#Полезное — как завести машину с севшим аккумулятором одному…
При температуре ниже 20°C АКБ способна потерять около половины своей емкости буквально за 10-12 часов, а это уже критические показатели. Электролит, в силу своих свойств, сгущается, что способствует замедлению химической реакции по вырабатыванию и накоплению энергии.
Впрочем, батарея может разрядиться не только зимой, но и в теплую пору года, и, зачастую, в самых невероятных местах. Как правило, в подобных случаях винить некого, причина в нас самих – чересчур интенсивно работали стартером или бурно отдыхали под громкую музыку и свет фар. Поэтому опытные водители знают, как избежать такой ситуации и всегда в курсе, сколько заряжать аккумулятор (автомобильный) для поддержания его рабочего состояния.
Элементарные правила обслуживания АКБ
О технологии восстановления емкости АКБ с помощью зарядных устройств уже много писалось, поэтому ограничимся обзором действий по ее профилактическому обслуживанию. Соблюдение простых правил даст возможность обеспечить уверенный запуск холодного двигателя и продлить срок службы автомобильного аккумулятора. Нынешняя промышленность выпускает несколько типов батарей, среди которых такие, которые абсолютно не нуждаются в обслуживании – владельцам таких изделий повезло, им нужно только вовремя протирать корпус и обследовать его на предмет целостности. Обладателям обслуживаемых АКБ придется немного «попотеть», то есть, выполнить ряд несложных профилактических манипуляций:
проверить надежность крепления АКБ;
очистить батарею от загрязнений;
проверить корпус на наличие трещин;
прочистить вентиляционные отверстия в пробках;
проверить уровень электролита;
пополнить уровень дистиллированной водой;
при необходимости произвести зарядку.
Периодичность осмотра зависит от интенсивности эксплуатации, но проводиться он должен не реже, чем через каждые 3 000 км пробега.
Внимание! При осмотре батареи нельзя пользоваться открытым огнем – водород при смешивании с атмосферным воздухом образует гремучий газ, который взрывоопасен!
При установке дополнительной аудиотехники или осветительных приборов нужно принимать во внимание мощность источника напряжения и бортовой сети, тогда у Вас не возникнет проблем типа "сел аккумулятор: как завести машину?"
Экстренная подзарядка, или Сколько заряжать автомобильный аккумулятор до рабочего состояния
Естественно, производить зарядку АКБ лучше всего в щадящем для нее режиме. Но случается, что разряженный источник обнаружен недавно, а ехать просто необходимо. Существует несколько способов восстановления емкости в сжатые сроки:
.Повышенный зарядный ток ЗУ в течение 20 минут.
Применение простой электрической схемы при отсутствии ЗУ.
Применение устройства для экстренной подзарядки.
Нужно знать, что первый вариант ведет к интенсивному износу пластин и такие процедуры нельзя проводить часто. Использование мощного диода или диодного моста вместе с какой-либо нагрузкой (допустим, в виде электролампы на 200 Вт) поможет реанимировать АКБ, если под рукой не оказалось промышленного «зарядника». Применив вместо лампы нагреватель на 1 кВт, можно активизировать процесс. Пользоваться этим способом нужно в крайнем случае и с особой аккуратностью — детали находятся под напряжением! Все вышеперечисленные способы, включая пусковые устройства, применимы при наличии обыкновенной розетки, пусть даже не в гараже. Что же делать, если сел аккумулятор, и как завести машину вдали от линий электропередач? Для такого случая современная промышленность выпускает портативные источники энергии восстановления штатной батареи, которые подключаются к гнезду прикуривателя. Производитель уверяет, что полностью севшая АКБ сможет запустить двигатель уже через 20 минут. Отзывы об этом «девайсе» довольно противоречивы и, думается, небезосновательно. Поэтому рассмотрим альтернативные методы. Варианты запуска двигателя в городских условиях Наличие городского движения значительно облегчает задачу по «оживлению» Вашего транспортного средства, потому что в таких условиях не сложно найти, кто подтолкнет, возьмет на буксир или даст «прикурить». Другой вопрос, как правильно этим воспользоваться?
Заводим с «толкача» или буксира
Несколько сочувствующих добровольцев — и вот мотор уже «живет». Но, чтобы в Ваш адрес не неслись «знакомые слова» этих добрых людей, находясь в кабине, следует координировать свои действия по следующей схеме:
Включить зажигание.
Выжать педаль сцепления.
Включить II передачу.
При достижении хорошего разгона отпустить педаль муфты.
Теперь можно было бы и сказать, что, сколько ни заряжай севший автомобильный аккумулятор, а пара человек лучше. Но, к сожалению, для машин с АКПП или вариатором такой метод не подойдет, так же, как и попытки завести двигатель с буксира.
Действия при наличии второго транспортного средства аналогичны вышеописанным, с разницей лишь в большей осторожности, чтобы не «протаранить» передний автомобиль.
"Прикуриваем" от автомобиля с рабочей АКБ
Способ применим к транспортным средствам с любым видом трансмиссии. Чтобы завести машину, на которой сел аккумулятор, с помощью проводов и второй машины-донора, ознакомимся с порядком действий:
Заглушить автомобиль-донор и выключить зажигание.
Отвернуть минусовую клемму разряженной АКБ.
Соединить «положительным» кабелем плюсовые клеммы обеих батарей.
«Отрицательный» кабель подключить к минусовой клемме донора и к «массе» ТС с разряженной АКБ.
Попытаться сделать пробный пуск холодного двигателя, если не удалось – повторить процедуру. При этом следует обратить внимание на работу стартера, в случае эффективного «прикуривания» он должен хорошо крутить маховик, но если машина не завелась, то следует искать другие причины.
Отсоединить провода в обратной последовательности.
Подключить минусовую клемму к восстановленной батарее.
Как показывает приведенный список, процедура не так уж и проста, хотя и не требует знаний о том, сколько заряжать «убитый» автомобильный аккумулятор. Последовательность действий должна жестко соблюдаться, иначе для автомобилей, «заряженных» электроникой доброе дело может обернуться дорогостоящим ремонтом.
Особо нужно заострить внимание на выборе проводов для процедуры «прикуривания». Поперечное сечение для бензиновых моделей рекомендовано не менее 25 мм, для дизельных – 35 мм. Естественно, кабеля должны быть медные и оснащены надежными зажимами. Емкости обеих АКБ должны соответствовать. Например, «десятка» не сможет запустить Land Cruiser, тем более дизельный – разве что сама перестанет заводиться.
Как завести машину самостоятельно, если аккумулятор сел вдали от цивилизации. Альтернативный метод
«Кривой стартер» — так в народе называли приспособление для проворачивания коленчатого вала, он, хоть и требовал значительных мышечных усилий, но выручал многих не один раз. К сожалению, большинство современных машин лишены такого полезного приспособления, но мысль народная тоже не стоит на месте – она прогрессирует. И один из ее продуктов поможет выбраться из, казалось бы, безвыходной ситуации, когда вокруг ни души. Здесь также требуется физическая сила. Конечно, в такой ситуации обязательно наступит момент, когда Вас начнут мучить угрызения совести и «прозрачные» мысли о забытом включенном плафоне в салоне или о том, сколько нужно было заряжать автомобильный аккумулятор… Но вернемся к процессу, понадобятся следующие принадлежности:
домкрат;
веревка или стропа 5 метров;
перчатки.
Процедура проста и происходит по схеме:
Затормозить машину.
Поддомкратить ведущее колесо.
Намотать на колесо несколько витков стропы.
Включить зажигание и прямую передачу.
Резким движением дернуть конец стропы, раскручивая колесо.
Вот несколько способов найденных в интернете)))
Если ещё кто-то чем-то может дополнить данную статью, милости прошу в комментарии)))
Как «прикуривать» автомобиль правильно?
Наверно, каждый водитель хоть раз в жизни сталкивался с такой ситуацией: зима, утро, нужно срочно куда-то ехать, а стартер автомобиля лениво прокручивает несколько раз коленчатый вал, и мотор окончательно отказывается запускаться. Что в таком случае делать? Как запустить авто? Самый быстрый способ — «прикурить» автомобиль от другой машины, но нужно знать, как это правильно делать, в противном случае серьёзных проблем не избежать.
Давайте разберёмся, как «прикуривать» автомобиль правильно. Какие пусковые провода использовать? Когда от этого способа запуска лучше отказаться?
Какие автомобили «прикуривать» нежелательно
Многие убеждены, что «прикуривание» автомобиля от другого транспортного средства — это вполне безобидная процедура. Но это заблуждение. Далеко не все машины можно «прикурить». Поэтому, перед тем как оказать помощь соседу из гаража напротив или другому водителю на дороге, задумайтесь, а не сделаете ли вы хуже.
Дело в том, что некоторые производители запрещают использовать такой метод «реанимирования» машины. Почему? Потому что резкий скачок напряжения в бортовой сети может вывести из строя всю электронную систему.
Как и где узнать, можно ли «запитывать» вашу марку авто от другого автомобиля? Все написано в инструкции транспортного средства.
Даже если производитель не запрещает «прикуривать» автомобиль, есть ситуации, когда от процедуры лучше отказаться. Рассмотрим их:
Одна из аккумуляторных батарей неисправна. Узел может утратить свою герметичность (течет электролит на стенки и подиум). Он вздулся, клеммы сильно окислились и повредились.
Напряжение в бортовой сети не соответствует. Большинство современных легковых авто питаются от узлов напряжением 12 В, в то время как грузовые автомобили и старые внедорожники работают от АКБ, которые выдают 24 В. Соединять между собой два узла с разным номинальным напряжением крайне нежелательно.
По мощности и ёмкости большое несоответствие. «Прикуривание» крупного транспортного средства, например, кроссовера или микроавтобуса, от малолитражки чревато как минимум двумя разряженными авто. АКБ большой ёмкости обязательно заберёт себе основную часть заряда донора, и этой электроэнергии, скорее всего, не хватит для запуска мотора.
Чрезмерно повышенный пусковой ток. У аккумуляторов машин разного класса не только разные параметры, но и мощность стартеров. Чтобы запустить стартер внедорожника, потребуется пусковой ток, который сможет создать максимально высокую нагрузку на небольшую батарею бензинового малолитражного авто. Другими словами, заводить маленький двигатель, используя мощный автомобиль, можно, а наоборот — только в крайних случаях.
Если аккумулятор сел потому, что мотор автомобиля очень долго безуспешно пытались завести, то процедура не спасёт. Вероятнее всего, проблема возникла не потому, что у батареи очень низкий заряд, а из-за того, что сломалось зажигание или возникли проблемы с топливной системой.
Какие пусковые провода выбрать для прикуривания
Вариантов проводов для «прикуривания» водителям предлагают много. Они между собой отличаются длиной, номинальным напряжением, исполнением, другими техническими параметрами. Одни поставляются в комплекте с «крокодилами», вторые — с морозостойкой оплёткой, третьи — с токопроводящей жилой из меди. Как правильно подобрать провода? При выборе желательно обратить внимание на такие моменты:
Материал изготовления токопроводящей жилы. Как показывает практика, медные провода передают энергию лучше всего, практически без потерь. Немного уступают им по показателям удельного сопротивления аналоги с токопроводящей жилой из алюминия. Их тоже можно смело рассматривать, тем более что они стоят дешевле.
Сечение. У кабелей для прикуривания машин разная толщина. Оптимальным считается сечение от 14 до 16 мм². Если взять провода потоньше, придется ждать дольше, пока батарея зарядится, поскольку токопроводность у тонких кабелей небольшая.
Изоляция. Оплетку на проводах для прикуривания делают из самых разнообразных материалов. Главное, чтобы она не трескалась при малейшем изгибе, не рассыпалась в руках, была мягкой, имела широкий диапазон рабочей температуры.
Зажимы. Они должны надёжно фиксироваться к клеммам АКБ, но при этом лучше не выбирать провода с чрезмерно тугими крепежами. Проверьте пружину, если она хорошо натянута и прочная, значит, «крокодил» обеспечит хорошую фиксацию провода.
Ориентируйтесь при выборе также на длину. Провода должны легко дотягиваться до припаркованной машины-донора.
Как «прикуривать» транспортное средство
Даже если производитель не запрещает принудительно запускать мотор автомобиля, это не значит, что риск испортить его, прибегая к «прикуриванию», отсутствует. Делайте всё правильно, так сможете обезопасить транспортное средство.
Как же правильно «прикуривать» машину?
Припаркуйте машину-донора в предельной близости к автомобилю, который нужно «подпитать». Пусковые провода должны немного провисать — в этом случае риск соскальзывания «крокодилов» минимальный.
Заглушите автомобиль, от которого хотите «прикурить», включите зажигание. Если на одном из авто установлена механическая трансмиссия, не забудьте её поставить на «нейтралку», затяните ручной тормоз.
Проверьте полярность на прижимных планках, не прикасайтесь кабелем со знаком «плюс» к кузову или другим металлическим частям, не замыкайте между собой клеммы разной полярности. Обычно пусковые провода в комплекте двух цветов. Не перепутайте их и соблюдайте цветовую маркировку.
Зафиксируйте зажим на положительной клемме АКБ машины-донора, другой конец пускового провода закрепите на положительной клемме авто, которое будете «прикуривать». Не нарушайте полярность. На АКБ иномарок плюсовая клемма зачастую расположена слева, на аккумуляторах для авто отечественного производства — справа.
Зафиксируйте один «крокодил» второго кабеля на отрицательной клемме батареи донора, второй подключите к «массе» машины-получателя. «Массой» может выступить любой стальной элемент на двигателе, главное, чтобы он был неокрашен.
Не отсоединяя пусковые провода, попробуйте запустить мотор авто с подсевшей АКБ, если он запустился, сразу не глушите машину, а дайте немного поработать. Будет достаточно 10–15 минут. Так вы исключите вероятность того, что машина опять заглохнет.
Заглушите авто донора, выключите зажигание. Не пробуйте заводить авто с разряженным аккумулятором до того момента, пока функционирует силовой агрегат машины-донора.
Стартер не крутите долго, иначе разрядите в итоге аккумулятор авто донора — 3–4 попыток вполне достаточно, чтобы понять — процедура результативна или нет.
Не глушите транспортное средство, АКБ которого села, аккуратно и последовательно отсоедините пусковые провода. Сначала снимите с автомобиля, который «прикуривали», зажим, затем провод с отрицательной клеммы донора, повторите процедуру в такой же последовательности по отношению к положительным клеммам.
Если вы «прикурили» правильно, машина заведётся без труда. Если стартер крутится, а мотор не запускается, проблема не в аккумуляторной батарее, а в чём-то другом, поэтому даже не пытайтесь повторно заряжать АКБ от донора, лучше сразу вызвать эвакуатор и поехать в автосервис.
После «прикуривания» не глушите автомобиль-получатель, поездите на нем как можно дольше — на ходу генератор вырабатывает намного больше энергии, поэтому быстрее идет зарядка АКБ.
Пусковые провода всегда возите с собой в багажнике. Много места они не занимают, но в любой момент могут прийти на помощь. А если проводов нет, это повод их купить. В магазине «Колёса Даром» огромный выбор силовых проводов длиной от 2,5 метров и пусковым током от 200 А.
10 способов завестись, если сел аккумулятор. Памятка для водителя
Каждый из вас может выиграть внедорожник Лада Нива. Для этого достаточно проголосовать в Гран-при «За рулем» и выбрать лучшие автомобили в каждом из одиннадцати классов. Заполнить анкету можно здесь. Голосование завершится 28 февраля 2022 года.
АКБ не подлежит восстановлению, если :
- образовалась трещина в корпусе. Раньше опытные водители умудрялись заделывать трещины паяльником, предварительно слив электролит. Сегодня на такой подвиг решатся единицы.
- на поверхности пластин появился нерастворимый осадок в виде твердого налета (сульфатация пластин). Спасти такую батарею под силу лишь аккумуляторным гуру, которые умеют промывать батарею раствором аммиака и трилона Б (или комплексон-III, или хелатон III).
- батарея вздулась из-за замерзания электролита. Случается, если разряженная в ноль батарея долго пробыла на морозе. «Реанимировать» такую АКБ невозможно.
Как запустить мотор, если АКБ села
1. Подзарядите батарею. Этот способ самый очевидный, но одновременно и самый долгий (тем более, что охлажденная АКБ почти не принимает заряд). К тому же у вас должно быть зарядное устройство.
2. Прикурите от другой батареи. Только понадобятся хорошие пусковые провода и желающий вам помочь. Если провода тонкие, подсоединитесь к батарее чужой машины и подождите 5–10 минут. Возможно, перекачанной таким образом энергии хватит, чтобы разок крутануть стартер.
3. В мороз занесите АКБ в помещение и опустите в емкость с горячей водой. Если батарея была разряжена не полностью, то после получасового «купания» ее энергии хватит, чтобы провернуть коленвал.
4. Очистите клеммы от слоя окислов. Бывает, что батарея нормально заряжена, а из-за сильного окисления клемм АКБ плохо контачит с бортовой сетью.
5. С буксира или с толкача. В этом случае внешняя сила выполняет роль стартера – раскручивает коленвал. Способ годится только для автомобилей с механической коробкой передач – из-за особенностей устройства других трансмиссий.
6. Подключив пускозарядное устройство (если есть гараж и сеть 220 В доступна).
7. При помощи литиевого или конденсаторного бустеров. Эти коробочки с проводами-«крокодилами» (в народе – пускачи) имеют один недостаток – высокую стоимость.
8. От аккумулятора от шуруповерта или от сварочного аппарата. Но эти способы – для безвыходной ситуации.
9. С помощью буксировочного троса. Переднеприводную машину иногда удается пустить, намотав трос на поддомкраченное ведущее колесо с последующим рывком. Способ требует навыков и наличия механической коробки.
10. Вызываем бригаду «пускачей». Так поступаем в том случае, если остальные способы по каким-то причинам не работают.
Пускачи в прикуриватели не помогут
В продаже встречаются устройства с проводом, оснащенным двумя штекерами в автомобильную розетку: один втыкаете в прикуриватель своей машины, другой – в прикуриватель машины соседа. Таким способом можно разве что подзарядить севший аккумулятор, да и то очень медленно. Стартерные токи через слабенькое гнездо не пойдут.
Сколько прослужит аккумуляторная батарея?
Зависит от условий эксплуатации – систематическая недозарядка и продолжительная полная разрядка сокращают срок службы АКБ. Средний ресурс составляет примерно 5 лет.
«Пожилой» батарее нужно особое внимание. Если вам кажется, что стартер стал крутить неуверенно, проверьте состояние аккумулятора и, при необходимости, подзарядите его.
Как прикурить машину правильно
Эта ситуация частенько застает врасплох даже водителей со стажем: один впопыхах забыл выключить свет, у другого состарился аккумулятор, а у третьего проблемы с генератором… Короче говоря, случиться это может с каждым. Как правильно «прикурить» машину?
Оказывается, даже не все опытные водители до сих пор знают, как это сделать безопасно. Что уж говорить о тех, кто только вчера получил права или в первый раз сел за руль… Расскажем, покажем и дадим пошаговую инструкцию, как завести авто при помощи чужого АКБ или автомобиля-донора. А еще поделимся рекомендациями для тех, кто «прикуривает» машины с двигателем большого рабочего объема.
Почему садится аккумулятор
Пуск ДВС всех современных машин производится при помощи стартера, для работы которого необходима электроэнергия. Поэтому как только главный хранитель и поставщик последней — аккумуляторная батарея — по каким-то причинам перестает выполнять свои функции, у владельца автомобиля начинаются проблемы.
Чаще всего это случается зимой. Минусовые температуры довольно быстро выявляют слабые, старые АКБ, которых летом еще хватало, чтобы завести двигатель. В холода же, когда смазка в ДВС густеет, стартеру уже недостаточно энергии разряженной АКБ, чтобы провернуть коленвал промерзшего мотора. Причин преждевременной «кончины» АКБ может быть несколько:
Снижение емкости
Она падает в случае, когда на пластинах оседает сульфат свинца, снижающий емкость АКБ и приводящий его к неспособности выдавать необходимую силу тока. Это, в частности, может происходить из-за частого разряда «в ноль», плохого электролита или все дело в зарядке АКБ большим током.
Осыпание пластин
На пластинах АКБ нанесена так называемая активная масса — вещества, участвующие в токообразующем процессе. При эксплуатации авто с низким или наоборот высоким зарядным напряжением эта масса может отслаиваться от электрода — осыпаться. А если активная масса на электродах отсутствует, то АКБ теряет емкость и не выдает пусковой ток. Мутный электролит с коричневым окрасом — плохая новость. Это явный признак осыпания пластин.
Замыкание
Аккумулятор может выйти из строя по причине замыкания пластин с разной полярностью. Это случается из-за неправильной эксплуатации АКБ или выработки ее рабочего ресурса. Замыкание может произойти по вине контакта свинца с пластин на их поверхности либо в нижней части сеток из-за шлама на дне банки.
Электролит не в порядке
Ухудшить показатели работы АКБ может и залитый в аккумулятор электролит. Например, из-за расхода воды снижается его уровень, а плотность перестает соответствовать норме. Впрочем, причинами севшего АКБ также может быть неисправный генератор. Он попросту не сможет заряжать батарею.
Бывает, что АКБ садится из-за утечек тока в бортовой сети. Нередко виной тому становятся неправильно подключенные электроприборы. Нельзя также исключать и человеческие факторы — забытые включенными фары либо габариты. Или частая езда по пробкам с малой скоростью и на небольшие расстояния, когда заряд не успевает восстановиться.
Что подразумевает под собой «прикуривание» автомобиля
Процесс, называемый на водительском жаргоне «прикуриванием», это, по сути, подключение авто с разряженной батареей к машине с исправным аккумулятором напрямую при помощи специальных проводов. Это позволяет запустить двигатель без снятия и замены старой АКБ и не использовать физическую силу для пуска ДВС «с толкача».
Последний, кстати, применим только к авто с «механикой». В случае если у вас вариатор или классический «автомат», завести машину, разогнав ее под горку, не выйдет. Используя пусковые провода со специальными зажимами на концах, их еще часто зовут «крокодилами», проделать несложную процедуру «прикуривания» машины способен любой водитель. Даже вчерашний выпускник автошколы.
Может ли «прикуривание» навредить
Несмотря на всю простоту и обыденность этого мероприятия, ничем страшным в принципе автомобилю не грозящего, очень важно соблюсти порядок действий, определенные условия и сделать все аккуратно. Ведь ошибка, спешка, а также несоблюдение техники безопасности могут дорого обойтись как автовладельцу, так и его спасителю.
Если неправильно все подключить или попытаться «прикурить» машину с неисправным, а не с севшим аккумулятором, то можно вывести из строя сразу и первое, и второе авто. Также рискованными будут «прикуривание» от машины с заведенным двигателем, с невыключенными фарами или от авто с другим напряжением в бортовой сети. Последнее чаще всего 12 В, но у некоторых автомобилей оно может быть вдвое выше.
Какие машины нельзя «прикуривать»
Прежде чем спасать чужое авто, выступая для него донором электроэнергии, или, наоборот, подключать к своей машине с севшим аккумулятором пусковые кабели от транспортного средства с «живой» батареей, следует убедиться, что соблюдены все условия, меры предосторожности и этот процесс не причинит вреда ни одному из его участников. Перечислим автомобили, которые нельзя «прикуривать»:
С неисправностями у АКБ или авто
От процедуры стоит отказаться, если у одной из батарей есть признаки неисправности. Например, корпус вздулся, а клеммы повреждены. Или она потеряла герметичность, о чем подскажут потеки электролита на аккумуляторе и площадке, где он установлен. Также не тратьте время на «прикуривание» автомобиля, если севшая батарея — результат многочисленных тщетных попыток самостоятельного пуска ДВС. Возможно дело не в АКБ, а в зажигании или в топливной системе. Не сажайте попусту чужую батарею.
С разным напряжением в бортовой сети
В большинстве современных легковых автомобилей 12-вольтовая бортовая сеть. Однако на больших, тяжелых и мощных машинах, грузовиках, внедорожниках и дизельных авто, а также на старых моделях иногда встречаются 24-вольтовые сети. «Прикуривать» такие авто друг от друга нельзя.