Кто 1 — й в СССР стал обладателем Мерседеса?
Парочкой мерседесов владел наш великий мноооого-орденоносец, Председатель Президиума Верховного Совета СССР и Генеральный секретарь ЦК КПСС в одном лице — Брежнев леонид Ильич. Помимо мерсов (о них потом)великий кормчий Союза имел в личной коллекции:
Шевроле Бел Эйр (купе, 1955 год — время получения в личное пользование)
Опель Капитан (L, 1960 год)
Крайслер 300 (1966 год)
Мазерати Кваттропорте (1986 год)
Кадиллак (1971 год)
Кадиллак Эльдорадо (1972 год)
Линкольн Континенталь (1973 год)
Ниссан Президент (1973 год)
Роллс-Ройс Серебряная Тень (1968 год)
Роллс-Ройс Серебряная Тень (1974 год)
Роллс-Ройс Серебряный Дух II (1979 год)
и с десяток отечественных Чаек, Волг и прочих ЗИЛов и ГАЗов, хотя список забугорных машинок, вероятнее всего не полный, так в разных источниках фигурируют и Ягуары и Порше разные. )
Что касается мерседесов:
6-дверный Мерседес-Бенц 600 Пульман (1969 год) был подарен нашему ГенСеку тогдашним канцлером ФРГ (Федеративной Республики Германии) Вилли Брандтом. Причем данная модель"пульман-лимузин" (в те годы) была изготовлена всего в 7 экземплярах, из этих 7 — только два 6-дверных мерса (то есть редкость офигенная), близнец Брежневского пульмана подарен был Японскому императору Хирохито.
Мерседес-Бенц SL-класса (1973 год) — совершая официальный визит в ФРГ в 1973 году Леонид Ильич обзавелся подарком в виде спортивного двухместного мерса синего цвета, но будучи мужчиной весьма не закомплексованным выразил соображение, что ему и его машине более к лицу коммунистический цвет — цвет кумача (сиречь — красный). Соображение Леонида Ильича было воспринято как пожелание с обязательным исполнением. Пожелание и было исполнено практически незамедлительно.
Причем дяденька Леонид Ильич не просто любовался своей коллекцией машинок и проверял качество сдувания с них пылинок, он их активно использовал собственноручно и собственноножно, причем совсем по русски ("какой же русский не любит быстрой езды. ")
А сколько еще мерсов было у политруков и чекистов — сия есть тайна великая.
Так что, мерседес Высоцкого, полученный в 1976 году — совсем и далеко не первый в эСэСэСэРе
Машина Высоцкого, Карпова и Брежнева: первый в истории S-класс
Конечно, и до «сто шестнадцатого» штутгартская фирма делала большие, комфортабельные и мощные автомобили. На них ездили президенты, председатели всего и вся, монаршие особы. Но автомобиль с заводским обозначением W116 занял в автоистории особое, достойное место, став прародителем всех более поздних Мерседесов, которые мы и теперь называем «S‑класс». В общем, W116 – эдакий коронный номер прославленной фирмы. А в далеких 1970‑х этот автомобиль и вовсе стал эталоном своего класса.
Лицо с обложки
В СССР 1970‑х увидеть новую иномарку получалось редко и далеко не каждому. Разве что на невеликом по размеру черно-белом фото в журнале «За рулем» или, в лучшем случае, дипломатический автомобиль – в столице.
Тем поразительней была возможность лицезреть в 1973 году представленный годом ранее Mercedes-Benz с заводским обозначением W116. Сделать это могли лишь те, кто проник на фирменную выставку концерна Daimler-Benz AG в Сокольниках. Очередь на эту выставку, где немецкая компания продемонстрировала все свои последние достижения, тянулась чуть ли не от входа в парк. Некоторым посчастливилось разжиться красочными рекламными проспектами: в том числе огромным плакатом с золотистым Мерседесом 350SE серии W116. У иных мальчишек этот плакат висел над кроватью долгие годы.
Вершиной модельной гаммы Мерседеса в ту пору был огромный, тяжеловесный, имперский по дизайну Mercedes-Benz 600 семейства W100. Но такие эксклюзивные машины делали в очень небольших количествах. А новый W116 планировали массовым.
В седане Mercedes-Benz W116, в отличие от W100, рассчитанного на наемного водителя, владелец мог и сам сесть за руль. А в качестве представительского варианта сделали удлиненную модификацию с колесной базой 2965 мм, против 2880 мм у стандартной машины, которую тоже нельзя было упрекнуть в тесноте.
ДЕЛО СТО ШЕСТНАДЦАТОЕ
Mercedes-Benz W116 дебютировал в 1972 году. Базовый Мерседес 280S оснащали «шестеркой» с карбюратором. Рабочий объем – 2,8 л, мощность 160 л.с.
Модель 280SE имела впрысковой 185‑сильный мотор. С двигателями V8 выпускали версии 350 SE (200 л.с.), 450 SE (225 л.с.) и 450 SEL 6.9 (286 л.с.). Только для рынков США и Канады собирали Mercedes-Benz 300SD c пятицилиндровым 112‑сильным дизелем.
Производство свернули в 1980 году. Всего изготовили 473 035 автомобилей серии W116, из них 122 848 в базовой версии 280S.
Старое платье короля
Автомобиль, о котором я рассказываю, выпустили в 1977 году. Он в базовой комплектации, которая по нынешним меркам выглядит странной и даже забавной. Салон не кожаный, а из мягкого, очень добротного и уютного велюра. Обыкновенные механические стеклоподъемники, но ручки можно вращать практически двумя пальцами. Кондиционера нет – этот недостаток в какой-то мере компенсирует люк в крыше.
В общем, вы поняли: «бюргеркар» для практичного и расчетливого покупателя. Такой Mercedes-Benz 280S стоил в Западной Германии 28 849 марок – на две тысячи дороже прямого конкурента BMW 2.8. На эти деньги можно было приобрести три базовых 50‑сильных хэтчбека Volkswagen Golf или четыре Лады‑1500S (в «девичестве» – ВАЗ‑2103). А самые роскошные Мерседесы W116 с кондиционером и кожей шли преимущественно на экспорт в США, где если уж покупали Мерседесы, то чаще всего максимально навороченные.
Этот скромный Mercedes-Benz 280S оснащен рядной «шестеркой» рабочим объемом 2,8 л, мощностью 160 л.с. при 5500 об/мин и трехступенчатой автоматической коробкой передач. Базовый вариант предусматривал механическую 5-ступенчатую коробку. Оснащенный карбюратором Solex двигатель (была уже и впрысковая версия 280SE) разгонял седан до 190 км/ч. До 100 км/ч – за 11,5 с. В повседневной жизни этого и сегодня вполне достаточно. Тем более что мотор объемом 2,8 л, который ставили и на машины других семейств, слыл в глазах владельцев Мерседесов эталоном надежности и долговечности.
Словно подчеркивая, что эта машина не для гонок, а для почтенной размеренной езды, педаль газа сильно задемпфирована. К этому надо привыкнуть. Чтобы разгоняться резво, педаль требуется продавить, настойчиво подтверждая, что именно этого ты и хочешь от спокойной солидной машины. Коробка не чета современным: с передачи на передачу переходит с заметной паузой – так, что водитель это хорошо чувствует.
Зато как машина плывет! Независимые многорычажные пружинные подвески обеспечивают фантастическую плавность хода. На топовые версии ставили пневмоподвеску, поддерживающую клиренс вне зависимости от нагрузки. Но даже «пружинный» Мерседес удовлетворит по плавности хода многих.
Реакции на повороты руля совсем не спортивные, но взаимопонимание с машиной в поворотах найти несложно. А на прямой и в плавных виражах этот 45‑летний Mercedes ведет себя предельно четко и сдержанно. Породисто. Он отменно держит траекторию, не требуя лишних движений рулем, и умело нивелирует неровности дороги. В дальнее путешествие на таком – хоть сейчас. Представьте, как смотрели на это чудо в семидесятых!
ПРИГЛАШЕННАЯ ЗВЕЗДА
В начала восьмидесятых «сто шестнадцатые» Мерседесы даже играли эпизодические роли в советском кино. Причем, как правило, по сюжету машины ассоциировались с теневой экономикой, достигшей тогда в Союзе наибольшего расцвета.
И гости столицы
В 1977 году, когда выпустили этот седан, с той памятной фирменной выставки в Сокольниках прошло уже четыре года. Через год после нее – в 1974‑м – Mercedes-Benz 450SE стал «Автомобилем года» в Европе. А в 1977 году шотландец Эндрю Коуэн выиграл за рулем Мерседеса марафон Лондон-Сидней, маршрутом повторяющий знаменитое ралли 1968‑го. Правда, выступал он на более демократичном Мерседесе W123, но спроектированном уже с опытом создания «сто шестнадцатого».
В том же 1977 году в первый регулярный рейс отправился сверхзвуковой лайнер Concord. Музыкальными хитами в тот год стали альбом Arrival команды ABBA с вечно актуальной «Money, Money, Money» и сингл «Hotel California» группы Eagles. Кстати, западные машины начали проникать в СССР всё раньше – свежими, а уже не с опозданием на несколько лет, как было в шестидесятых. Да и Мерседесы серии W116 по Москве в 1977‑м уже ездили. Правда, их было совсем мало. Зато не только у иностранцев, но и у советских граждан! И каждый из них был на виду.
Именно в 1977 году в качестве приза за выигранный в Германии шахматный турнир Mercedes-Benz 350SE получил чемпион мира Анатолий Карпов. К тому времени такой Mercedes был не только у тонкого ценителя классных автомобилей Леонида Брежнева, но и у знаменитого офтальмолога Святослава Федорова. Брежневу Мерседес подарил глава ГДР Эрих Хоннекер. От канцлера ФРГ Вилли Брандта наш генсек получил спортивный Mercedes-Benz 450SLC семейства W107. Ну и, конечно же, многие в Москве знали голубой автомобиль Владимира Высоцкого.
За полвека после дебюта Мерседеса W116 сменилось с десяток поколений автомобилей, появились новые марки и классы, многочисленные гибриды и электрокары. Его ровесников давно числят «олдтаймерами». Но этот Mercedes-Benz 280S, несмотря на бедную комплектацию и не самый мощный мотор, так и просится в олдтаймеры – в автомобили на все времена.
РЕДКИЕ ПТИЦЫ
Завод в Штутгарте делал только седаны. Но мелкие фирмы радовали оригиналов и универсалами. Автомобиль бременского ателье Pollmann был сделан специально для заказчика из США.
Всего 14 универсалов изготовила известная в узких кругах британская фирма Crayford. Она же на основе версии 350SEL с удлиненной базой соорудила вариант с кузовом ландо.
Первый мерседес в ссср у кого был
В общей картотеке ГАИ Mercedes-Benz 450 SEL Владимира Семеновича и вовсе был единственным в Москве, так как машины Брежнева числились в других картотеках. Был у генсека еще один W116, так называемый «крымский», подарок Хоннекера, но то был 280SEL.
Позади Брежнева и Хоннекера "крымский" Mercedes-Benz 280SEL
Машина, принадлежавшая Высоцкому, была выпущена в 1974 году, и была первой в автомобильной жизни Владимира Семеновича, которую он зарегистрировал на себя.
Часто говорили, что этот Мерседес артисту подарила Марина Влади, но по словам Нины Ургант, с мужем которой дружил бард, конкретно эту машину он купил на свои личные сбережения, о чем не раз говорил на семейных праздниках.
Даже по меркам зажиточного западного мира это был очень дорогой автомобиль, но «там», то есть на Западе, артист такой величины, каким в СССР был Владимир Семенович, такую машину вполне мог себе позволить.
Под капотом этого Мерседеса стоит мотор M117. Восьмицилиндровый, объемом 4.5 литра, мощностью 225 л.с. Коробка передач автоматическая.
Самое современное на то время оснащение салона, какое было у машин такого класса. Не зря ведь в 1974 году эта модель получила почетное звание «Автомобиль года» в Европе.
В музее Высоцкого в Екатеринбурге
Несмотря на наличие кондиционера, в тёплое время года Высоцкий предпочитал ездить с открытым окном. Пока он стоял на светофорах, неоднократно к машине подбегали люди, кто просто полюбоваться на чудо немецкой инженерной и дизайнерской мысли, кто автографом своего кумира обзавестись.
Вокруг артиста и его Мерседеса хватало различных мифов. Гаишники якобы вытягивались по стойке смирно, завидев вдалеке машину Высоцкого, и никогда его не останавливали.
Мифом это может быть лишь отчасти. Сам артист говорил, что сотрудники ГАИ его иногда останавливали просто даже, что бы посмотреть машину, да разузнать о ней подробнее.
А вот в Крыму на своем Мерседесе похожего цвета любил кататься генсек.
Возможно, там гаишники, завидев вдалеке W116, действительно вытягивались по стойке смирно. Попробуй, разгляди издали, кто там за рулем, Брежнев или Высоцкий.
За время пребывания у Владимира Семеновича, машина побывала в нескольких незначительных авариях, а серьёзное ДТП произошло 1 января 1980 года, когда артист въехал в троллейбус.
Машину закончили восстанавливать уже после того, как бард покинул этот мир. В 1989 году очередной владелец увез Мерседес Высоцкого в Грузию, где следы машины затерялись, казалось, навсегда.
Даже в съемках фильма о Владимире Семеновиче задействовали просто очень похожий автомобиль, который, к слову, тоже нелегко оказалось найти.
Автомобиль, задействованный в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой"
Но историческая справедливость восторжествовала.
Одному из поклонников творчества Высоцкого, Андрею Гавриловскому, удалось найти «тот самый Мерседес», выкупить его, привезти из Грузии назад в Россию и отреставрировать.
Знаменитый Мерседес стал музейным экспонатом в экспозиции, посвященной легендарному русскому артисту.
Кстати, «крымский» Мерседес 280 SEL Брежнева тоже сохранился.
Сейчас он в Латвии, в частной коллекции. А вот о судьбе генсековского черного Mercedes-Benz 450 SEL не известно.
Puch 500 GE 1993 – «Гелик», но не «Мерседес»
Простоял в гараже больше 40 лет: пыльный Mercedes-Benz 300 SL выставили на продажу
Сделал потому что хотелось: в продаже Mercedes S-Class переделанный в универсал
39 комментариев
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда все время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья –
Нет жалости во мне и неспроста.
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Обидно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
Мерседес Владимира Высоцкого
8 июля 1976 года в Краснопресненском отделении ГАИ Владимир Высоцкий зарегистрировал «Даймлер-Бенц» («Мерседес») модель 450 W 116, четырехдверный седан 1974 года выпуска с номерами двигателя и шасси — 11028-10023792, цвета «голубой металлик». Это был первый «Мерседес», появившийся в картотеке ГАИ Краснопресненского отделения.
Этот автомобиль стал первой иномаркой Высоцкого, официально зарегистрированной на его имя, до этого все машины бард регистрировал на жену Марину Влади, сам же бард ездил только по доверенности. До «Мерседеса» Высоцкий уже успел посидеть за рулем «Жигулей», которые он разбил, отремонтировал и продал. После отечественного авто в ведении Высоцкого были сплошь иномарки: серый «Рено», два «БМВ» — серо-голубой и бежевый обе имели иностранные номера. К слову, в те времена это было связано с определенными неудобствами. К примеру, машины с иностранными номерами без специального разрешения не выпускали дальше, чем за 100 км от Москвы.
Был в «коллекции» Высоцкого до этого и «Мерседес» — 350-й, желто-коричневого цвета, спортивное двухместное купе. Бард купил его в конце 79-го во время гастролей в Германии. Хотел перегнать в Москву, но на магистрали Москва-Брест, которую строили к Олимпиаде, попал в аварию, и только купленная машина сильно пострадала — поездить на ней Высоцкому так и не удалось.
До недавнего времени след «Мерседеса» модели 450 W 116 был потерян. После того как автомобиль принадлежал нескольким владельцам, в 1989 году он был вывезен в Грузию. Несколько лет назад машину нашли в Грузии, ее выкупил через посредников Российский бизнесмен Андрей Гавриловский. Больше года «Мерседес» был на реставрации: удалось в точности вернуть ему тот прежний первоначальный вид. Даже цвет удалось точно подобрать. Андрей Гавриловский специально встречался с другом Владимира Семеновича Валерием Янкловичем, тот отлично помнил «мерседес» друга и помог вернуть машине нужный оттенок — серо-голубой. На покраску ушло сто тысяч рублей. А во сколько всего обошлась перекупка раритета, Гавриловский не рассказывает.
Сегодня автомобиль находится в музее Екатеренбурга и является частью экспозиции посвященной Владимиру Высоцкому.
Адрес музея: Екатеринбург, ул. Малышева, 51, бизнес-центр «Высоцкий», 2-й этаж
Часы работы: со среды по субботу — с 11.00 до 19.00; в воскресенье — с 11.00 до 18.00. Понедельник, вторник — выходной. Вход свободный.