Зачем адаптировать дросселя?
Данная статья как бы для ликвидации безграмотности народных масс.
Мне надоело отвечать каждому отдельно в каментах или в личке.
Поэтому давайте обсудим и закроем тему раз и навсегда.
Начнём по порядку.
1) Почему дросселя пачкаются.
Причина тут банальна. К впуску подведены трубки вентиляции картера, клапана (клапанов) PCV и прочей беды.
Через всё это счастье во впуск (хочется вам или нет) попадают пары масла.
Но это ещё не всё.
Через воздушный фильтр (какой бы мегакрутой он не был) во впускной тракт попадают микрочастицы пыли.
Всё это счастье встречается в кучу в районе дросселей.
Именно поэтому на грязных дросселях видна склизкая масса, которая в тяжёлых случаях может напоминать кашицу.
2) Чем это опасно.
Сами по себе отложения непосредственно на тарелке не страшны совершенно.
Страшны отложения на торцах тарелки и на внутренней стороне дросселя.
Как я писал выше, масло с пылью образует кашицу. Эта кашица, образно говоря, образив.
Этот самый образив стачивает материал в местах соприкосновения. Там где тарелка соприкасается с каналом дросселя. В самых запущенных случаях, происходит изменение формы дросселя и/или тарелки.
Именно по этой причине, в сети есть множество отчётов, что дросселя не адаптируются без шаманских заклинаний, а в тяжёлых случаях требуется наклейка гермета и имитация "ступеньки" на внутренней стороне дросселя.
Но это случай крайней запущенности, характерный для старых "не мытых" моторов.
В большинстве же распространённых случаев, масло-пылевая плёнка в районе смыкания дросселя и тарелки спрессовывается в "ступеньку.
В зоне этой ступеньки происходит "неправильное" прилегание движущихся частей. Соответственно проход воздуха происходит не так, как должно быть. В закрытом положении тарелка не занимает правильное положение.
Всё это ведёт к неправильной реакции на педаль газа и "чудесах" на холостых оборотах.
Я надеюсь с первыми двумя пунктами всё понятно.
3) Теперь же можно порассуждать почему нужно делать адаптацию.
Как все знают, дросселя на наших автомобилях электронные. То есть управляются электромоторчиком, а положение заслонки передаётся в мозги по средствам датчика положения дроссельной заслонки.
Казалось бы всё просто.
Так вот, вышеописанная грязь накапливается в дросселе постепенно. А дроссель (и соответственно мозги) как-бы адаптируются к новым условиям.
То есть со временем, закрытое положение дросселя (по мнению мозгов) может не соответствовать физическому положению элементов механизма.
Тут стоит добавить ещё один факт.
На наших авто, холостой ход выставляется именно дроссельной заслонкой (к примеру на жигулях есть отдельный клапан холостого хода).
А вот теперь мы приближаемся к разгадке.
Когда мы моем дроссель, мы приводим его "физически" к начальному положению, но мозги-то об этом "не знают".
Поэтому после промывки, нужно обучить машину заново закрытому положению и ходам педали.
Напоследок по поводу распространённых мифов.
1) Я помыл дроссель и, о чудо, адаптация не понадобилась.
Это не потому что у тебя уникальный авто, а потому, что дроссель не успел сильно засраться и соответственно "самоадаптироваться" под слой грязи.
2) Снимать или не снимать клемму?
Никакого смысла нет. При выключенном зажигании, питание с дросселей тоже снимается. Соответственно, делай что хочешь, но главное верни их в закрытое положение перед включением зажигания.
При включении зажигания, дросселя выставляются в начальное положение. Проверить это просто: Откройте капот и включите зажигание. Их тупо слышно.
3) Снимать ли разъём с дросселя?
Собственно всё тоже, что и в пункте перед этим.
4) Можно ли двигать тарелку/заслонку руками?
Я бы сказал не только можно, но и нужно. Иначе есть шанс недомыть. Естественно всё это делать нужно аккуратно и без фанатизма.
Ну вот наверно и всё.
Как провезти адаптацию своими силами, можно почитать здесь.
Всё что здесь описано, в большей или меньшей степени применимо не только к финикам, но и ко всем автомобилям с электронными дросселями.
Что значит обучение дроссельной заслонки и зачем это нужно?
Далеко не многие автомобилисты знакомы с технической терминологией. Конечно, это может и совершенно не пригодится, однако бывают случаи, когда знать некоторые моменты определенно нужно, чтобы точно разбираться в тонкостях работы и ремонта автомобилей. Обучение дроссельной заслонки, как раз, и является одним из незнакомых в кругу автомобилистов понятием. Появился данный технический термин сравнительно недавно. Проводится данная процедура на автомобилях, оборудованных электронным блоком управления и только в том случае, если в нем наблюдается неустойчивая работа мотора на холостом ходу. Проводится обучение дроссельной заслонки не только на автомобилях с электронными акселераторами, но и на машинах, которые оборудованы педалями газа, передающими определенное усилие на дроссельную заслонку механически.
Адаптация дроссельной заслонки: каковы признаки?
Мало кто знает, но дроссельная заслонка является одним из самых последних узлов автомобиля, который подвергся электронной модернизации. На ней устанавливается электродвигатель компактных размеров вместо механических тяг. Он и выступает в роли исполнительного элемента узла. С установленного на дроссельной заслонке датчика соответствующий сигнал как раз и поступает на него. Ну а в комплексе эта вся система и позволяет автомобилисту корректно производить управление двигателем. О необходимости выполнения настройки положения дроссельной заслонки могут сказать определенные признаки. Главными из них принято считать такие:
- На холостом ходу мотор работает нестабильно;
- При наборе мощности происходят провалы оборотов;
- Затруднительный запуск на холодную;
- Загорание на приборной панели соответствующего сигнала;
- При нажатии на педаль газа не происходит реакции.
Среди наиболее распространенных причин, при которых нужно делать адаптацию дроссельной заслонки выступают именно последствия обслуживания механизма. В процессе эксплуатации в этом узле скапливается большое количество всевозможных отложений, поэтому и происходит частичное изменение положения дроссельной заслонки. Причем, при наличии такой неполадки ЭБУ может все равно продолжать подавать сигналы о ее состоянии до профилактики. Кроме того, со временем резистивный слой потенциометра датчика тоже сильно изнашивается, впрочем как и сами подвижные элементы заслонки. В таких ситуациях после адаптации также потребуется и его замена.
Профилактика: что же делать?
При отсутствии видимых на то причин, процедуру профилактики проводить крайне нежелательно. Состояние дроссельной заслонки необходимо проверять перед началом, и если в ее состоянии нет явных признаков смолистых соединений и закоксованных участков, то тогда причину нестабильной ее работы следует искать совсем в другом месте. Кроме того, в этом вопросе немаловажную роль играет и пробег. Промывку нужно осуществлять не ранее чем через 100 тысяч километров пробега.
Подробнее о том, как можно почистить дроссельную заслонку будет рассказано в этом полезном видеоматериале:
Как адаптировать дроссельную заслонку? Полная инструкция
Чтобы автомобиль исправно работал и как можно дольше не появлялся на СТО, за исключением случаев технического обслуживания, необходимо внимательно к нему относиться. Одним из важных узлов железного коня является дроссельная заслонка (ДЗ). Этот механизм играет важную роль в работе дизельного или бензинового двигателя. Причем неважно, карбюраторная это силовая установка или инжекторная. ДЗ может быть как с механическим, так и электронным приводом. В последнем случае иногда возникает необходимость адаптировать дроссельную заслонку. Как это сделать? Попробуем разобраться, заодно подробнее рассмотрим виды этого узла. Также выясним, нужно ли это делать, и что может быть в противном случае.
Назначение дроссельной заслонки
Без такого агрегата, как дроссельная заслонка, не обходится ни один автомобиль в мире. Механизм представляет собой поперечный регулятор канала, который изменяет количество протекающей жидкости или газа. То есть, по своей сути заслонка является воздушным клапаном. Когда она закрыта, давление во впускной системе приравнивается к вакууму, а при открытом ее состоянии оно сравнивается с наружным атмосферным.
Нажатием педали акселератора регулируется степень открытия заслонки. Соответственно, от этого зависит, сколько поступит воздуха в цилиндры двигателя. Практически каждый современный автомобиль оснащается инжекторным мотором, где все важные обязанности берет на себя электронный блок управления (ЭБУ).
Как некоторые автолюбители знают, оптимальным соотношением бензина и воздуха является пропорция 1:14,7. Определяя положение дроссельной заслонки и количество воздуха с помощью датчиков, ЭБУ регулирует работу форсунок и топливного насоса. Это знание пригодится для решения вопроса о том, как адаптировать дроссельную заслонку.
Иными словами, компьютер дает команду, сколько топлива нужно подать в двигатель, чтобы соблюсти оптимальные пропорции.
Механическая дроссельная заслонка
В настоящее время заслонка с механическим приводом может встретиться лишь в бюджетной комплектации автомобиля. В таком механизме заслонка соединяется с педалью акселератора посредством металлического тросика, закреплена на валу и помещена в корпус, на котором также размещены датчики:
-
;
- положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Все это выглядит как отдельный блок. К нему еще ведут различные патрубки, по одним подводится и отводится охлаждающая жидкость, а через другие вентилируется картер и улавливаются пары топлива.
Благодаря РХХ при закрытом положении заслонки поддерживается необходимое количество оборотов коленвала. Сам регулятор состоит из шагового электродвигателя и специального клапана. Вместе они производят регулировку количества воздуха, причем, независимо, в каком положении находится дроссельная заслонка. Обычно проблемы касательно того, как адаптировать дроссельную заслонку, в случае с механическим приводом не существует.
Электромагнитная дроссельная заслонка
Электронный аналог в отличие от механического агрегата позволяет достигать оптимального значения крутящего момента при любом режиме работы двигателя. Уровень потребляемого топлива снижается, а езда на таком автомобиле комфортна и безопасна. Главными отличительными особенностями (а в данном случае и преимуществами) являются следующие:
- холостой ход регулируется перемещением дроссельной заслонки;
- отсутствует механическое соединение между педалью и заслонкой.
За счет того, что нет механической связи, крутящим моментом можно управлять электроникой вместо педали газа. Сам модуль заслонки состоит из следующих элементов:
- корпуса;
- самой заслонки;
- электропривода;
- возвратно-пружинного механизма;
- датчиков положения заслонки.
Установка в модуль не одного, а двух датчиков положения заслонки позволит повысить надежность. Для этого могут быть использованы магниторезистивные устройства или потенциометры, имеющие скользящие контакты. Как раз из-за поломки этих элементов необходимо решать, как адаптировать дроссельную заслонку на многих автомобилях.
При возникновении неисправности электропривода, за счет возвратно пружинного механизма заслонка приводится в аварийное положение. При этом сам модуль подлежит замене, что производится лишь в сборе.
Засорение дроссельной заслонки и периодичность чистки
Время от времени дроссельная заслонка неизбежно засоряется, что проявляется разными признаками. В связи с этим возникает резонный вопрос: с какой периодичностью ее нужно чистить? Однозначно ответить на него не вполне возможно, так как по этому поводу нет каких-либо рекомендаций. Некоторые владельцы автомобилей наведываются в автомастерские при подозрении неисправности двигателя.
Кто-то считает, что заслонка нуждается в прочистке после каждых 40000-50000 км пробега. Другие же придерживаются иного мнения и чистят заслонку чаще, через 30000-40000 км пробега.
Обычно черный нагар на заслонке свидетельствует о низком качестве топлива. В ходе эксплуатации автомобиля с таким бензином существует риск образования маслянистых отложений. После этого не должно возникнуть вопроса, нужно ли адаптировать дроссельную заслонку.
Как правило, если поршневая группа испытывает некоторые проблемы, то характерным признаком является закоксовывание заслонки копотью с маслянистыми примесями. Иногда это свидетельствует о засорении вентиляции картерных газов.
Признаки засорения заслонки
При засорении дроссельной заслонки двигатель начинает работать в нестабильном режиме. Характерными признаками проявления неисправности в этом случае являются:
- повышенные обороты холостого хода;
- запоздалая реакция двигателя на нажатие педали акселератора;
- во время движения автомобиля наблюдаются рывки, а иногда транспортное средство самостоятельно, без участия водителя меняет скорость;
- резкое отпускание педали газа приводит к остановке силовой установки.
В некоторых случаях на приборной панели загорается индикатор CHECK. Иногда смолистые отложения оседают на валике дроссельной заслонки, что приводит к ее заеданию. Тогда педаль газа нажимается с заметным усилием.
Прежде чем переходить к решению задачи, как адаптировать дроссельную заслонку на «Шкоде» или любом другом автомобиле, необходимо убедиться в точности постановки диагноза путем проведения визуального осмотра механизма. Для этого требуется снять все, что можно, дабы открыть доступ к модулю. Следует проявить внимательность, чтобы случайно не отсоединить патрубки системы охлаждения.
Чистка ДЗ
Если причиной нестабильной работы двигателя является грязная заслонка, стоит переходить к ее чистке. Для этого можно обратится в надежное СТО. Среди большого количества мастерских можно найти ту, которая специализируется на конкретных марках (Audi, Volkswagen, Toyota, Mercedes и прочие). Однако владелец может проделать всю работу самостоятельно, поскольку большого опыта и навыков в этом деле не требуется.
На станциях техобслуживания стоимость процедуры может зависеть от ряда факторов:
- сложность работ – у некоторых автомобилей для доступа к ДЗ потребуется демонтаж многих деталей;
- уровень обслуживания СТО – как правило, чем крупнее организация, тем дороже;
- месторасположение – в крупных мегаполисах можно оставить больше денег, чем в периферии.
Очистка ДЗ представляет собой несложную процедуру, после которой обычно нужно задумываться над тем, как адаптировать дроссельную заслонку на «Ниссане» либо любом другом авто.
Любой владелец автомобиля может выполнить данную процедуру самостоятельно. Здесь не требуется особых знаний и умений. Все, что нужно, чтобы добраться до заслонки – это инструменты и ветошь (лучше мягкая). Также не обойтись без специального средства – в основном используется очиститель для карбюратора «Карбклинер» (CARB Cleaner).
Самостоятельная процедура очищения
Если заслонка с электронным приводом, то лучше снять отрицательную клемму аккумулятора. Далее все можно сделать по простой инструкции:
- демонтировать воздушный фильтр, для чего раскрутить хомут патрубка;
- отсоединить все разъемы дроссельного модуля и прочие патрубки;
- отодвинуть ресивер воздушного фильтра в сторону, чтобы не мешал, и приступать к чистке заслонки;
- по завершении собрать в обратной последовательности модуль заслонки, проверяя, все ли стоит на своем месте;
- после сборки запустить двигатель и проверить обороты холостого хода.
В некоторых случаях, перед тем как начинать адаптировать дроссельную заслонку на «Тойоте», «Ниссане» или «Шкоде», необходимо снять сам дроссель, что позволяет провести полную очистку заслонки. Для этого потребуется шестигранник на 5 мм, чтобы отвернуть 4 крепежных элемента. Снимать дроссель следует с большой осторожностью, так как есть риск повредить прокладку.
Если после чистки ДЗ наблюдаются повышенные обороты на холостом ходу, значит, нужно провести адаптацию заслонки. О том, что это такое, далее в теме статьи.
Необходимость адаптации ДЗ
Под данным определением понимается операция (или обучение), которая проводится для того, чтобы ЭБУ «знал», в каком положении находится дроссельная заслонка относительно степени нажатия педали акселератора. Данная процедура просто необходима при неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах.
У большинства автомобилей марки «Тойота», «Лексус», «Мерседес», «Ниссан», «Ауди» адаптировать дроссельную заслонку необходимо, так как это позволяет устранить неисправность. Выполняется процедура в следующих случаях:
- при критическом падении напряжения бортовой сети (отключился или полностью разрядился аккумулятор);
- производилась замена ЭБУ;
- выполнялась чистка заслонки со снятием дросселя;
- при замене самого дроссельного модуля;
- производилась замена педали акселератора, как правило, электронной.
Стоит заметить, что из-за слоя грязи меняется зазор между ДЗ и корпусом, а после чистки заслонки ее положение изменилось. Но об этом ЭБУ «не догадывается» и продолжает руководить подачей топлива согласно прежним показаниям (до операции очищения). Адаптация полностью устранит этот пробел и восстановит работоспособность двигателя.
Простейший способ проведения адаптации
Теперь вопрос, нужно ли адаптировать дроссельную заслонку после чистки, уже точно не должен возникнуть, если все еще оставались сомнения. Проще всего операцию провести простым сбросом аккумуляторной клеммы. Только для начала стоит хорошо прогреть двигатель до рабочей температуры, для чего совершить небольшую поездку. Затем, заглушив мотор, отсоединить минусовую клемму батареи и ждать. В зависимости от марки автомобиля время ожидания может составлять 10-30 секунд или 15-20 минут.
За этот промежуток все параметры ЭБУ должны вернутся к исходным (заводским) установкам. Далее остается подсоединить клемму и завести двигатель – обороты должны нормализоваться.
Адаптация на примере некоторых автомобилей
Другой способ, который рассмотрим на примере одной известной немецкой марки, тоже предполагает адаптацию без компьютера. Здесь следует прогреть двигатель до температуры примерно 70-99°C. Напряжение аккумулятора должно быть не менее 12,9 Вольт при неработающем двигателе. Схема действий относительно того, как адаптировать дроссельную заслонку на «Фольксвагене», будет примерно такова:
- Прогрев и заглушив мотор, следует выждать небольшой промежуток (5-10 с.).
- При отпущенной педали газа включить зажигание и подождать 3 секунды.
- По истечении 3 секунд нужно 5 раз нажать на педаль акселератора до упора и отпустить обратно. Действовать быстро, так как на это дается всего 5 секунд.
- После 5-го упражнения стоит выждать паузу.
- Через 7 секунд снова нажать на педаль до упора и держать в таком положении, пока индикатор «CHEK» не начнет мигать (≈ 10 с.), затем должен гореть постоянно (еще ≈ 20 с.).
- Когда индикатор будет гореть постоянно, досчитать до трех и только после этого отпустить педаль.
- Произвести запуск двигателя (при необходимости повторить), выждать паузу секунд 20, затем слегка газануть (2000-3500). Если на ХХ тахометр показывает 700 оборотов (+- 50), значит, адаптация произведена успешно.
При этом необходимо точно придерживаться временных промежутков каждого шага настройки. Только так обучение ЭБУ пройдет гладко. Но перед этим стоит изучить особенности адаптации и возможность ручной процедуры для своего автомобиля. Возможно, только специалисты СТО смогут помочь.
Адаптация дроссельной заслонки
На поверхности дроссельной заслонки постепенно накапливаются отложения пыли, сажи и моторного масла. Из-за этого нарушается работа дроссельного узла — уменьшается зазор между заслонкой и корпусом дросселя.
Программа блока управления в таком случае начинает добавлять коэффициенты с учетом измененных условий. Так ЭБУ будет поддерживать нужный воздушный зазор (проходное сечение), пока отложений не станет слишком много. Дальше необходимо проводить чистку дроссельной заслонки.
Дроссельная заслонка на Форд Фокус до и после чистки. В данном случае сильному загрязнению узла поспособствовала система EGR, пробег авто — 60 тыс. км.
После чистки дросселя поднимутся обороты двигателя, так как проходное сечение увеличится. Именно для корректировки этого необходимо проводить адаптацию или обучение ДЗ.
Адаптация дроссельной заслонки — это процедура, с помощью которой ЭБУ определяет крайние положения заслонки, когда она открыта, а когда закрыта. Это позволяет ЭБУ корректно управлять работой двигателя.
Когда нужно обучение дроссельной заслонки
- Замена или снятие педали акселератора, отключение разъема на ней;
- Замена или снятие любого блока управления, подключенного к информационной шине данных CAN. Также отключение разъемов на блоках управления;
- Внесение изменений в работу двигателя, например, чип-тюнинг;
- Замена дроссельного узла, отключение его электрического разъема или очистка;
- Замена регулятора холостого хода или ошибки в его работе.
Самый частый случай — адаптация после чистки дроссельной заслонки.
Как понять, что нужна адаптация дросселя
- На холостом ходу мотор работает неустойчиво: обороты двигателя плавают или сильно отличаются от заводских;
- При наборе мощности происходит провал оборотов;
- Затруднен запуск холодного двигателя ;
- Горит контрольная лампа «Check Engine» на приборной панели;
- Слабый отклик на педаль газа;
- Тонкий свист при перегазовке.
Как сделать адаптацию дроссельной заслонки
Дроссельную заслонку обучают диагностическим оборудованием и без него. Рассмотрим оба способа.
С помощью сканера
В зависимости от модели устройства/программы будет отличаться интерфейс, названия меню и процедур. Однако суть всегда одна:
- В меню блока управления двигателем нужно найти фактические параметры. Они могут называться «поток данных», «данные в реальном времени», «измеряемые величины» и т. п.
- Убедиться, что температура охлаждающей жидкости в рабочем диапазоне.
- В меню выбрать функцию запуска процесса адаптации: «обучение дроссельной заслонки», «установление нулевого значения дроссельной заслонки», «сброс адаптаций» или подобные.
Для автомобилей концерна VAG подойдет кабель KKL + Вася Диагност (VCDS, VAG-COM). Для Лачетти часто используют сканер ELM327 + программу на андроид-смартфон Sirius D42 для сброса адаптаций дроссельной заслонки.
Интерфейс программы максимально прост. Чтобы показать ДПДЗ положение «нуля», нужно по Bluetooth подключиться к адаптеру, прочитать ошибки, сбросить адаптации и затем удалить ошибки.
Без сканера, «своими руками»
Простейший метод обучения дросселя:
- Завести машину и прогреть ДВС до рабочей температуры.
- Заглушить и отключить минусовую клемму АКБ.
- Подождать от 20 секунд до 20 минут в зависимости от модели автомобиля.
При такой процедуре параметры ЭБУ сбрасываются к заводским значениям. Однако этот метод может не работать с некоторыми моделями авто.
Также существуют технологические инструкции по процедуре адаптации ДЗ без компьютера (сканера). Рассмотрим некоторые из них.
Адаптация дроссельной заслонки на Ладе Весте
- Включаем зажигание.
- Ожидаем 30–40 секунд.
- Выключаем зажигание.
- Ожидаем, пока отключится главное реле.
Адаптация дроссельной заслонки на Шевроле Лачетти
При выполнении шагов 5–8 должна быть включена печка.
- Прогреваем двигатель до температуры 85 градусов.
- Включаем зажигание на 5 секунд, выключаем на 10 (пока не исчезнет писк) и снова включаем на 5.
- Ставим нейтралку на механике, «P» на автомате.
- Если есть кондиционер, включаем его на 10 секунд, затем выключаем на 10.
- Включаем кондиционер на 10 секунд и после выключаем на 10 секунд.
- Переводим на АКПП селектор в «D».
- Снова включаем кондиционер на 10 секунд и затем сразу же выключаем на 10 секунд.
- Выключаем зажигание — процесс адаптации дроссельной заслонки запущен.
В ходе чистки дроссельного узла рекомендуем проверить ДПДЗ — состояние контактов, дорожек и самого «бегунка». Проблемы с этим датчиком также приводят к нестабильным холостым оборотам и могут помешать провести обучение ДЗ правильно.
Адаптация дросселя на Фольксваген Туарег
- Проверяем, чтобы напряжение АКБ на незаведенной машине было не менее 12,9 V.
- Прогреваем двигатель до рабочей температуры, а затем глушим двигатель и ждем 5–10 секунд.
- Включаем зажигание и ждем 3 секунды.
- После этого нужно 5 раз выжать педаль газа в течении 5 секунд и после этого отпустить.
- Спустя 7 секунд, выжимаем педаль газа и удерживаем ее в этой позиции, пока не начнет мигать «Check Engine». Далее он должен непрерывно гореть около двадцати секунд.
- Отпускаем педаль газа и глушим двигатель.
- Запускаем двигатель и ждем 20 секунд.
- Если холостые обороты равны 700 об/мин с небольшой погрешностью, то обучение дроссельной заслонки прошло успешно.
Эти способы работают, но при возможности в адаптации ДЗ предпочтение отдается использованию диагностического оборудования.
Корректно обучить дроссельную заслонку можно у наших партнеров в городе. А при чип-тюнинге данную процедуру вам сделают бесплатно.