Юстировка КСВ. Ну или проще, настройка антенны рации.

Послушав рацию и пообщавшись по ней пару раз, понял, что надо-таки проверять антенну. Вернее ее настройки. А именно КСВ.
Что такое этот самый КСВ расписывать не буду, яндогугл расскажет от и до. Скажу лишь, что этот параметр определяет, будет ли рация нормально передавать сигнал. И если при, скажем так, "плохом" КСВ ловить рация хоть как-то будет, то передавать-под вопросом. Ну и еще, если этот самый КСВ больше 3, то можно просто спалить рацию.
Для проверки этого самого КСВ нужен КСВ-МЕТР. Но профессиональное устройство стоит не одну тысячу евро. Но нам-то связь с Альфа-центавра не нужна. Нам надо, чтоб ловилось и передавалось хотя бы на 4-5 км. По-этому возьмем для настройки простенький чина-прибор, в народе "показометр" (из за его хреновой точности считается, что он не меряет, а показывает).
Знакомьтесь. SWR-430.
Спереди.
Сзади у него 2 разъема. Включается он в разрыв между рацией и антенной. То есть он подсоединяется в рацию вместо антенны, а антенна включается в него.
КСВ-метр был приобретен за 800р. Но оказалось, в комплекте нет кабеля для соединения прибора и рации. Дабы кабель не ждать неделю из Столицы, были обзвонены все возможные магазины, и в одном из городков района оказались в продаже нужные разъемы типа PL-259
Собственно, вот такие…
…и кабель типа RG-58, коаксиальный кабель с импедансом(волновым сопротивлением) 50 Ом. Метра хватит за глаза.
Ну вот и кабель.
Быстрым движением руки брюки превра…эээ…кабель и разъемы превратились в шнур от прибора к рации. Ну, думаю, фото паяльника и припоя с канифолью не нужно.
Далее выдержка из инструкции:
1)Отключите питание радиостанции
Подключите выход радиостанции к разъему TRANS КСВ — метра, а антенный кабель к разъему ANT.
2) Поставьте переключатель FWD-REF в положение FWD. В приборе SWR-430
переключатель PWR-SWR в положение SWR. Включите радиостанцию на передачу
и регулятор CAL установите стрелку индикатора на последнее деление SET красной
шкалы.
3) Установите переключатель в положение REF и считайте показания индикатора по верхней шкале . Это и будет действительное значение КСВ .
ПОСЛЕ МАНИПУЛЯЦИЙ, у меня показало цифру 2. Нужно было порегулировать антенну, так как безопасный для рации КСВ меньше 1,5. Благо, моя антенна регулируется не обрезанием стержня или катушки, а перемещением вниз или вверх гаек на стойке.
На фото их видно.
Антенна.
Поперемещав их (гаечки-колечки) вверх и вниз, каждый раз проверяя прибором по 3-м пунктам выше, неожиданно добился цифры 1. Я, конечно, понимаю, что это все приблизительно, но позже, подключив антенну напрямую к рации, я стал слышать намного больше, чище. И, судя по всему, принимать мой сигнал стали дальше.
Заодно я измерил мощность выходную. Этим же прибором.
Снова выдержка из инструкции:
Для измерения мощности радиостанции прибором SWR-430 необходимо установить ручку переключателя PWR-SWR в положении PWR, переключатель 10W-100W в соответствующее положение . Включить радиостанцию на передачу и считать показания мощности .
Для корректного измерения мощности КСВ должен быть равен 1:1.
ПРОВЕРИВ ТАКИМ ОБРАЗОМ мощность, получил на выходе 8 Вт. Это, конечно, не 10, не максимум. Но и условия не идеальные, и антенна не в центре крыши, и прибор имеет погрешность. Главное, близко к максимуму и КСВ в пределах безопасного значения.
Ci-Bi.com Форум любительской радиосвязи
Всем доброго здравия!
Друзья, как быстро (для безопасности выходных транзисторов) проверить пару раций, лежащих на столе на передачу и прием?
Антенн нет, обе одинаковые Мегаджеты 600.
Задача не настраивать рации, а просто убедиться, что они работают, в "оба конца" . 3-5 секунд на все.
На передачу к одной станции- подключить кабель ВЧ 50 ом длиной 2.75 м? Или лампочки 220 вольт, 75 Ватт хватит (как раз 50 ом).
На прием к другой-оставить пустое антенное гнездо? Или просто кусок провода?
Достаточно этого, или же нужно еще пару танцев и бубен.
Re: Быстрая и короткая проверка раций
Fantomas » 19 апр 2013, 19:39
Я бы заблаговременно сварганил простую нагрузку.
К разъему с проводом (см 15) или меньше припаять параллельно два резистора МЛТ по 100 Ом, 2 Ватта, вот тебе антенна.
Во вторую (приемную) рацию можно вставить кусочек провода.
Если рядом лежат то в приемную можно ничего не вставлять.
Потом "антенны" поменять местами и повторить.
Лампочки тоже вроде используют но в основном для проверки РА.
Я лампочки не пробовал.
Если же есть какие то сомнения лучше где то найти на время нормальную нагрузку и и простой КСВ метер.
Re: Быстрая и короткая проверка раций
252 » 19 апр 2013, 19:50
Re: Быстрая и короткая проверка раций
Andover » 19 апр 2013, 19:56
Re: Быстрая и короткая проверка раций
Andover » 20 апр 2013, 09:45
Отчитываюсь
Все получилось. Аппараты лежали на разных столах в одной комнате (5-6 м).
На выход передающей была подключена указанная выше лампа, через 3-4 секунды постоянной передачи лампа начинала светиться и "подмаргивать" в такт словам и фразам. За полчаса постоянного включения и выключения на передачу -выходные транзисторы практически не нагрелись.
Приемной антенной на другом аппарате служил кусок провода около метра длиной, свободно свисающий со стола. Прием устойчивый .
Одна радейка оказалась инфантильной на передачу, будем разбираться.
Причина такой ускоренной проверки раций в комнатных условиях банальна — машины далеко, не набегаешься. Некоторое время назад на одном из аппаратов тангенту вставили ошибочно (ну, все как всегда), благо ключ на разъеме уже малость поизносился. Известный стабилитрон "на самопроизвольном переключении каналов" уже заменен, прием заработал и большинство остальных функций заработали, кроме самого факта передачи звука. Смотрим дальше. надо доставать с антресолей осциллограф.
Всем успехов. Спасибо за советы.
Как проверить автомобильную рацию на работоспособность
Здравствуйте, уважаемые!
Есть подозрение, что у меня плохо работает антенна си-би радиостанции. Выражается в том, что связь появляется и исчезает совершенно произвольно. Иногда рация болтает без умолку, и на мои вызывы абоненты откликаются, а иногда молчит часами, и я не могу докричаться до грузовика, стоящего в пробке по соседству (при этом из окна вижу, что рация у него есть и включена).
Можно ли обойтись для такой проверки мультиметр? Или обязательно нужен КСВ-метр? Приобретение и освоение последнего есть в планах, но пока в наличии нет.
Рация МегаДжет 555, новая, с магазина. Взял полтора месяца назад. Марку антенны не припомню. Врезная.
Здравствуйте, уважаемые!
Есть подозрение, что у меня плохо работает антенна си-би радиостанции. Выражается в том, что связь появляется и исчезает совершенно произвольно. Иногда рация болтает без умолку, и на мои вызывы абоненты откликаются, а иногда молчит часами, и я не могу докричаться до грузовика, стоящего в пробке по соседству (при этом из окна вижу, что рация у него есть и включена).
Можно ли обойтись для такой проверки мультиметр? Или обязательно нужен КСВ-метр? Приобретение и освоение последнего есть в планах, но пока в наличии нет.
Рация МегаДжет 555, новая, с магазина. Взял полтора месяца назад. Марку антенны не припомню. Врезная.
| TruckerStas |
| Посмотреть профиль |
| Отправить личное сообщение для TruckerStas |
| Найти ещё сообщения от TruckerStas |
| Udarnik-truda |
| Посмотреть профиль |
| Отправить личное сообщение для Udarnik-truda |
| Найти ещё сообщения от Udarnik-truda |
| Udarnik-truda |
| Посмотреть профиль |
| Отправить личное сообщение для Udarnik-truda |
| Найти ещё сообщения от Udarnik-truda |
Здравствуйте, уважаемые!
Есть подозрение, что у меня плохо работает антенна си-би радиостанции. Выражается в том, что связь появляется и исчезает совершенно произвольно. Иногда рация болтает без умолку, и на мои вызывы абоненты откликаются, а иногда молчит часами, и я не могу докричаться до грузовика, стоящего в пробке по соседству (при этом из окна вижу, что рация у него есть и включена).
Можно ли обойтись для такой проверки мультиметр? Или обязательно нужен КСВ-метр? Приобретение и освоение последнего есть в планах, но пока в наличии нет.
Рация МегаДжет 555, новая, с магазина. Взял полтора месяца назад. Марку антенны не припомню. Врезная.
КСВ самое правильное решение, подключаешь, а затем гнёшь -трясёшь-простукиваешь антенну и кабель — ищешь закономерности. По изменению ксв делаем вывод какой участок неисправен, если визуально не видно где кабель оторван или перебит.
Сам приобрёл как то такой, очень удобная весчь, правда очень редко пользуюсь — настроил и забыл
Как проверить исправность автомобильной антены
Берем тестер, ставим его на оммы и меряем начала центральный провод (т.е. штырь антенны) на массу. Тестер не должен ничего показывать! Значит центральный провод не сидит на массе.
Второй этап проверки — на обрыв центрального провода. Берем один провод тестера, цепляем его на штырь антены, а второй щуп тестера на центральный провод штекера, который вставляется в приемник. Тестер должен показывать минимальное сопротивление, т.е. цепь от штыря к штекеру есть, что нам и надо было.
Проверил, все как вы написали. Значит с антеной все в порядке.
Но будучи в Белоруссии, заметил, что другой экипаж все время слушал ФМ-радио, а я только в больших городах
Как можно улучшить прием ФМ сигнала?
#8 ВНЕ САЙТА Vrubel
- Авто: Nissan Patrol Y61, BMW 540
- Имя: Денис
- Пол: Мужчина
- Город: Киев, Летки
#9 ВНЕ САЙТА Зундер
- Авто: Тренер штурманов
- Имя: Виталий
- Пол: Мужчина
- Город: На своей широте, на своей долготе
#10 ВНЕ САЙТА FOFA
- Авто: Mitsubishi Pajero Sport 1 Чукуду
- Имя: Володимир
- Пол: Мужчина
- Город: Київ-Рівне
1. Использовать антенный усилитель. Думаю, в магазине типа "База автозвука" подскажут.
2. Использовать активную антенну. Т.е. антенну с усилителем.
3. Менять магнитолку на более качественную.
#11 ВНЕ САЙТА Сэйн
- Авто: 4х4 и 4х2
- Имя: Вадим
- Пол: Мужчина
- Город: Киев
Проверил, все как вы написали. Значит с антеной все в порядке.
Но будучи в Белоруссии, заметил, что другой экипаж все время слушал ФМ-радио, а я только в больших городах
Как можно улучшить прием ФМ сигнала?
Если прием слабый, значит слабая чувствительность приемника. Возможно на магнитоле включена функция Lok FM, т.е. ослабленный прием мощных станций. А вообще можно рядом поставить две машины и точно сравнить с другим приемником. Тут либо антена, либо чувствительность радипр.
Магнитолу поменять, подобный метод тестором ничего не покажет ,разве что совсем плачевную ситуацию, но скорее магнитола бы сгорела. Как вариант поменяй кабель от аннтены к магнитоле.
#12 ВНЕ САЙТА Vrubel
- Авто: Nissan Patrol Y61, BMW 540
- Имя: Денис
- Пол: Мужчина
- Город: Киев, Летки
Если прием слабый, значит слабая чувствительность приемника. Возможно на магнитоле включена функция Lok FM, т.е. ослабленный прием мощных станций. А вообще можно рядом поставить две машины и точно сравнить с другим приемником. Тут либо антена, либо чувствительность радипр.
Такой метод используют все радиотехники в мире и зачем менять кабель от антены к магнитоле, если можно его замерять тестером и убедиться что в нем нет: а — КЗ, б — обрыва цепи кабеля центральной жилы.
Я пожалуй с мировым опытом не знаком, и я далеко не специалист, но это проверка на уровне электрика из гаражного кооператива. Тем более не зная как принципиально решено в автомобиле. У меня в бимере, на пример, активная заводская антенна стоит, если питания нет аннтена не работает. По этому мировой опыт видимо не везде сработает )))
Антенный кабель проверяют специальными приборами. Если КЗ в антенном кабеле, то вероятно сгорит(сгорела) магнитола. Зачастую все банальней сильно окисляется кабель и он теряет свои свойства. Тащить кучу приборов или ехать на настройку антенны для ФМ радио напряжно, проще кабель заменить. Я бы вообще забил.
Почему сказал про магнитолу, пробывал на одной антенне две магнитолы принимали по разному, ФМ принимает даже на кусок оголенного провода.
ЗЫ Гдето видел схему как СБ антенну используют для приема ФМ радио, по-моему на сиби.ру
3. Кажется качественная.
Попробую заехать в автозвук поговорить по антенам
#13 ВНЕ САЙТА bob
- Авто: PIV LR
- Имя: Boris
- Пол: Мужчина
- Город: KYiF
Я пожалуй с мировым опытом не знаком, и я далеко не специалист, но это проверка на уровне электрика из гаражного кооператива. Тем более не зная как принципиально решено в автомобиле. У меня в бимере, на пример, активная заводская антенна стоит, если питания нет аннтена не работает. По этому мировой опыт видимо не везде сработает )))
Антенный кабель проверяют специальными приборами. Если КЗ в антенном кабеле, то вероятно сгорит(сгорела) магнитола. Зачастую все банальней сильно окисляется кабель и он теряет свои свойства. Тащить кучу приборов или ехать на настройку антенны для ФМ радио напряжно, проще кабель заменить. Я бы вообще забил.
Почему сказал про магнитолу, пробывал на одной антенне две магнитолы принимали по разному, ФМ принимает даже на кусок оголенного провода.
ЗЫ Гдето видел схему как СБ антенну используют для приема ФМ радио, по-моему на сиби.ру
#14 ВНЕ САЙТА Hakim
- Авто: 300GD
- Имя: Андрей
- Пол: Мужчина
- Город: Украинка, Киевская обл.
Сообщение отредактировал Hakim: 07 July 2013 — 12:08
#15 ВНЕ САЙТА Сэйн
- Авто: 4х4 и 4х2
- Имя: Вадим
- Пол: Мужчина
- Город: Киев
Похоже, у меня та же проблема: вместо заводской гавнитолы поставил в Шкоду Соньку,- качество приема не ахти, особенно в ямах. На прошлой старенькой машине эта Сонька ловила очень замечательно на обычный штырь. Полазив по форумам VW & Skoda, оказалось, что в штатной антенне присутствует некая приблуда заточенная под ШТАТНЫЕ заводские гавнитолы. Чтобы получить нормальную работу и прием, на штекере народ подпаивает параллельно емкость и, кажись, сопротивление. точно не помню. Себе до сих пор не переделал,- есть флэшка с кучей МP3 и она спасает при плохом приеме.
#16 ВНЕ САЙТА FOFA
- Авто: Mitsubishi Pajero Sport 1 Чукуду
- Имя: Володимир
- Пол: Мужчина
- Город: Київ-Рівне
Если прием слабый, значит слабая чувствительность приемника. Возможно на магнитоле включена функция Lok FM, т.е. ослабленный прием мощных станций. А вообще можно рядом поставить две машины и точно сравнить с другим приемником. Тут либо антена, либо чувствительность радипр.
Такой метод используют все радиотехники в мире и зачем менять кабель от антены к магнитоле, если можно его замерять тестером и убедиться что в нем нет: а — КЗ, б — обрыва цепи кабеля центральной жилы.
Попробую посмотреть настройки радио, но вообще плохие радиостанции слышно очень очень плохо, когда на другой машине нормально
говоря что вы не специалист — зачем нужно усиленно советовать и спорить, лучше других послушать..
Ну и по делу — состояние антенного кабеля для радиоприемника можно замерять обычным тестером,(скажите зачем его менять если достаточно 3-х минут на его проверку?) Волновое сопротивление в антеннах для радиоприемников не измеряется. И еще одно, не бойтесь — если кабель антенны и сама антена закорочены, магнитола не сгорит, там слаботочные цепи. Правильно выше написали что тестером замерять на короткое и обрыв кабеля, проверить стыковочные узлы разъемов. Центральный штырь антены не должен сидеть на корпусе(массе). Вот и вся наука вместо бла, бла, посмотрите настройки, возможно чувствительность приема занижена включенной функцией Lokal, тогда станции на расстоянии будут приниматься слабо.
Тестером проверил, теперь на очереди настройки радио, но думаю что там должно быть все хорошо
Ну и попутно вопрос, а к кому или куда можно подьехать. что бы грамотно все проверили и может как-то починили штатную антену, может какой-то усилок туда впаяли?
Или лучше купить другую активную антену? если да, то какую посоветуете. Нужно ли под конкретную магнитолу подбирать какой-то определенный вид антен?