Установка фаркопа со съемным шаром. Распиновка и доработка розетки. Регистрация?!
Год назад на свой автомобиль LADA Granta FL устанавливал своими руками фаркоп и подключал электрику. Весь процесс снимал на телефон, но как-то сразу не выложил, а после уже запамятовал. И вот только сейчас освобождая память смартфона наткнулся на то, что наснимал тогда и сразу же решил опубликовать в бортжурнале, заодно оставить отзыв о ТСУ (тягово-сцепное устройство) от компании AvtoS. Ну что, начнем!
Устройство тягово-сцепное (ТСУ) предназначено для шарнирной сцепки автомобиля с буксирным прицепом. Для обеспечения сцепки автомобиля с прицепами различных марок присоединительные элементы ТСУ стандартизованы в соответствии с ГОСТ Р 53815-2010.
Какой фаркоп выбрать AvtoS VAZ-68 или AvtoS VAZ-69?!
Так как у меня обновленная Гранта 2019 г. с типом кузова лифтбэк, выбор пал на модель фаркопа AvtoS VAZ-68 с условно съемным шаром (на двух болтах).
Фаркоп AvtoS VAZ-68, как заявляет производитель, подойдет к сл. автомобилям: Калина, 1117, универсал с 2007 г.в.; Калина, 1118, седан с 2007 г.в.; Гранта, 2190, седан с 2012 г.в.; Гранта, 2191, лифтбек с 2014 г.в. Фаркоп AvtoS VAZ-69 подойдет на Kalina 2 (универсал) с 2013 по 2016 г.в., с 2016 г.в.; Kalina 2 Cross (универсал) с 2013 по 2016 г.в., с 2016 г.в.; Granta (седан/лифтбек) с 08.2018 г.в. по н.в.
И вот тут будьте внимательны, перед покупкой фаркопа не поленитесь заглянуть под бампер вашего авто!
Дело в том, что в зависимости от партии лифтбеков может быть разное расположение крепления глушителя и тогда выбор будет варьироваться между моделями фаркопов VAZ-69 или VAZ-68.
Комплектация AvtoS VAZ-68.
При покупке необходимо проверить комплектность. В руководстве должна быть указана дата продажи и поставлен штамп магазина. Необходимо сохранять руководство в течение всего гарантийного срока эксплуатации устройства.
Помимо тяговой сцепки и всех необходимых крепежных элементов, комплект электропроводки так же является одной из немаловажных составляющих ТСУ, как правило, приобретается он отдельно.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Тип шарнирного соединения — шаровой Диаметр сцепного шара — 50 мм Вертикальная нагрузка на шар S, не более — 75 кг Технически допустимая масса тягача T — 1560 кг Полная масса буксируемого прицепа C, не более — 1100 кг Параметр Dc, не более — 6,32 кН Масса ТСУ, не более — 10,5 кг
Установив автомобиль на смотровую яму гаража и приняв все необходимые меры безопасности приступил к выполнениям работ. Подробнее, смотрите в видеоролике ниже.
Данную модель фаркопа можно устанавливать без снятия бампера.
В Гранта заложены крепления под прицеп. Нужно только их найти, так как они заклеены мягкой лентой, покрытой сверху слоем антигравия. Простучав отвёрткой, все их можно без туда определить и подготовить для установки крепёжных болтов ТСУ.
Фаркоп установлен, затягивает крепежные болты.
Окончательную затяжку болтов и гаек произвести с моментом: — резьба М10х1,25 – 56 Н·м; — резьба М12х1,25 – 100 Н·м
Установка ТСУ на автомобиль Лада Гранта FL. Используем крепежные элементы (поз. на рис.: 4,7,8)
Приступаем к прокладке электропроводки для разъёма фаркопа.
Распиновка розетки фаркопа. alt=»Фото в бортжурнале LADA Гранта Лифтбек (2-е поколение)» /> Обратите внимание 5 и 7 контакты розетки фаркопа можно замкнуть между собой перемычкой, чтобы не тянуть шестой провод. Противотуманного фонаря у меня нет на прицепе, поэтому контакт 2 – оставляю не подкл.
Жгут проводов можно пропустил через штатное резиновое уплотнение, расположенное с левой стороны за бампером.
Далее произведем подключение розетки фаркопа посредством "врезки" в электрическую схему питания задних фонарей.
Распиновка заднего фонаря Гранты такая.
На этом работы по установке фаркопа завершены!
Доработка электрики фаркопа.
Так как шар данного ТСУ съемный, было решено доработать электрику для быстрого отключения и снятия розетки фаркопа.
Для этого приготовил герметичные евроразъёмы, широкую термоусадочную трубку и пластиковое внутренне яйцо от киндер сюрприза.
Яйцо предварительно покрасил в черный цвет для большей эстетики и меньшей заметности под бампером авто.
Его основная задача — это оберегание от пыли и грязи отключенных разъёмов при снятом шаре ТСУ.
Далее в разрез проводки фаркопа подключаем герметична евро-разъемы, соединение лучше делать пайкой проводников.
Повода изолируются посредством термоусадочной трубки и черной ленты ПВХ.
Излишки проводников прячутся под бампером.
Перед началом эксплуатации сцепной шар покрываем слоем смазки, чтобы уменьшить трение и соответственно его преждевременную выработку.
Все готово — ПОЕХАЛИ!
Регистрация в ГИБДД?!
Не силен в юридических вопросах, поэтому продублирую информацию, которую нашел в интернете и по моему мнению, она соответствуют нынешней ситуации на «дороге», даже с учетом анонсированных нововведений от 1 июля 2021 года…
"На данный момент существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
— при серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе,
— при установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
1) изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации (речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля);
2) фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
Руководство по эксплуатации автомобиля.
Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-сцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов».
По итогам года использовании фаркопа AvtoS VAZ-68 глобальных проблем не обнаружено, единственное после зимнего периода начали появляться следы коррозии на метал. частях ТСУ, что говорит о низком качестве применённого материала и слабом слое лакокрасочного покрытия фаркопа. Понятное дело, что главным оправданием служит невысокая стоимость изделия. Летом планирую зачистить образовавшеюся ржавчину и подкрасить черной, матовой краской из баллончика. Плюс ко всему этому из-за близкорасположенных датчиков парктроника, пришлось заменить штатный пластиковый колпачок шара на резиновый с Али за 50 руб., что бы не было ложного срабатывания.
Распиновка розетки прицепа легкового автомобиля – схема подключения фаркопа
Распиновка розетки прицепа (от англ. pin — «вывод, ножка») — это схема разводки электрических разъемов, необходимая для подключения автоприцепа к автомобилю. Подключение требуется для обеспечения безопасной эксплуатации несамоходной прицепной техники. Соединение происходит с использованием розетки (расположена у фаркопа) и соответствующего штекера, подключенного к проводке прицепа. Используя соединительные разъемы, можно объединить электрические схемы технических средств: электрический ток, подаваемый от автомашины, будет задействовать поворотные сигналы, габаритные огни, подсветку номерного знака автоприцепа, стоп-сигналы, противотуманный фонарь, фонарь заднего хода. Также может потребоваться смарт-коннект (блок согласования), согласующий работу проводки автомобиля с прицепом (на некоторых современных автомобилях с электронными схемами управления).
Варианты разъемов
На территории России обычно применяют 7-контактные разъемы, а 13-контактные розетки можно увидеть на многих авто из Европы и США. Разница заключается в применении дополнительных контактов, необходимых для домов-прицепов, пользующихся популярностью за рубежом.
Распиновка 7-контактной вилки и розетки — Европа и РФ ( DIN / ISO 1724 )
[1] [2]
№ контакта | Код | Цвет проводов МЗСА | Цвет проводов ГОСТ 9200-76 стр. 10 (11) [4] | На практике | Сигнал | Сечение провода (мм²) |
1 | L | Желтый | Желтый | Синий | Левый поворотник | 1,5 |
2 | 54G | Голубой | Голубой | Белый | Опция, в России выводят противотуманный фонарь | 1,5 |
3 | 31 | Белый | Белый | Черный | Земля (−) | 2,5 |
4 | R | Зеленый | Зеленый | Зеленый | Правый поворотник | 1,5 |
5 | 58R | (Нет провода) | Коричневый | Пустой/Коричневый | Правый габарит и подсветка номера (иногда задний ход) |
1,5 |
6 | 54 | Коричневый | Красный | Красный | Стоп-сигналы | 1,5 |
7 | 58L | Черный | Черный | Желтый | Левый габарит | 1,5 |
Особенности в схеме подключения вилки прицепа МЗСА: к контакту № 5 питание не подается, а оба габаритных огня и подсветка номера замкнуты на 7 разъем. Если правый габарит не работает, необходимо в розетке фаркопа перенести черный провод из 5 гнезда к 7 или выполнить обратную процедуру в вилке. Также можно 5 и 7 разъемы замкнуть перемычкой.
Некоторые российские производители прицепов при установке фонаря заднего хода подключают его к 5-й клемме, а за габаритами оставляют 7-й контакт. [5]
Распиновка 7-контактной вилки и розетки прицепа США (SAE J2863)
В некоторых моделях американских автомобилей отсутствует разделение габаритных огней и стоп-сигналов (они идут по одному проводу).
№ контакта | Код | Цвет проводов | Сигнал | Сечение провода (мм²) |
1 | 31 | Белый | Земля | 4 |
2 | L54 | Желтый | Левый поворотник, стоп-сигнал | 1,5 |
3 | 58 | Коричневый | Габаритные огни и подсветка номера | 1,5 |
4 | 15 | Черный | +12V | 4 |
5 | R54 | Зеленый | Правый поворотник, стоп-сигнал | 1,5 |
6 | Синий | Управление электрической системой торможения | 4 | |
7 | Фиолетовый | Задний ход, управляющий ток для блокировки импульсных тормозов при движении задним ходом | 1,5 |
Распиновка 13-контактной розетки — Европа (ISO 11446)
[2]
№ контакта | Код | Цвет проводов | Сигнал | Сечение провода (мм²) |
1 | L | Желтый | Левый поворот | 1.5 |
2 | Голубой | Противотуманный фонарь | 1.5 | |
3 | 31 | Белый | Земля (−) для 1–8 контакта | 2.5 |
4 | R | Зеленый | Правый поворот | 1.5 |
5 | 58R | Коричневый | Габаритные огни и фонарь номерного знака с правой стороны | 1.5 |
6 | 54 | Красный | Стоп-сигналы | 1.5 |
7 | 58L | Габаритные огни и фонарь номерного знака с левой стороны | 1.5 | |
8 | Розовый | Лампы заднего хода, управляющий ток для блокировки импульсных тормозов при движении задним ходом. | 1.5 | |
9 | 30 | Оранжевый | + 12В постоянный | 2.5 |
10 | 15 | Серый | + 12В через замок зажигания | 2.5 |
11 | 31 | Черно-белый | Земля (−) для 10 контакта | 2.5 |
12 | Светло серый | Резервный | 1.5 | |
13 | 31 | Красно-белый | Земля (−) для 9 контакта | 2.5 |
1. Контакты 3, 11 и 13 нельзя соединять в прицепе, чтобы избежать взаимодействия между типами цепей и перегрузки по току, если один из контактов заземления не работает.
2. Контакты 5 и 7 нельзя соединять в прицепе, чтобы избежать проблем в автомобилях с отдельными цепями для левой и правой стороны.
3. Ранее назначалось для обнаружения прицепа в ISO 11446:2002 (транспортное средство могло обнаружить, что он был соединен с прицепом, используя перемычку между контактом 12 и контактом 3 в вилке прицепа). Эта функция была удалена стандартом ISO 11446:2004, и контакт был перераспределен в зарезервированный. Штифт остается зарезервированным для будущего распределения в ISO 11446-1:2012.
Распиновка 15-контактного разъема (ISO 12098)
Этот разъем присутствует на новых большегрузных коммерческих грузовиках и прицепах, соответствующих стандарту ISO, и предназначен для замены комбинации разъемов в соответствии со стандартами ISO 1185 и ISO 3731. 15-контактный разъем не предназначен для замены разъема ISO 7638.
№ контакта | Код | Цвет проводов | Сигнал | Сечение провода (мм²) |
1 | L | Желтый | Левый поворот | 1.5 |
2 | R | Зеленый | Правый поворот | 1.5 |
3 | Голубой | Противотуманный фонарь | 1.5 | |
4 | 31 | Белый | Земля (−) для контактов 1-3 и 5-12 | 2.5 |
5 | 58L | Черный | Габаритные огни и фонарь номерного знака с левой стороны | 1.5 |
6 | 58R | Коричневый | Габаритные огни и фонарь номерного знака с правой стороны | 1.5 |
7 | 54 | Красный | Стоп-сигналы | 1.5 |
8 | Розовый | Лампы заднего хода | 1.5 | |
9 | 30 | Оранжевый | +24В постоянный | 2.5 |
10 | Серый | Индикатор износа тормозов | 1.5 | |
11 | Черно-белый | Индикация включенного стояночного тормоза из-за потери давления воздуха | 1.5 | |
12 | Бело-голубой | Подъем оси | 1.5 | |
13 | 31 | Красно-белый | Земля (−) для контактов 14 и 15 | 2.5 |
14 | Бело-зеленый | CAN H, не для EBS или ABS | 1.5 | |
15 | Бело-коричневый | CAN L, не для EBS или ABS | 1.5 |
Для соединителя существует следующая дополнительная информация:
1. Контакты 5 и 6 не должны соединяться в прицепе, чтобы избежать проблем в автомобилях с отдельными цепями для левой и правой стороны.
2. Опознавательные лампы должны быть подключены либо к контакту 5, либо к контакту 6, а не к обоим.
3. EBS и ABS подключаются через разъем ISO 7638.
Способы подключения
Схема прямого подключения
Когда автомобиль не оснащен электронным блоком управления, то провода можно напрямую соединить с существующими электрическими цепями. То есть провода, идущие от розетки фаркопа, подключаются к тем, что соединены с задней светотехникой.
С использованием электронного блока согласования
Большинство современных машины оснащены электронным блоком управления (ЭБУ). Когда вы запускаете зажигание, ЭБУ переходит в режим тестирования всех цепей в автомобиле. При подключении прицепа возрастает нагрузка на электрическую цепь. Ваш бортовой компьютер (блок управления или ЭБУ) будет воспринимать это как поломку, и в итоге выдаст сообщение об ошибке. В таких случаях используют блок согласования. Его также применяют в случае передачи сигналов управления посредством мультиплексной шины.
Подключение своими руками
Материалы для подключения розетки фаркопа
- Корпус розетки фаркопа с крышкой и резиновым уплотнительным кольцом (обращаем внимание на нормальное прилегание всех деталей корпуса, отсутствие люфта или болтающихся в гнездах запрессованных латунных контактов, проверяем резьбы, состояние крепежных винтов на клеммах).
- Качественный одножильный провод, используемый в электропроводке автомобиля, сечение провода не меньше 1,5 мм 2 и провод сечением 2,5 мм 2 для массы.
- Полипропиленовый или металлический гофрированный шланг для изоляции жгутов проводов — 2–3 метра, и пару десятков пластиковых монтажных хомутов для фиксации жгутов проводки.
- набор ключей;
- хорошая шлицевая и крестообразная отвертки;
- пассатижи;
- термоусадочная трубка;
- кусачки;
- нож;
- паяльник на 40 Вт.
Как подключить
Открываем багажник и убираем коврик. Снимаем внутреннюю облицовку заднего борта, если таковая имеется. Получаем доступ к тыльной стороне задних фонарей машины.
- Зачищаем небольшие участки на проводах указателей поворотов, габаритов и стопов.
- Надеваем на провода термоусадочную трубку.
- Припаиваем к ним наши новые провода и хорошо изолируем соединение.
Совет: хорошим вариантом будет подключать не напрямую, а использовать соединительные колодки. Лучше использовать модель с гнездами для предохранителей.
- Привинчиваем на кузов провод массы.
- Теперь собираем провода в аккуратный жгут, укладываем его в гофру и ищем в дне багажника технологическое отверстие с резиновой заглушкой в месте, где вывод жгута будет наиболее удобным.
- Прорезаем отверстие в заглушке так, чтобы гофра протаскивалась через него с некоторым натягом.
- Выводим кабель под машину и прокладываем его к розетке фаркопа. Крепим при необходимости кабельными стяжками.
- Осталось только обрезать запас с проводов, прикрутить провода к колодке по схеме.
Возможные проблемы
Скорее всего, вы столкнетесь с тем, что при подключении электрики прицепа на машинах с реле поворотов старого типа поворотники начнут мигать слишком быстро, а в современных машинах частота мигания замедлится.
Это связано с тем, что нагрузка в цепи выросла.
- Простой: установка в поворотники прицепа светодиодных ламп. В связи с тем, что ток диоды берут незначительный, реле вернется к штатному режиму работы.
- Сложный: используем нормально разомкнутые реле, установив их удерживающие обмотки параллельно лампам поворотников. Прокладываем плюсовой провод в багажник и подключаем его к входным контактам реле. А с выходов ведем провод к розетке на фаркопе.
Переходники
В большинстве случаях на прицепах российского производства используется 7-пиновая вилка. Чаще всего возникает проблема, что на автомобиле уже установлена 13-пиновая розетка. Такое могло произойти из-за того, что автомобиль был привезен или покупался в Европе. Реже бывает обратная ситуация: вы установили «стандартный» фаркоп с 7-пиновой розеткой, а вам, например, необходимо использовать дом-прицеп, у которого 13-пиновая розетка. Это не проблема — благодаря наличию переходников с 13 на 7 или с 7 на 13.
Основные виды переходников:
Вилка 7-pin. Розетка 13-pin.
Вилка 13-pin. Розетка 7-pin.
Вилка Европа 7-pin. Розетка Америка 7-pin.
Штраф
В соответствии с действующими правилами дорожного движения любое буксируемое транспортное средство должно быть оборудовано исправными световыми сигналами.
КоАП РФ Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид».
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями (пункт 3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели) по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 1.1 — 7 влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. [8]
Советы и рекомендации
Старайтесь избегать перегрузок в электрической сети машины — это может привести к воспламенению проводки.
Проверяйте качество электрических соединений в салоне машины и в прицепе.
При появлении болтающихся проводов прикрепите их к элементам конструкции с помощью хомутов из пластмассы. По возможности, выполните переоборудование прицепа и установите влагозащищенные приборы на светодиодах.
Перед каждым сезоном проверять качество электрических соединений.
Для подключения розетки фаркопа к электрической проводке автомобиля советуем применять многожильный провод из меди. Провод должен иметь двойной слой изоляции.
Периодически проверяйте в прицепе электропроводку и остальные элементы перед каждым выездом. Обращайте внимание на качество контактного соединения вилки и розетки. Обратите внимание, чтобы внутрь случайно не просочилась влага.
Внешние световые приборы и световозвращатели не должны быть загрязнены.
После подключения прицепа и проверки работоспособности светотехники желательно позаботиться о защите внутренних элементов розетки от влаги. Для безопасной и длительной эксплуатации контакты рекомендовано промазать солидолом или литолом, а место ввода кабеля в розетку обработать герметиком.
Источники
-
http://docs.cntd.ru/document/1200012543
- ↑ 123https://en.wikipedia.org/wiki/ISO_standards_for_trailer_connectorshttps://en.wikipedia.org/wiki/Trailer_connectors_in_North_America#7-pin_round_blade_connector_(SAE_J2863)http://gostexpert.ru/gost/getDoc/19721 ГОСТ 9200-76 стр. 10 (11)https://kupi-pricep.ru/blog/rozetkahttps://en.wikipedia.org/wiki/Trailer_connectors_in_North_Americahttps://base.garant.ru/184202/7fe0c8609bd1fbc7af8dc70775472cf3/
Руководитель проекта: Калимов Александр Андреевич
Редактор и корректор: Элеонора Арни
Установка фаркопа – практические нюансы монтажа и подключения
Общие сведения
Многим автомобилистам доподлинно известно, что фаркоп может существенно облегчить жизнь, если есть необходимость перевозки собственных грузов. Нанимать грузовое такси обычно бывает неоправданно, вот почему установка фаркопа может стать отличным выходом из ситуации.
У данного устройства общая функция независимо от марки и модели автомобиля
Чем полезен фаркоп как устройство
Фаркоп еще именуют тягово-сцепным устройством. Применяется оно для соединения автомобиля с прицепом для его буксировки. Некоторые приобретают его в готовом виде, некоторые предпочитают изготовление своими руками.
Совет: Чтобы подобрать подходящее для вашей марки машины устройство, можно обратиться в сервисный центр или на специализированное СТО.
Прежде, чем перейти к электрической части крепления фаркопа, нам потребуется установить его на бампер. Обычно крепят его за одну из буксировочных проушин или предусмотренное отверстие, которое предназначено для сцепки, но закрыто заглушкой.
Если вы хотите закрепить такое устройство своими руками, то могут потребоваться дополнительные отверстия в днище машины и ее лонжероне. Может потребоваться сварочный аппарат и услуги электрогазосварщика. Дополнительно запаситесь наждачной бумагой и болгаркой, на которую можно прицепить шлифовочный круг.
Покупные изделия должны соответствовать конкретной модели авто
Установка на автомобиле
Основной порядок действий
Сначала снимите бампер и отсеките проушины. Сверлите отверстия, если в этом есть необходимость и делайте сварку креплений.
Вот как осуществляется подключение фаркопа прицепа на автомобиле:
- Нам потребуется смотровая яма на эстакаде либо в гараже, на которую мы загоняем наше транспортное средство.
- Теперь отключаем питание с электросети, отбросив клемму «минус» с аккумулятора.
- Установка фаркопов потребует вынуть все из багажника и снять его обивку.
- Само устройство нужно приложить к тому месту, где планируется его крепления и сделать необходимую разметку.
- В месте крепления сверлятся дрелью с обеих сторон отверстия, которые лучше обработать антикоррозийным средством, чтобы продлить срок службы;
- Как подсказывает фото к данной статье, мы можем производить затяжку сцепного устройства, используя гайки, шайбы и болты, а также ключ подходящего размера.
- Теперь потребуется снять нагрузку с рамы автомобиля и обеспечить более надежное крепление. Для этого мы делаем пару отверстий, внизу лонжерона и изнутри багажного отделения с установкой усиливающих накладок.
- Затягиваем все нужные болты ключами.
Использование схемы подключения
Готовый фаркоп, как правило, обладает уже всеми необходимыми отверстиями для крепления, о чем позаботились производители фаркопов. Теперь мы можем приступить к подключению сцепного устройства.
Нам не обойтись без розетки, которая соединяет электрическую часть проводки автомобиля и прицепа. Схема розетки фаркопа, как правило, идет в комплекте. Что касается электрооборудования сцепного устройства, то оно представляет собой штепсельную розетку с комплектом проводов.
Цвет проводки может не совпадать с цветом проводов на фото
Закрепленная болтами на кронштейне, розетка подключается к основной проводке. При подключении нужно смотреть на цвета проводов согласно схемы. Подключать нужно в стандартный разъем, который может быть 7-жильным и 13-жильным (только на иностранных авто).
Совет: В случае, если проводка розетки не соответствует проводке прицепа, то воспользуйтесь переходниками.
Монтаж на авто
Ниже предлагается инструкция, при помощи которой мы сможем осуществить подключение фаркопа к электронике машины:
- Нам понадобится отверстие, расположенное в днище багажника для соединения розетки с остальной проводкой. В том случае, когда сцепное устройство изготовлено самостоятельно, придется сверлить отверстия самому. Продумайте место будущего размещения;
- После того, как розетка на фаркоп установлена, протянем провод через отверстие в багажнике и подключим к розетке.
- Во время подключения проводку нужно подключать таким образом, чтобы не перепутать порядок. При несовпадении проводов по количеству приобретите переходник для розетки. Защитить электропакет от внешних повреждений и короткого замыкания поможет специальная трубка, в которую нужно пропустить комплект проводки в сборе;
- Закрепите провода на стенках багажника, аккуратно заложите их обивкой.
- Можно подсоединять прицеп, проверять, какова высота от земли, и работоспособны ли его стоп-сигналы, повороты и ходовые огни.
Электроработы
Электрическое оборудование для сцепно-тяговых устройств является другой сферой, нежели изготовление фаркопов. При выборе приспособления подбирайте его таким образом, чтобы он не закрывал номерной знак автомобиля. Иногда с этой целью приходится срезать часть бампера.
Обратите внимание! Если вас не устраивает такая технология, придется купить бампер с заводским вырезом.
На фото – процесс установки на ВАЗ девятого поколения
Может возникнуть и обратная ситуация, когда в сцепном устройстве нет необходимости. Например, владелец приобрел транспортное средство с установленным фаркопом, но желает его снять. В этом случае потребуется проделать обратную работу, чтобы разъединить всю собранную вместе проводку.
- Точно так же, как происходило подключение розетки фаркопа, таким же образом мы отключим ее.
- Механически можно демонтировать его с помощью специального ключа.
- Если его нет – то придется срезать болты или сварочные швы. Такую работу лучше поручить опытным слесарям и электрикам.
Какие бывают сцепные устройства
Существуют следующие виды фаркопов, исходя из крепления и предназначения:
- Например, фиксированные, которые ставят на кузов с использованием болтов либо сварки. Снять их гораздо сложнее, вот почему они обычно выдерживают самую долгую эксплуатацию. Некоторым владельцам машин необходимо иметь возможность снимать и устанавливать заново сцепное устройство. В этом случае на помощь придут съемные фаркопы.
- Иногда встречаются устройства фланцевого типа, которые обычно крепятся на специальной площадке транспортного средства. Существует классификация фаркопов по тоннажу, а также типам транспорта, на котором они применяются.
До недавнего прошлого проблему сцепки решали гораздо проще – попросту приваривался к кронштейну крюк, и снять такое устройство уже не было никакой возможности. Сегодня такой подход выглядит, как минимум, неразумным, ведь лучше приобретать и ставить такой фаркоп, который может складываться и прятаться.
С тех пор производство фаркопов шагнуло далеко вперед. К тому же, торчащий сзади машины крючок создает дополнительную угрозу безопасному движению.
Как добиться прочности соединения
Чтобы сделать соединение с фаркопом еще более надежным, в комплектации с ним идут усиливающие пластинки. Для самого устройства нам понадобятся в кузове отверстия диаметром от 12,5 до 13 мм. Через усиливающую пластину и гайку с болтом крепится сам фаркоп. Желательно подложить под металл шайбочку.
При установке электрической проводки постарайтесь добиться качественной изоляции, чтобы не попадала влага с ее разрушительным действием. Выполнить все этапы подключения фаркопа вам поможет видео в этой статье. Любые работы можно провести качественно, если внимательно изучить инструкцию прежде, чем начать орудовать инструментом.
- Недостаточно ограничиться прикручиванием сцепки к бамперу машины. К устройству нужно еще выводить электророзетку для возможности питания электропотребителей самого прицепа.
- Прокладывать проводку через всю машину нет необходимости. Возле места расположения задних фонарей машины обычно находится жгут, к которому и осуществляется запитывание.
- Такую работу несложно провести собственными силами или обратиться к сторонним специалистам, имеющим опыт и навыки.
- Если не получается сразу подключить прицеп к сети основного транспортного средства, может потребоваться покупка так называемого адаптера, или блока согласования.
В завершение
При выборе фаркопа на Фольксваген Поло седан или другой европейский автомобильный бренд, отдавайте предпочтения качественным производителям и их изделиям. Теперь, если у вас стоит прицеп в гараже, ему больше не придется пылиться. Осталось провести государственную регистрацию и можно пользоваться. Удачи на дорогах!
Распиновка розетки прицепа легкового автомобиля – схема подключения фаркопа
Подключение фаркопа (грузового прицепа авто) – простая процедура. Подсоединить прицеп к машине действительно несложно, но подключение электрики к прицепу уже может вызывать затруднения. В таких случаях понадобится схема подключения розетки фаркопа. А их есть несколько типов разъемов:
- cемиконтактные (7 pin) разъемы европейского типа;
- семиконтактные (7 pin) разъемы американского типа;
- тринадцатиконтактные разъемы (13 pin);
- специальные разъемы.
Наиболее распространенные виды розеток имеют 7 и 13 контактов. На территории России обычно применяют 7-контактные устройства, а 13-контактные розетки можно увидеть на многих авто из Европы и США. Разница заключается в применении дополнительных контактов, необходимых для активации противотуманных фар и другой электрической начинки домов-прицепов, пользующихся популярностью за рубежом.
Принятые во всем мире правила предусматривают установку на прицепы для легковых машин сигналов поворота влево/вправо, а также стопа. Схема подключения розетки прицепа легкового автомобиля зависит не только от количества контактов, но и от стандарта страны, поэтому прицеп с европейской разводкой не получится без переделки присоединить к розетке с российской разводкой. Если установить его без переделки, то правые габариты БТС не будут гореть.
Схемы прямого подключения
Если фаркоп и прицеп легкового (да и грузового) автомобиля оснащены соответствующими разъемами – то принципиальная электрическая схема подключения вообще не понадобится, так как надо лишь вставить розетку в гнездо.
Распиновка 7 контактной розетки прицепа Евро и РФ
- Поворотник левой стороны.
- Лампа заднего хода.
- Земля.
- Поворотник правой стороны.
- Подсветка номера и правый габаритный фонарь.
- Лампы стоп-сигнала.
- Правый габаритный фонарь.
Распиновка 7 контактной розетки прицепа США
Особенностью разъема является наличие контакта заднего хода и отсутствие разделения по правому и левому ряду габаритных огней. В некоторых моделях американских автомобилей отсутствует разделение габаритных огней и стоп-сигналов (они идут по одному проводу).
Схема распиновка 13 контактной розетки
- Поворотник левой стороны.
- Задний противотуманный фонарь.
- Земля для клемм с 1 по 8.
- Поворотник правой стороны.
- Левая сторона габаритов и подсветки номера.
- Лампа стоп-сигнала.
- Правая сторона габаритов и подсветки номера.
- Лампа заднего хода.
- Постоянное напряжение 12 вольт 35 ампер.
- Напряжение 12 вольт 35 ампер, подаваемое после включения зажигания.
- Земля для клеммы.
- Сигнальный провод.
- Земля для клеммы 9.
Когда автомобиль не оснащен современным электронным блоком управления. Благодаря этому электрические провода можно напрямую соединить с существующими электрическими цепями. То есть, провода, которые идут с разъема подключаются к тем, что соединены с задней светотехникой.
Электронный блок согласования
Если речь идет о современном автомобиле со сложной электронной начинкой, первый вариант подключения прицепа будет не самым лучшим выбором. Блок управления тестирует заднюю оптику. Когда он определит, что она потребляет больше тока, то выдаст сообщение об ошибке. В таких случаях используют так называемый «блок согласования». Его также применяют в случае передачи сигналов управления посредством мультиплексной шины.
Проводку соединяют с сигнальными цепями, только в этом случае сигналы на светотехнику буксируемого устройства поступают не с машины, а с блока согласования, а его присутствие электроникой не воспринимается. Дополнительно блок необходимо подключить к б/с авто.
Материалы для подключения фаркопа
Отправляемся в автомагазин или на автомобильный рынок и покупаем материалы, необходимые для монтажа и подключения:
- корпус розетки для фаркопа с крышкой и резиновым уплотнительным кольцом. Обращаем внимание на нормальное прилегание всех деталей корпуса, отсутствие люфта или болтающихся в гнездах запрессованных латунных контактов, проверяем резьбы, состояние крепежных винтов на клеммах.
- качественный одножильный провод, используемый в электропроводке автомобиля, сечение провода не меньше 1,5 мм2;
соединительные колодки, лучше использовать модель с гнездами для предохранителей. - полипропиленовый или металлический гофрированный шланг для изоляции жгутов проводов – 2-3 метра, и пару десятков пластиковых монтажных хомутов для фиксации жгутов проводки.
- силикон-прокладка, цвет и производителя выбирайте на свой вкус.
Особенности соединения розетки
Для подключения фаркопа к электрической проводке автомобиля советуем применять многожильный провод из меди. Идеальный вариант – провод, в котором каждая жила имеет сечение минимум 1,5 кв. мм. Провод должен иметь двойной слой изоляции.
После подключения прицепа по нашей схеме и проверки работоспособности его светотехники желательно позаботиться о защите внутренних элементов розетки от влаги. Не лишним будет применение графитовой смазки, которая также предотвратит окисление контактов.