Как заряжать автомобильные аккумуляторы с помощью ЗУ Орион
Компания Орион хорошо известна российским автомобилистам как производитель эффективных, качественных и надёжных зарядных устройств. Основная линейка ЗУ представлена серией Вымпел.
Зарядное устройство стало необходимостью для большинства водителей, которые основную часть времени проводят в черте города. Они преодолевают небольшие дистанции. Приходится часто останавливаться, по несколько раз за день запускать двигатель и выключать зажигание. Каждый пуск забирает у АКБ определённый заряд, который в теории должен восполняться за счёт работы генератора. Но из-за условий эксплуатации генератор банально не успевает отдать столько заряда, сколько АКБ отдала для запусков ДВС.
Решением этой проблемы становится покупка собственного зарядного устройства. И для многих оптимальным выбором по соотношению цены и качества становится продукция компании Орион.
Разновидности ЗУ
Выбирая для себя зарядное устройство, стоит обратить внимание на то, какие именно задачи вы будете ставить перед оборудованием.
Компания Орион предлагает 2 основные категории:
- ЗУ. Это зарядные устройства. Предназначены только для того, чтобы заряжать снятые с автомобиля аккумуляторные батареи. На этом функционал ограничен. Но большую часть потребителей это вполне устраивает.
- ПЗУ. Это уже пуско-зарядные устройства. Помимо заряда АКБ, они также помогают в обеспечении пуска двигателя собственными усилиями без участия аккумулятора. Актуально, если нужно завести мотор, а батарея полностью разрядилась, либо окончательно вышла из строя.
ПЗУ обычно обладают несколькими режимами работы. Это стандартная зарядка, быстрый заряд батареи и непосредственно запуск силовой установки автомобиля.
Есть несколько причин выбрать именно зарядные и пуско-зарядные девайсы производства Орион:
- Компания предлагает серию современных автоматических ЗУ и ПЗУ, которые не требуют от пользователя постоянного контроля процесса заряда, выходных параметров тока и напряжения. Порой достаточно соединить АКБ и ЗУ проводами из комплекта, нажать кнопку и процесс пойдёт фактически в автоматическом режиме.
- Конструкция продуманная и усовершенствованная. За счёт применения импульсных высокочастотных преобразователей энергии суммарную массу устройства удалось заметно снизить. Это уже не те массивные чемоданы весом в несколько десятков килограмм, какими ЗУ были раньше.
- В ЗУ используются встроенные вентиляторы. Это обеспечивает дополнительную принудительную вентиляцию, защищает от перегрева, продлевает срок службы.
- ЗУ обладают обширными настройками по выходным параметрам. За счёт этого с помощью Орион можно заряжать различные аккумуляторные батареи, вне зависимости от их ёмкости, пускового тока и пр.
В Ассортименте компании Орион есть зарядные устройства для АКБ на 12 и 24 В. Некоторые модели работают в двух режимах.
Это действительно качественные аппараты, облегчающие задачи водителю по обслуживанию севших аккумуляторных батарей.
Единственное, что предстоит автомобилисту, это научиться правильно обращаться с ЗУ Орион.
Линейка ЗУ
Прежде чем обзавестись зарядным устройством Орион, чтобы иметь возможность зарядить аккумулятор собственного автомобиля, нужно определиться с покупкой ЗУ.
Линейка производителя достаточно обширная, если изучить его актуальные каталоги. Причём подавляющее большинство зарядников представлены серией Вымпел. Моделей с названием Орион не так много.
Все ЗУ, предлагаемые российским производителем из Санкт-Петербурга, можно разделить на 2 категории. Это обычные зарядные устройства, а также зарядно-предпусковые. Только не путайте их ПЗУ.
Среди зарядно-предпусковых моделей потребители выделяют и активно приобретают такие модели:
- Вымпел 56. Обладает номинальным напряжением 12 В и зарядным максимальным током до 20 А. Это даёт возможность заряжать АКБ ёмкостью даже 200 Ач, если брать в качестве тока заряда 10% от номинальной ёмкости. Состояние заряда отображено в виде светодиодного дисплея;
- Вымпел 57. Здесь ток заряда тоже до 20 А, но номинальное напряжение 6 и 12 В. Это более универсальный аппарат. Имеет плавную регулировку выходных характеристик;
- Вымпел 55. Оснащён дискретной регулировкой, можно выбирать напряжение в диапазоне 3, 4, 6, 7 и 12 В. Но ток заряда не превышает 15 А. Индикатор выполнен в виде ЖК дисплея;
- Вымпел 50. Ток заряда 15 А, напряжение 6 и 12 В. Имеет плавную регулировку зарядного тока и переключатель напряжения. Индикатор в виде сегментного ЖК-дисплея;
- Вымпел 47. Максимальный ток заряда тут 20 А, а номинальное напряжение 12 и 24 В. Подойдёт даже для зарядки АКБ грузовых автомобилей;
- Вымпел 40. Аналог предыдущей модели. Единственным отличием является индикатор. Там ЖК-экран, а здесь простой стрелочный амперметр.
Разумеется, это далеко не весь модельный ряд зарядно-предпусковых устройств производства Орион. Есть также модели 30, 32 и 37. Все они обладают идентичными характеристиками в виде 12 В напряжения и 20 А тока. Обладают регулировками напряжения, предлагают индикаторы в виде сегментного экрана, либо же стрелочного амперметра.
Также богатым является и ассортимент классических зарядных устройств. Среди них стоит выделить такие:
- Вымпел 18. Довольно простая модель, не имеющая регулировок. Индикатор в виде стрелочного вольтметра. Работает с номинальным напряжением 12 В и током заряда до 7 А. ЗУ Рассчитано на АКБ ёмкостью до 70 Ач;
- Вымпел 20. Работает с напряжением 6 и 12 В. Ток заряда до 7 А. На корпусе стрелочный амперметр;
- Модель 27. Та же серия, но только 12 В и 7 А. Имеются функция плавной регулировки тока и переключатель напряжения. Дисплей сегментный;
- Вымпел 41. Предназначен для АКБ на 24 В, выдаёт ток заряда до 24 А.
Фаворитами в борьбе за звание лучших ПЗУ от Орион считаются такие модели:
- Вымпел 70;
- Вымпел 90;
- Орион PW700;
- Вымпел 95;
- модели 60, 62, 64 и 66.
Отличные ПЗУ с хорошими характеристиками.
Конечно, предпочтение стоит отдавать более современным, функциональным моделям, обладающим всеми необходимыми характеристиками и возможностями.
Стоит отдельно добавить, что стоимость ЗУ, ЗПУ и ПЗУ от Орион сравнительно небольшая. Это одни из самых приемлемых устройств своей категории на российском рынке в плане соотношения цены и качества.
Сильные и слабые стороны
Есть несколько причин, из-за которых отечественные автомобилисты предпочитают заряжать аккумулятор именно зарядным устройством производства Орион.
Начнём с положительных качеств. Они здесь такие:
- процесс зарядки протекает в автоматическом режиме;
- минимальное участие пользователя в процессе зарядки;
- есть регулировка тока и напряжения (у большинства моделей);
- многие из ЗУ параллельно можно применять как источники питания;
- оптимальное соотношение по цене и качеству;
- способность бороться с последствиями сульфатации;
- эти ЗУ предлагаются практически в любом специализированном магазине.
Что же касается недостатков, то тут всё относительно. Много минусов можно найти у старых моделей, поскольку на фоне новых версий ЗУ они значительно потеряли в плане функциональности и возможностей. Но это очередной повод взять именно современное автоматическое ЗУ.
Самым значимым минусом считается широкое распространение подделок на российском рынке. Из-за этого страдают не только автомобилисты, но и сама компания Орион.
Как происходит зарядка
Теперь непосредственно к инструкции к зарядным устройствам Орион для автомобильных аккумуляторов. Здесь нет ничего сложного.
Согласно рекомендациям производителя, для начала нужно сделать следующее:
- удалить с поверхностей корпуса и проводки все загрязнения, следы электролита и пр.;
- убедиться в отсутствии повреждений корпуса;
- выбрать хорошо проветриваемое помещение с температурой не ниже 10 градусов Цельсия;
- исключить попадание любых жидкостей на работающее ЗУ;
- не допускать открытого огня при зарядке.
Разобраться с тем, как заряжать необслуживаемый автомобильный аккумулятор специальным зарядным устройством фирмы Орион, любой пользователь сможет без особых проблем.
Весь принцип работы сводится к следующему:
- нужно соединить клеммы проводов ЗУ с выводами аккумуляторной батареи, соблюдая полярность;
- плюс должен идти на плюс, а минусовой провод на минус;
- регулятор тока перевести на минимальное значение;
- включить ЗУ в розетку 220 В;
- выбрать необходимый ток заряда, действуя по принципу 10% от ёмкости АКБ.
Всё, теперь процесс начнётся в автоматическом режиме. Если батарея сильно разряжена, практически в ноль, заряжать током при постоянном напряжении рекомендуется сначала на 5% от ёмкости.
Если говорить про время зарядки вашего аккумулятора, то при работе с зарядным устройством Орион оно может варьироваться. Не спешите сразу же снимать АКБ с ЗУ и ставить под капот автомобиля. В среднем на зарядку постоянным током уходит 6–8 часов. Но время зарядки постоянным напряжением будет больше и может составить более суток.
Когда зарядка завершится, произойдёт автоматическое отключение. При этом рекомендуется сразу выключить ЗУ. Сначала следует обесточить зарядку, вытащив вилку из розетки. После этого снимайте клемму.
Первой всегда снимается минусовая клемма, и после неё убирается плюс.
Этот совет актуален не только при разъединении АКБ с зарядным устройством, но также и при отключении батареи под капотом автомобиля.
Орион – не единственный производитель, предлагающий свою продукцию на российском рынке. Но он точно относится к числу лучших. А покупать такие ЗУ или нет, каждый решит для себя сам.
Зарядное устройство Орион PW325 и Вымпел 325 – обзор и отличия
Продолжаем обзор изделий производства ООО НПП «Орион» (Санкт-Петербург). Сегодня мы поговорим о зарядном устройстве «Орион PW325», рассмотрим его возможности, характеристики и электрическую схему.
Обзор зарядного устройства
Зарядное устройство (ЗУ) «Орион PW325» предназначено для заряда 12-вольтовых кислотных аккумуляторных батарей (АКБ) любой емкости. Зарядка производится в полностью автоматическом режиме. При этом прибор контролирует и ограничивает напряжение на батарее, исключая ее «кипение» и перезарядку.
Для исключения перегрева силовых элементов используется микровентилятор принудительного охлаждения и схема ограничения тока заряда. Дополнительно «Орион» может использоваться для предпусковой быстрой зарядки АКБ и в качестве многоцелевого источника питания с ограничением по току. При необходимости «Орион» применяется для зарядки аккумуляторов другого электрохимического типа.
Устройство подходит для зарядки полностью разряженных аккумуляторов. Рекомендуемая электрическая емкость заряжаемых аккумуляторов – от 3 до 180 А*ч.
Конструктивно зарядное устройство выполнено в прямоугольном пластмассовом корпусе с жалюзи для вентиляции. На лицевой панели прибора — поворотная ручка регулировки тока, амперметр и два светодиодных индикатора. Выключателя питания у зарядного устройства нет.
На фото цифрами обозначены:
- 1 – амперметр;
- 2 – индикатор перегрева;
- 3 – регулятор величины зарядного тока;
- 4 – индикатор включения в сеть.
Сетевой шнур и провода зарядки во время хранения укладываются в отсек на задней стенке. Там же находится вентилятор принудительного охлаждения.
Выходной ток, напряжение и другие характеристики
ЗУ обеспечивает зарядный ток до 18 А (регулируется вручную) и напряжение до 15 В (регулируется автоматически и зависит от выставленного тока и используемого режима). Остальные характеристики прибора следующие:
Функции и защиты
Зарядное устройство обладает следующим функционалом:
Автоматическая зарядка. Используется для зарядки 12-вольтовых кислотных батарей. В этом режиме достаточно подключить ЗУ к АКБ и выставить необходимый зарядный ток. Все остальное сделает прибор, а по окончании процесса отключится.
Ручной режим. Предназначен для зарядки АКБ любого электрохимического типа с конечным напряжением зарядки ниже 15 В. В этом режиме ЗУ поддерживает лишь заданный пользователем ток. Окончание зарядки должен определить сам пользователь и отключить устройство. В противном случае батарея будет перезаряжена и испорчена.
Многофункциональный блок питания. В этом режиме ЗУ может использоваться для питания электроприборов, рассчитанных на напряжение 12-15 В (электроинструмент, 12-вольтовые лампы, аудиосистемы и т. д.). Для применения прибора в таком режиме необходимо установить ток ограничения несколько больший, чем ток потребления электроприбором.
Предпусковой режим. Позволяет быстро подзарядить батарею, если ее уровня заряда недостаточно для пуска двигателя. Пользователю необходимо подключить прибор к АКБ, не снимая ее с автомобиля, и выставить максимальный зарядный ток. Через 5-20 мин (зависит от степени разрядки батареи) произвести пуск двигателя, не отключая ЗУ.
Время работы зарядного устройства в любом из режимов не ограничено. Для предотвращения выхода из строя «Орион» обладает несколькими узлами защиты. Вот они:
- Переполюсовка. При неправильном подключении АКБ сгорает плавкий предохранитель, представляющий собой отрезок медного проводника диаметром 0.5 мм. Он установлен в капсуле на выходном проводе.
- Перегрев. При перегреве силовых узлов прибор снижает ток зарядки. После остывания ток увеличивается до установленного.
При замыкании клемм ток не превысит установленный регулятором. Плавкий предохранитель не сгорит. Поэтому ЗУ не имеет защиты от КЗ – она просто не нужна.
Типы поддерживаемых аккумуляторов и алгоритм заряда
В автоматическом режиме устройством можно заряжать 12-вольтовые свинцово-кислотные батареи следующих типов:
- EFB;
- WET Ag (серебряные);
- WET Сa/Ca (кальциевые).
В неавтоматическом режиме можно заряжать АКБ любой электрохимической системы и на любое конечное напряжение, не превышающее 15 В.
Прибор позволяет заряжать батарею, не отключая ее от автомобиля, если это допускает производитель самого транспортного средства.
Алгоритм заряда
В автоматическом режиме зарядка производится в 4 этапа по следующему алгоритму:
Этап I. Подключение батареи, установка зарядного тока.
Этап II. Основная зарядка установленным стабилизированным током. Этап заканчивается, когда АКБ будет заряжена на 85-90%.
Этап III. Дозарядка батареи до 100%. Производится стабилизированным напряжением. При этом ток постепенно уменьшается.
Этап IV. Буферный режим. Аккумулятор заряжается малым током, компенсирующим его саморазряд. В этом режиме АКБ может находиться сколь угодно долго без вреда для себя.
*Временные интервалы на графике показаны условно.
Техника безопасности и подключение прибора
Для безопасной эксплуатации прибора необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности и подключения к АКБ.
Подключение
Если АКБ заряжается на автомобиле, то необходимо руководствоваться ГОСТ IEC 60335-2-29-2012, пункт 7.12: «Клемму аккумулятора, не присоединенную к шасси, следует подключать к зарядному устройству первой; другое подключение делается к шасси машины вдали от аккумулятора и топливной линии; затем зарядное устройство подключают к сети. После зарядки следует отсоединить ЗУ от сети; после ЗУ отключают сначала от шасси; затем – от клеммы АКБ».
Если батарея снята с автомобиля, то порядок подключения и отключения ЗУ от АКБ может быть любым. Но и в этом случае сначала ЗУ подключается к батарее, и только потом к сети. И, конечно, необходимо соблюдать полярность подсоединения к АКБ.
Правила безопасности
Их немного, но несоблюдение любого из пунктов может привести к плачевным последствиям как для прибора, так и для человека. Вот эти правила:
- Перед работой с ЗУ необходимо внимательно изучить руководство по эксплуатации.
- Прежде чем включить устройство, важно убедиться в отсутствии механических повреждений как прибора, так и проводов.
- Не допускать пользование устройством людьми с ограниченными способностями и детьми без присмотра.
- Работать с ЗУ можно только в помещении.
- Помещение во время работы зарядного устройства должно хорошо вентилироваться даже в случае зарядки герметичных батарей.
- Недопустимо попадание на корпус устройства любых жидкостей – от обычной воды до химически активных (электролит, ГСМ и пр.).
- Несмотря на то что ЗУ полностью автоматическое, нельзя оставлять его без присмотра во время работы.
- При подключении прибора необходимо руководствоваться ГОСТ IEC 60335-2-29-2012 пункт 7.12 (см. выше).
Есть ли отличия от Вымпел 325
«Вымпел 325» – практически полный аналог «Орион PW325». Та же схемотехника, тот же корпус, тот же функционал. Даже инструкции по эксплуатации на них совпадают чуть ли не до буквы. Единственное, «Вымпел 325» мощнее и может выдать ток 20 А. Еще одно незначительное отличие – расположение индикаторных светодиодов на «Вымпеле» несколько иное.
Внешний вид зарядного устройства «Вымпел 325»
Схема электрическая принципиальная и инструкция
Как было сказано выше, перед началом работы необходимо изучить руководство по эксплуатации прибора. Если оно утеряно, его можно скачать с официального сайта производителя:
Руководство по эксплуатации зарядного устройства «Орион PW325»
Нередко радиотехники производят ремонт вышедшего из строя ЗУ самостоятельно. Но, к сожалению, производитель не предоставляет электросхему прибора даже по запросу. Для таких специалистов мы выкладываем эту схему.
Вот и все о зарядном устройстве «Орион PW325», его возможностях, функционале и характеристиках. Этот небольшой обзор поможет вам правильно выбрать ЗУ для своего автомобиля.
Отзывы
Спасибо, помогло! 2
Обзор зарядного устройства Вымпел 30 производства ООО НПП "ОРИОН"
Обслуживание и зарядка аккумулятора автомобиля. Зарядное устройство Орион.
Актуальная тема в данный период. Может кому то будет полезна. Примерно год назад купил себе зарядное устройство Ореон пр-ва РФ, г. Санкт-Петербург. Смотрите аккуратно при покупке очень много подделок. Устройством очень доволен! Заряжал, 110, 60, 12 акуммулятор от мотоцикла. Выставил нужный вольтаж и все жди)
Обслуживание и зарядка аккумулятора автомобиля
В статью добавлено видео про зарядку аккумулятора, рекомендую пересмотреть
Назначение аккумулятора – запуск двигателя, а вот о другой функции – использовать как аварийный источник питания, знают немногие. В данной статье мы поговорим как обслуживать автомобильный аккумулятор и как происходит зарядка, а сначала разберем работу аккумуляторной батареи.
Принцип работы аккумулятора
Аккумулятор – это контейнер который состоит из шести отдельных секций. Каждая отдельная секция представляет собой отдельный источник питания (вырабатывает каждая секция около 2,1 В), внутри секции находятся две пластины (сделаны из свинца), положительная и отрицательная, отделенные друг от друга.
Масса аккумулятора состоит из: веса электролита, свинцовых пластин и соединений, и составляет примерно 16-17 кг.
В свинцовые пластины добавляют сурьму (для увеличения прочности пластин), но к сожалению наличие сурьмы ведет к выкипанию воды из электролита, из-за чего почти во все типы аккумуляторов надо доливать воду. Благодаря прогрессу количество сурьмы в пластинах удалось уменьшить, что привело к появлению малообслуживаемых и гибридных аккумуляторов.
Сама работа аккумулятора очень проста. На положительном электроде нанесена двуокись свинца (цвет темно-коричневый), на отрицательном – губчатый свинец (серого цвета), внутрь залит электролит – водный раствор серной кислоты. При начале работы (разрядка) активная масса отрицательного электрода превращается в сульфат цинка и отдает в электрическую цепь два электрона, активная масса положительного электрода также преобразуется в сульфат цинка, и принимает из электрической цепи два электрона.
Для преобразования в сульфат цинка, как положительного, так и отрицательного электрода, тратится серная кислота — уменьшается массовая доля электролита. При зарядке, все наоборот, а также идет образование серной кислоты и увеличивается массовая доля электролита.
Обслуживание аккумуляторной батареи
❗ Если у Вас инжекторный двигатель, то ни в коем случае, не снимайте аккумулятор с автомобиля при включенном двигателе. Это может привести: в лучшем случае к сбою работы компьютера, в худшем, к сгоранию!
Аккумуляторные батареи делятся на четыре типа: обслуживаемые, малообслуживаемые, гибридные и необслуживаемые (как выбрать аккумулятор для авто). Обсудим каждую по отдельности:
✔ Обслуживаемые – найти такие трудно, но возможно. По сравнению с другими у них очень много недостатков и мало плюсов, а именно: довольно-таки дорогая стоимость, эбонитовый корпус (очень хрупкий), сверху они заливаются мастикой, которая из-за перепадов температуры и загрязнения теряет свои изоляционные свойства (аккумулятор самопроизвольно разряжается, и очень быстро). Из плюсов можно отметить возможность замены блока пластин. Из минусов — с мастики надо регулярно сдувать (убирать) грязь и часто надо доливать воду, примерно каждые 5-7 тыс.км.
✔ Малообслуживаемые – представлены очень широко, цены на них варьируются, от очень дешевых до дорогих, корпус пластиковый и очень надежный, воду надо заливать примерно каждые 20-30 тыс.км.
✔ Гибридные – относятся к малообслуживаемым, за некоторыми но: решетки положительных и отрицательных электродов состоят из разных сплавов, таким образом «гибридные» аккумуляторы сочетают в себе положительные свойства двух технологий, а именно: высокие пусковые токи, низкий расход воды и «выносливость». Найти такие трудно, да и стоимость высоковата.
✔ Необслуживаемые – расход воды у таких аккумуляторов так мал, что крышек для залива воды уже нет, обслуживания не требуется никакого. Но есть несколько недостатков: надо проверять натяжение ремня генератора, исправность самого генератора, регулятора напряжения и отсутствие утечек тока в системе электрооборудования. Цена на них, как на качественные малообслуживаемые, и если Вы уверены в своем автомобиле – это идеальный вариант.
Категорически не рекомендуются глубокие заряды и перезаряды аккумулятора. Это ведет к сульфатации свинцовых пластин, т.е. на пластинах появляется накипь. После такого аккумулятор восстановлению не подлежит. Из-за этого регулярно замеряйте плотность электролита. Особенно это актуально зимой. О степени разряженности батареи можно судить по плотности электролита. 0,01 г/см3 – это примерно 6% заряда, изначальная плотность составляет 1,27 г/см3.
Заряжать батарею начинают летом – если разрядка составляет 50%, зимой – 25%. Если зимой плотность электролита упала до 1,20 г/см3, то электролит будет замерзать примерно при -20С.
Как происходит зарядка аккумуляторной батарей?
Не забывайте перед уходом из автомобиля выключать все электроприборы, иначе можете прийти к авто, а аккумулятор сел. Например, включенные габариты полностью разрядят аккумулятор примерно за 30 часов.
Зарядка автомобильного аккумулятора осуществляется двумя разными способами:
1. Аккумулятор стоит непосредственно в автомобиле, двигатель работает и генератор в рабочем состоянии, зарядка идет автоматически (чем больше держите обороты, а электроприборы по возможности не включаете, тем быстрее идет зарядка).
2. Вынимается аккумулятор и берется зарядное устройство, подключаются контакты минус к минусу, плюс к плюсу. Чем меньше зарядный ток, тем больше заряда получит батарея. Только не перегибайте, а то аккумулятор не «закипит» и через «месяц». Далее читаем инструкцию зарядного устройства, т.к. сейчас зарядное устройство – это настоящий миникомпьютер с кучей кнопок и свойств. Зарядных устройств великое множество, и тяжело выделить кого либо из производителей, отличаются они друг от друга, как ценой так и свойствами (сглаживание поступающего напряжения, гашение «скачков»).
❗ Не стоит опасаться неправильного подключения аккумуляторной батареи к зарядному устройству — они обладают защитой от дурака, которая сигнализирует о неправильной полярности подключения.
Сколько по времени происходит зарядка аккумулятора?
Аккумулятор считается полностью заряженным, когда электролит "закипел". В среднем зарядка идет около 8-10 часов, но время может сильно варьироваться, все зависит от изначального заряда батареи. После закипания нужно подождать минут 10-15 и отключить зарядное устройство, после чего аккумулятор считается полностью заряженным.
❗ Если аккумулятор вашего автомобиля был полностью разряжен до нуля, то надо учитывать тип зарядного устройства и его величину тока. Если зарядное устройство с током 10 А, то зарядка займет 6-8 часов, а например 15 А зарядное устройство зарядит ваш АКБ за 5-6 часов. Также, все современные зарядные устройства обладают автоматическим режимом, и сами выключаются при полном заряде батареи автомобиля.
Если аккумулятор был полностью посажен, и зарядное устройство позволяет выбрать величину тока заряда, то выбирайте минимальное, от 4 до 6А. Так ваш аккумулятор будет заряжаться не менее 12 часов, зато восстановиться заметно лучше, чем при быстром заряде.
После зарядки аккумулятора желательно его тщательно промыть и просушить, т.к. на корпус батареи может попасть кислота или грязь. Это может привести к своевременному разряду АКБ, т.к. его корпус пропускает напряжение. Это можно легко проверить — нужно измерить напряжение крышки аккумулятора. Если оно отлично от нуля, то батарея пропускает напряжение и ее нужно промыть раствором соды. Только следите, чтобы данный раствор не попал в банки аккумулятора.
Зарядные устройства ОРИОН pw265 и ЗУ-75М. Как правильно зарядить аккумулятор.
Заканчивается зима. Начинается дачный сезон. Как раз самое время оценить, как пережили зимнюю спячку автомобили. Как правило, самым слабым и заметным неудачником оказывается аккумулятор. Пережив скачки температуры он, увы, не смог сохранить заряд. И соответственно теперь его нужно зарядить. Чем?
На наш тест попали два зарядных устройства, приблизительно одинаковых по стоимости. Магазинная цена на них достаточно сильно скачет, поэтому мы оттолкнулись при выборе от оптовых цен, рассказанных нам по секрету без права разглашения.
Производство: ООО «НПП «Орион Спб» г.Санкт-Петербург.
Как пишет производитель, данное устройство является автоматическим зарядно-предпусковым устройством для автомобильных аккумуляторных батарей.
НАЗНАЧЕНИЕ:
Основное назначение данного зарядного устройства (далее ЗУ) — это заряд автомобильных и мотоциклетных (12В) аккумуляторных батарей (далее АБ), в том числе полностью разряженных, любого типа и емкости в полностью автоматическом режиме с возможностью ручной регулировки силы зарядного тока. Кроме этого, возможно использование как многоцелевого источника постоянного тока для питания автомобильной аппаратуры, электроинструментов, галогенных ламп и других устройств и приборов.
Реализованная в приборе схема позволяет его использовать в качестве зарядно-предпускового при пуске двигателя. Можно также использовать ЗУ в неавтоматическом режиме для заряда АБ любой электрохимической системы с максимальным напряжением в конце заряда меньше 15 В.
Данное устройство имеет разновидности: PW260 (отсутствует подсветка амперметра), PW325 (присутствует микровентилятор), PW320 (присутствует микровентилятор, отсутствует подсветка амперметра).
Устройство выполнено в пластмассовом корпусе. На передней панели расположены регулятор силы зарядного тока, светодиод включения и шкала амперметра. Сетевой шнур и выходные провода с зажимами уложены в задний отсек корпуса.
Производство: ОАО Тамбовский завод «Электроприбор»
В отличие от ЗУ «Орион pw265», тамбовское изделие является чисто зарядным устройством, причем узкоспециализированным назначением. Работает с аккумуляторами емкостью 40-75 А*ч.
Устройство выполнено в противоударном корпусе с закругленными углами. На передней панели расположены амперметр, переключатель зарядного тока и индикатор ЭДС батареи. Индикатор ЭДС выполнен в виде четырех светодиодов. Прибор имеет модификации: ЗУ-75М1 (отсутствует индикатор ЭДС), ЗУ-М2 (отсутствует индикатор ЭДС и подсветка шкалы амперметра). Имеется у производителя и мотель ЗУ-75, но она имеет значительно отличное исполнение.
Устройство не позволяет устанавливать произвольный ток заряда. Переключатель настроен на два режима: Для батарей 40-50Ач (С максимальной силой тока 6А, средней 3-4) и батарей 55-75 Ач (с максимальной силой тока 7,5 А, средней 5-6).
Эксплуатация:
Оба прибора близки по характеристикам. И заряжают аккумуляторы почти аналогично. Не вдаваясь в подробности, скажем, что с задачей зарядить 62Ач аккумулятор фирмы MUTLU с «нуля» удалось обоим устройствам где-то за 10 часов. Тамбовсвкое устройство позволяет более четко контролировать процесс зарядки т.к. встроенный индикатор (при отключенном питании от сети) позволяет увидеть напряжение на клеммах. Но все же в эксплуатации лучше изделие питерцев. Их устройство имеет многожильные провода, ведущие к более крупным зажимам типа «Крокодил». Так как замена проводов в обоих зарядках возможна только пайкой и с разобранным корпусом, то это хороший плюс. Минусом Ориона будет его предохранитель, расположенный в корпусе. Если он перегорит, то все-таки необходимо лезть вовнутрь. А спалить его очень легко, достаточно перепутать провода к клеммам. Тамбовчане поставили биметаллический предохранитель без самовозврата, который разрывает силовую цепь. Для продолжения работы достаточно нажать на кнопку возврата. Хранить удобнее, конечно же, « Орион», его провода не будут путаться и цепляться за «соседей» по полке. Но крупные вентиляционные щели требуют чистых условий хранения. Для обоих приборов предпочтительно хранение в заводской картонной упаковке.
Зарядка аккумулятора:
Перед тем как начать зарядку аккумулятора необходимо убедится ,что уровень электролита соответствует уровню. При необходимости – долить. Доливают в аккумулятор не электролит (водный раствор серной кислоты), а дистиллированную воду. Доливка электролита может привести к осыпанию пластин с последующим их закорачиванием, что приведет к смерти батареи.
Так – же не забываем открутить пробки аккумулятор, что б выделяемые газы выводились наружу. Выделяется при зарядке чистый водород! Одна из составляющих гремучего газа, очень взрывоопасного. Воспламенение может произойти от малейшей искры. Поэтому залог безопасной работы хорошо проветриваемое помещение и надежный контакт зажимов ЗУ с клеммами батареи. Поэтому умеренно большие и жесткие «крокодилы» являются плюсом.
Включение зарядных устройств происходит одинаково. Сначала подключаем зажимы к клеммам аккумулятора, затем включаем приборы в сеть. Заряжать можно как снятую АКБ, так и на автомобиле, но с отсоединенной от бортовой сети авто.
Особое внимание нужно уделить току , который Вы выставляете на зарядном устройстве, примерный ток – это десятая часть от емкости батареи. Если Ваша батарея имеет 60 Ач, то заряжаемый ток устанавливаем на 6 ампер. В процессе зарядки автоматические ЗУ снижают ток зарядки, что можно наблюдать по стрелке амперметра постепенно клонящейся к нулю. Это говорит о том, что батарея заряжается, и берет на себя меньше тока.
После произведенной зарядки необходимо проверить еще раз уровень электролита и его плотность. При необходимости – долить дистиллированной воды, а если плотность в какой-то из ячеек отличается более чем на 0,04 г/см , — то это первые признаки неисправности батареи и в скором можно ожидать выхода из строя. При замере плотности нужно обратить внимание на чистоту электролита, черные крупинки так же означают скорый выход АКБ из строя.
Отметим, что максимальный ток заряда должен быть не более 1/10 от его емкости. Если заряжать большим током, то заряд пройдет быстрее, — но жить такой аккумулятор будет не долго, так как слишком быстрый заряд вызовет сульфитацию и обсыпание пластин. В процессе дозарядки ЗУ переходят в буферный режим, при котором саморазряд АКБ компенсируется требующим током заряда. Причем, самопроизвольное уменьшение тока в начале заряда может также свидетельствовать о наличии сульфитации пластин. ЗУ Орион, в этом случае, автоматически переходит в режим десульфатации. В зависимости от поражения пластин на десульфатацию может потребоваться от нескольких минут до нескольких минут. Об успешности процесса может говорить постепенное возрастание тока до установленного регулятором значения.
Помощь в пуске двигателя:
Использовать как пускозарядное устройство можно только изделие питерской фирмы.
Для облегчения пуска двигателя необходимо подключить Орион pw265 к аккумуляторной батарее соблюдая полярность. Установить ручкой регулировки максимальный ток. Таким образом, оживить аккумулятор в течении 5-30 минут, а затем, неотключая ЗУ от АКБ произвести пуск двигателя. Оживленная предпусковым зарядом АКБ способна дать существенно больший ток в первые секунды работы стартера. Действие прибора аналогично прикуриванию от чужой АКБ. В случае неудачи процедуру повторив с чуть большим периодом заряда АКБ. Производитель рекомендует более мощные модели (PW320, PW325), но и 265-го для одной-двух попыток вполне хватит. Далее нужно будет дать прибору остыть.
Итоги и выводы
Преимущества Орион Pw265:
-многожильные провода ведущие к зажимам;
-крупные зажимы;
-плавная регулировка силы тока;
-убирающиеся провода;
-возможность использовать как зарядно-пусковое устройство;
-возможность использовать как заменитель бортового напряжения для тестирования автомобильных узлов или просто как источник постоянного напряжения 12В.
Недостатки Орион Pw265:
-отсутствие выключателя на корпусе.
Преимущества ЗУ-75М:
-индикатор ЭДС батареи;
-биметаллический, перезапускаемый предохранитель;
-противоударный корпус.
Недостатки ЗУ-75М:
-одножильные провода к зажимам;
-отсутствие выключателя на корпусе.
Выводы:
Оба устройства не идеальны. Каждое из них найдет себе своего потребителя. Орион остается предпочтительным для людей, которые много времени проводят за ремонтом автомобиля т.к. им очень понравится возможность использовать его как тестер для проверки работоспособности различных электрических агрегатов или просто подключить автомагнитолу давно пылящуюся на полке. К тому же он неплохой защитник от несчастных случаев типа забытых включенных габаритов или салонного света.
Тамбовский зарядник это устройство для применение раз в году. Может от этого и реализация со слабыми проводами. Он предназначен для менее грамотного водителя, который все же понимает, что хотя бы раз в году АКБ нужно заряжать на 100%, а автомобильная система на это не способна.