам — в левой, правшам — в правой. Для жестикуляции остается неосновная рука. Придется быть активнее. Типичная ошибка — попытка жестикулировать той рукой, в которой находится микрофон.
5. Если ваш микрофон со шнуром, то свободной рукой убирайте шнур из–под ног. Постепенно это движение станет автоматическим и не будет отвлекать вашего внимания. Если вы выступаете с радиомикрофоном, будет еще проще.
6. Хорошие микрофоны не дают никакого фона, поэтому не всегда ясно, работают ли они. Мало того, выступающий слышит себя скорее через резонанс черепной коробки, чем через динамики, поэтому не всегда бывает уверен, что микрофон включен. Малоопытный оратор выдает себя постукиванием по защитной сетке и магическим «раз–раз». Если вы тоже не уверены, выйдя к микрофону, просто поздоровайтесь с сидящими в зале. По реакции вы сразу поймете, слышат ли вас. Как включается микрофон, нужно выяснить заранее.
7. Поговорим о штативе, на который крепится микрофон. Чаще его называют «стойка». Она бывает двух типов: телескопическая и «журавль». Типичная ошибка неопытных ведущих — говорить в микрофон, находящийся на той высоте, на которой его оставил предыдущий выступающий. Его легко опустить одним движением руки. Не предыдущего выступающего я имею в виду, а микрофон, разумеется.
8. Если вы сняли микрофон со стойки и решили держать его в руках, будет лучше, если вы непринужденно уберете стойку на правый или левый край сцены. В центре она оставаться не должна.
9. Как быть, если вы выступаете с микрофоном, который крепится к голове? Это очень удобно — руки остаются свободными в течение всего выступления. Однако выключатель такого микрофона находится на передатчике, который, скорее всего, будет закреплен на вашем поясе сзади. Или на гарнитуре, которая крепит всю систему к голове. И отключить его невозможно даже на секунду. Поэтому знайте: если вам будет угодно прокашляться, сглотнуть невольно набежавшую скупую мужскую слюну и так далее, — все это пойдет в эфир.
10. Как быть, если микрофон установлен на столе или трибуне? Как правило, для этого используются специальные высокочувствительные микрофоны. Во всяком случае звукооператоры настраивают аппаратуру с учетом того, на каком расстоянии будут находиться микрофоны от говорящих. Поэтому не стоит ложиться грудью на стол или трибуну, чтобы говорить в самую мембрану. Нам всегда кажется, что в динамиках наш голос звучит тише, чем следует. Это нормально.
11. Есть еще микрофон–петлица. Он крепится на лацкан пиджака или свитер специальной клипсой. Об этом микрофоне вообще можно забыть, ибо вы никак не можете влиять на его положение. Старайтесь делать меньше движений, которые вызывают трение тканей на груди. Из–за этого получается малоэстетичное шуршание.
12. Приходите на место выступления заранее, походите по сцене, попросите служителей звука включить микрофон. Поговорите в него, походите с ним, попробуйте на вес стойку, поднимите и опустите микрофон на ней несколько раз, найдите кнопку включения. Привыкните к своему голосу, раздающемуся из динамиков. Вы станете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее. Ваша увереность усилится по мере приобретения опыта. А сегодня утешьтесь тем, что подавляющее большинство вышедших к микрофону не знают и четверти того, что вы только что прочли. Теперь — тренировка и практика.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Как настроить микрофон на компьютере: пошаговая инструкция
В современных реалиях постоянно приходится общаться через интернет, а для этого следует хорошо настроить микрофон. Ведь от качества связи зависит не только комфорт во время разговора, но и его продуктивность. Зачастую просто подключить микрофон недостаточно и приходится залезать в системные настройки. Что именно нужно сделать для хорошего звука — рассказываем в нашем руководстве.
Содержание
- Где найти настройки микрофона на компьютере?
- Как настроить работу микрофона на ПК
Где найти настройки микрофона на компьютере?
Чтобы настроить микрофон на ПК, нужно сначала вообще узнать, где это делается. Зайти в базовые настройки микрофона в Windows несложно, но там можно разобраться лишь с основными параметрами. Если же вдруг понадобятся дополнительные настройки, то придется забираться глубже в систему.
А пока давайте просто найдем обычные настройки микрофона в Windows 10 и 11:
- Кликните на кнопку «Пуск» (или нажмите клавишу Windows), далее «Настройки» (иконка шестеренки).
- Выберите пункт «Система».
- В меню слева нужно выбрать пункт «Звук».
- Справа в разделе «Входной звук» вы найдете различные настройки микрофона, такие как громкость, уровень усиления и выбор устройства ввода звука. С большой вероятностью компьютер автоматически обнаружил ваш микрофон и здесь его уже можно увидеть.
- Вы также можете нажать на «Управление устройствами ввода», где можно выбрать формат и дать разрешение приложениям на использование микрофона.
Есть и более короткий путь в панель системного управления звуком: достаточно найти на нижней строке Windows значок динамика и нажать на него правой кнопкой мыши. В появившемся всплывающем меню нужно нажать «Параметры звука».
Ранее мы рассказывали:
Как настроить работу микрофона на ПК
Базовые настройки микрофона
Базовая настройка микрофона на компьютере выполняется в ранее открытом нами меню — там можно выбрать используемое устройство и настроить громкость его выхода. Однако не всегда этого хватает, и в таком случае уже придется залезть глубже в дебри операционной системы.
Откройте «Панель управления» — проще всего ее найти через внутренний системный поиск. Уже в системных параметрах нужно искать пункт «Оборудование и звук», после чего в открывшемся окне выбрать вкладку «Запись».
Чтобы изменить базовые параметры микрофона (назначить ему новую иконку, переименовать или отключить), выделите устройство и нажмите кнопку «Свойства» в нижнем правом углу.
Настройка громкости микрофона
В этом же меню следует настроить работу микрофона на компьютере с помощью управления уровнем громкости. Для этого перейдите во вкладку «Уровни».
Здесь будет лишь два ползунка: «Микрофон» и «Усиление микрофона». Первый отвечает за изменение уровня громкости, и его лучше оставить на 100%. Но лучше не пытайтесь изменить характер звучания микрофона через этот пункт, поскольку это правильнее сделать через следующий регулятор.
Второй ползунок отвечает за усиление сигнала, и здесь нужно найти баланс между слишком тихим и перегруженным (с дополнительными помехами) звуком. Конкретное значение определяется чувствительностью микрофона, но в большинстве случаев подойдет что-то в районе 20 дБ. Даже если у вашего микрофона низкая чувствительность и полученный звук кажется тихим, превышать порог в 30 дБ не стоит: в итоге качество может снизиться из-за перегрузки сигнала. А вот бороться со слишком чувствительным микрофоном несложно: достаточно установить это значение на «+10.0 дБ».
Перенаправление звука на динамики
Чтобы правильно настроить микрофон на ПК, нужно обязательно послушать его звучание на своих колонках. Для этого во вкладке «Прослушать» можно включить функцию «Прослушивать с данного устройства». Главное — не забыть указать устройство для воспроизведения.
Здесь также можно включить полезную функцию, которая поможет сэкономить лишние проценты заряда владельцам ноутбуков. В секции «Управление питанием» можно выбрать один из двух вариантов работы при отключении устройства от источника постоянного питания: продолжать работу в обычном режиме или отключаться для экономии энергии.
Настройка качества звука
Если вам удалось настроить работоспособность микрофона, но качество звука оставляет желать лучшего, то можно попробовать воспользоваться встроенными в систему улучшениями. Для этого в уже знакомом нам окне «Свойства: Микрофон» перейдите во вкладку «Улучшения».
Впрочем, доступные возможности разнятся в зависимости от вашей звуковой карты и ее драйвера, и иногда это меню будет пустым. Однако гораздо чаще там можно встретить функции подавления шума, подавления эха и удаления постоянной составляющей, что поможет избавиться от монотонного шума на фоне.
Разрядность и частота дискретизации
Во вкладке «Дополнительно» можно настроить параметры, которые пригодятся тем, кто планирует использовать микрофон для записи. Чтобы подобающим образом настроить микрофон на компьютере Windows, следует выбрать разрядность и частоту дискретизации работы устройства.
Современным стандартом считается 24 бита и 48 кГц (48 000 Гц) — такой формат используется в большинстве записей, которые можно услышать в стриминговых сервисах и на других площадках. Однако владельцы дорогих аналоговых микрофонов и ценители высококачественного звучания могут попробовать и вариант работы 32 бита и 96 кГц. Опускаться до 16 бит нет особого смысла: качество сигнала упадет, а количество исходящего трафика при интернет-общении не изменится.
Настройка микрофона на ПК через звуковой драйвер
Также можно попробовать настроить ваш микрофон через драйверы звуковой карты. Зачастую представленные там настройки дублируют стандартный функционал Windows, но иногда встречаются и уникальные возможности.
Для того чтобы попасть в меню управления драйвером через «Панель управления», снова заходите в раздел «Оборудование и звук». Здесь нужно найти ваш модуль — его название зависит от установленной в компьютер модели звуковой карты. Чаще всего встречаются Realtek High Definition Audio и VIA HD Audio Desk.
В открывшемся окне следует перейти на вкладку «Микрофон», где можно будет настроить чувствительность и громкость устройства, а также частоту дискретизации и битовое разрешение. При настройке этих параметров в меню драйвера звуковой карты соответствующие изменения будут появляться и в стандартных меню Windows.
Как настроить микрофоны на мероприятии если вы абсолютный новичок. Полезные советы от профессионалов.
Что делать, если вас назначили отвечать за звуковое оборудование во время мероприятия, а из всего многообразия техники в зале, вы только знаете как выглядит ручной микрофон и всё?
Итак, если вы попали в такую ситуацию, когда от вас требуют побыть звукорежиссёром, при этом у вас нет ни малейшего представления что делать, прежде всего — выдохните, успокойтесь, досчитайте до ста и только после этого просите помощи!
Если вдруг у вас были сомнения, мы подтверждаем — вам необходима помощь! Потому не стесняйтесь и трясите всех окружающих вас людей на предмет каких-либо знаний в области звукорежессуры! Практика показывает, что всегда найдётся человек который хотя бы знает как всю имеющуюся в зале звуковую технику включить и выключить, а это уж много.
Если же поблизости нет никого, кто хоть немного смог бы помочь вам разобраться в принципах работы звукового оборудования, то не отчаивайтесь! Прочитав информацию ниже, вы сможете озвучить мероприятие своими силами.
Скорее всего, в вашем распоряжении будет некий парк оборудования состоящий из: колонок, микрофонов, проводов, какого либо звукового микшерного пульта и возможно усилителя.
Включаются звуковые приборы в следующей последовательности:
1) Микшерный звуковой пульт
2) Усилитель мощности (если есть)
3) Колонки.
Выключение происходит в обратном порядке.
Перед тем как включать оборудование проверьте чтобы на микшерном пульте все фейдеры и потенциометры (они же крутилки) были в крайнем нижнем положении и положении на семь часов соответственно. Этим действием вы устанавливаете всю громкость на пульте в 0, так что при включении колонок вы больше не рискуете услышать оглушительный гул или свист и получить акустический удар.
Далее вам необходимо определить в какие каналы на пульте включены микрофоны или музыкальные инструменты. Проще всего принести микрофоны к пульту, последовательно поднимать громкость на каждом канале, и проверять какой микрофон начинает работать. Запишите полученную информацию, тогда вы точно не запутаетесь во время действия!
Пришло время расставить оборудование так, как оно будет располагаться на мероприятии и непосредственно выставить их уровень громкости.
Вам необходимо найти фейдер общего уровня громкости на вашем пульте, обычно он подписывается как Master out или Stereo out и поставить его в положение 0.
В этом положении он и останется на протяжении всего мероприятия.
Запомните расположение этого фейдера, поскольку он будет вашим спасательным кругом если что то пойдёт не так, а именно, если засвистит один из микрофонов и вы не будете знать какой именно, то достаточно будет понизить его на 5 децибел или для экстренных случаев, убрать его вниз полностью.
После того как вы вывели общий уровень громкости в положение 0, можно приступать к настройке микрофонов.
Начните с тех микрофонов которые будут стоять на одном месте всё мероприятие. Поставьте их и начните последовательно поднимать громкость.
Правило простое — вам необходимо поднимать громкость до того как микрофон начнёт свистеть или гудеть из-за эффекта обратной связи и после этого опустить её на 5дб. Примерно тоже самое делается с микрофонами, которые будут перемещаться по сцене, но с большим запасом громкости 5-7дб и ниже при необходимости.
Это по сути основа того, как вы можете управлять микрофонами и как вы можете влиять на их громкость. Дополнительные способы предотвратить эффект обратной связи могут быть вам доступны в зависимости от вашего звукового пульта.
Если на вашем микшерном пульте есть эквалайзер для каждого канала, то вы сможете отдельно вырезать «заводящиеся» частоты в каждом из микрофонов.
Чаще всего регулируются высокие и низкие частоты.
В пульте эквалайзер подписывается буквами EQ
Регулятор высоких частот подписывается High а низких Low.
В завершении несколько практических советов.
1. Обязательно запишите на бумаге, какой микрофон подключён в каждый канал — во время мероприятия у вас не будет времени чтобы вспоминать это.
2. Не отходите во время мероприятия от звукового пульта. Раз уж вас оставили за звукорежиссёра — будьте им! Если микрофон «засвистит», а вас в этот момент не будет на месте, вы рискуете испортить оборудование не говоря уже о риске получить звуковой удар.
3. Сообщите всем кто будет брать в руки микрофон два простых правила — ни в коем случае не обхватывать рукой голову микрофона и ни в коем случае не направлять микрофон прямо в колонки! Оба этих действия неминуемо ведут к эффекту обратной связи с которым ни один звукорежиссёр ничего не сможет сделать, кроме как выключить громкость!
В целом, проделанных действий будет достаточно для успешного проведения мероприятия, просто следуйте советам выше и будете внимательны во время действия.
О том, как более детально настраивать микрофоны и музыкальные инструменты мы расскажем в следующей статье!
Ознакомительный обзор синтезаторов фирмы Medeli
Приятным открытием для нашего магазина, стало знакомство с синтезаторами Medeli M361 и М331, а так же синтезатором А300 на примере которых мы расскажем о особенностях этих инструментов и синтезаторах фирмы Medeli в целом.
Как пользоваться микрофоном
Не все понимают, как пользоваться микрофоном (англ. how to use the microphone) — не такой уж редкий вопрос, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы — что сложного в пользовании микрофоном для записи вокала? Нет ничего проще – бери, включай и пой (или же говори, в зависимости от рода деятельности). Но не так все однозначно.
Как пользоваться микрофоном
При неправильной работе выступающего с микрофоном можно получить широкий спектр разных неприятностей, в том числе — фидбэк, или так называемая «акустическая обратная связь» (характерный, весьма неприятный для слуха свист, как правило на одной частоте), плохая разборчивость, не в меру широкий динамический диапазон (отношение самого громкого звука к самому тихому) и много чего еще. Всё это, как не сложно догадаться, может крайне негативно сказаться на общем впечатлении от выступления. Также, вы можете заказать запись песни удаленно.
Цены на услуги звукозаписи
Услуга | Стоимость | Способ оплаты |
---|---|---|
Запись голоса | От 750 руб/час | Почасовая |
Запись закадровой озвучки | От 1000 руб/час | Почасовая |
Сведение и мастеринг | От 750 руб | Почасовая |
RAP под минус | От 3000 руб | Просчитывается индивидуально |
RAP под минус «Премиум» (с доп. эффектами) | От 4000 руб | Просчитывается индивидуально |
Песня под минус «Лайт» (1 ч. записи + обработка без тюнинга) | От 3000 руб | Просчитывается индивидуально |
Песня под минус «Премиум» (1 ч. записи + обработка и глубокий тюнинг) | От 5000 руб. | Просчитывается индивидуально |
Что необходимо знать начинающему концертному звукорежиссёру, на что прежде всего обращать внимание, чтобы избежать подобных проблем или, по крайней мере, минимизировать их? Что нужно знать исполнителю? Как вести себя с микрофоном артисту/докладчику для того, чтобы его услышали и правильно поняли, чтобы информация дошла до адресата в том виде, в котором её хотят передать? В этой статье мы постараемся дать ответы на эти вопросы.
Как пользоваться микрофоном без ошибок
Начнем с т.н. «акустической обратной связи» (АОС) — очень распространенном явлении на концертах и репетициях. Этот эффект называют по разному: «возбуждение микрофона», «свист», «заводка» — суть от этого не меняется. С этим неприятным явлением, так или иначе, сталкивались почти все, кому хоть раз приходилось держать в своих руках микрофон в концертном холле, клубе, конференц-зале или в любом другом месте с усилительной аппаратурой.
Примеры портфолио под минус (РОК, ПОП, РЭП)
Группа «THE Y» — песня «RUN FOR LIFE»
Группа «Пылаем» — Песня «Сочи»
Песня «Больше чем любовь» под минус + сведение
Песня «Плакала» под минус + сведение
Песня «Дай мне» под минус + сведение
Песня «Пропаганда правды» под минус + сведение
Откуда берётся АОС, с чем она связана? Тут, на самом деле, нет ничего такого сверхсложного: микрофон «ловит» звук акустических систем (мониторов), дальше сигнал проходит по всему усилительному тракту и вновь попадает в колонки. Таким образом, получается некий контур, замкнутый круг. Не бином Ньютона, согласитесь.
Эффект фидбэка намного усиливается в помещениях с хорошо отражающими звук поверхностями – пол, потолок, стены; даже части тела человека могут частично отражать звук — поэтому, например, настоятельно не рекомендуется без особых на то причин закрывать головку микрофона ладонью, или — тем более! — сжимать её «куполом»– в этом случае вероятность возникновения акустической обратной связи многократно возрастает. Некоторые исполнители намеренно проверяют потенциально возможную обратную связь заранее, перед началом выступления — при помощи коротких последовательных движений, постепенно все больше закрывая микрофон ладонью, зажимая его в «купол». Если при таких условиях не возникает никакого гула или свиста, то можно быть спокойным: при сохранении тех же настроек звука, что и в начале выступления, акустическая обратная связь не появится.
АОС может не только основательно подпортить впечатление от всего мероприятия — это еще полбеды, — но и ощутимо оглушить зрителей и самого исполнителя, вплоть до повреждения органов слуха; к этому следует отнестись предельно серьёзно. Также всегда есть опасность выведения из строя части звуковоспроизводящей аппаратуры, поскольку АОС перегружает систему. Так как АОС бывает чаще на высоких частотах, то в большей степени в зоне риска находятся ВЧ-динамики – драйверы и твиттеры, «пищалки», ведь они совсем не рассчитаны на такую звуковую мощность, какая может возникнуть во время «самовозбуждения» звуковой цепи.
Конечно, далеко не всегда — и на том, как говорится, спасибо — эффект АОС проявляется на больших уровнях громкости, но и на малых уровнях это явление вполне способно доставить слушающим немалый дискомфорт. Пожалуй, в данном случае самый действенный способ (и наиболее часто применяемый) – резко понизить громкость микрофона фейдером на микшерном пульте (можно также воспользоваться регулятором gain/trim, резкое понижение чувствительности может быть еще эффективнее понижения уровня звука) и плавно вернуть обратно, но с небольшой поправкой, сделать немного тише, чем было на момент «заводки». Стандартная процедура, которая часто применяется на практике.
Разумеется, качество звуковоспроизводящего тракта (мониторов, микрофонов) напрямую влияет на ситуацию: чем он (тракт) более линеен, тем меньше риск возникновения обратной связи. Для того, чтобы предупредить эффект или хотя бы частично от него избавиться, можно прибегнуть к помощи включенного последовательно в цепь между мониторным звукоусилительным оборудованием и пультом 31-полосного (третьоктавного) или же параметрического эквалайзера, вычленяя и понижая уровень «заводящихся» частот. Практически во всех технических райдерах артистов есть подобный эквалайзер. Есть также и специальные устройства подавления обратной связи, т.н. feedback destroyer/ killer, которые в определенной степени вырезают «заводящиеся» частоты. Однако профессионалы не очень-то любят прибегать к ним, предпочитая им классическую работу с эквалайзерами.
Особое (если не самое первое) место в возникновении АОС занимает старый как мир «человеческий фактор». Одна из самых частых ошибок артистов и докладчиков — направление микрофонов на акустическую систему: порталы, мониторы. Одно дело когда это докладчик, микрофон у которого практически неизменно стоит на стойке, и совсем другое дело — вокалист, который перемещается по сцене и постоянно изменяет положение микрофона относительно своего рта и акустических систем.
Ошибки при пользовании микрофоном
Самая распространённая проблема – в перерывах между пением, во время поклонов вокалисты случайно, не придавая тому большого значения, опускают руку с микрофоном вниз — так, что он оказывается направленным прямиком в монитор. Это совершенно недопустимо! В 70% подобных случае возникает обратная связь, которую почти что никакие технические средства не могут «обуздать»; более того, звукорежиссёр может попросту не успеть вовремя среагировать, выключить или хотя бы немного приглушить микрофон фейдером на пульте – в самом деле, невозможно же уследить и предугадать все движения артиста наперёд!
Микрофон на студии
Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя направлять микрофон в сторону колонок. Если вокалисту или докладчику нужно пройти с радиомикрофоном со сцены «в народ» мимо АС, во время прохождения в непосредственной близости от порталов радиосистема должна быть заглушена или звукорежиссером на пульте, или же кнопкой на «on/off» на самом микрофоне. Если это не будет сделано, будьте уверены — последствия не заставят себя ждать.
Другая, ничуть не менее важная проблема, касающаяся исполнителей (артистов и докладчиков) — расстояние и угол между ртом и микрофоном. Вроде бы ничего такого особенно сложного, но зачастую именно неправильно выбранные угол и расстояние до исполнителя является источником дальнейших проблем. Весьма характерный пример: на праздновании 23 февраля перед призывниками должен был выступать военком. Ему в руки дали обычный радиомикрофон. Речь его была очень длинной, однако мало кто из присутствующих понял хоть что-то из неё, потому что военком махал этим микрофоном из стороны в сторону, так, что практически ни одно его слово до микрофона не дошло.
Он был очень возбуждён и энергично жестикулировал, но… практически ни разу не поднёс микрофон ко рту! Ведущая мероприятия несколько раз подходила к нему, показывала «как надо», двигала его руку в правильном направлении – ничего не помогало… Легко можно представить себе, что вышло из такого «выступления». И это очень характерное поведение для многих начинающих, неопытных ораторов или артистов. Здесь нет никакой особенной науки: чтобы избежать таких проблем, надо всего лишь говорить и петь непосредственно в микрофон — и всё! Микрофон должен быть направлен на источник звука – рот человека.
Тут следует сделать некоторое уточнение. Существуют множество самых разных видом микрофонов, некоторые из которых допускают большое расстояние до источника звука – это так называемые конденсаторные «пушки». В данной статье мы не будем их рассматривать, так как это тема отдельного разговора: вокалистами в концертной практике они не используются, у них совсем иное предназначение. Поговорим о более распространённых типах — вокальных динамических микрофонах. Такие микрофоны разрабатываются с учётом специфики концертных требований: они не должны «ловить» ничего, кроме вокала — ни гитарные стэки, ни ударные, ни что либо еще. Именно по этой простой причине у них есть строгая направленность.
Когда микрофон находится в непосредственной близости от рта, выигрывают все – прежде всего, сам исполнитель, звукорежиссёр и, конечно же, слушатель. Когда микрофон близко к рту — источнику звука — гораздо лучше передаётся артикуляция, лучше разборчивость речи, лучше соотношение «полезной» и нежелательной информации, у звукорежиссера гораздо больше поле для творчества. Необходимо также учитывать, что тембральная окраска голоса сильно зависит от расстояния микрофона до рта. Это явление иногда называют «эффектом близости»: при сильном приближении источника звука, когда исполнитель вплотную подносит губы к головке микрофона, низких частот становится гораздо больше, нарушается соотношение частот внутри голосового тембра. Вокальные микрофоны разрабатываются производителями как раз-таки с учётом этого «эффекта близости», чтобы минимизировать частотное искажение голоса.
Высший пилотаж для артиста – это осознанный, грамотный выбор расстояния и угла между ртом и микрофоном в зависимости от громкости и характера вокала исполнителя. Чем более высокие ноты подаются при записи звука через микрофон, тем они громче; соотношение громкости низких, средних и высоких нот можно регулировать расстоянием — то приближаясь, то отдаляясь от микрофона. Обратите внимание на то, как пользуются микрофоном опытные артисты на живых выступлениях: все высокие ноты поются на сравнительно большом расстоянии до микрофона, чтобы не создавать дисбаланс по громкости и не перегружать усилительный тракт.
В такие моменты громкость голоса может быть очень большой, да ещё и меняющейся во времени, и исполнители специально решулируют расстояние, тем самым добиваясь максимально комфортного для слушателя динамического диапазона и тембра. Не следует также забывать, что отношение расстояния до микрофона с получаемой «на выходе» громкостью принципиально нелинейно. Это означает, что стоит нам лишь ненамного приблизив микрофон ко рту, как мы получаем весьма ощутимый прирост в громкости. Решить эту проблему, пожалуй, поможет лишь длительный опыт общения с разными микрофонами в разных условиях; лёгких и доступных, быстрых путей здесь, увы, нет и быть не может.
При достаточно громком пении близко к микрофону всегда есть некоторый риск получить искажения от самого микрофона, с которым ни компрессор в цепи, ни регулятор чувствительности просто не справятся, так как искажения эти возникли раньше. Чаще всего перегрузка возникает у дешевых радиосистем. В такой ситуации единственный выход — увеличение расстояния. Однако же стоит учитывать, что от увеличения расстояния довольно ощутимо меняется тембровая окраска голоса, и редко в лучшую сторону — по мере удаления от микрофона голос, как правило, становится менее ненатуральным, его даже иногда сложно узнать; сильно выбивается, начинает доминировать средняя часть голосового диапазона, вполне могут возникнуть неприятные физические ощущения ( то что называется «режет слух»). Тут уж вынужденно приходится искать компромиссные решения.
Разумеется, встречается и обратная проблема: случается, что голос вокалиста по природе своей тихий, или же тише звучат ноты в нижнем (обычно) регистре его вокального диапазона. Тихий голос очень часто встречается, например, у девушек в переходном возрасте, которые, в большинстве своём, в этот период предпочитают использовать такую характерную «томную», негромкую интонацию — и при разговоре, и при пении, а также у детей (далеко, впрочем, не у всех, встречаются и весьма громкие голоса). Если голос тихий, приходится уменьшать расстояние до микрофона до предельно минимального и поднимать громкость на пульте до максимальной, пока не начинает появляться обратная связь (на грани, при очень большой чувствительности)… Очень характерно обращается с микрофоном Вячеслав Бутусов: часто поёт он тихо и его губы практически всегда касаются микрофона.
Профессиональные микрофоны для вокала
Есть еще один очень важный нюанс, который следует принять во внимание: т.к. все очень сильно отличаются друг от друга по тембральной окраске, диапазону, громкости и другим параметрам (сколько людей – столько разных голосов), желательно подобрать себе наиболее подходящую по всем характеристикам модель микрофона. Сейчас это совершенно не проблема: в большинстве музыкальных магазинов или специализированных магазинах микрофонной техники можно опробовать столько разных моделей, сколько сочтете нужным. Ну и, конечно же, железное правило: нельзя ни в коем случае гоняться за дешевизной. Если не знаете как подобрать микрофон, обращайтесь к нам.
Микрофоны для караоке следует сразу, окончательно и бесповоротно вычеркнуть из списка, так же как и всевозможные непонятные приборы неизвестного производителя. Признанные лидеры «микрофонного дела» из наиболее распространённых – AKG, Audio-Technica, Audix, Beyerdynamic, Electro-Voice, Sennheiser, Shure, однако же следует помнить, что сам по себе бренд, в отвлечении от конкретной модели, мало что значит: любая уважающая себя фирма старается представить на рынке самый широкий спектр своей продукции: от товаров бюджетных, «низкосортных» до топовых. Слушайте, сравнивайте и выбирайте то, что вам нравится. Теперь вы понимаете, как пользоваться микрофоном правильно!