Autonomous car сбер что это
Перейти к содержимому

Autonomous car сбер что это

  • автор:

Сбер приступил к испытаниям беспилотных автомобилей на дорогах Москвы

Сбер начал испытывать на дорогах Москвы беспилотные автомобили собственной разработки. Испытания проходят на дорогах общего пользования с водителем за рулем. До конца года количество беспилотников увеличится до десяти, сообщается в пресс-релизе компании.

Беспилотный автомобиль — это связка из самого автомобиля, датчиков и чипов для обработки, а также алгоритмов для обнаружения объектов и планирования движения. С точки зрения затрат на разработку наиболее сложной частью считаются именно алгоритмы, поэтому на сегодняшний день лидерами в области беспилотных автомобилей являются не автопроизводители и производители датчиков, а IT-компании, такие, как Waymo, выделенная из Google, Baidu и Яндекс. Последняя компания представила свой первый беспилотник в середине 2017 года. С тех пор Яндекс запустил два тестовых сервиса беспилотного такси и тестирование в Израиле и США, а общий пробег беспилотников компании составил почти десять миллионов километров.

Сбер, у которого уже есть совместное предприятие с Cognitive Technologies в области промышленного беспилотного транспорта, в сентябре решил создать отдельную компанию Sber Automotive Technologies для разработки беспилотных автомобилей для обычных дорог и теперь начал их испытания в Москве. Беспилотник выполнен на базе Kia Ceed SW. На крыше располагается блок датчиков с четырьмя лидарами и прозрачными окошками для камер. Примечательно, что лидары расположены только на верхней части машины, тогда как многие разработчики также добавляют их на крылья или бампер для увеличения обзора в городских условиях, к примеру, при выезде из-за другого автомобиля или угла здания. Компания отмечает, что использует собственные алгоритмы, а также картографию из принадлежащего ей сервиса «2ГИС».

Перед испытаниями на дорогах общего пользования автомобили прошли тестирование на закрытой территории и государственную сертификацию. Во время испытаний за рулем всегда присутствует водитель. Судя по фотографиям беспилотника, испытания уже проходили в разных районах центра Москвы. Компания не раскрывает, сколько именно автомобилей проходят испытания, но отмечает, что сейчас их несколько, а до конца года количество увеличится до десяти и продолжит расти в следующем году.

Помимо Яндекса и Сбера свои беспилотные автомобили в России испытывают StarLine, «КамАЗ», а также команды инженеров нескольких университетов, например, НГТУ.

Autonomous car Сбер: что это такое?

С начала ХХ века, человечество постоянно ставит себе задачи – как упростить навигацию и управление на транспортных средствах? С развитием технологии, в 1914 году, впервые появляется первый автопилот для самолета, а спустя 6 лет, было продемонстрировано управление кораблем без помощи человека. В 1921 году, в штате Огайо, был продемонстрирован первый радиоуправляемый автомобиль.

С тех пор, по прошествии менее чем ста лет, с 2015 года, начинаются тестирования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в России, Китае, США.
В США, крупнейшими компаниями, которые тестируют беспилотный транспорт, являются:

  • Waymo;
  • GM Cruise;
  • Uber;
  • Aptiv.

Россию же, на этом направлении представляют компании

  • Яндекс,
  • НАМИ,
  • КАМАЗ
  • SberAutoTech.

Что бы подробно разобрать каждую из приведенных выше компаний, потребуется значительное время. Остановимся же мы, на компании SberAutoTech – новичке на рынке беспилотных технологий, основанной в 2020 году.

Технологии будущего уже в Москве

Как заявляет сама компания SberAutoTech, основной целью её деятельности является развитие автомобильных сервисов Сбера на основе принципов:

  • безопасности;
  • экологичности;
  • мобильности.

Безопасность пассажиров и участников дорожного движения, при использовании автомобилей Сбер, будет достигаться современной системой видеоконтроля, наличием передовых датчиков, радаров, лидаров. Благодаря совмещению этих технологий обеспечивается контроль дорожной обстановки на 360о. Отсутствие в обзоре мертвых зон, реагирование на непредвиденные дорожные ситуации в 5 раз быстрее самого опытного водителя, и это минимальный набор положительных характеристик беспилотного транспорта от Сбер.

Так же, в систему навигации в беспилотника, внедрены карты и данные из системы 2Гис, позволяя с точностью до двух метров, определять местоположение вызвавшего такой автомобиль человека.

Быть или не быть транспорту будущего на Российских дорогах?

На конец 2022 года, испытания беспилотного транспорта от SberAutoTech, в Москве, проходят без глобальных проблем. Автомобили, а точнее двигатели на электрической тяге с достоинством выдерживают Русскую зиму. Остается проверить, как автомобили будущего поведут себя в не менее тяжелых условиях весны, когда обзорность снижается до 10 – 20 %. А так же, выдержат ли HiTech-автомобили, многочасовые пробки Москвы.

Беспилотники СберАвтоТеха используют наследие Ё-мобиля

 Десяток прототипов Сбера на базе универсала <a href="/e/BzYAwEAAABQ" Ceed SW</a> впервые выкатился на улицы Москвы в декабре 2020 года «для испытаний в условиях зимнего мегаполиса». За рулём всегда сидит водитель. Десяток прототипов Сбера на базе универсала Kia Ceed SW впервые выкатился на улицы Москвы в декабре 2020 года «для испытаний в условиях зимнего мегаполиса». За рулём всегда сидит водитель.

Издание «Коммерсант» с помощью системы «СПАРК-Интерфакс» выяснило, что ПАО «Сбербанк» через ООО «Цифровые активы» выкупило у фирмы «Кейджи Импэкс» белорусскую компанию «Ё-инжиниринг». Она считается правопреемницей предприятия «Ё-Авто», разрабатывавшего паркетник Ё-мобиль (2010–2014). Сбер подтвердил покупку, не назвав сумму сделки, но признал, что бенефициаром выступает дочерняя компания Sber Automotive Technologies (SberAutoTech). Она создана в сентябре 2020-го на основе департамента SberDigitalAuto. Теперь ей достанутся Ё-специалисты и Ё-технологии.

 Опытный образец ё-кроссовера образца 2013 года (4276×1783×1664 мм, между осей 2550) был оборудован незатейливым шасси (стойки McPherson плюс балка), битопливной (бензин, метан) «четвёркой» 1.4 (75 л.с., 104 Н•м) от Фиата, редуктором и полным приводом. Опытный образец ё-кроссовера образца 2013 года (4276×1783×1664 мм, между осей 2550) был оборудован незатейливым шасси (стойки McPherson плюс балка), битопливной (бензин, метан) «четвёркой» 1.4 (75 л.с., 104 Н•м) от Фиата, редуктором и полным приводом.  На заднее стекло Сида наклеен опознавательный знак «А» («Автономное управление»), который до марта 2022 года применяется в порядке эксперимента. Прототип Сбера полагается на «бортовой компьютер собственной разработки» и карты 2ГИС. На заднее стекло Сида наклеен опознавательный знак «А» («Автономное управление»), который до марта 2022 года применяется в порядке эксперимента. Прототип Сбера полагается на «бортовой компьютер собственной разработки» и карты 2ГИС.

По данным «Коммерсанта», в СберАвтоТехе работают в том числе перебежчики из Яндекса SDG. Одним из основных партнёров Сбера с осени 2019-го выступает российская фирма Сognitive Technologies, известная по софту для беспилотного КамАЗа. Совместная программа Cognitive Pilot претендует на третий и даже четвёртый уровень автопилота. Компания «Ё-инжиниринг» машинами-роботами не занимается, но имеет опыт в электромоторах, трансмиссиях, инверторах, генераторах, батареях, проектировании кузовов и шасси.

Константин Болотов, 16 февраля 2021 в 14:29. Фото: Sber Automotive Technologies

Автопилот на автомобиле от «Сбера» — впечатления и размышления

Во время питерского экономического форума Sber Auto Tech предложил желающим опробовать их автопилот, из Москвы пригнали автомобили, а все действо происходило на Крестовском острове, неподалеку от «Газпром Арены».

Объявив бесплатную регистрацию на поездки, в компании столкнулись с тем, что за считанные часы все доступные временные промежутки разобрали. В Петербург первоначально привезли пять автомобилей, но затем решили увеличить их число, на второй день из Москвы отправились дополнительные машины, так как спрос оказался бешеным, люди хотели покататься на автопилоте, сформировать свое мнение о нем.

Воспользовался служебным положением и попросил директора компании Андрея Василевского организовать поездку. Катался на автопилотах разных компаний – «Яндекс», Waymo и примерно десятке других, в том числе на такси, что уже оказывает услуги в Китае, а вот «Сбер» не пробовал, нужно было исправлять.

Пока ждал машину, болтали о том о сем, узнал, что многие люди приезжали без регистрации, просили покатать, так как им интересно, а зарегистрироваться на сайте они не могли. Всех пытались покатать, в первый день шли проливные дожди, погода была крайне неприятной. Несмотря на это, до острова добрались многие люди, и из 120 запланированных поездок состоялось 100. Выбор площадки интересен тем, что до нее легко добраться плюс нет ограничений, как на форуме, одним словом, демократия для всех.

Обсуждая ажиотаж вокруг новой технологии, подумал, что первый фильм братьев Люмьер не был длинным, не представлял особой художественной ценности, но люди отправлялись смотреть на технологию, которая в недалеком будущем должна была изменить мир. И она изменила наш мир, в этом нет сомнений. Ровно такая же история и тут, люди приезжают не просто прокатиться в машине, а посмотреть, как выглядит технология, которая способна поменять мир вокруг нас.

Робот-пылесос 360 Botslab P7

Бюджетный робот-пылесос с голосовым управлением, умением строить карты помещения и временем работы до 90 минут, а также влажной уборкой.

Субботний кофе №259

Налейте чашку ароматного субботнего кофе и познакомьтесь с новостями недели. Nothing Phone (2) представлен официально, в Россию приехали новые realme, а Evolute выпустила новый электрокар…

Тест GAC GN8. Это минивэн!

Сегодня же у нас на тесте, наверно, один из самых интересных представителей марки GAC — минивэн GN8.

Обзор смартфона realme 9i (RMX3491)

Базовый смартфон серии, большой акцент на энергоэффективность, спокойный дизайн, всё необходимое на борту…

Маршрут, проложенный вокруг парка, занимает двенадцать минут, тут нет загруженных дорог, но есть другие автомобили, множество людей, которые переходят дорогу. На месте водителя сидит сотрудник компании, он нужен для подстраховки, но машина самостоятельно крутит руль, все происходит в автоматическом режиме. Заняв заднее сидение, нужно пристегнуться, после этого нажать на большом экране «Старт», и вы отправляетесь в поездку.

На пассажирском сидении экран выдает не так много информации, рисует предметы, которые определил вдоль дороги и на дороге — машины, людей, что-то иное. В тестовых поездках машины собирают петабайты информации, которая затем подвергается анализу и разметке, так устроена технология для любой компании. Нужно научить софт определять машины и другие предметы на дороге, что не так просто, как может показаться на первый взгляд, так как математическое описание тех или иных предметов сильно отличается от визуального, цифровой слепок может выглядеть странным для человеческого глаза. Болтая с водителем, ехали по дороге, я подмечал, что некоторые предметы софт определяет неверно, например, трансформаторная будка, стоящая у дороги, превратилась в грузовик, хотя им не являлась. Относиться к прототипам как к готовому коммерческому продукту точно не стоит, машины готовы к поездкам в городах, но впереди еще огромный пласт работ — оцифровка ситуаций и предметов, создание алгоритмов для тех или иных действий.

На полигоне «Сбера» плотное движение, не в пример тому, что на тестовых заездах в Питере. По словам Андрея, машины иногда что-то «видят» и пугаются, происходит резкая остановка, или они перестраиваются. Это обычная история, связанная с кодом и обработкой ситуаций, когда нужно связать воедино всю информацию, получаемую с сенсоров, успеть быстро ее обработать и тут же выдать обратно. Самым перспективным является создание локальных сетей, которые автономно смогут обрабатывать типичные ситуации. Сегодня в багажнике установлен огромный компьютер, водяное охлаждение, крутятся вентиляторы, и даже в салоне слышно, как он шумит.

Лет пять назад в Лас-Вегасе на CES смотрел на подобный сервер от Intel, он занимал большую часть багажника, сегодня все уже не так массивно. Но все равно для автопилота требуются недюжинные вычислительные мощности, а главное, компьютер должен работать 24 на 7, он обязан иметь резервирование, так как иначе машина может просто встать и перестать работать. Хорошо, если это произойдет во время стоянки, но во время движения такое просто недопустимо.

Каждый создатель автопилота проектирует свой компьютер самостоятельно, ноу-хау инженерного толка тут хватает, и только на первый взгляд кажется, что это мелочи. Нет коробочных решений, которые можно использовать здесь и сейчас. Разные компании предлагают свои решения, но все всегда упирается в их стоимость. Главная задача любого создателя автопилота — снизить общую стоимость системы, чтобы она была экономически оправданной.

Понятно, что первоначально автопилоты придут в грузовой транспорт, а только потом появятся в такси и легковых машинах. Но тестировать автопилоты проще в легковушках, поэтому путь развития для всех более-менее одинаков.

На тех машинах, что показывали в Питере, стоят четыре лидара Velodyne, их хорошо видно в просвет.

Камеры обеспечивают круговой обзор, машины также имеют радары. Полный фарш, привычный для таких автопилотов. Так как это прототипы, с которыми постоянно работают, в «Сбере» гордятся некоторыми решениями, придуманными самостоятельно. Андрей с огромной гордостью говорит о том, что в России инженерные решения на высоте, у людей есть смекалка.

Верхние колпаки сделаны откидными, водитель может нажать на кнопку и разблокировать замок. Что-то нужно подкрутить или посмотреть — нажали кнопку и получили доступ в отсек. Внутри сделана изоляция от воды, а также продумана система, чтобы не собирался конденсат, так как автомобили ездят в разных условиях, могут с холодной улицы попасть в теплое помещение парковки.

Обычно над такими решениями обыватель иронизирует, мол, ничего не можем, вот и придумываем, что это что-то значимое, придаем своим выдумкам дополнительный вес. Исколесив половину планеты, могу смело утверждать, что такого рода «выдумки» всегда привносят в производство или машины дополнительные плюсы. Недостаточно иметь железо и софт, нужно также уметь правильно их разместить и убрать влияние окружающего мира.

В начале нулевых в Сувоне на заводе Samsung видел местное изобретение, на конвейере у ряда автоматов были встроенные вентиляторы охлаждения, они периодически ломались, и линия могла встать, если таких поломок было несколько. Вентиляторы были расходным материалом, но нужно было понять, что они вышли из строя (тогда не было умных компонентов, все было предельно просто). Рабочие придумали повязывать ленточки на вентиляторы, и когда те работали, было видно, что они выдувают воздух вовне, лента реяла в воздухе.

Неделю использовал смартфон с батареей 10 000 мАч. Какие выводы сделал

Сегодня на тесте UMIDIGI Power 7 Max. Это смартфон с …

Обзор смартфона Samsung Galaxy A54 5G (SM‑A546E/DSN)

Флагман А-серии от Samsung, далеко не лучшее соотношение цена/качество, но прямой конкурент младшим iPhone.

Oppo PAD Air: доступный планшет для дома

10-дюймовый планшет с 4 динамиками Dolby Atmos.

Обзор ноутбука Maibenben M547

Практичный ноутбук для работы и учебы: бодрый процессор, приличное количество памяти, ворох необходимых разъемов, низкая стоимость…

Но если ленточка исчезала, тут же нужно было отправлять техника менять вентилятор. Такая ерунда позволила избежать остановки линии из-за подобных поломок. Не помню точное число за давностью лет, но главный инженер завода говорил, что в год простой уменьшился примерно на сутки. Для линии конвейера и для завода это огромные деньги. Не стоит недооценивать простые решения, в них также есть ценность, и немалая.

Много интересного обсуждали в связи с состоянием и перспективами автопилотов в России, но потом осознал, что наш разговор укладывается в отдельный материал, нет желания мешать все в одну кучу. Давайте лучше вернемся к моей поездке.

На дороге у нас было два интересных момента. Первый заключался в том, что на пустом участке, где не было ни людей, ни машин, наш автомобиль вдруг достаточно резко вильнул. В этот момент я смотрел на дорогу и не ожидал такого, ощущение неприятное. Спросил у «водителя», что произошло и почему, он сказал, что на дороге была выбоина и автомобиль посчитал ее препятствием. То есть там, где человек продолжил бы ехать прямо и не стал бы дергаться, автомат сейчас принял другое решение. И тут мы снова возвращаемся к тому, что требуется обучать систему, вкладывать в нее нужные нам представления о прекрасном. Автопилот в будущем — это не столько железо, хоть оно и будет важной составляющей, сколько софт. Как он обрабатывает события, какой стиль вождения у машины и что вы можете выбирать (спортивный режим или обычный, мягкое вождение, чтобы не растрясти себя, или что-то в традиционной стилистике). Об этом мало задумываются, но именно софт будет определять удобство машины, а не только железная составляющая. Ближайшая аналогия звучит просто — сегодня у вас с другом может быть одинаковая модель автомобиля, но уровень комфорта на дороге зависит от вашего стиля вождения, того, как вы умеете управляться с железкой.

Другой момент из нашей поездки, который произошел случайно, но хорошо показывает важность софта. У дороги был припаркован джип, а на прицепе находилась довольно большая лодка. Наш автомобиль визуально определил препятствие, на экране оно появилось, но уже проехав машину с прицепом, он почему-то решил перестроиться вправо, хотя никаких причин для этого не было. Тот самый софт, который нужно допиливать.

Важно подчеркнуть, что оценивать сегодня автопилот по мерке коммерческого продукта рано, можно выплеснуть вместе с водой ребенка. До коммерческого продукта всем компаниям еще очень далеко, но в этой гонке каждый делает ставку на свои сильные стороны, рынок огромный, и на нем хватит места всем. Обслужить этот рынок не сможет ни одна, ни две, ни три компании — чем их больше, тем лучше для всех и тем быстрее будет развиваться направление. Сегодня инвестиции в создание таких технологий заметны, позволить их себе могут единицы в России, «Сбер» — по понятным причинам одна из таких компаний. И вот тут хотел сказать о важном, о том, что обычно остается за кадром. У многих восприятие «Сбера» проистекает из знакомства с банком, причем оно состоялось лет двадцать назад и стереотип восприятия не меняется, тянется из года в год шлейфом. Компания Sber Auto Tech — своего рода стартап, и настроение внутри именно такое, ребята ничем не отличаются от Waymo или того же «Яндекса», живые и улыбчивые, никакой корпоративной грусти и раздувания щек. Пожалуй, что именно этот момент настроения внутри коллектива крайне важен для стартапов, которые строят новые технологии, формализм все убивает, тут же его не замечаешь. Ясно, что это наблюдение стороннего человека, который не погружался в компанию, но обычно симулировать такое невозможно, ты точно чувствуешь настроение, и если есть наигранность чувств, она тут же вылезает наружу.

Подергал пару человек, которые просто увидели машины «Сбера» и покатались на них, у всех определенный восторг, они описывают опыт как нечто новое. Обычные люди, которые гуляли в парке и решили дойти до автомобилей и посмотреть на них. И это круто, что происходит такая популяризация технологий, а люди ими интересуются, равнодушным эта история никого не оставляет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *