Что нужно для гончарного мастерства
Перейти к содержимому

Что нужно для гончарного мастерства

  • автор:

Профессия гончар — как начинающим организовать гончарное производство в домашних условиях?

Гончарство зародилось ещё в эпоху неолита (V–III тысячелетии до н.э.), когда люди обнаружили уникальные свойства глины. Оказалось, что этот природный материал имеет относительно небольшой вес, прост в обработке, не пропускает влагу после высыхания и становится твёрдым в результате обжига. Кроме того, глина была доступнее, чем ореховая скорлупа и раковины.
Первоначально вся посуда изготавливалась только вручную. А в конце IV тысячелетия до н.э. появился и стал дополнительно использоваться гончарный круг. Каждый представитель профессии применял свою технологию производства и ставил на продукцию клеймо — аналог современного товарного знака.

Долгое время гончарное дело считалось семейным: отцы передавали свои знания только сыновьям. Однако позже мастера осознали неэффективность такого подхода. Они стали обучать своей профессии учеников, что привело к распространению гончарного дела и образованию гильдий (торговых групп, состоящих из 10–15 человек).

  • взвешивает и засыпает глину в пресс-формы;
  • замешивает материал;
  • осуществляет прессовку и формовку будущей продукции;
  • подбирает растворы для выполнения художественных росписей;
  • подготавливает поверхность предметов для выполнения гравировки и вытравливания узоров;
  • сушит формовочные изделия с доведением размеров;
  • обжигает глину в печи;
  • наносит глазурь, краску, декоративные элементы;
  • поддерживает гончарное оборудование и инструменты в рабочем состоянии;
  • проверяет качество готовой продукции.

Профессиональные обязанности гончара

Какие знания и навыки нужны человеку, желающему начать гончарное дело

Чтобы освоить профессию гончара, не обязательно получать высшее образование. Начинающий мастер может записаться на курсы в школу гончарного дела. Наиболее эффективными считаются индивидуальные занятия офлайн. Опытный ремесленник наглядно демонстрирует ученику основы производства, даёт практические задания, проверяет их выполнение и указывает на ошибки. Индивидуальное обучение профессии в Москве стоит в среднем 1500–2000 рублей, а занятие в группе — 800–1000 рублей. В средних и малых городах расценки ниже.

  • основы составления композиции;
  • состав и особенности разных видов глиняной массы, глазурей, растворов для росписей;
  • приёмы формовки и прессования изделий на станках: ручном, ножном и автоматическом;
  • правила загрузки предметов в печь;
  • технологию обжига;
  • методы нанесения глазури.
  • усидчивость;
  • терпение;
  • аккуратность;
  • развитая моторика рук;
  • художественный вкус;
  • пространственное мышление.

Как начинающий гончар может построить карьеру в своей профессии

  1. Рабочий фабрики. На заводе по производству изделий из глины и керамики начинающий гончар выполняет преимущественно рутинные операции: перекладывает полуфабрикаты на ленты, проверяет их качество и занимается сортировкой. Мужчин обычно ставят на обслуживание печей.
  2. Наёмный сотрудник мастерской. Начинающий гончар участвует во всех стадиях производства, но под присмотром опытного ремесленника. Получает фиксированную зарплату или процент от продаж.
  3. Индивидуальный ремесленник. Работает на себя. Дополнительно может зарабатывать деньги на проведении мастер-классов.
  4. Владелец собственной мастерской. Опытный гончар, который имеет наёмных сотрудников, производит и продаёт большое количество продукции из глины. Некоторые предприниматели открывают школы гончарного дела.

Как открыть производство по изготовлению глиняных изделий в домашних условиях

Необходимые для гончарного дела материалы и оборудование занимают много места. Поэтому, если у вас нет денег на аренду помещения, выделите под производство гараж, частный дом или просторную комнату (от 18 м²). В цехе установите хорошую вытяжку и уберите легковоспламеняющиеся предметы.

Шаг 1. Обустройство мастерской

  • гончарный круг — 50 000 рублей;
  • глиносмесительная машина — 30 000 рублей;
  • домашняя электрическая печь для обжига изделий — 100 000 рублей;
  • весы — 5000 рублей;
  • формы для литья и лепки — 30 000 рублей;
  • глина или керамическая масса для изготовления поделок — 20 000 рублей;
  • глазурь 2–3 видов — 15 000 рублей;
  • дополнительные инструменты: кисти, перья, трафареты, калячницы, штампы — 7000 рублей;
  • декор: стразы, стекло, бисер, нити — 3000 рублей.

Какое оборудование нужно для гончарной мастерской

Шаг 2. Продвижение гончарного дела

Начинающий гончар может продвигать домашний бизнес с помощью сарафанного радио, таргетированной рекламы в социальных сетях, блога в Instagram. Более подробно о последнем способе можно узнать в нашей статьи «Как стать блогером в Инсте». На маркетинговые мероприятия необходимо выделять минимум 10 000 рублей в месяц. Из бесплатных способов продвижения гончарного дела стоит отметить общение с потенциальными клиентами на форумах.

Шаг 3. Легализация бизнеса

Начинающему гончару, который работает в домашних условиях без помощников, подойдёт самозанятость. Этот режим с 2020 года распространяется на большинство регионов России, в том числе Московскую и Ленинградскую области. Зарегистрировать своё гончарное дело можно с помощью приложения «Мой налог», которое есть в App Store и Google Play.

Как гончару легально оформить свою деятельность
Самозанятые гончары, принимающие деньги от физлиц, уплачивают ежемесячный налог в размере 4% от суммы выручки, а сотрудничающие с организациями и ИП — 6%. Никакую отчётность сдавать в налоговую не нужно.
Если вы собираетесь привлекать наёмных сотрудников, регистрируйте ИП. Гончарное дело подпадает под код ОКВЭД 26.21 «Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий». Начинающему гончару подходят две системы налогообложения: упрощённая и патентная. В первом случае ставка составляет 6% от суммы дохода или 15% от суммы «доходы минус расходы». При патентной системе налог исчисляется из потенциальной прибыли и часто завышен, зато предпринимателю не нужно заполнять декларацию.

Какую продукцию гончарства выгодно изготавливать на дому

  • посуду из мягкого фарфора и нежного фаянса с художественной росписью;
  • керамические шкатулки;
  • вазы;
  • броши и колье.

Какие глиняные изделия выгодно продавать

Где начинающему гончару продавать готовые изделия

Глиняные изделия, созданные в домашних условиях, можно продавать офлайн и через интернет. Чем больше каналов задействует начинающий гончар, тем быстрее окупает вложения в профессию.

Розничные сети

Работы начинающего гончара, сделанные в домашних условиях, готовы принять на реализацию магазины подарков, посуды, хозяйственного инвентаря, а также гипермаркеты. Основной плюс такого сотрудничества — возможность сразу сбыть большой объём продукции.
Однако большинство сетей покупают товары гончарства по цене на 30–50% ниже среднерыночной. Поэтому начинающему гончару приходится работать дома в условиях конвейера, что чревато профессиональным выгоранием.

Ярмарки и выставки

  • дают шанс продать много изделий за высокую цену;
  • улучшают имидж мастерской;
  • повышают узнаваемость бренда.

Ярмарка гончарства

Онлайн-платформы

  1. Инстаграм. Приложение насчитывает более 1 млрд 200 млн пользователей, основную часть из которых составляют женщины. Поэтому при грамотной раскрутке личного бренда стабильные продажи обеспечены. К минусам платформы стоит отнести неудобный интерфейс и отсутствие встроенных инструментов монетизации. Если вы хотите ближе познакомиться с возможностями приложения, советуем прочитать статью «Как продавать хендмейд в Инстаграм».
  2. Ярмарка мастеров. Эта платформа специально заточена под продвижение и продажу предметов, сделанных в домашних условиях. Она позволяет оформить красивое портфолио, создать блог, повысить узнаваемость бренда, бесплатно разместить до трех товаров. Сервис безопасной сделки защищает начинающего гончара от обмана со стороны покупателей. К минусам платформы стоит отнести огромную конкуренцию и высокие тарифы — 130–8580 рублей в месяц независимо от реальной выручки. Начинающему гончару трудно продавать изделия на Livemaster.
  3. Etsy. Зарубежный аналог Ярмарки мастеров. Его основное преимущество — возможность продать изделия из глины и керамики по высокой цене, поскольку сайт в основном посещают американцы. Из минусов стоит отметить жадность сервиса (0,20$ за размещение каждого товара + комиссия 5% с суммы продаж), постоянные изменения правил без предупреждения, вероятность потери посылок при доставке, большое количество перекупов.
  4. Авито. На этом сайте можно продвигать гончарное дело бесплатно или с минимальными вложениями, например, заказав контекстную рекламу внутри сервиса. Интерфейс максимально простой. Однако на Авито начинающий гончар сможет продать только недорогие и практичные изделия вроде кружек. . Это новая русскоязычная онлайн-платформа, подходящая для продвижения творчества начинающего мастера. В отличие от большинства площадок, здесь не нужно платить за оформление портфолио, размещение или продажу товаров. Низкая конкуренция позволяет быстро раскрутить гончарное дело и привлечь первых целевых клиентов. Кроме того, на Меценате есть множество встроенных инструментов монетизации хобби: вы можете выполнять заказы, продавать готовые товары, собирать донаты от поклонников.

Сколько зарабатывают гончары в Москве, провинции и за рубежом

  • рабочие фабрик — 20 000–30 000 рублей;
  • наёмные сотрудники небольших мастерских — 15 000–20 000 рублей или 50% от стоимости проданных товаров;
  • ремесленники, работающие в домашних условиях, — 30 000–40 000 рублей.

Сколько зарабатывают гончары в России и за рубежом
Таким образом, гончарное дело — это интересная, но сложная профессия. Чтобы стать востребованным мастером, нужно потратить долгие годы на оттачивание навыков и прощупывание рынка. Но если вы относитесь к занятию с душой, то обязательно найдёте покупателей!

Обучение гончарному мастерству: развеиваем мифы и даём советы новичкам

Работа с глиной, словно медитация, снимает усталость, поднимает настроение и освобождает ум от потока навязчивых мыслей. Она учит терпению и не быть привязанным к определённому результату. Одновременное расслабление и концентрация, которая вовсе не напрягает, — это сложно представить, пока не возьмёшь в руки глину и не начнёшь создавать свой шедевр.

Зарядиться созидательной энергией поможет мастер-класс в уютной гончарной мастерской, где за несколько часов можно собственноручно создать стильный элемент декора или посуду. При этом процесс затягивает настолько, что теряется счёт времени. И так же незаметно гончарная глина превращается в современную практичную вещь.

Релаксация и самотерапия

Глину можно назвать своеобразным проводником к глубинам сознания. С негативным настроем у вас вряд ли что-то получится. Уж очень своенравный и капризный материал, хоть и невероятно податливый.

В этом и заключается, пожалуй, одно из его волшебных качеств – трансформировать нервозность, волнение, неуверенность, страх и различные негативные установки в противоположное: спокойствие, умиротворение, решительность и положительный настрой. Неудивительно, что гончарное искусство используется в арт-терапии для повышения самооценки, избавления от психологических комплексов, контроля над своими чувствами и эмоциями.

Лепка вместе со специалистом — отличный вариант и для детей, которые испытывают проблемы психологического характера. Кроме того, глинотерапия развивает усидчивость, воображение, творческие способности, мелкую моторику и художественный вкус.

Действие – противодействие

Главное правило работы с глиной — никаких резких движений. Всё должно происходить без суеты, но при этом чётко, целенаправленно и с соблюдением всех необходимых правил. Расслабление и концентрация происходят одновременно и по наитию. Мы привыкли прилагать усилия, когда работаем над чем-либо. Создавая керамическое изделие, легко войти в «состояние потока», когда новая форма рождается благодаря лёгким движениям рук.

«С опытом приходит и больше расслабления во время работы с глиной. Это остро ощущается за гончарным кругом. Нужно быть готовым к тому, что вначале многое не получается, к тому же это физически нелегко. Поэтому индивидуальные или парные занятия наиболее эффективные. Необходимо соучастие мастера, так как круг постоянно вращается, и всё происходит значительно быстрее, чем во время ручной лепки, — отмечает преподаватель гончарного мастерства Влада Старовойтова и делится самыми распространёнными (ошибочными) ожиданиями людей.

1. Гончарное искусство это легко и всё сразу удастся

Важно понимать цель. Вы хотите получить результат или узнать специфику гончарного мастерства? Одного мастер-класса может быть недостаточно. В ручной лепке больше гарантии, что у вас получится изделие. И, конечно, важна помощь мастера, который вас направляет.

Посмотрев видео в Интернете, могут появиться неоправданные ожидания. Например, лёгкость работы за гончарным кругом. В действительности одно неправильное нажатие – и форма рушится. Это может повлиять на дальнейшую мотивацию человека, который пришёл на мастер-класс с завышенными запросами. Должен работать принцип «от простого к сложному».

2. После мастер-класса можно сразу забрать изделие

Керамика проходит сложный цикл. Нужно сделать форму из глиняной массы, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Особенно важно это объяснить детям, которые нацелены на результат «здесь и сейчас». Они должны понять, что глина проходит долгий путь, прежде чем стать посудой.

Советы новичкам:

– Приходите на разовое занятие и попробуйте сделать что-то простое. Получилось? Понравилось? Значит, можно перейти к чему-то более сложному, а в дальнейшем, при желании, записаться на курсы и развивать навыки в гончарном искусстве.

– Будьте готовы к неудаче. Не переоценивайте ваши возможности.

– Не должно быть подмены понятий. Мастер-класс — знакомство с гончарным искусством и необычный досуг, курсы — целенаправленное обучение.

– Смело пробуйте, не бойтесь. Вы получите ни с чем несравнимые ощущения.

– Важно понять, что вам интереснее. Это могут быть небольшие работы (серьги, броши, сувениры), посуда, статуэтки или даже панно. А после можно искать мастеров, которые помогут развиваться в выбранном направлении.

3. При углублённом обучении гончарному мастерству нужно быть готовым к:

– Любое изделие, даже сделанное мастером, может не получиться (треснуть в печи). Если это случилось – принять и двигаться дальше.

– Оборудование (печи, гончарный круг) и инструменты — недешёвое удовольствие. На начальном этапе лучше отдавать изделия на обжиг в ближайшую мастерскую.

«Лучше, чтобы были короткие ногти, особенно при работе на гончарном круге, — добавляет Вероника, которая проходит курс по гончарному искусству в мастерской «Грядка». — Попробовав однажды, трудно остановиться. Я пошла на курс, чтобы научиться делать очень разные изделия и совершенствовать свои навыки. Практически всю свою керамику дарю близким людям».

В мастерской «Грядка» кроме курсов проходят мастер-классы, занятия за гончарным кругом. Здесь можно провести творческое свидание или организовать день рождения. В студии продаётся готовая посуда и другие предметы ручной работы. «Грядка» поможет вырасти в своём мастерстве, удивить близких и вдохновиться на новые свершения.

Сожмёшь слишком сильно — глина деформируется. Будешь спешить — процесс выйдет из-под контроля. Не обратишь внимания на мельчайшие детали — при обжиге появятся дефекты. Важно соблюдение баланса, полное ощущение «здесь и сейчас». В общем-то, всё как в жизни. Волшебство процесса, пожалуй, самое главное.

Что нужно для гончарства? Рассказывают мастера студии «Лихтарик»

Что нужно для гончарства? Прекрасный вопрос в начале осени. Ведь вскоре погода испортится и срочно понадобится новое хобби. А что может быть лучше мягкой глины, которая принимает Ваше настроение, тепло ваших рук и превращается из неприглядного куска в прекрасную посуду? — Ничего.

Итак, чтобы заняться гончарством Вам нужна глина. Мы используем МКФ-2 из Славянска, но в небольших объемах ее найти не так просто. Кроме того, Вам нужен гончарный круг. Они бывают аутентичные деревянные, ножные и более современные электрические. На электрическом круге работать значительно легче, ведь не нужно все время крутить его ногой. У нас в студии обычно используется электрический круг, но на индивидуальных мастер-классах можно попробовать свои силы и на аутентичном ножном.

Как выбрать глину для лепки и гончарства?

На первый взгляд для гончарства подходит любая глина. Но на практике это совсем не так!

Для того, чтобы первый опыт лепки был успешным нужно понимать физические свойства глины. У художников есть такой термин — «работа не в материале». Это означает, что работа выполнена с нарушением технических или физических особенностей материала. Что это означает на практике? — Например, если из глины сделать очень тонкую тарелку, то при высыхании она треснет. С этим ничего нельзя сделать. Это чистая физика. Влага испаряется, гончарное изделие становится сверхтонким и идет микротрещинами, которые при обжиге становятся значительно больше. Второй пример: если глину плохо вымесить, то в ней останется воздух, который при нагреве керамики в печи расширится и разорвет гончарное изделие вдребезги. К сожалению, такое случается даже у профессионалов.

Давайте разбираться в видах глины вместе с нами. Выделяют несколько основных видов гончарной глины:

  • МФФ-1 для фаянсовых изделий;
  • ПФФ-3 для полуфарфоровых изделий;
  • МКФ-3 для фасадной керамики;
  • МКФ-2 для декоративно-художественной керамики.

В контексте мастер-классов по гончарству нас интересует МКФ-2. Именно такую ​​глину мы используем на наших гончарных мастер-классах. Она мягкая, легкая в работе, из нее можно лепить руками или формировать изделия на гончарном круге. В отличие от нее ПФФ-3 менее пластична и более плотная. МКФ-2 лучше впитывает воду и из нее легче делать декоративные элементы, такие как, например, ручка к чашке. МФФ-1 имеет наибольший уровень гигроскопичности, значит она лучше впитывает воду. Для профессионального керамиста это преимущество, но для начинающего может создать дискомфорт. Ведь, если глина слишком влажная, то она перестает слушаться керамиста и надо ждать пока глина немного подсохнет. В условиях мастер-класса это не удобно, потому что время тратится не продуктивно.

МКФ-3 удобна при работе с большими формами, она прочная в местах соединения различных элементов и позволяет легко склеивать детали между собой. МКФ-3 очень удобна для ручной лепки.

Глина МКФ-2 — идеальный вариант для гончарства на гончарном круге и прекрасно подходит для лепки руками. Глина для декоративно-художественной керамики лучше всего подходит для гончарных мастер-классов. Мы всегда используем ее в своей гончарной мастерской.

В своей работе мы используем глину МКФ-2 со Славянска. Там одно из крупнейших месторождений глины в Украине и работает большой завод керамических масс, который поставляет качественную глину керамистам со всей Украины.

Рекомендации по работе с глиной МКФ-2 для новичков от нашей гончарной мастерской:

  • Перед использованием глину нужно хорошо вымесить до однородной консистенции;
  • Следите за тем, чтобы Ваши руки всегда были мокрые во время лепки или гончарства;
  • Перед обжигом изделия нужно зашлифовать специальной наждачной сеткой;
  • При работе с сырой глиной ее можно покрасить ангобами;
  • Если Вы не планируете обжигать свои гончарные изделия, то их можно раскрасить обычными акриловыми красками;
  • Если глина пересохла, то ее необходимо завернуть в мокрую ткань, и она вернет свои физические свойства.

А попробовать полепить и погончарить с МКФ-2 Вы можете на мастер-классах по гончарству в гончарной мастерской «Лихтарик». Для более глубокого знакомства с материалом и процессом гончарства советуем прийти на курс гончарства, состоящий из 10 индивидуальных занятий. Обращаем внимание, что обжиг всех изделий, которые Вы сделаете на этом курсе мы сделаем Вам в подарок.

Переходим к декорированию изделий. Здесь не обойтись без стеков и ангобов. Чем их больше, тем лучше. Чем больше форм и цветов, тем интереснее будет посуда.

Групповые мастер-классы по гончарству

Ну и наконец, чтобы из глиняного изделия получить настоящую посуду, Вам нужна печь. Специальная гончарная печь, которая поддерживает температуру свыше 1000 ° С. Обжиг керамики без гончарной печи не возможен. Гончарная печь — это самый дорогостоящий и технически сложный аспект изготовления керамики. Для правильного и безопасного обжига в гончарной печи, она должна быть оснащена специальной системой вентиляции.

Обжиг гончарных изделий — это процесс превращения гончарных изделий лепных руками или сформированных на гончарном круге в полноценную посуду или другие керамические изделия. Обжиг — это финальная стадия обработки гончарных изделий.

Обжиг может быть утильный или бисквитный — это первый обжиг глиняных изделий, который превращает сухие, но хрупкие изделия на крепкие. Утильный обжиг может быть, как самодостаточным, так и потребовать дополнительного обжига. Вторым обжигом может быть молочение или глазурование.

Утильный обжиг может быть при температуре 800 — 850 градусов, если после него планируется обработка изделия глазурями. А может быть при температуре 900 — 950 градусов, если это будет единственный обжиг, или после него будет молочение.

Процесс обжига состоит из нескольких этапов:

  • Нагрев гончарных изделий в печи;
  • Выдержка керамических изделий в печи при различных температурах. Таким образом глина становится крепче и закаляется;
  • Остывание гончарных изделий в печи.

В общем, все три этапа занимают около 18 — 20 часов.

Перед обжиганием глиняные изделия должны быть абсолютно сухими. Процесс высыхания должен проходить естественно. Именно поэтому, температура и влажность в гончарной мастерской имеют большое значение для скорости высыхания изделий. Если изделия высыхают слишком быстро, то они могут потрескаться еще до обжига.

Сухие изделия затираются, чтобы не оставалось острых элементов на дне изделия. Процесс затирки изделий позволяет сделать их изящнее перед обжигом.

Современные керамические печи очень облегчают жизнь керамистам. Дело в том, что электрические печи можно запрограммировать на нужный обжиг и не думать о том, как и когда менять температуру внутри. Однако, гончар должен внимательно следить за тем как поставить в печь изделия. Они не должны прислоняться к стенкам печи, нельзя класть много изделий одно на одно, следует делить пространство печи на отдельные ярусы и уже на этих ярусах осторожно выкладывать тарелки, чашки, кувшины или вазы.

Если же Вы хотите просто попробовать гончарство или овладеть новым хобби, но не готовы к таким грандиозным переменам в своем интерьере (круг, печь, глина на балконе) — приходите на наши мастер-классы или курс гончарства. Мы предоставляем все материалы, помогаем реализовать Ваш замысел и по Вашему желанию обжигаемым изделия.

Инструменты керамиста для работы с глиной

Статьи

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

Лепка из глины в последнее время стала одним из самых популярных хобби. В это занятие вовлечены не только профессиональные мастера с художественным образованием, но и обычные новички, которые только начинают познавать секреты декоративно-прикладного творчества. Для определенной категории керамистов лепка из глины – основа их дополнительного или постоянного заработка. В связи с этим, на форумах часто возникают вопросы относительно необходимого инструментария, его перечня и требований.

Анализ советов мастеров показал, что у начинающих керамистов возникает определенная путаница, а перечень инструментов оказывается чрезмерно широким.

Проблема заключается в том, что само понятие лепки из глины является обобщенными, поэтому необходимо уточнять, для какого именно направления художественной деятельности интересуют инструменты. Можно выделить два вида работ с глиной:

  1. гончарное искусство;
  2. лепка из полимерной глины.

Перечни инструментов для этих видов работ несколько отличаются друг от друга, хотя четкого разграничения нет. Некоторые приборы, устройства и материалы востребованы, как в гончарном деле, так и в работе с полимерной глиной.

Основные направления лепки из глины

Ни в одном официальном источнике нет информации о том, какие виды деятельности подразумевает лепка из глины. Действительно, по определению любое творчество, связанное с поделками из глины, является гончарным искусством, гончарной керамикой или просто керамикой. И здесь нет разграничений, изготавливаются ли мелкие поделки из полимерной глины, не требующей обжига, или ведется производства глиняной посуды традиционным способом. Но в вопросе о необходимых инструментах следует рассматривать гончарное дело, как производство достаточно крупных глиняных изделий.

Скульптуры из керамики

Обычно продуктом гончарного производства является посуда. Она имеет практическое значение, поэтому процедура декорирования здесь уходит на второй план. Максимум, что делает керамист помимо лепки, — это глазурование, в результате которого кухонная утварь приобретает эстетичный вид, а также становится водонепроницаемой. Гончарное дело считается древнейшим ремеслом, но и в современном мире оно достаточно востребовано.

Практическое значение керамической посуды постепенно уменьшается. Все чаще керамика выступает в качестве сувенира, памятного подарка или элемента декора.

Сувенирные тарелки расписываются различными узорами. На них художники наносят целые картины. Нечто подобное происходит и с другими видами посуды. Существуют даже виды росписи, ставшие традиционными. К ним относится гжель, хохлома, мезенская роспись. Создает такие шедевры тот же гончар, однако его уже называют художником-керамистом. В его арсенале более разнообразный набор инструментов.

Сувенирная тарелка с Санкт-Петербургом

Отдельное направление лепки из глины – изготовление мелких поделок. Для них используется полимерная глина, не требующая высокотемпературного обжига. Сегодня природным материалом мало кто пользуется. Глина в натуральном виде не всегда пригодна для лепки, а ее подготовка требует определенных знаний и усилий. Гораздо проще купить готовую глину нужного цвета. Для этого совсем необязательно, чтобы в городе был специализированный магазин. Любые аксессуары и инструменты для лепки можно приобрести в интернет-магазинах.

Инструменты для гончарного дела

Как было уже сказано выше, подразумевается, что результатом гончарного производства являются более или менее сложные предметы, обычно выполненные в форме тел вращения, это всевозможные кувшины, чашки, тарелки, кружки. Для работы потребуются несложные приспособления и инструменты.

  • Струна. Струна в гончарном искусстве считается универсальным инструментом. Ею удобно разрезать глину, деля ее на порции. При помощи струны гончар получает на теле вращения полосы, выемки и борозды. Но основное предназначение тонкой струны заключается в срезании готового тела с гончарного круга. Вылепленное тело легко отделяется от остатков глины и от самого круга. Держать струну в руках очень неудобно и травмоопасно, поэтому на ее концах закрепляют ручки из деревянных брусков. Стальные струны, например, гитарные, вполне подходят для работы, однако они быстро приходят в негодность. Опытные мастера предпочитают самостоятельно изготавливать струны из лески.

Глина и струна для ее нарезки

Подписаться на телеграм-канал Натальи Ковалевой

  • Гончарный круг. Гончарный круг был изобретен практически сразу после освоения ремесла. Его назначение может понять каждый. Тела вращения получаются симметричными относительно оси вращения, что и требуется получить при изготовлении посуды. Гончар наносит глину на круг и раскручивает его. В зависимости от типа привода гончарные круги бывают механическими и электрическими. Когда мастер вращает круг одной рукой, то лепку производит только второй, свободной рукой. Это не совсем удобно, поэтому более усовершенствованные устройства приводились в движение при помощи специальной педали. Сегодня популярными стали электрические круги. Электромотор приводит в движение гончарный круг, причем мастер может сам выбирать скорость вращения.
  • Шпатель. Нехитрый на первый взгляд инструмент в руках мастера может творить настоящие чудеса. Шпатель нужен в гончарном деле для того, чтобы минимизировать контакт глины с руками. Таким образом, при помощи шпателя можно дозировать материал, отрезать лишние куски, разглаживать поверхности. Шпатели по ширине бывают разными. В домашних условиях шпатель можно изготовить из палочек для мороженого.
  • Электромешалка. Электромешалка является незаменимым помощникам тем мастерам, которые готовят глину самостоятельно из натурального природного материала или из специального порошка. В приготовлении глины важно добиться однородной консистенции. Вручную это сделать практически невозможно.

В гончарном искусстве нет четкого разделения между областями применения того или иного инструмента. Одни инструменты используются лишь при лепке посуды, в то время как другие являются универсальными, то есть, подходят для работы на гончарном круге и для работы с полимерной глиной. Весь приведенный перечень считается весьма условным. Некоторые инструменты, описанные в разделе о полимерной глине, широко используются и в производстве кухонной утвари.

Инструменты для декоративного творчества

Под декоративным творчеством здесь подразумевается изготовление кухонной посуды с последующей росписью. В принципе, набор инструментов остается тем же самым, что и для гончарного дела. К вышеперечисленному перечню необходимо добавить несколько специфических инструментов.

  • Турнетка. Для художника керамиста важно оперативно обеспечить доступ ко всей поверхности изделия. В результате обработки глиняный кувшин или тарелку приходится постоянно поворачивать из стороны в сторону. Турнетка – это специальная вращающая подставка, на которой во время росписи находится изделие, снятое с гончарного круга. Турнетка плавно вращается, поэтому художник может добиться качественного и ровного рисунка. Многие путают турнетку с гончарным кругом. На гончарном круге удобно только формировать изделие. Площадка турнетки вращается гораздо плавнее и легче. Именно плавность поворота важна при создании ободков и ровных линий. Но не только для росписи нужна турнетка. Вращающаяся подставка пригодится при инкрустации сосуда. В качестве декора используются отдельно вылепленные из глины фрагменты, драгоценные камни, металлические элементы.

Скульптура на турнетке

  • Гребешки. Гребешки могут быть резиновыми, деревянными или металлическими. С помощью таких гребешков изделия из глины полируются. Полировать изделие можно как перед обжигом, так и после него. Благодаря разнообразию щеток гребешков, мастер получает возможность придать поверхности оригинальную фактуру. Перед глазурованием изделие необходимо хорошо зачистить. Для данной процедуры также подходят гребешки.
  • Гончарный циркуль. В некоторых случаях гончар лепит из глины сосуды, форма которых определяется спонтанно, исходя из визуальных представлений самого мастера. Но чаще всего необходимо изготовить тот или иной сосуд по заданным заранее размерам. Так как основным параметром тела вращения является его диаметр в конкретной части, то такие измерительные инструменты, как линейка или мерная лента, не подходят. Гончар пользуется циркулем, представляющим собой соединенные шарниром дугообразные ножки.
  • Печь. Обжиг изделия считается финальной стадией процесса. После обжига керамика получает присущие ей гидрофобные характеристики. Температура обжига зависит от состава глины, поэтому в качестве печи могут использоваться разные устройства. Первые горны представляли собой вырытые в земле ямы. И сейчас в домашних условиях можно смастерить такую печь, если сверху ямы положить под, на котором необходимо развести костер. Но для обжига керамики потребуется длительное время поддерживать горение. Полимерная глина не требует высокотемпературной обработки. Некоторые ее сорта отличаются самоотверждением, а те материалы, которые необходимо обжигать, имеют температуру обжига около 200 градусов.

Муфельная печь

В домашних условиях мастера пытаются воспользоваться духовым шкафом или микроволновой печью.

Заметим сразу, что если газовую или электрическую духовку можно приспособить для обжига полимерной глины, то микроволновка для этих целей не подойдет.

Настоящее устройство для обжига – муфельная печь. Но такая печь найдется не у каждого, поэтому приходится обращаться к знакомым мастерам или обжигать глину в производственных печах.

Инструменты для лепки из полимерной глины

Из полимерной глины создаются небольшие скульптуры, керамические фигурки, декоративные поделки. Она не требует наличия дорогостоящего оборудования, поэтому большинство любителей декоративно-прикладного творчества могут себе позволить заниматься изготовлением керамики в качестве хобби. Тем не менее, с первым материалом начинающий мастер должен приобрести в магазине несколько полезных инструментов.

  • Стеки. Стек – это обобщенный термин, которым обозначают достаточно широкий спектр похожих друг на друга инструментов. Стеки помогают мастеру выполнять мелкие работы на этапе лепки или отделки. При помощи стеков можно изменить форму тела вращения на гончарном круге или работать с мелкими элементами при ручной лепке. Форма стека может быть самой разнообразной. Некоторые инструменты используются мастерами, как лекало для формирования поверхности. Профессиональный стек, то есть, инструмент, который продается в магазине, выполнен из специального сплава, поэтому к нему не прилипает глина. В целях экономии в качестве стека используют стержень от шариковой ручки, зубочистку, вязальную спицу, обычную кисточку для рисования, китайские палочки.
  • Молды. Молды представляют собой формочки, сделанные из пластика или силикона. Опытные мастера предпочитают изготавливать молды самостоятельно, так как особых навыков для работы с силиконом не нужно. При помощи таких формочек можно создавать различные фактуры, особенно если необходимо изготовить несколько одинаковых изделий. Сейчас не проблема купить набор молдов, так как в любом интернет-магазине будет представлен широкий их выбор, причем совсем необязательно, чтобы этот магазин специализировался на продаже аксессуаров для гончарного дела.
  • Штампы и текстурные листы. Несмотря на то, что данные приспособления выполнены из тех же материалов, что и молды, их назначение несколько отличается. Если формочка наполняется глиной, которая впоследствии подсушивается, то штампы и текстурные листы просто прикладываются к поверхности, образуя на сырой глине оттиск.

Мастерская керамиста

Не был перечислен целый перечень подручных материалов, которые задействованы в процессе лепки и последующего декорирования керамического изделия. Эти материалы не попали ни в одну из представленных категорий, однако без них не может обойтись ни один керамист. К их числу относится:

  • наждачная бумага;
  • фольга;
  • пергаментная бумага;
  • плоскогубцы;
  • канцелярские ножницы;
  • иглы, шило;
  • гнущиеся лезвия;
  • каттеры (металлические формы для вырезания из глиняной массы готовых фигур);
  • экструдер.

Безусловно, все эти материалы и приспособления можно заменить подручными средствами или полностью исключить из процесса лепки. Но с ними само занятие принесет огромное удовольствие мастеру, ведь не секрет, что многие любители гончарного дела занимаются изготовлением поделок исключительно для души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *