Как проверить аккумулятор на замыкание банок мультиметром
Перейти к содержимому

Как проверить аккумулятор на замыкание банок мультиметром

  • автор:

Как проверить замкнутый аккумулятор

Автомобилистам полезно знать, как выяснить, действительно ли их аккумулятор закорочен.

Принципиальная схема аккумулятора

Классический аккумулятор основан на свинцовых пластинах и электролитной смеси, состоящей из дистиллированной воды и серной кислоты. Батарея состоит из шести секций. Они называются банками. Каждый банк содержит пару пластин с разной полярностью. Контакты встроены в общий коллектор и соединены последовательно. Две клеммы установлены на крышке корпуса.

Автомобильный аккумулятор

Современные батареи могут иметь несколько иную конструкцию. Но расположение камер и оборудование остаются прежними.

Когда секции соединены последовательно, напряжение от каждого банка суммируется. Параметры вместимости определяются по наиболее заклинившим банкам.

Для зарядки аккумулятора на его клеммы подается напряжение. В результате ток начинает поступать в отдельные секции.

Зарядка аккумулятора

Вопрос в том, откуда берется короткое замыкание. Здесь есть несколько вариантов. Раздвоенные плиты сближаются и соприкасаются друг с другом. Стены рифмуются, образуется мост, что приводит к короткому замыканию. Контактный мостик также может образоваться в результате скола смазки.

Еще одна вещь, которую следует проверить, — действительно ли в автомобильном аккумуляторе есть короткое замыкание. Это делается путем проверки напряжения на клеммах с помощью вольтметра или универсального мультиметра. Измеряя напряжение, можно обнаружить провал.

Как вы знаете, в общей сложности шесть банков по 2,1 вольта дают 12,6 вольт. Аккумулятор должен быть полностью заряжен. Но тест показывает напряжение только 10,5-11 В. Если это так, то вам нужно искать проблемный раздел.

Эти пластины имеют внутри свинцовую основу, но дополнительно покрыты специальным активным веществом. Если уровень электролита падает, батарея перезаряжена или глубоко посажена, масса часто разрушается, что приводит к короткому замыканию.

Конструкция пластин аккумулятора

Нельзя исключить внешние механические повреждения. Водитель случайно уронил аккумулятор при его извлечении или установке. Также может произойти несчастный случай. Следовательно, внутренняя структура нарушается, что приводит к одновременному короткому замыканию одной или нескольких ячеек.

Бывали случаи, когда электролит внутри замерзал. При замерзании жидкость расширялась и деформировала стенки, повреждая пластины. Они соприкоснулись и вызвали короткое замыкание.

Короткое замыкание аккумулятора

Проверка напряжения батареи

Существует несколько простых признаков того, как определить короткое замыкание на автомобильном аккумуляторе. К ним относятся проверка напряжения, которое упало, а также целостности корпуса и его температуры. Если батарея очень горячая и ее стенки разбухли, вариантов здесь немного.

Если аккумулятор не заряжается даже до 12 В, не крутит стартер, то его необходимо заменить.

В редких случаях во время зарядки может ощущаться запах тухлых яиц. Это признак того, что сероводород начал выделяться. Это чрезвычайно опасное явление. Зарядку следует немедленно прекратить, а сам аккумулятор утилизировать.

Как определить замкнутую банку в АКБ машины

Технически возможно проверить наличие короткого замыкания в батарее только для обслуживаемых батарей, а также для необслуживаемых батарей со съемной крышкой. Чтобы проверить батарею на короткое замыкание, просто используйте вольтметр на каждой из шести батарей для измерения напряжения под нагрузкой (с помощью нагрузочной вилки). В этом случае показания должны быть выше 1,7 вольт. Если напряжение ниже, то секция неисправна и очень вероятно короткое замыкание в банке.

Существует еще один эффективный и достаточно надежный способ проверить с помощью мультиметра, не закорочена ли батарея. Это предполагает измерение напряжения на клеммах аккумулятора, но при условии, что аккумулятор полностью разряжен. 12 В — это нормально. Напряжение 10 В указывает на одну короткозамкнутую батарею, 8 В — на две и так далее.

Если ваш аккумулятор относительно молодой (не более 2-3 лет), есть шанс его реанимировать. Однако эта операция потребует от вас определенных навыков работы со слесарными инструментами и некоторых базовых знаний, которыми мы с вами поделимся.

Восстановление замкнутой банки аккумулятора

После того как вы определили, что в аккумуляторной батарее автомобиля произошло короткое замыкание, необходимо оценить работу по восстановлению элемента и сравнить ее с покупкой нового устройства. Если произошло короткое замыкание более чем одной банки, нет смысла тратить время и силы на ремонт. Как узнать, не закорочены ли другие ячейки? Они могут проявиться в случае несанкционированного вмешательства в схему шасси, ослабления соединений.

Следуйте пошаговым инструкциям по ремонту севшей аккумуляторной батареи.

  1. Разряженную батарею можно распознать по перечисленным признакам.
  2. Удаляйте электролит с помощью специальных инструментов, в защитных очках и резиновых перчатках.
  3. Обрежьте пластик вокруг ячейки сверху.
  4. Отсоедините перемычки от соседних ячеек, осторожно снимите пакет пластин и смойте кислоту.
  5. Определите точку закрытия — металлические частицы, согнутая пластина, удалите осадок на дне.
  6. Соберите конструкцию как было, залейте электролит, зафиксируйте крышку клеем.
  7. Полностью зарядите аккумулятор.

Таким образом восстанавливаются свинцово-кислотные батареи старых моделей и батареи, произведенные в Европе. Необслуживаемые батареи должны быть защищены от глубокого разряда. Отремонтировать их своими руками довольно сложно.

Замкнуло банку – чем это страшно?

Вы понимаете, что аккумулятор необходимо правильно использовать, заряжать, обслуживать и т.д. Например — если произойдет перезарядка, свинцовые пластины в конструкции могут просто раздавиться, буквально, на дно банки, снизив запас энергии аккумулятора, до критически минимального уровня.

Но может случиться и так, что в пластине выпадает кусочек свинца, соединяя плюсовую и минусовую пластины. Это вызывает своего рода короткое замыкание.

Это также может быть вызвано выпадением свинцового осадка на дно, дело в том, что пластины достигают дна, и если осадок заполняет дно, это и является причиной короткого замыкания.

осадок.jpg

Аккумулятор не может зарядиться до нужных 12 — 13 вольт, и напряжение падает до 10 — 11 вольт. То есть, закрытый банк батарей не работает! Такой аккумулятор не способен крутить стартер двигателя, поэтому он практически бесполезен в автомобиле, его необходимо заменить.

Характерные признаки замкнутой банки на АКБ

Теперь к вопросу о признаках закрытых аккумуляторных банок.

Существует несколько способов проверки автомобильного аккумулятора на короткое замыкание.

Мутный электролит

  • Перегрев. Нарушения в перераспределении зарядов вызывают нагрев корпуса. Поэтому постарайтесь прощупать батарею. Если в какой-то момент она горячая, вероятно, в этой секции имеется короткое замыкание.
  • Приготовление пищи. Другой способ — проверить, действительно ли в какой-либо секции батареи имеется короткое замыкание. Но он подходит для обслуживаемых батарей. Для этого необходимо открутить банки и подключить аккумулятор к зарядному устройству. При повышении напряжения начинается процесс выделения водорода. Как правило, жидкость кипит, хотя ее температура далека от 100 градусов Цельсия. Если на одной секции нет признаков кипения, значит, она короткозамкнутая.
  • Замкните цепь на 1-3 секунды. Относится к необслуживаемым батареям. Контакты замкнуты всего на несколько секунд. При коротком замыкании одной секции внутри начнется процесс активного разряда.
  • Цвет электролита. Это легко проверить на обслуживаемых батареях. Не обслуживаемые имеют прозрачные элементы на корпусе. Через них виден электролит. В нормальном состоянии он прозрачен. Но при коротком замыкании он становится темным, черным.

Также не забудьте проверить уровень рабочей жидкости. На короткое замыкание указывает падение количества электролита. Если пластины оголены, т.е. не полностью погружены в смесь воды и кислоты, это верный признак короткого замыкания. Но это все визуальные методы.

Существует надежный способ определения конкретного короткозамкнутого батарейного блока. Для этого потребуется мультиметр или простой вольтметр. Кроме того, вам понадобится грузовая вилка.

Если тестер показывает напряжение ниже 1,7 В под нагрузкой, это указывает на неисправность.

Существует надежный метод проверки, действительно ли в батарее имеется короткое замыкание. Однако перед этим необходимо полностью зарядить аккумулятор. Теперь проверьте напряжение с помощью обычного мультиметра или вооружитесь вольтметром.

Испытание напряжением

Если тестер показывает около 10,5-11 В после полной зарядки, то неисправен один банк. Значение менее 2 В указывает на наличие дополнительных проблемных участков. К сожалению, даже при закрытой одной банке батарея уже не сможет нормально функционировать.

После успешной проверки проблемного аккумулятора на возможное короткое замыкание сделайте свои выводы. Дорогие и относительно новые батареи, которые служат менее трех лет, имеет смысл попытаться отремонтировать. Это нелегко, но возможно.

Если вам удалось проверить старый аккумулятор, и тест мультиметром показал короткое замыкание с серьезным падением напряжения, лучшее решение — избавиться от него и купить новый источник питания.

Если коротко замкнуто более 1 банка, работы по реанимации батареи не рекомендуются.

как проверить банки аккумулятора автомобиля на замыкание мультиметром

hong kong 4103334 1920

Автомобильный аккумулятор – склад электрической энергии, возобновляемый запас которой происходит за счет электрохимической реакции в нескольких ячейках. Каждая банка обеспечивает поступление равных объемов энергии. Соединены элементы последовательно, напряжение в аккумуляторе равно сумме полученных разностей потенциалов всех банок. Случись, один элемент выйдет из строя, и аккумулятор приходит в негодность. Как узнать, причину неисправности – замкнута ли банка в аккумуляторе или произошел обрыв цепи?

Замкнули банки аккумулятора — симптомы

%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D1%81%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%90%D0%9A%D0%91

Перед вами классический свинцовый кислотный аккумулятор, состоящий из 6 банок. Каждая из них наьрана из пар разнополярных пластин. Их контакты собираются в общий коллектор, соединяются последовательно и двумя клеммами выводятся на крышку. Современные банки имеют другую конструкцию, но схема комплектации банок, ячеек, прежняя.

При последовательном соединении, напряжения ячеек суммируются, а емкость определяется по самой забитой банке. Для зарядки аккумулятора напряжение подается на клеммы, и ток растекается по хранилищам. Почему замыкают банки в свинцовом аккумуляторе? Если по каким-либо причинам пластины в банке сблизились, стенки вздулись, получается перемычка, замкнула ячейка. Бывает, контактный мостик создает кусочек обсыпавшейся замазки или окалина.

Как можно проверить, не замкнута ли в аккумуляторе банка? При замере напряжения на клеммах обнаружится провал. Например, аккумулятор 12 В состоит из 6 банок общим напряжением 2,1*6=12,6 В. Напряжение провалилось до 10,5-11,0 В – ищи замкнутую банку.

Одна из пластин внутри банки свинцовая, а на другую нанесен слой активного вещества. При нарушении уровня электролита, перезаряде, масса может осыпаться и замкнуть пластины.

Механические повреждения извне могут привести к деформации. Возможно, корпус аккумулятора раздулся, и тогда не исключены внутренние замыкания пластин в банках. Это может произойти при перемораживании электролита и от перезаряда необслуживаемого аккумулятора.

Симптомы замкнутой банки аккумулятора – потеря напряжения, разогрев корпуса АКБ. Батарея не заряжается до 12 вольт, неспособна провернуть стартер, требуется замена. Иногда при зарядке слышен запах тухлых яиц — выделяется газ сероводород.

Признаки замкнутой банки аккумулятора

%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%B9 %D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8 %D0%90%D0%9A%D0%91

Так как внутри идет перераспределение заряда, корпус аккумулятора греется, что является одним из признаков внутреннего замыкания. Если аккумулятор обслуживаемый, определить замкнувшую банку можно во время зарядки. В момент поднятия напряжения пробки на банках открыты, из них выделяется водород, банки кипят. Если одна не подает признаков жизни – она и есть замкнутая. Проверить и найти причину недозаряда АКБ можно в проветриваемом помещении или на улице.

Если в необслуживаемом аккумуляторе произошло падение напряжения, устройство не заряжается до рабочего напряжения, как определить замкнула банка, или другая причина. Специалисты советуют замкнуть контакты на 1-3 секунды. Из нерабочей банки начнется обильное выделение.

Даже необслуживаемый аккумулятор позволяет увидеть уровень электролита в банках через полупрозрачные стенки. Признаки замкнутой банки будет пониженный уровень электролита – выкипает, иногда заметно изменение цвета до черного.

Как определить замкнутую банку в аккумуляторе

%D0%94%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD %D0%90%D0%9A%D0%91

Технически определить замкнутую банку можно, замерив напряжение на каждой банке отдельно, вольтметром. Для замера напряжения на каждой банке нужно воспользоваться нагрузочной вилкой. Под нагрузкой напряжение банки ниже 1,7 В говорит об ее дефекте.

Самый надежный способ тестирования проводится на полностью разряженном аккумуляторе. Батарея должна выдать напряжение 12 В. Показатель меньше на число, кратное 2 определит, столько банок пришло в негодность. В дальнейшем потребуется определить, почему замкнула банка. Если аккумулятор дорогой и новый, отработавший меньше 3 лет, его можно реанимировать. Но для этого нужно иметь слесарные навыки, инструмент и соблюдать технику безопасности.

Причины замыкания банок в аккумуляторе

%D0%90%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80 %D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%83%D0%BB

Что делать, чтобы не замкнуло банку аккумулятора и работал он долго? Содержать аккумулятор в чистоте, не допуская лишних токов саморазряда. Не оставлять надолго разряженный аккумулятор без подзарядки. На морозе разряженная батарея перемерзнет, так как в ней слабый электролит. Часто из-за 1 банки аккумулятора приходиться сдавать в утилизацию всю батарею. От чего она может замкнуть – причин несколько:

Восстановление замкнутой банки аккумулятора

%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%90%D0%9A%D0%91 %D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5 %D0%B7%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F

После того как удалось понять, что замкнуты банки автомобильного аккумулятора, необходимо оценить работу по восстановлению ячейки и сопоставить с приобретением нового устройства. Если замкнуло больше одной банки, нет смысла тратить время и усилия на ремонт. Как узнать, нет ли еще перемычек в других элементах? Они могут проявиться, если нарушить компоновку корпуса, ослабить соединения.

Пошаговая инструкция, как восстановить замкнутую банку аккумулятора.

Так восстанавливают свинцовые батареи старых моделей и те, что производятся в Европе. Необслуживаемые аккумуляторы необходимо беречь от глубокого разряда. Их ремонт своими руками провести трудно.

Видео

Лучше один раз увидеть, как специалисты устраняют последствия замыкания банок. Как восстановить замкнутую банку аккумулятора, посмотрите видео.

КАК ПРОВЕРИТЬ АККУМУЛЯТОР АВТО НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?

GkAAAgEWs A 100

fdd1db6s 960

Расскажем как правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы существуют.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА АВТО С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕТРА

Необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор не дорогой, и если не раз будете проводить ремонтные работы с электрооборудованием, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, т.к. он удобнее в работе.

Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.

Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.
В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.
Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.

Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.

При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.
Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора. Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 — на 50%, а 12,1 — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена — напряжение будет падать быстро и заряд аккумулятора продержится не долго.
Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей. Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ

Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.
Как проверить заряд аккумулятора? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным. В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.

Всем правильного напряжения в бортовой сети;)

Проверка аккумулятора

Аккумулятор самый важный компонент автомобиля. Без него машина не заведется, так как двигатель запускается стартером, который в свою очередь питается аккумулятором. Проверка аккумулятора нужна в случае, если автомобиль не заводится. Рассмотрим все симптомы, неисправности и способы диагностики на исправность.

Проверить АКБ можно разными способами. Если автомобиль запустить не удается, прежде всего надо проверить напряжение на аккумуляторе. Оно должно быть >12 В на заглушенной машине и> 13,5 В на заведенной.

Способы диагностики аккумулятора автомобиля

Рассмотрим основные методы проверки технического состояния АКБ на автомобиле:

Цена проверки среднем варьируется от 300 до 500 рублей в зависимости от марки автомобиля.

Проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром

Если плохо крутит стартер или машина не заводится, первым делом нужно проверить зарядку аккумулятора. Такая услуга есть в автосервисе, но для этого автомобиль придется везти на эвакуаторе. Если же есть под рукой тестер, можно проверить своими руками в домашних условиях.

Мультиметр — универсальный прибор. С помощью него измеряют ток утечки, напряжение АКБ. Ставим ручку регулятора на 20 Вольт постоянного напряжения и проводим измерение на исправность аккумулятора. Красный щуп на плюсовую клемму, черный щуп на минусовую. Показания должны быть от 12 вольт на незаведённой машине и до 14,7 вольт во время работы мотора. Зависит от марки автомобиля, а соответственно от генератора и общей схемы установленного оборудования. Проверка уровня заряда осуществляется через час после остановки мотора.

Проверка аккумулятора на автомобиле с помощью нагрузочной вилки

Нагрузочная вилка уникальный прибор для измерения заряда, напряжения, нагрузки автомобильного аккумулятора. Состоит из: вольтметра, спирали, щупов.

nagruzochnaja vilkaНагрузочная вилка для проверки аккумулятора

Имеет несложную конструкцию, и небольшую цену. Можно приобрести в любом автомобильном магазине. Разберем как пользоваться нагрузочной вилкой:

Ниже приведена таблица показаний вилки при проверке АКБ:

tablisa zavisimosti zarjazhennosti ot naprjazhenijaТаблица зависимости процента заряженности от напряжения

Из таблицы видно, что значение под нагрузкой Емкость аккумулятора: как проверить, прибор для проверки

Емкость аккумулятора — это время, за которое он выдает энергию для работы автомобиля. Единица измерения ампер – часы (А·ч). Не имеет ничего общего с заряженностью АКБ. К примеру, стакан — это емкость, а вода — заряженность.

Емкость АКБ в большинстве случаев нужна при покупке и подборе для вашего автомобиля. Для каждой марки нужна своя емкость, которая зависит от множества факторов:

Основополагающим фактором выбора АКБ по емкости является двигатель. Чем больше его объем, тем мощнее установлен стартер, соответственно требуется большая емкость аккумулятора.

Проверить емкость аккумулятора тестером или мультиметром не получится. Для этого есть специальные тесты, которые основаны на разряде АКБ и определении времени, за которое он разрядится.

В домашних условиях в качестве нагрузки можно взять автомобильную лампу, и засечь время разряда батареи по часам. Метод имеет не точности, так как по мере разряда напряжение падает, и сила тока снижается. Соответственно определить сколько АКБ будет выдавать тока по времени не получится. Также нельзя полностью разряжать батарею, так как это может привести к полной поломке, без возможности восстановления.

Ниже приведена схема метода проверки емкости. Ее можно собрать самому или доверить профессионалу. Схема включает в себя определенную нагрузку, подобранную под марку аккумулятора. Длительность измерения около 20 часов.

skhema proverki emkosti akkumuljatoraСхема проверки емкости аккумулятора

Существуют специальные тестеры емкости аккумулятора. Делают проверку, используя зондирующие импульсы, и обрабатываемые микропроцессором. Далее по полученным данным тестер определяет емкость аккумулятора. Одним из таких приборов является SKAT-T-AUTO. Делает измерение в течение 15 секунд. Полностью автоматический.

Таким образом, измерив показания, сравниваем их с номинальным указанным в паспорте или на самом аккумуляторе, если значение около 50% заменить АКБ.

pribor skat t autoSKAT-T-AUTO

Проверка плотности электролита в аккумуляторе

Плотность в аккумуляторной батарее зависит от концентрации серной кислоты в электролите. Измеряется в г/см3. Концентрация серной кислоты зависит от степени заряженности, температуры, наличия дефектов в банках. Когда АКБ разряжен, часть раствора проникает в пластины и плотность снижается.

Проверку можно проводить в домашних условиях при температуре 25 °С и полностью заряженном аккумуляторе. Плотность электролита должна быть 1.28±0.01 г/см3. Зависимость плотности от напряжения, заряженности и температуры представлена ниже в таблице.

tablisa plotnosti elektrolitaПлотность электролита при разных температурах

Прежде чем проверять плотность, нужно посмотреть уровень электролита в АКБ. Он должен быть выше сепараторов на 15 мм.

proverka urovnja elektrolitaМетод проверки уровня электролита

Для измерения плотности электролита в аккумуляторе применяют специальный прибор — ареометр. Процесс проверки состоит из нескольких этапов:

Значение плотности во всех банках аккумулятора должно быть одинаково. Если общее значение ниже, то это говорит о низкой заряженности. При разной плотности в банках ниже 0,10 г/см3 можно говорить о коротком замыкании в одной из пластин.

pokazanija areometraПоказания ареометра

Каким образом проверить АКБ на замыкание банок

Об этом нам скажет предыдущая проверка. Если значение плотности в одной из банок ниже 1,24 г/см3 на 0,10-0,15 г/см3, то можно говорить о кз. Далее нужно включить нагрузку, открутив все крышечки. И на этой банке посмотреть кипение электролита. Если он бурлит, то значит пластины замкнуты. Данная проверка дает 100% гарантию.

Если разряжается аккумулятор

Бывают случаи, когда автомобиль стоит на стоянке и за ночь садится аккумулятор. Сначала нужно проверить сам АКБ нагрузочной вилкой. Если он в порядке проверять ток утечки следующим образом:

Нужно иметь в виду, что многие современные машины имеют систему электропитания, которая засыпает через 10-15 минут после выключения зажигания. Поэтому приходится ждать пока электроника не уснет. Нормальное значение для тока утечки порядком 0,01 – 0,08 А. Если значение превышает, нужно искать причину высокого потребления.

Не подключайте мультиметр в режиме измерения тока к плюсу и минусу аккумулятора одновременно, может сгореть предохранитель или сама плата внутри.

Для того, чтобы найти оборудование, которое потребляет повышенный ток, его нужно исключить из общей цепи автомобиля. Находим монтажный блок и поочередно отключаем предохранители и реле от потребителей. Как только ток утечки снизился, смотрим какой предохранитель вынули и за что он отвечает. Если и эта проверка не помогла, отключаем плюс от стартера и генератора.

Проверяем аккумулятор на замыкание?

Проверка уровня заряда аккумулятора занимает немного времени и не требует высокой квалификации или дорогостоящего оборудования. Операция позволяет проверить состояние АКБ и необходимость зарядки. Это первое, что нужно сделать при возникновении проблем с работой стартера. Также умение проверять заряд пригодится при покупке новой и обслуживании старой аккумуляторной батареи. В статье мы рассмотрим три способа диагностики АКБ: с помощью мультиметра, индикатора и нагрузочной вилки.

В этой статье Вы узнаете:

Также в конце статьи Вы можете посмотреть поучительный видео-ролик, в котором даются полезные советы для быстрой и точной проверки работоспособности АКБ.

Зачем проверять заряд аккумулятора автомобиля?

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, которые применяются в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, отличаются низким внутренним сопротивлением. Это позволяет им выдавать ток в сотни ампер, необходимый для работы стартера. Однако этот тип АКБ нельзя подвергать глубокому разряду. Иначе пластины покрываются слоем сульфата свинца и аккумулятор резко теряет емкость.

Полностью заряженный аккумулятор выдает напряжение свыше 12,6 В. С падением уровня заряда этот показатель снижается:

Учитывая склонность к сульфатации, свинцово-кислотные аккумуляторы нежелательно разряжать меньше, чем до половины заряда. Поэтому, если напряжение на клеммах опустилось до 12 вольт, нужно безотлагательно зарядить АКБ.

Как правильно подготовить аккумулятор к зиме? Поднимаем плотность электролита

При покупке нового устройства не стоит покупать сильно разряженные батареи. Не исключено, что в них уже началась сульфатация пластин. Поэтому, если на аккумуляторной батарее отсутствует индикатор, ее стоит проверить мультиметром или нагрузочной вилкой.

Нужно ли долить воду или электролит?

Новый необслуживаемый аккумулятор, исправно работающий на вашем автомобиле, вскрывать и обслуживать не нужно.

Если он подвергался длительному перезаряду, переворачивался, резко упали характеристики — только тогда нужно задуматься либо о приобретении новой батареи, либо о том, как разобрать и восстановить неисправный АКБ.

Когда нужно обслуживать аккумулятор:

Это интересно: Каков срок службы литий-ионных аккумуляторов и можно ли его продлить

Как проверить заряд АКБ по индикатору?

На многих необслуживаемых аккумуляторах установлены индикаторы заряда, позволяющие визуально определить состояние батареи. Эта опция впервые появилась на японской продукции и быстро завоевала популярность благодаря удобству и доступности.

Гидрометр, как называют индикатор, представляет собой прозрачное окошко на крышке батареи. Цвет окошка меняется в зависимости от состояния АКБ:

У некоторых индикаторов окошко краснеет при потере емкости.

Принцип действия прибора основан на изменении плотности электролита при разном уровне заряда. Работает это так:

К окошку прикреплена трубка с зеленым поплавком.

В некоторых моделях индикаторов имеется красный шарик, который всплывает при снижении плотности электролита. Этим обеспечивается красная индикация разряда.

При падении уровня электролита через окошко будет виден не шарик, а непосредственно электролит. Чтобы предотвратить разрушение пластин, в банки нужно долить дистиллированную воду и зарядить аккумулятор.

Достоинство индикатора в том, что устройство позволяет определить состояние батареи без применения специальных приборов. Это удобно при покупке аккумулятора или в дорожных условиях, когда нужно быстро проверить состояние АКБ. Однако индикация при помощи поплавка не всегда позволяет сделать точные выводы о работоспособности аккумулятора. Поэтому в случае сомнений нужно использовать мультиметр или нагрузочную вилку. Они пригодятся и в случае, когда нужно проверить батарею, не оснащенную индикатором.

Что такое мультиметр

Это многоцелевой электрический прибор, с помощью которого можно замерять, как минимум, вольтаж, ампераж и уровень сопротивления. Для простоты его часто называют тестером. Используется во всех сферах электроники. Бывают мультиметры с опцией измерения даже температуры воды или окружающего воздуха.

Любой мультиметр имеет два провода с контактами с возможностью подключения в разные «гнезда» — в зависимости от того, какие показатели нам нужно измерить. Всегда важно помнить о том, что красный провод — это «плюсовой» полюс, а черныйминусовой. Основное назначение металлических контактов на конце проводков — прямое подсоединение их к клеммам автомобильного аккумулятора.

Проверка заряда аккумулятора этим прибором может проводиться, где угодно: на улице, в гараже, в домашних условиях. Во время проверки можно установить мультиметр в удобное место на автомобиле. Главное — знать верную последовательность простых действий для того, чтобы правильно определить все нужные показатели.

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?

Для проверки напряжения на выводах аккумулятора нужен вольтметр. Однако вместо этих специализированных приборов проще использовать универсальные измерительные устройства — мультиметры. Кроме напряжения, они измеряют ток и сопротивление. В зависимости от способа индикации эти приборы делятся на две категории — цифровые и стрелочные. Если есть выбор, лучше купить цифровой мультиметр. Он проще и удобней в обращении.

Бортовые компьютеры современных авто также оснащены вольтметрами, которые отображают напряжение на клеммах батареи. Однако они подключены не напрямую к клеммам. Поэтому, из-за сопротивления контактов и проводки, показания бортового компьютера могут отличаться от напряжения на аккумуляторное батарее. На заведенном двигателе вольтметр на приборной панели показывает завышенное напряжение. Если мотор заглушить, прибор выдаст заниженные показатели.

Показания нужно снимать при заведенном и заглушенном моторе. В первом случае получится проверить состояние АКБ и проводки, во втором — только аккумулятора.

Измерения при работающем двигателе

Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.

Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.

При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.

Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:

Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.

После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.

Диагностика аккумулятора мультиметром при заглушенном моторе

В этом состоянии нормальные показатели напряжения на АКБ составляют 12,5-13 вольт. Более низкие показания прибора говорят о разряде.

Полезно проверить и записать показатели до и после длительной стоянки. Так вы узнаете скорость саморазряда батареи.

Замкнуло банку – чем это страшно?

Как вы понимаете батарею нужно правильно использовать, заряжать, обслуживать и т.д. Например — если присутствует перезаряд, то свинцовые пластины в строении могут просто осыпаться, в прямом смысле этого слова, на дно банки, что уменьшит накопление энергии аккумулятора, до критически минимального уровня.

Но бывает, что в пластине выпадает кусок свинца, который, перемыкает плюсовую и минусовую пластины. Из-за чего получается как бы короткое замыкание.

Читать также: Перевод прочности в твердость

Также может быть из-за осыпавшегося свинцового осадка на дно, все дело в том, что пластины доходят до дна, и если осадок заполняет нижнюю часть, то он и является причиной замыкания.

Аккумулятор не может зарядиться до положенных 12 – 13 Вольт, а напряжение бултыхается примерно в районе 10 – 11В. То есть замкнутая банка не работает! Такой аккумулятор не может провернуть стартер двигателя, а поэтому практически бесполезен в машине, требуется замена.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой?

Это самый точный метод, позволяющий определить степень заряда и способность аккумулятора работать при полной нагрузке. Его используют профессиональные автоэлектрики в сервисных центрах.

Нагрузочная вилка — прибор, объединяющий вольтметр и нагрузочное сопротивление. Продвинутые версии устройства оснащены еще и амперметром, который позволяет оценить ток нагрузки. Вилка работает в двух режимах:

Перед началом проверки следует включить режим вольтметра на нагрузочной вилке и подключить ее к аккумулятору. Если прибор показывает менее 12,7 вольта, АКБ нужно зарядить.

Нагрузочную вилку можно использовать лишь изредка, когда требуется убедиться, что батарея способна выдать ток, достаточный для работы стартера. В остальных случаях достаточно проверить плотность и замерить напряжение на выводах батареи.

Проверка мультиметром

Мультиметр — это приспособление для замера силы тока, вольтажа, а также сопротивления и температуры. Применяется во многих сферах электроники (при ремонте, при изготовлении, при тестировании и т.д.), им можно определить напряжение практически в любой электрической цепи (правда на моем ограничение в 600В, так больше не стоит мерить). Также можно проверить и аккумулятор. Конечно, он не дает таких точных показаний, как скажем первый и второй способы, однако немного сориентироваться можно.

Стоит ли восстанавливать аккумулятор автомобиля с замкнутой банкой

Исправность аккумуляторной батареи – важная составляющая не только комфортной эксплуатации автомобиля, но и безопасной езды. К сожалению, из строя может выйти даже самое надежное изделие, и одна из возможных неисправностей – замыкание в ячейке между пластинами.

Какие признаки указывают на замкнутый аккумулятор

Автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор состоит из 6 последовательно соединенных ячеек, нормальное напряжение каждой составляет в полностью заряженном состоянии 2,1 вольт. Общее напряжение определяется суммой напряжений всех банок и составляет 12,6 вольт (при небольшом – безвредном – перезаряде до 13,5 вольт, но этот «хвостик» очень быстро исчезает под нагрузкой, например, при одной прокрутке стартера). Емкость и токоотдача для такой схемы определяются ёмкостью и токоотдачей одного элемента (обычно определяется по самой отстающей ячейке).

Стоит ли восстанавливать аккумулятор автомобиля с замкнутой банкой

Схема и распределение напряжений внутри «здорового» аккумулятора

Если одну из банок замкнуть, то она будет исключена из общей схемы. Емкость и токоотдача аккумулятора останутся теми же. Зато напряжение уменьшится на уровень замкнувшейся банки (на 2,1 вольта). Это означает, что аккумулятор никогда не выдаст напряжение 12,6 вольт.

Стоит ли восстанавливать аккумулятор автомобиля с замкнутой банкой

Схема и распределение напряжений внутри аккумулятора с одной ячейкой? имеющей внутреннее короткое замыкание

Отсюда первый признак, по которому можно заподозрить замыкание. При номинальном токе зарядки напряжение на клеммах аккумулятора не может достичь номинального уровня и составляет (при одной замкнутой банке) 10,5 вольт максимум.

Кроме того, при разряде такой батареи (например, во время попытки прокрутки стартера) замкнутая банка будет нагреваться, что можно обнаружить прикосновением. Связано это с тем, что площадь замыкания, как правило, невелика, и при прохождении большого тока это место сильно греется. При попытке зарядить такую батарею в проблемной ячейке газообразования почти не будет происходить, так как электрохимические реакции в ней не протекают (хотя до интенсивного кипения доводить остальные ячейки не надо).

До момента пуска мотора заподозрить наличие короткозамкнутой банки можно по косвенным признакам снижения напряжения бортсети – уменьшению яркости свечения осветительных приборов, уменьшению громкости автозвука и т.п. Эти проблемы могут быть вызваны обычным частичным разрядом батареи, но наличие таких явлений может служить поводом для более глубокой диагностики АКБ.

Как проверить АКБ на короткое замыкание

Самый верный способ однозначно проверить замкнутый аккумулятор, убедиться, что произошло КЗ и отыскать проблемную ячейку – замерить напряжение на каждой ячейке. Для этого конструкция аккумулятора должна позволять выполнить такую операцию. Если нет – придется делать прорези в корпусе.

Стоит ли восстанавливать аккумулятор автомобиля с замкнутой банкой

На этом аккумуляторе легко измерить напряжение на каждой банке

Даже если батарея разряжена, на исправных ячейках должно быть хоть какое-нибудь напряжение, хоть 1 вольт, хоть 0,5 вольта (но это уже глубокий разряд). На замкнувшейся ячейке мультиметр должен показать ноль (если даже замыкание не металлическое, а через переходное сопротивление, напряжение на дефектном элементе должно резко отличаться от среднего по батарее в меньшую сторону).

C:\Users\Лашов\Downloads\mutnii.jpg

Потемневший электролит в замкнутой ячейке

Косвенные признаки КЗ уже перечислены, еще наличие КЗ можно узнать по темному цвету электролита, хотя это может быть вызвано и другими причинами. А скопление шлама в нижней части ячейки удобно определять, если корпус аккумулятора выполнен из полупрозрачного пластика.

Стоит ли восстанавливать аккумулятор автомобиля с замкнутой банкой

Через полупрозрачные стенки корпуса можно определить внутреннее состояние батареи

Почему это происходит, какие последствия

Замыкание может быть вызвано, в основном, двумя причинами:

  1. Изгибанием пластин до соприкосновения.
  2. Попаданием в межэлектродное пространство осыпавшихся кусочков активной обмазки (или других посторонних проводящих предметов через вывинченные пробки).

Первая причина может быть вызвана внешним механическим воздействием (ударом). Даже если корпус не проломился, пластины все равно могли сдвинуться с места. Другая ситуация, чреватая коротким замыканием – перемерзание электролита. Механические напряжения, возникающие при образовании льда, могут изогнуть пластины так, что они замкнутся между собой.

Стоит ли восстанавливать аккумулятор автомобиля с замкнутой банкой

Деформация (изгиб) пластин после замерзания АКБ

Но чаще всего замыкание возникает при осыпании обмазки. Отвалившиеся кусочки могут застрять между электродами, а могут опуститься на дно. Во втором случае электропроводящий осадок должен накопиться до такого уровня, чтобы касаться нижнего края положительных и отрицательных пластин (достаточно в одном месте).

Осыпание чаще всего вызывается механическим воздействием (ударом, тряской, резким ускорением или торможением). Особенно легко осыпается активная масса, если уровень электролита понижен, и часть обмазки пересохла.

Губчатая субстанция может также отвалиться при внешнем КЗ, слишком большом зарядном токе или при неверно выбранном режиме зарядки, приводящем к «закипанию» электролита.

Есть ли смысл восстанавливать замкнутую банку

При обнаружении проблемы у автовладельца возникает естественное желание восстановить замкнутую банку аккумулятора. Характер и трудоёмкость ремонта будет зависеть от причины, вызвавшей внутреннее КЗ. Достаточно легко устранить дефект, если он возник в результате накопления проводящего осадка на дне банки. Для этого достаточно:

  • слить электролит из неисправной ячейки;
  • несколько раз промыть внутреннее пространство отсека дистиллированной водой;
  • залить свежий электролит и зарядить аккумулятор.

Сложнее устранить кусочек отвалившейся обмазки, застрявшей между пластинами. Промывание может не помочь, тогда единственный способ избежать разборки батареи – внешнее механическое воздействие. Можно попытаться резко встряхнуть аккумулятор, чтобы причина КЗ выпала из межэлектродного пространства. Но здесь таится другая опасность – от толчка обмазка может отвалиться в другом месте.

Если удалось избавиться от КЗ, вызванного осыпанием активной массы, надо понимать, что ёмкость такого аккумулятора уже уменьшена, и надо планировать в бюджете строку на покупку в ближайшее время новой батареи.

Самый сложный ремонт предстоит, если короткое замыкание вызвано изгибом пластин. Придется:

  • разбирать корпус ячейки;
  • вырезать неисправный пакет электродов;
  • править положение пластин или подбирать исправный пакет от другого аккумулятора;
  • запаивать обратно набор электродов;
  • восстанавливать корпус.

Ремонт будет трудоемок, а при отсутствии необходимых навыков, инструментов и приспособлений невозможен. Если даже удастся устранить подобное короткое замыкание в аккумуляторе, такой источник питания будет потенциально ненадежным, особенно, если повреждённая секция ремонтировалась, а не заменялась. В домашних условиях трудно выдержать равномерным зазор между пластинами, а это чревато повторным замыканием. К тому же осыпание активной массы, вызвавшее КЗ, уже снизило емкость батареи. Поэтому такой аккумулятор лучше применять для бытовых целей, а для автомобиля приобрести новый источник питания.

В случае удачного ремонта необслуживаемого аккумулятора его герметичное исполнение будет нарушено. Уровень и плотность электролита придется контролировать, как в обычной АКБ.

Вероятность короткого замыкания в современных автомобильных АКБ (AGM, EFB, GEL) невелика. Пластины в них снабжены сепараторами, практически исключающими КЗ между электродами. Тем не менее, случается всякое, и умение определить характер проблемы всегда пригодится.

Почему замыкает банка аккумулятора, и что делать в такой ситуации

Сложно представить себе современный автомобиль с ДВС без стартерного аккумулятора. Эти батареи устанавливаются на легковые и грузовые машины. Самые распространённые варианты рассчитаны на работу с напряжением бортовой сети 12 В.

Замыкает банка аккумулятора

АКБ называют именно 12-вольтными, хотя по факту полностью заряженная батарея выдаёт около 12,7 В.

Конструктивно батарея состоит из 6 секций. Каждая из них выдаёт около 2,1–2,2 В. Это и позволяет в сумме получить необходимые 12,6–12,8 В. Но случается так, что одна из банок (секций) замыкает. То есть она перестаёт отдавать напряжение. И даже при условии полного заряда АКБ с замкнутой банкой будет показывать напряжение около 10–11 В. С таким аккумулятором запустить двигатель крайне проблематично, практически невозможно.

Характерные признаки

Не все понимают, как узнать, замкнутый стартерный аккумулятор либо же нет.

Для этого нужно лучше узнать строение АКБ. Большинство батарей, используемых в автотранспорте, являются одной из многочисленных вариаций свинцово-кислотных аккумуляторов. Внутри находятся разнополярные пластины из свинца, которые покрываются специальными легирующими добавками. Это могут быть сурьма, кальций, серебро и пр. Помимо свинца, огромную роль играет электролит. Это смесь из серной кислоты и дистиллированной воды.

Каждая из 6 секций накапливает энергию, что происходит за счёт протекающих электрохимических процессов. Эти банки соединяются между собой последовательно. За счёт этого их напряжение суммируется. Из каждой банки выделяется около 2,1 В, что в сумме даёт 12,6 В напряжения в АКБ.

Теперь к вопросу о том, как можно понять, что аккумулятор на авто замкнутый. Замыкание может происходить в результате сближения пластин в банках, вздутия стенок, падения уровня электролита.

Замыканием называют ситуации, когда конструктивно разъединённые пластины с положительным и отрицательным зарядом под действием тем или иных факторов соприкасаются. Именно соединение плюса и минуса ведёт к своего рода короткому замыканию.

Такое случается, когда от пластины отваливается кусок свинца, либо свинец постепенно осыпается, накапливается на дне и в определённый момент выступает как перемычка, замыкающая пластины плюс и минус.

Автомобилисту следует знать, как определить короткое замыкание в аккумуляторе. Сделать это можно несколькими способами. На замыкание указывает несколько характерных признаков:

  • при замерах напряжения оно значительно падает в сравнении с нормальными показателями;
  • корпус аккумулятора по время работы и при зарядке сильно нагревается; не дают желаемого результата;
  • не удаётся провернуть стартер.

Ремонт банки АКБ

Если перечислять признаки замкнутых банок аккумуляторов, также стоит добавить к этому спинку появление неприятного запаха. Он напоминает запах тухлых яиц. Это связано с выделением сероводорода. Но подобное явление наблюдается не всегда.

При наличии подозрений о неполадках АКБ следует проверить стартерный аккумулятор на замыкание. Причём сделать это можно своими руками в гаражных условиях.

К сожалению, замкнутость батареи часто ведёт к одному и тому же финалу. Это необходимость утилизации и замены аккумулятора. Потому, даже если удастся проверить самому, замкнута ли та или иная банка автомобильного аккумулятора, нет никаких гарантий, что АКБ получится вернуть к работе.

Заметив хотя бы один из рассмотренных признаков, следует приступать к проверке.

Почему так происходит

Логично возникает вопрос: почему в автомобильном аккумуляторе стартерного типа иногда замыкает та или иная банка.

В основном это обусловлено действиями самих автомобилистов, которые банально не соблюдают прописанные производителем инструкции по эксплуатации источников питания.

Пластины располагаются достаточно близко друг к другу, но при этом разделены, что обеспечивает стабильное протекание электрохимических реакций. Но при нарушении правил эксплуатации пластины начинают осыпаться, уровень электролита падает, противоположно заряженные пластины контактируют между собой.

Существуют некоторые причины возможного замыкания стартерного аккумулятора. Но не все они связаны с автовладельцами:

  1. Заводской брак. Не исключено, что замыкание пластин аккумулятора может произойти именно по вине изготовителя АКБ. Эти причины проявляются не так часто, если покупать батареи от проверенных компаний. Но всё же и такая вероятность есть. Отвечать за последствия должен производитель, поскольку замыкание банок в результате заводского брака является гарантийным случаем.
  2. Физический удар по корпусу. Такое возможно при столкновениях, в результате серьёзных ДТП. В итоге пластины смещаются, возникает замыкание.
  3. Хронический перезаряд и недозаряд. Именно эта причина встречается на практике чаще остальных. В основном автомобилисты эксплуатируют АКБ, которая находится в состоянии постоянного недозаряда. Это провоцирует сульфатацию, осыпание пластин со всеми вытекающими последствиями. Постоянный перезаряд возможен из-за проблем с генератором, диодным мостом и регулятором напряжения.

Замкнули банки аккумулятора

Вне зависимости от причин, дальнейшие действия можно разделить на 2 варианта. Это либо утилизация АКБ и покупка новой батареи, либо же попытка восстановить аккумулятор и продлить срок его службы.

Проверка АКБ на замкнутость

Теперь конкретно о том, как можно определить в аккумуляторе замкнутую банку. Самый простой способ заключается в обращении к специалистам. Они за определённую плату возьмут батарею на тестирование и в течение некоторого времени вынесут вердикт.

Но проверить АКБ на возможное замыкание вполне реально своими силами, используя практически подручные средства и стандартный набор инструментов, доступный каждому автолюбителю. Есть несколько способов, как самому проверить, не замкнул ли аккумулятор. Каждый вариант имеет свои особенности и сложности в плане самостоятельной реализации:

  1. Технический способ. Простой, но в то же время очень эффективный. Суть заключается в том, чтобы проверить на замыкание стартерный аккумулятор, воспользовавшись мультиметром. Старые АКБ и вовсе позволяли сделать замеры напряжения на каждой банке. Строение современных батарей этого сделать не позволяет. Потому остаётся сделать общие замеры напряжения. Делается это по завершении процедуры зарядки. Если мультиметр показывает 10–11 В, одну из банок наверняка замкнуло.
  2. Визуальный метод. Когда АКБ полностью заряжена, но на неё продолжает поступать напряжение заряда, начинается процесс кипения электролита. То есть выделяется газ, образуются пузырьки. Если 5 банок кипят, а одна «молчит», значит, именно она является проблемной секцией исследуемой аккумуляторной батареи.
  3. Диагностика по цвету. Этот вариант проверки подходит в основном для обслуживаемых аккумуляторов. Ведь у них можно открутить пробки и заглянуть во все банки, тем самым определив, какого цвета находящийся там электролит. На замыкание указывает тёмный, чёрный, либо мутный цвет рабочей жидкости. Поскольку современные АКБ в основном необслуживаемые, посмотреть на состояние электролита можно лишь с помощью прозрачной части корпуса. Поставив батарею на свет, потенциально удастся разглядеть, что цвет электролита в одной из банок отличается от остальных.

Случается и так, что проверка показывает наличие замкнутой банки. И тут у автомобилистов возникает закономерный вопрос о том, что им делать дальше.

Восстановление банок аккумулятора

Потенциально восстановить АКБ можно. Но это актуально в основном для специалистов и в условиях мастерских, где присутствует соответствующее оборудование.

При этом автолюбители, которые любят покопаться в машине, нашли способ своими руками реанимировать АКБ с замкнутой банкой.

Нет никаких гарантий, что представленный метод восстановления поможет. Автомобилист делает это на свой страх и риск, принимая на себя всю ответственность.

Заниматься восстановлением или нет, дело лично каждого.

Как проводится восстановление

Далее подробно о том, что делать, если одна банка аккумулятора замкнула.

Обычно в такой ситуации советуют не пытаться реанимировать батареи, а заняться поисками нового аккумулятора. Ведь вероятность того, что удастся успешно восстановить замкнутую банку, не так велика.

Но находятся те, кто готов устранять последствия самостоятельно, не торопясь с утилизацией и покупкой новой АКБ. На практике замыкание пластин – ещё не окончательный приговор для аккумулятора. Но многое зависит от конкретной причины:

  • при повреждении корпуса заниматься восстановлением крайне опасно;
  • если это заводской брак, АКБ стоит сдать продавцу, потребовать обратно деньги либо обменять на новую батарею без доплаты;
  • при хроническом недозаряде или перезаряде сначала нужно устранить причину такого явления, после чего попытаться восстановить банку.

Получается, что восстановить аккумулятор, который замкнул, можно лишь в одной ситуации. И тут каждый автомобилист должен сам решить, что ему делать в сложившейся ситуации.

Чтобы устранить последствия замыкания секции аккумуляторной батареи, необходимо:

  1. Определить, какая именно банка не функционирует, воспользовавшись предложенными методами диагностики и опираясь на характерные симптомы.
  2. Далее нужно полностью слить электролит именно из проблемной банки. Все остальные секции трогать не требуется. Слив выполняется не путём переворачивания корпуса, поскольку это опасно. Лучше воспользоваться шприцем или аналогичным приспособлением, позволяющим откачать весь электролит.
  3. Сверху над проблемной секцией нужно вырезать кусочек пластика, чтобы через полученное отверстие удалось извлечь пластины.
  4. Перемычки с соседними секциями следует обязательно отсоединить. Некоторые просто их перерезают.
  5. Затем аккуратно извлекается пакет свинцовых пластин. Только не голыми руками. Пластины нужно промыть под проточной водой, удалить остатки кислоты.
  6. Теперь внимательно изучается состояние всех пластин. Это даст понять, где именно возникло замыкание. Если это стало результатом скопления осадка, потребуется промыть на дне всю муть.
  7. После восстановления пластин они опускаются обратно на своё место. Заливается электролит, закрывается вырезанная пластиковая крышка. Её обязательно нужно припаять, добившись герметичности.
  8. Далее остаётся только зарядить восстановленный аккумулятор.

Если после зарядки напряжение восстановится до требуемых 12,5–13 В, можно продолжить эксплуатацию АКБ.

Замыкание банки аккумуляторной батареи не всегда ставит крест на её дальнейшей работе. Но важно быть готовым к тому, что реанимация не даст желаемого результата, и АКБ придётся утилизировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *