Как создаются и производятся автомобили Changan: изучаем передовые технологии на родине бренда в Китае
Несмотря на то что китайские автобренды продают свои машины в России почти два десятка лет, отношение к ним отечественных покупателей настороженное. Пока главным камнем преткновения остается уровень качества самих машин и проблемы с их послепродажным обслуживанием. Крупнейшие китайские автоконцерны о подобном недоверии знают, а потому предпринимают меры, чтобы убедить клиентов в обратном. Ведь между китайскими автомобилями прошлого и настоящего — пропасть! В этом мы лично убедились, побывав в исследовательском центре, на заводе и полигоне компании Changan — второго по величине автопроизводителя Китая.
Две пересадки, почти 15 часов в самолете — и мы в Чунцине, самом большом городе Китая, население которого превышает 35 млн человек. Это столица автомобильной промышленности Поднебесной, местный Детройт, где расположены штаб-квартиры и производства многих марок и совместных предприятий. Одна из них — Changan. На сегодняшний день это второй после SAIC производитель Китая и один из крупнейших автоконцернов мира со 157-летней историей.
Производственный кластер компании — считай, еще один город. Масштабы впечатляющие! Фактически для каждой модели тут построено отдельное сборочное предприятие. И это не считая совместных производств с Mazda, Suzuki, Ford и PSA, а также двух собственных суббрендов и заводов по выпуску двигателей, трансмиссий, электромобилей и их компонентов.
Государственная компания Changan начала свою деятельность в 1862 году с военных машиностроительных заказов, в том числе пушек. К середине XX века было освоено производство военных внедорожников. Именно с этого момента начинается автомобильная история марки. Кстати, в русской транскрипции правильно произносить не «Чанган», а «Чанъань»
Главная гордость Changan — громадный исследовательский центр, который занимается самыми передовыми разработками. На технологическую сферу китайцы сегодня не жалеют никаких денег. Только на R&D-центр в Чунцине автоконцерн потратил миллиард долларов (!), а всего в мире их функционирует еще восемь, в том числе в США, Японии и Германии. В общей сложности в них расположено 180 лабораторий, а общее число сотрудников составляет 12 тыс. человек. На Changan сегодня работают лучшие инженеры и дизайнеры мира из BMW, Volkswagen, Mazda, Ford и Toyota.
Актуальный модельный ряд компании Changan более чем наполовину состоит из кроссоверов — 10 из 18 моделей. До России в ближайшие два года доедут шесть новинок
Само собой, имея такие ресурсы, компания не просто давно освоила, а и запустила в серию почти все достижения современного автопрома. Китайцы выпускают целую линейку современных цепных атмосферных и, главным образом, турбированных двигателей, в том числе экологичных трехцилиндровых. Уже в серийном производстве и продаже автомобили Changan с компактной 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач c двумя «мокрыми» сцеплениями (6-ти и 8-ступенчатые «автоматы» в Китай поставляет японская Aisin).
Усилия Changan сосредоточены на производстве бензиновых, гибридных и электрических двигателей. А вот в перспективах разработки дизельных моторов, в соответствии с общемировым трендом, руководство сомневается. В легковом сегменте таких версий у марки нет
Что касается непосредственно производства, то почти все предприятия Changan — полного цикла. В плане организации сборки от других автозаводов мира с полным входным и выходным контролем предприятие в Чунцине отличается двумя нюансами: коммунистическими транспарантами с серпом и молотом (не забываем, что Changan — государственная компания) и малым количеством людей на конвейере. Последний факт объясняется просто: большая часть заводов концерна построена по самым передовым технологиям с уровнем автоматизации ни много ни мало 92%! Больше — только в Японии. В общей сложности у «Чанъань» сегодня 35 производственных кластеров по всему миру, а общий объем выпуска превышает 2 млн автомобилей.
Что касается производства автомобилей в России, то после сворачивания деятельности на площадке в Липецке руководство Changan решило избрать другой план действий. Сначала на наш рынок планируется выпустить новую линейку моделей, а уже после анализа спроса и согласования с компартией КНР будет приниматься решение о возобновлении локального производства
Отдельной жизнью в прямом и переносном смысле живет подразделение по разработке и производству автономных автомобилей и электромобилей Changan EV. У компании уже есть три платформы и целая линейка серийных электромобилей. Налажено производство и поставка компонентов, включая тяговые батареи и прочие системы. Особую роль китайцы отводят системе эффективного охлаждения аккумуляторов летом и обогрева салона зимой, что является насущной проблемой многих производителей электромобилей.
В шоуруме исследовательского центра Changan EV был представлен ряд серийных электрокаров марки. Самый недорогой — Changan E-Star, компактный хэтчбек размером с Kia Picanto. Стоимость его оценивается в 700 000 рублей (естественно, в пересчете на рубли). Привлекательно выглядит и небольшой, но мощный кроссовер Changan CS15 E-Pro — под капотом электродвигатель на 163 лошадиные силы. В Китае на наши деньги такой стоит около миллиона. Запас хода у обоих заявлен на уровне 400 км по циклу NDEC.
Китайский бренд пока не представлен на рынке США и Европы. По словам руководителей Changan, смысла выходить на развитые рынки, где все давно поделено, с автомобилями, работающими от ДВС, уже нет. В планах марки — «электрическая экспансия» сначала в Старом Свете, а затем и в Новом. При условии, конечно, подходящей политической ситуации
Однако главную ставку китайский концерн делает на электроседан Changan Eado EV460. Компания подготовила не только серийную версию модели, но и специальные модификации для корпоративных парков — такси, каршеринга и даже полиции. Под капотом машины 136-сильный электромотор, способный разогнать машину до 100 км/ч за 10,8 секунды.
Еще одна инновационная разработка Changan — компактная и конструктивно простая трансмиссия Multi—Gear для электромобилей, принцип работы которой можно было наглядно увидеть и даже виртуально опробовать на тренажере
Само собой, последние новинки Changan буквально нашпигованы современной электроникой. Про мониторы с анимированной графикой говорить не приходится: для отдельных моделей марки это базовое оснащение. Мультимедийный комплекс Changan In Call 3.0 позволяет дистанционно, через смартфон, взаимодействовать с автомобилями через 4G-сети, управляя различными функциями — от снятия с охраны до изменения температуры климат-контроля.
Отдельное направление — автономное управление. Технологии Changan позволяют уже сегодня использовать системы автопилота второго уровня, когда водитель приглядывает за процессом управления, лишь время от времени его контролируя. К 2025 году китайский концерн планирует внедрить системы третьего и четвертого уровня — водитель будет играть роль оператора, переходя на ручное управление только в экстренной ситуации. А с 2030-го китайцы собираются вообще отказаться от человека за рулем.
Фактически автономный электромобиль должен влиться в систему «умного дома», когда человек взаимодействует с окружающей средой с помощью искусственного интеллекта, как мы привыкли видеть в фантастических фильмах про будущее. По мнению инженеров Changan, все это — дело ближайшей пары десятилетий.
Не кому-нибудь, а именно компании Changan принадлежит рекорд Гиннесса по самому масштабному беспилотному автопробегу, в котором приняли участие 55 кроссоверов марки
Каков итог?
Больше всего впечатляет тот факт, что Changan — это государственная компания. Все стратегические управленческие решения, которые привели марку к такому успеху, так или иначе были приняты в кабинетах компартии Китая. Нюанс в том, что основное потребление пока сосредоточено внутри страны и на развивающихся рынках мира. Европу китайцы планируют захватывать уже с помощью электромобилей. А вот о том, чем Changan удивит Россию в ближайшие два года, читайте в нашем следующем репортаже с премьерного экспресс-теста на самом большом полигоне Азии.
Китайская разборка: Changan отказался от производства автомобилей в РФ
Третий по величине китайский автопроизводитель Changan отказался от совместного производства автомобилей в Липецкой области на заводе, принадлежащем семье Резниковых, узнали «Известия». Теперь все новые автомобили Changan поставляются исключительно из КНР. Ранее другая китайская компания Great Wall потерпела неудачу в российском суде с иском к обанкротившейся дистрибуторской компании Резниковых. Китайцы обвинили российских партнеров в присвоении $50 млн за поставленную в 2014 году продукцию. Эта история также могла повлиять на решение Changan об отказе от совместного бизнеса с россиянами, отмечают источники «Известий». Несмотря на это, российский рынок остается привлекательным для автопроизводителей, поэтому Changan, скорее всего, будет искать нового партнера на территории РФ, отмечают эксперты.
Заводу не быть
Производство автомобилей Changan на заводе ООО «Моторинвест» семьи Резниковых началось в 2016 году, сразу после презентации на московском автосалоне ММАС-2016. Первоначально на конвейер встал компактный кроссовер Changan CS35, на очереди значился среднеразмерный «паркетник» CS75. Однако, как сообщили «Известиям» несколько дилеров, Changan прекратил сотрудничество с «Моторинвестом».
–– Что касается CS35, то на складе в Липецке осталось около 300 машин. Насколько я знаю, их распродадут и больше оттуда привозить машины не будут. Все новые машины уже пойдут из Китая, — рассказал собеседник в одном из официальных дилерских центров Changan.
На «горячей линии» «Чанъань Моторс Рус» сообщили, что производство автомобилей в РФ завершилось.
На стенде автопроизводителя Changan
–– Мы уже ничего не производим на территории России, все наши автомобили китайской сборки. Да, раньше был завод (в Липецкой области. — «Известия»), но сейчас все машины, которые поступают, идут из Китая, полностью китайской сборки, — подтвердил «Известиям» сотрудник компании.
На заводе «Моторинвест», расположенном в деревне Гребёнкино Липецкой области, «Известиям» сказали, что сборочная линия Changan уже разобрана и производство машин прекращено. Чем будет заниматься завод, организовавший на своей территории технопарк, не известно. С Алексеем Резниковым, который является главой «Моторинвеста», связаться не удалось.
По данным базы «Картотека», убыток «Моторинвеста» в 2017 году составил 141 млн рублей против 939 млн рублей годом ранее, выручка за 2017 год составила 258 млн рублей. Более свежих данных компания не предоставила.
В Минпромторге «Известиям» сказали, что Changan и «Моторинвест» в ведомство не обращались. В администрации Липецкой области не смогли оперативно предоставить комментарии.
Загубили реноме
Источник «Известий» в автобизнесе связывает разрыв отношений между Changan и «Моторинвестом» с испорченным имиджем владельцев компании после суда с китайским автопроизводителем Great Wall. Это дело освещалось в СМИ КНР, что не могло не сказаться на реноме российской стороны, считает он.
Изначально в Липецкой области планировался выпуск автомобилей Great Wall, производителем и дистрибутором которых в России больше 10 лет выступала компания «Ирито» Резниковых. Однако в 2016 году китайцы обратились в Арбитражный суд Москвы с иском о взыскании с «Ирито» задолженности на общую сумму почти в $50 млн. По заявлениям производителя, с 2014 года российский партнер перестал перечислять им деньги за поставленные машинокомплекты. Руководство «Ирито» тем временем инициировало процедуру ликвидации этой компании, а также ее региональных дилерских филиалов.
Автомобили Haval F7 на заводе Haval китайского концерна Great Wall
Арбитражный суд Москвы отказал Great Wall в иске напрямую к «Ирито», поскольку выяснилось, что около 20 договоров о поставке были заключены не с АО «Ирито», а с фирмами-пустышками, позже обанкротившимися. Истец уверял в суде, что договоры носили «притворный характер» для ухода от таможенных платежей. В итоге иск был удовлетворен лишь частично и к «дочке» «Ирито» –– ООО ИМС — на сумму около $1 млн, но компания на тот момент ни деньгами, ни имуществом не располагала и находилась в стадии ликвидации.
По заявлению Great Wall еще в 2017 году было возбуждено уголовное дело по ч. 7 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, совершенное в особо крупном размере»). Оно до сих пор расследуется.
Не уйдут с рынка
Тем не менее китайский автопроизводитель Great Wall не отказался от производства в России. Он построил за $500 млн завод в Туле и начал выпускать там кроссоверы под своим брендом Haval.
Российский авторынок, несмотря на падение, остается привлекательным для китайских компаний, поэтому для успешного развития в РФ Changan будет вынуждена искать других партнеров в стране, убежден аналитик по автопрому «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов. Таким партнером может стать практически любая автокомпания, поскольку мощности всех производителей России недозагружены.
Автомобильный эксперт Сергей Ифанов считает, что китайцы могут пойти на контрактную сборку в «Автотор», который в начале года подписал договор c компанией Chery.
–– Для них это шанс обнулить утилизационный сбор и таможенные платежи в обмен на контрактные отчисления российскому предприятию. Зато они смогут предложить конкурентную цену, — отметил эксперт.
Сборка автомобилей Haval F7 на заводе Haval китайского концерна Great Wall в индустриальном парке «Узловая»
Китайский автопроизводитель прекратил производство в России
Компания Changan выпускала автомобили на заводе «Моторинвест» в Липецкой области, где производился компактный кроссовер Changan CS35. В скором времени на конвейер предприятия должен был встать еще один кроссовер — CS75, но этого уже не произойдет.
Сборка Changan CS35 в России прекращена, конвейер разобран, а на складах осталось несколько сотен автомобилей этой модели. После того, как их распродадут, машины в дилерские центры будут поставляться из Китая. Как это отразится на стоимости продаваемых у нас автомобилей Changan, неизвестно: скорее всего, автопроизводитель подыщет новую площадку.
Завод «Моторинвест» последние годы нес убытки. В 2017 году они составили 141 млн рублей, а в 2016-м — 939 млн рублей. Не исключено, что уход Changan с завода «Моторинвест» обусловлен судебной тяжбой с другим китайским автопроизводителем — Great Wall, что благодаря освещению этого в китайских СМИ плохо отразилось на имидже российской компании.
Чем теперь займется предприятие в Липецке — неизвестно. Китайский же автопроизводитель, вероятно, будет искать нового партнера для производства автомобилей. Найти его окажется несложно, так как мощности предприятий нашей страны загружены сегодня не полностью. Таким образом, Changan сможет не платить утилизационный сбор и таможенные пошлины.
Напомним, что в прошлом году, согласно данным АЕБ, автомобили Changan купили полторы тысячи россиян, то есть на 17% больше, чем в 2017 году.
где собирают автомобили чанган для россии
Changan остановил выпуск автомобилей в Беларуси, где собирали CS35 Plus и CS75 FL для России
Летом 2020 года Changan поставил на конвейер белорусского предприятия «Юнисон» кроссовер CS35 Plus, а позже там организовали сборку CS75 FL — обе модели экспортировали в том числе на российский рынок. По информации сайта «Китайские автомобили», в настоящее время производство Changan в Беларуси остановлено. Источника издания сообщает, что причной стали «трудности с логистикой», которые «наложились на внутренние процессы завода».
Changan оказался одной из немногих китайских марок, продажи которых в России сократились по итогам трех кварталов 2021 года: с января по сентябрь дилеры реализовали 3639 новых машин, что на 24 процента меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Основная доля продаж приходится как раз на CS75 FL и CS35 Plus, которые за девять месяцев нынешнего года разошлись в количестве 1495 и 1520 экземпляров. Кроме того, россияне приобрели 624 кроссовера CS55. Другие модели в России пока не продаются.
Ранее сообщалось, что Changan намерен расширить линейку моделей в России. В частности, в стране уже замечали CS55 Plus, который, по всей видимости, готовится к сертификации. До конца года также в продажу может поступить Changan Uni-K, кроссовер со стильным дизайном и 2,0-литровой «турбочетверкой» под капотом. Кроме того, для России еще в 2020 году подтвердили модель Uni-T, однако сроки ее появления пока не объявлены.
На «Юнисоне» собирали автомобили и другой китайской марки, представленной в России, — Zotye. Из Беларуси поставляли модели T600 и Coupa, однако в 2020 году появилась информация, что Zotye испытывает некие юридические трудности, из-за чего выпуск на «Юнисоне» был приостановлен.
1. «Почему CHANGAN?» или «Почему все мы скоро будем ездить на китайских автомобилях?»
Заголовок получился провокационным, но Давайте разбираться! Всё по-порядку.
Что такое CHANGAN?
Changan Automobile Group — крупная китайская автомобилестроительная компания. Третий по величине автопроизводитель в Китае. Правильно произносить Чанъань, хотя в народе автомобиль зовется проще — Чанган.
Компания основана в 1862 году в городе Чунцин, тогда была создана небольшая машиностроительная фабрика. После 1949 года, когда в Китае произошла революция, фабрика перешла в собственность государства. С 1958 по 1962 год там выпускались компактные армейские внедорожники. В 1983 году было организовано совместное предприятие с японской фирмой Suzuki. В 1995 году было проведено акционирование. Группа заводов, расположенная в Чунцине, стала называться Changan Automobile Group. В 2001 году было организовано совместное предприятие с Ford Motor.
Как и в большинстве крупных китайских автопроизводителей, Changan сотрудничает с западными и японскими компаниями, производя и продавая продукцию этих фирм в Китае. Changan настоящее время участвует в следующих совместных предприятиях: Changan Suzuki, Changan Ford Mazda Engine, Changan PSA или CAPSA, Changan Ford, и Changan Mazda. Отсюда и большое сходство модели CS35 с Ford Kuga 1-го поколения в дизайне интерьера и экстерьера.
Что такое CS35?
Changan CS35 — компактный кроссовер, выпускающийся с 2012 года китайской компанией Changan, первый кроссовер компании (линейка кроссоверов включает в себя CS15, CS35, CS55, CS75, CS95). В России автомобиль появился в начале 2014 года. Производство автомобилей для России было налажено в Липецкой области в 2016 году.
Китайцы не стали «придумывать велосипед». Автомобиль взял в себя всё лучшее, что имелось на то время. А именно:
1) Дизайн создал итальянец Лучано д’Амброзио, бывший главный дизайнер культового ателье Bertone вместе со своей командой.
2) Двигатель разработали британцы (собственно, как и всю линейку двигателей Blue Core).
3) Подвеска и элементы салона — результат работы команды специалистов из Америки (тут сказались тесные связи c Ford Motor Company)
Скажу честно, приходя на российский рынок в 2014 CS35 имел еще несколько детских болезней.
И вот здесь, меня впечатлило и подкупило упорство китайских коллег в доработке своего детища.
Проблема 1. Стук стоек амортизаторов (преимущественно правых по ходу движения).
Проблема 2. Отказ блока управления электростеклоподъемников.
В первых партиях этих авто данные элементы с успехом менялись по гарантии на улучшенные. А затем и вовсе стали использовать модернизированные детали в процессе производства и проблемы ушли.
Но это еще не всё.
Был такой существенный недостаток — недостаток шумоизоляции. Различного рода доработками и улучшениями к 2016 году чангановцы добились существенного уменьшения шума в салоне в 1,5-1,7 раза! Эта разница ощутимо чувствуется на автомобилях до 2015 и после 2016 г. в. (российской сборки)
Заходя с производством в Россию в 2016 китайцы извлекли еще один урок. Они стали делать комплектации, учитывая мнение отечественного потребителя. Но проявилось это в своеобразном размене:
были убраны из комплектаций:
— люк с электроприводом
— зеркала и антенну стали красить в черный цвет
но были добавлены для ВСЕХ комплектаций:
+ отключаемая система курсовой устойчивости
+ антипробуксовочная система
+ светодиодные дневные ходовые огни
+ светодиодные противотуманные фары (кстати, довольно яркие и дальнобойные!)
+ подогрев сидений
+ электрозеркала с обогревом и электроскладыванием
+ хромированные ручки дверей
+ система ЭРА-ГЛОНАСС
И это еще не полный список.
Специально для России автомобилю подняли дорожный просвет со 150 мм до 180 мм.
Согласитесь, ощутимая клиентоориентированность!
Китайцы работают над ошибками и ищут пути сделать полноценный автомобиль для российского клиента. Но опять же, как я и говорил в ранних статьях, касается это исключительно двух ведущих государственных компаний CHANGAN и DONGFENG. А некоторым автопроизводителям КНР, особенно частным, далеко даже до качества пластика и металла, не говоря уже о сборке автомобилей.
Можно много говорить о преимуществах и недостатках, но рекомендую Вам самостоятельно убедиться в качестве продукции. Отзывов много, а выбор всё равно всегда остаётся за Вами. А я свой выбор уже сделал 20 апреля 2018 года.
Следующая статья будет посвящена различиям DFM H30 Cross и CHANGAN CS35.
Берегите себя и своих близких! Удачи на дорогах!
Белорусский Юнисон начал выпуск автомобилей Changan
У многострадального белорусского завода Юнисон опять новый партнер — китайская компания Changan. Сегодня официально объявлено о том, что с местного конвейера сошел первый кроссовер Changan CS35 Plus. Причем на этот раз речь впервые идет о производстве со сваркой и окраской кузовов: этот проект Юнисон вынашивал лет пятнадцать, хотя к реализации приступил лишь три года назад.
Подробностей об инвестициях и мощности нового производственного комплекса пока нет. Да и планы представлены лишь в общих чертах: гамма выпускаемых здесь моделей Changan будет расширена, причем в ней появятся и электромобили. Понятно, что, помимо внутреннего рынка, собранные на Юнисоне автомобили будут поставлять в другие страны Евразийского экономического союза, включая Россию. Паркетник Changan CS35 Plus вышел на рынки Белоруссии и России совсем недавно, но пока это машины китайского производства. У нас цены начинаются с 1 млн 160 тысяч рублей.
Завод Юнисон под Минском был открыт в 1997 году и до сих пор работал исключительно по «отверточной» технологии SKD. Поначалу здесь собирали автомобили Ford Escort и Transit, а потом в разные годы продукцией были польские грузовички Lublin, иранские легковушки Iran Khodro, различные модели Chevrolet, Cadillac, Peugeot и Citroen. До последнего времени Юнисон собирал только китайские автомобили Zotye, но это сотрудничество постепенно затухло. Зато в планах есть сборка автомобилей Dongfeng, причем в базе Росстандарта еще в апреле появилось Одобрение типа транспортного средства на кроссовер Dongfeng 580 белорусского производства. Однако официально о начале сборки еще не объявлено.
Это Китай, детка! Как делают автомобили Changan
Changan строит грандиозные планы по экспансии в Россию. В этом году компания намерена привезти к нам сразу четыре новые модели и войти в топ-3 российского рынка среди китайских автопроизводителей. Насколько реалистичны поставленные цели и что такое марка Changan сегодня, мы попытались понять, побывав на её родине в Чунцине.
Знаете, что общего у компаний Haval, Lifan, DFSK, Ford, Hyundai и Suzuki? Все они имеют свои заводы в Чунцине — самом большом городе Китая, местном Детройте с населением больше 30 миллионов человек. Чунцин также является штаб-квартирой марки Changan, которая входит в четвёрку самых больших автокомпаний в Китае и в топ-10 крупнейших автопроизводителей в мире. У Changan есть СП c Ford, Mazda, Suzuki, PSA Peugeot Citroen, а суммарный объём выпуска в этом году составит 2 миллиона автомобилей — 1,3 млн своих и 700 тыс. иностранных марок.
Компартия не мешает развивать капиталистическую модель
производства. Автозавод Changan расположен через дорогу от R&D центра.
И при всём при этом в России марку «Чанъань» (да-да, читается именно так, без «г») практически не знают, хотя формально она присутствует на нашем рынке уже шесть лет. Странно, не правда ли? А всё потому, что до недавнего времени нашу страну китайцы вообще не рассматривали всерьёз. Да и зачем? В Поднебесной шёл такой бурный рост продаж автомобилей, что им было не до нас. И лишь в прошлом году рынок достиг своего потолка, не сумев «переварить» больше 28 млн машин. Местные автопроизводители, стремительно наращивавшие производственные мощности, остро ощутили их переизбыток. Вот в этот момент руководство бренда вспомнило про «северного соседа».
Завод в Чунцине максимально автоматизирован: прессом управляет один человек.
На первый взгляд, более зажиточные Европа или США в плане экспорта автомобилей выглядят намного привлекательнее России. Но там продажи машин давно уже достигли своего потолка, у покупателей сложились свои привычки и предпочтения, из-за чего в лидерах продаж там из года в год находятся одни и те же модели. Чтобы пробиться среди местных автокомпаний, новичку (а тем более новичку из Китая) потребуется очень много времени и огромные инвестиции. Впрочем, от идеи «сходить на Запад» китайцы не отказываются. Они придут позднее и не с обычными машинами, а с электрокарами, производство которых в Поднебесной растёт в геометрической прогрессии.
В России же до уровня автомобилизации развитых стран ещё очень и очень далеко. И отложенный из-за регулярных кризисов спрос рано или поздно должен быть удовлетворён. Именно на это и делают ставку китайцы. Конечно, на России свет клином не сошёлся: есть ещё Латинская Америка и Ближний Восток, где крупнейшими рынками для Changan являются Чили (12 тыс. проданных машин за 2018 год) и Саудовская Аравия (10 тыс. машин). Но потенциал российского рынка гораздо больше: к 2025 году «Чанъань» планирует продавать у нас 40–45 тыс. автомобилей в год! Притом что общий экспорт должен составить 300 тыс. машин.
В широкую линейку бензиновых моторов Changan входит и гибридный агрегат. Робот с двумя «мокрыми» сцеплениями — собственная разработка инженеров Changan.
Что-то похожее я уже слышал от других китайских марок — близкие цифры, помнится, называли и в Haval, и в GAC, словно план для них спустили сверху. В чём-то это так и есть: Changan, как и многие другие автопроизводители из Поднебесной, — это госкомпания. Поэтому, к примеру, решение о строительстве завода в России пока не принято — его утверждают чуть ли не в Госсовете КНР. Впрочем, у Changan и существующих мощностей более чем достаточно: у компании 36 заводов, включая производство моторов и трансмиссий собственной разработки.
Работу трансмиссии электромобилей Changan нам продемонстрировали на специальном симуляторе GTA.
Нам показали только автомобильное производство, где делают кроссоверы CS55 (с декабря они уже доступны в России), а также седаны Eado, но и этого было достаточно. Такого уровня роботизации увидеть в Поднебесной я не ожидал. Открытое три года назад предприятие — одно из самых современных в Китае. Оно стоит полмиллиарда долларов и автоматизировано на 92 %. Только в цеху сварки кузовов трудится 532 робота Kawasaki! А что поделать — рабочая сила в Китае уже не такая дешёвая, как раньше, и простой сборщик на конвейере получает в среднем 45 000 рублей. Суеты и спешки на заводе как будто нет: из радиорубки звучит китайская попса, стажёры сидят в телефонах, но при этом каждую минуту с конвейера сходит один автомобиль, а всего предприятие выпускает 240 тыс. машин в год.
Электромобили Changan работают в чунцинском такси — это ли не лучшая проверка их надёжности? Уже скоро их заменят модели на новой модульной платформе, которые, правда, пока не стоит ждать в России.
А ещё у Changan есть собственный автополигон под Чунцином. И не просто полигон — а самый большой в Азии! Сюда приезжают испытывать автомобили все китайские автокомпании, а также локализованные иностранные марки: так, под камуфляжем на одном из паркингов полигона стояла целая вереница моделей Ford. Здесь есть и профилированная скоростная петля, позволяющая разогнаться до скорости выше 250 км/ч, и крутые подъёмы, и дороги с искусственными препятствиями (позабавила дорожка, состоящая сплошь из канализационных люков, торчащих на разную высоту). Не хватает разве что бездорожья, но и то потому, что в Китае производится не так много полноприводных автомобилей — с таким количеством и качеством дорог и, в целом, достаточно тёплым климатом полный привод здесь попросту не востребован.
Марка Changan не зря позиционирует себя глобальной: моторы для неё разрабатывают в Англии, дизайн — в Италии (здесь у компании крупнейший дизайн-центр среди китайских автопроизводителей). Есть ещё дизайн-студия в Японии, она специализируется на интерьере. Но самый большой R&D центр находится дома — через дорогу от завода в Чунцине. Он обошёлся в миллиард долларов. Цифра колоссальная, но для Changan вполне привычная: ежегодно на разработку новых автомобилей и технологий компания тратит от одного до полутора миллиардов долларов, или 5 % своей выручки. Сейчас упор делается на развитие электрокаров и различных «умных» технологий, включая системы автопилотирования.
Серийные электромобили Changan работают в такси Чунцина, а в свободной продаже есть уже вполне доступные компактные электрические модели стоимостью меньше миллиона рублей — и это без учёта субсидий от государства. Правда, бюджетные версии имеют небольшой запас хода, который на холоде становится совсем неприличным — такие электромобили к нам точно не привезут. Но на подходе целая серия электрокаров новой волны, включая и SUV — более мощных и дальнобойных, но пока ещё скрытых от публики. Появятся ли они в России? Не раньше чем через три года. Учитывая отсутствие заинтересованности в развитии частного электротранспорта со стороны российских властей, китайским автопроизводителям заниматься этим тоже неинтересно.
У компании Changan даже канализационные люки «именные»
Changan изнутри: как делают самые популярные китайские автомобили
Самый любопытный факт о Changan: у себя на рынке в Китае это наиболее популярный «легковой» китайский бренд, который оставил далеко позади известные у нас Chery, Lifan, Geely и Great Wall. Мы побывали на заводе и испытательном полигоне Changan и, кажется, выяснили секрет успеха.
Бум-бум-бум-бум… Господи, как же они измываются над машинами! Мы на испытательном полигоне под Чунцином. С непроницаемым будничным лицом китаец-испытатель уверенно кидает наш кроссовер то на булыжник, то на «лежачих полицейских», то на целую серию бетонных «ребер»… Неровности на любой вкус, и все проходим на самой неприятной скорости – ни быстро, ни медленно, в районе 40-50 км/ч, когда удары ощущаются особенно болезненно. Ни одного лязга отбойников и… ни единого сверчка в отделочном пластике, только глухие удары. Неужели китайцы научились собирать интерьеры?
Похоже на то. На Чунцинском автосалоне, куда группу журналистов привез Changan, я устроил спонтанный «ароматический тест». Сначала посидел, понюхал салон продаваемого у нас Changan CS35. Не то, чтобы навязчивый и мерзкий, но легкий химический запашок присутствует. Захлопываю дверь, прохожу десяток метров и сажусь в Ford EcoSport. Тот же самый запах! Готов поклясться, Форд пахнет так же, как «китаец».
Я покривлю душой, если скажу, что мне нравится этот «одорант». Машины из 80-х, 90-х и даже «нулевых», даже не самые дорогие, пахнут намного вкуснее. Честнее как-то, что ли, благороднее. Но теперь настал тот исторический момент, когда мировые производители сделали большой шаг в сторону оптимизации затрат и удешевления, а китайцы совершили рывок в развитии технологий и качества. И кривые этих графиков встретились совсем недавно.