В городе новые технологии. Как в Москве запускают электробусы
В Москве на маршруты вышли электробусы. И не в тестовом режиме, а на постоянной основе. В этом российская столица старается идти в ногу с мировыми трендами на электротранспорт. И пока Москва и Санкт-Петербург ставят новый вид транспорта на поток, регионы активно его тестируют.
История первых образцов
Стоит отметить, что электробусы на самом деле не такой уж и новый вид транспорта. Создавать электрические машины, в том числе и автобусы, пробовали еще в XIX веке. Но в начале XX века разработка электрического транспорта практически прекратилась и возобновилась только в 1970-х годах во время нефтяного кризиса, когда подскочили цены на топливо.
В России развитие электробусов связано с именем инженера-изобретателя Ипполита Романова. В 1899 году по его проекту построили первый отечественный электромобиль на двух человек. А в 1902 году в Санкт-Петербурге он представил 20-местный омнибус, который предназначался для обслуживания гостиниц.
Проект получил одобрение проверяющей комиссии, и Романов предложил открыть движение электробусов на десяти городских маршрутах. Но идею так и не воплотили в жизнь из-за отсутствия финансирования. Новую жизнь электротранспорт получил уже в XXI веке с развитием технологий и экологически чистых источников энергии.
Отличие от троллейбусов
Главное, что отличает электробусы от всем уже известного электрического транспорта, троллейбусов, — отсутствие постоянной привязки к электросети. Если троллейбус заряжается непосредственно при движении от подвесной контактной сети, то на электробусах устанавливают емкую батарею. Это делает их более мобильными в черте города.
Есть три основных способа зарядки, у каждого из которых имеются как свои плюсы, так и свои минусы.
• Ночная зарядка в парках. Требует длительного времени — 6–10 часов в зависимости от модели электробуса, очень высокой мощности, ведь одновременно в парке заряжается множество машин. Но позволяет экономить время в поездке, не задерживаясь на остановках для подзарядки.
• Зарядка на остановках и конечных станциях. С одной стороны, тратится полезное время в пути. Но с другой, позволяет избежать возможного обесточивания электробуса в дороге.
• Динамическая подзарядка. Такие электробусы еще называют троллейбусами с автономным ходом. Это электробусы, которые, имея батарею, также с помощью токоприемника могут заряжаться от стандартной подвесной контактной сети. То есть такие модели позволяют комбинировать троллейбусные и автобусные маршруты: там, где есть сеть, электробус может подзаряжаться в пути, а где нет — идти на заряде батареи.
По данным московских властей, суммарные затраты на эксплуатацию электробуса на 10% ниже, чем троллейбуса.
Вышли на маршруты
В Москву электробусы приехали еще весной 2015 года, и за три года на столичных дорогах протестировали образцы ГАЗа, ЛиАЗа, "Белкоммунмаша", финской Linkker и китайских производителей. Так, например, в 2016 году один из отечественных электробусов КамАЗ-6282 в тестовом режиме ездил на маршруте от станции метро "Славянский бульвар" до Сколково.
И теперь московские власти запустили электробусы на постоянной основе.
Ранее правительство Москвы провело два аукциона на поставку 200 автобусов на электрической тяге и зарядных станций к ним. В итоге торги выиграли крупнейшие российские автопроизводители — КамАЗ и ГАЗ. Каждый из них выпустит для "Мосгортранса" по 100 машин и обеспечит установку 62 ультрабыстрых зарядок.
Заряжаться транспорт будет в парках и на конечных станциях. Кроме зарядки одной из самых главных задач остается эксплуатация в суровом российском климате. Отечественные производители обещают, что машина будет работать при температурах от минус до плюс 40 градусов.
Однако для дополнительного обогрева салона зимой в электробусы установят генератор, который в свою очередь будет работать на привычном дизеле. "Боясь, что может не хватить заряда, мы поставили генератор, чтобы было достаточно энергии на отопление. Но по тем расчетам, которые есть сейчас, возможно, это не потребуется, и в следующих партиях мы, может быть, исключим эту отопительную систему. Это сделано сугубо для того, чтобы попробовать сделать электробус более надежным", — сказал заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.
Первые машины вышли на маршрут троллейбуса №73 от ВДНХ до Алтуфьева еще 1 сентября. "Поздравляю вас с большим событием! Новый инновационный транспорт появился в Москве — электробус. Процентов на 18 он потребляет меньше электроэнергии, чем троллейбус, отличается от него единственно тем, что подзарядка идет не по всему маршруту, а на конечных остановках. Ну и более маневренный и современный транспорт. Очень важно, что в России создается техника мирового уровня, отрабатываются технологии, которые только-только начинают применяться в больших городах мира. Москва идет в тренде", — заявил мэр столицы Сергей Собянин на торжественной церемонии запуска движения.
Хотя не обошлось при запуске и без происшествий, когда машины не сразу смогли пройти весь маршрут. В "Мосгортрансе" ответили на критику и призвали присылать в ведомство свои замечания и предложения. Полноценный запуск состоялся 3 сентября.
Всего до конца года власти обещали запустить еще 100 электробусов на пяти маршрутах, которые пройдут через 22 столичных района. Новые машины должны заменить :
• автобус Т25 "Проспект Буденного — метро "Лубянка" — Политехнический музей";
• троллейбус №83 "Уссурийская улица — метро "Преображенская площадь";
• троллейбус №42 "Рижский вокзал — метро "Петровский парк";
• троллейбус №76 "Холмогорская улица — метро "ВДНХ";
• троллейбус №36 "Бескудниковский переулок — 1-я Останкинская улица".
При этом первый месяц проезд на электробусах будет бесплатным . Как было в свое время после открытия Московского центрального кольца (МЦК).
Более комфортными поездки должно сделать и современное оборудование, которым оснастили новинки:
• USB-разъемы для зарядки мобильных устройств;
• система спутниковой навигации.
А в целях безопасности в машинах действуют:
• датчики задымления и температуры;
• системы видеонаблюдения и автоматического информирования.
Кроме того, власти обращают внимание, что электробусы на 30% тише обыкновенных автобусов и приспособлены для маломобильных пассажиров. В экомашине предусмотрено 30 мест для посадки, и всего она может перевозить около 85 человек.
Каждый год 300 новых электробусов
По данным московских властей, сейчас 25% всех пассажирских перевозок в столице приходится на электрический транспорт — троллейбусы и трамваи.
Для дальнейшего улучшения экологической ситуации в городе троллейбусы и устаревшие автобусы будут заменять как раз на электробусы. До конца года пройдет еще один аукцион на 100 машин, а в 2019–2020 годах город закупит их еще 600 штук.
При этом с 2021 года Москва в принципе перестанет покупать дизельный транспорт, сосредоточившись на электрическом аналоге. Так что уже к 2030 году столичные власти рассчитывают полностью перейти на электробусы.
Сергей Собянин объяснял пока низкую популярность электротранспорта его дороговизной — по разным оценкам, один электробус обходится в два раза дороже обычного автобуса. Так, в 2017 году заместитель гендиректора КамАЗа Николай Пронин назвал примерную стоимость электробуса в 20–30 млн рублей. В то время как автобус стоит в пределах 15 млн рублей.
"Не пройдет и пяти лет, как ситуация изменится. Как только аккумуляторы станут более эффективными и дешевыми, мы получим взрывной рост. Чтобы быть готовыми к этой революции и не отставать, мы вместе с отечественными производителями идем по пути создания отечественного электробуса", — заявил Сергей Собянин.
При этом, по словам Максима Ликсутова, переход на городской электрический транспорт поможет не только исправить экологическую ситуацию, но "даст дополнительный импульс российской промышленности, чтобы они выпускали самый лучший, современный и конкурентоспособный в мире подвижной состав".
На пути к электрификации общественного транспорта
Таким образом, Москва на пути к обновлению парка общественного транспорта старается идти в ногу с мировыми трендами.
По оценке Bloomberg New Energy Finance, уже к 2025 году 47% всех автобусов в мире придется как раз на электробусы. Лидером в этом отношении, безусловно, останется Китай — уже сейчас, по данным на конец 2017 года, все автобусы пятого по величине в стране города Шэньчжэня были электрическими, а это ни много ни мало — 16,3 тыс. штук. А через семь лет на Китай будет приходиться 99% всех электробусов в мире.
Полностью электрифицировать парк общественного транспорта к 2030 году собираются и власти Лос-Анджелеса. Речь идет об обновлении около 2,2 тыс. машин.
Влияние на энергосеть
Московские власти рассчитывают , что развитие электротранспорта в столице позволит более равномерно нагружать электросети города и повысить за счет этого надежность работы всей системы.
"Развитие городского электротранспорта позволит перераспределить нагрузку в электрических сетях с пиковых часов на ночные и дневные "провалы", что в конечном итоге благотворно скажется на всей энергосистеме, позволит снизить себестоимость электроэнергии и повысить надежность сетей", — заявил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Петр Бирюков.
Он также добавил, что "расширение сети зарядных станций для электротранспорта сегодня рассматривается как проект с привлечением партнеров, которыми в первую очередь могут стать управляющие компании".
Пилот не нужен
Если говорить о будущем, к которому движется общественный транспорт, — это, безусловно, отказ от водителей и переход на беспилотные машины.
КамАЗ уже показал работу прототипов беспилотных электробусов, а в 2019 году предприятие планирует приступить к конструкторской разработке 12-местных электробусов ШАТЛ (широко адаптивная транспортная логистика).
Конечно, Москва не единственная занимается электрификацией своего парка общественного транспорта — другие города и регионы стараются не отставать.
Санкт-Петербург
Северная столица даже опередила Москву в системном подходе к запуску электробусов на дороги. Первые машины вышли в город еще в декабре 2017 года в Приморском районе. Там используются модели с системой динамической подзарядки. Она позволила проложить маршруты в районы без контактной сети: от Шуваловского проспекта до Гаккелевской улицы электробусы идут самостоятельно, а затем переходят на контактную сеть и следуют до метро "Комендантский проспект" и далее до конечной остановки "Улица Шаврова".
Только за первые два месяца поездок поток пассажиров на маршруте вырос более чем в десять раз и составил около полумиллиона человек.
В 2018 году электробусы также вышли на маршруты №2, 12 и 17. А из последних — 27 августа электрические автобусы начали развозить петербуржцев по маршруту №18 от железнодорожной станции Ручьи до станции метро "Лесная".
Кроме того, из-за сложных климатических условий Петербург стал отличной площадкой для испытания новой модели электробуса словенской фирмы TAM-Europe. Компания протестирует свои машины в городе в 2019 году.
Испытывать будут модель Vero. Электробус имеет конструкцию, которая позволяет изменять длину машины от 7,2 до 11,5 метра и количество посадочных мест в зависимости от потребностей заказчика. Он оснащен исключительно электрическими двигателями, которые работают от аккумуляторов.
В июне 2018 года низкопольный электробус производства Volgabus вышел на дороги Тулы. Машину тестировали с 25 июня по 8 июля на троллейбусных маршрутах №12 (до Косой Горы) и №11 (до Скуратова).
В электробусе 30 мест для сидения, и он способен вместить до 90 человек. Время до полной зарядки батареи — всего 6 часов, запас хода — 200–220 км.
Такого пробега достаточно, чтобы автобус отработал весь день на маршруте и вернулся в парк для ночной зарядки.
Челябинск
На Урале электробусы появились еще в октябре 2017 года. В Челябинске запустили автомобиль китайского производства Yutong ZK6125BEVG12. Он был построен в декабре 2016 года и с июля по сентябрь 2017 года проходил испытания в Москве без пассажиров. Также без пассажиров он работал и в столице Челябинской области.
"Общая вместимость может достигать 70 человек (включая сидячих). Всего в электробусе установлено 16 аккумуляторов общей емкостью 280 киловатт. При отсутствии пассажиров запас хода 280 км, при полной загрузке — 210–200 км", — рассказывал инженер предприятия-производителя по технике на новых источниках энергии.
Но в итоге город отказался от электрических новинок из-за дороговизны. Власти подсчитали, что 10 км пробега машины стоит 1278 рублей. Для сравнения, средняя стоимость 100 км пробега автобуса ЛиАЗ-5292.71, ездящего на метане, — 840 рублей, а дизельного ЛиАЗ-5256.53 — 1100 рублей.
Ижевск
Жители Ижевска также теперь могут оценить преимущества электрического транспорта. Первую машину начали тестировать на дорогах города 16 июля текущего года. Запуск производится в рамках перехода на экологически безопасный и более экономичный транспорт.
Автопарк города уже на 20% оснащен автобусами на газомоторном топливе. И показатель недизельных автобусов планируется довести до 70%. А вот будут ли это только газомоторные машины или их дополнят и электробусы, удмуртские власти решат по итогам испытания.
Как рассказали в пресс-службе объединения пассажирского автотранспорта Ижевска, стоит электробус в среднем в 2,5 раза дороже, чем газовые автобусы, которые с 2015 года приобретаются на предприятии. "Надеемся, что за счет экономии в эксплуатации они должны себя оправдать. <…> В случае с газовыми автобусами — средства себя оправдывают. А это новая техника, мы ее взяли на испытание, чтобы понять, какой расход и какие будут сопутствующие накладные расходы, только потом будем делать вывод, приобретать ее или нет", — подчеркнули в пресс-службе организации.
Электробусы даже в опытном варианте пришли пока далеко не во все российские регионы. Но некоторые уже изъявили желание исправить это упущение.
Так, в Крыму предложили закупить отечественные электробусы на маршрут Симферополь — Ялта, по которому сейчас курсируют троллейбусы. "На данный момент по расчетам ремонт контактной сети (троллейбусов — прим. ТАСС) обойдется в 5 млрд рублей, в то время как на закупку 100 электробусов на направлении Симферополь — Ялта необходимо всего 1,8 млрд рублей", — подсчитали власти.
Троллейбусная ветка от Симферополя до Ялты — это самый протяженный в мире междугородный троллейбусный маршрут (84 км от железнодорожного вокзала — прим. ТАСС). Он связывает столицу Крыма с курортами Южного берега: Алуштой, Гурзуфом, Партенитом, Ялтой и другими.
Без выбросов. Как электробусы поменяли жизнь столицы
В сентябре 2018 года в Москве были официально запущены электробусы — новый экологичный вид общественного транспорта. Они пришли на замену столичным троллейбусам и сразу вызвали массу споров в сети и критических обзоров урбанистов. Однако Дептранс Москвы делится: преимущество электробусов давно оценили в Скандинавии, Великобритании, Китае, Белоруссии, и, в первую очередь, такое нововведение — на благо.
Как работает электробус
Сегодня в Москве электробусы курсируют по 77 маршрутам, и их число составляет около 1000 единиц. Первый рейс — в 4 часа утра: перед запуском водители осматривают салон и включают бортовой компьютер, а после смены отправляют электробус в сервисный центр на проверку — для подготовки к следующему дню.
Чтобы восполнить энергию, электробус требуется зарядить. Это происходит с помощью пантографа на ультрабыстрых зарядных станциях, которые расположены на конечных остановках. Весь процесс занимает от 6 до 15 минут, а погодные условия, по словам Дептранса Москвы, на подзарядку не влияют.
Кроме того, бортовой компьютер электробуса контролирует работу системы в течение дня. Если что-то идет не так, водитель может оперативно связаться с диспетчером — он поможет удаленно или направит механиков на место.
Электробус вмещает 85 пассажиров, а в салоне есть системы климат-контроля и спутниковой навигации.
Вместо троллейбусов
Департамент транспорта Москвы выделяет несколько существенных преимуществ электробусов:
- Такой вид транспорта экологичнее из-за отсутствия вредных выбросов
- Маневренность электробусов создает плавное движение
- Электробус не зависит от контактной сети
- Затраты на эксплуатацию на 10% ниже, чем у троллейбуса
- Срок службы — 15 лет на условиях сервисного контракта
Переход на «электробусные» маршруты подвергался критике на этапе запуска. Одно из основных замечаний: электробусы — один из самых дорогих видов транспорта (до 56 млн рублей за единицу). Несмотря на то, что срок эксплуатации составляет 15 лет, к его середине электробусу необходимо менять электробатарею, а его стоимость составляет более 9 млн рублей.
Планы по развитию
20 июля Дептранс Москвы объявил о планах открытия дополнительных 115 ультрабыстрых зарядных станций для электробусов. По словам ведомства, они подходят для зарядки электробусов разных производителей и имеет устойчивость к температуре от -40 до +40 градусов.
«Вопрос развития экологически чистого транспорта стоит на особом контроле Мэра Москвы С. Собянина. Постепенно мы меняем дизельные автобусы на электробусы, готовим инфраструктуру — в этом году в городе появится 115 ультрабыстрых зарядных станций. Сегодня более 1000 экоавтобусов обслуживают 77 городских маршрутов».
Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта
Московские электробусы: пять лет на линии
Сегодня поговорим про московские электробусы. Первые машины в городе поехали почти 5 лет назад — 1 сентября 2018 года по маршруту бывшего троллейбуса 73 «ВДНХ — 6 мкр. Бибирево». Подведем небольшие аналитические итоги к первому юбилею.
На сегодня в городе работают более 1000 машин двух производителей:
- ПАО «КамАЗ» — Камаз-6282
- ПАО «ГАЗ» — ЛиАЗ-6274
Машина Лиаз-6274 хорошо узнаваема большим скруглением фальшборта над крышей, закрывающим оборудование расположенное на крыше. Данный фальшборт имеет достаточно большой зазор из-за чего смотрится отдельным элементом и выделяет данные машины от машин своего конкурента.
КАМАЗ-6282 (выпуска 2018–2021) — машин первого поколения работающие в Москве с первого дня запуска данного типа общественного транспорт. Здесь фальшборт более вертикальный и лучше подогнан к корпусу машины. В настоящее время поставка подобных машин в Москву завершена, на смену им пришли новые машины КАМАЗ-6282 без дизельного отопителя и новым типом батарей.
КАМАЗ-6282 (выпускается с 2022 года), данная модель очень похожа на машины КАМАЗ-6282 1-го поколения, внешне отличается бОльшим маршрутным табло на лобовом стекле и другой системе адресного открытия дверей (кнопка переместилась с правой створки на левую и стала касательной, вместо нажимной в 1 поколении)
С машинами разобрались, теперь легко можем их отличить в городе, разберемся где же они обитают?
На сегодня в Москве 4 филиала эксплуатирующие электробусы, на днях должен открыться 5 филиал:
- Северо-восточный (2 площадки)
- Центральный (3 площадки)
- Восточный (1 площадка)
- Юго-Западный (1 площадка)
- Зеленоградкий (1 площадка, еще не открыта, ее разбирать не будем)
Приступим подробнее рассматривать каждый филиал
1) Филиал «Юго-Западный»
В данном филиале электробусная площадка расположена за пределами МКАД, на сегодня это самый новый электробусный парк «Красная Пахра», в данном филиале работают 34 электробуса, все марки КАМАЗ-6282. По данным сттс все имеющиеся машины находятся в рабочем состоянии. Бортовой номер данных машин начинается на «40» т е имеет вид «40****»
2) Филиал «Центральный»
В данном филиале 3 электробусные площадки, все они расположены на площадках бывших троллейбусных парков: 1 троллейбусный парк — площадка «Ленинградская», ФАТП — площадка «Д. Давыдова», 8 троллейбусный парк — площадка «Электролитная». В данном филиале работают 411 электробусов, все марки КАМАЗ-6282. По данным сттс в рабочем состоянии находятся 410 машин, 1 машина нерабочая. Бортовой номер данных машин начинается на «41» т е имеет вид «41****». Деления машин по площадкам пока не удается выяснить, поэтому рассматривать будем все 3 площадки как единый массив электробусов.
3) Филиал «Северо-Восточный»
В данном филиале 2 электробусные площадки, одна площадка расположен на площадке бывшего троллейбусного парка, вторая площадка появилась модернизации бывшего автобусного парка: 6 троллейбусный парк — площадка «Бочкова», 7 автобусный парк — площадка «Лихоборы». В данном филиале работают 482 электробуса, на площадке «Бочкова» работают электробусы марки ЛИАЗ-6274, на площадке «Лихоборы» — КАМАЗ-6282. По данным сттс в рабочем состоянии находятся 475 машин, 1 машина выведена из эксплуатации из-за пожара, 2 электробуса КАМАЗ-6282 — нерабочие, 5 электробусов ЛИАЗ-6274 — нерабочие. Бортовой номер данных машин начинается на «43» т е имеет вид «43****». Далее рассматривать этот филиал будет отдельно по каждой площадки.
4) Филиал «Восточный»
В данном филиале электробусная площадка расположена за пределами МКАДом, на землях бывшего троллейбусного отделения Новокосинского автобусно-троллейбусного парка (НАТП) , в данном филиале работают 128 электробуса, все марки КАМАЗ-6282. По данным сттс все имеющиеся машины находятся в рабочем состоянии. Бортовой номер данных машин начинается на «44» т е имеет вид «44****»
Итого
в Москве на сегодня работают 1055 электробусов, 8 из них числятся как нерабочие. По маркам деление: 250 электробусов ЛИАЗ-6274 и 805 — КАМАЗ 6282.
Разберемся подробнее с возрастом электробусов в каждом филиале.
Наиболее молодые электробусы собрались в «Красной Пахре», наиболее возрастные у «Северо-Восточного» филиала.
Посмотрим как приходили электробусы по годам:
Максимальный размер производства был у Камаза в 2021 году, у Лиаза в 2020. Поэтому доли этих модели в перевозках города так же меняются:
В заключении посмотрим динамику по количеству рабочих машин в городе по годам по каждому производителю и в целом по парку города:
Как устроены электробусы
Афиша городских событий: концерты, фестивали, выставки, экскурсии и все самое интересное, что происходит в Москве.
Почему в Москве появились электробусы
Переход на экологичный городской транспорт — один из приоритетов устойчивого развития и одна из главных целей мировых городов. Власти мегаполисов уделяют особое внимание экологической ситуации и пытаются не просто найти альтернативу привычным видам транспорта, но и утвердить долгосрочные стратегии развития.
По темпам развития Москва в авангарде: сейчас столица лидирует по числу электробусов в одном городе – в прошлом году общее количество машин этого типа достигло тысячи единиц.
Электробусы в Москве появились почти четыре года назад — первый рейс был совершен 1 сентября 2018 года. Параллельно город полностью отказался от закупки дизельных автобусов — с 2021 года их число постепенно сокращается.
Как используют электробусы сегодня
Сейчас электробусы следуют по 72 маршрутам — как в центре Москвы, так и в более отдаленных районах, но при этом число единиц транспорта на каждом маршруте различается. Нужное количество электробусов определяют с помощью анализа данных: в салонах установлены системы автоматизированного подсчета пассажиров, которые позволяют контролировать загрузку.
Без подзарядки электробус может проехать около пятидесяти километров: это примерно два-три полных круга по маршруту. Заряжают транспорт на специальных станциях быстрой зарядки — они расположены не только в автобусных парках, но и прямо на конечных остановках по путям следования. Обычно зарядка занимает 6-10 минут, после чего электробус снова отправляется на маршрут. При этом зарядные станции унифицированы: электробусы от разных производителей (их изготавливают сразу два автомобильных завода — КАМАЗ и ГАЗ, а электробусы КАМАЗ дополнительно собирают на специальном экозаводе СВАРЗ) могут заряжаться на одной и той же станции. Несмотря на высокотехнологичность, обслуживание электробусов обходится городу совсем недорого: так, единожды зарядить электробус стоит примерно 370 рублей – как билет в кинотеатр.
Несмотря на сходство с обычным автобусом, разница в управлении транспортом есть: чтобы управлять электробусом, водители электробусов проходят дополнительное обучение. Установленные в электробусах двигатели почти бесшумны, но при этом динамичны — автобус разгоняется значительно быстрее электробуса и может развивать большую скорость. Поэтому перед тем, как начать работать на электробусе, водители проходят специальные курсы и учатся отдельным пилотажным фигурам: например, на конкурсе профессионального мастерства одним из самых сложных элементов считается маневрирование при постановке электробуса на зарядку.
Почему электробусы считаются экологичным транспортом
Электробусы не используют механические тормоза и не выбрасывают в воздух токсичные вещества. Замена одного дизельного автобуса на электробус уменьшает выбросы углекислого газа на 60 тонн в год: для поглощения такого количества вредных веществ потребовалось бы высадить полсотни гектаров соснового леса. Годовое использование электробусов сокращает выбросы в атмосферу на 40 тысяч тонн, и это число будет увеличиваться вместе с ростом электробусной сети. Постепенный переход на электротранспорт также существенно уменьшает количество попадающих в Москву-реку вредных веществ.
Главной проблемой массового производства электрического транспорта в прошлом веке стали технические сложности, связанные с обслуживанием: постоянная подзарядка батарей и многоступенчатый ремонт представлял собой гораздо большую сложность, чем производство самого электромобиля. Сегодня эти нюансы решаются благодаря созданию развитой городской инфраструктуры для электротранспорта — в первую очередь общественного.
Среди всех видов экологичного общественного транспорта электробус считается наиболее мобильным и маневренным. В отличие от троллейбуса, его не требуется подключать к контактной сети — это позволяет транспорту быстрее передвигаться и не зависеть от внештатных ситуаций на дорогах (легко объезжать неправильно припаркованные машины или места дорожно-транспортных происшествий). В сравнении с привычным общественным транспортом в электробусе меньше сложных механических частей, что создает минимальные требования к инфраструктуре — нет необходимости строить пути или вешать провода, а еще упрощает ремонт и позволяет городу сократить затраты на него на десять процентов.
Электробус адаптирован к резким температурным перепадам, что особенно важно поздней осенью и ранней весной, когда непредсказуемые погодные условия часто затрудняют дорожное движение в городе. Температурный диапазон использования московских электробусов составляет 80 градусов — они могут работать при любой погоде от -40 до +40. Эта выдающаяся статистика получила наглядное подтверждение на практике: уже четвертый зимний сезон для столичного экотранспорта обходится без серьезных сбоев.
Различаются ли электробусы между собой
С каждым новым поколением электробусы становятся комфортнее и безопаснее — причем как для пассажиров, так и для водителей. В последних версиях электробусов в кабину добавили отдельную систему кондиционирования, а на лобовом стекле установили шторки с электрическим приводом, защищающие от солнечных лучей — в таких условиях водителям удобнее работать в летний сезон. Пассажирам справиться с жарой, помимо системы климат-контроля, помогают тепловые завесы дверей — когда двери открываются летом, в салон попадает прохладный воздух. Зимой система работает по обратному принципу: при открытии дверей подается теплый воздух, который позволяет поддерживать комфортную температуру салона.
Внутреннее оформление общественного транспорта также постепенно меняется — так, в электробусах используют прочное износостойкое покрытие, которое почти не скользит, а поручни на накопительных площадках дополнены мягкими панелями, на которые удобно облокотиться. При этом даже привычные элементы получают функциональное наполнение — в электробусах последних поколений большинство мест оборудовано USB-разъемами для зарядки смартфонов и других гаджетов, причем не только стандартного формата, но и популярного сейчас Type-C.
Почему электробус называют инклюзивным транспортом
На сегодняшний день электробус лучше всего подходит для перемещения маломобильных пассажиров. Московские электробусы спроектированы с учетом основных параметров транспортной инклюзивности: низкие полы без перепадов высоты и широкие входные пространства позволяют людям с ограниченными возможностями пользоваться общественным транспортом без затруднений. В салоне также предусмотрены специальные места для инвалидной коляски и для собаки-поводыря, рядом с которыми находится кнопка вызова водителя на случай необходимости. Кроме того, в электробусах нового поколения установлены динамики для информирования слабовидящих пассажиров о направлении движения. Особенности электродвигателя позволяют электробусу передвигаться более плавно, чем автобусу, а низкий уровень шума делает поездку более комфортной для всех пассажиров.