ДВИГАТЕЛЬ. Замена датчика положения коленчатого вала G28
Речь пойдет о датчике положения коленчатого вала (ДПКВ).
Его еще называют датчиком импульсов или датчиком оборотов двигателя G28.
Принцип работы датчика.
1. Постоянный магнит 2. Корпус датчика положения коленчатого вала 3. Картер двигателя автомобиля, куда устанавливается данный датчик 4. Магнитомягкий сердечник датчика 5. Обмотка датчика 6. Воздушный зазор между задающим диском и корпусом датчика, который составляет 1 мм. 7. Магнитное поле, создающееся при движении задающего диска 8. Задающий диск, с помощью которого происходит создание ЭДС на датчике и ведется отсчет положения коленчатого вала.
ДПКВ синхронизирует подачу топлива и момент зажигания, путем передачи импульсов в электронный блок управления двигателем автомобиля. Когда коленчатый вал приходит в движение между установленным датчиком и зубьями шкива коленчатого вала генерируется импульс тока, электронный блок управления двигателем считывает импульс и дает сигнал на открытие форсунок и на модуль зажигания (катушки), который в свою очередь дает искру на свечи.
Признаками неисправности ДПКВ являются при достижении двигателем своей рабочей температуры:
— затрудненный или невозможный запуск двигателя автомобиля;
— периодически пропадает искра, что приводит к отсутствию холостых оборотов, машина может заглохнуть на ходу или при остановке;
— нестабильная работа двигателя на холостых оборотах, самопроизвольное увеличение или уменьшение оборотов двигателя;
— детонация двигателя при больших нагрузках или езде в гору на пониженных оборотах;
— заметное снижение мощности двигателя, при разгоне появляются "провалы", мощность двигателя может периодически падать и подниматься.
Как показала практика и опыт VAGоводов, ошибка по датчику оборотов двигателя G28 появляется при полной кончине ДПКВ. При этом поводом для проверки двигателя на ошибки являются 3 первые вышеуказанные неисправности.
Вопрос по поводу того, как проявляет себя умирающий ДПКВ остается открытым. Ошибок по двигателю никаких нет, но автолюбителя может беспокоить факт падения мощности двигателя, отсутствие тяги при достижении его рабочей температуры.
К последним себя я и отнес.
Пройдемся по артикулам.
Оригинальный датчик положения коленчатого вала, он же датчик импульсов или датчик оборотов двигателя G28, который устанавливается на двигатели AKL, AEH, AGN, APK, AQY, AZH, имеет номер 06A906433C. Многие, кто уже менял датчик, подтвердили, что в оригинале стоит датчик от Bosch.
Длина кабеля – 490мм, длина кабеля с разъемом и самим датчиком – 570 мм, рабочее сопротивление – 860 Ом.
Есть еще датчики с другими буквами в конце, которые устанавливают на другие двигатели, например 06A906433L. Его длина кабеля с разъемом и самим датчиком – 200 мм, рабочее сопротивление – 860 Ом. Таким образом, проанализировав информацию в интернете, я сделал вывод, что рабочее сопротивление у всех датчиков ДПКВ на VAG одинаковое и составляет 860 Ом. Разница между ними только в длине провода в зависимости от местонахождения разъема на каком-либо двигателе.
Купил Датчик положения коленчатого вала Bosch 0261210147 (Румыния)
Решил проверить свежий датчик. Мало ли В норме Так я ездил 4 года. Какой-то дурбелиндер решил съездить на разборку и установил б/у датчик не для двигателя AKL. Видно, где висит разъем и где он должен быть Снял я датчик за пару минут Ооооо, таки да. Что этот датчик делает? Должен же быть 06A 906 433C Позначалово с разборки.
Никогда и никому не посоветую покупать б/у датчики на свою машину. Это как самому себя поиметь.
Слева — старый (2004 года выпуска), справа — новый. Оба Bosch. Буду тем, кто подтверждает, что в оригинале ДПКВ идет Bosch. Новый уже на месте. А старый датчик пойдет как магнит для разного рода ремонтных работ) Выделено специальное место для размещения чуть смотанного провода датчика ДПКВ
Еще мне в глаза бросалась любовь того же дурбелиндера к синей изоленте)
Зачем?
Поэтому пошел на радиорынок и прикупил себе малость гофрированных трубок
Диаметром 17мм (1,5м), 7мм (2м) и 5мм (2м) Вот, теперь фен-шуй Красота
Не скажу, что машина стала самолетом с турбиной)
Но пропало подергивание при наборе скорости на 2 передаче, холостые стали еще ровнее. На горячую провалов и "слабости" двигателя не ощущаю. По расходу пока ничего не скажу.
Проделанной заменой доволен. Душа спокойна, машинка работает исправно, три раза тьфу
Устройство и принцип работы датчика положения коленвала
Все современные двигатели работают под контролем электронного блока управления (ЭБУ), куда поступает информация о работе разных систем от множества сенсоров. За корректную работу системы зажигания и мотора в целом во многом отвечает датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). О его назначении и работе пойдет речь далее в статье.
Что такое ДПКВ
Как уже было сказано выше, ДПКВ расшифровывается как датчик положения коленчатого вала. Он определяет положение коленвала в каждый момент времени, тем самым отслеживая частоту его вращения, и обеспечивает правильное функционирование системы зажигания.
ДПКВ передает в блок управления следующие показатели:
- момент достижения поршней в первом и последнем цилиндрах ВМТ и НМТ;
- положение и частоту вращения коленвала.
На основе этих данных ЭБУ автомобиля может регулировать следующие процессы:
- угол опережения зажигания для каждого цилиндра;
- управление впрыском топлива через форсунки, необходимый объем топлива;
- угол поворота распредвала (изменение фаз газораспределения);
- работу системы улавливания паров топлива (управление клапаном продувки адсорбера).
Ни один инжекторный двигатель с электронным блоком управления не сможет работать без ДПКВ. В карбюраторных двигателях в нем нет необходимости, так как в мотор поступает насыщенная топливовоздушная смесь в равном количестве вне зависимости от потребностей. Инжектор позволяет регулировать подачу топлива и экономить его расход. И именно на основе данных от ДПКВ система регулирует свою работу.
Многие водители путают ДПКВ с датчиком положения распределительного вала (ДПРВ). Хотя их устройство и назначение во многом схожи, отличия есть. ДПРВ определяет угловое положение распредвала и отвечает за впрыск топлива в цилиндры и зажигание в нужный момент времени. В ДПРВ применяется постоянный магнит, и его работа основана на эффекте Холла. Можно сказать, что ДПКВ и ДПРВ работают в паре друг с другом, но первый более важен для работы двигателя.
Устройство и где находится датчик положения коленвала
Датчик имеет простое устройство. Внутри находится намагниченный стальной стержень с медной проволочной обмоткой. Стержень с обмоткой помещены в пластиковый корпус и залиты компаундной смолой для изоляции проводов. От него идет стандартный электрический разъем, который подключается к электросети автомобиля. Фиксируется ДПКВ на блоке цилиндров или картере коробки передач. Также он может быть установлен на кронштейне возле приводного шкива.
Датчик располагается напротив зубьев задающего диска. Иногда его могут называть синхронизирующий или реперный. Он представляет собой диск с зубцами по внешнему кругу. Может быть закреплен на шкиве коленчатого вала или маховике и вращаться с ним с одинаковой частотой.
Принцип работы
Принцип работы ДПКВ будет зависеть от его типа. Наиболее распространенными являются индуктивные или магнитные. Рассмотрим их работу поэтапно:
- На задающем (реперном) диске всего имеется 60 зубцов, но в одном месте пропущено два зубца (в итоге 58). Пропуск обеспечивает синхронизацию датчика и является началом отсчета оборота коленвала.
- Датчик создает магнитное поле. При вращении задающего диска его зубцы проходят через магнитное поле, создавая импульсы.
- Когда через магнитное поле проходит участок с отсутствующими зубцами, то прибор фиксирует начальное положение коленчатого вала. Все данные передаются в блок управления.
- На основе данных о частоте импульсов блок управления определяет положение коленвала и количество оборотов.
- В соответствии с этим происходит корректировка работы системы зажигания и в целом двигателя.
Также существуют задающие диски с двумя пропусками зубцов под углом 180° типа 60-2-2, которые нашли применение на некоторых видах дизельных моторов.
Важно! Индуктивный датчик не использует напряжение питания, а электрический сигнал образуется за счет магнитного поля, проходящего через обмотку.
Виды датчиков
Существует три вида ДПКВ, которые отличаются по принципу действия.
- Индуктивный (магнитный). Его принцип действия мы уже рассмотрели выше. Он основан на электромагнитной индукции. Данный вид датчиков нашел наибольшее распространение ввиду своей эффективности и надежности. Стоит отметить, что для его работы и формирования стабильного сигнала необходимы высокие обороты задающего диска и отсутствие препятствий между ним и датчиком (загрязнений).
- Датчик Холла. Данный тип ДПКВ работает на основе эффекта Холла. Когда зубцы диска проходят через датчик, он вырабатывает небольшое сигнальное напряжение. Данные фиксируются и передаются в блок управления в виде дискретного сигнала. Такие сенсоры используют опорное напряжение, отличаются высокой точностью, но довольно редко применяются в качестве ДПКВ.
- Оптические. Работа основана на источнике и приемнике света (светодиод и фотодиод). Между ними в зазоре проходят зубцы диска. При разной частоте вращения зубцы диска затмевают светодиод, в результате на фотодиоде образуются импульсные сигналы, которые и подаются на блок управления. Ввиду своей непрактичности такие датчики сейчас почти не встречаются в автомобилях.
Признаки неисправности
На поломку датчика положения коленвала могут указывать следующие признаки:
- потеря мощности двигателя;
- двигатель работает нестабильно на разных оборотах и режимах, в том числе на холостом ходу;
- повысился расход топлива;
- на высоких оборотах в двигателе наблюдается детонация;
- пропуски искрообразования;
- ошибка Р0336;
- при полном выходе из строя датчика или его отсутствии невозможно запустить двигатель.
Однако, стоит иметь ввиду, что данные признаки являются самыми распространенными и могут указывать на поломку других датчиков автомобиля, которые также желательно проверить. Поэтому не лишним будет провести комплексную диагностику с помощью автосканера. К примеру, для большинства отечественных и импортных автомобилей подойдет Rokodil ScanX Pro.
Эти признаки могут указывать и на другие неисправности, но в любом случае необходимо провести диагностику и выявить причину. Сам по себе датчик редко ломается, а в случае поломки его просто меняют на новый.
Как проверить
На глаз неисправность увидеть довольно сложно. Может повредиться обмотка внутри или окислиться контакты разъема, также причиной нестабильной работы может стать неправильный зазор между зубцами и датчиком. Расстояние от зубца до сердечника должно быть в пределах 0,5-1,5 мм. Более точные данные указываются в руководстве по ремонту. Для замены всегда стоит выбирать оригинальные детали.
Наверное, самой простой и действенной диагностикой будет замена на новый. Если после замены неисправности исчезли, то датчик был сломан.
Между тем, есть три способа проверки ДПКВ:
- с помощью мультиметра;
- проверка осциллографом.
Самым доступным способом является проверка мультиметром (“прозвонка”). Прибор нужно переключить в режим измерения сопротивления. Так можно определить сопротивление катушки индуктивности. Сделать измерения просто. Нужно поочередно коснуться щупами выводов катушки. Сопротивление большего числа катушек находится в пределах от 500 Ом до 1100 Ом. Соответственно, на мультиметре нужно задать верхний предел 2 кОм.
Самым совершенным и точным методом проверки ДПКВ является проверка осциллографом. В рабочем режиме прибор подключается к контактам датчика и снимается осциллограмма.
Датчик положения коленвала – это простое устройство, имеющее большое значение для правильной работы двигателя. Для проверки индуктивного датчика иногда достаточно измерения сопротивления, в других случаях понадобится дополнительное оборудование.
ДПКВ (датчик положения коленвала) двигателя: функции, место расположения, виды, конструкция и признаки неисправности
Из статьи вы узнаете, зачем нужен датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) двигателя, какие функции он выполняет, где располагается в моторном отсеке и, какой конструкцией обладает. В публикации будет также рассказано о видах датчика положения коленвала и признаках, которые указывают на неисправности данного узла.
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ СТАТЬЮ: КАК ВЫБРАТЬ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПАРКТРОНИК?
Датчиком коленвала (ДПКВ) называется специальный считывающий компонент двигателя, с помощью которого производится синхронизация (установление) положения коленчатого вала. Как правило, датчик положения коленвала ставится на автомобили с системой электронного управления мотором.
С характеристиками движка Хендай Соната — G4JP 2.0 MPI, вы можете ознакомиться здесь.
Датчик коленчатого вала является именно тем компонентом, который позволяет электронному блоку управления (ЭБУ) двигателем производить контроль за текущим положением коленвала с целью обеспечения эффективного функционирования системы впрыска топлива. Проще говоря, данный датчик, он же ДПКВ призван точно определять момент, когда в цилиндры силового агрегата необходимо подать определенный объем топлива.
С обзором двигателя Киа Сид (Kia Ceed) — G4FC 1.6 MPI, вы можете ознакомиться здесь.
Со слов автомехаников, главная функция рассматриваемого датчика заключается в том, чтобы во время работы автомобиля, осуществлять четкую передачу сигналов на ЭБУ, причем не только о том, в каком положении сейчас находится коленвал, но и, какая его частота вращения и текущее направление. Некоторые автоспециалисты, называют еще данный элемент двс, датчиком оборотов коленчатого вала и именно он непосредственно влияет на стабильную работу силовой установки. Таким образом, любые сбои в функционировании этого датчика, неминуемо приводят к нестабильной работе мотора или даже его полной остановке.
Подробно ознакомиться с характеристиками двигателя G4NA 2.0 MPI, вы можете здесь.
Для справки заметим, что в разных конструкциях двигателей, датчик коленчатого вала может отвечать, как за синхронизацию работы топливных форсунок, так и способен параллельно с этим регулировать зажигание автомобиля.
ВИДЫ ДАТЧИКОВ ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (ДПКВ) ДВИГАТЕЛЯ
Стоит сказать, что на разные модели автомобилей могут устанавливаться различные по принципу работы датчики положения коленвала, однако зачастую они подразделяются на следующие виды:
1. Магнитный датчик коленвала (индуктивного типа): ключевой особенностью таких компонентов является то, что им не требуется отдельное питании. Формирование сигнала на электронный блок управления осуществляется в тот момент, когда специальный зуб (метка) для синхронизации производит проход через магнитное поле. Это магнитное поле образуется в зоне нахождения самого датчика синхронизации, то есть вокруг него. Наравне с контролем за положением и вращением коленвала, данный датчик может также считывать скорость коленвала.
2. Датчик положения коленвала с эффектом Холла: данный вид датчика работает таким образом, что считывание информации он производит только тогда, когда автомобиль начинает двигаться, именно в данный период к датчику приближается изменяющееся магнитное поле. Датчик Холла включает в свой состав специальный синхронизирующий диск, который реализует перекрытие магнитного поля, а зубья диска осуществляют взаимодействие с магнитным полем ДПКВ. Для справки заметим, что датчик оборотов коленвала данного вида параллельно способен выполнять функцию датчика распределителя зажигания.
3. Оптический датчик положения коленвала: взаимодействует с диском синхронизации, который имеет специальные зубья или пазы. Также на этом диске могут быть выполнены специальные отверстия. В свою очередь, диск синхронизации перекрывает оптический поток, который проходит между светодиодом и специальным приемником. Главной функцией приемника является фиксация прерываний светового потока, после чего происходит создание импульса напряжения, который передается на ЭБУ силового агрегата.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ ДПКВ В МОТОРНОМ ОТСЕКЕ
Как правило, большинство автопроизводителей устанавливают датчик положения коленвала недалеко от шкива генератора на специальном кронштейне. Датчик коленвала характеризуется наличием металлического корпуса, что обеспечивает ему высокий уровень прочности, надежности, а также длительность эксплуатации.
Для справки заметим, что между датчиком коленвала и шкивом генератора должен быть зазор от 0,5 до 1,5 миллиметров. В свою очередь, регулировка зазора наиболее часто осуществляется шайбами.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДПКВ ИЛИ, ЧЕМ ОПАСНЫ ПОЛОМКИ ДАТЧИКА ДЛЯ ДВС?
Неисправности датчика положения коленчатого вала силового агрегата приводят к тому, что топливо несвоевременно подается и воспламеняется в камерах цилиндров. В результате нарушений топливного впрыска, мотор попросту не способен нормально функционировать.
Справочно заметим, что неисправности датчика положения коленвала являются достаточно редким явлением, но они все же бывают из-за неправильной эксплуатации транспортного средства.
ПОЛЕЗНЫЙ ВИДЕО МАТЕРИАЛ ПО РАССМАТРИВАЕМОЙ ТЕМАТИКЕ
Как итог отметим, что при возникновения необходимости в проверке состояния датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) двигателя рекомендуется использовать специальный проверочный тестер. С его помощью нужно измерить состояние обмотки. Кроме того, стоит сказать, что данный датчик может выходить из строя при неправильном выполнении ремонтных работ. Как советуют автомеханики, при поломке ДПКВ, наиболее рациональным решением автовладельца будет замена сломанного компонента двигателя на новый, так как от качества его работы, непосредственно зависит нормальная работа силового агрегата.
ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА — НАШ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!
Что такое датчик положения коленчатого вала: самостоятельная диагностика и замена ДПКВ
Датчик коленвала обеспечивает контроль со стороны ЭБУ мотора за положением механической детали, отвечающей за работу системы топливного впрыска. Если ДПКВ выходит из строя, его диагностику проводят при помощи специальных тестеров, функционирующих по принципу омметра. В том случае, когда показатель сопротивления тока будет ниже номинального, контроллер придется заменить.
За что отвечает и как работает датчик коленвала?
Измеритель положения коленчатого вала точно определяет момент, когда нужно направить топливо в цилиндры двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В разных конструкциях ДПКВ отвечает за контроль регулировки равномерности подачи топлива форсунками.
Функции датчика коленвала заключаются в фиксировании и передаче в ЭБУ следующих данных:
- замер положения коленвала;
- момента прохождения поршнями НМТ и ВМТ в первом и последнем цилиндрах.
Датчик ПКВ корректирует такие показатели:
- объем поступающего топлива;
- момент подачи бензина;
- угол поворота распредвала;
- угол опережения зажигания;
- момент и продолжительность функционирования клапана адсорбера.
Принцип работы датчика синхронизации:
- Коленчатый вал оснащен диском с зубьями (стартовый и нулевой сточены). При вращении узла на зубцы направляется магнитное поле от датчика ПКВ, они влияют на него. Изменения фиксируются в виде импульсов и в ЭБУ передается информация: замер положения коленного вала и регистрация момента прохождения поршнями верхней и нижней мертвой точки (ВМТ и НМТ).
- Когда зубчатое колесо проходит мимо датчика частоты оборотов коленвала, тип импульсных показателей изменяется. По этой причине ЭБУ старается восстановить нормальный порядок функционирования коленчатого вала.
- Основываясь на полученные импульсы, бортовой компьютер подает сигнал нужным системам автомобиля.
Фото: как устроен датчик синхронизации
Устройство ДПКВ
Конструкция датчика коленного вала:
- алюминиевый или пластиковый корпус цилиндрической формы с чувствительным элементом, при помощи которого подается сигнал в ЭБУ;
- кабель связи (магнитопровод);
- привод;
- уплотнитель;
- обмотка;
- кронштейн для крепления к мотору.
Таблица: типы датчиков
Название | Описание |
Магнитный датчик |
- интегральную схему Холла;
- постоянный магнит;
- маркерный диск;
- разъем.
Где находится датчик?
Расположение измерительного устройства положения коленвала: рядом с диском между шкивом генератора и маховиком. Чтобы свободно подключить его к бортовой сети, предусмотрен провод длиной 50–70 см, который имеет разъемы для ключей. На посадочном месте есть регулировочные прокладки для выставления зазора 1-1,5 мм.
Фото: где расположен датчик положения коленвала
Признаки и причины неисправностей
Симптомы поломки ДПКВ:
- двигатель невозможно завести или он самопроизвольно глохнет через некоторое время;
- отсутствует искрообразование;
- периодически возникает детонация ДВС при динамических нагрузках;
- неустойчивые обороты на холостом ходу;
- снижается мощность двигателя и динамика автомобиля;
- при переключении режимов происходит самопроизвольное изменение числа оборотов;
- на приборной панели загорелся Check Engine.
Симптомы указывают на следующие причины, почему может быть неисправен датчик ПКВ:
- замыкание между витками в обмотке, может искажаться сигнал о положении поршня в НМТ и ВМТ;
- поврежден провод, связывающий ДПКВ с ЭБУ – должное оповещение не поступает в бортовой компьютер;
- дефект зубьев (потертости, сколы, трещины), может не заводиться двигатель;
- попадание посторонних предметов между зубчатым шкивом и измерителем или повреждение во время осуществления работ в подкапотном пространстве нередко становится причиной неисправности ДПКВ.
Проблемы с запуском двигателя
Варианты неисправности датчика коленного вала, влияющие на ДВС:
- Двигатель не запускается. При повороте ключа в замке зажигания стартер крутит ДВС и гудит бензонасос. Причина в том, что ЭБУ мотора, не получая сигнал датчика положения коленвала, не может правильно направить команду: в котором из цилиндров давать искру, а в каком открывать форсунку.
- Мотор прогревается до определенной температуры и глохнет или не заводится при сильном морозе. Причина одна – микротрещина в обмотке датчика ПКВ.
Неустойчивая работа двигателя в различных режимах
Происходит это при загрязнении ДПКВ, особенно при попадании на него металлической стружки либо масла. Даже незначительное воздействие на датчик синхронизации магнитной микростружки меняет его эксплуатационные характеристики, потому как измеритель отличается высокой чувствительностью.
Наличие детонации мотора с увеличением нагрузки
Наиболее частая причина – отказ измерительного прибора, а также микротрещина в обмотке, расходящаяся при вибрации, или раскол корпуса, в который попадает влага.
Признаки детонации ДВС:
- нарушение плавного процесса сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах ДВС;
- хлопки в ресивер или выхлопную систему;
- пропуски зажигания;
- явное снижение мощности мотора.
Снижение мощности двигателя
Сила мотора падает при несвоевременной команде на подачу топливовоздушной смеси. Причина неисправности – расслоение демпфера и сдвиг зубчатой звезды по отношению к шкиву. Мощность мотора снижается еще из-за повреждения обмотки либо корпуса измерителя положения коленного вала.
Как проверить датчик коленвала самостоятельно?
Самостоятельно исследовать исправность ДПКВ можно при помощи:
- оммометра;
- осциллографа;
- комплексно, при помощи мультиметра, мегомметра, сетевого трансформатора.
Прежде чем заменять измерительный прибор, рекомендуется также выполнить комплексную компьютерную диагностику ДВС. Затем, провести внешний осмотр, исключив загрязнение или механические повреждения. И только после этого приступают к диагностике специальными приборами.
Проверка омметром
Прежде чем приступить к диагностике, глушат мотор и снимают датчик синхронизации.
Пошаговая инструкция исследования ДПКВ омметром в домашних условиях:
- Поставить омметр в положение измерения сопротивления.
- Определить степень сопротивления катушки индуктивности (дотронуться щупами тестера до выводов и прозвонить их).
- Приемлемое значение от 500 до 700 Ом.
Использование осциллографа
Проверка датчика положения коленвала проводится при работающем двигателе.
Алгоритм действий с применением осциллографа:
- Присоединить тестер к датчику синхронизации.
- Запустить на бортовом компьютере программу, отслеживающую показания электронного устройства.
- Провести металлическим предметом перед датчиком коленвала несколько раз.
- Измерительный прибор исправен, если осциллограф реагирует на перемещение. Когда на экране ПК отсутствуют сигналы, то рекомендуется выполнить полномасштабную диагностику.
Комплексная проверка
Для ее проведения нужно иметь:
- мегаомметр;
- сетевой трансформатор;
- измеритель индуктивности;
- вольтметр (желательно цифровой).
- Перед началом комплексного обследования датчик нужно снять с двигателя, тщательно промыть, просушить, после чего начать измерение. Оно проводится только при комнатной температуре, чтобы показатели были наиболее точными.
- В первую очередь производят измерение индуктивности датчика (индуктивной катушки). Его рабочий числовой диапазон измерения должен находиться в пределах от 200 до 400 мГц. Если значение сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что датчик неисправен.
- Далее нужно измерить сопротивление изоляции между провода катушки. Для этого используют мегаомметр, установив на нем выдаваемое напряжение, равное 500 В. Процедуру замера лучше проводить 2-3 раза для получения более точных данных. Измеренное значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм. В противном случае можно констатировать нарушение изоляции в катушке (в том числе возможность появления межвиткового короткого замыкания). Это указывает на неисправность прибора.
- Затем при помощи сетевого трансформатора производят размагничивание синхронизирующего диска.
Видео: как проверить датчик коленвала тестером (мультиметром)
Снято Николаем Вагановым
Устранение неисправностей
Осуществлять ремонт датчика имеет смысл при таких неисправностях как:
- проникновение внутрь датчика ПКВ загрязнений;
- наличие воды в соединителе датчика;
- обрыв экранирующей оболочки проводов датчика или жгута;
- смена полярности сигнальных проводов;
- отсутствие подключения к жгуту проводов;
- замыкание на массу сигнальных проводов датчика;
- пониженный или повышенный монтажный зазор датчика и диска синхронизации.
Таблица: работа с мелкими дефектами
- Необходимо побрызгать в обе части колодки жгута проводов WD, удаляя тем самым оттуда влагу, и протереть контроллер тряпкой.
- Тоже самое производим с магнитом датчика — брызгаем на него WD, и тряпкой очищаем магнит от стружки и грязи.
- Если подключение датчика к розетке жгута проводов нормальное, то отсоедините от датчика розетку жгута проводов и проверьте наличие воды в его соединителе. При необходимости вытряхните воду из вилки и розетки соединителя датчика.
- После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель.
- Для проверки вероятной неисправности отсоедините датчик и блок от жгута проводов и при отключенном зажигании проверьте омметром целостность экранирующей оплетки “витой пары” кабеля: от контакта “3” розетки датчика до контакта “19” розетки блока.
- При необходимости дополнительно осмотрите качество опрессовки и соединения оболочек экранов проводов в теле жгута.
- После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности “053”.
- Отсоедините датчик и блок управления от жгута проводов.
- Проверьте омметром ошибочную установку контактных гнезд в колодку розетки датчика при двух услоиях. Если контакт “1” (“ДПКВ-“) розетки датчика соединен с контактом “49” розетки блока. При этом контакт “2” (“ДПКВ+”) розетки датчика соединен с контактом “48” розетки блока.
- При необходимости переустановите провода в колодке датчика в соответствии с электрической схемой.
- После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности “053”.
- Проверьте подключение датчика к жгуту проводов.
- Если вилка кабеля датчика подключена к розетке жгута проводов, то проверьте правильность ее подключения в соответствии с монтажной схемой жгута.
- После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель.
- Внимательно осмотрите целостность кабеля датчика и его оболочки. Возможно повреждение кабеля вентилятором охлаждения или горячими приемными трубами двигателя.
- Для проверки исправности цепей отсоедините датчик и блок от жгута проводов. При отключенном зажигании проверьте омметром соединение цепей “49” и “48” жгута с массой двигателя: от контактов “2” и “1” розетки датчика до металлических деталей двигателя.
- При необходимости устраните неисправность указанных цепей.
- После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель.
- Для начала пpоконтpолиpуйте с помощью наборного щупа монтажный зазоp между торцом датчика положения коленвала и торцом зуба синхродиска. Показания должны быть в пpеделах 0,5..1,2 мм.
- Если монтажный зазоp ниже или выше ноpмы снимите датчик и осмотрите его на предмет возможного повреждения корпуса, очистите датчик от грязи.
- Проверьте штангенциркулем размер от плоскости датчика до торца его чувствительного элемента – он должен быть в пределах 24 ± 0,1 мм. Датчик не удовлетворяющий данному требованию должен быть заменен.
- Если датчик исправен, то при его установке подложите под фланец датчика прокладку соответствующей толщины. Она обеспечивает ноpмальный монтажный зазоp пpи установке датчика.
- После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель.
Как поменять датчик положения коленчатого вала?
Важные нюансы, которые нужно соблюдать при замене ДПКВ:
- Перед выполнением демонтажных работ необходимо нанести метки, указывающие положение болта по отношению к датчику, самого ДПКВ, а также маркировку электрических кабелей и контактов.
- При демонтаже и установке нового датчика ПКВ рекомендуется удостовериться в правильности работы синхродиска.
- Заменяют измерительный прибор вместе со жгутом и прошивкой.
Для смены датчика ПКВ потребуется:
- новый измерительный прибор;
- автотестер;
- штангенциркуль;
- гаечный ключ на 10.
Алгоритм действий
Чтобы поменять датчик положения коленчатого вала своими руками нужно:
- Отключить зажигание.
- Обесточить электронное устройство, отсоединив от контроллера клемную колодку.
- При помощи гаечного ключа, открутив винт, фиксирующий датчик, снять неисправный ДПКВ.
- Очистить ветошью посадочный участок от маслянистых отложений и загрязнений.
- Установить новый измерительный прибор при помощи старых крепежных деталей.
- Провести контрольные замеры зазора между зубьями шкива привода генератора и сердечником датчика при помощи штангенциркуля. Величина зазора должна соответствовать следующим значениям: 1,0 + 0,41 миллиметра. Если при контрольном замере величина зазора меньше (больше) указанного значения, необходимо провести корректировку положения датчика.
- Проверить сопротивление датчика положения коленчатого вала автотестером. У исправного датчика оно должно быть в пределах 550–750 Ом.
- Сбросить показания бортового компьютера, чтобы отключить сигнал Cheсk engine.
- Подключить датчик положения коленвала к сети (для этого устанавливается разъем).
- Проверить работоспособность электроприбора на разных режимах: на холостом ходу и при динамичной нагрузке.
Фотогалерея
Откручивание болта гаечным ключом Замеры штангенциркулем Установка нового ДПКВ