Тормозная жидкость — состав и свойства, характеристики
Тормозная жидкость в автомобиле передает усилие давления от ГТЦ (главный тормозной цилиндр) до тормозных механизмов каждого колеса. Физические свойства жидкостей позволяет использовать их в закрытых контурах для моментальной передачи усилия с одного конца магистрали на другой.
Тормозная система автомобиля состоит из:
- тормозного механизма;
- тормозного привода (гидравлический, механический, электрический, пневматический и комбинированный);
- трубопровода.
Чаще всего бюджетные и автомобили среднего класса оснащаются гидравлической системой тормозов, магистраль которой заполняется ТЖ. Раньше для этого использовался бутиловый спирт и касторовое масло. Они смешивались в равных пропорциях.
Современные жидкости на 93-98 процентов состоят из эфирных полигликолей. Для повышения эффективности и надежности своей продукции производители используют различные присадки. Их количество не превышает 7%. Иногда за основу таких веществ берутся силиконы.
Разновидности и состав
Работа тормозной жидкости протекает в широком температурном диапазоне, поэтому, как говорится, не все жидкости здесь одинаково полезны. Вода, например, замёрзнет при нуле градусов и блокирует всю работу (ну и трубки разорвёт, конечно).
С другой стороны, при торможении детали тормозной системы сильно нагреваются от трения, и та же вода закипела в тормозном механизме, превратившись в пар. А поскольку пар можно сжать, усилие на колодки также не передавалось бы. Вместо этого пар уплотнялся бы, уменьшая свой объём. Вообще, атмосферная влага, превращающаяся в конденсат — это основной враг тормозной жидкости.
Поэтому два основных требования к тормозной жидкости — это возможно более высокая температура кипения и низкая температура замерзания.
Первые жидкости делали из касторового масла. Например, марка тормозной жидкости БСК делалась из касторового масла в смеси с бутиловым спиртом. Был ещё вариант использования масла с этиловым спиртом (жидкость ЭСК), употреблявшийся некоторыми особо несознательными гражданами СССР перорально:).
Недостатком этих жидкостей была низкая температура кипения (около 78 градусов) и не слишком низкая температура замерзания (в пределах 30 градусов ниже нуля).
Применения гликолевой основы сильно расширило температурный диапазон ТЖ. Так, «Нева» имела температуру кипения 195°С, а замерзала примерно при минус 60°С. Казалось бы, вполне достаточный диапазон, однако у гликолевых жидкостей есть серьёзный недостаток — они очень гигроскопичны, поэтому впитывают в себя влагу даже в закрытой тормозной системе. С повышением содержания воды температура кипения существенно снижается.
Следующим шагом была «Томь», имевшая температуру кипения 220°С. Кроме того, гликолевые спирты довольно коррозионно агрессивны по отношению к материалам тормозной системы, и разъедают резиновые уплотнения, поэтому там используются различные присадки для снижения коррозионной активности (здесь можно почитать про агрессивность этиленгликоля — основы тосолов). «Томь» по этим параметрам в лучшую сторону отличалась от «Невы».
Поскольку в России не существует ГОСТов, устанавливающих характеристики тормозной жидкости, повсеместно применяются американские стандарты DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1 (Department Of Transport). «Томь» как раз удовлетворяет требованиям DOT-3. Однако самой распространённой на сегодняшний день является жидкость DOT-4, в отечественном исполнении имеющая название «Роса», или, как вариант, РосDOT-4. О её характеристиках будет сказано чуть ниже.
DOT-5 в отличие от остальных ТЖ сделана на основе силикона и в связи с этим имеет ряд достоинств. Она не гигроскопична, имеет малую вязкость, не взаимодействует с резиновыми уплотнениями. Однако, она тоже не идеальна, так как из-за своей гидрофобности силикон старается вытолкнуть влагу, которая при низких температурах может замёрзнуть в трубках. Плюс, такая ТЖ хорошо смешивается с воздухом (то есть образует пену), что также снижает эффективность торможения (ведь воздух в пене можно сжать).
DOT-5.1 имеет те же характеристики температуры кипения и вязкости, что и DOT-5, но сделана на основе гликолевых спиртов, поэтому гигроскопична как DOT-3 и DOT-4, и вполне может с ними смешиваться (хотя и с ухудшением своих основных свойств). Существует также разновидность DOT-5.1/ABS, созданная для машин с электронно-управляемыми системами антиблокировки тормозов, как это видно из названия. Разница заключается в лучшей текучести при низких температурах, необходимой для корректной работы системы в этих условиях.
Высокая текучесть, термическая стабильность, смазывающие и антикоррозионные качества обеспечиваются 3-мя компонентами:
- Растворитель
Представляет смесь полиэфиров гликолевой и борной кислот. Обеспечивает равномерное распределение химических соединений в 3-компонентной смеси. Процентное содержание — 60–90%.
- Основа
Состоит из полигликолей (продуктов полимеризации двухатомных спиртов с окисями этилена, пропилена). Снижает трение трущихся механизмов и предотвращает истирание металлических поверхностей тормозных колодок. Содержание — до 30%
- Добавки
Для улучшения технических свойств в тормозную жидкость добавляют присадки с массовой долей 2–5%. Антикоррозионные присадки предотвращают окислительное разрушение медных, стальных, латунных покрытий. Антиокислительные реагенты ингибируют расщепление полигликлевых эфиров и уменьшают образование продуктов распада (кислот и смол). В качестве подобных присадок используется бисфенол А (дифенилолпропан), азимидобензол и триазолы. Вводимые добавки продлевают эксплуатационный срок продукта.
Для кислотно-щелочной стабильности в готовую смесь дополнительно вводят буферный раствор — натриевую либо калиевую соль борной кислоты с долей <1%.
Требования
Для безопасности на дороге каждая машина должна быть оснащена надежной тормозной системой. Для ее заполнения необходимо использовать жидкость с особым составом. Она должна соответствовать требованиям по:
- температуре кипения;
- вязкости;
- влиянию на резиновые детали;
- влиянию на металлы;
- смазывающим свойствам;
- гигроскопичности.
Температура кипения
Во время работы тормозов жидкость, наполняющая систему, сильно нагревается. Это происходит за счет отдачи тепла от тормозных дисков и колодок. Вот средние подсчеты температурного режима ТЖ в зависимости от условий езды:
Режим езды: | Нагрев жидкости до toC |
Трасса | 60-70 |
Город | 80-100 |
Горная дорога | 100-120 |
Экстренное торможение (несколько нажатий подряд) | До 150 |
Если контур будет заполнен обычной водой, то при таком температурном режиме она быстро закипит. Наличие воздуха в системе критично для исправной работы тормозов (педаль будет проваливаться), поэтому в состав ТЖ должны входить вещества, повышающие порог закипания.
Сама жидкость не сжижаема, благодаря чему происходит точная передача давления от педали на тормозные механизмы, но при закипании в контуре образуются маленькие пузырьки. Они вытесняют определенное количество жидкости обратно в бачок. Когда водитель нажимает на тормоз, давление в контуре увеличивается, воздух в нем сжимается, от чего тормозные механизмы не так плотно прижимают колодки к барабану или диску.
Вязкость
Так как от текучести вещества зависит стабильность тормозной системы, то оно должно сохранять свои свойства не только при нагреве, но и при низких температурах. Зимой тормозная система должна работать с такой же стабильностью, что и летом.
Густая ТЖ медленней прокачивается по системе, что значительно увеличивает время срабатывания тормозных механизмов. При этом нельзя допускать, чтобы она была сильно текучей, иначе это грозит протечками на местах соединения элементов контура.
Таблица показателя вязкости веществ при температуре +40 toC:
Стандарт: | Вязкость, мм2/с |
SAE J 1703 | 1800 |
ISO 4925 | 1500 |
DOT3 | 1500 |
DOT4 | 1800 |
DOT4+ | 1200-1500 |
DOT5.1 | 900 |
DOT5 | 900 |
При минусовых температурах данный показатель не должен быть больше 1800 мм2/с.
Влияние на резиновые детали
Во время работы тормозной системы эластичные уплотнители не должны терять своих свойств. В противном случае грубые манжеты будут препятствовать свободному ходу поршней или пропускать ТЖ. В любом случае давление в контуре не будет соответствовать нужному показателю, как следствие — неэффективное торможение.
Влияние на металлы
Тормозная жидкость должна защищать металлические детали от окисления. Это может приводить к нарушению зеркала внутренней части тормозного цилиндра, из-за чего будет возникать просачивание жидкости из рабочей полости между манжетом поршня и стенкой ТЦ.
Появившиеся неровности могут приводить к преждевременному износу резиновых элементов. Подобная проблема способствует появлению в магистрали посторонних частиц (кусочки резины или отколовшаяся ржавчина), которые повлияют на эффективность гидропривода.
Смазывающие свойства
Так как эффективность тормозов автомобиля зависит от качества подвижных деталей, входящих в их устройство, то для плавности хода они нуждаются в постоянной смазке. В связи с этим помимо свойств, перечисленных выше, ТЖ должна предотвращать появление царапин на зеркале рабочих поверхностей.
Гигроскопичность
Склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. В эксплуатации — в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.
Принцип работы
Наверное, все автомобилисты знают, для чего в автомобиле нужна тормозуха. Однако не все знают, как она работает, что входит в состав тормозной жидкости и какие важные эксплуатационные характеристики зависят от её состава.
Для начала вкратце пробежимся по принципу работы. Итак, тормозит автомобиль тормозными колодками, которые прижимаются к вращающимся деталями колеса (тормозной диск, или тормозной барабан у старых авто), создавая сопротивление вращению трением. В результате колесо замедляет вращение и останавливается. Колодки начинают прижиматься к диску/барабану в результате нажатия на педаль тормоза водителем. Вроде всё просто, однако машина — вещь тяжёлая, и остановить её быстро используя только силу ног водителя нельзя. Кроме того, ведь усилие с педали на колодки надо как-то передать, и система механических рычагов здесь была бы весьма неудобна.
Чтобы решить эти две проблемы (передачу усилия и его увеличение), было решено воспользоваться таким свойством жидкости, как несжимаемость. То есть, как бы вы не старались надавить, уменьшить объём жидкости существенно не удастся (в отличие от газов/пара), а значит всё, что вы «вжали» с одного конца трубки, «выжмется» на другом конце, передавая ваше движение.
Применимость
Жидкости имеют различные характеристики, что обуславливает их применение.
DOT-3 — наиболее дешевая и довольно универсальная жидкость. Чаше всего используется в легковых и грузовых автомобилях ранних годов выпуска с барабанными тормозами (и с передними дисковыми), которые не подвергаются слишком активной эксплуатации.
DOT-4 — чуть более дорогая, но наиболее универсальная тормозная жидкость, которая используется в легковых и грузовых автомобилях практически любых типов и возрастов с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, обеспечивая незначительные утечки.
DOT-5.1 — одна из самых дорогих и наиболее требовательных к эксплуатации жидкостей. Вследствие низкой вязкости используется на новых автомобилях, не рекомендуется применять на автомобилях с изношенной тормозной системой — в этом случае будет наблюдаться значительная утечка. Также данная жидкость пригодна для применения в мощных скоростных автомобилях, где важна высокая скорость отклика тормозной системы.
DOT-5 — наиболее дорогая жидкость, имеющая ограниченное применение. Обычно ее выбирают для автомобилей с небольшим годовым пробегом, а также для транспортных средств, эксплуатируемых в условиях очень высокой (и даже экстремальной) влажности. И жидкости DOT-5 вследствие невозможности поглощения воздуха и воды (образуются пузырьки воздуха и капли воды), недопустимы для применения на транспортных средствах с АБС.
Можно ли смешивать
Ведь, помимо воздействия на основные узлы и механизмы тормозной системы, тормозная жидкость должна: не разрушать эту самую систему (металл и резино — пластиковые изделия) и достаточное время оставаться эффективной по своим основным параметрам.
Прежде, чем рассмотрим состав тормозной жидкости и различные требования, предъявляемые к ней, ответим на вопрос, всегда волнующий автомобилистов, особенно начинающих.
В принципе, можно. Но! Только если жидкости на одинаковой основе. Эта информация размещена на этикетке. Если такой информации нет, то не надо рисковать. При этом обязательно ознакомится с таким параметром, как рабочая температура ТЖ. Если уж «приспичило», то вначале рекомендуется произвести пробное смешивание разных ТЖ, вне емкости тормозной системы. Смешать и то, только для того, чтобы доехать до сервиса.
А вообще, лучше не рисковать и всегда заливать в тормозной бачок своего авто именно ту ТЖ, которую порекомендовал производитель. Сегодня с этим нет проблем. ТЖ на любой вкус и любой кошелек.
Информация к размышлению. Силиконовые ТЖ нельзя совмещать с ТЖ на другой основе. Минеральные ТЖ нельзя совмещать с гликолевыми. Импортные и отечественные гликолевые ТЖ DOT3;4;5,1 являются взаимозаменяемыми, но смешивать их все же не рекомендуется.
Особенности использования
Поскольку для передачи направленного воздействия от главного цилиндра к колесным, требуется определенное усилие, жидкость в системе должна быть качественной. Немаловажную роль играет и состояние продукта. Чем стабильнее и свежее продукт, тем эффективнее будет торможение.
Выбор конкретного продукта зависит от того, какое вещество используется в основе ТЖ. К примеру, минеральные жидкости подойдут для заливки в систему, уже имеющие значительный срок использования, а вот силиконовые эффективны для современных автомобилей.
Иностранные образцы жидкости
- Castrol React DOT 4 Low Temp, изготовитель: Castrol. Вязкость и срок службы — наилучшие. Предназначена для продвинутых тормозных систем, которыми оснащены современные спортивные автомобили, а также семейные минивены, на которых установлены особые электронные ограничители. Лучшие европейские производители автомобилей — BMW, Mersedes Benz и прочие, используют именно эту марку.
- LiquiMoly DOT 4, производитель: LiquiMoly. Отличается самой высокой точкой кипения. Благодаря этому показателю, жидкость отлично подходит к автомобилям, оснащенным АBC. Включает ингибиторы и присадки, предотвращающие процессы окисления и коррозии металлических компонентов гидравлической тормозной системы.
- Brake Fluid DOT 4, производитель: Mobil. Обладает оптимальным показателем вязкости в условиях отрицательных температур (от — 30 и ниже). Вследствие наличия анткоррозийных и смазывающих свойств значительно повышается износоустойчивость гидропривода тормозов.
Советы по выбору
Чтобы выбрать правильную тормозную жидкость для своего автомобиля, следует обратить внимание на ее физические параметры, которые докажут ее высокое качество. Прежде всего, важна концентрация растворителя. В хорошей жидкости она должен колебаться между 70-80%. Другим важным фактором является концентрация смазки, которая обычно составляет 20-25%.
Также стоит обратить внимание на:
- термостойкость — чем выше температура кипения жидкости, тем лучше;
- кинетическая вязкость — определяет сопротивление потоку жидкости в гидравлической системе;
- гигроскопичность — способность растворять молекулы воды, которые могут повредить тормозную систему;
- концентрация ингибиторов — это группа дополнительных веществ, которые обеспечивают защиту от коррозии и окисления жидкости.
Почему важно менять
Тормозная жидкость очень гигроскопична. В процессе эксплуатации происходит интенсивная абсорбция (поглощение) влаги.
Критический уровень содержания влаги — 3.5%. При таком количестве воды, температура закипания DOT-4 снижается с 230 до 150 градусов. Такой объем влаги жидкость абсорбирует примерно за 2 года эксплуатации. Поэтому производители рекомендуют осуществлять замену не реже чем раз в два года, или после 40 тысяч пробега.
Исключением является DOT-5, срок ее эксплуатации составляет 10-15 лет, поскольку силикон слабо-гигроскопичен.
Большое количество влаги способствует развитию коррозии внутри тормозной системы. Достаточно вспомнить, насколько сложно выкрутить прикипевшие штуцера на цилиндрах при прокачке тормозов.
Но, гигроскопичность «тормозухи» имеет и плюсы.
Вода тяжелее, и если бы она не поглощалась жидкостью, то оседала бы в нижних точках системы и замерзала там. Это могло привести к полному отказу тормозной системы.
Как можно проверить уровень?
Основной показатель — сработавший датчик на приборной панели. Но если он долго не срабатывает, это должно настораживать. Из-за плохих контактов он может быть неисправным. Поэтому лучше иногда открывать капот, заглядывать под него и проверять уровень жидкости в основном цилиндре тормозной системы. Он находится обычно в стороне водителя. Уровень жидкости должен находиться между минимальной и максимальной метками.
Как часто нужно менять
Тормозная жидкость, несомненно, является одной из самых важных рабочих жидкостей в автомобиле. Ее качество напрямую влияет на безопасность. Согласно рекомендациям, тормозную жидкость следует менять каждые 40-50 тысяч. км или каждые два года. Это также стоит делать, когда заметно снижение силы торможения. Тормозная жидкость поддерживает работу гидравлической тормозной системы. Поэтому необходимо поддерживать ее в идеальном состоянии, чтобы добиться наилучшего качества торможения.
Перечисленная тормозная жидкость представлена в разных классах, чтобы каждый читатель смог выбрать лучший состав для своих задач. Указанные средства самые надежные и качественные на современном рынке.
Эксплуатация и замена
Уровень тормозной жидкости легко контролировать по отметкам max и min на стенках бачка, расположенного на главном тормозном цилиндре. При понижении уровня ТЖ, её необходимо доливать.
Многие утверждают, что любые жидкости можно смешивать. Это неверно. В ТЖ класса DOT 3 необходимо доливать такую же, или DOT 4. Любые другие смеси не рекомендуются, а с жидкостями DOT 5 — запрещаются. Сроки замены ТЖ определены изготовителем и указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.
«Живучесть» жидкостей на гликолевой и полигликолевой основе достигает двух-трёх лет, чисто силиконовые служат до пятнадцати.
Изначально любые ТЖ прозрачны и бесцветны. Потемнение жидкости, потеря прозрачности, появление осадка в бачке — верный признак необходимости замены тормозной жидкости.
В хорошо оснащённом автосервисе степень гидратации тормозной жидкости определят специальным прибором.
Изменяется ли жидкость в процессе эксплуатации?
Многие водители не торопятся менять тормозную жидкость (ТЖ) в своем авто в силу устоявшегося мнения о том, что она не меняет своих свойств. Такое утверждение ошибочно, поскольку замкнутым тормозной контур считается условно. Система оснащена компенсационными отверстиями, которые при работе тормозной педали впускают и выпускают воздух.
При эксплуатации ТЖ неизбежно втягивает в себя влагу из воздуха, неизбежно меняя свой состав. Проявляется одно из нежелательных свойств ТЖ — гигроскопичность. Жидкость нужно менять.
Хранение
По стандарту, DOT любого класса, при температуре -40, должен в течение 6 суток сохранять рабочие характеристики. Исключается расслоение, кристаллизация, выпадение в осадок.
Хранить неиспользованную тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой таре, иначе она быстро напитается влагой. Сроки хранения производитель указывает на упаковке.
Полное руководство по видам и классам тормозной жидкости
Тормозная жидкость – это специальный состав, необходимый для заполнения тормозной системы автомобиля и обеспечения ее работоспособности. Осуществляет передачу усилия от педали на тормозные цилиндры. По составу разделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Спецификации тормозных жидкостей
Разработанная Департаментом Транспорта США (DOT – Department of Transportation) спецификация тормозных жидкостей FMVSS 116 DOT 4, является общепринятым, но не единственным стандартом.
FMVSS — Federal Motor Vehicle Safety Standards (Федеральные стандарты безопасности моторных транспортных средств).
Другие стандарты
ISO 4925
ISO — International Organization for Standardization (международная организация по стандартизации).
JIS K2233
JIS — Japanese Industrial Standards (японские промышленные стандарты).
SAE J 1703/1704
SAE — Society of Automotive Engineers (общество автомобильных инженеров).
Спецификация DOT
Согласно DOT 4, тормозные жидкости делятся на 5 классов: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS.
Встречающиеся на рынке продукты DOT 4.5 и DOT 4+ не имеют отношения к американскому стандарту. Это та же «четверка» с дополнительными присадками, которые улучшают некоторые характеристики.
В 2005 году, Международная организация по стандартизации ISO (International Organization for Standardization), выпустила редакцию стандарта ISO 4925. В него включили дополнительный класс – DOT 4 CLASS 6, предназначенной для тормозных систем с ABS и дополненными функциями ESP, ESC, TCS и т.д.
В подобных системах важнейшим параметром является вязкость при отрицательных температурах — она не должна превышать значение 750 мм2/с.
Важные характеристики
Основной компонент жидкостей – гликоль или силикон. 2-5% составляют присадки, повышающие эксплуатационные характеристики. Модификаторы и ингибиторы предотвращают окисление и коррозию, разбухание резиновых уплотнителей.
Соответствие тому или иному классу определяется следующими параметрами:
- Температурой кипения «сухой» жидкости;
- Порогом закипания «увлажненной» (содержание воды около 3.5%);
- Кинематической вязкостью при температуре -40.
Дополнительно оценивается активность ионов водорода (pH). Значение этого параметра должно находиться в границах от 7 до 11.5 единиц. Если pH жидкости меньше 7 — она будет вызывать коррозию стали, показатель выше 12 – коррозию цветных металлов.
Температура кипения
Почему температура кипения столь важна? В процессе кипения образуются пузырьки, которые в отличие от жидкости сжимаемы. При наличии большого количества воздуха, усилия от педали будет недостаточно для передачи его на цилиндры.
Вязкость
Чем ниже температура окружающей среды, тем более вязкой становится жидкость, что приводит к замедлению торможения. Вязкость DOT-4 не может превышать значение 1800 мм2/с при температуре -40C.
Виды тормозных жидкостей
БСК
Бутиловый спирт и касторовое масло. Тормозная жидкость этого образца использовалась в старых советских автомобилях. Смесь изготавливали самостоятельно, смешав в равных по весу пропорциях касторовое масло с бутиловым или изоамиловым спиртом.
БСК не подходит для эксплуатации в современных тормозных системах, поскольку порог ее кипения составляет 117 градусов. При отрицательных температурах ниже -20, касторовое масло выпадает в осадок.
Имея хорошие смазывающие характеристики, БСК при этом коррозионно-агрессивна к латуни и меди.
LHM — Liquide Hydraulique Minérale
Гидравлическая жидкость зеленого цвета, основа – минеральное масло. Применяется в тормозных системах автомобилей Citroen и Peugeot и других гидравлических узлах (ГУР и подвеска).
«Зеленка» лишена главного недостатка «тормозухи» – гигроскопичности. С течением времени порог кипения не снижается, и находится на уровне 250 градусов, текучесть — 1200 мм2/с.
Использование в тормозных системах допускается только в тех случаях, когда на это имеется прямое предписание производителя. Нельзя смешивать с составами класса DOT.
DOT-3
Начальный уровень в классификации DOT. Подходит для тихоходных транспортных средств, в которых тормозная система не нагружена. Имеет самую низкую температуру закипания: 205 градусов для «сухой», и 140 для «увлажненной».
Вязкость при температуре -40 градусов не должна превышать 1500 мм2/с.
DOT-4
От третьего класса отличается улучшенными характеристиками. В первую очередь температурой кипения: 230 и 155. В составе присутствуют бораты (соли борной кислоты), связующие воду.
Кинематическая вязкость составляет 1800 мм2/с.
DOT-4 CLASS 6
К этому классу предъявляются повышенные требования в отношении текучести и кипения. Показатель кинематической вязкости ниже всех прочих, и не должен превышать 750 мм2/с при температуре -40. Порог кипения для «сухой» и «влажной» жидкости улучшен до 250 и 165 градусов соответственно. Рекомендована к применению на автомобилях с ABS.
DOT-5
Тормозная жидкость имеет силиконовую основу (кремнийорганические полимеры), и потому несовместима с другими. О содержании силикона в составе также сообщит аббревиатура SBBF (Silicone Base Brake Fluid).
Отличные от DOT 5 жидкости (на гликолевой основе), могут содержать на этикетке аббревиатуру NSBF (Non Silicone Based Fluid).
Минимальный нижний порог кипения составляет 260 градусов для «сухой», и 180 для «увлажненной», вязкость 900 мм2/с.
Плюсы силиконовых составов:
- Стабильный индекс вязкости в широком температурном диапазоне.
- Гидрофобны – не поглощают влагу.
- Неагрессивны к резине, металлу, лакокрасочному покрытию.
- Служат значительно дольше.
«Тормозуху» класса DOT-5 нельзя использовать в автомобилях с ABS, поскольку она подвержена аэрации (образованию пузырьков воздуха).
DOT-5.1
Предназначена для спортивных автомобилей, развивающих высокие скорости, что приводит к повышенной тепловой нагрузке на тормозную систему. Стандарт требует, чтобы кинематическая вязкость при -40 не превышала показателя в 900 мм2/с, а «сухая» и «влажная» точки кипения находились не ниже показателей 260 и 180 градусов.
DOT-5.1/ABS
В жидкости этого класса содержатся как гликолевые, так и силиконовые составляющие. Это делает DOT-5.1/ABS несовместимой с любыми другими. Из названия ясно, что данный вид предназначен для использования в автомобилях, оснащенных антиблокировочной системой.
По основным требованиям мало чем отличается от предыдущего класса.
Почему важно менять
Тормозная жидкость очень гигроскопична. В процессе эксплуатации происходит интенсивная абсорбция (поглощение) влаги.
Критический уровень содержания влаги – 3.5%. При таком количестве воды, температура закипания DOT-4 снижается с 230 до 150 градусов. Такой объем влаги жидкость абсорбирует примерно за 2 года эксплуатации. Поэтому производители рекомендуют осуществлять замену не реже чем раз в два года, или после 40 тысяч пробега.
Исключением является DOT-5, срок ее эксплуатации составляет 10-15 лет, поскольку силикон слабо-гигроскопичен.
Большое количество влаги способствует развитию коррозии внутри тормозной системы. Достаточно вспомнить, насколько сложно выкрутить прикипевшие штуцера на цилиндрах при прокачке тормозов.
Но, гигроскопичность «тормозухи» имеет и плюсы.
Вода тяжелее, и если бы она не поглощалась жидкостью, то оседала бы в нижних точках системы и замерзала там. Это могло привести к полному отказу тормозной системы.
Как проверять
Существует специальные приборы, измеряющие содержание влаги в тормозной жидкости (влагомеры). Принцип действия прост: для замера количества воды, прибор погружается в расширительный бачок. Цветные индикаторы сообщат о превышении допустимой нормы.
Правда объективность такой проверки условна. Поскольку тормозная жидкость не циркулирует по системе, ее состояние на нижнем и вернем уровнях может отличаться.
В расширительном бачке контакт с воздухом происходит чаще, нежели в других частях. Зато в тормозных цилиндрах идет интенсивный нагрев жидкости и изменение ее физических характеристик.
Какие жидкости можно смешивать
Смешение производителей
Характеристики тормозных жидкостей напрямую зависят от пакета присадок. У каждого производителя он свой, поэтому точно предсказать, как поведет себя «коктейль» из продукции разных фирм сложно.
Важно помнить: гарантированное отсутствие последствий смешивания – указание этого производителем на этикетке. Во всех остальных случаях испытаний не проводилось, а значит, вы действуете на свой страх и риск.
Смешение классов
Считается, что поскольку основа одна, в жидкость низкого класса допустимо заливать более высокий, но не наоборот. Значит, в DOT 3 допустимо долить DOT 4, это только повысит ее рабочие характеристики.
А вот в автомобиле, рассчитанном на жидкость класса 5.1, использовать 3 или 4 не рекомендуется. Сечение проходных каналов может оказаться недостаточным для нормальной циркуляции вязкого состава.
Не допускается смешивание DOT-5 и DOT-5.1/ABS между собой и с любыми другими.
Все остальные классы совместимы друг с другом.
Цвета
Кроме буквенного обозначения, стандарты требуют производить цветовую маркировку в зависимости от основы. Это необходимо для того, чтобы избежать смешения несовместимых по составу жидкостей.
- Желтый цвет – гликоль, полигликоль.
- Красный цвет – силикон.
- Зеленый – минеральное масло.
Нельзя смешивать жидкости разных цветов!
Цвет и прозрачность в процессе эксплуатации могут меняться. Это вызвано окислением, нагревом, смешением с продуктами износа тормозной системы.
Что заливать
Сегодня на рынке огромное количество тормозной жидкости всех классов, импортного и отечественного производства.
Главное правило, которым следует руководствоваться при выборе: используйте только тот класс, который указан производителем автомобиля. В руководстве по эксплуатации должна содержаться подобная информация.
Если вы не можете ее найти, напишите в комментариях марку и модель автомобиля – мы постараемся вам помочь.
Чем чреват неправильный выбор? Заливая гликолевую жидкость в систему рассчитанную на силикон, вы рискуете (спустя время) получить серьезные утечки. Резиновые уплотнители не рассчитаны на более агрессивный гликолевый состав.
Такие же проблемы можно получить, заливая вместо рекомендованного DOT-4, более текучий DOT-4 class 6.
Класс и требуемый объем для замены
Информация по всем автомобилям в таблице получена из руководств по эксплуатации, находящихся в свободном доступе.
Автомобиль | Жидкость | Объем (л) |
---|---|---|
ВАЗ 2107 | DOT 3, 4 | 0,38 |
ВАЗ 2109 | 21099 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2110 | 2111 | 2112 | DOT 4 | 0,55 |
ВАЗ 2114 | 2115 | DOT 4 | 0,55 |
Lada Granta | DOT 4 | 0,45 |
Lada Kalina | DOT 4 | 0,45 |
Lada Largus | Shell BF40+(DOT4+) | 1 |
Lada Niva | DOT 4 | 0,55 |
Lada Priora | РОСДОТ 4 | 0,45 |
ГАЗель Бизнес | DOT 3 | 0,725 |
КАМАЗ | ГТЖ-22М, Pentosin Super Fluid J 1703-R | — |
Chevrolet Cruze | GM 93160364, DOT 4 | 0,8 |
Chevrolet Lacetti | GM 1942422, DOT 4+ | 0,5 |
Chevrolet Lanos | DOT 3, 4 | 0,5 |
Chevrolet Niva | DOT 4 | 0,5 |
Daewoo Matiz | DOT 4 | 0,45 |
Daewoo Nexia | DOT 3 | 0,5 |
Ford Focus 2 | Ford ESD-M6C57-A, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Focus 3 | Ford WSS-M6C57-A2, Motorcraft Super DOT 4 | 1,25 |
Ford Fusion | Motorcraft Super DOT 4 | — |
Ford Mondeo 4 | ESD-M6C57-A | — |
Hyundai Porter | DOT 4 | 0,7 |
Hyundai Solaris | DOT 4 | 0,8 |
Kia Rio | DOT 3, 4 | 0,8 |
Kia Spectra | DOT 3, 4 | 0,7 |
Mercedes-Benz w124 | DOT 3, 4 | 0,5 |
Mitcubishi Lancer 9 | DOT 3, 4 | — |
Mitsubishi Pajero 4 | DOT 3, 4 | — |
Nissan Note | Nissan KE903-99932 DOT 4 | 1 |
Peugeot 307 | DOT 4 | 0,5 |
Peugeot 405 | DOt 4 | 0,5 |
Renault Duster | DOT 4 | 0,7 |
Renault Logan | ELF 650 DOT 4 | 1 |
Renault Megan 2 | DOT 4 | 1 |
Skoda Rapid | DOT 4 | 0,9 |
Toyota Camry | 08823-80004, DOT 5.1 | — |
VW Polo Sedan | VW 501 14, DOT 4 | 1 |
Хранение
По стандарту, DOT любого класса, при температуре -40, должен в течение 6 суток сохранять рабочие характеристики. Исключается расслоение, кристаллизация, выпадение в осадок.
Хранить неиспользованную тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой таре, иначе она быстро напитается влагой. Сроки хранения производитель указывает на упаковке.
Ультимативный гид по тормозной жидкости: всё, чего вы не знали о тормозной жидкости, но вообще-то знать стоит
Качество тормозной жидкости и соблюдение условий её эксплуатации — залог безотказной работы всей тормозной системы, а значит, и вашей безопасности. О том, как работает тормозная жидкость, как она устроена, как её подобрать и когда менять, читайте в этой статье.
Немного физики торможения
Современные тормоза работают по принципу гидравлического пресса. Чтобы понимать этот принцип, рассмотрим гидравлическую систему из двух поршней разного диаметра.
Схема простейшего гидравлического рычага. Источник (здесь и далее): «Тосол-Синтез»
Если нажать на первый поршень, то сила, перемещающая второй, будет равна приложенной к первому, умноженной на соотношение площади второго поршня к площади первого (F2=F1·S2/S1). В нашем случае площадь второго поршня больше, чем у первого, поэтому и сила, возникающая при его перемещении, также больше. Чем меньше цилиндр, к которому прилагают усилие, по отношению ко второму цилиндру, тем больше усилие, возникающее на гидравлическом рычаге, и меньше расстояние перемещения второго поршня.
При торможении колодки прижимаются к барабанам или дискам за счёт энергии, которую тормозная жидкость передаёт от главного тормозного цилиндра к колёсным.
Из-за возникающих сил трения и резко возрастающего давления в тормозной системе жидкость нагревается, а резиновые уплотнения пропускают воздух. Содержащаяся в нём влага насыщает тормозную жидкость и снижает температуру её кипения. При интенсивном торможении «переувлажнённая» жидкость закипает с образованием паровых пробок и становится сжимаемой. Дальнейшая эксплуатация такой жидкости приводит к холостому ходу педали и отказу всей тормозной системы. Производители считают максимально допустимым пределом эксплуатации тормозную жидкость с 3,5% влаги, и чем температура её кипения выше, тем эта жидкость качественнее. При минусовых температурах перенасыщенная влагой жидкость частично промерзает и блокирует работу тормозной системы.
Другой важный показатель тормозной жидкости — её вязкость. Жидкость с высокой вязкостью густеет при отрицательных температурах, и её трудно продавить педалью тормоза, в то время как слишком низкая вязкость повышает шанс частичного вытекания жидкости из тормозной системы и образования пузырей воздуха, которые приводят к тем же последствиям, что и при закипании.
Текучесть жидкостей с различной вязкостью
Из чего делают тормозную жидкость
В зависимости от состава, тормозные жидкости бывают гликолевые, силиконовые и минеральные — на основе касторового масла и бутилового или этилового спирта в соотношении 1:1. Последние устарели, поэтому их практически не используют. У них хорошие смазывающие свойства, низкая гигроскопичность, но слишком низкая для современных автомобилей температура кипения, а при температуре –20 градусов они густеют.
Гликолевые тормозные жидкости — это жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 (почему они так называются, мы расскажем отдельно, а пока об их свойствах), высокая гигроскопичность которых обусловлена эфирами полигликолей в их составе, а в случае DOT 4 — ещё и эфирами борной кислоты. Преимущества тормозных жидкостей на гликолевой основе — низкая вязкость, хорошие смазывающие свойства и высокая температура кипения, а недостаток — упомянутая выше гигроскопичность. Массовая доля эфиров в таких жидкостях — 98%, а оставшиеся 2% занимают антикоррозийные, смазывающие и другие присадки. Использование некачественных тормозных жидкостей — без этих присадок — приводит к коррозии металлических деталей, разрушению резиновых соединений, разгерметизации тормозной системы и вытеканию тормозной жидкости.
Так выглядит поршень после некачественной тормозной жидкости
Силиконовые тормозные жидкости — жидкости DOT 5 на основе кремниево-органических полимеров — не впитывают воду, не агрессивны к резине и металлам, не густеют при низких температурах, но обладают низкими смазывающими свойствами, что приводит к быстрому износу сальников.
Как определяют класс тормозной жидкости
Министерство транспорта США (DOT — Department of Transportation) утвердило нормы температуры кипения и вязкости для разных классов тормозных жидкостей в федеральном стандарте США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Согласно этим нормам, в ходе исследований измеряют температуру кипения «сухой» и «увлажнённой» тормозной жидкости. «Сухая» — тормозная жидкость в герметичной заводской упаковке. «Увлажнённой» считают тормозную жидкость с 3,5% воды. Вязкость измеряют при –40 и +100 градусах Цельсия. Сходные требования присутствуют в международном стандарте для тормозных жидкостей на гликолевой основе (ISO 4925), американском национальном стандарте общества автомобильных инженеров (SAE J 1703) и японском промышленном стандарте (JISK2233).
Согласно FMVSS 116, тормозные жидкости разделяют на классы:
— жидкости класса DOT 3 предназначены для автомобилей с барабанной тормозной системой или дисками на переднем тормозе, подходят для езды без частых оттормаживаний вне плотного автомобильного потока;
— DOT 4 — для автомобилей с дисковыми тормозами, оптимальны для езды в режиме «разгон-торможение» в черте города с плотным автомобильным потоком;
— DOT 5 — для спецтранспорта с высоким разогревом тормозов и без ABS;
— DOT 5.1 — для спортивных автомобилей с высокими температурными нагрузками на тормоза.
В 2005 году международная организация стандартизации разработала стандарт ISO 4925 тормозных жидкостей Class 6, предназначенных для автомобилей с ABS.
Чтобы тормозная жидкость была причислена к тому или иному классу, она должна пройти испытания. К примеру, в июле 2007 года тормозную жидкость ROSDOT 4 производства «Тосол-Синтез» испытали на соответствие международным стандартам ISO 4925, SAE J1703, SAE J 1704 и FMVSS 116 по классу DOT 4. Тесты проходили в аккредитованном американским Минтрансом научно-исследовательском центре Abic Testing Laboratories, в штате Нью-Джерси. Проверку, после которой ROSDOT 4 получила заключение о соответствии этим стандартам, проводили при участии AMECA — американского Агентства по аккредитации производителей автомобильных комплектующих. Это обеспечило компании выход на зарубежные рынки в качестве сертифицированного производителя тормозной жидкости DOT 4. Теперь ROSDOT 4 поставляют в США, Австралию, Китай и европейские страны.
В ходе лабораторных испытаний измерили температуру кипения сухой и увлажнённой тормозной жидкости производства «Тосол-Синтез», а также проверили химическую стабильность при низких и высоких температурах, кинематическую вязкость, коррозионную агрессивность, воздействие на резины различного типа, водородный показатель PH, вязкость при температуре –40 градусов, а также совместимость с другими тормозными жидкостями класса DOT 4 и водой. Протестировали ROSDOT 4 и в стендовых условиях имитации тормозной системы.
Минимальная температура кипения «сухой» тормозной жидкости для соответствия FMVSS 116 DOT 4, SAE J 1704 и JIS K 2233 class 4 — 230 градусов, а «увлажнённой» — 155 градусов. Требования к показателю вязкости при –40 градусах по этим стандартам — не выше 1800 кв мм/с, по ISO 4925 для этого же класса — не выше 1500 мм²/с. По результатам испытаний тормозная жидкость ROSDOT 4 превзошла эти показатели. Её температура кипения в «сухом» виде составила 270, а «увлажнённой» — 175 градусов. Вязкость при -40 градусах — 1170 кв. мм/с. Разработанная компанией «Тосол-Синтез» тормозная жидкость ROSDOT 6 для автомобилей с системой ABS полностью превзошла требования стандарта ISO 4925 CLASS 6.
Показатели тормозных жидкостей ROSDOT 4 и ROSDOT 6 в сравнении с нормами международных стандартов
Что делать, чтобы тормозная жидкость не подвела
1) Соблюдайте инструкцию и проверяйте качество. Используйте класс тормозной жидкости, рекомендованный производителем вашего автомобиля. Если тормозная жидкость мутная, неоднородная по консистенции и образует осадок, то перед вами продукт низкого качества или подделка.
2) Проверяйте уровень и своевременно меняйте. При использовании тормозной жидкости перед каждой длительной поездкой проверяйте, чтобы её уровень в бачке не опускался ниже метки «МIN» и не поднимался выше «МАХ». Откажитесь от долива тормозной жидкости в пользу полной её замены, чтобы исключить эксплуатацию перенасыщенной влагой смеси с промежуточными свойствами новой и «отработанной» жидкости. Стандартные рекомендации по замене — каждые два года или каждые 40 тысяч километров пробега, но реальный срок службы при высокой температуре и влажности окружающей среды сократится.
Отработанная тормозная жидкость и новая
3) Учитывайте совместимость при смешивании. Тормозные жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1, изготовленные компанией «Тосол-Синтез» на одинаковой основе, можно смешивать друг с другом в любых пропорциях, добавляя жидкость более высокого класса в жидкость более низкого, но никак не наоборот! Правильная смесь будет обладать свойствами той жидкости, класс которой ниже. Жидкости указанных классов от других, а тем более разных, компаний смешивайте только после консультации с их официальными представителями, чтобы избежать непредсказуемых изменений свойств полученной смеси.
Не смешивайте тормозные жидкости с разной основой — ни в коем случае нельзя смешивать DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 с DOT 5, так как первые сделаны на основе эфиров гликолей, а последняя — на основе силикона! Если пренебречь этим правилом, произойдёт расслоение и ухудшение или потеря функциональных свойств тормозной жидкости. Именно поэтому, согласно стандарту FMVSS 116, для исключения случайностей жидкости класса DOT 5 окрашивают в красный цвет, а остальные — в жёлтый.
Тормозная жидкость — важнейшая часть тормозной системы. Если выражаться фигурально, это её «кровь», от состояния которой зависит ваша жизнь. Универсальных жидкостей, которые подойдут любому автомобилю, нет, но теперь вы знаете, как подобрать для вашего.
DOT 3, DOT 4 или DOT 5? Выбираем тормозную жидкость
Тормозная жидкость — пожалуй, самая важная техническая жидкость автомобиля, ведь она напрямую влияет на безопасность. Но именно о тормозной жидкости автовладельцы часто забывают при техобслуживании, хотя у неё есть строгий регламент замены. Разберём, какие типы и классы тормозной жидкости есть на рынке, можно ли их смешивать, какую тормозную жидкость заливать в автомобиль и как часто нужно менять её.
Для чего нужна тормозная жидкость
Тормозная система почти всех современных автомобилей гидравлическая, то есть в ней используется жидкость. Как это работает? При нажатии на педаль тормоза в главном тормозном цилиндре создаётся давление. Тормозная жидкость передаёт давление через трубки и шланги к тормозным механизмам на колёсах. Тормозные колодки прижимаются к дискам, в дело вступает сила трения и автомобиль замедляется.
Что критически важно для работы тормозной системы? Во-первых, её герметичность: утечка тормозной жидкости ведёт к потере давления и отказу тормозов. Во-вторых, в системе не должно быть воздуха — ведь он, в отличие от жидкости, легко сжимается. И воздействуя на педаль тормоза, вы будете сжимать этот воздух, а не тормозные колодки.
В тормозной системе нельзя использовать какую угодно жидкость (например, воду), ведь к ней предъявляется много требований:
- Низкая вязкость — чтобы жидкость сохраняла прокачиваемость при минусовых температурах и тормоза не «дубели» зимой.
- Высокая температура закипания — чтобы жидкость не кипела от нагрева в раскалённых тормозных механизмах.
- Совместимость с металлом и резиной — чтобы не подвергать агрессивному воздействию детали тормозной системы.
- Смазывающие свойства — для снижения износа тормозных цилиндров и поршней.
- Отсутствие в тормозной жидкости воды — для нормальной работы при экстремальных температурах и условиях.
О воде в тормозной жидкости стоит поговорить отдельно. Казалось бы, тормозная система герметична — откуда взяться влаге? Но воздух всё равно проникает через сальники и крышку бачка с тормозной жидкостью, вместе с ним проникают и молекулы воды. А тормозная жидкость всё время пытается разбавить себя водой из атмосферы из-за высокой гигроскопичности.
Гигроскопичность тормозной жидкости
Гигроскопичность — это способность некоторых веществ поглощать водяные пары из воздуха. Известные бытовые примеры: мёд, глицерин, а также пакетики с силикагелем, которые специально кладут в упаковки с товарами для снижения влажности. Также влагу хорошо впитывают спирты. Основа почти всех тормозных жидкостей — гликоли (двухатомные спирты), поэтому тормозная жидкость тоже гигроскопична.
Гигроскопичность тормозной жидкости создаёт автомобилистам проблему: впитавшая влагу жидкость закипает намного раньше, чем новая. При кипении в тормозной жидкости образуются пузыри воздуха. Пузыри сжимаются, давление в системе падает — и автомобиль перестаёт тормозить. Этот эффект возникает при частных и интенсивных торможениях, когда тормозные механизмы раскалены (при активной езде, на горных серпантинах). Со старой и набравшей влагу тормозной жидкостью в таких условиях можно неожиданно остаться без тормозов.
Некоторые присадки (например, борная кислота) уменьшают гигроскопичность тормозной жидкости и повышают температуру её кипения. В зависимости от состава и характеристик тормозные жидкости делят на классы — те самые DOT.
Типы тормозной жидкости. Отличия DOT 3, DOT 4, DOT 5
Тормозные жидкости традиционно классифицируют по американскому (де-факто международному) стандарту FMVSS 116, присваивая им классы DOT — Department of Transportation. Именно маркировку ДОТ вы, скорее всего, найдёте на упаковке тормозной жидкости.
В американской спецификации отсутствует тормозная жидкость DOT 4 Class 6 — она введена международным стандартом ISO 4925. В России также используют стандарты РОСДОТ 4 и РОСДОТ 6. В целом, они повторяют стандарты DOT 4 и DOT 4 Class 6, хотя температура кипения новой (не увлажнённой) тормозной жидкости РОСДОТ 4 выше, чем у DOT 4.
Ключевые характеристики тормозных жидкостей разных классов представлены в таблице.
Характеристики тормозных жидкостей | ||||
Класс | Температура кипения, °C (новая жидкость) |
Температура кипения, °C (старая жидкость) |
Вязкость, мм²/с (–40°C) | Основа |
DOT 3 | > 205 | > 140 | ≤ 1500 | Гликоль |
DOT 4 | > 230 | > 155 | ≤ 1800 | Гликоль и борная кислота |
DOT 4 Class 6 | > 250 | > 165 | ≤ 750 | Гликоль и борная кислота |
DOT 5.1 | > 260 | > 180 | ≤ 900 | Гликоль и борная кислота |
DOT 5 | > 260 | > 180 | ≤ 900 | Силикон |
РОСДОТ 4 | > 250 | > 155 | ≤ 1800 | Гликоль и борная кислота |
РОСДОТ 6 | > 250 | > 165 | ≤ 750 | Гликоль и борная кислота |
Стандарты регламентируют минимальные температуры кипения как новых тормозных жидкостей, так и старых, уже впитавших определённое количество воды. Чем выше температура кипения, тем надёжнее тормозная жидкость работает при большой нагрузке на тормоза.
Также стандарты учитывают вязкость тормозных жидкостей при температуре −40°C. Чем ниже вязкость, тем выше текучесть жидкости на морозе, что важно в холодном климате.
Рассмотрим основные типы (классы) тормозных жидкостей.
- Тормозные жидкости DOT 1 и DOT 2 — устаревшие стандарты тормозных жидкостей на основе касторового масла. Давно не выпускаются и не используются.
- Тормозная жидкость DOT 3 — это тормозная жидкость начального уровня на сегодняшний день. Её основа не содержит борную кислоту, поэтому жидкость крайне гигроскопична и закипает при относительно низкой температуре.
- Тормозная жидкость DOT 4 Class 6 — этот класс жидкостей также называют DOT 4+, DOT 4 Plus, Super DOT 4 или DOT 6. Распространены и коммерческие названия: DOT 4 ESP, DOT 4 LV (Low Viscosity) DOT 4 Pro и другие.
DOT 4 Class 6 является улучшенной версией DOT 4, особенно в морозостойкости: вязкость тормозной жидкости DOT 4 класса 6 очень низкая, она хорошо сохраняет текучесть на морозе. Температуры кипения жидкости 6-го класса также выше, чем у обычной DOT 4.
Можно ли смешивать разные типы тормозной жидкости
По мере износа тормозных колодок может возникнуть необходимость долить тормозную жидкость. На этикетке обычно указано, с какими классами можно смешивать данную жидкость. Проблема в том, что автовладелец не всегда знает, какая тормозная жидкость залита в бачок. Смешивать жидкости с разной температурой кипения не рекомендуется, поэтому полная замена тормозной жидкости всегда предпочтительнее частичной.
Однако в экстренной ситуации — например, при утечке тормозной жидкости вдали от дома — жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 4 Class 6 и DOT 5.1 можно смешать, чтобы доехать до сервиса. А вот силиконовую тормозную жидкость DOT 5 смешивать с другими нельзя, она несовместима с гликолевыми жидкостями.
Когда нужно менять тормозную жидкость
Всего зa гoд тормозная жидкocть напитывается водой из атмосферы на 2–3% своего объёма, а температура её кипения снижается на 30–40 °C. Причём этот процесс идёт даже если автомобиль не эксплуатируется, а просто стоит в гараже. А через 2 года ездить на машине с такой тормозной жидкостью уже опасно — можно внезапно остаться без тормозов после нескольких резких торможений.
Пробег тоже играет роль: большинство автопроизводителей предписывает замену тормозной жидкости каждые 30–40 тысяч км. Но общепринятая рекомендация — замена тормозной жидкости каждые 2 года вне зависимости от пробега.
Если вы купили подержанный автомобиль, то можете не знать, когда в последний раз менялась тормозная жидкость. Её состояние можно проверить с помощью портативного тестера тормозной жидкости — такой есть в любом автосервисе. Прибор покажет количество воды, растворённой в тормозной жидкости.
Замена тормозной жидкости
Купить тормозную жидкость недостаточно — её ещё нужно правильно заменить. Для полной замены тормозной жидкости её сперва откачивают из бачка, заливают новую, а затем прокачивают тормоза — прогоняют жидкость через систему, поочерёдно сливая остатки старой через сервисные штуцеры на тормозных суппортах. При этом нужно откинуть суппорты и вдавить тормозные поршни, поскольку внутри цилиндров тоже есть старая жидкость.
На старых автомобилях самостоятельная замена тормозной жидкости не составляет труда. Достаточно найти помощника — для прокачивания тормозов без вакуумного откачивателя нужно 2 человека. Тормозную жидкость сливают с каждого штуцера последовательно, начиная с наиболее удалённого от главного тормозного цилиндра (т. е. с заднего колеса по диагонали от места водителя). Главное — постоянно доливать новую жидкость в бачок: если упустить её уровень, то в систему попадёт воздух, выгонять который придётся очень долго.
В новых автомобилях, оснащённых антиблокировочной системой тормозов (ABS) и системой помощи при экстренном торможении Brake Assist (BA, BAS), схема прокачки уже сложнее — её нужно смотреть в сервисной инструкции к конкретному автомобилю. А автомобили с гидроаккумуляторами и электрическими усилителями тормозов вообще требуют подключения диагностического сканера при прокачивании. Поэтому для замены тормозной жидкости на современном автомобиле лучше обратиться в квалифицированный автосервис.
Покупайте качественную тормозную жидкость и регулярно меняйте её, чтобы тормоза никогда не подводили.