Часть 3.Операция вращения: модель сферы или шара
Постройте модель сферы. Диаметр сферы 60 ммНижняя точка сферы лежит в начале трехмерной системы координат.
Построение сферы также можно провести с помощью операции Вращение, используя в качестве образующей тела вращения полуокружность.
6.1. ОткройтеШаблон ГОСТ.
6.2. ПостройтевоФронтальной плоскости полуокружностьдиаметром 60мм, центр которой лежит на осиOY, а нижняя точка совпадает с началом координат (рис. 14.10), одним из приведенных ниже способов.
1 Способ.
Постройте окружность(стиль линииОсновная) с центром на оси вращения (осьOY) и радиусом 30мм, проходящую через начало координат;
удалите часть окружности (полуокружность). Для этого используйте команду РедакторУдалитьЧасть кривой между двумя точками. Руководствуясь подсказками в строке сообщений, удалите часть построенной окружности.
2 Способ.
На инструментальной панели Геометриявыберите командуДуга по центру и двум точкам– кнопка(рис. 14.11).
Примечание.
Расширенная панель команды Дугапозволяет выбрать команды для построения дуги по центру и двум точкам; по трем точкам; дугу, касательную к кривой; дугу по двум точкам заданного радиуса; дугу по двум точкам и углу раствора.
Рис. 14.11. Панель свойстви строка сообщений командыДуга.
Введите (нажимая клавишу Enterпосле заполнения каждого поля):
радиус дуги (поле активно сразу после выбора команды или его можно активизировать комбинацией клавиш Alt+у): 30;
координаты центра дуги (Alt+ц): (0; 30);
значение угла для первой точки дуги (Alt+<1>): -90;
значение угла для второй точки дуги (Alt+<2>): 90;
прервите выполнение команды. Полуокружность построена.
6.3. Постройтеотрезок осевой линии произвольной длины (ось симметрии или ось вращения: стиль линииОсевая), лежащий вдоль осиOY.
Осевая линия не должна пересекать образующую!
6.4. Завершитесоздание эскиза.
6.5. Примените операциюВращениек построенному эскизу. Выберите первоначально значение угла для прямого направление вращения 90, для обратного 180, чтобы видеть результат выполнения команды.
При выборе способа построения Сфероидбез создания тонкой стенки вы получите шар, если при этом задать тонкую стенку, например, 1мм, то получим пустотелый шар – сферу (рис. 14.12). Для получения сферы можно также выбрать способ построенияТороид.
Шаровой сегмент сплошной Шаровой сегмент пустотелый
6.6. Методом редактирования элементаОперация вращения: 1получите модель шара (рис. 14.13).
6.7. Сохраните модель в файл под именемШар.
Часть 4.Операция выдавливания: группа геометрических тел
Задание 7. Создание группы геометрических тел
Создайте группу тел, состоящую из цилиндра, параллелепипеда, шестигранной призмы и пятигранной усеченной пирамиды.
Задание выполняется в пять этапов.
Обратите внимание на то, что все указанные тела могут быть получены операцией Выдавливание.
Разместим группу тел на детали Основание, которое выполним в виде тонкого параллелепипеда. Построение будем вести в шаблоне ГОСТ.
7.1. Этап 1: Создайтедеталь-основание в виде параллелепипеда. Размеры параллелепипеда 1001005мм(рис. 14.14, см. также работу № 12).
Указания к выполнению построения.
Построение эскиза-квадрата выполняется в Горизонтальной плоскостиизометрии ГОСТ.
Основание-параллелепипед должно располагаться в первом квадранте пространственной системы координат, поэтому эскиз-квадрат расположите в четвертом квадранте системы координат плоскости построения (в области отрицательных значений координат по оси ОY).
Одну из вершин эскиза привяжите к началу координат.
При использовании операции Выдавливаниезадайте направление сдвига в сторону отрицательных значений осиОYпространственной системы координат (Обратноенаправление).
Рис. 14.14. Основание – тонкая пластина (параллелепипед).
7.2. Этап 2: «Поставьте» на верхнюю грань параллелепипедацилиндр. Радиус основания цилиндра 25мм, высота 80мм, центр нижнего основания – в точке (20; -20)
7.2.1. Создайте эскиз основания цилиндра в виде окружности радиусом 25ммс центром в точке (20; -20)на верхней грани построенного параллелепипеда.
При выбранных параметрах основание будущего цилиндра будет «свешиваться» с поверхности параллелепипеда (рис. 14.15).
7.2.2. Примените к созданному эскизу (узелЭскиз: 2в окнеДерево модели) операциюВыдавливание. УстановитеПрямое направлениеи расстояние 80мм. После выполнения этой команды ваша деталь, состоящая из параллелепипеда и цилиндра примет вид рис. 14.16.
7.3. Этап 3: «Поставьте» на верхнюю грань основанияпараллелепипед. Размер основания 2030мм, высота параллелепипеда 60мм. Центр основания параллелепипеда располагается в точке (30; -60).
При создании эскиза основания параллелепипеда – прямоугольника – удобно использовать вспомогательные прямые.
Вспомогательные прямые – это аналог тонких линий, которые конструктор использует при вычерчивании на кульмане. Они нужны для предварительных построений и для задания проекционной связи.
Вспомогательные прямые не выводятся на бумагу при печати чертежей на принтере или плоттере. Вспомогательные построения можно удалить командой РедакторУдалитьВспомогательные кривые и точки.
При работе с системой, если на листе чертежа нет других объектов, вы можете провести вспомогательные прямые трех видов.
1) Вспомогательная прямая через две заданные точкиилиточку и угол наклона–, которая имеет следующуюПанель свойств(рис. 14.17).
Рис. 14.17. Панель свойствкомандыВспомогательная прямая.
Поля ввода т1,т2иУголвы уже знаете – это координаты двух точек прямой и угол наклона ее к осиОХ. Новой является командаРежим–Не ставить точки пересечений при вводе прямойиСтавить точки пересечений при вводе прямой. Заметим, что точки пересечений очень удобно использовать для последующей привязки указателя. Вспомогательные точки также легко удалить командойРедакторУдалитьВспомогательные кривые и точки.
2) Горизонтальная вспомогательная прямая –, которая имеет простую строку параметров объекта .
3) Вертикальная вспомогательная прямая –, имеющая аналогичную строку параметров.
Кроме того, возможно проведение вспомогательной прямой, перпендикулярной к некоторому отрезку, касательной к кривой или двум кривым, а также являющейся биссектрисой.
Так, например, при выборе команды Параллельная прямая–наПанели свойствпоявляются кнопки:
–Одна прямая− позволяет построить одну параллельную прямуюС КАКОЙ-ЛИБО СТОРОНЫот выбранной прямой на заданном от нее расстоянии;
–Две прямые− позволяет построить две параллельные прямыеПО ОБЕ СТОРОНЫот выбранной прямой на одинаковом расстоянии от нее.
7.3.1. Выделите верхнюю грань параллелепипеда-основания, выберите командуГоризонтальная прямая – кнопка ,введите координаты центра основания параллелепипеда и нажмите Enter.
7.3.2. Выберите в расширенной панели инструмент Вертикальная прямая , включите режимСтавить точки пересечений при вводе прямой – кнопка , введите координаты центра основания и нажмитеEnter (рис. 14.18 а).
Рис. 14.18. Последовательность построения эскиза основания прямого параллелепипеда.
7.3.3. Рассчитайте, на каком расстоянии от центра основания параллелепипеда должны находиться стороны прямоугольника-основания, и создайте две пары параллельных прямых ПО ОБЕ СТОРОНЫ от прямых, проходящих через центр прямоугольника (рис. 14.18 в):
выберите инструмент Параллельная прямаяв группе командВспомогательная прямая, включите режимДве прямые – кнопка и Не ставить точки пересечений при вводе прямой – кнопка .
Как сделать шар в Компас 3д?
Тела шаровой формы нередко используются в механизмах, например, в подшипниках. Такие детали можно очень просто построить в трехмере при твердотельном моделировании. В текущей статье речь пойдет про то, как сделать шар в Компас 3д.
Создание эскиза для шара или сферы
Чтобы приступить к созданию шара в Компасе, нужно создать новый документ, для этого нужно нажать «Файл» — «Создать» — «Деталь» (рис. 1). В новом окне на одной из присутствующих базовых плоскостей (рис. 2) создать эскиз с полуокружностью. Прежде чем приступим к следующему этапу, давайте подробнее разберемся о способах создания полуокружности в плоскости.
Создание эскиза полуокружности методом отсечения
Чтобы создать эскиз полуокружности, нужно выбрать плоскость, и нажать на кнопку «Окружность» (рис. 3) на панели инструментов. После этого на месте дерева построения появится панель параметров с возможностью выбора метода построения окружности, наиболее подходит способ с привязкой к центру с заданным диаметром. Достаточно только указать необходимое значение и кликнуть в начало координат в поле модели (рис. 4).
Далее необходимо вручную создать секущую линию, для чего выбирается инструмент «Отрезок» и проводится диагональ через центр созданной окружности (рис. 5). Чтобы отсечь лишние для построения шара элементы, нужно выбрать инструмент «Усечь кривую» (рис. 6), после чего с зажатой кнопкой мыши проводится прямая (рис. 7) , которая, пересекая лишние элементы контура эскиза, удалит их (рис. 8).
Создание эскиза полуокружности методом создания дуги
Этот вариант попроще, чем вышеизложенный. Для создания полуокружности активируем инструмент «Дуга» (рис. 9), после чего вставляем окружность точно так же, как на примере выше. Только после установки окружности, инструмент не завершает свою работу, а предложит выбрать тот диапазон, который нужно оставить (рис. 10). Остается только замкнуть контур отрезком (рис. 11).
Создание тела в Компасе
Принципиальное отличие в создании шара от сферы в Компасе состоит в том, что в первом случае замыкающий отрезок в контуре эскиза присутствует, а во втором — нет. Это объясняется тем, что замкнутый контур в будущем образует сплошной материал, а просто контур — заданную толщину.
Как сделать шар в Компас 3д?
Чтобы сделать шар в Компас 3д нужно выбрать созданный ранее эскиз и нажать на кнопку «Элемент вращения» на панели инструментов (рис. 12). В окне параметров нужно задать ось вращения, которой является замыкающий отрезок, угол (360 градусов), после чего нажать применить (рис. 13). Итоговый результат на рис. 14.
Как сделать сферу в Компас 3д?
Чтобы сделать сферу в Компас 3д нужно в созданном выше эскизе убрать замыкающий отрезок, после чего так же выбрать инструмент «Элемент вращения» (рис. 12), указать ось и толщину поверхности (рис. 15). Для наглядности, можно задать вращение на 180 градусов (рис. 16).
Как создать шар в компас?
Чтобы сделать шар в Компас 3д нужно выбрать созданный ранее эскиз и нажать на кнопку «Элемент вращения» на панели инструментов (рис. 12). В окне параметров нужно задать ось вращения, которой является замыкающий отрезок, угол (360 градусов), после чего нажать применить (рис. 13).Sep 28, 2021
Как создать вспомогательную плоскость в компасе?
Для этого нажмите кнопку Смещенная плоскость на панели Вспомогательная геометрия, в Дереве построения укажите базовую плоскость, введите требуемые параметры на Панели свойств (величину смещения, направление смещения…), нажмите Ввод на Панели свойств. В полученной плоскости начертите эскиз второго сечения модели.
Как чертить в компасе в 3д?
Для того чтобы начать чертить в 3Д необходимо выбрать ту плоскость в которой будет располагаться наша деталь (в формате 2Д конечно же плоскость только одна). И нажимаем на инструмент Создать эскиз. После этого программа переводит нас в режим черчения в 2Д.
Как в Компасе создать объект?
CTRL+ENTER. Наиболее используемая горячая клавиша, о которой многие знаю. Как видно из картинки ниже эта клавиша используется для «Создание объекта», т. е.
Как сделать шар в компасе 3d
Тела шаровой формы нередко используются в механизмах, например, в подшипниках. Такие детали можно очень просто построить в трехмере при твердотельном моделировании. В текущей статье речь пойдет про то, как сделать шар в Компас 3д.
Создание эскиза для шара или сферы
Чтобы приступить к созданию шара в Компасе, нужно создать новый документ, для этого нужно нажать «Файл» — «Создать» — «Деталь» (рис. 1). В новом окне на одной из присутствующих базовых плоскостей (рис. 2) создать эскиз с полуокружностью. Прежде чем приступим к следующему этапу, давайте подробнее разберемся о способах создания полуокружности в плоскости.
Создание эскиза полуокружности методом отсечения
Чтобы создать эскиз полуокружности, нужно выбрать плоскость, и нажать на кнопку «Окружность» (рис. 3) на панели инструментов. После этого на месте дерева построения появится панель параметров с возможностью выбора метода построения окружности, наиболее подходит способ с привязкой к центру с заданным диаметром. Достаточно только указать необходимое значение и кликнуть в начало координат в поле модели (рис. 4).
Далее необходимо вручную создать секущую линию, для чего выбирается инструмент «Отрезок» и проводится диагональ через центр созданной окружности (рис. 5). Чтобы отсечь лишние для построения шара элементы, нужно выбрать инструмент «Усечь кривую» (рис. 6), после чего с зажатой кнопкой мыши проводится прямая (рис. 7) , которая, пересекая лишние элементы контура эскиза, удалит их (рис. 8).
Создание эскиза полуокружности методом создания дуги
Этот вариант попроще, чем вышеизложенный. Для создания полуокружности активируем инструмент «Дуга» (рис. 9), после чего вставляем окружность точно так же, как на примере выше. Только после установки окружности, инструмент не завершает свою работу, а предложит выбрать тот диапазон, который нужно оставить (рис. 10). Остается только замкнуть контур отрезком (рис. 11).
Создание тела в Компасе
Принципиальное отличие в создании шара от сферы в Компасе состоит в том, что в первом случае замыкающий отрезок в контуре эскиза присутствует, а во втором — нет. Это объясняется тем, что замкнутый контур в будущем образует сплошной материал, а просто контур — заданную толщину.
Как сделать шар в Компас 3д?
Чтобы сделать шар в Компас 3д нужно выбрать созданный ранее эскиз и нажать на кнопку «Элемент вращения» на панели инструментов (рис. 12). В окне параметров нужно задать ось вращения, которой является замыкающий отрезок, угол (360 градусов), после чего нажать применить (рис. 13). Итоговый результат на рис. 14.
Как сделать сферу в Компас 3д?
Чтобы сделать сферу в Компас 3д нужно в созданном выше эскизе убрать замыкающий отрезок, после чего так же выбрать инструмент «Элемент вращения» (рис. 12), указать ось и толщину поверхности (рис. 15). Для наглядности, можно задать вращение на 180 градусов (рис. 16).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА
· освоить построение ассоциативных чертежей геометрических тел.
Основным конструкторским документом является чертеж детали, содержащий всю необходимую для изготовления изделия информацию. Графическое представление о формах поверхностей дают виды чертежа, построение которых в компьютерной графике можно осуществлять двумя способами:
1. Построение чертежа вычерчиванием отдельных элементов – линий, размеров, штриховок и т.д., когда компьютер используется как «электронный кульман»;
2. Автоматизированное построение чертежа по созданной вначале твердотельной модели детали – «ассоциативный чертеж».
Второй способ построения чертежей в настоящее время является самым перспективным, его изучению посвящена лабораторная работа.
Для создания моделей используется модуль твердотельного моделирования КОМПАС – 3 D , для входа в который служит кнопка Деталь окна Новый документ (рис.56).
Главное окно системы твердотельного моделирования представлено на рис.57, на нем расположены Главное меню, Компактная панель, Дерево построений, Инструментальные панели и другие элементы управления.
Рис.57 Главное окно модуля твердотельного моделирования
Компактная панель (рис.58) содержит кнопки переключения для вызова Инструментальных панелей.
Рис.58 Компактная панель
При работе с любой деталью на экране, кроме окна, в котором отображается модель, показывается окно (рис.59), содержащее Дерево построения детали.
Дерево построения показывает последовательность создания модели, в нем в порядке создания отображаются все использованные объекты (обозначение начала координат, плоскости, оси, эскизы, операции).
Рис.59 Дерево построения
Для редактирования (исправления) построенных эскизов, выполненных операций служат контекстные меню, вызываемые щелчком правой кнопки мыши на редактируемом элементе Дерева построения.
Рис.60 Панель Вид
На панели Вид (рис.60) расположены кнопки, управляющиетипами отображения модели:
Положение модели относительно наблюдателя называется Ориентацией модели. На панели Вид (рис.60) расположена кнопка Ориентация, позволяющая расположить модель в стандартной проекции (рис.61).
Рис.61 Выбор ориентации модели
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТВЕРДОТЕЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Для того чтобы создать объемную модель, на выбранной плоскости проекций вычерчивают плоскую фигуру, называемую эскизом, а затем ее перемещают в пространстве, след от перемещения эскиза определяет форму элемента (например, поворот дуги окружности вокруг оси образует сферу или тор, смещение многоугольника – призму, и т.д.).
Формообразующее перемещение эскиза называют операцией.
Для построения твердотельных моделей используются следующие типы операций:
1. — Выдавливание эскиза в направлении, перпендикулярном плоскости эскиза,
2. — Вращение эскиза вокруг оси, лежащей в плоскости эскиза,
3. — Кинематическая операция – перемещение эскиза вдоль указанной направляющей,
4. — Построение тела по нескольким сечениям-эскизам.
Деталь любой формы можно представить как совокупность отдельных геометрических тел. Научившись строить отдельные геометрические тела, можно с помощью булевых операций (объединения, вычитания и пересечения) над объемными элементами (сферами, призмами, цилиндрами, конусами, пирамидами) построить любую деталь. В данной лабораторной работе рассмотрены приемы построения моделей многогранников (призм и пирамид) и тел вращения (цилиндров и конусов).
ПОСТРОЕНИЕ ТЕЛА ВЫДАВЛИВАНИЕМ
В качестве примера рассмотрим приемы построения прямой шестигранной призмы, основание которой лежит на горизонтальной плоскости. Для того чтобы начать построение любой модели следует:
1. Выбрать в Дереве построения плоскость, на которой будет располагаться основание модели, изображаемое эскизом.
Эскиз удобно строить, когда его плоскость совпадает с плоскостью экрана (если плоскость эскиза перпендикулярна плоскости экрана, построение совершенно невозможно). Выберем Горизонтальную плоскость ZX и установим ориентацию детали «Сверху», для того, чтобы эскиз был виден в натуральную величину и не был искажен;
2. Перейти в режим вычерчивания эскиза с помощью кнопки Эскиз;
В этом режиме доступны все команды построения графических объектов. Эскиз вычерчивается с учетом следующих требований:
— Контуры в эскизе изображаются стилем линии «Основная».
— В эскизе может быть один или несколько контуров.
— Если контур один, то он может быть разомкнутым или замкнутым.
— Если контуров несколько, все они должны быть замкнуты.
— Если контуров несколько, один из них должен быть наружным, а другие – вложенными в него.
— Допускается один уровень вложенности
— Контуры в эскизе не пересекаются и не имеют общих точек.
3. Для точности построения эскиза следует также включить Привязки (Пересечение, Выравнивание, Точка на кривой);
4. Вычертим основной линией правильный шестиугольник, используя способ построения по описанной окружности радиусом R 40 мм, с углом первой вершины 270 0 (рис.44);
5. Для возвращения в режим работы с деталью после создания эскиза отожмем кнопку Эскиз на панели текущего состояния. Построенный эскиз автоматически отображается в Дереве построения.
6. Для создания твердотельной модели призмы используем операцию Выдавливания. Тело выдавливания образуется путем перемещения эскиза в направлении, перпендикулярном его плоскости.
Для вызова команды нажмите кнопку Операция выдавливания на инструментальной панели редактирования детали или выберите ее название из меню Операции.
Рис.62 Панель свойств операции Выдавливание
В нижней строке экрана появится Панель свойств операции выдавливания (рис.62), где можно задать параметры операции.
С помощью списка Направление на вкладке Параметры Панели свойств задайте Прямое направление, в котором требуется выдавливать эскиз (рис.63).
Рис.63 Список Направление выдавливания
Способ определения расстояния, на которое будет выдавлен эскиз, выбирается из списка Способ (рис.64). Выберем способ – На расстояние.
Введем в поле Расстояние на вкладке Параметры величину, характеризующую глубину выдавливания, равную 50 мм.
Рис.64 Список Способ определения глубины выдавливания
Выдавливать можно с уклоном (рис.62), задавая угол, тогда вместо призмы получится усеченная пирамида.
Чтобы подтвердить выполнение операции, нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления. Прервать выполнение операций можно, нажав кнопку Прервать команду на Панели специального управления или клавишу <Esc>.
На рис.65 показана построенная призма, для которой выбрана ориентация Изометрия XYZ и полутоновый с каркасом вид отображения.
Рис.65 Твердотельная модель шестигранной призмы
Построенную модель сохраните под именем Призма в папке, созданной при выполнении лабораторной работы №2. Файл твердотельной модели — детали имеет расширение *.m3d.
ПОСТРОЕНИЕ ТЕЛА ВРАЩЕНИЕМ
В качестве примера рассмотрим построение не усеченного и усеченного конусов, основание которых расположено на горизонтальной плоскости, а ось – на фронтальной плоскости.
1. Выберем фронтальную плоскость.
2. Построим эскиз, изображенный на рис.66, с использованием привязок Пересечение, Выравнивание, Точка на кривой.
Рис.66 Эскизы для построения конусов вращением
Для создания элемента вращения к эскизу предъявляются следующие требования:
· Ось вращения должна быть изображена в эскизе отрезком со стилем Осевая.
· Ось вращения должна быть одна.
3. Для возвращения в режим работы с деталью после создания эскиза отожмем кнопку Эскиз на панели текущего состояния. Построенный эскиз автоматически отображается в Дереве построения.
Рис. 67 Панель свойств команды Вращение
4. Для создания твердотельной модели конуса используем операцию Вращения, тело образуется вращением эскиза вокруг оси. Для вызова команды используйте кнопку Вращение.
5. Возможны два способа построения элемента вращения – Тороид (получается сплошной элемент) и Сфероид (получается тонкостенная оболочка — элемент с отверстием вдоль оси вращения).
На панели свойств команды Вращение (рис.67) выберем Способ построения – Сфероид.
6. Выберем Прямое направление вращения из списка Направление на панели свойств (рис.68).
7. Выберем тип построения модели без тонкой стенки с помощью списка на закладке Тонкая стенка панели свойств команды Вращение (рис.69).
Рис.68 Выбор направления вращения
Рис.69 Тип построения тонкой стенки
8. Угол вращения 360 0 задается в окне на панели свойств команды Вращение (рис.67).
9. Чтобы подтвердить выполнение операции, нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.
Твердотельные модели конусов показаны на рис.70.
Рис. 70 Твердотельные модели конусов
РЕДАКТИРОВАНИЕ (ИЗМЕНЕНИЕ) МОДЕЛЕЙ
Для исправления ошибок в построениях следует щелкнуть правой кнопкой мыши на нужной строке в Дереве построения, откроется контекстное меню (рис.71), из которого выбирается пункт Редактировать элемент для изменения параметров операции или пункт Редактировать эскиз для исправления эскиза.
Рис.71 Редактирование моделей
На инструментальной панели Редактирование детали расположены кнопки вызова команд редактирования созданного основания модели (рис.72).
Рис.72 Компактная панель Редактирование детали
После создания основания детали можно приклеивать к нему или вычитать из него формообразующие элементы.
Они, как и основание, могут представлять собой элементы четырех типов:
— элементы по сечениям.
Приклеивание или вырезание формообразующего элемента начинается с создания его эскиза.
Перед созданием эскиза необходимо выбрать грань, на которой он будет расположен. Для указания грани подведите к ней курсор в окне модели. Когда курсор примет вид , щелкните левой клавишей мыши.
Курсор при выборе объекта на модели может принимать также следующие виды:
· Вид курсора при указании вершины ;
· Вид курсора при указании ребра ;
· Вид курсора при указании оси ;
· Вид курсора при указании конструктивной плоскости ;
· Вид курсора при указании пространственной кривой или
эскиза ;
· Вид курсора при указании условного изображения резьбы .
Приклеим к призме (рис.65) цилиндр высотой 40 мм, основание которого (окружность радиусом 30 мм) лежит на верхнем основании призмы.
Чтобы активизировать кнопку Эскиз следует обязательно выбрать грань, эскиз приклеиваемого элемента строится также как основание детали.
Команда Приклеить выдавливанием вызывается одноименной кнопкой , расположенной в расширенном меню Редактирование детали (рис.67) на Компактной панели. На панели Свойств (рис.62) в окне Расстояние укажем высоту 40 мм для приклеиваемого цилиндра. Операция приклеивания завершается нажатием на кнопку Создать объект . Полученное в результате операции приклеивания выдавливанием геометрическое тело изображено на рис.73.
Рис.73 Геометрическое тело
Вырежем в созданном геометрическом теле квадратное отверстие на глубину 50 мм. Эскизом отверстия будет квадрат со стороной 30 мм, построенный на верхнем основании цилиндра.
Для вызова команды нажмите кнопку Вырезать выдавливанием на инструментальной панели редактирования детали. На панели Свойств (рис.62) в окне Расстояние укажем глубину отверстия 50 мм. Полученное геометрическое тело изображено на рис.74.
ПОСТРОЕНИЕ УСЕЧЕННОГО ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ТЕЛА
Для отсечения части детали используется кнопка Сечение на панели Редактирование (рис.72). Возможны два способа построения:
Рассмотрим второй способ – сечение по эскизу. В качестве эскиза выберем отрезок, вычерченный по указанным в задании размерам на фронтальной плоскости проекций основной линией и являющийся следом секущей плоскости (рис.75).
Рис.75 Отсечение части детали по эскизу
Часть модели удаляется перемещением указанного эскиза в направлении, которое показывается на фантоме в окне модели в виде стрелки. Для изменения направления отсечения используется переключатель на вкладке Параметры Панели свойств (рис.75). Выберем обратное направление.
После выбора направления отсечения и настройки свойств поверхности нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.
Усеченное геометрическое тело изображено на рис.76.
Рис. 76 Усеченное геометрическое тело
СОЗДАНИЕ АССОЦИАТАВНОГО ЧЕРТЕЖА
Создадим чертеж с тремя основными видами для построенной модели усеченного геометрического тела.
В системе КОМПАС-3D V 7 имеется возможность автоматического создания ассоциативных чертежей созданных и сохраненных в памяти трехмерных деталей. Все виды такого чертежа связаны с моделью: изменения в модели приводят к изменению изображения в ассоциативном виде. Для построения таких чертежей используются кнопки Инструментальной панели Ассоциативные виды (рис.77).
Рис.77 Инструментальная панель Ассоциативные виды
Кнопка Стандартные виды позволяет выбрать существующую (сохраненную на диске) трехмерную деталь (*.m3d) и создать в текущем документе чертеж этой модели, состоящий из одного или нескольких стандартных ассоциативных видов. После вызова команды на экране появится стандартный диалог выбора файла для открытия. Выберите деталь для создания видов и откройте файл. В окне чертежа появится фантом изображения в виде габаритных прямоугольников видов. Система предлагает по умолчанию три основных вида: спереди, сверху и слева.
Рис.78 Панель свойств команды Ассоциативные виды
Чтобы изменить набор стандартных видов выбранной модели, используется переключатель Схема видов на Панели свойств (рис.78). Он позволяет изменить набор стандартных видов выбранной модели с помощью окна. Выберите необходимые виды (рис.79). Чтобы выбрать или отказаться от какого-либо вида, следует щелкнуть по изображению этого вида в окне.
Рис.79 Окно для выбора стандартных видов
Проекционные виды чертежа, созданные с помощью команды Стандартные виды, находятся в проекционной связи со своим главным видом. Наличие проекционных связей между видами ограничивает их взаимное перемещение. При необходимости связь можно отключить — это дает возможность произвольного размещения видов в чертеже.
Для того чтобы отключить проекционную связь вида, следует:
1. Выделите вид, щелкнув левой кнопкой по габаритной рамке вокруг вида. Признаком выделения вида является наличие вокруг него подсвеченной габаритной рамки.
2. Поместите курсор внутрь рамки, нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню (рис.80).
3. Вызовите из контекстного меню вида команду Параметры вида (рис.81). Отключите кнопку Проекционная связь.
Возможно отключение проекционной связи с помощью одноименной кнопки на панели Параметры вида (рис.81)
Рис.80 Контекстное меню вида
Рис.81 Панель Параметры вида
Все виды связаны с моделью: изменения в модели приводят к изменению изображения в ассоциативном виде. При открытии чертежа, содержащего ассоциативные виды детали, система проверяет соответствие формы и размеров детали изображению, имеющемуся в видах. Если это соответствие нарушено, то виды, требующие перестроения, будут отображаться в чертеже перечеркнутыми. Появляется диалог с запросом: «Изменена модель, отображаемая в чертеже. Перестроить чертеж?». Вы можете немедленно перестроить чертеж, нажав кнопку Да диалога. Изображение детали будет перерисовано в соответствии с ее текущей конфигурацией. Нажав кнопку Нет, можно отложить перестроение. Диалог исчезнет. Вы можете перестроить чертеж в любой момент работы с ним, для этого нажмите кнопку Перестроить на панели Вид (рис.60).
При построении видов изобразим невидимый контур отверстия, используя переключатель, управляющий отрисовкой невидимого контура и расположенный на панели Линии (рис.82).
Рис.82 Панель Линии
На готовом чертеже нанести размеры, фигуру сечения заштриховать, заполнить основную надпись. Пример выполненной графической работы изображен на рис.83
Построение геометрических объектов в КОМПАС-3D
Построение точек в программе КОМПАС-ЗD в основном обосновано тем, чтобы можно было легче измерять специфические расстояния или строить другую геометрию, опираясь на точки. Точки можно строить несколькими способами, о которых будет сказано ниже. Построение точек возможно из меню Инструменты Геометрия Точки.
Видеокурс по этой теме
Видеокурс «Основы конструирования в КОМПАС-3D v19»
Видеокурс направлен на освоение основ конструирования в САПР КОМПАС-3D. Обучение проводится на примере создания моделей узлов и сборки из них промышленного прибора, разбор особенностей моделирования и визуализации результатов в…
Кнопка Точка 3 предназначена для построения произвольно расположенной точки. Ее можно установить, назначив координаты на панели параметров или указав мышкой в графическом окне место расположения.
Кнопка Точки по кривой предназначена для построения массива равномерно расположенных на кривой (или прямой линии) точек. На панели параметров необходимо ввести целое число в поле Количество участков (участки между точками) и выбрать стиль отображения точек из выпадающего меню Стиль. После этого нужно выбрать кривую. Если будет выбрана замкнутая кривая, то дополнительно потребуется указать начальную точку в полях с координатами Точка на кривой для построения массива точек. Начальную точку проще выбрать в графическом окне — на геометрии кривой или рядом с ней.
Кнопка Точки пересечения двух кривых предназначена для построения всех точек пересечения двух кривых. Для этого необходимо выбрать сначала одну кривую, а затем другую кривую. Если включена кнопка Auto на панели параметров, то можно выбирать следующую пару кривых для построения точек их пересечения. Если кнопка отключена, то для указания новой пары кривых нужно нажать кнопку Указать заново.
Кнопка Все точки пересечений кривой предназначена для построения точек пересечения указанной кривой со всеми другими кривыми, находящимися в текущем и активных слоях.
Кнопка Точка на заданном расстоянии предназначена для построения одной или нескольких точек в указанном направлении с равным шагом. На панели параметров необходимо задать расстояние от исходной точки в поле Расстояние и целое число в поле Количество точек. После этого нужно выбрать кривую и на ней указать точку начала построения массива точек. Затем нужно выбрать направление построения точек, перемещая мышку в необходимую сторону от исходной точки в графическом окне. Для закрепления выводимого на экране результата нажмите левую кнопку мыши или клавишу Enter. Расстояние между всеми точками этого массива будет равно числу, введенному в поле Расстояние.
Построение вспомогательных прямых линий
Вспомогательные прямые линии предназначены для промежуточных геометрических построений (расчетов) и опоры для построения других геометрических объектов. Важной их особенностью является то, что они не печатаются на принтере. Построение вспомогательных прямых возможно из меню Инструменты Геометрия Вспомогательные прямые. Типы вспомогательных прямых и способы их построения перечислены ниже:
- Кнопка Вспомогательная прямая предназначена для построения произвольно расположенной вспомогательной прямой. Для этого необходимо указать первую и вторую точку (через которые пройдет эта прямая) на экране или на панели параметров. Кнопки на панели параметров позволяют включить или отключить построение точек при пересечении вспомогательной прямой других геометрических объектов.
- Кнопка Горизонтальная прямая предназначена для построения горизонтальных прямых (параллельно оси X активной системы координат) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок . Для построения горизонтальной прямой необходимо указать только одну точку на экране или на панели параметров.
- Кнопка Вертикальная прямаяпредназначена для построения вертикальных прямых (параллельно оси Y активной системы координат) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок . Для построения вертикальной прямой необходимо указать только одну точку на экране или на панели параметров.
- Кнопка Параллельная прямаяпредназначена для построения параллельных прямых (параллельно другим прямым линиям) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок . Для построения параллельной прямой необходимо указать прямую линию, от которой будет строиться эта параллельная прямая. Затем нужно указать точку на экране или на панели параметров, через которую эта прямая будет проходить. Вместо точки можно ввести величину смещения параллельной прямой от исходной прямой линии в графе Расстояние на панели параметров. Кнопки Количество прямыхпозволяют строить одну или две зеркальных параллельных прямых за раз. Для построения двух прямых за раз необходимо 2 раза нажать левую кнопку мыши или Enter.
- Кнопка Перпендикулярная прямаяпредназначена для построения перпендикулярных прямых (перпендикулярно другим объектам) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок. Для построения перпендикулярной прямой необходимо указать кривую или прямую линию, от которой будет строиться эта перпендикулярная прямая. Затем нужно указать точку на экране или на панели параметров, через которую эта прямая будет проходить. Если выбрана кривая в качестве исходной геометрии, то программа может предложить несколько вариантов построения перпендикулярной прямой. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши.
- Кнопка Касательная прямая через внешнюю точку предназначена для построения касательных прямых (касательно к кривой) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок . Для построения касательной прямой необходимо указать кривую, от которой будет строиться эта касательная прямая. Затем нужно указать точку на экране или на панели параметров, через которую эта прямая будет проходить. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения касательной прямой. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши.
- Кнопка Касательная прямая через точку на кривой предназначена для построения касательных прямых (касательно к кривой) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок . Для построения касательной прямой необходимо указать кривую, от которой будет строиться эта касательная прямая. Затем нужно указать точку на экране или на панели параметров, через которую эта прямая будет проходить. Если точка не принадлежит кривой, то программа определяет проекцию этой точки на кривую и в этом месте присоединяет касательную линию.
Кнопка Прямая, касательная по 2 кривым предназначена для построения касательных прямых (касательно к 2 кривым) с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок . Для построения касательной прямой необходимо последовательно указать 2 разных кривых, по которым будет строиться эта касательная прямая. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения касательной прямой. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши.
- Кнопка Биссектриса предназначена для построения биссектрисы угла между 2 прямыми линиями с возможностью строить или не строить точки на пересечениях других геометрических объектов с помощью кнопок. Для построения биссектрисы необходимо последовательно указать 2 прямых линии. Программа предложит 2 варианта построения биссектрисы. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши. Если линии параллельны, то программа предложит 1 вариант биссектрисы — построит линию, проходящую между ними на равном расстоянии.
Построение отрезков
Построение прямых отрезков возможно из меню Инструменты → Геометрия → Отрезки. Типы отрезков и способы их построения перечислены ниже:
- Кнопка Отрезок предназначена для построения произвольно расположенного отрезка.
Для этого следует указать первую и вторую точку отрезка в графическом окне или на панели параметров. Есть также возможность задать конкретную длину или угол.
- Кнопка Параллельный отрезок предназначена для построения отрезка, параллельного другой прямой линии. Для этого следует выбрать прямую линию, а затем ввести первую и вторую точку отрезка в графическом окне или на панели параметров. Первая точка может находиться как на изначально выбранной прямой, так и в стороне от нее. Есть также возможность задать конкретную длину отрезка.
- Кнопка Перпендикулярный отрезокпредназначена для построения отрезка, перпендикулярного другой кривой или прямой линии. Для этого следует выбрать линию, а затем ввести первую и вторую точку отрезка в графическом окне или на панели параметров. Первая точка может находиться как на изначально выбранной линии, так и в стороне от нее. Если выбирается кривая, то перпендикулярный отрезок строится через точку, в которой эта кривая выбиралась. Есть также возможность задать конкретную длину отрезка.
- Кнопка Касательный отрезок через внешнюю точку предназначена для построения отрезка, касательного к кривой и одним концом лежащего на этой кривой. Для этого следует выбрать кривую, а затем ввести первую точку отрезка в графическое окне или на панели параметров с тем учетом, чтобы выполнялось условие касательности строящегося отрезка. Кривой (это видно в графическом окне). Первая точка должна находиться в стороне от кривой. Вторая точка строится автоматически в месте пересечения отрезка и кривой. Есть также возможность задать конкретную длину отрезка В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения касательного отрезка. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши. Если выбрать первую точку и задать конкретную длину отрезка, то появляется возможность строить касательный отрезок, вторая точка которого может не лежать на кривой.
- Кнопка Касательный отрезок через точку кривойаналогична предыдущей кнопке. Отличие заключается в том, что если выбрана кривая, то первая точка отрезка задается автоматически — это точка, в которой эта кривая выбиралась. Остается лишь задать вторую точку отрезка в графическом окне или на панели параметров с тем учетом, чтобы выполнялось условие касательности строящегося отрезка к кривой (это видно в графическом окне). Если выбрать первую точку и задать конкретную длину отрезка,то появляется возможность строить касательный отрезок, первая точка которого может не лежать на кривой.
- Кнопка Отрезок, касательный к двум кривым предназначена для построения касательных отрезков (касательно к 2 кривым). Для построения касательного отрезка необходимо последовательно указать 2 разных кривых, по которым будет строиться этот отрезок. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения отрезков. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши. Если выбрать первую и вторую кривые и задать конкретную длину отрезка, то появляется возможность строить касательный отрезок, вторая точка которого может не лежать на второй кривой.
Построение окружностей
Построение окружностей возможно из меню Инструменты → Геометрия → Окружности. При построении окружностей можно задавать как диаметр, так и радиус. Для этого на панели параметров используются кнопки (диаметр) alt=»Кнопка "Диаметр"» width=»209″ height=»40″ />и R (радиус) alt=»Кнопка "Радиус"» width=»193″ height=»40″ />для переключения между этими режимами. Эти кнопки появляются практически во всех командах построения окружности, за исключением команд — Окружность по 3 точкам и Окружность, касательная к 3 кривым.
В этом случае диаметр окружности определяется автоматически. Дополнительные кнопки Оси позволяют включать или отключать маркировку центров окружностей. Типы окружностей и способы их построения перечислены ниже:
- Кнопка Окружность предназначена для построения произвольно расположенной окружности. Для этого следует указать в графическом окне или на панели параметров первую точку с координатами центра окружности и расположением второй точки задать радиус. Если вначале задать конкретный диаметр или радиус окружности, то программа предложит выбрать центр расположения окружности.
- Кнопка Окружность по 3 точкам предназначена для построения окружности, ограниченной 3 точками. Для этого следует последовательно указать 3 точки в графическом окне или на панели параметров.
- Кнопка Окружность с центром на объекте предназначена для построения окружности, у которой центр располагается на выбранной кривой или прямой линии. Для этого необходимо выбрать кривую или прямую линию в графическом окне. Затем необходимо указать точку-границу вероятного расположения окружности. Перемещая мышку, можно изменять диаметр окружности — при этом центр окружности будет перемещаться по выбранной кривой или прямой линии. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения окружностей. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши. Если вначале задать конкретный диаметр или радиус окружности, то программа предложит выбрать точку-границу вероятного расположения окружности.
- Кнопка Окружность, касательная к 1 кривойпредназначена для построения окружности, касающейся 1 кривой, с произвольным центром и диаметром. Для этого необходимо выбрать кривую или прямую линию в графическом окне. Затем необходимо указать точку-границу вероятного расположения окружности. Перемещая мышку, можно изменять диаметр окружности. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения окружностей. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши. Если вначале задать конкретный диаметр или радиус окружности, то программа предложит выбрать расположение точки-границы окружности.
- Кнопка Окружность, касательная к 2 кривымпредназначена для построения окружности, касающейся 2 кривых, с произвольным (в определенных пределах) центром и диаметром. Для этого необходимо выбрать 2 кривых или прямых линии в графическом окне. Затем необходимо указать точку-границу вероятного расположения окружности в графическом окне или на панели параметров. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения окружностей. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши. Если вначале задать конкретный диаметр или радиус окружности, то программа предложит выбрать уже одно или несколько уже законченных решений.
- Кнопка Окружность, касательная к 3 кривым предназначена для построения окружности, ограниченной 3 кривыми. Для этого вначале следует последовательно указать 3 кривых или прямых линии в графическом окне или на панели параметров. Затем необходимо указать центр вероятного расположения окружности. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения окружностей. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши.
- Кнопка Окружность по 2 точкам предназначена для построения окружности, ограниченной 2 точками. Для этого следует указать в графическом окне ИЛИ на панели параметров первую точку-границу расположения окружности и расположением второй точки задать диаметр.
Построение дуг
Построение дуг (дуг окружностей) возможно из меню Инструменты → Геометрия → Дуги. При построении дуг можно задавать как диаметр, так и радиус. Для этого на панели параметров используются кнопки (диаметр) alt=»Кнопка "Диаметр"» width=»204″ height=»43″ />и R (радиус) alt=»Кнопка "Радиус"» width=»195″ height=»33″ />для переключения между этими режимами. Эти кнопки появляются практически во всех командах построения окружности, за исключением команд — Дуга по 3 точкам и Дуга по 2 точкам и углу раствора. В этом случае радиус дуги определяется автоматически. Дополнительные кнопки Направление alt=»Кнопка "Направление дуги"» width=»150″ height=»36″ /> позволяют строить дуги по часовой и против часовой стрелки относительно выбранной точки. Направление построения дуги можно изменить в графическом окне, если передвигать мышку в противоположную сторону относительно первой точки дуги. Типы дуг и способы их построения перечислены ниже:
- Кнопка Дуга предназначена для построения произвольно расположенной дуги. Для этого сначала следует указать в графическом окне или на панели параметров координаты центра дуги. Затем расположением первой точки дуги назначить одновременно радиус и первый угол дуги. Затем расположением второй точки задать второй угол дуги. Если вначале задать конкретный диаметр или радиус окружности, то программа предложит выбрать центр расположения окружности и две точки — начало и конец дуги.
- Кнопка Дуга по 3 точкам предназначена для построения дуги, проходящей через 3 точки. Для этого следует последовательно указать 3 точки в графическом окне или на панели параметров. Последняя точка определяет радиус и центр дуги.
- Кнопка Дуга, касательная к кривой предназначена для построения дуги, касающейся 1 кривой, с произвольным центром и диаметром. Для этого необходимо выбрать кривую или прямую линию в графическом окне. Затем необходимо указать первую точку, расположенную вне дуги. Вторая точка построится автоматически касательно к дуге. Перемещая мышку, можно изменять радиус дуги и расположение второй точки. В некоторых случаях программа может предложить несколько вариантов построения дуг. Для выбора одного из них или всех вместе необходимо использовать кнопки Предыдущий или Следующий объект или, указывая мышкой на каждый нужный вариант, нажимать левую кнопку мыши.
- Кнопка Дуга по 2 точкам предназначена для построения дуги, концы которой заданы явно. Для этого следует указать в графическом окне или на панели параметров первую точку расположения дуги и расположением второй точки задать радиус и центр дуги.
- Кнопка Дуга по 2 точкам и углу раствора предназначена для построения дуги, у которой задан угол раствора и концы. Для этого сначала следует задать на панели параметров угол раствора дуги (угол раствора по умолчанию равен 90 градусов). Затем необходимо указать в графическом окне или на панели параметров координаты первой и второй точки дуги. Последняя точка определяет радиус и центр дуги.
Построение дуги на основе эллипса
В связи с тем, что в KOMПAC-3D нет возможности прямым способом построить дугу по форме эллипса, то можно воспользоваться несложными геометрическими построениями для получения этой дуги. Для этого вначале необходимо построить эллипс, как это описано в следующем разделе. Затем необходимо построить вспомогательную прямую или другую геометрию, пересекающую эллипс в 2 разных точках. После этого станет возможным использование команды Усечь кривую на панели инструментов Редактирование или из меню Редактор → Удалить → Часть кривой. С помощью этой команды можно указать ту часть эллипса, которую необходимо удалить. Оставшаяся часть эллипса будет являться эллипсоидной кривой.
alt=»Построение геометрических объектов в КОМПАС-3D» width=»921″ height=»566″ />
alt=»Построение геометрических объектов в КОМПАС-3D» width=»700″ height=»314″ />
alt=»Построение геометрических объектов в КОМПАС-3D» width=»537″ height=»346″ /> Построение эллипсов
Построение эллипсов возможно из меню Инструменты → Геометрия → Эллипсы. Эллипсы характеризуются двумя длинами — малой осью (длиной узкой части) и большой осью (длиной широкой части). Для задания этих длин на панели параметров используются поля Длина 1 и Длина 2 alt=»Длина 1 и Длина 2″ width=»239″ height=»40″ />. Эти поля появляются во всех командах построения эллипса, но только в одной команде Эллипс их можно задавать вручную. Другие команды рассчитывают эти длины автоматически. Дополнительные кнопки Оси позволяют включать или отключать маркировку центров эллипсов. Типы эллипсов и способы их построения перечислены ниже:
- Кнопка Эллипс предназначена для построения произвольно расположенного эллипса. Для этого сначала следует указать в графическом окне или на панели параметров координаты центра эллипса. Затем расположением первой точки назначается одновременно длина первой оси и ее наклон относительно системы координат. Затем расположением второй точки задается длина второй оси. Если вначале задать конкретные значения длины малой и большой оси, то программа предложит выбрать центр расположения эллипса и его наклон.
- Кнопка Эллипс по диагонали прямоугольника предназначена для построения эллипса, вписанного в виртуальный прямоугольник — от одной вершины к другой по диагонали. Для этого следует указать в графическом окне или на панели параметров первую точку-вершину виртуального прямоугольника, и по диагонали вторую точку-вершину виртуального прямоугольника. Если необходимо создать наклонный эллипс, то угол наклона следует ввести заранее в поле Угол.
- Кнопка Эллипс по центру и вершине прямоугольника к предназначена для построения эллипса, вписанного в виртуальный прямоугольник — от центра к вершине. Для этого следует указать в графическом окне или на панели инструментов точку-центр виртуального прямоугольника, и по диагонали первую точку-вершину виртуального прямоугольника. Если необходимо создать наклонный эллипс, то угол наклона следует ввести заранее в поле Угол.
- Кнопка Эллипс касательный к двум кривым предназначена для построения эллипса, касающегося 2 кривых или прямых линий. Для этого следует последовательно выбрать в графическом окне 2 кривые или прямые линии. После этого будут автоматически построены 2 точки в местах выбора кривых или прямых линий. Затем необходимо указать в графическом окне или на панели параметров третью точку эллипса. С помощью нее можно регулировать форму эллипса.
alt=»Команда "Эллипс касательный к двум кривым"» width=»885″ height=»520″ />
Построение геометрии с помощью непрерывного ввода объектов
Команда Непрерывный ввод объектов предназначена для последовательного построения кривых и прямых линий так, что конец предыдущего объекта является началом следующего объекта. Построение геометрии этим способом возможно также из меню Инструменты → Геометрия → Непрерывный ввод объектов. Панель параметров этой кнопки содержит следующие команды:
Построение геометрии с помощью инструмента Линия
Команда Линия предназначена для последовательного построения прямых линий и дуг так, что конец предыдущего объекта является началом следующего объекта. Панель параметров этой команды содержит вырожденное меню команды Непрерывный ввод объектов. Построение геометрии этим способом возможно также из меню Инструменты → Геометрия → Линия. Панель параметров этой кнопки содержит следующие команды:
Построение кривых и ломаной линии
Построение кривых возможно из меню Инструменты → Геометрия → Кривые. Построение ломаной линии возможно из меню Инструменты → Геометрия → Ломаная. Кривая Безье представляет собой частный случай NURBS кривой. Все эти команды находятся на панели инструментов Геометрия. Способы их построения перечислены ниже:
Кнопка Сплайн предназначена для построения одноименной кривой по ряду точек. Представленные на панели параметров кнопки Разомкнутый объект и Замкнутый объект позволяют строить соответственно незамкнутую и замкнутую кривую, когда первая и последняя точки соединяются. Замкнутую кривую всегда можно переключить в незамкнутую кривую и наоборот.
У сплайна возможно расширенное редактирование характерных точек. Для этого предназначена кнопка Редактировать точки на панели параметров. Также эта команда автоматически вызывается при двойном щелчке левой кнопки мыши на уже построенной кривой. При этом точки кривой дополняются касательными отрезками, которые проходят через характерные точки кривой.
Кривую можно разбить на части с помощью команд меню Разбить → Кривую и Разбить → Кривую на N частей. Первая команда позволяет разбить выбранную кривую на 2 части в указанной точке. Вторая кривая позволяет разбить кривую на несколько равных частей. Для этого необходимо выбрать количество частей на панели параметров и указать кривую, которую необходимо разбить.
Передвигая мышкой характерные точки (квадратные точки) и концы касательных отрезков (круглые точки), можно управлять формой кривой. Можно передвигать эти точки с использование стрелок клавиатуры, для этого необходимо навести курсор на требуемую точку и нажать клавишу Enter. После этого станет возможным передвижение с помощью стрелок с шагом, кратным текущему шагу курсора. Завершить перемещение можно также по нажатию клавиши Enter. Возможно 3 варианта перемещения характерных точек:
- Перемещение в любом направлении — если курсор при наведении на точку будет выглядеть в виде четырех диагональных стрелок alt=»Построение геометрических объектов в КОМПАС-3D» width=»32″ height=»32″ />
- Перемещение в ограниченном диапазоне направлений — если курсор при наведении на точку будет выглядеть в виде четырех ортогональных стрелок alt=»Построение геометрических объектов в КОМПАС-3D» width=»32″ height=»32″ />
- Перемещение курсора приводит к вращению геометрии — если курсор при наведении на точку будет выглядеть в виде вращающихся стрелок.
Точки кривой можно привязывать к другим объектам и другим точкам кривой с помощью глобальных и локальных привязок. Включение необходимой локальной привязки в процессе перемещения характерной точки возможно при нажатии правой кнопки мыши (или сочетании клавиш SHIFT+F10) и выборе привязки из выпадающего подменю Привязка.
Добавить характерную точку можно с помощью простого щелчка левой кнопки мыши на нужном участке кривой.
Удалить характерную точку можно с помощью клавиши DEL при выборе требуемой точки. При этом кривая изменит форму.
Кнопка Сплайн по полюсам предназначена для построения кривой — сплайна по ряду точек. Для этого типа кривой можно задавать Вес с точки и Порядок кривой на панели параметров. Параметр Вес определяет «силу притяжения» кривой к точке кривой. Чем больше вес, тем ближе к точке кривая. По сути это параметр кривизны кривой (чем больше кривизна кривой, тем меньше радиус изгиба и наоборот). Параметр Порядок определяет минимальное количество точек, по которому будет построена кривая. Минимальный порядок 3 — позволяет построить кривую по трем точкам. Сплайн по полюсам напоминает обычный сплайн в режиме редактирования точек. Если конечные точки смежных касательных (тангенциальных) отрезков в к сплайне соединить, то получится подобие сплайна по полюсам. Сплайн по по полюсам изначально более «гладкий», чем обычный сплайн, в связи с тем, что в сплайн по полюсам обеспечивается непрерывность по кривизне.
Если построить 2 сплайна по полюcам, то можно соединить их концы так, чтобы обеспечивалась непрерывность («гладкость») в точке перехода. Для этого необходимо построить вспомогательную линию в точке перехода с необходимым наклоном (например, касательную вспомогательную прямую в этой точке перехода) и расположить вторые точки от точки перехода на этой вспомогательной прямой. Теперь при перемещении 3 точки и выше (если смотреть от точки перехода) на любой из этих кривых будет сохраняться условие непрерывности кривой в точке перехода.
Добавить характерную точку можно с помощью простого щелчка левой кнопки мыши на нужном участке кривой.
Удалить характерную точку можно с помощью клавиши DEL при выборе требуемой точки. При этом кривая изменит форму.
Интерфейс работы со сплайнами по полюсам аналогичен интерфейсу работы с обычными сплайнами. На панели параметров можно также создать как Разомкнутый объект так и Замкнутый объект . И с помощью кнопки Редактировать точки можно также исправить форму кривой, двигая характерные точки. Точно так же, как и с кривыми Безье работают привязки, совершается перемещение точек и разбиение кривой на части.
Кнопка Ломаная предназначена для построения серии связанных между собой прямых линий. Ломаная линия отличается от обычной последовательности прямых отрезков тем, что сдвиг любого элемента не приводит к разрыву линии.
Интерфейс работы с ломаными линиями аналогичен интерфейсу работы с кривыми. На панели параметров можно также создать как Разомкнутый объект , так и Замкнутый объект . И с помощью кнопки Редактировать точки можно также исправить форму ломаной линии, двигая характерные точки. Точно так же, как и с кривыми, работают привязки и совершается перемещение точек. Отличительной особенностью ломаной линии является то, что ее можно разбить на отдельные элементы с помощью команды меню Редактор → Разрушить. После этого отдельные элементы ломаной линии можно перемещать или удалять, без воздействия на другие элементы.
Построение прямоугольников и многоугольников
Построение прямоугольников и многоугольников возможно из меню Инструменты → Геометрия → Прямоугольники и Инструменты → Геометрия Многоугольник. Прямоугольники характеризуются такими параметрами на панели параметров, как Высота и Ширина. Дополнительные кнопки Оси позволяют включать или отключать маркировку центров по центру прямоугольников и многоугольников. Типы прямоугольников и способы их построения перечислены ниже:
Кнопка Прямоугольник предназначена для построения прямоугольника по двум диагональным точкам.
Для этого сначала следует указать в графическом окне или на панели параметров координаты первой точки-вершины прямоугольника, а затем задать расположение второй точки-вершины прямоугольника, расположенной по диагонали. Если вначале задать конкретные размеры высоты и ширины прямоугольника, то программа предложит выбрать расположение только левого нижнего угла прямоугольника.
Кнопка Прямоугольник по центру и вершине предназначена для построения прямоугольника по центру и одной из вершин прямоугольника. Для этого сначала следует указать в графическом окне или на панели параметров координаты центра прямоугольника, а затем задать расположение второй точки-вершины прямоугольника. Если вначале задать конкретные размеры высоты и ширины прямоугольника, то программа предложит выбрать расположение только центра прямоугольника.
Кнопка Многоугольник предназначена для построения многоугольника по центру и одной из вершин многоугольника. Перед построением многоугольника необходимо определить количество углов (вершин) в поле с выпадающим списком Количество вершин и способ его построения С помощью кнопок — По описанной окружности и По вписанной окружности. После этого следует указать в графическом окне или на панели параметров координаты центра многоугольника, а затем задать расположение второй точки-вершины многоугольника. Это вторая точка задает автоматически и угол наклона многоугольника. Если вначале задать конкретный размер (радиус или диаметр) касательной окружности, то программа предложит выбрать расположение центра многоугольника и угол его наклона.
Построение фасок и скруглений
Построение фасок и скруглений возможно из меню Инструменты → Геометрия → Фаски и Инструменты → Геометрия → Скруглення. Типы фасок и скруглений и способы их построения перечислены ниже:
- Кнопка Фаска предназначена для построения фаски между двумя смежными прямыми отрезками или смежными кривыми. Фаски — это прямой срез угла с заданными размерами. Для этого сначала следует задать параметры фаски на панели параметров, а затем указать в графическом окне две смежных кривых или прямых линии.
- Кнопка Фаска на углах объекта предназначена для построения фаски в непрерывном объекте (многоугольнике, ломаной линии и контуре) между отдельными парами смежных прямых отрезков или смежных кривых, а также между всеми парами смежных прямых отрезков или смежных кривых. Для этого сначала следует задать параметры фаски на панели параметров, а затем указать в графическом окне две смежных кривых или прямых линии.
Для построения фаски на отдельных углах необходимо на панели инструментов выбрать кнопку На указанном угле alt=»Кнопка "На указанном угле"» width=»36″ height=»36″ />. Для построения фаски на всех углах объекта необходимо на панели инструментов выбрать кнопку На все углах контура alt=»Кнопка "На всех углах контура"» width=»36″ height=»36″ />. Остальные параметры построения аналогичны параметрам кнопки Фаска.
- Кнопка Скругление предназначена для построения скруглення между двумя смежными прямыми отрезками или смежными кривыми. Скругление создает касательную к обоим элементам дугу заданного радиуса. Для этого сначала следует задать параметры скруглення на панели параметров, а затем указать в графическом окне две смежных кривых или прямых линии.
Параметры скруглення представлены ниже:
- Кнопка Скругление на углах объектапредназначена для построения скруглення в непрерывном объекте (многоугольнике, ломаной линии и контуре) между отдельными парами смежных прямых отрезков или смежных кривых, а также между всеми парами смежных прямых отрезков или смежных кривых. Для этого сначала следует задать параметры скруглення на панели параметров, а затем указать в графическом окне две смежных кривых или прямых линии.
Для построения скруглення на отдельных углах необходимо на панели инструментов выбрать кнопку На указанном угле alt=»Кнопка "На указанном угле"» width=»36″ height=»36″ />. Для построения скругления на всех углах объекта необходимо на панели инструментов выбрать кнопку На все углах контура alt=»Кнопка "На всех углах контура"» width=»36″ height=»36″ />. Остальные параметры построения аналогичны параметрам кнопки Скругление.
Построение контуров
В программе KOMПAC-3D существуют два вида составных объектов — это контур и эквидистанта. Составной объект строится на основе отдельных элементов. К составным объектам относятся также многоугольники и ломаные линии. Построение контура и эквидистанты на основе уже существующего элемента или набора элементов возможно из меню Инструменты → Собрать контур и Инструменты → Геометрия → Эквидистанты. Способы их построения перечислены ниже:
Кнопка Собрать контур предназначена для соединения независимых смежных (соприкасающихся) незамкнутых элементов в единую цепь. После создания контур редактируется как единый элемент. Для его можно разбиения на отдельные элементы необходимо воспользоваться командой меню Редактор → Разрушить. После этого образовавшиеся отдельные элементы можно перемещать или удалять, без воз-действия на другие элементы.
Параметры контура представлены ниже:
Следующее направление
Шаг назад
Шаг вперед
- Ручной проход неветвящихся узлов — программа ждет выбора пользователя по проходу предлагаемого участка цепи. Предлагаемый для включения в цепь участок подсвечивается и на нем появляется стрелка (направление создания контура).
- Автоматический проход неветвящихся узлов (ПО умолчанию) — программа предлагает пользователю перевести в цепь все подсвеченные элементы. На подсвеченной цепи появляется стрелка (направление создания контура)
- Удалять исходные объекты (по умолчанию) — программа удаляет элементы, которые были исходными данными для построения цепи.
- Оставлять исходные объекты — программа сохраняет элементы, которые были исходными данными для построения цепи. Необходимо обратить внимание, что в этом случае объекты накладываются и для их выбора необходимо использовать перебор объектов (например, с помощью правой кнопки мыши). Также следует помнить, что после удаления и сдвига наложенных объектов необходимо обновить графику на экране с помощью CTRL+F9 или кнопки Обновить изображение на панели инструментов Вид
Если цепи разветвляются, то программа позволяет выбрать пользователю нужное направление сборки контура. Для этого необходимо выбрать первое звено цепи — программа предложит следовать определенному пути. Этот путь можно изменить, если выбрать другой элемент в развилке. Если предложенный путь устраивает, то необходимо нажать на стрелку. Программа предложит дальнейший путь цепи и так далее. После выбора всех необходимых участков необходимо нажать клавишу Enter или кнопку завершения команды .
Кнопка Эквидистанта кривой предназначена для создания равноудаленного смещения (офсета) контура объекта. При этом изменение формы объекта после создания эквидистанты будет влиять на форму эквидистанты. Для отделения и разбиения эквидистанты на отдельные элементы необходимо воспользоваться командой меню Редактор → Разрушить. После этого образовавшиеся отдельные элементы можно перемещать или удалять.
Параметры эквидистанты представлены ниже:
- обход скруглением alt=»Кнопка "Обход скруглением"» width=»36″ height=»36″ />
- обход срезом alt=»Кнопка "Обход срезом"» width=»36″ height=»36″ />
Кнопка Обход скруглением вынуждает программу скруглять углы эквидистанты, если выполняется условие равноудаленности от вершины
- с левой стороны
- с правой стороны
- с двух сторон
- оставлять вырожденные участки
- alt=»Кнопка "Оставлять вырожденные участки"» width=»36″ height=»36″ />
- удалять вырожденные участки
- alt=»Кнопка "Удалять вырожденные участки"» width=»36″ height=»36″ />
- Кнопка Эквидистанта по стрелке предназначена для создания равноудаленного смещения (офсета) контура объекта с помощью инструментов расширенного выбора контура объекта. Для отделения и разбиения эквидистанты на отдельные элементы необходимо воспользоваться командой меню Редактор → Разрушить. После этого образовавшиеся отдельные элементы можно перемещать или удалять.
Параметры эквидистанты представлены ниже:
Следующее направление
Шаг назад
обход скруглением
с левой стороны
с правой стороны
Кнопка С правой стороны вынуждает программу строить эквидистанту справа от объекта или наружу замкнутого объекта.
оставлять вырожденные участки
удалять вырожденные участки
Если цепи разветвляются, по программа позволяет выбрать пользователю нужное направление сборки контура. Для этого необходимо выбрать первое звено цепи — программа предложит следовать определенному пути. Этот путь можно изменить, если выбрать другой элемент в развилке. Если предложенный путь устраивает, то необходимо нажать на стрелку. Программа предложит дальнейший путь цепи и так далее. После выбора всех необходимых участков необходимо нажать клавишу Enter или кнопку завершения команды — эквидистанта по выбранной цепи будет сделана.
Штриховка и заливка объектов
В программе КОМПАС-ЗD существуют два вида заполнения объектов — это штриховка и заливка. Построение штриховки и заливки возможно как для существующего объекта или набора объектов, так и для произвольно выбранной области. Создание штриховки и заливки производится из меню Инструменты → Штриховка и Инструменты → Заливка. Способы их построения перечислены ниже:
- Кнопка Штриховкапредназначена для заполнения выбранного пространства специальными линиями, в целях обозначения материала на чертеже или для других нужд. Штриховка имеет свою библиотеку стилей. О способах создания нового стиля и замены выбранного стиля штриховки. Для заполнения штриховкой замкнутых объектов необходимо выбрать базовую точку штриховки внутри этих объектов. Если замкнутое пространство рисуется с помощью команды Ручное рисование границ , то базовую точку штриховки указывать не требуется.
Параметры штриховки представлены ниже:
Обход границы по стрелке
Предыдущее направление
Следующее направление
Шаг назад
Шаг вперед
Расположение
Сторона 1
Сторона 2
Кнопка Заливка предназначена для заполнения выбранного пространства сплошным или изменяющимся в пространстве (градиентным) цветом.
Параметры заливки представлены ниже:
Для тех кто хочет узнать больше у нас есть еще много уроков по моделированию в КОМПАС 3D.